Краткое содержание
Общая композиция сказки «Теремок» во всех вариантах остается неизменной: в пустое пространство — кувшин, голова лошади, дом — по очереди заселяются различные звери до тех пор, пока он не выдерживает такого количества жильцов и ломается. Самым первым вариант этой сказки записал А. Н. Афанасьев еще в 1855—1873 гг. Многие русские писатели (Е. Чарушин, М. Булатов, В. Сутеев, В. Бианки) немного меняли ее основное содержание, а в особенности окончание, оставляя неизменными значение, смысл и мораль.
Кратко план сказки можно представить так:
- Существует изначально пустое пространство (кувшин, дом).
- В него последовательно заселяются разные животные (от самых маленьких до достаточно крупных).
- Последним в «Теремок» приходит Медведь.
- Теремок не выдерживает и разваливается.
Простота и незамысловатость этого произведения неизменно вызывают интерес у малышей самого раннего возраста. Неслучайно в детских садах она считается одной из самых популярных. Ее уникальность также в том, что, в зависимости от аудитории, ее можно рассказывать кратко либо наполнять различными персонажами и деталями для детей более старшего возраста, а также менять обстановку, где происходят все события. Не зря она рекомендована к обязательному прочтению в 1 классе и присутствует в читательском дневнике.
Эту несложную сказку можно достаточно глубоко интерпретировать. С точки зрения детской психологии, Теремок представляет собой личность ребенка, которая последовательно овладевает различными навыками. С появлением каждого героя ребенок в своем развитии переходит на следующую ступень. Со временем душа и сознание ребенка начинают представлять сложную структуру, в которой взаимодействуют все герои.
Содержание сказки
Сюжет произведения построен вокруг истории одной семьи, состоящей из старика, старухи, ее дочери и падчерицы. Женщина сразу невзлюбила родную дочь старика и всячески старалась усложнить ей жизнь. Переложив на безропотную девушку всю тяжелую работу по дому и хозяйству, старуха не успокоилась и однажды решилась сжить ее со свету. Женщина приказала старику вывезти падчерицу в зимний лес и оставить там умирать. Старик послушал властную старуху и в слезах и горе вывез родную дочь в глухой лес, оставив замерзать под елью.
Там и состоялась волшебная встреча замерзающей падчерицы с Морозко, который испытал ее нрав и одарил дорогими подарками. Жадная мачеха, увидев шубку и сундук с монетами у падчерицы, решила отправить в лес родную дочь, в надежде получить хорошие дары от Морозко. Однако, глупая и жадная девушка не справилась с испытаниями Морозко и замерзла в зимнем лесу.
Сказка порицает такие человеческие качества, как жадность и глупость, учит проявлять доброту и сострадание.
Трагический финал, с гибелью родной дочери старухи является отражением менталитета русских людей, которые отвергают злобу, угнетение беззащитного и издевательство над слабыми.
И пали чары
Расколдовать царевну было суждено одному из главных положительных героев – царевичу. Услышав рассказ старика, он не побоялся и отправился искать дворец. Нашел его быстро и удивился, что все, начиная от людей и заканчивая животными и насекомыми, спят.
На крыльце лежал царь. Перекрестившись, молодой человек перешагнул через него и направился к своей избраннице. Далее Жуковский довольно долго описывает, как та была хороша собой. Как говорится, годы не властны над красотой. Царевич влюбился с первого взгляда, поцеловал милую девушку, та проснулась, и не только она. Дворец вмиг ожил, каждый стал продолжать заниматься тем, что делал до того.
Конечно же, царь и царица благословили свою дочь, та вышла замуж за спасителя, и все закончилось, как во многих русских народных сказках, пиром на весь мир. Вот такое сочинил стихотворение Василий Жуковский. Спящая царевна проснулась, и все закончилось хорошо.
«Каша из топора» — читательский дневник по сказке
«Каша из топора» — один из самых известных типов русской бытовой сказки.
Солдат — сильный мужчина на службе у царя.
Бабка — старая, жадная женщина с плохим характером.
Краткое содержание и сюжет
Шёл солдат со службы домой и устал по дороге. Ему сильно хотелось есть, а у самого ничего нет. Подходя к деревне постучался в первую избушку, отдохнуть попросился, да попросить еды. Жила там старуха, отдохнуть пустила, но пожалела она солдату еды и сказала, что у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Старушка дала ему котелок, а солдат помыл и положил топор в котелок на огонь, стал помешивать. Попробовал, говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует и попросил горсточку крупы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Затем солдат попросил масла — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой есть. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат положил топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его ещё по дороге доварит и тогда съест. Так, солдат поел каши и ушёл с топором.
План пересказа
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
Смекалка умного солдата, который смог перехитрить жадную старуху. Ему удалось не только поесть вкусной каши с маслом, но и забрать с собой топор.
Чему учит сказка
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
Креативность и простота против рациональности и практичности
Главный герой русских сказок Иванушка-дурачок учит тому, что есть вещи поважнее, чем практичность, расчетливость, рассудительность и напряженная работа для достижения цели. Эти качества, так же как и жадность и коварство, в русском фольклоре свойственны лишь отрицательным героям.
Можно сказать, что сказочный Иванушка выступает против основных ценностей капиталистического общества. Он оказывается самым умным среди множества окружающих его дураков, не отличаясь рациональностью, практичностью и не стремясь к богатству.
Иванушка учит тому, что в русских сказках побеждает тот,кто принимает свою судьбу со всеми ее плюсами и минусами, помогает всем, кто встречается ему на пути (а потом они помогают ему), и оказывается способным на не совсем логичные, зачастую противоречащие здравому смыслу, но оригинальные поступки. Те, кто живет ради наживы и приобретения богатства, в русских сказках остаются ни с чем, а тот, кто не гоняется за деньгами, и мыслит креативно, получает полцарства и царевну в жены.
Можно предположить, что нация, воспитанная на таких сказках, никогда не сможет превзойти с точки зрения работоспособности, трудолюбия, практичности и расчетливости другие народы, зато, когда понадобится сварить «кашу из топора» и проявить чудеса сообразительности, смекалки и изобретательности, окажется в числе первых. Поэтому, видимо, России нужно сконцентрироваться на креативе и оригинальных идеях, а не на повышении производительности труда и работоспособности населения. Именно так она сможет реализовать свой национальный потенциал.
Конечно, есть в русских сказках и герои действия. Прежде всего, это былинные богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие), воплощающие в себе идеал народного воина. Но все-таки наибольшей популярностью в русском фольклоре пользуется простоватый, не очень трудолюбивый, но бескорыстный, жалостливый и креативный Иванушка.
История создания
Сказка была создана ещё в глубокой древности. Такие произведения устного народного творчества раньше называли «байками», так как в народе говорили, что их следует «баять», то есть рассказывать. И лишь только после семнадцатого века появилось слово «сказка», которое тут же применили и к лучшему творению народного творчества, поэтому точную дату создания этого произведения установить невозможно.
Известно, что по своему сюжету оно очень похоже на восточнославянскую народную сказку. Она отражает сущность русской жизни, поэтому её можно отнести к социально-бытовым. Сюжет в таких рассказах настолько реалистичен, что при чтении может сложиться впечатление, что это происходит или происходило, или читатель сам лично наблюдал такую картину.
Когда же школьники пытаются сделать подробное описание сюжета или написать сочинение по этой сказке, они удивляются, что ничего волшебного, магического или чудесного в ней не происходит. Но чтение в классе или дома даже в кратком содержании обычно приносит детям лишь только позитивные эмоции, учит смекалке и находчивости в любой ситуации.
В настоящее время существует огромное количество вариантов этой сказки. Несмотря на то что сохраняется основной сюжет, тема и идея, у каждого народа свой вариант сказки, но вывод из каждой можно сделать одинаковый. У русского народа уже сейчас есть 10 вариантов этой сказки, у украинцев и у белорусов — по 2 варианта.
В 1982 году по этому произведению был создан одноимённый мультипликационный фильм. Мораль сказки понятна и проста, поэтому русскому народу не только запомнилось фраза «каша из топора», но она стала и устойчивым выражением. Оно означает, что несмотря даже на то, что чего-то не хватает, из всего можно сделать стоящее, если только этого сильно захотеть и приложить усилия.
Мельник
0 У Мельника вода плотину прососала; Беда б не велика сначала, Когда бы руки приложить; Но кстати ль? Мельник мой не думает тужить; А течь день ото дня сильнее становится: Вода так бьёт, как из ведра. «Эй, Мельник, не зевай! Пора, Пора тебе за ум хватиться!» А Мельник говорит: «Далёко до беды, Не море надо мне воды, И ею мельница по весь мой век богата». Он спит, а между тем Вода бежит, как из ушата. И вот беда пришла совсем: Стал жернов, мельница не служит. Хватился Мельник мой: и охает, и тужит, И думает, как воду уберечь. Вот у плотины он, осматривая течь, Увидел, что к реке пришли напиться куры. «Негодные! — кричит, — хохлатки, дуры! Я и без вас воды не знаю где достать; А вы пришли её здесь вдосталь допивать». И в них поленом хвать! Какое ж сделал тем себе подспорье? Без кур и без воды пошёл в свое подворье. ________ Видал я иногда, Что есть такие господа (И эта басенка им сделана в подарок), Которым тысячей не жаль на вздор сорить, А думают хозяйству подспорить, Коль свечки сберегут огарок, И рады за него с людьми поднять содом. С такою бережью диковинка ль, что дом Скорёшенько пойдет вверх дном? 1821 0 Был у крестьянина Осёл, И так себя, казалось, смирно вёл, Что мужику нельзя им было нахвалиться; А чтобы он в лесу пропасть не мог — На шею прицепил мужик ему звонок. Надулся мой Осёл: стал важничать, гордиться (Про ордена, конечно, он слыхал), И думает, теперь большой он барин стал; Но вышел новый чин Ослу, бедняжке, соком (То может не одним Ослам служить уроком). Сказать вам должно наперёд: В Осле не много чести было; Но до звонка ему всё счастливо сходило: Зайдёт ли в рожь, в овёс иль в огород, — Наестся досыта и выйдет тихомолком. Теперь пошло иным всё толком: Куда ни сунется мой знатный господин, Без умолку звенит на шее новый чин. Глядит: хозяин, взяв дубину, Гоняет то со ржи, то с гряд мою скотину; А там сосед, в овсе услыша звук звонка, Ослу колом ворочает бока. Ну, так, что бедный наш вельможа До осени зачах, И кости у Осла остались лишь да кожа. ___________ И у людей в чинах С плутами та ж беда: пока чин мал и беден, То плут не так ещё приметен; Но важный чин на плуте, как звонок: Звук от него и громок и далёк. 1829-1830
7 игровых упражнений, которые научат ребенка понимать прочитанное
Для примера возьмем отрывок из сказки и покажем на нем все упражнения. Вы же можете выбирать для каждого упражнения разные отрывки из любимых сказок ребенка.
⠀
Чтобы не портить книги и не набирать текст, найдите электронную версию сказки, выберите любой отрывок и распечатайте его.
⠀
Текст, на котором мы будем демонстрировать наши упражнения, возьмем из детской книги, которую рекомендовала мама нашей ученицы Елена.
⠀
Отрывок из книги «Котенок Шмяк», автор Робин Скоттон
1. Визуализируем текст
Картинки помогают включить в работу оба полушария мозга ребенка, благодаря чему ему легче понять и запомнить смысл прочитанного. Визуализировать текст можно при помощи самодельных мнемотаблиц. Ниже приведем пример, а как их правильно делать читайте здесь.
2. Составляем текст из частей
Возьмите распечатанный текст и попросите ребенка прочитать один-два раза. Затем разрежьте текст по абзацам, перемешайте и попросите его восстановить текст, последовательно складывая части.
3. Играем в учителя
Возьмите распечатанный текст и предложите ребенку вычеркнуть из него слова таким образом, чтобы не потерялся основной смысл.
4. Тренируем логику и учимся анализировать прочитанное
Предлагаем вам с ребенком порешать текстовые логические задачи. Помните знаменитую советскую загадку «А, И, Б сидели на трубе. А – упала, Б – пропала. Кто остался на трубе?» Ответ – И осталась на трубе.
⠀
Это очень простая и интересная загадка для дошкольников, которая хорошо демонстрирует детям огромные возможности русского языка.
⠀
Ниже еще примеры задачек для тренировки.
А также мы рекомендуем развивать логическое мышление у ребенка, используя наши простые идеи для создания игр из предметов, которые есть у вас дома.
5. Анализируем текст с помощью вопросов
Хороший способ помочь ребенку выстроить смысловую цепочку – это задавать вопросы по тексту:
⠀
- Кто главный герой?
- Что с ним происходит?
- Как думаешь, почему это с ним происходит? Почему он оказался в такой ситуации?
- Чему эта ситуация учит его?
- А как бы ты поступил в этой ситуации?
- Давай представим, что могло быть, если бы он поступил по-другому?
⠀
Подобные вопросы помогут ребенку уловить смысл, выделить главную мысль и легко пересказать прочитанное.
⠀
Подведем итоги!
⠀
Умение ребенка работать с текстом напрямую влияет на успеваемость в учебе. Начинайте заниматься как можно раньше. Используя наши упражнения, вы научите ребенка логично мыслить и правильно воспринимать текстовую информацию. Это те базовые навыки, которые позволят стать вдумчивым читателем и будут помогать развиваться вашему ребенку на протяжении всей жизни.
⠀
Вариант 2
Сказки, конечно, учат. В них нет, как в баснях, такой уж морали – в конце отдельной строкой, но всё и так понятно. Общее направление – это учиться добру, побеждать зло.
В сказках, понято, всё просто. Вот если бы в жизни всё так было: добро и зло, белый и черный… Сказка учит проходить препятствия, побеждать зло, не поддаваться злым чарам. Учат находить свою любовь, смело идти вперёд, помогать всем. Не бояться.
Но они не учат анализировать, почему, например, Кощей злой. Может, у него была несчастная любовь, травма в детстве… Не просто так он таким стал. То есть мы учим основы
В жизни, думаю, нужно применять осторожно эти уроки. Просто дальше они усложняются
Так ведь во всём – сначала мы учим базу, а после уже усложняем.
В принципе, все сказки похожи тем, что добро побеждает. Бедный трудяга получает помощь (обычно волшебную), отправляется в путь (а на это нужна смелость), встречает разные трудности, всех побеждает… И ещё герой встречает разных существ волшебных. Обычно они ему помогают, хотя иногда нужно пройти испытания. Вот, например, баба Яга. Страшная, но могущественная. Может и съесть! Но если ей помочь, то подарит, например, клубочек, который дорогу показывает. Говорят, что подобное и в жизни бывает, но только, конечно, Яга уже не бабка, а, например, завуч… И в конце сражаешься с чудовищем, побеждаешь, становишься принцем. То есть происходит превращение.
И ещё я слышал, что сказки намекают на внутреннее путешествие. То есть ты стараешься понять себя, раскрыть в себе новые качества… Встречаешься со своими «драконами», хотя бы со страшным зверем – Лень. Побеждаешь его, а тогда становишься «принцем», то есть открываешь новые качества, добиваешься цели.
Можно сказать, что сказки, так как они много раз повторялись всё новым поколениям уже так вошли в сознание и подсознание, что влияют на человечество. Главное, что они учат добру, хорошему ещё до религии, до государства…
2, 5 класс
Что делать после увольнения в запас?
Для сказочного персонажа «солдата» война продолжается всегда – поэтому он всегда на страже, бдителен, знает, что «мир» – понятие относительное и что в отставку его отправит лишь сама смерть.
Недаром ведь часто бывшие военнослужащие вытаскивают детей из рек – просто они ведь всегда начеку…
Итак, солдат никогда не «в отпуску». Если ты подлинный защитник слабых и правых и борец со Злом – работа и хлеб для тебя всегда найдутся.
Таков глубинный архетип всех сказок о весёлых, хитрых и неунывающих о жизни «служивых солдатах»…
Наверняка вы помните как 4-лапый старик-ветеран охраны (пёс) спасал бэби от «злого волка», «тащившего его в лес». Но это уже юмор…
Читательский дневник по рассказу «Почему» Валентины Осеевой
Название произведения: «Почему»
Число страниц: 2
Жанр: рассказ
Главные герои: пёс Бум, мальчик, мама.
Характеристика главных героев:
Мальчик — шкодник и затейник.
Не хватило смелости признаться маме в содеянном проступке.
Совестливый.
Пожалел невиновного пса и признался маме.
Мама — справедливая и мудрая женщина.
Поверила сыну и не стала разбираться в сложившейся ситуации.
Отходчивая.
Бум — безобидный и добрый пёс.
Был наказан, хотя ничего не сделал.
Краткое содержание рассказа «Почему»
Мальчик катался на стуле, и в один момент упал с него.
За собой он потащил скатерть, разбив тем самым чашку покойного папы.
Мальчик побоялся сказать маме правду и свалил всю вину на пса Бума.
Мама выгнала пса на улицу и сказала, что собака станет жить в будке.
Мальчику было жаль пса.
И когда начался дождь, он признался маме.
Бума срочно запустили в дом.
Основная мысль рассказа «Почему»
Главная мысль рассказа в том, что ложь никогда не будет оправданием.
Основная идея рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, не сваливая вину на других.
Чему учит рассказ
Рассказ учит, что нельзя врать ни при каких обстоятельствах.
Учит быть открытым, честным, уметь признавать ошибки.
Учит любить домашних животных.
Краткий отзыв по рассказу «Почему» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что иногда важно сразу признаться в своём проступке, чем страдать долгое время, ощущая собственную вину. И что никогда нельзя сваливать вину на другого, особенно если он не может ничего сказать в своё оправдание
И что никогда нельзя сваливать вину на другого, особенно если он не может ничего сказать в своё оправдание.
Это интересный и поучительный рассказ.
Автору удалось объяснить читателю, как нельзя поступать.
Почему лучше признаться и понести наказание, чем обвинить другого.
Он сильно переживал о собаке и этого говорит о том, что он был добрый и отзывчивый.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что обвинить другого легко.
А признать свою ошибку тяжело.
Но совесть не даст человеку спокойно спать, зная, что где-то рядом страдает невиновный.
Пословицы к рассказу:
- Лучше печальная правда, чем радостная ложь.
- Маленькая ложь за собой большую ведёт.
- Где правда, там и счастье.
- Били Фому за Ерёмину вину.
- Повинную голову меч не сечёт.
Ещё читательские дневники по произведениям Валентины Осеевой:
- «Собака яростно лаяла»
- «Три товарища»
- «Волшебное слово»
- «Хорошее»
- «Просто старушка»
- «До первого дождя»
- «Сыновья»
Библиотека произведений автора пополняется.
Кто такой Колобок?
По своей сути это и есть маленький ребенок, который желает поскорее узнать устройство жизни. Ведь дорожка в лесу, по которой он катится это и есть жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок, который выносят дети из этой сказки это то, что нельзя не спросив разрешения у взрослых уходить из дома. Как и сделал сказочный герой сказки. Поэтому для колобка и сказка плохо закончилась. Ребенок представляет, что мир огромен, и очень хороший, но в нем существует и опасность. Поэтому нужно быть внимательным и слушаться старших тогда и опасность обойдет стороной
При прочтении сказки следует обратить внимание ребенка на то, что речь у колобка слишком самоуверенная. А самоуверенность всегда лишается бдительности и обязательно попадает в опасность. К тому же колобок на протяжении всей сказки использует одну и ту же модель поведения со всеми другими персонажами сказки, так как она была успешной
Но в определенный момент колобок из-за своих успехов потерял бдительность, т.е. не смог разглядеть в лисе опасность — и был съеден. Жизненный урок сказки должен давать определенное развитие ребенку в том направлении, что необходимо вовремя сориентироваться и сменить выбранную позицию на другую, оптимальную для новых условий. Но с другой стороны, предназначение колобка и было в том, чтобы его съели, ведь для этого его бабка и испекла. А колобок его и выполнил. Ребенок должен вынести также из этой сказки то, что у каждого есть свое предназначение, и он должен ему следовать. Но, уже для более взрослого ребенка (младшего школьника) к этому уроку добавляется еще один: придет время ребенок сам отправиться исследовать мир, и ему на пути будет встречаться разные типы людей. Сказка его предупреждает, что есть люди-волки, люди-зайцы, люди-медведи, но и также есть очень сложные — люди-лисы. Сказочные персонажи формируют у ребенка внимательность к изучению людей. Подсказывают, что общаться можно со всеми, но с конкретной жизненной позицией и обязательно держать свой стержень
К тому же колобок на протяжении всей сказки использует одну и ту же модель поведения со всеми другими персонажами сказки, так как она была успешной. Но в определенный момент колобок из-за своих успехов потерял бдительность, т.е. не смог разглядеть в лисе опасность — и был съеден. Жизненный урок сказки должен давать определенное развитие ребенку в том направлении, что необходимо вовремя сориентироваться и сменить выбранную позицию на другую, оптимальную для новых условий. Но с другой стороны, предназначение колобка и было в том, чтобы его съели, ведь для этого его бабка и испекла. А колобок его и выполнил. Ребенок должен вынести также из этой сказки то, что у каждого есть свое предназначение, и он должен ему следовать. Но, уже для более взрослого ребенка (младшего школьника) к этому уроку добавляется еще один: придет время ребенок сам отправиться исследовать мир, и ему на пути будет встречаться разные типы людей. Сказка его предупреждает, что есть люди-волки, люди-зайцы, люди-медведи, но и также есть очень сложные — люди-лисы. Сказочные персонажи формируют у ребенка внимательность к изучению людей. Подсказывают, что общаться можно со всеми, но с конкретной жизненной позицией и обязательно держать свой стержень.