Золотые правила воспитания ребенка в неполной семье
- Никогда не говорить плохо о родителе, которого нет рядом. Каким бы человек ни был, нужно искать позитивное в его отношении к ребенку и говорить об этом.
- Выслушивать ребенка, когда он говорит о своих проблемах и переживаниях.
- Любить ребенка и не бояться показывать ему это.
- Меньше ругать и критиковать, а больше хвалить.
- Общаться с другими родственниками, не замыкаясь только на своей семье.
- Не ругать ребенка за воспоминания о прошлом.
- Создать новую полноценную семью, в которой ребенку будет комфортно. Модель полноценной семьи по-настоящему важна для каждого ребенка, чтобы он мог брать правильный пример для своей взрослой жизни.
Неполная семья – это совсем не приговор. Даже в таких условиях воспитываются чудесные дети
Помните: самое главное, что вы можете дать своему ребенку, – это любовь и внимание
Типология характера личности
Давайте рассмотрим описание некоторых типов личности.
Гипертимический тип — такие люди отличаются чрезвычайной общительностью, красноречием, ярко выраженными жестами и мимикой. Это энергичные, инициативные, оптимистичные люди. В то же время они легкомысленны, раздражительны и с трудом переносят условия жесткой дисциплины, вынужденного одиночества.
Отличительный тип. Эти люди характеризуются низкой общительностью, отсутствием вербального общения и склонностью к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко вступают в конфликты. Серьезный, добросовестный, верный в дружбе, но не слишком пассивный и медлительный.
Циклоидный тип. Для них характерны частые периодические перепады настроения. Во время эмоциональных подъемов они ведут себя по гипертимическому типу, во время спада — по дистимическому.
Педантичный тип. Эти люди отличаются добросовестностью и аккуратностью, надежностью в делах, но в то же время они могут раздражать окружающих излишним формализмом и скукой.
Презентабельный тип. Они артистичны, вежливы, их мысли и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. В то же время такие люди эгоистичны, лицемерны, нечестны в работе, тщеславны.
Экстравертный тип. Их поощряют действовать и стимулировать внешний мир. Не любит одиночества, нуждается в поддержке и одобрении людей. Они общительны и имеют много друзей. Легко поддается влиянию, подвержен влиянию. Легко развлекается, склонен к необдуманным поступкам.
Интровертный тип. Они сосредоточены на своем внутреннем мире, поэтому мало контактируют, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в свою личную жизнь. Сдержанны, редко ввязываются в конфликты. В то же время они довольно упрямы, консервативны, с трудом поддаются перестройке.
Садо-мазохистский тип. Пытаясь устранить причины своих неудач в жизни, такие люди склонны действовать агрессивно. Мазохисты пытаются взять вину на себя, погрязнув в самокритике и саморазрушении, выставляя напоказ собственную неполноценность и беспомощность. Садисты ставят людей в зависимость от себя, получая неограниченную власть над ними, причиняя боль и страдания, испытывая при этом удовольствие.
Конформистский тип. Эти люди почти никогда не имеют собственного мнения или социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это тип сознательного и бессознательного оппортуниста.
Тип мышления. Эти люди больше доверяют тому, что продумано и логически обосновано. Они стремятся к истине и мало заботятся о справедливости. Они любят доводить все до полной ясности. Умеют сохранять спокойствие, когда другие теряют самообладание.
Чувствительный тип. Люди этого типа обладают повышенной чувствительностью ко всему приятному и всему неприятному. Они альтруисты, всегда ставят себя на место других, с радостью помогают, даже если это причиняет боль им самим. Если они принимают все близко к сердцу, их обвиняют в излишней нерешительности.
В последнее время набирает популярность типология, предложенная известным швейцарским психологом Карлом Юнгом в его работе «Психологические типы». Давайте рассмотрим некоторые из его положений в дополнение к уже приведенной типологии.
Экстравертные мыслители имеют набор жизненных проявлений, которые зависят от их интеллектуальных выводов, но каждое суждение основано на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Экстравертные мыслители становятся государственными деятелями, юристами, почетными академиками и успешными предпринимателями.
Как быть родителям-одиночкам?
Что же порекомендовать родителям, которые растят детей в одиночку:
- Не следует окутывать ребенка излишней опекой. Старайтесь воспитывать его, как и прежде, а не вести контроль за любым шагом. Пусть ребенок почувствует себя хоть немного самостоятельным.
- Если ребенок попал в сложную ситуацию, не давайте ему готового решения выхода из нее. Лучше обсудите с ним создавшуюся проблему и найдите совместное решение проблемы.
- Не забывайте хвалить ребенка за достижение каких-либо успехов, но не стоит слишком усердствовать.
- К ребенку следует относиться с нежностью, и одновременно с необходимой строгостью.
- Если возникают проблемы, с которыми вы не в состоянии разобраться самостоятельно, обратитесь за помощью психолога.
- Общайтесь с ребенком и внимательно выслушивайте. Ребенок должен чувствовать, что его понимают и слышат, тогда взаимоотношения в семье будут доверительными.
- Не стоит запрещать ребенку вспоминать о минувших днях и встречаться с отсутствующим родителем.
- Старайтесь не прерывать общение своей семьи с окружающими, это поможет ребенку без труда общаться со знакомыми.
- Обзаведитесь новыми отношениями, может быть, даже вступите в повторный брак. Это поможет вернуть жизнь полноценной семьи.
Однако все перечисленные трудности в неполных семьях не свидетельствуют о том, что ребенок, воспитанный в такой семье, обязательно вырастет необразованным и с уголовными наклонностями. Чаще всего бывает даже наоборот – дети, которые выросли в неполной семье, оказываются более успешными и интеллектуально развитыми.
Нет папы — нет уверенности в себе
Денис, папа которого ушел из семьи к другой женщине, когда сыну был год, связывает свою застенчивость и обидчивость как раз с отсутствием отцовского воспитания. С похожей проблемой столкнулся и Андрей, мать которого развелась с его отцом еще до того, как мальчик пошел в школу. Однако у его родного брата ситуация с самооценкой прямо противоположная. Эмоциональная закрытость, неумение идти на риск и просить о помощи — такие последствия жизни без биологического отца отмечает еще одна героиня этой статьи, Алиса. При этом она полагает, что благодаря этому стала самостоятельной быстрее сверстников.
«Считается, что мужская прерогатива — ввести потомство в стаю, познакомить его с ее правилами, сделать так, чтобы стая его приняла, тогда вероятность того, что потомство выживет, повышается. Еще одно направление влияния отцовской фигуры — это развитие способности брать свое, добиваться чего-то, доводить дела до конца, в общем, развитие способности справиться с мамонтом. Соответственно, когда отца нет, у детей может возникнуть проблема неуверенности в себе, своих силах, им может быть сложно реализовать себя в обществе», — объясняет негативные последствия безотцовщины психолог-консультант Алексей Боченков.
Он также утверждает, что на мальчиках и девочках отсутствие отца сказывается одинаково, но подчеркивает: всё зависит от того, как эти последствия воспринимает общество. От девочек социум не ждет особой инициативности, сверхдостижений, поэтому отсутствие отцовского воспитания в этом случае будет менее заметно. А от мальчиков, наоборот, требуют успешности, напористости, целеустремленности — из-за этого парням, выросшим без отеческой заботы, сложнее маневрировать в жизни.
Здесь также важно отметить, что инициативность и уверенность в себе не являются исключительно мужскими чертами. Таковыми они считаются в гетеронормативной, патриархальной культуре
А значит, нельзя однозначно связывать нехватку уверенности в себе у человека с тем, есть у него отец или нет. Низкая самооценка может быть и у ребенка из полной семьи, в которой, например, он получает одобрение, только если делает то, что родители считают правильным.
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
- Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
- Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
- Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.
Не увлекаться сравнением детей
Они все разные, все личности с сильными и слабыми сторонами. Сравнивать любого ребенка можно только с ним же самим в разные периоды его жизни. Сравнение детей друг с другом отнюдь не способствует любви между ними. Напротив, сравнения и критика — это рассадник зависти, обид и распрей между ними в будущем. Дети все должны быть любимыми и неповторимыми.
Иногда мама, замечая сильные качества одного из детей, при этом не обращает внимания на то, что и отсутствие этого качества у другого компенсируется с лихвой каким-то достоинством или даже талантом. Например, спокойный ребенок может радовать родителей. Его всем ставят в пример. А его шумный и неугомонный братишка может быть более энергичным, активным и смышленым, но в условиях городской квартиры нет другого более приемлемого выхода для его бушующей энергии, как носиться по квартире, раскидывать игрушки и шуметь.
В большинстве случаев старшие дети общаются так со своими младшими сестренками и братишками неосознанно, вымещая на них свои какие-то негативные эмоции, полученные в школе или в саду, но родителям в таких случаях надо резко пресекать такое общение. Необходимо объяснять детям, что причинение другому (тем более тому, кто слабее) боли недопустимо, также как и недопустим пренебрежительный тон, оскорбительные шутки.
Не позволять старшим отбирать у малышей игрушки, толкаться, доводить маленьких детей всякими обидными для них «обзывалками».
Иногда то, что для подросших детей просто смешная шутка, для малышей — настоящее издевательство, приводящее к стрессу, неврозам. Ребенок после такого общения со своим старшим братом или сестрой долго не может уснуть, переживает, испытывает чувство обиды. При этом старший ребенок иногда вовсе не желает так уж ранить или задеть малыша, просто в силу возраста не способен еще учесть особенности его психологии и по инерции общается с малышом так же, как и со своими ровесниками, которые бы посмеялись или дали хороший отпор. Агрессивное поведение должно строго пресекаться родителями.
Как научиться быть счастливой без мужчины
Подготовка семьи к рождению малыша
Как почувствовать себя счастливой
Мне нравится1Не нравится
Проблемы воспитания в неполных семьях
Поскольку в неполной семье лишь один родитель, то на его плечи ложатся и финансовые и бытовые трудности. К тому же нужно воспитывать детей и за отца, и за мать. Сочетать эти миссии достаточно сложно. Это является причиной того, что в таких семьях финансово-бытовые сложности или нехватка воспитания. Воспитание ребенка в такой семье чревато следующими трудностями:
Гиперопека
Чаще всего в такой семье болезненно переживают утрату одного из родителей (зачастую причиной является развод и уход папы). Мама плохо скрывает собственные эмоции и может невольно перенести их на совместных детей. Но бывает и так: в попытке заменить ребенку недостающего отца, мать окружает детей чрезмерной заботой. Это может негативно отразиться на формировании индивидуальности детей.
Противоречивое психосексуальное развитие
При наличии только одного родителя дети могут вырасти неполноценными, ведь им не хватает образца для подражания. В этом случае мальчикам не достает отца и он бессознательно копирует поведение матери. А девочкам мать замещает отсутствующего папу и себя саму. Результатом становится двойственное психосексуальное формирование личности. (По статистике большая часть людей нетрадиционной ориентации воспитывались в неполной семье).
Плохая успеваемость в школе
Согласно статистике, в неполных семьях у детей достаточно низкая успеваемость в школе. Вероятно, это связано с психологическими моментами, недостаточной уверенностью в себе и плохой социализированностью.
