Примеры самодельных дидактических игр по ФЭМП для средней группы
Чаще всего преподаватели применяют следующие дидактические игры по ФЭМП для детей в средней группе:
«Чайный сервиз». Воспитатель говорит детям, что кукла хочет попить чаю. Они должны подобрать чашку. Если кукол несколько, которым нужно налить чаю, тогда следует определить количество чашек.
«Теремок» — всеми известная сказка. В качестве героев, педагог выбирают не зверюшек, а геометрические фигуры. Персонажи данной сказки помогут детям хорошо запомнить сложные для их возраста фигуры — трапецию и овал.
Наглядные приемы присутствуют на каждом занятии по ФЭМП. Это:
- демонстрация, например, представляет или рассказывает стих/сказку;
- моделирование определенного предмета;
- показ образца, например, ребенок подбирает ткань для куклы.
Картотека
Типы занятий по математике для средних групп по методу ДОУ
Очень важно подобрать оптимальную форму и тип занятия. Ведь современные взгляды на дошкольную педагогику дают воспитателю большой простор для творчества, но в то же время требуют проявления креативности, новаторского подхода и нестандартного мышления
Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.
Важно! В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП
Дидактические игры
Познавательные игры для детей старшей группы
Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.
Игра «Сгруппируй по признаку»
Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.
Для игры понадобится 15 – 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:
- металлические;
- деревянные;
- круглые;
- съедобные;
- красные;
- маленькие;
- которые нужны для школы и т.д.
Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.
Игра «Что напутал Незнайка?»
Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.
Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».
Игра «Собери гусеницу»
Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.
Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.
Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.
Дидактические игры своими руками: «Помоги зверюшке найти путь»
Даже в игре, вроде бы в шутку, помогая животным, дети учатся доброте в жизни. Эта дидактическая игра не только развивает человеческие качества, но и учит счету, логике, памяти, правильному мышлению. Суть игры в том, чтобы по выложенной «дорожке» правильно разложить фигурки, следуя уже заданному алгоритму. Материал потребуется точно такой же, как и для предыдущей игры. Приступаем сразу к делу.
В нашем случае основой для создания игры послужат полноценные элементы коробки, поскольку они заведомо одинакового размера. Для создания стоит взять ровную плотную коробку (к сожалению, у нас такой не оказалось).
Конечно, оставлять поверхность картонных обрезков в исходном виде не нужно — обклеиваем их самоклеющейся ленты. У нас больше всего было черного цвета, поэтому это послужит дополнительным атрибутом для игры — зверюшки будут не просто искать путь, но и делать это в темноте. Задняя сторона каждого отрезка обклеена другим цветом (не хватило материала).
Следующим этапом из имеющейся бумаги с уже изображенными на ней зверятами мы вырезаем персонажей примерно одинакового размера. Из бумаги контрастного цвета прокладываем дорожки разными способами.
Из цветных отрезков самоклеющейся ленты вырезаем фигурки и приклеиваем первые несколько «шагов» сразу на нашу заготовку. Остальные фигурки создаем аналогично принципу с вырезанием одежды — их дошкольники будут накладывать на дорожку зверят самостоятельно.
Ну а для того, чтобы детали игры не потерялись, на задней стороне каждой из основ приклеим изготовленные вручную кармашки.
Наша вторая дидактическая игра для детского сада готова. Теперь воспитателю можно приступать к развитию малышей!
Младшая группа
Детсадовцы младшей возрастной группы, то есть 2-3-летнего возраста, в процессе игр учатся различать формы и размеры объектов, сравнивать, размещать в определенном порядке, использовать полученные представления на практике, действовать конструктивно и аккуратно. Картотека дидактических игр «Величина» включает занятия, развивающие зрительное и тактильное восприятие, моторику пальцев рук, воспитывающие любознательность и усидчивость.
Мячики
Для игры подготовьте плотную коробку, которую можно открыть. В ее верхней стенке вырежьте два круглых отверстия: одно большого диаметра, второе маленького. Возьмите для игры два мячика разного размера, причем больший должен соответствовать крупной дырке, но быть больше маленького отверстия.
Предложите воспитанникам подержать оба мячика. Дети должны уяснить, что крупный мяч тяжелее, его невозможно сжать в ладонях. А маленький весит меньше, его легко скрыть в сжатых руках. Оба мяча, благодаря форме без граней, легко перекатываются.
Дети пытаются опустить мячи в отверстия коробки. Большой падает в крупную дырку, но остается лежать на мелкой. А маленький мячик легко опустить и в большое, и в мелкое отверстие.
Игрушки играют в прятки
Для игры возьмите игрушки, представляющие животных и людей. Они должны быть разной величины. Также подготовьте разноразмерные коробки в количестве, соответствующем числу игрушек.
Расскажите воспитанникам, что игрушки решили сыграть в прятки. Нужно помочь им надежно спрятаться. Дети пробуют вместить игрушки в коробки, плотно накрыть их крышками. Если предмет не помещается, то он слишком крупный, нужно подобрать для него другой тайник. Игра продолжается, пока дети не распределят все игрушки правильно по коробкам.
Волшебный мешок
Возьмите для игры непрозрачный мешок, поместите в него игрушки и вещи разной величины. Далее можно играть следующим способом:
- попросить ребенка нащупать и достать только маленькие предметы;
- предложить вытащить только крупные вещи;
- вытаскивать предметы по очереди, называя их величину.
Башенка
Для игры возьмите 5 разноразмерных игровых кубиков. Желательно, чтобы они были одного цвета: так ребенку будет проще сосредоточиться на задании.
Предложите воспитаннику выстроить из кубиков башенку для принцессы. Объясните ребенку, как строятся здания, чтобы они были устойчивыми. Сначала нужно взять самый большой кубик, он будет фундаментом, на него поставить меньший, затем еще меньший. Верхушкой башенки становится самый маленький кубик. После услышанного объяснения воспитанник выполняет задание самостоятельно.
Дидактические игры для средней группы
Играя, дети знакомятся с окружающим миром и развивают правильные привычки и понятия. Во время дидактической игры взрослые учат четырёхлетних малышей заниматься совместной познавательной деятельностью.
Особенности
Ребёнка в возрасте 4-5 лет отличает неисчерпаемый запас любознательности и желание получить ответы на множество интересующих его вопросов. Именно в этом возрасте проявляется существенный рост способностей малыша. По наблюдениям психологов, мышление в этот период становится более образным, а психика более устойчивой по сравнению с предыдущими годами жизни.
Отличия
В средней группе предметные игры уходят на второй план, хотя всё еще остаются актуальными. В большей степени они направлены на закрепления знакомых понятий.
Им на смену постепенно приходят настольно-печатные и словесные игры. В этот период начинается активное формирование ФЭМП*.
Математическое занятие
Самодельные игры для детей в средней группе
Производители детских товаров предлагают всё более разнообразные игры и игрушки для раннего развития. Однако необязательно использовать только покупные дидактические материалы. Во многих случаях могут подойти самодельные игры и дополнения к купленным в магазине наборам.
Воспитатель не должен полностью брать на себя все хлопоты, связанные с изготовлением необходимых для игры элементов. Его задача — обозначить цель и донести её до родителей
В беседах следует особо подчеркивать важность их участия в жизни группы
Обратите внимание! Предметы, изготовленные мамиными или папиными руками, имеют большое значение для любого малыша, помогают его социализации среди сверстников
Изготовление дидактических игр своими руками
Родители могут изготовить элементы, приближающие детскую игру к реальности.
- Сшить одежду и постельное бельё для кукольного уголка. Помочь в изготовлении масок для театрализованных занятий.
- Чтобы поддерживать интерес к игрушкам, следует часть имеющихся в наличии игр убирать из зоны свободного доступа в ящички и коробки, обклеенные одинаковой самоклеящейся бумагой. Удобно пользоваться играми, в которых мелкие детали не смешаны между собой, а разложены по специально сшитым для них мешочкам. Родители с лёгкостью могут помочь красиво оформить тару для игрушек.
- Уголок времён года — это важный дидактический материал, экспонаты для которого нельзя купить. Зато для использования отлично подходят природные материалы и рукотворные поделки.
Уголок времён года
Демонстрационный материал пригодится и для изучения краеведения. Воспитателю вряд ли удастся приобрести готовые к использованию наборы по темам «Мой город», «Моя республика» и т. д. Скорее всего, для таких занятий лучше всего подойдёт картотека, картинки для которой будут специально подобраны и распечатаны.
Занятия математикой с детьми для средней группы
Воспитатели детского сада проявляют повышенный интерес к математическим занятиям тогда, когда заинтригованы, удивлены чем-то необычным. Чтобы привлечь ребенка к предмету, нужно заранее продумать структуру занятия
Как правило, воспитатель должен обратить внимание на все возможные элементы занимательности: удивление, поиск предметов, отгадывание. Такой элементарный подход становится для малышей интересным
Обратите внимание! Подобные занятия актуальны для учащихся средней группы, которые еще не отделяют игровую деятельность от непосредственно образовательной. Занимательность и увлекательность в любой математический материал привносят игровые элементы, которые могут заключаться в любой задаче, упражнении на логику, развлечении
Сама игра при этом должна выполнять конкретную обучающую задачу:
Занимательность и увлекательность в любой математический материал привносят игровые элементы, которые могут заключаться в любой задаче, упражнении на логику, развлечении. Сама игра при этом должна выполнять конкретную обучающую задачу:
- привлечь малыша к математике;
- правильно преподнести материал, тщательно объясняя все элементы;
- углубить его математические представления;
- повторить несколько раз усвоенные знания;
Игровые занятия по ФЭМП могут сопровождаться следующими развивающими целями:
- совершенствованием полученных навыков;
- формированием строить элементарные умозаключения, а также логически мыслить;
- развитием усидчивости, умением владеть волевыми усилиями.
Какие упражнения нужны для развития ребенка
Характеристика и функции
Для детей дошкольного возраста обучение должно быть легким и ненавязчивым, поддерживать и вызывать интерес. Вот почему такая форма, как игра, пользуется в педагогической науке особой популярностью. Получение знаний для малышей проходит в том виде, в котором оно им понятно и доступно. В процессе обучения выделяют несколько функций такой формы:
- Получение и закрепление знаний. Ребенок при этом получает не скучную теоретическую информацию, а самостоятельно находит ответ на вопросы, трансформирует сведения в игровой ситуации, быстро находит им практическое применение. Именно такая «забава» интересна и полезна.
- Усвоение новых знаний в веселой увлекательной форме.
Кроме того, эта форма представляет собой самостоятельный вид деятельности, помогает передать дошкольникам сведения об окружающем мире, математике, способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения.
Дидактические игры по математике своими руками
Чтобы усилить познавательный интерес дошкольников, рекомендуется делать для игр яркий, разнообразный и увлекательный материал. Сделать своими руками математические игры несложно, вот несколько интересных примеров:
- Вырезанные из бумаги яблоки с разным количеством семечек — от 1 до 10. К ним дети прикрепляют карточки с соответствующим изображением цифр.
- Математические четки — шнурок с нанизанными бусинами. При решении арифметического примера ребенок сдвигает бусины: отсчитывает первое число, затем второе. А после складывает или вычитает, определяет получившееся количество бусин.
- Продолжи ряд. На бумажных полосках изображены разные изогнутые линии. В начале вдоль этих полосок приклеены геометрические фигурки в определенной последовательности. Задача ребенка — продолжить ряд, используя дополнительные фигуры из коробочки.
- Вылови рыбку. На бумажных ведерках изображены цифры от 1 до 10. На рыбках — арифметические примеры. Дошкольник решает пример, смотрит на каком ведерке изображен ответ, помещает туда рыбку.
- В картонных листах определенного цвета прорезано несколько разных геометрических отверстий. Также вырезаны геометрические фигуры, соответствующие этим отверстиям по форме и цвету листа. Игровая задача — правильно разложить фигуры по отверстиям.
Типы занятий по математике для средних групп по методу ДОУ
Очень важно подобрать оптимальную форму и тип занятия. Ведь современные взгляды на дошкольную педагогику дают воспитателю большой простор для творчества, но в то же время требуют проявления креативности, новаторского подхода и нестандартного мышления. Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации
Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков
Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.
Важно! В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП
Дидактические игры
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Сборник игр по гендерному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Мальчишки и девчонки»
Подготовила сборник: воспитатель МБДОУ «Теремок» ЯНАО, г. Ноябрьск, Анастасова Валентина Владимировна
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.
Проведение игр по гендерному воспитанию в детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.
В сборнике представлены игры для детей старшего дошкольного возраста.
«Найди правильно»
Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.
Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.
Девочка — мальчик Вышивает — строит Плачет — копает Шьет — пилит
Варит — режет
Прыгает через скакалку — носит тяжести
Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание — определить, что делают девочки, а что — мальчики.
«Кто что делает?»
Цель: закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда. Педагог просит детей дополнить предложения, выразив свое отношение к данной профессии.
Например, строитель строит дома;
писатель — ……… парикмахер — ……… милиционер — ……… архитектор — ………
стюардесса — ………
«Игры-состязания»
«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»
«Кто больше назовет мужских и женских (маминых и папиных) вещей»
«Кто больше назовет имен мальчиков (девочек)»
«Назови смелую профессию»
«Напиши словесный портрет девочки (мальчика)»
«Кто найдет больше сходства: в цветке — женщине; в мужчине-льве»
«Кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений»
«Кто лучше и красивее передаст характер героя (героини) известного произведения»
«Кто составит мини-рассказ о мальчике» (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям (например: веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь).
«Надень и попляши»
Цель — воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола.
Все дети ходят по кругу, одна девочка (например, Маша) находится в центре и выполняет движения, соответствующие словам: По дорожке Маша шла, Маша тапочки нашла.
Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Маша, находясь внутри круга, — влево.
Маша тапки примеряла, Чуть надела — захромала. Стала Маша выбирать Кому тапочки отдать?
Диме тапки хороши,
На, надень и попляши. Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Маша и Дима свободно пляшут внутри круга. Затем Дима остается в кругу, а Маша идет к детям. В ходе игры девочки приглашают только мальчиков и наоборот.
«Голубка» (русская народная игра).
Играющие, становятся в круг. Один из играющих ребят выходит за круг со словами: «Кто идет?». Девочки, стоящие в кругу, отвечают:
— Голубка с пером. — Зачем идет? — За красоткой. — За какой?
— За беленькой.
После этого мальчик проходит за кругом и выбирает девочку.
Сказка наоборот».
Цель — формирование умения войти в образ героя противоположного пола, понять интересы и ценности героев противоположного пола.
Дети придумывают сказку с известными сказочными персонажами. Только мужских героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а женских героинь (Красная Шапочка, Крошечка — Хаврошечка, Золушка, Мальвина) — мальчики.
«Утка и утята».
Цель — создание у детей общности переживания, воспитание ценности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах.
Игровой материал: покрывало.
Ход игры. В игре участвуют мама-утка, маленькие утята (4—5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль берт на себя воспитатель). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и питается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить опасности. Она укрывает детей покрывалом так, чтобы все дети спрятались под ним. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. После этого мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.
Следующая > |
Дидактические игры по математике
Многочисленные дидактические игры представляют собой универсальный продукт, который формирует математические представления у малышей в возрасте от 5 лет. Игры, в которых присутствуют словесные элементы, обычно обретают образовательный характер. Наиболее популярными дидактическими играми по математике являются:
развлечения, которые способны развить умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров»);
занятия, которые помогают детям в усвоении геометрических фигур («Фигура домино», «Теремок», «Чудесный мешочек»);
пособия, которые учат опознанию времени (например, «Сначала и потом»);
упражнения, которые учат правильно определять направление (справа, слева);
пособия, которые ориентированы на внимание, умение внимательно рассматривать предметы«, находить сходство и различия («Найди отличия»).
Примеры самодельных дидактических занятий