Перспективный план организации трудовой деятельности (старшая группа)

Методические приёмы, используемые в средней группе ДОУ

Приёмы, которые применяет педагог в индивидуальной работе с малышами, очень разнообразны:

  • словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
  • наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
  • практические (упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).

Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребёнка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.

Большое значение имеют игровые приёмы, ведь на пятом году жизни игра является ведущей и наиболее естественной деятельностью детей. Из игровых приёмов удачными будут привлечение сказочных и мультипликационных персонажей, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций. Однако, если индивидуальная работа ведётся в группе в присутствии других детей, игровые ситуации не должны озвучиваться громко, используемые игрушки и наглядность — быть слишком большими, яркими. Иначе все воспитанники захотят принять участие в игре, и занятие будет сорвано.

Таблица: примеры методических приёмов, актуальных для средней группы

Приём
Использование малых фольклорных форм, художественных произведений (воспитание культурно-гигиенических навыков) Воспитатель:— Таня, хочешь узнать, какой интересный стишок про девочку Таню, которая умела красиво сидеть за столом и правильно есть, я недавно нашла?

Это ведь стишок о тебе, ты тоже умеешь красиво сидеть за столом, правильно держать ложку! И Таня, и все наши ребята — умницы и молодцы.

Просьба о помощи педагогу(в дидактической игре «Сложи картинку») Воспитатель:— Юра, ты не мог бы мне помочь? В этом конверте лежат части двух разных картинок, они перепутались. Мне очень нужна твоя помощь. Собери, пожалуйста, эти картинки правильно и разложи по двум конвертам. Справишься? Если тебе будет трудно, можешь позвать на помощь меня или ребят.
Просьба о помощи персонажу (отработка техники лепки из шара) — Катя, Оля, посмотрите, какой грустные котята. Они хотят попить молочка, но у них нет мисочек. Вы помните, мы недавно лепили тарелочки для яблок? Мисочка лепится точно так же. Скатываем шарик, вдавливаем середину, слегка сплюснем. Сделаете мисочки для котят, поможете их покормить?
Сюрпризный момент (дидактическая игра «Узнай на ощупь» с природным материалом) Воспитатель:— Женя, посмотри, кто пришёл к нам в гости. Весёлый бельчонок! Он принёс вот такой красивый мешочек, в нём лежат разные предметы (шишка, орех, яблоко, огурец, конфета). Давай попробуем поиграть с бельчонком: отгадаем, что он принёс, а потом определим, что может съесть бельчонок, а что он не будет кушать.
Создание проблемной ситуации (дидактическое упражнение «Гаражи и машины») Воспитатель:— Максим, посмотри, какие замечательные машины у нас есть. А вот и гаражи для них (плоскостные изображения 5 машин и 5 гаражей разного размера), надо поставить каждую машину в свой гараж. Но их так много… Как же быть? Как думаешь, если разложить все машины в ряд от большой до маленькой, как найти им гараж? Да, гаражи тоже разложим от большого к маленькому. Молодец!

Подбирая задания для детей, воспитатель должен учитывать их увлечения, а также гендерную принадлежность. Большинству девочек нравятся куклы, зверята, а мальчикам — техника (роботы, транспорт). Но оказывать помощь, отгадывать загадки, искать спрятанные предметы любят все без исключения.

Детям средней группы уже доступно понимание юмора, шутки, небылицы, и произведения шутливого содержания можно использовать в работе с ними

Развлекательные мероприятия

Также разрабатываются различные развлечения, в частности:

  1. физкультурные развлечения (два раза в месяц);
  2. кукольный, настольный и другие виды театра;
  3. детские концерты;
  4. музыкальные и литературные досуги;
  5. инсценировки литературных произведений и тому подобное.
  6. индивидуальную работу с отдельными воспитанниками или работу с подгруппами по двое-четверо детей с разными смысловыми направлениями педагогической деятельности (при планировании стоит указывать имена детей, направление работы, цель, необходимый материал);
  7. детский туризм (пеший, велосипедный), экскурсии, целевые прогулки планируются один раз в неделю при наличии надлежащих естественных условиях (лес, парк, водоем и тому подобное).

В те дни, когда планируют поход, экскурсию в природу или целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, не следует проводить занятия по физической культуре, ведь дети во время таких мероприятий имеют возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности и получают достаточную физическую нагрузку.

Картотека самостоятельной деятельности детей

В группе работа педагогов на самом деле сложна и довольно многогранна. Качество организованной ими деятельности детей напрямую влияет на дальнейшую судьбу каждого из малышей. Исходя из того, что воспитателю необходимо заниматься всесторонним детским развитием, ему необходимо объединить в каждое задание сразу несколько предметных отраслей. Поэтому достаточно трудным представляется процесс самой организации трудовой деятельности в группе, независимо от того, старшая она, младшая или средняя. Чтобы обеспечить творческий и интересный познавательный процесс, педагог должен учесть не только научный аспект своих уроков и заданий, но и заинтриговать ребят интересной постановкой этого задания, пробудить их заинтересованность к выполнению той или иной работы.

Именно ввиду сложности соединить все воедино и качественно преподнести материал, дошкольными учреждениями формируются картотеки. Каждая картотека содержит предметную направленность, методы конкретной реализации и целевое предназначение проводимого занятия. Самостоятельная деятельность не исключение. Она также организовывается на основе перечня целей и задач, определенных в заранее разработанной воспитателем картотеке.

Какие элементы присущи любой картотеке?

  • Распределение по дням, а также утренним и дневным часам.
  • Заданная тематика работы на каждый день.
  • Целевое предназначение проведения занятий.
  • Постановка конкретных задач.
  • Перечень оборудования и инвентаря, необходимого для проведения работы.
  • Непосредственное описание формы реализации конкретного занятия.

Таким образом, карточка дня для младшей группы может выглядеть примерно следующим образом:

Подобные карточки должны быть подготовлены воспитателем заблаговременно на каждый день.

Сравнительный анализ типов занятий в ДОУ по ФГОС

1 Комплексная непосредственно образовательная деятельность Применение традиционных видов деятельности и искусства 2 Интегрированная непосредственно образовательная деятельность Открытое занятие, задачей которого является раскрытие одной жизненно важной темы. 3 Основная тематика образовательная деятельность Доминантная задача развитие морально-этических знаний 4 Коллективная образовательная деятельность Написание письма другу, сочинение сказки по одному предложению и другое 5 Экскурсия Посещение близлежащих учреждений района, школ, других комнат детского сада, библиотек для расширения кругозора, выработки самостоятельности и отсутствия чувства страха и неизвестности, развитие чувства взрослости 6 Непосредственно образовательная деятельность труд Помощь в уборке участка, посадке зеленых насаждений для приобщения к труду, природоведческие знания 7 Творчество Словесное творчество детей 8 Посиделки Изучение фольклора 9 Сказка Речевое развитие детей 10 Пресс-конференция Дети входят в роль журналистов и задают вопросы своим любимым героям (из сказок, фильмов, представителям любимых профессий) 11 Путешествие Организация экскурсии, где гидом является сам дошкольник 12 Эксперимент Дети изучают физические свойства различных материалов (кинетического песка, пластилина, картона, бумаги, снега) 13 Конкурс Воспитатели организовывают для детей тематические конкурсы по аналогии с игрой «Самый умный?», «Брейн-ринг» и пр

14 Рисунки-сочинения Ребята создают рисунки, а затем должны интерпретировать их и придумать сюжет 15 Беседа Затрагивание этических тем, разговоры со взрослыми о поведении ребенка

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС

Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам

При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему

В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:

  1. п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
  2. п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
  3. п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
  4. п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
  5. п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
  6. п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.

Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.

Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.

Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Видео: индивидуализация дошкольного образования

Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:

  • актуальный уровень развития способностей ребёнка;
  • степень его готовности к образовательной деятельности;
  • индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.

Планирование режимных моментов

Самой популярной среди всех форм календарного планирования у педагогов остается планирование образовательной работы с режимными моментами. Применяя его, следует предусматривать возможность различных видов деятельности детей в течение дня, их продолжительность, периодичность и учитывать рациональность и целесообразность их проведения в определенный промежуток времени.

Утреннее время

В утреннее время целесообразно планировать:

  • индивидуальную работу (с указанием имен воспитанников, цели, необходимых материалов);
  • беседы на морально-этические и познавательные темы с небольшой группой детей;
  • игровую деятельность (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, дидактические, подвижные игры малой и средней подвижности);
  • наблюдения за объектами и явлениями окружающей среды;
  • трудовые поручения и дежурство;
  • работу с привития культурно-гигиенических навыков;
  • различные виды самостоятельной деятельности детей (изобразительная, двигательная, художественно-речевая и тому подобное).

В летний период образовательная деятельность в ДОУ предусматривает такое планирование, чтобы обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе. При этом последовательность и продолжительность разных видов деятельности следует менять, несмотря на погоду, характер предыдущей и последующей деятельности, возраст, интересы и потребности воспитанников.

Пребывание на свежем воздухе

Пребывание детей на свежем воздухе сокращается или не допускается из-за неблагоприятных погодных условий, в частности таких, как:

  • сильный ветер;
  • температура воздуха выше +35С в тени;
  • ливень, гроза.

Организация УПД в первой половине дня

В первой половине дня, после завтрака, с детьми проводят организованную учебно-познавательную деятельность в форме занятий различного направления: по физическому развитию (ежедневно); познавательного развития; коммуникативно-речевого развития; художественно-эстетического развития.

Планируя занятия, необходимо указывать их тему, программные задачи, необходимый материал и специальное оборудование, ход в виде плана.

В летний период занятия по возможности следует проводить на свежем воздухе. Их тематику, количество, продолжительность, периодичность определяют в зависимости от возрастной группы детей и конкретной образовательной цели.

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает организация прогулок. Основное время прогулок следует отводить разнообразной игровой деятельности детей, используя все виды игр (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, дидактические, подвижные).

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает использование атрибутов для игр. В календарном плане воспитатель должен определить атрибуты и игрушки, которые нужны для определенной сюжетно-ролевой игры, и спланировать чтения соответствующих художественных произведений и бесед по содержанию игры.

Эти формы работы дают воспитателю возможность косвенно управлять самостоятельной игровой деятельностью детей, ведь чтение интересного художественного произведения возбуждает у детей желание воспроизвести услышанное в игре и способствует развитию ее сюжета (воспитателям младшей и средней группы следует отражать не только создание условий для развертывания сюжетно-ролевых игр, а и приемы обучения детей действиям с игрушками, показ определенных игровых действий, собственную участие в играх детей; воспитателям детей старшего дошкольного возраста следует записывать в плане приемы, стимулировать детей к самостоятельности, скажем: выбор темы игры, распределение ролей, установление позитивных дружеских отношений и тому подобное).

На прогулке

На прогулках в первой и второй половине дня обязательно следует проводить подвижные игры, в том числе игры с элементами спорта. Стоит не только предлагать детям знакомые игры, но и разучивать с ними новые. До этих игр необходимо привлекать всех детей группы.

Воспитателю следует помнить, что активное участие в подвижной игре без принуждения создает у детей радостное настроение и способствует достижению педагогической и оздоровительной цели игры.

Стоит отметить, что при благоприятной погоде во время каждой прогулки целесообразно проводить 4-5 подвижных игр.

В жару, при слишком высокой температуре воздуха, подвижные игры необходимо заменять на более спокойные виды деятельности детей (игры с водой, с природными материалами и др).

Общие рекомендации по планированию

  • Составляйте план вместе со вторым воспитателем группы.
  • Если ваша группа разновозрастная, нужен отдельный план для каждого возраста.
  • Учитывайте общий уровень развития детей, их интересы и потребности, а также индивидуальные особенности каждого ребенка.
  • Дорабатывайте календарные планы в течение года по результатам наблюдения за детьми в группе и бесед с родителями.
  • Не забывайте о регулярности, последовательности и цикличности мероприятий.
  • Соблюдайте баланс интеллектуальной, физической и эмоциональной нагрузки. Помните, что детский сад — не школа.
  • Обеспечьте взаимосвязь всех видов деятельности: обучения, игры, труда.
  • Чтобы не забыть учесть пожелания специалистов, работающих с детьми, например, логопеда или психолога, запишите индивидуальные рекомендации в свой план.
  • Планируйте работу с родителями.
  • Готовые методические материалы и планы для детского сада можно брать за основу, но полностью копировать их не нужно. Планируйте свою деятельность самостоятельно, учитывая особенности и интересы детей.
  • Заведите картотеку с описанием различных занятий и регулярно ее пополняйте. В любой момент вы сможете найти в ней нужную информацию для решения своих задач.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: