Центильные таблицы

Интерпретация центильных кривых

Данные обследованных детей одного возраста и пола выстраивают в порядке возрастания и вносят в таблицу. Выделяют 7 областей показателей в зависимости от количества центилей в оценке.

Область Количество центилей Примечания
1 Слишком низких величин до 3 Группа диагностики, требующая повышенного внимания
2 Низких параметров 3-10 Группа внимания, которой показано дополнительное обследование при наличии подозрений на различные патологии
3 Величин ниже среднего 10-25 Гармоничное развитие с отставанием от средних показателей
4 Средних значений 25-75 Соответствующее возрасту гармоничное физическое развитие
5 Величин выше среднего 75-90 Гармоничное формирование с опережением нормы
6 Высоких показателей 90-97 Детки с такими показателями также входят в группу внимания
7 Сверхвысоких значений выше 97 Группа диагностики, включающая детей с высоким физическим развитием и требующих особенного внимания врачей

Таблица роста и веса ребенка по годам

  Рост в см.   Вес в кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий   Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий
71,2см. 72,3см. 75,5см. 79,7см. 81,7см.   8,5кг. 8,9кг. 10,0кг. 11,6кг. 12,1кг.
81,3см. 83см. 86,8см. 90,8см. 94см.   10,6кг. 11кг. 12,6кг. 14,2кг. 15,0кг.
88см. 90см. 96см. 102,0см. 104,5см.   12,1кг. 12,8кг. 14,8кг. 16,9кг. 17,7кг.
93,2см. 95,5см. 102см. 108см. 110,6см.   13,4кг. 14,2кг. 16,4кг. 19,4кг. 20,3кг.
98,9см. 101,5 108,3см. 114,5см. 117см.   14,8кг. 15,7кг. 18,3кг. 21,7кг. 23,4кг.
105см. 107,7см. 115м 121,1см. 123,8см.   16,3кг. 17,5кг. 20,4кг. 24,7кг. 26,7кг.
111см. 113,6см. 121,2см. 128см. 130,6см.   18кг. 19,5кг. 22,9кг. 28кг. 30,8кг.
116,3см. 119см. 126,9см. 134,5см. 137см.   20кг. 21,5кг. 25,5кг. 31,4кг. 35,5кг.
121,5см. 124,7см. 133,4см. 140,3см. 143см.   21,9кг. 23,5кг. 28,1кг. 35,1кг. 39,1кг.
126,3см. 129,4см. 137,8см. 146,7см. 149,2см.   23,9кг. 25,6кг. 31,4кг. 39,7кг. 44,7кг.
131,3см. 134,5см. 143,2см. 152,9см. 156,2см.   26кг. 28кг. 34,9кг. 44,9кг. 51,5кг.
136,2см. 140см. 149,2см. 159,5см. 163,5см.   28,2кг. 30,7кг. 38,8кг. 50,6кг. 58,7кг.
141,8см. 145,7см. 154,8см. 166см. 170,7см.   30,9кг. 33,8кг. 43,4кг. 56,8кг. 66,0кг.
148,3см. 152,3см. 161,2см. 172см. 176,7см.   34,3кг. 38кг. 48,8кг. 63,4кг. 73,2кг.
154,6см. 158,6см. 166,8см. 177,6см. 181,6см.   38,7кг. 43кг. 54,8кг. 70кг. 80,1кг.
  Очень низкий Низкий Средний
Высокий
Очень всокий   Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень всокий

Как оценить антропометрические показатели

Существуют наборы статистических данных по антропометрическим величинам для разных возрастных групп детей. Их называют центильными таблицами. Для оценки результатов определяют, к какой колонке таблицы относятся полученные антропометрические величины.

Центильные таблицы

Центиль — это доля, выраженная в процентах. Правила формирования центильной шкалы удобно пояснить на примере. Измерен рост мальчиков определенной возрастной группы числом 100 человек, и данные отсортированы в порядке возрастания. Их разделяют на диапазоны:

  1. Аномально низкие: таковыми считаются 3 самых низких мальчика (3%).
  2. Низкие: от 3 по 10 (7%).
  3. Ниже среднего: дети с 10 по 25 (15%).
  4. Среднего роста: от 26 по 75 (50%).
  5. Выше среднего: от 75 по 90 (15%).
  6. Высокие: от 90 по 97 (7%).
  7. Аномально высокие: от 97 до 100, т. е. этот диапазон определен тремя самыми высокими мальчиками (3%).

В реальности производят не 100, а гораздо больше измерений. Центильные таблицы могут включать в себя такие шкалы:

  • вес мальчиков;
  • вес девочек;
  • рост мальчиков;
  • рост девочек;
  • окружность головы мальчиков;
  • то же для девочек;
  • окружность грудной клетки у мальчиков;
  • то же у девочек;
  • зависимость веса ребенка от длины тела (мальчики);
  • то же для девочек.

Своя шкала формируется для каждой возрастной группы.

Выполнив обмеры, смотрят по центильным таблицам, к какому диапазону относятся данные. Всего их 3:

  • средний (50%) и примыкающие к нему с обеих сторон по 15% считаются нормальными;
  • по 7% ближе к краю шкалы — зона внимания: необходимо поставить в известность врача, чтобы тот проверил, нет ли патологии;
  • по 3%: большая вероятность патологии.

Со временем центильные таблицы устаревают. Это объясняется тем, что люди из поколения в поколение в силу ряда причин становятся все более высокими (акселерация). Наиболее современными считаются таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г. Основанием послужило 6-летнее многофокусное исследование по эталонам роста (МЭИР, 1997-2003 гг.). Его особенности:

  • охвачено большинство регионов мира;
  • условие отбора детей: уход соответствует принятым ВОЗ правилам охраны здоровья (грудное вскармливание, мать не курит и не употребляет алкоголь и т.д.).

Есть ли более современные центильные таблицы?

Да, они были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг.

Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса, роста, окружности головы и др. тысяч малышей анализируются, статистически обрабатываются и заносятся в таблицы. Это могут быть дети, проживающие в одной стране или на одной территории, или же в разных регионах мира. Именно таким было последнее исследование ВОЗ.

Его отличием от предыдущих стало то, что в нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Мы предлагаем вам следующие таблицы ВОЗ:

  • вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
  • вес (масса) тела девочек от 0 до 5 лет, кг
  • длина тела (рост) мальчиков от 0 до 2 лет, см
  • длина тела (рост) мальчиков от 2 до 5 лет, см
  • длина тела (рост) девочек от 0 до 2 лет, см
  • длина тела (рост) девочек от 2 до 5 лет, см
  • окружность головы мальчиков от 0 до 5 лет, см
  • окружность головы девочек от 0 до 5 лет, см
  • зависимость массы тела от роста у мальчиков 0-2 лет
  • зависимость массы тела от роста у девочек 0-2 лет
Вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
Year: Month Month -3 SD -2 SD -1 SD Media 1 SD 2 SD 3 SD
0: 0 2.1 2.5 2.9 3.3 3.9 4.4 5.0
0: 1 1 2.9 3.4 3.9 4.5 5.1 5.8 6.6
0: 2 2 3.8 4.3 4.9 5.6 6.3 7.1 8.0
0: 3 3 4.4 5.0 5.7 6.4 7.2 8.0 9.0
0: 4 4 4.9 5.6 6.2 7.0 7.8 8.7 9.7
0: 5 5 5.3 6.0 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
0: 6 6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9
0: 7 7 5.9 6.7 7.4 8.3 9.2 10.3 11.4
0: 8 8 6.2 6.9 7.7 8.6 9.6 10.7 11.9
0: 9 9 6.4 7.1 8.0 8.9 9.9 11.0 12.3
0: 10 10 6.6 7.4 8.2 9.2 10.2 11.4 12.7
0: 11 11 6.8 7.6 8.4 9.4 10.5 11.7 13.0
1: 0 12 6.9 7.7 8.6 9.6 10.8 12.0 13.3
1: 1 13 7.1 7.9 8.8 9.9 11.0 12.3 13.7
1: 2 14 7.2 8.1 9.0 10.1 11.3 12.6 14.0
1: 3 15 7.4 8.3 9.2 10.3 11.5 12.8 14.3
1: 4 16 7.5 8.4 9.4 10.5 11.7 13.1 14.6
1: 5 17 7.7 8.6 9.6 10.7 12.0 13.4 14.9
1: 6 18 7.8 8.8 9.8 10.9 12.2 13.7 15.3
1: 7 19 8.0 8.9 10.0 11.1 12.5 13.9 15.6
1: 8 20 8.1 9.1 10.1 11.3 12.7 14.2 15.9
1: 9 21 8.2 9.2 10.3 11.5 12.9 14.5 16.2
1: 10 22 8.4 9.4 10.5 11.8 13.2 14.7 16.5
1: 11 23 8.5 9.5 10.7 12.0 13.4 15.0 16.8
2: 0 24 8.6 9.7 10.8 12.2 13.6 15.3 17.1
2: 1 25 8.8 9.8 11.0 12.4 13.9 15.5 17.5
2: 2 26 8.9 10.0 11.2 12.5 14.1 15.8 17.8
2: 3 27 9.0 10.1 11.3 12.7 14.3 16.1 18.1
2: 4 28 9.1 10.2 11.5 12.9 14.5 16.3 18.4
2: 5 29 9.2 10.4 11.7 13.1 14.8 16.6 18.7
2: 6 30 9.4 10.5 11.8 13.3 15.0 16.9 19.0
  
Вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
Year: Month Month -3 SD -2 SD -1 SD Media 1 SD 2 SD 3 SD
2: 7 31 9.5 10.7 12.0 13.5 15.2 17.1 19.3
2: 8 32 9.6 10.8 12.1 13.7 15.4 17.4 19.6
2: 9 33 9.7 10.9 12.3 13.8 15.6 17.6 19.9
2: 10 34 9.8 11.0 12.4 14.0 15.8 17.8 20.2
2: 11 35 9.9 11.2 12.6 14.2 16.0 18.1 20.4
3: 0 36 10.0 11.3 12.7 14.3 16.2 18.3 20.7
3: 1 37 10.1 11.4 12.9 14.5 16.4 18.6 21.0
3: 2 38 10.2 11.5 13.0 14.7 16.6 18.8 21.3
3: 3 39 10.3 11.6 13.1 14.8 16.8 19.0 21.6
3: 4 40 10.4 11.8 13.3 15.0 17.0 19.3 21.9
3: 5 41 10.5 11.9 13.4 15.2 17.2 19.5 22.1
3: 6 42 10.6 12.0 13.6 15.3 17.4 19.7 22.4
3: 7 43 10.7 12.1 13.7 15.5 17.6 20.0 22.7
3: 8 44 10.8 12.2 13.8 15.7 17.8 20.2 23.0
3: 9 45 10.9 12.4 14.0 15.8 18.0 20.5 23.3
3: 10 46 11.0 12.5 14.1 16.0 18.2 20.7 23.6
3: 11 47 11.1 12.6 14.3 16.2 18.4 20.9 23.9
4: 0 48 11.2 12.7 14.4 16.3 18.6 21.2 24.2
4: 1 49 11.3 12.8 14.5 16.5 18.8 21.4 24.5
4: 2 50 11.4 12.9 14.7 16.7 19.0 21.7 24.8
4: 3 51 11.5 13.1 14.8 16.8 19.2 21.9 25.1
4: 4 52 11.6 13.2 15.0 17.0 19.4 22.2 25.4
4: 5 53 11.7 13.3 15.1 17.2 19.6 22.4 25.7
4: 6 54 11.8 13.4 15.2 17.3 19.8 22.7 26.0
4: 7 55 11.9 13.5 15.4 17.5 20.0 22.9 26.3
4: 8 56 12.0 13.6 15.5 17.7 20.2 23.2 26.6
4: 9 57 12.1 13.7 15.6 17.8 20.4 23.4 26.9
4: 10 58 12.2 13.8 15.8 18.0 20.6 23.7 27.2
4: 11 59 12.3 14.0 15.9 18.2 20.8 23.9 27.6
5: 0 60 12.4 14.1 16.0 18.3 21.0 24.2 27.9

Таблица роста и веса для девочек подростков

Увеличить мышечную массу помогут протеиновые супы

У подростков антропометрические данные контролируются раз в год. Для одиннадцатилетней девочки средние показатели – это 144,5 (рост в сантиметрах)//34,4 (вес в килограммах). Параметры менее 136,2//27,8 считаются нижними нормативными рамками, а параметры более 153,2//44.6 – верхними.

Средний рост и вес для двенадцатилетней: 150//40,7. Нижний рубеж нормы: 142,2//31,8, верхний: 162,2//51,8.

Тринадцатилетняя девочка в норме имеет показатели: 155,8//44,3. Нижняя планка данных:148,3//38,7, верхняя: 163,7//59.

В 14 лет средние данные для девочки: 159,5//53,1. Нижние рамки нормы:152,6//43,8, верхние: 167,2//64.

К пятнадцати годам средний рост девочек достигает 161,6 см, а средний вес – 55,5 кг. Нижний рубеж данных: 154,4//46,8, верхний: 169,2//66,5.

Средний рост и вес для шестнадцатилетних девушек: 162,4//56,5. Нижний рубеж: 155,2//48,4, верхний – 170,2//67,6.

Для девушек в 17 лет норматив – 163,9//61. Нижняя граница: 155,8//52,8, верхняя: 170,5//68.

Подростки

Оценка физического развития подростков не отличается от методов оценки, применяющихся для всех детей. Во все таблицы и шкалы включены данные для детей до 17 лет.

Хотя, конечно, нельзя забывать, что развитие девочек после девяти лет и мальчиков после одиннадцати будет существенно отличаться от развития детей более младшего возраста.

В подростковом возрасте происходят существенные изменения в пропорциях тела и развитии органов и систем:

  • Девочки до 14 лет существенно опережают своих сверстников по параметрам веса, роста,
  • За этот период происходит сильный скачок роста (девушки успеют вырасти примерно на 25 сантиметров и прибавить 25 килограмм; юноши — 35 сантиметров и 35 килограмм).
  • К 13-15 годам полностью завершится формирование вторичных половых признаков.
  • Продолжается активное формирование нервной, психической, сердечно-сосудистой, эндокринной систем.
  • Пульс и давление постепенно приближаются к показателям взрослого человека и в 18 лет остановятся на цифрах 120 на 65 у девушек и 115 на 60 у юношей.

Стоит отметить, что ускоряющиеся темпы физического развития (акселерации) значительно изменили за последнее время нормы соматических показателей.

Добрый день, посетитель моего блога!

В целом рост и развитие моего ребенка меня ни разу не заставляли задуматься о наличии каких-либо проблем со здоровьем, чему я несказанно рада. Данный вопрос меня заинтересовал, спустя 21 месяц после рождения Максима, когда я случайно наткнулась на центильные таблицы в просторах интернета. Анализ графика роста моего ребенка меня немного удивил и одновременно успокоил.

Маленькая голова

Если головка ребенка по размерам меньше возрастной нормы, при нормальных показателях окружности груди, обследование тоже начинается с невролога. Здесь потребуется исключить 2 редких заболевания микроцефалию (встречается с частотой 0,6-1,6 на 10000 родившихся) и краниостеноз (встречается у 2 из 10000 новорожденных).

Микроцефалия

Микроцефалия это уменьшение массы головного мозга более чем на 25 % от возрастной нормы, и, как следствие, уменьшение размеров черепа, раннее закрытие родничков и т. д.

Причинами могут быть наследственные факторы, врожденные аномалии, внутриутробные инфекции во время беременности (грипп, краснуха, цитомегаловирусная инфекция), алкоголизм родителей. В таких случаях диагноз обычно ставится по УЗИ во время беременности (в этом случае возможно прерывание беременности по медицинским показаниям) или сразу после рождения ребенка.

Но вредные факторы, такие как те же внутриутробные инфекции в последние месяцы беременности, гипоксия во время родов, родовая травма, нейроинфекции в первые дни и месяцы жизни ребенка могут вызывать задержку роста головного мозга уже после рождения, соответственно, медленнее будет расти головка ребенка и раньше закроются роднички.

Поэтому если головка ребенка растет слишком медленно его ждут те же самые обследования: консультация окулиста с осмотром глазного дна и УЗИ головного мозга (которое может быть затруднительным из-за раннего закрытия большого родничка).

Лечение будет направлено на улучшение кровообращения головного мозга и борьбу с инфекцией, на всестороннее развитие ребенка.

Краниостеноз

Краниостеноз – это врожденный порок развития костей черепа, при котором происходит преждевременное заращение одного или нескольких или всех черепных швов. В этом случае головной мозг у ребенка развивается нормально, но преждевременно сросшиеся кости черепа препятствуют его нормальному росту, в результате чего возрастает внутричерепное давление и проявляется вышеописанный синдром внутричерепной гипертензии при маленькой окружности головы

При заращении одного шва возникают различные деформации черепа, которые обращают на себя внимание

Несмотря на меньшие размеры головы, роднички при краниостенозе длительно остаются открытами, как компенсаторный механизм несколько снижающий повышенное внутричерепное давление.

