Игровой метод
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Основными методическими особенностями игрового метода являются :
1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);
2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;
3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;
4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;
5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.
К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.
Анализ занятия
Непосредственная образовательная деятельность в детском саду в обязательном порядке подвергается мониторингу дважды в год. Это позволяет составить представление об уровне развития детей в том или ином направлении учебно-воспитательного процесса, а также сделать вывод об уровне профессионального мастерства педагога. Диагностика проводится в двух форматах:
- самоанализ;
- анализ присутствующих (методистов, коллег).
При этом план мониторинга будет единым.
Алгоритм анализа занятия по физкультуре
План позволяет составить полную картину проведённого занятия:
Оценка уровня готовности педагога и детей к занятию. В этот пункт входит: внешний вид детей и взрослого (спортивная одежда, обувь, собранные волосы), приёмы, использованные для мотивации ребят на работу.
Анализ соответствия содержания занятия (объёма материала, видов упражнений и игр) поставленным целям и задачам.
Определение соответствия выбранной структуры занятия поставленным целям.
Оценка эффективности и логичности приёмов в работе с детьми, насколько результативными они оказались (например, с помощью приёма показа видеоролика ребята научились делать разминку с убыстрением темпа выполнения упражнений). А также анализ способов привлечения и концентрации внимания детей.
Насколько уместно было распределение времени на разные виды деятельности, упражнения, игры и переходы между ними.
Описание характеристик речи педагога (выразительность, темп, громкость).
Оценка микроклимата на занятии (стимулирует ли педагог детей к рефлексии, создаёт ли ситуацию успеха для ребят).
Недостатки организационного или методического характера
Важно: при самоанализе педагог намечает пути их устранения.
Обобщение выводов.
Физкультурное занятие в детском саду выполняет важную образовательную миссию, которая заключается в укреплении и сохранении здоровья детей
Поэтому подготовке и проведению этой работы уделяется особое внимание. В средней группе акцент делается на отработку навыков, полученных в прошлом году, а также на развитие выразительности движений, воспитание чувства товарищества
Это направление требует грамотной комбинации методических приёмов, а также тщательного анализа непосредственной образовательной деятельности.
Анализ физкультурного занятия в старшей группе
Анализ физкультурного занятия встаршей группе
1.Структура занятия соблюдена. Вводной части присутствуют строевые упражнения ( построения в шеренгу, перестроение в колону по три),повороты, различные виды ходьбы( на носках, на пятках ,широким шагом, змейкой), бег (с высоким подниманием колен, обычный бег).Обеспечивалась общая и специальная подготовка организма.
В основной части проведён комплекс с косичками. С целью снятия физической нагрузки использовались различные исходные положения
( основная стойка, ноги врозь, стойка в упоре на коленях, сидя на полу, лёжа на полу).Основные виды движений выполнялись с делением на 2 колоны .Правая шеренга закрепляла навык в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд.
Левая разучивала упражнение на координацию движения. В конце основной части проводилась подвижная игра «Ловишки» с ленточками.
В заключительной части инструктор снижала физическую нагрузку у детей игрой малой подвижности «Затейники».
2. Спортивный инвентарь инструктор подготовила заранее (косички, мячи, кубы, ленточки), провела сквозное проветривания физкультурного зала.
3. На занятие присутствовало 19 детей старшей группы. Внешний вид инструктора соответствовал физкультурному занятию, но не на всех детях была одета физкультурная форма- белый верх, чёрный низ, на ногах чешки. Василина Д., Юля М., Лера В.. Влад Б. присутствовали на занятие в обычной одежде.
4.Дети после принятия и. п. под счёт, правильно выполняют упражнения, у них сформирован навык выполнения основных движений .Строевые упражнения , такие как перестроение в колоны по три и два выполняются неумело, многие дети теряются куда идти.
На учебно- тренирующем занятии использовался фронтальный, групповой способ организации детей, что в свою очередь эффективно сказывается на моторной плотности занятия. В водной части использовалась общая подготовка организма (ходьба, бег) и специальная мышц плечевого пояса и рук.
Учитывая содержания упражнений , возрастные возможности детей 5-6 лет и индивидуальные особенности детей на занятие применялись наглядные и словесные методы. При обучение детей сохранять равновесие на гимнастической скамейке инструктор использовала наглядные приёмы такие (показ образца), словесные приёмы заключались в кратком объяснение.
Многократное повторение, различные исходные положения равномерное распределение физической нагрузки на организм детей. Физическая нагрузка регулировалась в соответствие ср структурой физкультурного занятия. Пик на грузки в основной части нарастал при проведение подвижной игры «Ловишки» и снижался в заключительной части.
Практическое занятие в вузе: что это такое
Чем отличаются лекции от практических занятий в вузе? Ответ очевиден — это два разных типа подачи учебного материала, которые дополняют друг друга.
Лекционное занятие — разновидность учебных пар в вузе, во время которых преподаватель даёт информацию в устной форме, а студенты пассивно воспринимают и конспектируют её. На лекциях излагают теоретические вопросы, знакомят учащихся с научными подходами и методами исследований.
Практическое занятие — это форма учебной работы, которая проходит под руководством преподавателя и предполагает активное участие и взаимодействие студентов. Такой тип занятий необходим, чтобы углублять теоретические знания учащихся, переводить их в практические умения и навыки. А также подготавливать студентов к следующему блоку информации.
Временной план занятия по физкультуре в средней группе
- вводным (до 6 минут), во время которого организм малыша подготавливается к интенсивным физическим нагрузкам с помощью простых заданий с предметами, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки;
- основным (до 15 минут), включающим задания общеразвивающего характера (в том числе и элементы дыхательной гимнастики), упражнения на отработку прыжков, равновесия, лазанья, метания, а также подвижную игру;
- заключительным (до 4 минут), призванным помочь детям перейти к спокойному состоянию после активных физических нагрузок в процессе ходьбы в медленном темпе или игры малой подвижности.
Занятие по физкультуре состоит из трёх этапов, каждый из которых включает задания определённого характера подвижности
Самоанализ ООД по физическому развитию во второй младшей группе
Самоанализ ООД по физической культуре во второй младшей группе, проведённого воспитателем Шперлинг Н.С. во второй младшей группе.
Количество обучающихся в группе по списку: 13.
Присутствовало на занятии: 8.
Дата проведения: 16.05.2018г.
Цель: Оптимизировать двигательную активность обучающихся, развивать речь обучающихся по средствам физической культуры.
Задачи:
Обучающие:
-Упражнять в ходьбе, беге друг за другом с остановкой по сигналу воспитателя.
-Закреплять упражнения в равновесии и прыжках на двух ногах.
-Учить действовать совместно, выполняя указания взрослого и правила в подвижной игре;
— учить расслабляться и восстанавливать дыхание после физической нагрузки;
— поощрять речевую активность детей;
Развивающие:
— развивать интерес к занятиям физической культуре;
— продолжать обогащать двигательный и познавательный интерес детей через подвижную игру;
-содействовать укреплению костно-мышечного аппарата детей;
-развивать умение играть в игры.
-Развивать речь детей.
Воспитывающие:
-воспитывать общую культуру поведения и потребность в ЗОЖ.
Программное содержание занятия соответствует возрасту и развитию детей второй младшей группы программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Цели и задачи занятия соответствуют содержанию, сформулированы с учетом образовательных областей. Санитарно-гигиенические условия организации занятия соответствуют требованиям СанПин: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось все пространство физкультурного зала, травмоопасные материалы в ходе занятия не использовались, техника безопасности соблюдалась, была учтена общая моторная плотность занятия. Дети были одеты в облегченную спортивную одежду, удобную обувь. Занятие состояло из трех частей: вводная, основная и заключительная. Общая продолжительность занятия -15 – 20 минут. ООД соответствовало интересам, темпераменту, уровню подготовки и развития детей. Организация детей была адекватна обучающим, развивающим и воспитывающим задачам. Степень активности детей на занятии была достаточно высокой. На протяжении всего занятия поддерживался интерес детей к предполагаемой деятельности. Смена видов деятельности соответствовала заранее спланированному плану. Удалось сохранить темп ООД, дети не перегружались и не переутомлялись. Словесно поощряла детей за правильное выполнение движений. Словесная оценка деятельности детей была использована на всех этапах занятия.
В водной части использовались ходьба с остановкой по сигналу воспитателя («воробышки», «лягушки») и бег с подскоками («лошадки»)
Во время бега и ходьбы обращалось внимание на осанку и восстановление дыхания
Общеразвивающие упражнения были выполнены с предметом — колечками с учетом дозировки упражнений для младшего возраста. Упражнения объяснялись доступно, затруднений в выполнении упражнений у детей не возникало. Количество упражнений соответствует данному возрасту. Темп и синхронность выполнения упражнений были выдержаны. После выполнения общеразвивающих упражнений была проведена дыхательная гимнастика «Рисуем мячик воздухом».
Затем дети чётко перешли от общеразвивающих упражнений к основным движениям. Ребята выполняли упражнение на сохранение равновесия, закрепляли прыжки на двух ногах с продвижением вперёд. В связи с небольшим количеством детей основные виды движений выполнялись поточным способом (ходьба по гимнастической скамейке , прыжки на двух ногах через гимнастические палки). Основные виды движений выполнялись по объяснению воспитателя, для показа упражнения был привлечён ребёнок. При выполнении движений мной осуществлялся контроль за выполнением упражнений и страховка детей. С предложенными заданиями дети справились.
На занятии использовалась подвижная игра «Мыши в кладовой». Дети внимательно слушали слова воспитателя, а затем сами проговаривали слова в игре, что способствовало развитию речи и внимания детей. Водящий был выбран по считалочки. При проведении игры я напоминала детям о правилах игры и соблюдении безопасного поведения. Для нормализации дыхания была проведена малоподвижная игра «Где спрятался мышонок?». Дети были успокоены, дыхание нормализовалось.
В конце занятия вместе с детьми подвела итог. По итогам проведенного занятия можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Задачи занятия «Лесные жители»
Чтобы успешно провести занятие, необходимо тщательно подготовиться. Определить задачи и цели, иметь необходимый инвентарь, четко вписываться в отведенное время. И так, задачи данного урока следующие:
- Закрепить и пополнить знания детей о лесных животных.
- Научиться ходить по скамейкам, удерживая равновесие.
- Научиться перепрыгивать небольшие расстояния, из обруча в обруч.
- Пробудить у детей интерес к активным играм.
Не стоит ставить перед собой слишком много задач. Дети постоянно учатся чему-то новому и вынесут из занятия намного больше полезной информации
Нужно выделить основные цели и уделять им особе внимание
Конспект ООД по ФК «Путешествие в Радужную страну» для средней группы
Цель: создание условий для привития интереса к физической культуре воспитанников.
Задачи:
Продолжать формировать правильную осанку при выполнении различных физических упражнений и умения сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке.
Развивать интерес к двигательной деятельности через использование нестандартного физкультурного оборудования, быстроту реакции, внимание, умение ориентироваться в пространстве при беге врассыпную, действовать по сигналу.
Воспитывать организованность, выдержку, дисциплинированность.
Оборудование:
- дидактическое пособие «Парашют»;
- мультимедийное оборудование;
- гимнастическая скамейка;
- тоннель;
- ребристая доска;
- мат;
- разноцветные шарики для игры;
- музыкальное сопровождение.
Вводная часть
Дети входят в зал, строятся в одну шеренгу.
Инструктор: Здравствуйте, ребята!
Мотивация
Дети здоровается с гостями, в это время раздаётся видео звонок. (Видеоролик.)
Инструктор: Ну что, ребята, поможем жителям радужной страны? А на чём мы можно отправиться в путешествие? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться на поезде. Вы готовы? Ну, тогда занимаем свои места, и в путь! Чтобы радугу вернуть,
Отправляемся мы в путь (музыкальная игра-разминка «Паровозик»).
Инструктор: Вот мы и добрались до сказочной страны. Выходим из вагончиков. Мы с вами приехали на паровозике. А как он гудит, покажите. Дыхательная гимнастика « Паровозик»
Паровоз бежит, паровоз гудит.
Делаем глубокий вдох, выдыхая произносим Ту-ту-ту-ту — 3 раза
Основная часть
ОВД
Инструктор: А сейчас нас ждет дорога на волшебную полянку Радужной страны. Но туда на поезде добраться нельзя и мы продолжим наше путешествие пешком.
- Нам нужно будет пройти по мостику через речку (ходьба по гимнастической скамейке).
- Затем нужно будет проползти через тоннель (тоннель).
- И пройти по дорожке, руки на поясе (ребристая доска).
Инструктор: Вот мы и оказались на волшебной полянке ! А вы помните, что мы должны сделать на волшебной полянке, чтобы появилась радуга?
Мы должны с вами поиграть! Игра называется «Радуга». А для игры нам понадобится « Волшебный парашют».
Игра «Радуга» с использованием «парашюта»
Инструктор: Ребята как мы весело с вами играли, а радуга не появилась. Скажите, когда появляется радуга на небе? Дети отвечают- после дождика. Мы сейчас поиграем ещё в одну игру, которая поможет нам вернуть радугу жителям этой волшебной страны.
Заключительная часть
Заключительная часть
Инструктор: Ребята, посмотрите! Что это появилось? (Ответы детей)
Инструктор: А сейчас давайте немного отдохнём, ложитесь на спинку на парашют, закройте глазки. Представьте, что наш парашют медленно подниматься вверх. Он поднимает нас все выше и выше. Наше тело становиться лёгким, лёгким. И вот парашют уже поднял нас до самых облаков. А над нами светит яркая красивая радуга. Парашют начинает медленно опускаться вниз. Он опускается ниже и ниже. И вот мы уже на земле. Открывайте глаза. Вот мы снова в нашем детском саду, сядьте на колени лицом в круг, улыбнитесь друг другу.
Итог
Перспектива: Я знаю, что вы очень любите играть, и на следующем занятии мы с вами будем играть в разные игры с мячами. А сейчас пора попрощаться с гостями и возвращаться в группу.
Как индивидуализировать задания
Поскольку видов физических навыков, отрабатываемых на занятия, много, то есть не чуждым спорту и физкультуре ребятам есть, где проявить себя, речь пойдёт о тех, кого бег, прыжки и активные игры не слишком вдохновляют. Уровень развития физических навыков, как и любых других, у детей разный. Более того, из-за особенностей темперамента далеко не все малыши с радостью отдаются спортивным упражнениям. Эти обстоятельства заставляют педагога искать пути индивидуализации заданий. Самый простой из них — дать задания разного уровня сложности. Однако в отношении физкультуры сделать это не так просто, ведь бегать медленнее, прыгать ниже или приседать глубже — это отклонение от требований к физическому становлению ребёнка в том или ином возрасте. Поэтому есть несколько вариантов, универсальных «ключиков», позволяющих вовлечь всех ребят в занятие физкультурой.
Правильное распределение ролей
Есть личности-лидеры, а есть исполнители, работники команды. И в отношении детей это утверждение тоже справедливо. Поэтому педагогу стоит внимательно подойти к вопросу выбора водящего в игре или инструктора при повторении уже знакомого упражнения: не стоит отдавать эту роль меланхолику или флегматику — он попросту растеряется. А вот холерик будет как раз на своём месте.
Задание по вкусу
Кто-то из ребят любит играть с мячом, а кто-то с удовольствием выполняет упражнения на фитболе или со скакалкой. Но ведь в работу на занятии должны быть включены все дети, вне зависимости от их предпочтений. В этом случае поиск золотой середины опытными педагогами привёл к следующему выводу: на заключительном этапе каждого занятия необходимо выделять время на самостоятельную деятельность, когда любой ребёнок (сам или с группой «единомышленников») может выбрать занятие по вкусу.
Индивидуальное задание также может носить соревновательный характер
Ситуация успеха
В этом случае подразумевается участие в проведении занятия
Иными словами, если ребёнок категорически неспортивный, отказывается участвовать в уроке или выполняет упражнения неловко даже с помощью взрослого, важно создать для малыша ситуацию успеха: подобрать такое задание для него, чтобы он сам почувствовал, что сделал хорошо, правильно. Это может быть уборка или подготовка инвентаря для занятия, разучивание рифмовки для вводного этапа урока, выполнение роли помощника судьи при проведении эстафеты или соревнования на одном из этапов занятия
Формы взаимодействия с детьми
Каждый этап освоения знаний, умений и навыков по физкультуре имеет свою приоритетную задачу, решение которой может быть облечено в одну из форм этого направления деятельности дошкольников:
- утренняя гимнастика;
- игры на улице и в помещении;
- урок (занятие), определённый расписанием НОД в группе;
- закаливающие процедуры (если они включены в образовательную программу, определяющую стратегию работы с детьми в конкретном детском саду);
- плавание;
- досуговые мероприятия;
- праздники спорта, которые, в свою очередь, помогают реализовать образовательную задачу приобщения семьи к воспитанию здорового малыша.
Одной из форм организации занятий физкультурой является проведение занятий совместно с родителями
Конспект занятия по валеологии для средней группы детского сада, тема: «Вот мы какие!»
Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна.
Цели:
Расширить и систематизировать знания детей о внешнем строении своего организма.
Активизировать словарь детей по теме «Части тела и лица».
Научить детей выполнять оздоровительный самомассаж ушей.
Упражнять в употреблении глаголов.
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Развивать мелкую и общую моторику, мышление.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование:
Картинки с изображением разных этапов жизни человека (младенец, ребенок, взрослый, старик).
Картинки с изображением фигурок человека в разных позах.
Листы бумаги, простой карандаш, гуашь, салфетки.