Игровая деятельность в младенчестве и раннем детстве
Игры будут отличаться, в зависимости от возраста ребенка, своей организацией, формой, функциональным назначением. Основным элементом игр в младшем возрасте является игрушка. Ее многофункциональность позволяет оказывать влияние на психическое развитие, на формирование системы общественных отношений. Игрушка служит для развлечения и забавы.
Младенцы манипулируют игрушкой, у них развивается восприятие, формируются предпочтения, появляются ориентировки на новое, запечатлеваются в памяти цвета и формы. В младенчестве важную роль в создании мировоззрения ребенка играют родители. Они должны играть со своими чадами, пытаться говорить на их языке, демонстрировать им незнакомые предметы.
В раннем детстве игры для ребенка – это практически все его свободное время. Он поел, поспал, поиграл, и так целый день. Здесь уже рекомендуется использовать игры не только с развлекательной, но и с познавательной составляющей. Роль игрушек возрастает, они становятся маленькими модельками реального мира (машинки, куклы, домики, зверушки). Благодаря им малыш учиться воспринимать мир, различать цвета, формы и размеры
Важно давать ребенку только те игрушки, которые не могут принести ему вреда, ведь малыш обязательно потянет их ко рту, чтобы попробовать на зуб
В таком возрасте нельзя надолго оставлять детей без внимания, им не так важны игрушки, как внимание близкого человека
Предварительный просмотр:
Цель: выявить игровые интересы детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Беседа проводится в индивидуальной форме в утреннее время или после дневного сна.
Для выявления игровых интересов старших дошкольников были разработаны следующие показатели :
• частота предпочитаемых сюжетов игр
В какие игры ты любишь играть с другими детьми? (Какая у тебя любимая сюжетно-ролевая игра)
А есть ли игры, в которые тебе хотелось бы поиграть, но ты в них не играешь? Почему?
• частота предпочитаемых ролей
Кем ты бываешь в играх?
А кем бы тебе хотелось быть в играх?
Если бы мы играли в сказку, то кем бы ты был, кого изображал?
• привлекающие детей игрушки
С какими игрушками ты любишь играть? А какая у тебя любимая игрушка?
А есть ли игрушки, в которые тебе хотелось бы поиграть, но ты в них не играешь? Почему?
• предпочитаемые партнеры по игре
В детском саду ты любишь играть один или с детьми, с воспитателями?
Дополнительные уточняющие вопросы:
Где тебе больше нравится играть, в детском саду или дома? Почему?
Ты когда-нибудь играешь в работу мамы или папы? кем работают твои родители?
Атрибуты и наглядный материал для игр
Существует множество идей, как разнообразить детские игры при помощи различных атрибутов, вариантов оформления. Предметы и игрушки-заменители для сюжетно-ролевой игры легко изготовить своими руками, в том числе из бросового материала. К пополнению материальной базы игрового уголка следует привлекать воспитанников и родителей.
Фотогалерея: готовые наборы для игр
Спецодежда и инструменты для игры в стройку
Фонендоскоп, другие инструменты и пузырьки для разыгрывания роли доктора
Кассовый аппарат, корзинка и товары для игры в супермаркет/магазин
Меню и набор продуктов для игры в кафе
Набор посудки для игр в семью, кухню, ресторан
Инструменты для стрижек, укладок и причёсок
Игрушки в готовых наборах функциональны: в кассовый аппарат встроен калькулятор, на кухонной плите загораются конфорки, фен шумит и дует, у дрели вращается сверло и т. д. Эти атрибуты для игр максимально точные копии реальных приборов и инструментов, они яркие и удобные.
Фотогалерея: атрибуты из бросового материала
Атрибуты для игры в космическое путешествие
Атрибуты для игры в продуктовый магазин или кафе
Атрибут для игры в стройку или ремонт квартиры
Атрибуты для игры в корресподентов
Атрибут для игры в офис, агентство
Атрибуты для игры в кухню, кафе, ферму
Атрибут для игры в поликлинику
Атрибут для игры в салон красоты/маникюрный салон
Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и коробки с этикетками — для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей — для салона красоты.
Фотогалерея: ролевые костюмы
Готовые костюмы для ролевых игр можно разместить в уголке ряжения или игровой зоне
Простой вариант ролевых костюмов своими руками: украсить фартуки специальными обозначениями профессий
Атрибуты и элементы костюмов для игры в морское путешествие
Костюм космонавта своими руками
Шапочки к игре по мотивам народной сказки
Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.
Случай из жизни автора статьи: детям придумывали игру про супергероев. Специальных масок или одежды дома не было, и тут же включилось воображение! Супергеройская маска получилась из отрезка тёмной ткани с прорезями для глаз. Костюм чудо-девочки сложился из маминой футболки и шляпы из пластикового листа.
Дети — невероятные фантазёры, из простых вещей они делают костюмы и могут вообразить себя кем угодно
Фотогалерея: оформление игровой среды
Витрина аптеки с окошком сделана своими руками с использованием печатных изображений лекарств (листовки можно взять в любой аптеке)
Наполнение реальными предметами (образцами тканей, швейными принадлежностями, журналами с выкройками) побуждает детей ближе познакомиться с устройством ателье
Оригинальное оформление игровой среды при помощи бросового материала
Банкомат для современной игры можно сделать из обычной коробки
Самое главное в игровой среде на морскую тему — наличие корабля
Игровая среда состоит из самодельных предметов с символикой Почты России
Для современной сюжетно-ролевой игры использованы предметы техники, а для оформления игрового офиса — рисунки детей
Игровая среда наполняется реальными предметами (инструменты и приборы) и важным самодельным атрибутом — таблицей для оценки зрения
Как говорилось выше, игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.
Игра и ее роль в развитие ребенка
Игра – это обязательный вид деятельности ребенка. Она дает ему свободу, он играет без принуждения, с удовольствием. С самых первых дней своей жизни малыш уже пытается играть какими-то погремушками и безделушками, висящими над его люлькой. Игровая деятельность детей дошкольного возраста приучает их к порядку, учит соблюдать правила. В игре ребенок старается проявить все свои лучшие качества (особенно если это игра с одногодками). Он проявляет увлеченность, активизирует свои способности, создает окружение около себя, налаживает контакт, находит друзей.
В игре малыш учится решать проблемы, находить выход. Правила приучают его к честности, ведь их несоблюдение наказывается возмущением со стороны других детей. В игре ребенок может проявить те качества, которые скрываются в повседневной жизни. Вместе с тем игры развивают конкуренцию между детьми, приспосабливают их к выживанию за счет отстаивания своей позиции. Игра положительно влияет на развитие мышления, воображения, остроумия. Игровая деятельность постепенно подготавливает ребенка к вхождению во взрослую жизнь.
Игровые ситуации в сюжетно ролевых играх
Сюжетно-ролевые игры дают малышам возможность получать навыки социального общения, решить спорные ситуации, учиться взаимодействовать с другими детьми. Такие игры помогают детям знакомиться с социальными нормами, учиться играть по принятым правилам.
Сложность таких игр зависит от возраста малышей. Сначала игра малыша носит манипулятивный характер, но постепенно игры усложняются, малыш усваивает различные действия, что отражается на самом процессе игры.
На первых этапах взрослый играет главные роли, постепенно вводит малышей в игру. Позже, когда дети привыкнут к таким ситуациям, взрослому отводится роль наставника, который направляет игру в нужное русло, следит за ходом игры.
Примеры сюжетных игровых ситуаций для детей
Игровые ситуации, которые выбирают для детей, должны соответствовать возрасту ребят. Взрослому необходимо с уважением относиться к выбору детей, поддерживать позитивное поведение малышей, помогать принимать решения. Игра для детей — это основная деятельность, с помощью которой они усваивают нормы, изучают правила поведения, формируют навыки положительного, неконфликтного взаимодействия.
Увлекательное рисование
Рисование. Большой пласт различных игр связан с различными возможностями рисования. Это может быть как элемент, какой-либо игры, так и самой игрой с несложным для выполнения условием.
Задание 1: нарисовать членов своей семьи. На рисунке могут быть все близкие ребенка, или каждый по отдельности, занимающийся любимым делом (бабушка вяжет, дед читает газету, папа ремонтирует кран, мама отдыхает).
Задание 2: представьте, что далеко в космосе есть удивительная планета, где живут одни животные и невероятные птицы. Их нужно изобразить. А потом можно нарисовать саму планету, реки на ней, леса с необыкновенными деревьями.
Задание 4: нарисовать свой новогодний костюм, каким он должен быть и что изображать.
Задание 5: потребуется несколько игроков и альбомный лист. Его складывают три раза, лист разделяется на части, которые не видны, если он сложен. Один участник рисует голову сказочного существа, второй туловище, третий нижнюю часть (с хвостом или без). Потом лист разворачивается.
Функции игровой деятельности
Любой вид деятельности имеет определенное функциональное предназначение. Игровая деятельность также выполняет ряд функций в развитии ребенка.
Основной функцией игры является развлекательная. Она направлена на то, чтобы пробудить интерес у ребенка, воодушевить, доставить удовольствие, развлечь. Коммуникативная функция состоит в том, что в процессе игры малыш учится находить общий язык с другими детьми, развивая свои речевые механизмы. Функция самореализации заключается в выборе роли. Если ребенок выбирает такие, которые требуют дополнительных действий, то это говорит о его активности и о лидерском начале.
Игротерапевтическая функция предусматривает преодоление детьми трудностей различного характера, которые возникают и в других видах деятельности. Диагностическая функция игры поможет познать ребенку свои возможности, а воспитателю – выявить наличие или отсутствие отклонений от нормального поведения. С помощью игры можно вносить аккуратно позитивные изменения в структуру личностных показателей. Особенности игровой деятельности еще и в том, что ребенок приучается к социально-культурным нормам и усваивает ценности, правила человеческого общежития и включается в систему общественных отношений.
Влияние игры на развитие дошкольника
Учитывая, что игра – это основное занятие детей до 6-7 лет, в процессе игровой деятельности у дошкольников развиваются все основные навыки и умения, необходимые для успешного обучения в школе.
Формируются и закрепляются основные познавательные функции, улучшаются речевые навыки, расширяется объем знаний, стимулируется воображение, пробуждается и развивается творческое мышление.
Благодаря играм дошкольник научается общаться. Особенно способствует этому сюжетно-ролевая игра, поскольку заставляет детей прислушиваться друг к другу, учитывать место своей роли в общем сюжете, выполнять роль с присущими ей действиями, придерживаться правил.
Многостороннее влияние игры на развитие ребенка позволяет определять ее как ведущую деятельность в этом возрасте.
Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею
Валентина Шишкоедова
Самостоятельная деятельность активности детей на прогулке и руководство ею
(2-й слайд)Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детейдошкольного возраста: — свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспещивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющий ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
— организованная воспитателем деятельность воспитанников направленная на решение задач, связанных с интересами других людей.
(3-й слайд)
Для организациисамостоятельной деятельности детейнеобходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в которой закрепляются знания, полученные на занятии.Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.
(4-й слайд)Самостоятельная игровая деятельность на прогулке осуществляется под контролем и руководством педагога. На прогулке воспитатель может видеть и учитывать индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения ребенка со взрослым, укреплению его доверия к воспитателю. Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя детей.
(5-й слайд)
Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детскойдеятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.(6-й слайд)
С возрастом удетей меняются интересы: начиная со среднего возраста, дети предпочитают общество сверстника. Поэтому в самостоятельной деятельности появляется больше разнообразия, однако на протяжении всего дошкольного детства основной деятельностью ребенка остается игровая. Во время прогулки дети старшего возраста могут самостоятельно организовать подвижные игры, выученные с воспитателем, могут придумать новые игры, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни.(7-й слайд)
Также во времяпрогулки большое внимание детей уделяется сюжетно-ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей
Воспитатетель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.(8-й слайд)
Воспитатель долженруководить самостоятельной игровой деятельностью детей: обеспечивать им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначениям, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб и не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.(9-й слайд)
Спасибо за внимание
Игры на знакомство в детском саду, старшая группа
- Мое имя – воспитатель загадывает действие, например, попрыгать, как заяц. Потом спрашивает: «Кто у нас Рита?». Услышав свое имя, ребенок встает и выполняет движение.
- Паровозик – первый ребенок едет, как паровозик. Подходит к любому ребенку из группы, чтобы прицепить к себе «вагон». Сигналом для сцепки будет имя сидящего ребенка. Игра заканчивается, когда все вагончики прицепятся к паровозу.
- Встаньте все – воспитатель произносит, а ребята выполняют: «Встаньте все, у кого имя Павел», «Встаньте все, у кого в имени есть буква О» и т.д.
- Ласковые имена – воспитатель просит ребенка назвать своего соседа справа ласкательным вариантом имени: Игорь – Игорек, Марина – Маришка.
- Гусеница – дети друг за другом, изображают гусеницу. «Голова» поворачивается к туловищу и спрашивает: «Как тебя зовут?». Первая часть «туловища» отвечает и спрашивает дальше поворачиваясь назад. Пока гусеница не узнает, из каких имен она состоит, игра не прекращается.
ЮЗПРИСР
СЮРПРИЗ
Игра 4. «Кто главный»
Правила игры просты.
Ребёнку предъявляется основной предмет: называется слово или демонстрируется изображение. Затем взрослый зачитывает список слов, имеющих отношение к основному предмету. Из них надо выбрать два самых важных — такие, без которых главный объект не сможет существовать.
Например, не бывает огорода без овощей и земли, но может быть огород без ограды и сторожа.
Выполняя условия игры, обязательно обсуждайте с ребёнком его ответы:
- Почему ты выбрал именно эти признаки?
- Почему ты считаешь их главными?
- Насколько важны для главного предмета остальные элементы списка?
Если предполагается, что участвовать в игре будут несколько детей, можно заранее подготовить карточки такого вида:
ДОМ | КИРПИЧИ ЛЕСТНИЦА ДВЕРЬТРУБА КРЫША |
ПЛАТЬЕ | ТКАНЬ КАРМАН ПУГОВИЦАВЫКРОЙКА |
ОЗЕРО | РЫБА ВОДОРОСЛИ ВОДАБЕРЕГ ЛОДКА |
Каждый ребёнок получает свою карточку, минутку обдумывает ответ, а затем выступает в роли докладчика.
Виды деятельности
На протяжении жизненного пути человека сопровождают три основных вида деятельности, которые сменяют друг друга. Это игра, учение и труд. Различаются они по особенностям мотивации, по организации и по конечным результатам.
Труд – основная деятельность человека, конечным результатом которой является создание продукта, значимого для общественности. В результате игровой деятельности не происходит продуцирование продукта, но она выступает начальным этапом формирования личности как субъекта деятельности. Обучение – это непосредственная подготовка человека к труду, развивающая умственные, физические и эстетические навыки и формирует культурные и материальные ценности.
Игровая деятельность детей способствует их психическому развитию и готовит их к взрослому миру. Ребенок здесь сам выступает субъектом и адаптируется к имитированной действительности. Особенностью игровой деятельности является ее свобода и нерегламентированность. Никто не может заставить ребенка играть не так, как ему хочется. Игра, предложенная взрослым, должна быть интересной и развлекательной для малыша. Учение и труд должны иметь организационную форму. Работа начинается и заканчивается в установленное время, за которое человек должен представить ее результаты. Занятия учеников и студентов также имеют четкое расписание и план, которых все неуклонно придерживаются.
Ход беседы- игры.
1 часть : Беседа с детьми на тему: «Я ваш новый воспитатель»
(Дети садятся на стульчики полукругом, воспитатель садится напротив них)
Воспитатель: — Здравствуйте ребята! Меня зовут, Наталья Владимировна, я ваш новый воспитатель.
— В нашей группе два воспитателя, Марина Викторовна сейчас в отпуске, она отдохнет и вернется к нам в сентябре.
-Ещё в нашей группе есть младший воспитатель, это наш с вами помощник, Марина Сергеевна.
(вопросы детей)
— Ребята, давайте повторим мое имя отчество, проговорите, пожалуйста сами, Наталья Владимировна (дети повторяют)
— Хорошо! И еще раз все хором произнесем, Наталья Владимировна (дети повторяют)
— Молодцы.
—Теперь давайте познакомимся поближе.
Для этого мы с вами поиграем в игру «Перекличка – путанка»
Цель: Развитие произвольного внимания, закрепление знакомства
Игровая деятельность в ДОУ
Игры сопровождают ребенка на протяжении всего периода детства. Важную роль в развитии детей играет организация игровой деятельности в детских дошкольных учреждениях. Игра занимает заметное место в системе эстетического, трудового, нравственного, физического и интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста. Она удовлетворяет его социальные нужды и личные интересы, повышает жизненный тонус ребенка, активизирует его работу.
В детских садах игровая деятельность должна составлять комплекс игр, которые направлены на физическое и интеллектуальное развитие детей. К таким играм принадлежат творческие, которые позволяют детям самостоятельно определить цель, правила и содержание. Они отражают деятельность человека во взрослой жизни. К разряду творческих игр относят сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, конструкторские игры. Кроме творческих на формирование игровой деятельности ребенка влияют дидактические, подвижные, спортивные, народные игры.
Важное место в игре занимают игрушки, которые должны быть простыми, яркими, привлекательными, интересными, безопасными. Делятся они на три типа: готовые (куклы, самолеты, машинки), полуготовые (конструкторы, картинки, кубики) и материалы для создания игрушек
Последние позволяют ребенку полностью раскрыть фантазию и продемонстрировать умения, создавая игрушки самостоятельно.