Пособие неполным семьям
Раньше на федеральном уровне специальной меры поддержки для неполных семей не было. С 1 июля 2021 года ситуация поменялась: теперь родителям положена ежемесячная выплата на каждого ребёнка от 8 до 17 лет. Размер пособия составляет 50% «детского» прожиточного минимума, установленного в регионе. Точный размер выплат рассчитывается индивидуально, но в среднем это примерно 5 500 – 6 000 рублей.
Новое пособие положено:
- Матерям-одиночкам, когда в свидетельстве о рождении ребёнка не указан отец (или указан со слов матери) либо он умер или числится пропавшим без вести. Помощь также положена женщине, если она одна усыновила ребёнка или нескольких детей.
- Одиноким отцам — вдовцам, усыновителям или если мать детей пропала без вести.
- Разведённому родителю с детьми, у которого по решению суда есть право на алименты. Устные договорённости и нотариальное соглашение здесь не работают: обратиться за господдержкой можно только после вступившего в силу решения суда.
Ежемесячное пособие будет начислено только семьям с детьми , где средний доход на каждого человека меньше прожиточного минимума по региону.
При начислении выплат в расчёт берутся не только прямые доходы (зарплата, пенсия), но ещё и личное имущество:
- Жильё. Семья может владеть жильём любого размера или даже несколькими домами или квартирами, но площадь на каждого члена этой семьи не должна превышать 24 кв. м для квартиры и 40 кв. м — для дома. Также допустимо владеть земельными участками до 25 соток в городской черте и до 1 гектара — в селе.
- Транспорт. Учитываться будет ещё и транспорт и нежилые помещения (в том числе недостроенные), которыми владеет семья. Например, машина с объёмом двигателя свыше 250 л. с., выпущенная менее пяти лет назад, лишит семью статуса малообеспеченной и может стать препятствием для получения пособия на детей. В общей сложности допускается владеть двумя гаражами и автомобилем либо мотоциклами. Транспортные средства для инвалидов при расчёте учитываться не будут.
- Депозиты. Сумма вкладов в банке у семьи не должна превышать 250 000 рублей, а годовые проценты по ним — прожиточного минимума.
Если все эти условия соблюдены, одинокий родитель каждый месяц сможет получать выплаты на детей. Причём размер пособия будет увеличиваться пропорционально росту прожиточного минимума.
МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:Что получают за 5 ребенка от государства
Как оформить пособие?
Подать заявление можно через портал «Госуслуги», МФЦ или Пенсионный фонд с момента достижения ребёнком 8-летнего возраста. Для оформления выплат понадобятся документы, подтверждающие, что семья является неполной: свидетельство о рождении ребёнка с пустой графой «отец», документ о смерти, разводе, решение суда — в зависимости от ситуации. Ознакомиться с полным списком документов можно здесь (ссылка на Госуслуги).
Дорогое удовольствие
Вообще, для совсем уж традиционной картины стоит отметить, что детей должно быть гораздо больше, у матери после 30-ти должен развиться хронический мастит или выпадение матки – популярные в русских селениях и в многодетных семьях болезни. А что должно быть с главой семейства? Он должен быть нервным, усталым и грустным, потому что если ты не получишь миллиардного наследства или не ворочаешь капиталами, то тебе придется работать часов по двенадцать в сутки, чтобы прокормить эту ораву, как, впрочем, и работали традиционно кормильцы традиционных семей. И не будет тебе ни экстрима, ни радостей житейских, ни дорогой выпивки, ни походов в спортзал, потому что тупо будет некогда и не на что.
Владимир Соловьев, например, является счастливым обладателем восьмерых детей. У его святейшества Охлобыстина – 6. У Абрамовича – 8, у Мика Джаггера – 7, и далее по списку. Их любят ставить в пример (да и они сами не прочь), только забывают напоминать, что дети эти от разных браков. Ну, да Бог с ними, с этими разными браками, эти люди зарабатывают достаточно, чтобы на Новый год получить не новые носки, а хорошие подарки. Хотя даже им приходится пахать, как папам Карло. Гастролировать с моноспектаклями, сниматься в дерьме, говорить то, с чем они не согласны. Но они зарабатывают достаточно, тогда как в бедных семьях детей все чаще и чаще отбирают органы опеки. Это при том, что родители – нормальные, непьющие люди. Просто бедные. Будь готов не вылезать из непосильной работы, а лучше найди себе ещё подработку.
И забудь про отдых. Можешь сколько угодно умиляться своим «плодам любви», но не забывай, что дети доставляют много проблем
А ещё они растут, кричат, балуются, им всем нужно уделить внимание. Пришёл домой измотанный – и снова в бой
Не думай, что дома тебе удастся побыть в тишине. И не надейся отдохнуть в отпуск, надейся, что он у тебя вообще будет – вдруг какая-нибудь подработка подвернется.
Проще говоря, гораздо дешевле обойдётся презерватив, чем содержание ребёнка. У молодых родителей наблюдается одна идиотическая черта: они думают, что ребёнок – это очень весело и просто. Через пару месяцев они начинают «сплавлять» их дедушкам и бабушкам.
Дошкольник в неполной семье
Адаптироваться к новым жизненным условиям, разводу родителей, маленькому человечку стоит большого психического напряжения. Малышу одному справиться не под силу. Поэтому организация воспитания дошкольников в неполной семье имеет свою специфику.
В нежном возрасте родители закладывают фундамент нравственного воспитания
Малышу важно знать, что его мама и папа хорошие – тогда и он хороший. Психику ребенка разрушают следующие вещи:
• когда ребенку врут о втором родителе («Твой папа был разведчиком, геройски погиб на задании»);
• отсутствующего родителя объявляют умершим;
• скрывают всю информацию о нем.
Дети интуитивно чувствуют недомолвки и ложь, тревожатся, предполагают худшее. Тревога перерастает в раздражительность, затем в хроническую усталость – хрупкая детская психика ломается.
О другом родителе всегда есть что сказать хорошего, ведь когда-то была любовь, плодом которой явилось чудо – маленький растерянный человечек. Для душевного спокойствия ему внушают, что папа был хорошим, но слабым человеком. Умная мама описывает те черты характера, привычки отца ребенка, за которые она сама его любила.
Человек подрастет, оценит поступки родителя, бросившего его маленьким. Но в деликатном возрасте ему необходимо верить, что его создали хорошие люди.
Не только возраст обуславливает особенности воспитания детей в неполных семьях, но и половая принадлежность. Мальчики и девочки по-разному смотрят на мир, требуют разного к себе подхода.
Финансовые привычки
Многое в примерах, которые богатые родители подают своим детям, зависит от самой сферы их деятельности. Условный средний класс и просто обеспеченные семьи, в которых деньги зарабатываются честным кропотливым трудом, с большей вероятностью смогут передать ребенку положительный опыт. Они научат ребенка экономии, бережливости и элементарным правилам составления бюджета.
Но есть и другие примеры, когда дети наблюдают нечестные приемы и махинации своих родителей, стремящихся обмануть клиентов, партнеров и государство, например, путем ухода от налогов. В долгосрочной перспективе такие привычки не способствуют успеху ни в бизнесе, ни в профессиональной карьере.
Стремление к самоутверждению
Если в случае с американскими родителями можно говорить о передаче ценного опыта в плане заработка денежных средств, то успех российских бизнесменов и вовсе может быть не связан с какими-либо предпринимательскими способностями. Зачастую играл свою роль фактор удачи. К тому же для многих бизнесменов заработок — это просто способ самоутверждения, а не проявление талантов предпринимателя.
Тут же возникает и соблазн применения нечестных способов ведения бизнеса, что обуславливает выживание не самых достойных участников рынка. Жены в такой среде тоже редко играют определяющую роль и не могут ничего противопоставить откровенно негативному примеру.
Хватит оправдывать свой трудоголизм. Как перестать нагружать себя лишней работой
Окупаемо, конкурентно: стоит ли открывать боксерский зал и что следует знать
Может стать выгодным вложением: стоит ли открывать производство кухонь на заказ
Как оставаться личностью в большой семье – эффективные и проверенные временем правила воспитания в многодетных семьях
Не существует какой-то универсальной схемы воспитания в большой семье. Все индивидуально, и каждой семье приходится самостоятельно определять для себя рамки, внутренние правила и законы.
Конечно же, главный ориентир остается неизменным – воспитание должно быть таким, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, уверенными в себе, и не теряли своей индивидуальности.
Авторитет родителей должен быть непререкаемым! Даже с учетом того, что со временем воспитание детей разделяется между старшими детьми, папой и мамой. Родительское слово – закон. Анархии в семье быть не должно. Как именно строить и укреплять свой авторитет, мамы и папы решают «по ходу пьесы» в каждой отдельно взятой ячейке общества. Также стоит помнить, что ориентироваться исключительно на нужды, интересы и капризы ребенка – неправильно. Власть – это папа и мама, народ – дети. Правда, власть должна быть доброй, любящей и понимающей. Никаких деспотов и тиранов.
У детей должна быть своя личная зона, а у родителей — своя. Малыши должны помнить, что вот здесь их игрушки могут «гулять» сколько угодно, а сюда (в родительскую спальню, на мамин рабочий стол, на папино кресло) категорически нельзя
Также дети должны знать, что если родители «в домике» (в своей личной зоне), то их лучше не трогать, если в этом нет острой необходимости.
Родители должны уделять внимание всем своим детям поровну. Да, сложно, не всегда получается, но нужно успевать — с каждым малышом пообщаться, поиграть, обсудить детские проблемы
Пусть это будет по 10-20 минут в день, но каждому и персонально. Тогда дети не будут биться друг с другом за внимание мамы с папой. Как разделить поровну обязанности в семье?
Нельзя перегружать обязанностями своих детей — даже, если они уже «большие», и способны частично разгрузить маму с папой. Детей рожают не для того, чтобы потом скинуть их воспитание на кого-либо. И взятые на себя обязательства при рождении очередного малыша – это ответственность родителей и никого более. Конечно, растить эгоистов не нужно – дети не должны расти избалованными неженками. Поэтому «обязанности» взваливать на своих детей можно исключительно в воспитательных целях и дозировано, а не потому что маме с папой некогда.
Не менее важна система приоритетов. Придется научиться оперативно решать, что делать сразу и быстро, а что можно вообще отложить в дальний ящик. Взваливать на себя все подряд – нерационально. Сил просто не останется ни на что
Поэтому важно научиться делать выбор. И необязательно он должен предполагать жертвенность.
Никаких разногласий между мамой и папой! Особенно на тему внутрисемейных законов и правил
Иначе авторитет родителей серьезно пошатнется, и восстановить его будет крайне сложно. Дети будут слушать маму с папой только в том случае, если они – единое целое.
Нельзя сравнивать своих детей. Помните, каждый из них уникален. И хочет таковым остаться. Ребенку обидно и больно, когда ему говорят, что сестра умнее, брат расторопнее, и даже младшие карапузы послушнее его.
Ну и самое главное – создать в семье атмосферу любви, гармонии и счастья. Именной в такой атмосфере дети растут самостоятельными, полноценными и гармоничными личностями.
Как избежать привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ?
Родители наделены равными правами в отношении детей. Но нередко после развода мать и отец не могут договориться о порядке общения с ребенком. В таком случае точку в споре ставит суд. В решении указываются дни и часы, когда родитель может видеться с ребенком. Иногда определяется конкретное место встреч (например, квартира матери, местный ТРЦ или парк развлечений).
За неисполнение судебного акта родителю, который не организовал встречу, может грозить ответственность по ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ. Однако Семейный кодекс РФ (ч. 1 ст. 65) и Конвенция о правах ребенка (ст. 3, 9, 18) единодушны: на первом месте нужды маленького человека, и только потом желания отца и матери. А значит, иногда решение суда можно проигнорировать, например в случае участия ребенка в спортивном или учебном мероприятии, его болезни, посещения врача, выезда ребенка в дом отдыха или санаторий при наличии рекомендации врача, временного переезда в связи с ремонтом, отказа ребенка видеться со вторым родителем.
Никто не будет выписывать матери штраф, если она не захотела вести заболевшего ребенка к отцу на встречу или если дети поехали на сборы со своей командой. Но словесных объяснений матери будет недостаточно. Нужно заранее собрать доказательства, подтверждающие, что ребенка не привезли на встречу по уважительным причинам. Такими доказательствами могут стать: выписки из медкарты, рекомендации врача об организации летнего отдыха, справки из школы или спортивной секции, документы, подтверждающие проведение ремонта, показания свидетелей и т.п.
Сложнее всего доказать, что малолетний сам не хочет идти на встречу с родителем. Если ребенок слишком мал, чтобы высказать свое мнение, следует найти свидетелей среди соседей и знакомых. Кроме того, если родитель решит заявить о неисполнении решения суда, ему придется обратиться к приставам. Они тоже могут зафиксировать отказ ребенка от общения.
Оформление протокола об административном правонарушении
Ошибки при составлении протокола могут стать причиной прекращения дела об административном правонарушении. Статья 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в протоколе должны быть отражены:
- дата и место его составления;
- должность и Ф.И.О. составителя;
- сведения о лице, в отношении которого составлен протокол (Ф.И.О., адрес и данные документа, удостоверяющего личность);
- место и время совершения административного правонарушения;
- статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность за данное правонарушение;
- Ф.И.О. и адреса свидетелей и потерпевших;
- объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и др.
Почему детей лучше растить в полной семье
Если бы статистика и психология не твердили упорно, что для детей лучше расти в полной семье.
Оговоримся сразу — в полной благополучной семье, конечно же. Потому что есть такие семьи, в которых детям намного хуже, чем с одиноким родителем. В общем, говоря о «нормальных» полных семьях, следует признать, что они лучше влияют на развитие детей.
Восток-Запад
При этом, худшие результаты в учебе, социальной адаптации и профессиональной реализации ждут детей из неполных семей в любой стране, какую ни возьми.
Если в западных странах распространено явление незамужних женщин с детьми, то, например, в Японии одинокие мамы — это в 4 из 5 случаев разведенные женщины. И их дети, согласно японским статистическим данным, хуже учатся и меньше преуспевают в жизни. В бедных странах неполные семьи могут быть фактором еще большего риска. Например, риск смерти до пятилетнего возраста у африканских детей из полных семей составляет 25-30 на 1000 рожденных, а в неполных — 35-40.
Исключения и правила
Брак не всегда полезен для детей. Например, они не получают особых бонусов если один из их родителей женится или выходит замуж за нового партнера, а также нелегко переносят, когда один из родителей постоянно меняет партнеров. Детям лучше, когда их биологические родители вместе.
Аргумент в пользу брака — именно брачные обязательства, они, похоже, сближают родителей теснее, чем любая другая договоренность.
Так, американские социологи Кэтрин Эдин и Лора Тач провели исследование, в ходе которого выяснили, что около 27% разводов происходят до девятого года после рождения ребенка, ну, а если пары жили в гражданском браке на момент рождения ребенка, то десятый день рождения чада отмечают порознь уже 53% пар, а 47% оставшихся — это те, которые оформили к тому моменту свои отношения официально. Если родители не жили вместе, а встречались на момент рождения ребенка, то через 10 лет уже в 81% случаев они не были вместе.
Социологи утверждают, что такая тенденция одинакова в разных странах. И здесь вступает в игру еще один статистический сюрприз: люди, живущие в браке, в среднем старше, образованнее, состоятельнее, счастливее и богаче, чем холостяки. Социологи утверждают, что две трети пар, которые только встречались на момент рождения ребенка, отличаются от женатых новоиспеченных родителей более низким уровнем образования, профессиональных достижений и благосостояния. А к трем годам, говорят те же исследования, дети женатых родителей показывают лучшие результаты теста на общее развитие. Грубо говоря, дело не в том, чтобы поженить всех родителей из бедных слоев населения, а дело в том, что не столько сам брак, сколько уровень доступа к ресурсам, определяет успешность наших детей.
Потребности ребенка для здорового развития
У ребенка есть 4 круга потребностей. Он должен пройти все эти круги, чтобы на выходе получить здоровое развитие и хорошие отношения со сверстниками. В полной семье этот результат достигается, как правило, естественным путем. В неполной семье необходимо приложить ряд усилий.
Первый круг: взаимное общение между ребенком и родителем.
Мать может легко удовлетворить эту потребность. Но женщины часто бросаются в крайности. Либо она слишком перегружена работой и личными проблемами — и малыш оказывается заброшенным. Либо она пугается того, что мало заботится о ребенке — и начинает душить его своей любовью. Но избыток заботы так же вреден, как и недостаток: он может привести к равнодушию или активному сопротивлению.
Второй круг: потребность социального учения.
И на этом круге нельзя сказать, что одинокая мать в невыгодном положении. Она учит малыша с первых дней его жизни так же естественно, как и любая другая мать. И у нее даже есть преимущество — никто не спорит с ней о взглядах на воспитание. Но это преимущество имеет и обратную сторону. Истина, как известно, рождается в споре. А если никто не спорит, значит, ошибки останутся неисправленными. Легкое привитие различных навыков ребенку еще не говорит о том, что они сформированы хорошо и полезно. Ребенок должен уметь целеустремленно направлять свои желания, интересоваться всем, что происходит вокруг него, должен уметь ориентироваться в новых, непривычных для него условиях.
Третий круг: эмоциональные потребности
И здесь мать-одиночка не столкнется с непреодолимыми проблемами. Как правило, дети в неполных семьях очень хорошо эмоционально развиваются — если матери готовы находчиво отвечать на их вопросы, комментировать их поступки, проявлять интерес к их «открытиям». Для этого нет необходимости долго и много заниматься с ребенком, надо только создавать ему условия, при которых он сам бы «открывал мир». Ребенка надо поддерживать советом, оказывать ему помощь в любой момент, когда он в этом нуждается.
Четвертый круг: включение ребенка в общественную жизнь
Да, здесь дети из неполных семей оказываются в менее выгодном положении. Ребенку знакома практически одна социальная роль — его матери. В связи с этим психологи З. Матейчек, В. Сатир, А.И. Захаров определяют самый острый вопрос неполной семьи — как сформировать для ребенка здоровую половую идентификацию? Модели для такой идентификации он вынужден искать вне семьи, и сложность в том, есть ли она поблизости, а если есть, то какого качества?
Для выполнения этой задачи в обществе существуют половые роли. Это социальные нормы, которые определяют, чем должны и не должны заниматься представители каждого пола. Это формирование должно начинаться с дошкольного возраста. Иначе неизбежны отклонения в развитии, которые позже помешают нормально выполнять семейную и общественную функции. Такие проблемы всегда приводят к снижению самооценки и общему психологическому дискомфорту.
Подводим итоги
Если одинокий родитель примет к сведению все вышеизложенные факторы — он имеет реальную возможность вырастить человека, прекрасно приспособленного к жизни в обществе.
Для маленького ребенка общество — это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений. Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждет. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.
Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях — несмотря на определенные трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить — несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребенка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому — будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растет ребенок.
Также в номере: