Как фольклор помогает развивать речь ребенка

Фольклорные жанры

К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:

  • Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
  • Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
  • Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
  • Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.

К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:

  • Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
  • Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
  • Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
  • Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
  • Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
  • Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.

Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.

К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.

Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.

Рис. 1. Список жанры фольклора.

Детские считалки сегодня

Эти короткие рифмованные стишки были модными всегда. Не утратили своей популярности они и сегодня. Считалки и для детей дошкольного возраста использовались в играх.

С их помощью малыши могут выбирать ведущего в играх и делать это по справедливости, без обмана. Ведь на ком остановится считалочка, тот и будет водить.

Они направлены на развитие в них таких необходимых в современном обществе чувств, как честность, дружба. Имеют хорошее развивающее значение, поскольку детям приходится запоминать их наизусть, что способствует развитию памяти, совершенствует чувство ритма, внимательность.

С помощью считалочки, возможно, вовлечь маленького человечка в любую игру и научить его концентрировать внимание на различных ее моментах. Да и просто выучить наизусть интересный стишок

Прочитав любую озорную считалочку, даже взрослый готов сорваться с места и убежать, тем более с огромным удовольствием это делают дети.

Что такое считалки и чем полезны

Их польза гораздо больше, чем можно представить:

  1. Обычно зачитывание сопровождается определенными движениями. Это развивает моторику и координацию движений.
  2. Любой такой стишок состоит из образов. Представляя их, ребенок развивает воображение, фантазию, креативное мышление.
  3. Подавляющее большинство стишков окрашены в шутливую форму. Благодаря этому, формируется чувство юмора.
  4. Счет — составляющая многих считалок. Это способствует формированию математического мышления.
  5. Строки произносятся с определенным ритмом, что развивает слух и двигательные навыки.

Помимо этого, считалки — простой способ тренировки памяти и развития речевых способностей.

Игры и потешки в развитии речи

Одно из условий эффективности – это стремиться к соответствию развивающей среды в группе определенным требованиям. Необходимо подобрать подходящие печатные и настольные игры, наглядные материалы, книги, которые бы позволяли ребята закреплять простые навыки речи и знания жанров народной литературы. Также это помогает детям самостоятельно пользоваться этими знаниями.

В книжных уголках размещаются книжки-игрушки, в которых красочные иллюстрации к потешкам. Много красивых книжек-малышек на тему разных сказок, потешек, колыбельных и других малых форм фольклора.

Важно при этом регулярно обновлять содержание книжного уголка, учитывая тему текущей недели и интересы самих ребят. Здесь же можно разместить маски разных животных: собачек, курочек, петушков

Дидактические игры проводятся на тему фольклорных произведений, активно используется фланелеграф с картинками для потешек. Это вызывает у детей желание играть, внимательно слушать и участвовать в инсценировках. Большую роль фольклор играет на первых годах жизни детей, учащихся в дошкольном учреждении.

Ведь во время адаптации к новым условиям они очень скучают по родным и близким, по своему дому. Им не хочется общаться с малознакомыми взрослыми и детьми. Для решения этой проблемы мы подбирали игры и потешки, которые бы помогали устанавливать контакт с малышами, вызывали у них позитивные эмоции, симпатии к воспитателям. Ведь во многих потешках есть возможность подставлять разные имена, не меняя их содержание.

Большую роль играют музыкальные потешки-игры. Используются специальные аудиодиски с игровыми песенками, которые радуют детей и оказывают позитивное воздействие на их эмоциональное и сенсорное развитие. Выполняя разные действия подражательного характера под музыкальные произведения, дошкольники лучше осознают разные роли и ситуации, формируют моторику. А музыкальное сопровождение формирует у них память и слух.

Динамичные игры с песнями учат детей быстро ориентироваться во время принятия решений, добиваться успехов и сотрудничать с разными людьми. Позитивные эмоции можно вызывать у дошкольников с помощью пальчиковых игр. Также для формирования речевого общения используются логоритмические упражнения.

С помощью движений рук дети могут убирать напряжение и испытывать эмоциональный подъем. Например, игры с пальчиками и упражнения на логоритмику помогают детям приобретать простые, но очень важные в процессе жизнедеятельности навыки – дети учатся держать в руках столовые предметы, пить из чашки, умываться.

На третьем году жизни детям становится понятен юмор. Обычно смешным для ребенка кажется то, что выходит за рамки его повседневной жизни. Но для этого нужно, чтобы взрослый правильно объяснял им то, что дети видят, но не понимают.

Загадка как средство развития речи

Уже в два с половиной года дети способны отгадывать несложные загадки, если в тексте есть намек на содержание отгадки. Это связано с тем, что у детей уже сформировался определённый круг представлений, и они способны определенным образом общаться.

Большой ценностью в решении словарных задач является то, что дети отгадывают загадки. Во время подобных занятий они закрепляют знания о специфике разных предметов. У них формируется определенный словарных запас.

Чтобы развивать способность использовать образную речь, важно употреблять в загадках понятные детям метафорические образы. К примеру, ребята олицетворяют что-либо, использую разные значения слов, работают со сравнениями и эпитетами

К примеру, ребята олицетворяют что-либо, использую разные значения слов, работают со сравнениями и эпитетами.

Отгадывая загадки, дети незаметно для себя пополняют свой словарь. Ведь они учатся работать с многозначностью слов, начинают подмечать вторичные их значения. Так формируются представления о том, что слово может иметь и переносное значение. Дети сосредотачиваются на формах языка, анализируют их.

Загадка – это удивительная форма фольклорного жанра, которая дает возможность в образной и сжатой форме описать очень яркие свойства для разных явлений и предметов.

Процесс разгадывания загадок формирует способность обобщать и анализировать, самостоятельно делать те или иные выводы, строить собственную точку зрения, выделять наиболее общие признаки предметов и явлений, способность передавать образы разных предметов. Это формирует у дошкольников поэтический взгляд на реальность.

Согласно Ю.Г. Илларионовой, работа с загадками позволяет формировать у детей навыки речи. Дети учатся что-либо доказывать и описывать. Способность доказывать – это не только способность логически правильно мыслить, но и грамотно выражать свою точку зрения, облекать ее в новые словесные формы.

Доказательство же – это способность использовать определенные речевые обороты и работать с композицией. Как правило, малыши не используют эти приемы в своей повседневной речи. Но нужно создавать определенные условия, чтобы они могли их понимать и осваивать.

Чтобы развивать у детей интерес и учить их доказывать, Ю.Г. Илларионова советует ставить перед детьми определенные цели в процессе отгадывания. Дети должны не просто отгадывать, но доказывать, что они действительно правы.

Нужно знакомить ребят с тем, о чем затем будут загадываться загадки. Тогда дети смогут предоставлять наиболее полные доказательства.

Систематически развивая у дошкольников навыки речи, можно формировать способность оперировать интересными и разнообразными доводами, чтобы лучше обосновать отгадки.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Шла Саша по шоссеИ сосала сушку.

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Считалки на водящего

Считалки на водящего — это коротенькие забавные стишки, которые определяют, кто из команды будет главным, кто будет «водить» или искать. Их можно использовать для командных игр типа «Прятки», «Салки», всевозможные «догонялки». Считалочки для детей бывают не только совсем детские, но и для более старших ребят, например, школьников.

Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Смотри в поле —
Едут там трубачи,
Да едят калачи.
Погляди на небо —
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два не воронь,
Беги, как огонь!
На дороге скрючив ноги
На гвоздях сидели йоги.
Тридцать дней не есть, не пить
Все равно тебе водить.
Вышел месяц (месяц/немец/заяц) из тумана,
Вынул ножик из кармана —
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить!
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!
Раз, два, три, четыре,
Жили мышки/мошки на квартире.
К ним повадился сам друг
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы спросим:
«Ты, обжора, не ходи!»
Ну-ка, Машенька, води!
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
— Аист-аист, аист-птица,
Что тебе ночами снится?
— Мне болотные опушки.
— А ещё?
— Ещё лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и всё, тебе водить!
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты.
Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три —
Булавкой будешь ты!
Раз, два, три, четыре, пять —
Игры будем начинать.
Пчёлы в поле полетели.
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы.
Мы играем — водишь ты.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить.
Выходи — тебе водить.
Шёл котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки:
Кому десять, кому пять,
Выходи, тебе искать!
Две заботливых старушки
Напекли внучатам плюшки.
Все вокруг стола уселись,
Чаю напились, наелись.
Захотели поиграть.
Ты лови! Мне убегать!
Бубенчики, бубенчики,
Летели голубенчики
По утренней росе,
По зелёной полосе,
Сели на сарай.
Беги, догоняй.
«Тили – тели», —
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты.
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз — два — три,
Королевой будешь ты!
Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз — два — три,
Королевой будешь ты!
Счеты-счеты-счеты,
Пчелки лепят соты!
Соты медом заливают
И по клеточкам считают:
Раз, два, три, четыре, пять
выходи, тебе искать!

В чем польза развития речи с помощью народного творчества (фольклора)

Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся:

  • сказки;
  • былины;
  • песни;
  • скороговорки;
  • поговорки;
  • пословицы;
  • потешки;
  • загадки;
  • считалки.

В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой.

Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые игры, ребенок развивается.

Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые крохам хочется повторить.

С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности.

Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью.

Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев.

Существуют не только русские народные поговорки, песни и потешки, но и современные, более понятные детям. Можно даже найти скороговорки на иностранном языке. И те, и другие оказывают большую пользу для развития речи.

Презентация на тему: » Устное народное творчество. Лирика( малые фольклорные формы) Эпос( сказки,былины) Драма ( пьесы, игры Фольклор.» — Транскрипт:

1

Устное народное творчество

5

Лирика( малые фольклорные формы) Эпос( сказки,былины) Драма ( пьесы, игры Фольклор

9

Поэзия пестования. ( материнский фольклор) Колыбельные байки ( баять- говорить, шептать) Главный персонаж в них — кот. Считалось, что мурлыкание приносит мир и покой. Иногда в пении рисуется будущее ребенка. Для колыбельных характерны: ритм и звуковое оформление

10

Пестушки. ( «пестовать»-нянчить ) Потешки- потешать, развлекать. ( Сорока-белобока кашу варила, деток кормила… Ладушки…. ) Докучные сказки(« докучать»- надоедать) -сказки без конца. ( У попа была собака…)

12

Детский фольклор. Изначально связан с обрядовой культурой взрослых. Активно развивается и в наше время. Заклички-( « кликать»- просить,звать) Дождик, дождик пуще, дам тебе гущи… Приговорки- обращение ко всему живому Божья коровка, улети на небо, дам тебе хлеба: черного и белого, только не горелого. Считалки- срифмованные стишки, состоящие из придуманных слов, с соблюдением ритма. (Эни- бени,рики-таки,тарба- арба,синти-бряки…)

14

Дразнилки — произносимые на распев стишки, которыми дразнят кого-то. ( Тили-тили- тесто- жених и невеста… Рыжий, рыжий, конопатый убил дедушку лопатой…) Словесные игры. Игры с запретом. Молчанки. Страшилки- наиболее поздний из всех жанров детского фольклора. (Мальчик случайно нашёл пулемет. Больше в деревне никто не живет.)

15

Взрослый фольклор. Прибаутка-маленькая стихотворная сказка. ( Идет коза рогатая за малыми ребятами…) Небылицы- перевертыши- особый вид прибауток, вызывающий смех смешением реальных связей и отношений.

16

В перевертышах меняются местами: большое и малое, легкое и тяжелое, съедобное и несъедобное, ездоки и средство передвижения, жилище и его обитатели. Перемена соседних слов местами перемена слов в строчках замена отклонений от существующих норм

17

Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота Выскочила палка с бабкою в руке и давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес. Лошадь села в сани, а мужик повез. Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь подгоняла мужика кнутом.

18

Как составить перевертыши. Знакомство с понятием «рифма» ( созвучие окончаний) Подбор срифмованных пар слов (суп-зуб, река-рука, дочка- бочка) Составление предложений сначала в правильном порядке, рифмуя слова Перемена слов местами

19

Примеры детских работ.

25

Загадки — жанр, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдаленно сходным -игра в узнавание, отгадывание того, сто спрятано в том или ином образе

26

Виды загадок. Загадки – вопросы. Кто идет, а шага не сделал? Загадки – противопоставления. Не ест, не пьёт, а говорит поёт. Загадки- описание действий. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Загадки – описание признаков. Мохнатенькая,усатенькая,лапки мягонькие.

27

Составление загадок. На что похоже? Чем отличается? Желтая, а не… Круглая, а не… С хвостом, а не Что делает? Что такое же? Светит лампа Тает снег Капает дождь Пара слов «но не» разделяют части Игра противоречий Большая и маленькая.( тень)

28

1. Предмет не называется. 2. Даны главные признаки данного предмета. 3. Последние слова строк звучат в рифму.

Происхождение считалок

Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.

Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни

Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»

Русские народные считалки для детей

Шишел-вышел вдруг пришёл, На боярский двор зашёл, Там бояре шапки шьют, На окошко их кладут. — Ты зачем сюда пришёл? Шишел-вышел, вон пошёл! Сидел петух на лавочке, Считал свои булавочки. Раз, два, три! Это, верно, будешь ты!

Детские считалки времен СССР

Катилось яблоко Мимо сада, Мимо сада, Мимо града, Кто поднимет, Тот и выйдет. Ехал Ваня из Казани, Полтораста рублей сани, Пятьдесят рублей дуга, Мальчик девочке слуга. — Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду. Ты, слуга, подай метлу, Я в карете подмету. Ты, слуга, подай лимон И выкатывайся вон.

Катилася торба с высокого горба. В этой торбе Хлеб, соль, пшеница, С кем хочешь Поделиться? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей!

Раз, два, три, четыре, Жили мушки на квартире. К ним на чай притопал вдруг Крестовик, большой паук. Пять, шесть, семь и восемь, Паука мы вон попросим: — К нам обжора не ходи. Ну а ты, дружок, води. Шла кукушка мимо сети, А за нею злые дети, Кук-мак-кук-мак, Убирай один кулак. — Чики-брики, ты куда? — Чики-брики, на базар. — Чики-брики, ты зачем? — Чики-брики, за овсом! — Чики-брики, ты кому? — Чики-брики, я коню! — Чики-брики, ты какому? — Чики-брики, вороному! Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт — Тот и вон пойдёт.

Первишки, другишки, Шалуны мальчишки Стали играть, Воду выбирать. Ну-ка ты, Додон, Убирайся вон! Катится яблочко С крутой горы. Кто поднимет — Тот уйди!

Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять, Выплыл ясный круглый месяц, А за месяцем луна, Мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, А я сяду да поеду. Ты, слуга, подай метлу, Я в карете подмету.

Шли бараны по дороге Промочили в луже ноги Стали ноги вытирать: Кто платочком, Кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей!

Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Все кричали:»Кукумак!» Убирай один кулак! Катилося яблочко Мимо сада, Мимо огорода, Мимо частокола; Кто его поднимет, Тот вон выйдет!

Шел, прошел, Не нашел, Шишел Вышел, Вон пошел!

Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел стороной голодный волк, Барашка он зубами щелк! Сидел петух на палочке, Считал свои булавочки: — Раз, два, три, В этот счет выходишь ты!

Шалуны-балуны, Выбегайте во дворы, Становитесь-ка играть, Воеводу выбирать. Воевода- из народа, Выходи из хоровода. А ты, добрый молодец, Становись в самый конец!

За морями, за горами, За железными столбами На пригорке теремок, На дверях висит замок, Ты за ключиком иди И замочек отомкни. Ежик, ежик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать- Нам водилку выбирать!

Ходит свинка по бору, Рвёт траву-мураву. Она рвёт И берёт И в корзиночку кладёт. Этот выйдет Вон пойдёт!

Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть. Вдруг сорока прилетела И тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре, пять Вышел заяц погулять. Вдруг охотник выбегает, Прями в зайчика стреляет. Пиф-паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Он украл там рукавицу, Привезли его домой, Прямо в печку головой, Оказался он живой.

Раз, два, три, четыре, Мы сидели на квартире, Чай пили, чашки били, По турецки говорили

Жили-были утюги И любили пироги. За обедом каждый мог Съесть один большой пирог Кто не верит, это он Выходи из круга вон.

Раз, два, три, четыре, пять, Шесть, семь, восемь, девять, десять, Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдет!

Шла коза по мостику И виляла хвостиком, Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила — Бух!

Эни бэни Рики Факи Турбо Юрбо синтибраки БАЦ!

Рис, рис, барбарис, Две цыганки подрались, Одна дергает косу: -Отдавай мне колбасу. -Ах ты, рыжая мадам, Колбасу тебе не дам, А я дам тебе лимон, Выходи из круга вон.

На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Отвечай, кто ты будешь такой! Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей.

Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох, Уродился он густой, Мы помчимся, ты постой!

Аты-баты, шли солдаты. Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, ты и я!

Первый дал, Другой дал, Трое сели, все поели. Кому сказки гадать, По-немецки писать. Шел-вошел не нашел, Шишел-мышел вон вышел!

Шла машина темным лесом За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву «С».

На палубе матросы Курили папиросы. Один не докурил, Собаке подарил. Собака побежала Кондуктору сказала. Кондуктор удивился И в бочку провалился.

Раз, два, три, четыре, Жили мышки на квартире, Чай пили, чашки мыли, По три денежки платили. Кто не хочет платить — Тому и водить!

Источник

Устное народное творчество (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 8)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Размышляем о прочитанном

1. Прочитайте и перескажите небольшую статью, составленную по книге известного фольклориста В. Аникина.

         В статье В. Аникина говорится, что искусство, которое создавалось народом, называется фольклором (в переводе с английского языка – «мудрость народа»). Фольклор – это устное народное творчество, оно передавалось из уст в уста из поколения в поколение. Фольклор был с человеком с рождения: сначала в колыбельных песнях, наполненных материнской любовью, а затем дитя нянчили и развлекали пестушками и потешками.

         Когда ребенок подрастал, он знакомился с закличками и приговорками, а потом со считалками, которые определяли, кому в игре водить. Считалку отличает четкий ритм.

         Нравились ребятам и игры со словами – скороговорки, в них можно было соревноваться: кто лучше и быстрее произнесет трудновыговариваемые фразы.

         И дети и взрослые любили разгадывать загадки, которыми испытывалась сообразительность человека и в которых простые знакомые предметы представали в поэтических сравнениях.

2. Объясните, почему мы называем словесный фольклор устным народным творчеством. Какие произведения фольклора вы слышали от родителей, когда были маленькими, какие про­читали в книгах?

         Словесный фольклор называется устным народным творчеством, потому что он передавался старшим поколением младшему из уст в уста. И так из века в век.

         Я помню мамину колыбельную песню «Баю-баюшки-баю», потом со мной играли в «Сороку», которая кашу варила, и «Ладушки». Конечно, мне рассказывали сказки. Из книг я узнал о пословицах и поговорках, читал сборники русских народных сказок.

Обогащаем свою речь

1. С помощью учебника и словарей дайте определение следую­щим жанрам устного народного творчества, фольклора: пестушка, потешка, колыбельная песня, закличка, приговорка, прибаутка, считалка, скороговорка, загадка.

         Пестушка – это короткая песенка или стишок для младенцев, которыми взрослые сопровождают физические упражнения для малыша. Пестушки помогали развитию ребенка.

         Потешка – небольшая песенка-приговорка, сопровождающая игру с младенцем, с его ручками и ножками. Например, к потешке относятся «Ладушки, ладушки». Потешки не только развлекали, но и развивали малыша.

         Колыбельная песня – ее пели, когда укачивали малыша, чтобы он заснул. Это древнейший фольклорный жанр. Считалось, что колыбельная песня несет магическую охрану ребенка от любых бед.

         Закличка – небольшая песенка или стихотворение, обращенное к силам природы или животным. Это отголосок древних заклинаний-просьб о помощи. Например, «Дождик, дождик, лей, лей».

         Приговорка – это стихотворное или песенное обращение детей к животным, птицам, растениям с просьбой выполнить какое-то действие. Например, «Уж ты, бор-борок! Дай ягод коробок, грибов кузовочек, орехов мешочек!» 

         Прибаутка – особый вид народного творчества, близкий к пословице и поговорке: ходячая шутка, иногда состоящая из короткого забавного рассказа, иногда из малопонятных смешных выражений. Например, «Идет коза рогатая».

         Считалка – жанр детского фольклора, небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначена для случайного выбора игрока.

         Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. 

         Загадка – краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно разгадать. 

2. Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты. Научитесь правильно их произносить:

– Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать. – колыбельная песня

– Уж дождь дождём, поливай ковшом.  – закличка

– Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко. – приговорка

– Пришёл Прокоп, кипит укроп,

Ушёл Прокоп, кипит укроп,

И при Прокопе кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп. – скороговорка

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Происхождение считалок

Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.

Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни

Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»

Особенности

Устное народное творчество, которое формируется с давних времен, не предусматривает авторства произведений, так как автором является целый народ. В этом заключается основное отличие между фольклором и авторским творчеством.

Еще одной особенностью является то, что произведения устного народного творчества передаются из уст в уста.

Фольклорные произведения являются собранием народных мудростей. В устном народном творчестве можно увидеть традиции прошлых лет, бытовой уклад, человеческие знания и представления о мире. Образы олицетворяют качества, свойственные определенному народу. УНТ отражает историю народа, его переживания и трудности в определенный исторический период.

В фольклорных произведениях обобщается весь народный опыт.

Еще одной отличительной особенностью является то, что один фольклорный сюжет мог бытовать в речи людей по-разному. Одна и та же сказка может иметь разные детали. Это связано с тем, что письменно произведения УНТ не зафиксированы, поэтому люди рассказывают их так, как запоминают, убирая и прибавляя некоторые детали. Это говорит о том, что устное народное творчество способно видоизменяться.

Фольклор в разных видах деятельности

Можно выделить следующие типы работ с применением фольклора:

  • процесс образования;
  • игровая деятельность;
  • творчество по созданию чего-либо;
  • проведение досуга;
  • организация праздников.

Во время работы с младшими дошкольниками нужно использовать следующие формы фольклора: колыбельные, пословицы, сказки, пестушки, загадки, заклички.

Сказка – это инструмент развития речи и воспитания дошкольников в разные возрасты. С ее помощью можно формировать фантазию детей и их воображение, побуждать их к сочинительству.

Загадки позволяют формировать память детей, их логическое мышление и умственную работу.

Терминология

Пестушки – это такие песенки, которые предназначены для сопровождения ухода за детьми.Потешки позволяют играть с ребенком, с его руками и пальчикамиЗаклички – это обращения к природным явлениям.Считалки – это небольшие стишки, которые необходимы для распределения ролей.

Чистоговорки и скороговорки могут незаметно обучать детей грамотной и чистой речи.

Игры привлекают мое внимание, ведь в них заключен большой потенциал для формирования личности детей. Фольклорный материал, который содержится в играх, позволяет эмоционально положительно воспринимать родную речь

Воспитанники с огромным увлеченно играют в подвижные игры. Игры с пальчиками не просто развивают речь, но и развивают работу пальцев и кистей, что позволяет подготовиться детскую руку к письму, помогает импровизировать, комбинировать слова и действия. И главное – это то, что степень развития детской речи напрямую зависит от степени развития мелкой моторики.

Дразнилки – это шутливые высказывания, которые весело и метко обозначают какие-либо забавные черты внешности или поведения ребенка.

Перевертыши, шутки или прибаутки – это веселые песенки, которые очень необычны и забавляют детей.

Колыбельные – это то, что сопровождает жизнь ребенка с его рождения. Обычно именно с колыбельных начинается знакомство человека с фольклором. Это неотъемлемый спутник жизни детей. В них включена могучая сила, которая позволяет формировать детскую речь и развивает их образное восприятие.

Проблема речевого развития дошкольников сегодня очень актуальна уже с раннего возраста. Практическая работа с использованием малых фольклорных форм показала, что они помогают проще решать эту задачу. Фольклор ценен тем, что взрослые могут легко установить с детьми эмоциональный контакт. Многие из произведений составлены так, что очень легко вставить имя ребенка, не меняя содержания.

Выбирая произведения для дошкольников, необходимо учитывать особенности развития психики в этом возрасте. Народное творчество должно быть подобрано так, чтобы затрагивать лишь доступный для детского восприятия мир вещей, предметов и отношений.

Запас слов у детей в раннем возрасте обычно очень ограничен. Они своеобразно воспринимают окружающий их мир. Поэтому потешки должны быть подобраны соответственно степени развития дошкольников. Интонация, которая присуща воспитателю, должна быть понятна для детей.

Дети очень чутко воспринимают окружающую действительность. Они нацелены искать информацию. Поэтому малые формы позволяют закреплять познания детей о птицах и животных. Необходимо развивать гуманное отношение к природе и людям, опираясь на эмоции ребенка.

Согласно О. Ушаковой и А.П. Усовой, малые фольклорный формы – это необыкновенно богатый источник информации для формирования речевой культуры. Когда я принимала детскую группу в июне этого года, была проведена диагностика сформированности речи. Оказалось, что большинство воспитанников не имеют речевых навыков.

Большое значение также имеет процесс фольклорной активности с детьми раннего возраста с использованием наглядности. Это значит, что нужно применять наглядные ресурсы, поддерживать развернутую картину деятельности и результата.

Нужно давать короткие и ясные объяснения, которые бы подкреплялись демонстрацией наглядных материалов. Демонстрация – это основной способ использовать принцип наглядности. Он может быть неполным (когда демонстрируются лишь ключевые точки), для этого используют наглядные средства. Можно работать как с объемными, так и с плоскостными наглядными пособиями.

Какие приемы можно использовать, чтобы исполнить правило наглядности?

Распределение ролей

Групповые игры никак не могут обойтись без считалки. Например, прятки. Кто будет прятаться, а кто будет искать, определит именно считалка. Чтобы не возникало вопросов такого характера, «А почему я ищу, а не он?». Считалка помогает без обид распределить роли в игре. Отдаваясь воле случая, водящего избирают не по внешности, одежде или дружбе, а честно. Вряд ли у кого-то возникнет желание возразить выпавшему жребию. На какое-то время слабый может стать ведущим, почувствовать себя сильным, и наоборот. Если ребенок знает много считалок, он, скорее всего, становится затейником разных игр. Такие ребята очень популярны, к ним тянутся их соплеменники.

Мнение специалистов

Психологи считают, что при проведении выбора при помощи такого стишка дети дотрагиваются до каждого участника игры, что помогает устанавливать дружеские и доверительные отношения в коллективе. Чем больше считалочек знает малыш, тем больше у него шансов стать лидером в игре, а в последующем и во всем коллективе.

Участвуя в подвижных и ролевых играх, он учится сопоставлять свои желания с общепринятыми правилами, это позволяет ему научиться находить компромиссы и подчиняться законам общества.

Существует еще одна разновидность – это считалки на иностранных языках. Они позволяют ребенку осваивать новый для него язык в игровой форме, что приводит к очень хорошим результатам. Их заучивание наизусть позволяет запоминать незнакомые слова, не прилагая при этом особых усилий.

В современных дошкольных учреждениях им отводится особое место

Ведь это самый простой и быстрый способ не только научить детей счету, но и привлечь их внимание, научить элементарным правилам поведения в коллективе, помочь выбрать лидера

Считалочки для малышей

Отличаются эти считалки максимальной легкостью и простотой. Детям малышкового возраста пока еще рано уметь считать, читать, знать правила русского языка. На данном этапе своего развития они активно познают окружающий мир, особенности его устройства. Считалки должны им максимально помочь в этом.

Эники-беники

Эники-беники ели вареники

Эники-беники — клёц!

Вышел весёлый матрос.

Про зайчика

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

Кони

Кони, кони, кони, кони,

Мы сидели на балконе.

Чай пили, чашки били,

По-турецки говорили.

Мыши

Тише, мыши, кот на крыше,

а котята ещё выше.

Кот пошёл за молоком,

а котята кувырком.

Кот пришёл без молока,

а котята ха-ха-ха.

Мишка косолапый

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенку поёт.

Шишка отлетела — прямо Мишке в лоб!

Мишка рассердился и ногою — топ!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: