Особенности трудовых поручений
Трудовые поручения имеют свои особенности:
- Трудовое поручение дается взрослым ребенку. В дошкольном возрасте, дети способны к выполнению заданий, исходящих от взрослого;
- Любое поручение имеет конкретное целевое назначение и задачи, которые необходимо разрешить за счет его выполнения;
- Трудовые поручения имеют четко установленную ориентацию на достижение конкретного результата деятельности;
- Трудовые поручения легко поддаются контролю за их выполнением и координации действий ребенка, в ходе выполнения поручения;
- Трудовые поручения развивают у детей навыки доведения начатого дела до конца;
- Трудовые поручения содержат требовательный компонент, что развивает целенаправленность действий у ребенка;
- Трудовые поручения развивают деловую обстановку в детском коллективе и развивают трудовую направленность их жизнедеятельности.
Работы по ФЭМП
На этапе осуществления воспитателями индивидуальных работ по формируются задатки логического мышления с математическим уклоном или приверженностью к занятиям более гуманитарного характера. Упражнения по ФЭМП, как основа формирования элементарных математических представлений у ребенка, имеют серьезное значение для познания им окружающего мира со всеми его закономерностями в дошкольном образовательном процессе. Какие цели стоят перед педагогами, воспитывающими и прививающими математические навыки у детей средней группы?
- Закрепление умений ребят определять размер и форму вещей и предметов на фоне их сопоставления с различными геометрическими фигурами.
- Сравнение предметов по величине, ширине, высоте.
- Формирование навыков количественного счета в пределах пяти с соблюдением порядковой нумерации.
- Упражнения со сравнениями множеств.
- Развитие умений пространственного ориентирования — реакция на происходящее впереди, сзади, с левой стороны, с правой стороны, по центру.
- Соотношение определенных видов деятельности с конкретными промежутками времени — в утренние, дневные, вечерние, ночные часы.
- Развитие памяти, внимательности, логического мышления.
Картотека индивидуальных работ по ФЭМП в средней группе предусматривает всевозможные занятия, которые помогают воспитателям этих целей добиться. Вот примерный перечень возможных игр, которые развивают элементарные математические представления у ребенка на 4-5 году жизни:
1) «Какие бывают фигуры» — воспитатель демонстрирует различные простые геометрические фигуры, вырезанные из картона и выкрашенные в разные цвета, и акцентирует внимание детей на их особенности (количество углов, форму, продолговатость). 2) «Соберем бусы» — в центре внимания перед ребятам находится лента, на которую насажены различные предметы разных форм: шарики, кубики, треугольные пирамидки, и задача детей отсортировать по форме схожие предметы, отвлекаясь также на цветовую гамму и размерные особенности фигурок
2) «Соберем бусы» — в центре внимания перед ребятам находится лента, на которую насажены различные предметы разных форм: шарики, кубики, треугольные пирамидки, и задача детей отсортировать по форме схожие предметы, отвлекаясь также на цветовую гамму и размерные особенности фигурок.
3) «У кого хвост длиннее» — игра ориентирована на понимание понятия длины; ребята перебирают различные игрушки в виде зверушек и методом сравнительного анализа выявляют, чей хвост длиннее.
4) «Правильный счет» — основывается на выработке у детей умения считать до пяти, при этом детишки становятся в кружок и перебрасывают друг другу мяч, называя цифру от одного до пяти, а поймавший продолжает счет, бросая мячик следующему.
И таких игр в картотеках индивидуальной работы по ФЭМП средней группы очень и очень много. Все они направлены на знакомство ребят с элементарными математическими принципами.
в детском саду
Кроме работы с детьми, педагоги активно проводят работу с родителями. В нее входит партнерство родителей и воспитателей, обсуждение целей и задач работы педагогов второй младшей группы, изучение родителей и их отношения к воспитанию в семье.
Педагоги и психологи проводят привлекают их к участию в деятельности группы, создают условия для совместного времяпровождения ребенка и родителей за художественно-эстетической работой с целью улучшить взаимосвязь и понимание между ними.
Родительское собрание во второй младшей группе подразумевает собой беседы и полное информирование родителей о предстоящей и проделанной работе педагогов.
Планирование индивидуальной работы в средней группе
Индивидуальную работу вносят как в перспективный, так и в календарный (ежедневный) план. Поскольку индивидуальная работа проводится на всём протяжении дня как в виде занятий, так и эпизодически, отобразить всю её в плане невозможно. В перспективном плане отражают 1–2 вида работы на день без указания фамилий и имён детей, а в календарном — трижды в день, упоминая направление работы, задачи, имя ребёнка: «Провести индивидуальную работу с Олей К., Зоей С. в игре «Какая игрушка спряталась. Способствовать развитию произвольного внимания, памяти, умения сосредоточиться на выполнении задания».
Игры и упражнения для индивидуальной работы в перспективном плане обычно отражают общую тему недели, месяца, в календарный план вносят и работу вне тематического блока (по звукопроизношению, выработке культурно-гигиенических навыков, ситуативные беседы, компенсирующие упражнения). Так, если в группу после болезни вернулся ребёнок, воспитатель может запланировать на следующий день работу с этим ребёнком по темам, которые он пропустил.
Цели индивидуальной работы с дошкольниками
Индивидуальная работа с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых Федеральным государственным образовательным стандартом — индивидуализацию, то есть построение процесса образования с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей.
Кроме того, целями индивидуальной работы являются:
- Осуществление личностно-ориентированного подхода, основанного на уважении к личности ребёнка, признании её уникальности и неповторимости.
- Развитие познавательных интересов и способностей детей.
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития воспитанников в период дошкольного детства.
Современная педагогика считает дошкольное детство самоценным этапом жизни человека, а ребёнка — личностью, достойной уважения к её потребностям и особенностям
Методические приёмы, используемые в средней группе ДОУ
Приёмы, которые применяет педагог в индивидуальной работе с малышами, очень разнообразны:
- словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
- наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
- практические (упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).
Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребёнка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.
Большое значение имеют игровые приёмы, ведь на пятом году жизни игра является ведущей и наиболее естественной деятельностью детей. Из игровых приёмов удачными будут привлечение сказочных и мультипликационных персонажей, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций. Однако, если индивидуальная работа ведётся в группе в присутствии других детей, игровые ситуации не должны озвучиваться громко, используемые игрушки и наглядность — быть слишком большими, яркими. Иначе все воспитанники захотят принять участие в игре, и занятие будет сорвано.
Таблица: примеры методических приёмов, актуальных для средней группы
Приём | |
Использование малых фольклорных форм, художественных произведений (воспитание культурно-гигиенических навыков) | Воспитатель:— Таня, хочешь узнать, какой интересный стишок про девочку Таню, которая умела красиво сидеть за столом и правильно есть, я недавно нашла?
Это ведь стишок о тебе, ты тоже умеешь красиво сидеть за столом, правильно держать ложку! И Таня, и все наши ребята — умницы и молодцы. |
Просьба о помощи педагогу(в дидактической игре «Сложи картинку») | Воспитатель:— Юра, ты не мог бы мне помочь? В этом конверте лежат части двух разных картинок, они перепутались. Мне очень нужна твоя помощь. Собери, пожалуйста, эти картинки правильно и разложи по двум конвертам. Справишься? Если тебе будет трудно, можешь позвать на помощь меня или ребят. |
Просьба о помощи персонажу (отработка техники лепки из шара) | — Катя, Оля, посмотрите, какой грустные котята. Они хотят попить молочка, но у них нет мисочек. Вы помните, мы недавно лепили тарелочки для яблок? Мисочка лепится точно так же. Скатываем шарик, вдавливаем середину, слегка сплюснем. Сделаете мисочки для котят, поможете их покормить? |
Сюрпризный момент (дидактическая игра «Узнай на ощупь» с природным материалом) | Воспитатель:— Женя, посмотри, кто пришёл к нам в гости. Весёлый бельчонок! Он принёс вот такой красивый мешочек, в нём лежат разные предметы (шишка, орех, яблоко, огурец, конфета). Давай попробуем поиграть с бельчонком: отгадаем, что он принёс, а потом определим, что может съесть бельчонок, а что он не будет кушать. |
Создание проблемной ситуации (дидактическое упражнение «Гаражи и машины») | Воспитатель:— Максим, посмотри, какие замечательные машины у нас есть. А вот и гаражи для них (плоскостные изображения 5 машин и 5 гаражей разного размера), надо поставить каждую машину в свой гараж. Но их так много… Как же быть? Как думаешь, если разложить все машины в ряд от большой до маленькой, как найти им гараж? Да, гаражи тоже разложим от большого к маленькому. Молодец! |
Подбирая задания для детей, воспитатель должен учитывать их увлечения, а также гендерную принадлежность. Большинству девочек нравятся куклы, зверята, а мальчикам — техника (роботы, транспорт). Но оказывать помощь, отгадывать загадки, искать спрятанные предметы любят все без исключения.
Детям средней группы уже доступно понимание юмора, шутки, небылицы, и произведения шутливого содержания можно использовать в работе с ними
Работы по развитию речи
План индивидуальной работы в средней группе предусматривает обращение особого внимания на занятия по развитию речи
Умение правильно разговаривать и пополнение словарного запаса у ребят в этом возрасте не менее важно, чем на более ранних этапах. Это требует постоянного и регулярного совершенствования, ведь чем старше ребенок, тем корректнее и грамотнее он должен уметь разговаривать
Поэтому индивидуальная работа по развитию речи в средней группе имеет очень важное значение в общем воспитательном и образовательном процессе. Посредством каких методик она реализуется?
- Упражнения на проговаривание. Здесь за основу берется изучение простых поговорок, скороговорок, народного фольклора, способствующего расширению разговорных возможностей детишек.
- Задания с выборочной постановкой. Предполагают обращение воспитателей особого внимания на разговорные особенности конкретных деток, зачастую это буквы «р», «л», «ш», «щ», «ж». Подбираются определенные комбинации предложений с содержанием этих проблемных букв, которые ребята должны выговаривать.
- Целевые задачи на восстановление предложений и дополнение реплик. В индивидуальной работе в средней группе воспитатель проговаривает конкретный кусочек текста, после чего повторяет его наполовину, а дети должны дополнить оставшийся кусок текста, восстановив его по памяти, либо дополнив своими собственными импровизированными словами по смыслу.
- Тестовые задания в виде ответов на вопросы. Это могут быть устные опросы, а могут быть письменные с использованием картинок, подсказок, простейших ребусов для расширения мыслительных возможностей в дополнение к разговорному развитию детей.
- Упражнения на пересказ. Это один из наиболее распространенных и эффективных методов активации разговорного речевого аппарата ребенка в индивидуальной работе в средней группе.
Подготовительный просмотр:
«План персональной работы с детками 2-ой младшей группы»
На январь 2021года
Отношение к труду.
- Д/ игра «Помоги накормить куклу» — учить именовать посуду, продукты питания.
- Д/ игра «Помощники» — учить определять предметы для различных профессий.
- Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.
- Д/ игра «оденем куклу» — самообслуживание и помощь другим.
- Д/ игра «Инструмент для работы» — учить узнавать предметы для работы.
- Д/ упражнение «Поручение» — учить помогать взрослым, друзьям.
- Д/ упражнение «Где живет мусор?» — учить соблюдать порядок, чистоту.
- Д/ игра «Чудесный мешочек» — учить определять геометрические фигуры.
- Д/ игра « Гости» — учить определять много и один»
- Д/ игра «Помоги мишке» — найти высоко – низковато, обширно – узко.
- Д/ игра «Дорожки» — один, много, счет до 3-х.
- Д/ игра «Собери пирамидку» — закрепление цвета и размера.
- Д/ игра «Нанизывание огромных и малеханьких колец» — величина и счет.
- Д/ игра « Постройка башенки из кубиков» — размер, цвет.
- Пальчиковые игры.
- Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, хоть какой предмет – елочку и т.д.
- Д/ игра «Урожай» — счет до 3-х.
- Д/ игра «Лети шарик» — ввысь, вниз, на, под.
- Д/ игра «Цветные палочки» — цвета, размещение на листе.
- Д/ игра «Воздушные шарики» — цвета, формы.
- Д/ игра «Собери картинку» — цвета, формы, размещение.
- Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие маленькой моторики
- Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», « подбери» — навык верно держать кисточку, карандаш.
- Д/ упражнения «Что лишнее» — развитие внимания.
- Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» — цвет, части деталей, тела.
- Д/ игра « Какой» — отличать и именовать цвета
- Д/ упражнения «Рисование в воздухе» — развитие кисти рук.
- Пальчиковая гимнастика, с предметами.
- Эвелина
- Саша
- Ульяна
- Аня
- Ксения
- Анита
Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить припас понимаемых слов.
Д/ игра «Покажи картинку» — отличать детали, закреплять правильное произношение.
Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» — договаривать слова, фразы, запоминать.
Д/ игра «Водичка» — опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.
Д/ игра « Повтори» — учить создавать звуки животных.
Д/ упражнение «Угадай, что звучит» — упражнение звукопроизношение.
Д/ упражнение «Выставка игрушек» — сформировывать активный словарь, повторять за взрослым.
Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» — упражнение звукопроизношением.
Д/ игра « Отгадай и назови» — предназначение предметов, активизировать слова.
Д/ игра «Узнай по голосу» — звукопроизношение, подражание.
Картотека (младшая группа) на тему: Персональная работа с детками 2-ой младшей группы «Декабрь».
2-ая младшая группа.
Персональная работа в режимных моментах.
Развитие речи, простые математические представления, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.
Основные цели и задачи познавательного развития у детей 4-5 лет
Главные задачи познавательной деятельности заключаются в том, чтобы поощрять любознательность, выявлять интересы малыша, формировать действия, которые направлены на познание окружающего мира, и развивать творческие задатки. Кроме этого, к основным целям относится следующее:
- формирование знаний о себе, как о личности;
- ознакомление с такими понятиями, как цвет, форма, объем и количество;
- дети изучают свою родину, знакомятся с культурными ценностями и обычаями своей страны.
Кроме этого, карапузы постепенно узнают о том, что животный и растительный мир может быть многообразным, поскольку во время занятий работают с местными экземплярами.
Формирование математических представлений у детей
Математические знания играют важную роль в развитии ребенка, ведь с помощью различных приемов у детей формируются дочисловые и числовые представления и знания о формах, размерах и расположении предметов в пространстве. А это, в свою очередь, нужно для обеспечения общей развивающей направленности, обучения, связи с умственным и речевым развитием.
Познавательно-исследовательская деятельность и сенсорное развитие
Зарождение познавательно-исследовательской деятельности происходит в раннем возрасте на основе предметно-манипулятивного познания. Является простым и «бесцельным» экспериментированием с вещами, в процессе которого появляется категоризация предметов по цвету, форме, назначению. Также происходит освоение сенсорных эталонов и простых орудийных действий.
Развитие сенсорики в саду
Что касается сенсорного воспитания, то с его помощью ребенок изучает стандартные внешние свойства предметов: их цвет, размер, а также аромат и вкус. Возраст 4-5 лет наиболее подходит для того, чтобы совершенствовать органы осязания и накапливать представления об окружающем мире.
Знакомство с миром предметов
На 4-5 году жизни у ребенка формируются представления о предметах и природных явлениях, с которыми карапуз часто сталкивается. Во время предметно-чувственного воспитания на занятиях или в игре дошкольник наблюдает, выделяет и определяет отдельные признаки овощей, растений и домашних животных, а также учится различать признаки зимы, весны, осени и лета.
Занятие по рисованию на тему «Весна» в подготовительных группах
Важно! С помощью таких сенсорных эталонов, как цвет, форма и величина, малыши сравнивают явления и предметы и объединяют их в группы по внешним характеристикам
Ознакомление с социумом
Детские психологи и педагоги утверждают, что приоритетное направление для ознакомления с социумом заключается в том, чтобы сформировать основы базовой культуры личности, подготовить дошкольника к жизни в современном обществе и развить творческий потенциал. Для взаимодействия с семьей и социумом педагогам следует как можно чаще устраивать экскурсии к объектам, которые находятся за территорией детского сада.
Знакомство с миром природы и экологическое воспитание
Важным социальным значением для всего общества отличается экологическое воспитание детей средней группы ДОУ
Крайне важно, чтобы основы экологической культуры в человеческой личности были заложены своевременно
Воспитатель должен рассказывать малышам, как животным в лесу предстоит зимовать, и направлять активную деятельность детей на то, чтобы они осознанно сохраняли природу (домашних питомцев, птиц), владели экологическими знаниями и нравственно относились к миру и космосу. Также не лишним будет изучить с дошкольниками все месяцы (январь, февраль, март и т. д.).