На УЗИ желудочки мозга и межполушарная борозда не будут расширенными, в некоторых случаях они могут быть меньше нормы.

В случае подозрения на краниостеноз, кроме невролога и окулиста потребуется консультация нейрохирурга, т. к. в случаях декомпенсированной формы краниостеноза (приступообразные головные боли, рвота, выраженные застойные явления на глазном дне) необходима нейрохирургическая операция, причем, часто она наиболее эффективна, на первом году жизни ребенка.

В случае компенсированной формы ребенок будет наблюдаться и лечиться у детского невролога.

Как правильно самим измерить окружность головы ребенка

Во всех случаях, когда выявляются отклонения в размерах головки ребенка на первом году жизни потребуется динамическое наблюдение за ее ростом — т.е. ежемесячное измерение окружности головы. сантиметровой лентой.

Чтобы избежать погрешностей измерения (разные ленты у разных врачей) родителям рекомендуется приобрести отдельную сантиметровую ленту для своего ребенка. Ее можно брать с собой на прием, а также самостоятельно измерять окружность головы у своего ребенка дома.

При измерении сантиметровая лента должна проходить через наиболее выступающие части головки: надбровные дуги, над ушными раковинами, наиболее выступающуюю часть затылка.

К счастью чаще всего все отклонения в размерах головки ребенка оказываются его индивидуальными особенностями и не приводят к плохим последствиям.

Размер головы новорожденного и ребенка до года является одним из показателей здоровья. Измерения диаметра черепа проводятся в обязательном порядке на ежемесячном профилактическом приеме педиатром. Но не всякая мама понимает, что эти данные обозначают. Как расшифровать результаты медосмотра, соотнести с нормами ВОЗ, как подобрать детскую шапочку с учетом обхвата головы, подробно описано в нашей статье.

Из этой статьи вы узнаете

Что делать, если показатели выше или ниже нормы

Если посредством использования центильных таблиц было выявлено несоответствие антропометрических данных ребёнка его возрастным показателям, родителям обязательно следует обратиться к участковому педиатру для выявления причины отклонений в его физическом развитии. Но помните, что далеко не всегда слишком низкий или высокий рост, к примеру, или большой или малый обхват головы и т. п. могут быть свидетельством патологии.

Причины отклонений от нормы могут быть разными:

  • генетическая предрасположенность, наследственность;
  • национальная принадлежность;
  • климат в зоне проживания;
  • особенности питания и др.

Любые нормативы, касающиеся здоровья детей, весьма относительны. Всё зависит от индивидуальных особенностей развития каждого, отдельно взятого, ребёнка. Малыш вполне может быть совершенно здоров, весел и счастлив при самых низких и самых высоких показателях

Очень важно обращать внимание на самочувствие ребёнка: хорошо ли он спит, быстро ли утомляется, нормальные ли у него аппетит, стул, температура тела, настроение — здесь всё индивидуально. Но бывают случаи, когда без вмешательства медиков не обойтись. Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру

Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру

Но бывают случаи, когда без вмешательства медиков не обойтись. Поэтому, если у вашего малыша, согласно центильным таблицам, данные антропометрии находятся в области низких и слишком низких, либо высоких и слишком высоких значений, вам следует в обязательном порядке обратиться к участковому педиатру.

Он назначит дополнительные обследования для постановки диагноза. Могут потребоваться консультации профильных специалистов. И только после этого будет поставлен диагноз и назначены терапевтические мероприятия для исправления ситуации.

Центильные таблицы представляют собой один из диагностических методов, позволяющих определить соответствие физического развития ребёнка его возрасту. Но только на основании полученной с их помощи оценки невозможно поставить диагноз. Центили показывают, отсутствует проблема или существует. А определить, в чём она состоит и назначить соответствующее лечение может только врач после дополнительных обследований.

Таблица роста органов и тканей

В ходе исследований были выявлены закономерности в изменении не только внешних признаков — роста и веса, — но и размеров внутренних органов. Взаимосвязь их и длины тела ребенка отражена в таблице:

Длина тела, см Правая доля Левая доля Поджелудочная железа Селезенка почка
головка тело хвост длина ширина длина ширина
35-49 36,0-51,4 26,7-42,5 6,2-9,8 4,3-7,1 5,6-8,0 34,9-47,5 18,1-26,5 36,1-45,7 17,8-23,0
49-59 48,3-58,9 21,9-36,5 6,0-9,0 4,1-5,9 7,3-9,5 40-46,2 19,9-29,5 46,2-54,4 22,1-27,7
60-69 53,0-66,0 26,4-40,8 6,4-9,0 4,5-6,7 8,1-10,7 47,8-61,4 22,6-29,8 50,5-58,3 24,5-29,7
70-79 62,6-73,8 32,7-48,1 8,7-11,7 5,9-8,9 10,4-14,0 56,3-67,9 24,5-32,3 55,5-63,7 26,8-32,2
80-89 67,5-78,9 40,2-55,6 8,7-12,9 6,4-9,2 10,5-15,3 62,1-72,1 27,7-34,7 61,8-72,2 29,1-33,7
90-99 73,9-85,3 47,4-63,8 10,4-14,8 7,4-10,0 11,6-17,0 63,8-78,0 30,4-38,0 63,9-74,1 30,6-36,8
100-109 79,6-92,6 45,5-65,9 12,6-15,8 8,2-11,0 13,0-17,8 65,9-80,3 32,6-40,0 68,5-76,7 31,3-37,9
110-119 75,3-97,5 57,0-73,0 13,2-17,2 7,9-10,7 15,4-19,8 70,8-83,0 33,8-41,6 71,9-81,7 32,9-39,3
120-129 88,4-102,2 61,1-79,1 15,1-18,7 8,7-11,9 16,4-21,0 76,6-91,4 36,7-44,5 76,8-86,5 34,3-40,7
130-139 87,8-104,8 67,2-81,8 14,1-18,3 8,7-11,5 15,7-19,9 79,6-98,2 36,1-47,7 81,2-90,0 35,8-43,0
140-149 97,2-112,6 61,0-83,8 14,6-19,0 8,7-12,1 15,8-20,8 83,0-101,4 39,5-50,5 85,3-94,7 37,3-45,5
150-159 101,8-125,6 66,7-87,1 15,0-19,4 9,5-12,5 15,9-21,1 88,5-107,7 41,3-51,7 86,6-102,2 38,3-46,9
160-169 105,3-127,7 64,9 -93,3 15,5-20,3 9,1-12,5 17,8-22,0 93,8-111,0 54,6-43,4 94,5-109,5 41,0-50,2
170 и выше 107,3-128,7 70,1-92,3 16,8-21,2 9,8-12,8 18,8-23,6 99,2-117,8 44,8-58,4 98,3-110,1 43,0-53,2

Как развивается способность к познанию

В 2 – 3 года у малыша улучшается способность концентрировать внимание. Он умеет:

  • Называть цвета, величины, формы, группировать и различать предметы по признакам;
  • Формировать простые числовые представления (один, два, много, мало);
  • Запоминать расположение предметов в пространстве (близко, далеко); указывать место, где стояла убранная взрослым игрушка;
  • Узнавать на ощупь и называть знакомые геометрические или другие фигуры; определять предмет по фактуре;
  • Воплощать в рисунке свои фантазии и рассказывать, что изображено; дополнять недостающими деталями нарисованное взрослым;
  • Понимать причины и следствия простых событий жизни и проводить аналогии («в прошлый раз я промочил ноги, гуляя после сильного дождя, значит, если сегодня лужи все еще не высохли, я опять могу промокнуть»);
  • Тренировать память и логику — в аналогичных ситуациях способен разглядеть систему и адаптировать к ней свое поведение;
  • Демонстрировать целенаправленность действий — теперь главное не манипуляция с предметом, а результат. Игрушкам малыш начинает предпочитать реальные предметы, в игре подражает увиденному и имитирует все, что усвоил из ближайшей внешней среды.

К 3 годам малыш входит в возраст «почемучки»: тысяча вопросов про все на свете — так развиваются познавательные потребности ребенка.

Что должен уметь ребенок в 10 лет

В этом возрасте ведущие в жизни ребенка является учебная деятельность, которая отнимает много физических и эмоциональных сил. За счет активной учебы у детей расширяется кругозор, формируется теоретическое мышление, сознание. Также возникают способности к анализу и планированию как своих повседневных дел, так и будущих перспектив. Для того, чтобы формировалась четкая потребность в обучении, формируется определенная мотивация, в этом возрасте дети должны обладать умениями самостоятельного обучения, сохранения в своей памяти больших объемов информации, ее полноценного и адекватного воспроизведения, полноценного использования своих знаний.

Дети в этом возрасте должны уметь качественно и полностью выполнять порученные им задания. Так, что должна уметь девочка или мальчик в 10 лет? В этом возрасте они способны активно помогать родителям по хозяйству – уборка, посуда, частично приготовление еды, поддержание порядка, уход за домашними животными, поход в магазин.

Ребенок должен полноценно справляться со всеми бытовыми вопросами, оставаясь дома один, он должен проявлять компетентность во многих опросах бытового и социального плана. Дети этого возраста должны легко общаться в коллективе, но предпочитают в общении детей своего пола. Снижается потребность в материнской опеке и защите, но особенности поведения ребенка в этом возрасте еще сильно зависят от матери воспитания родителей.

Что такое центильные таблицы?

Таким образом, центильный способ оценки общего физического состояния ребенка и его развития основан на сравнении показателей данного грудничка и усредненных показателей, которые выведены на основании массовых оценок групп детей аналогичного возраста.

Как уже было сказано, в центильных таблицах соотносится информация о росте и массе тела, размер обхвата головы и грудной клетки. На основании данных, зафиксированных в центильных таблицах, можно выстроить диаграмму развития, т.е. отображение в графическом виде изменений антропометрических параметров по мере взросления. Такие данные группируются отдельно по половому признаку, поскольку характеристики показателей достаточно существенно зависят именно от этого фактора.

Центильные таблицы

Проведя все замеры и сверив их с показателями центильной таблицы, врач может оценить степень развития младенца по восьмибалльной шкале, где каждый балл – это граничные пределы (интервал), характерные для данного возраста и пола.

Чтобы было более понятно: антропометрические данные 100 обследованных здоровых малышей выстроим, занеся в таблицы  по возрастающей. При этом фиксируем, как бы «привязываемся» к показателям малышей в такой очередности: 3-й (либо 5-й), 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й или 97-й. Это и будут так называемые центили.

Сверяем

Подобные показатели можно представить также в виде графика, расположив в центре наиболее часто встречаемое «среднее арифметическое», а по сторонам – увеличение и уменьшение значений.

Центильные таблицы, взятые на вооружение педиатрами, были утверждены после  исследований Всемирной организации здравоохранения на основании антропометрических данных здоровых детей различных уголков земли. Они, эти данные, и считаются стандартом.

Наиболее устойчивым фактором является рост, по темпам увеличения которого можно судить о развитии детского организма в целом. Ведь, если скелет растет медленнее, чем обычно в данном возрасте, то это говорит о том, что медленнее развиваются не только кости, но и мышцы, органы и т.д. Наиболее интенсивное увеличение длины тела происходит на первом году жизни человека, затем более медленными темпами, но также активно продолжается до 17-летнего возраста. Далее идет снижение темпов.

Центильная таблица

Разумеется, для мальчиков и девочек существуют различные центильные таблицы, что вызвано различными значениями центилей для обоих полов: мальчики крупнее и выше в большинстве случаев уже при рождении, и также опережают в этом отношении девочек и в последующие месяцы.

Самым изменчивым показателем является, конечно же, вес. Он наиболее активно возрастает на первом году жизни, а именно – в самые первые месяцы. Давайте рассмотрим каждую таблицу подробнее.

Рост мальчишек

Продолжение

Графически

По весу и возрасту

Продолжение

График

Обхват

Продолжение

По графику

В груди

Продолжаем

Соотношение

Девочке

До 17

Наглядно

По весу

Таблица

Соотношение на рисунке

С самого малого

До совершеннолетия

Графически

Начало

Продолжение

График

Имея возможность наглядного сравнения того, как растет и развивается ваш малыш, и каковы средние показатели нормы для его возраста, вы можете сами ориентироваться, все ли в порядке или есть повод для визита к педиатру. Кстати, это самое правильное решение, которое вы можете принять, если вам кажется, что показатели вашего малыша далеки от нормы, ведь только специалист может выяснить, действительно ли есть причина для беспокойства и как ее решить.

Как использовать центильные таблицы для мальчиков

Не секрет, что антропометрические показатели ребёнка являются точным и одновременно максимально простым способом определения общего состояния развития и здоровья ребёнка. Конечно, стоит сделать поправку на наследственность, но статистика есть статистика.

На каждый из важных антропометрических показателей есть собственная центильная таблица.

Центильные таблицы для мальчиков: длина тела

 Несмотря на то, что центильные таблицы для мальчиков выглядят не слишком понятными, на самом деле, всё достаточно просто. Для того чтобы пользоваться этими таблицами, нужно измерить ребёнка и найти полученное значение на пересечении строчек с возрастом и статистическим значением. Для толкования результатов нужно знать, что именно прячется под непонятными процентными интервалами.

  • Интервал от 25 до 75 процентов считается статистической нормой. Дети, попавшие в этот промежуток, как правило, здоровы и их физическое развитие не вызывает опасений.
  • Интервалы от 10 до 25 и от 75 до 90 процентов считаются нижней и верхней границей нормы. Как правило, сюда попадают дети, имеющие индивидуальные особенности – причин для волнения здесь нет.
  • Интервалы от 3 до 10 и от 90 до 97 процентов считаются тревожной зоной. Согласно статистической выборке, в них попадает небольшое количество детей, а значит, вероятность развития патологий и иных проблем здесь достаточно велика.

Центильные таблицы призваны помогать родителям адекватно оценивать развитие собственного ребёнка. Не стоит пренебрегать ими – это позволят своевременно обнаружит проблему и вовремя начать с ней бороться.

График прохождения врачей до года (по месяцам)

В течение первого года жизни ребенку необходимо пройти 6 плановых осмотров. Первый – наблюдение и обследование в роддоме, а далее – в 1, 3, 6, 9, 12 месяцев. При этом раз в месяц нужно ходить с ребенком к педиатру. Если вы обращаетесь в муниципальную поликлинику, то следует предусмотреть время визитов на так называемые «грудничковые дни», когда ведется прием только детей до года, чтобы снизить риск передачи инфекции от больных детей – здоровым.

Таблица плановых осмотров и анализов для ребенка до года

Возраст Врач Необходимые анализы
Новорожденный Педиатр Аудиологический скрининг (проверка слуха специальным прибором), неонатальный скрининг на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адреногенитальный синдром и галактоземию      
1 месяц Педиатр, детский хирург, офтальмолог, невролог УЗИ органов брюшной полости, сердца, тазобедренных суставов, головного мозга (нейросонография), аудиологический скрининг    
2 месяца Педиатр
3 месяца Педиатр, травматолог-ортопед, невролог Аудиологический скрининг, общие анализы мочи и крови
4 месяца Педиатр
5 месяцев Педиатр
6 месяцев Педиатр, невролог, детский хирург Общие анализы мочи и крови
7 месяцев Педиатр
8 месяцев Педиатр
9 месяцев Педиатр, стоматолог Общие анализы мочи и крови
10 месяцев Педиатр
11 месяцев Педиатр
12 месяцев Педиатр, ЛОР, детский психиатр, детский хирург, офтальмолог, детский стоматолог Общие анализы мочи и крови, ЭКГ, анализ на уровень сахара в крови

Что значит 7 коридор в педиатрии. Коридоры развития ребенка

Приведя своего сына на прием к педиатру, который взвесит его и измерит рост, обхват груди и головы, вы слышите оценку этим показателям: на четверку, или на другую цифру от одного до восьми. Что это за баллы? Это центильный коридор , в котором находятся по таблице показатели вашего мальчика. Центильные таблицы приведены ниже.

Дентальные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную «математическую фотографию» распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В наших таблицах этот интервал тонирован. Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные. Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это — зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования. Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития. распределение детей по окружности головы

Понять, что такое дентальная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие «коридоры» попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина — 50 см, соответствует «средним» показателям. Масса — 3800 г, соответствует оценке «выше среднего». Окружность груди — 37 см, соответствует оценке «широкая». Окружность головы — 36см, соответствует «средним» величинам. Соответствие массы длине тела ребенка — умеренный избыток массы относительно длины, «выше среднего». Чтобы оценить достаточность питания у школьников, следует пользоваться центильными шкалами индекса Кетле, который наиболее объективно выявляет как недостаточность, так и избыточность массы тела относительно роста и мало зависит от особенностей телосложения и конституции ребенка.

Ребёнок растёт с каждым днём. Для того чтобы оценить его физический рост, понять, правильно ли он развивается, существуют центильные таблицы. Педиатры, наблюдая малыша, регулярно оценивают его вес и размеры, советуют родителям, что делать, если параметры ребёнка значительно отличаются в ту или другую сторону от средних показателей

Правильное физическое развитие важно для последующей жизни маленького человека

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: