Использование наглядного материала во время пальчиковой гимнастики
Рассматривание картинок, плакатов, книжных иллюстраций является составляющей частью большинства занятий в детском саду. Во время проведения пальчиковой гимнастики также рекомендуется привлекать наглядные материалы. Яркие и понятные образы помогают дошкольникам в исполнении гимнастических движений, активизируют воображение. Дети легче включаются в игровую ситуацию.
Таблица: варианты наглядных материалов для пальчиковых игр
Тип | Варианты материалов | Примеры использования |
Дидактический материал |
|
При изучении нового упражнения воспитатель показывает ребятам картинку с изображением пальчиковой «фигуры», рассказывает, что нужно сделать. Таблицы применяются на занятиях со старшими дошкольниками: воспитатель вывешивает схему знакомой игры, по которой дети вспоминают правила. |
Иллюстративный материал |
|
Иллюстративный материал — художественные образы, о которых говорится в стихотворном/песенном содержании игры. Картинки животных и сказочных персонажей дарят детям позитивные эмоции и усиливают желание играть. |
Материалы ИКТ |
|
Презентации используются в качестве вспомогательного материала на занятиях в старших группах. Совершенствуется способность детей соотносить зрительные образы с объяснениями педагога. Мультфильмы по играм просматривают в группах всех возрастов. |
Воспитателям и родителям на заметку: подборка карточек с пальчиковыми играми развлечёт детей во время поездки. Наша воспитательница берёт с собой карточки в экскурсионный автобус: дети разбиваются по парам и разыгрывают карточки, меняются заданиями с одногруппниками.
Весёлые песенки-игры можно посоветовать родителям на консультации по пальчиковой гимнастике. Видеозанятия станут альтернативой просмотру развлекательных роликов. Ребёнок выучит песенку, разучит движения, у него улучшится настроение. Для старших дошкольников, которые приступили к изучению иностранного языка, рекомендуются к просмотру английские (французские, немецкие, испанские или др.) песенки-игры. Мои дети задорно поют и выполняют гимнастику под «Itsy Bitsy Spider», «The Wheels on the Bus» и «Brother Finger».
картотека оздоровительной гимнастики после сна
Комплексы игровой оздоровительной гимнастики
после дневного сна
для детей старшего дошкольного возраста
Комплекс №1
1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)
— Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. ( 3-4 раза)
— Игра « Зима и лето» ( напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)
— Самомассаж ладоней ( «Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. ( 3-4раз)
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
— Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.
— И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)
— И. п. — сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)
— И.п. — сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз) — И.п.- то же, ноги — ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
«У меня спина прямая» И.п. — узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
«У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» ( наклоны вперед)
« Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» ( действия в соответствии с текстом)
« Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища-руки на поясе).
« Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
« Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» ( повороты туловища)
« Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» ( действия в соответствии с текстом)
« Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №2
1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)
— И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди ( не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)
— И.п.- лёжа на животе, руки — вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п. ( 3-4 раз)
— Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» — раскрываются, расслабляются.
2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)
— Ходьба друг за другом ( босиком)
«На огород мы наш пойдём.
Овощей там наберём».
— (Ходьба на носках)
«Дорога коротка, узка.
Идём, ступая мы с носка!
— (Приставной шаг боком с « пружинкой)
«По бордюру мы идём
Приседаем мы на нём»
— (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)
«Усталые ножки
Шли по дорожке».
— (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)
«На камушек мы сели,
Сели, посидели».
(Погладить мышцы ног и ступни)
«Ножки отдыхают,
Мышцы расслабляют»
От
администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом
представленной работы, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.
Скачать публикацию
Скачали: 258 раз(а)
План проведения занятий
Возрастная группа: 6-7 лет
Задачи:
- Развить двигательные способности пальчиков;
- Дать возможность, самостоятельно сочинять сценарии и сюжеты для пальчиковых игр;
- Развить двигательные способности пальцев;
- Сделать акцент на развитие памяти и на сосредоточенности внимания.
Игра-песенка «Осенние листочки»
Конспект для проведения занятий
Тема занятия: Пальчиковая гимнастика «Лягушки»
Цель задачи:
- развивать координацию движений рук и глаз;
- развивать осязательные эмоции;
- развивать моторику;
- развивать цветное восприятие;
- развитие разговорной речи.
Образовательные:
Знакомство с новым упражнением «Лягушки»
Воспитательные:
- Воспитывать умение подчинять собственные указания.
- Воспитывать почтение к товарищам.
- Воспитывать понимание, дружелюбность
Ход урока
- Начало занятия (приветствие)
- Следующим этапом, будет развитие мелкой моторики. Тут необходимо использовать различные материалы. В летние периоды можно проводить занятия на улице. Подручными материалами могут быть палки, камни. Зимой, в холодные месяцы начиная с ноября — февраль месяц, необходимо также проводить гимнастику на улице. Проводить упражнения можно с помощью липкого снега, сосулек и многое другое.
Виды упражнений для кистей и пальцев
В результате проведения игр для кистей рук укрепляется их мускулатура, ребенок учится контролировать напряжение и расслабление конечности. Обязательным условием является показ взрослым упражнения, даже если оно знакомо дошкольнику.
Одно из таких упражнений — ворота. Ладони направлены пальцами друг к другу, ставятся на ребро. Пальцы при этом напряжены и выпрямлены. На команду: «Ворота открываются» ладони разворачиваются параллельно, пальцы при этом направляются по направлению от себя. По команде: «Ворота закрываются» — руки возвращаются в исходное положение.
Используя упражнение «Погладим животное» можно не только расслабить кисти рук, но и вывести ребенка на диалог о питомце, которого он имеет или хотел бы иметь — что также поспособствует развитию воображения, мышления и речи. Само задание простое — сначала одной рукой, затем второй ребенок «гладит» воображаемого зверя.
Важно! Проведение пальчиковых занятий можно начинать с младенчества — поглаживаниями и массажем мамой ручек малыша. Однако осознанное выполнение заданий ребенком будет производиться не раньше 4-х лет
В результате выполнения исчезнет скованность движений пальцев рук и кистей, появится гибкость и подвижность.
Гимнастика для пальцев рук для детей. Примеры:
- Очки. Большие и указательные пальцы рук соединяются друг с другом. Получившиеся «очки» подносятся к глазам.
- Пароход. Обе ладони ставятся на ребро и соединяются, мизинец к мизинцу, образуя ковшик. Большие пальцы при этом оттопырены и направлены вверх.
- Стул и стол. Стул — одна ладонь выпрямлена, а вторая находится в кулачке. Та, что в кулаке, приставляется к низу выпрямленной ладони, образуя стул. Стол делается по похожему принципу, только выпрямленная ладонь кладется на кулак горизонтально.
Проведение пальчиковой гимнастики в старшей группе
Виды упражнений для кистей и пальцев
Пальчиковая гимнастика позволяет передать какое-либо стихотворение при помощи движения пальцев
При этом она обучает ребенка концентрировать внимание и верно его распределять
Обратите внимание! В процессе занятий приходится не только заучивать стихи, но и выполнять пальцами и кистями определенные движения в строгой последовательности. Одно из простых и веселых упражнений для пальцев — «Садоводы». Одно из простых и веселых упражнений для пальцев — «Садоводы»
Одно из простых и веселых упражнений для пальцев — «Садоводы».
Палец толстый и большой (пальцы сжаты в кулачок, а большой поднят вверх)
В сад за сливами пошел (несколько раз большой палец сгибают, а потом разгибают).
Указательный с порога (разгибают указательный палец)
Указал ему дорогу (несколько раз сгибают и разгибают указательный палец).
Средний палец самый меткий (разгибают средний),
Он сбивает сливы с ветки (сгибательные движения средним пальцем).
Безымянный подбирает (аналогичные движения безымянным),
А мизинчик, господин, в землю косточки бросает (сгибают и разгибают мизинец).
Пальцы сжаты в кулачки
В процессе выполнения такой гимнастики дошкольник не только заучивает стихи (улучшает память), но и развивает фантазию и внимание. Мозг и речевой центр работают активнее
Обратите внимание! Развитие детей происходит в движении, поэтому важно прорабатывать мелкую моторику рук
Она связана не только с речью, но и со зрением, памятью, вниманием. Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)
Обратите внимание! Развитие детей происходит в движении, поэтому важно прорабатывать мелкую моторику рук. Она связана не только с речью, но и со зрением, памятью, вниманием. Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)
Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)
Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)
Она связана не только с речью, но и со зрением, памятью, вниманием. Для ее развития можно использовать не только традиционные упражнения из пальчиковой гимнастики: «Лодочка», «Елка», «Колокольчик», но и другие, в которых происходит движение пальцев (нанизывание бусин, работа с мелкими деталями и пр.)
Нетрадиционные пальчиковые игры
Для развития речи у детей с ее нарушением используют еще нетрадиционные упражнения, направленные на активизацию мозговой деятельности. Как правило, занятия начинаются с самомассажа, для которого используются подручные материалы:
- карандаши;
- грецкие орехи;
- прищепки и проч.
И только после этого начинаются сами занятия с пальцами. Одно из таких упражнений — «Лыжники».
Пальчики «шагают» в крышках
Для его выполнения потребуются пробки от бутылок, которые надеваются на указательный и средний пальцы обеих рук. При прочтении стихотворения обучающийся переставляет пальцы одной руки, не отрывая их от стола. После прочтения двух строчек движения производятся пальцами другой руки.
Пальцы в крышки мы обули
Быстро мы вперед шагнули.
И идем по переулку
Мы два друга на прогулку.
Пальцы наши балеринки,
Да тяжелые ботинки.
Пальцы наши словно ножки
Только шаркают немножко.
Как заинтересовать ребенка
Так как пальчиковая гимнастика проводится в игровой форме, к тому же, подразумевает общение с мамой — в большинстве случаев не приходится заставлять ребенка заниматься ею. Игры с пальчиковыми упражнениями, как правило, содержат стихи, которые необходимо учить — это способствует не только физическому развитию малыша, но и тренирует мозг. Рассказывая с живыми эмоциями, разными интонациями и оформляя свой рассказ движениями пальцев (изображая действия, происходящие в стишке), вы безусловно заинтересуете малыша.
К игре можно привлечь всю семью — бабушек с дедушками, старших братьев и сестер, совместные игры укрепляют отношения и даст ребенку стимул для выполнения упражнений, ведь маленькие дети любят общаться со старшими, стараются все за ними повторять. Несколько советов, которые помогут сделать упражнения более увлекательными:
- читайте текст сказки четко, эмоционально, используя разные интонации;
- все движения выполняйте в соответствии с произносимой речью;
- касайтесь ребенка во время выполнения действий — пусть «медвежонок» погуляет по коленке малыша;
- используйте вспомогательные предметы — например, бумажные шарики, которые можно сделать для берлоги (малыш сам может подготовить шарики).
Не стоит ждать, что у ребенка все получится с первого раза, будьте терпеливы и не забывайте хвалить ребенка за любые (даже самые маленькие) достижения.
Порядок выполнения
Родителями должны соблюдаться не только правила проведения занятий, но и их последовательность:
- Для начала взрослый должен показать все движения без слов.
- Затем кроха повторяет каждое движение 2-3 раза.
- Далее все действия прорабатываются в требуемой последовательности. Если необходимо проработать сложные моменты, их оттачивают до точного выполнения.
- В завершении все действия проделывают еще раз, но уже со словами.
Представленная последовательность соблюдается в точности. Если крохе сразу объяснять движения и слова, у него не сформируется последовательность, он легко запутается. Если ребенок не может воспроизвести требуемые взрослым действия, пропадает желание дальше играть с родителями.
Польза занятий
Пользу указанной гимнастики следует рассмотреть основательно. Здесь выделяют следующие преимущества в регулярных занятиях:
кроха начинает правильно произносить звуки;
его словарный запас пополняется новыми словами;
происходит тренировка пальцев для письма;
появляется возможность получить навыки осознанного самоконтроля;
малыш тренирует выдержку, понимает, что такое терпение, может концентрировать внимание на одном предмете в течение длительного времени;
малыш учится фантазировать;
происходит быстрая адаптация к окружающему, что тяжело осуществляется в случае, если кроха левша.
С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов. Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия.
Пальчиковые игры для дошкольников дают больший результат, если прибегать к ним ежедневно. С малышом можно просто играть, задействовав различные считалки и стишки. С маленькими детьми необходимо заниматься только в том случае, если ребенок настроен на подобные игры. В противном случае все приведет к обязательным занятиям, которые дети выполнять не намерены.
Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ
Пальчиковые упражнения считаются одной из эффективнейших методик развития детей. Диагностика уровня речевых и мыслительных способностей состоит из трёхступенчатого мониторинга:
- уровень умений и навыков детей в начале учебного года (сентябрь);
- в середине года (январь);
- в конце учебного года (май-июнь).
Воспитатель отмечает, в какой степени повлияли на результаты диагностики регулярные занятия пальчиковой гимнастикой. Выделяются проблемные воспитанники, для которых необходимо составить индивидуальные планы коррекции: повторить игры, добавить упражнения на определённые группы движений, заменить на упрощённые задания.
Воспитатель анализирует каждую игру: не только качество движений, но и эмоциональное состояние детей
С результатами диагностики интеллектуальных способностей соотносятся показатели диагностики развития мелкой моторики у детей. В соответствии с возрастом воспитанников оценивается их координация движений, качество выполнения тонких движений.
Методика «Перебор пальцев» позволяет диагностировать уровень развития мелкой моторики дошкольников
Кроме того, воспитатель оценивает эффективность каждой пальчиковой игры, разучиваемой с детьми. С целью выявления уровня организаторских способностей педагога проводится анализ игры.
Протокол анализа пальчиковой игры:
- Соответствие темы и содержания игры интересам и умениям воспитанников.
- Степень заинтересованности детей во время игры, привлечение мотивирующего материала (игрушки, картинки, музыка).
- Какие задачи были достигнуты в игре.
- Оценка деятельности воспитанников:
- внимательность во время показа движений воспитателем;
- активность выполнения движений;
- эмоциональность песенного исполнения (если было);
- слаженность выполнения движений внутри группы, попадание в ритм.
- Завершение игры: эмоции и пожелания детей.
- Направление последующей работы воспитателя: корректировка/совершенствование методики проведения игры.
Родителям и педагогам необходимо обогащать игровой опыт детей пальчиковыми упражнениями и забавами. Они помогают развитию памяти и речи, подготавливают кисть ведущей руки к письму. И, что особенно актуально в современных условиях, являются простым и приятным способом сохранить эмоциональный баланс, избежать мышечного и психического перенапряжения.
Пальчиковая гимнастика в старшем дошкольном возрасте
Интенсивное развитие устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают своей зрелости. В. М. Бехтерев всегда указывал на взаимосвязь развития ручной моторики и речи.
В каждом возрасте мелкая моторика рук имеет характерные черты, и Е. М. Мастюкова описала их следующим образом:
- В 1-2 года ребенок может держать до двух предметов в одной руке, выполнять определенные рисунки карандашом, переворачивать картонные страницы детских книг, ставить кубики в виде башни, один на один, складывать пирамидку.
- В 2-3-летнем возрасте ребенок уже способен открывать ящик и высыпать его содержимое, играть с такими материалами, как песок и глина, рисовать узоры пальцами, нанизывать бусы, строить более сложные фигуры из кубиков. Также ребенок более уверенно держит карандаш пальцами.
- С 3 до 5 лет ребенок уже рисует цветными мелками, способен сложить бумагу, делает поделки из пластилина, определяет предметы в мешке тактильным способом, может самостоятельно зашнуровать ботинки.
Однако развитие двигательных функций не останавливается в 5 лет, оно продолжается до 6-7 летнего возраста, а то и вовсе не прекращается, ведь даже взрослые люди могут совершенствовать свою мелкую моторику с помощью вышивания, плетения из бисера и прочего.
Можно сделать заключение, что заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой можно уже с одного года жизни, но наиболее подходящий для этого возраст — это старший дошкольный.
Рекомендации по выполнению упражнений
Подготовить ребенка к данному виду тренировок
Необходимо заранее обговорить её содержание, отработать несколько жестов.
Взрослому человеку, уполномоченному заниматься тренировкой, подготовить заранее текст.
Перед началом работы необходимо разогреть ладошки поглаживанием.
Ведущий показывает, насколько интересен данный вид развлечений.
Обязательно необходимо поставленные задачи выполнять в медленном темпе.
Малыш обязан правильно выполнять технику действий, ему нужно помогать.
Важно чтобы все выполненные упражнения приносили ребенку только радость.
Каждое задание выполняют по 2-3 минуты, чередуя 3 дня.
Ежедневные тренировки.
Используются лёгкие задания, для того чтобы развить интерес.
Постепенно заменять по 2-3 упражнения, по степени сложности.
Обязательно использовать цветные образы, музыкальное сопровождение.. Для детей 6-7 лет подойдут тренировки в сопровождении песенок, стишков
Для развития, хорошими заданиями будет театр теней. Если родители решили самостоятельно заниматься разминкой пальцев, нужно обязательно быть в хорошем настроении. Дети всё запоминают, и от первого урока будет зависеть интерес к последующим занятиям
Для детей 6-7 лет подойдут тренировки в сопровождении песенок, стишков. Для развития, хорошими заданиями будет театр теней. Если родители решили самостоятельно заниматься разминкой пальцев, нужно обязательно быть в хорошем настроении. Дети всё запоминают, и от первого урока будет зависеть интерес к последующим занятиям.
Важно! Скорость выполнения должна быть небыстрой, но и пауз быть не должно. Поднимать скорость необходимо постепенно
Познавательные способности дошкольников
Польза занятий
Пользу указанной гимнастики следует рассмотреть основательно. Здесь выделяют следующие преимущества в регулярных занятиях:
кроха начинает правильно произносить звуки; его словарный запас пополняется новыми словами; происходит тренировка пальцев для письма; появляется возможность получить навыки осознанного самоконтроля; малыш тренирует выдержку, понимает, что такое терпение, может концентрировать внимание на одном предмете в течение длительного времени; малыш учится фантазировать; происходит быстрая адаптация к окружающему, что тяжело осуществляется в случае, если кроха левша. С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов
Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия
С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов. Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия.
Пальчиковые игры для дошкольников дают больший результат, если прибегать к ним ежедневно. С малышом можно просто играть, задействовав различные считалки и стишки. С маленькими детьми необходимо заниматься только в том случае, если ребенок настроен на подобные игры. В противном случае все приведет к обязательным занятиям, которые дети выполнять не намерены.
Предпросмотр страницы №1
Ильина Светлана Николаевна
МБУ № 200 « Волшебный башмачок» г .Тольятти
для детей подготовительной группы
Ходьба по корригирующим дорожкам.
обеспечивать детям плавный переход от сна к бодрствованию;
закреплять навыки проведения самомассажа рук, головы, лица, живота, стопы, активизируя биологически активные точки;
проводить профилактику плоскостопия;
осуществлять комплекс закаливающих процедур: воздушные ванны, босохождение по корригирующим дорожкам
воспитывать у детей любовь к здоровому образу жизни.
Материал: дорожки, корригирующие с разными наполнителями, мокрые дорожки, различные массажеры.
Время проведения после дневного сна.
Солнце уж не спит давно, Смотрит к нам оно в окно. Хорошо вам отдыхать,
Но пора уже вставать
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе,
руки вдоль туловища. Потянуться, вытягивая позвоночник.
Тихо-тихо колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди. Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись
«Мы шагаем по дорожке» Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение. Подтянуть колено правой ноги к груди, отвести ногу, согнутую в колене влево (скручивание). Повторить то же самое левой ногой (отвести вправо).
Снег растаял, всюду лужи —
Выше ноги поднимай.
Ноги нам мочить не нужно,
По дорожке ты шагай!
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.
Что за чудо-красота,
В небе радуга повисла,
Как цветное коромысло!
Сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегать» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сгибаются, то догоняют друг друга.
Мы друг друга догоняем,
В догонялки мы играем,
Очень любим мы играть!
Массаж живота (проводиться по четвергам)
«Туча ходит по кругу»
Медленно и нежно подушечками пальцев обвести вокруг пупка. Положить ладонь на пупок и медленно, ласково делать круг, постепенно расширяя его.
Туча по небу плывет,
Скоро сильный дождь пойдет.
Дождь весной для всех отрада,
Все дождь, конечно рады!
Помассировать брюшную полость, как бы перетирая ее в руках или перехватывая и заминая.
На дворе переполох –
С неба сыплется горох.
Это же дождинки –
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться. После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Порядок выполнения
Родителями должны соблюдаться не только правила проведения занятий, но и их последовательность:
- Для начала взрослый должен показать все движения без слов.
- Затем кроха повторяет каждое движение 2-3 раза.
- Далее все действия прорабатываются в требуемой последовательности. Если необходимо проработать сложные моменты, их оттачивают до точного выполнения.
- В завершении все действия проделывают еще раз, но уже со словами.
Представленная последовательность соблюдается в точности. Если крохе сразу объяснять движения и слова, у него не сформируется последовательность, он легко запутается. Если ребенок не может воспроизвести требуемые взрослым действия, пропадает желание дальше играть с родителями.
Цель пальчиковой гимнастики
Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп. Для малышей до 4-х лет:
- Формирование навыка слежения за объектом;
- Обучение повторению за действиями других людей;
- Совершенствование координации движений;
- Развитие чувства ритма.
Для средней группы дошкольников (4-5 лет):
- Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;
- Совершенствование мелких движений пальцами;
- Формирование образного мышления;
- Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.
Для старших дошкольников (5-6 лет):
- Развитие творческих способностей;
- Подготовка кисти к письму;
- Совершенствование способности к целенаправленным действиям;
- Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.
Пальчиковая гимнастика и ее значение для ребенка
Исследованиями было доказано, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развития ручной моторики
При высоком уровне хорошо развиты: логика, связная речь, память и внимание. При этом, если по достижении четырех лет малыш не может донести в соединенных ладонях воду до лица, значит его ручная мелкая моторика отстает в развитии
Тогда-то родители и обращаются за помощью для своих малышей к пальчиковой гимнастике.
Пальчиковая гимнастика
Методика и цели пальчиковой гимнастики в детском саду
В ДОУ занятия проводятся на музыке, физической культуре, и даже на прогулках. В плане работ общеобразовательного учреждения выделяются такие цели, как:
- Развитие ловкости пальцев, воображения и внимания.
- Активизация речевых центров.
- Создание позитивного настроя в группе.
Обратите внимание! Пальчиковая гимнастика в детском саду основывается на методике воздействия кистями рук на внутренние органы ребенка. Например:
Например:
- Точка большого пальца ответственна за работу головного мозга;
- За функционирование желудка отвечает указательный;
- Средний палец контролирует целостность позвоночника и кишечного тракта;
- Печень связывается с безымянным пальцем;
- Сердце — с мизинцем.
Дополнительное привлечение внимания ребенка
В средней группе
Что такое лето
Ход игры: дети стоят, руки расслаблены.
Это много света (руки изображают круг над головой как солнышко).
Это поле (разводим руки в стороны, ладони поворачиваются вверх).
Это лес (пальчики изображают деревья).
Это в небе облака (ладошки показывают фонарики).
Это быстрая река (ладони изображают волну).
Это яркие цветы (качаем ладошки по сторонам).
Это вместе: я и ты! (пальцы сцепляются в замок).
Насекомые
Ход игры: дети выставляют ручку перед собой, разжимают ладони. Педагог проговаривает стихотворение, показывает, какие движения нужно делать пальчиками. Детсадовцы повторяют. Темп медленный.
Дружно пальцы посчитаем.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, мушка.
Вот и жук с зеленым брюшком.
(Дети энергично разжимают и сжимаю кулаки).
Это кто же тут звенит?
(Сжимается один пальчик,потом другие поочередно).
Это муха, это жук.
Стрекоза и вот паук.
Ой, а к нам комар летит.
Ну-ка прячьтесь, кыш-кыш-кыш.
(потрясли ладошками перед собой и спрятали ручки за спинку).
Цветы
Ход игры: пальцы сложены в кулачок, выставлены вперед. Движения выполняются медленно, но с напряжением мышц.
Наши желтые цветы,
Распускают лепестки.
(Кулачки раскрываются).
Ветер на них дышит,
Лепестки колышет.
(Дети машут руками по сторонам).
Вечер наступает.
Наши алые цветы
Закрывают лепестки.
(Сложить ладошки).
Пальчиковые игры для детей 1-3 года
Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и запястные, локтевые и плечевые суставы.
Зайка
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)
Ворона
У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )
Машинка
Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
Кораблик
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)
Самолеты
Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)
Кошки-мышки
Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
Паровоз
Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..
Что это такое
О пальчиковой гимнастике можно сказать просто – это набор упражнений, выполнение которых помогает развить мелкую моторику рук. Эта система означает – это точное отображение взаимодействие всех систем организма. В данном случае говорят о зрительной, нервной, костной и мышечной системе. Представленные достижения дают возможность выполнять кропотливые движения пальцами и кистями, а это неоценимая польза для будущего чистописания.
Гимнастикой важно заниматься с ребенком чуть ли не с рождения. Здесь выделяют пассивные и активные упражнения
Активные – это работа взрослых. Это они должны выполнять массаж ладоней малышу, сгибать и разгибать его пальчики и прочее. Пассивные действия – это уже работа самого крохи, который повторяет за взрослыми, имитируя указанные ему движения.