Играем по системе ТРИЗ дома
На самом деле занятий, стимулирующих любознательность ребенка и его желание творить, можно придумать множество. Пусть это не будет выстроенная система, как в детском саду, но регулярные игры будут интересны ребенку, а значит, помогут развивать его в нужном направлении. Играть можно в настольные или ролевые игры, рисовать, рассматривать карточки развивающих пособий, читать, гулять. Главное, чтобы при этом постоянно возникали нестандартные ситуации, требующие осмысления и разрешения, а взрослый задавал правильные вопросы.
Например, рассматривая картинки с геометрическими фигурами, можно спросить ребенка: а чего на свете больше: четырехугольников или квадратов? Играя в семью, задать вопрос: а кого в мире больше: женщин или мам?
Тризовские задачки можно ставить перед малышом на прогулке: почему сейчас идет снег? Почему тают сосульки? Для чего дереву почки? Какого цвета лужа? Для чего дому крыша, дверь? В поисках ответа ребенок начинает размышлять, рассуждать. А это и было целью.
Заставить ребенка мыслить и фантазировать помогают ассоциативные игры. Например, малышу предлагают перевоплотиться в какое-то животное. При этом он должен изображать его манеру движения, повадки, голос, характерные действия (как ведет себя хищник или травоядное, сухопутное или морское животное).
На прогулке или дома с ребенком сравнивают одни предметы с другими. Сначала мама покажет пример, но вскоре малыш с удовольствием подключится (одуванчик желтенький, как солнышко; твои ручки после прогулки грязные, как тарелки после еды; кот серый, как небо осенью).
Можно просто играть в ассоциации: мама называет слово, ребенок выдает ассоциацию (кот – мышь, арбуз – сладкий, лето – гулять). Со временем задачу можно усложнить: ассоциация придумывается цепочкой: мама подбирает слово к ответу ребенка, затем он продолжает цепочку (солнце – круглое – колесо – ехать – машина…). Такие игры очень нравятся детям в дошкольном возрасте, поскольку иногда ответы получаются довольно забавными. А это уже положительные эмоции, что тоже – огромный стимул.
В старшем дошкольном возрасте дети уже смогут строить логические словесные цепочки. Например, ребенку дают 2 слова (кот и мышь). Он выстраивает последовательность: кот – поле – охота – прыжок – мышь.
Взаимодействие между воспитателем и ребенком
Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:
- При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
- Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
- Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение», «необычный подход».
- Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
- Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
- Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
- Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
Приёмы решений по ТРИЗ
Всего по Альтшуллеру выделяется 40 приёмов. Расскажем о нескольких из них:
Принцип дробления
- Разделить объект на независимые части.
- Выполнить объект разборным.
- Увеличить степень дробления объекта.
Принцип объединения
- Соединить однородные или смежные объекты.
- Объединить во времени однородные или смежные операции.
- Один объект разместить внутри другого.
Принцип посредника
- Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
- На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.
Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.
Несколько слов об авторе методики
ТРИЗ-РТВ методику создал советский инженер-изобретатель и по совместительству писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он начал работу над теорией в 1946-1948 годах и совершенствовал ее на протяжении всей жизни, посвятив ТРИЗ около 40 лет.
Свои первые изобретения Альтшуллер совершил еще в детстве, а главным его изобретательским достижением стал газотеплозащитный скафандр, спроектированный в соавторстве с Рафаэлем Шапиро. Начиная с 1946 года он внимательно изучил и проанализировал более сорока тысяч патентов и, основываясь на полученных данных, вывел 40 приемов, которые обычно используют изобретатели.
В 1956 году Генрих Саулович вместе с Шапиро опубликовал статью, в которой изложил основы ТРИЗ. Уже два года спустя – в 1958 – Альтшуллер провел первый семинар. Затем он устраивал семинары по всему СССР, а с 1970 года по методике ТРИЗ начали обучать школьников. В том же 1970 он основал в Баку первый центр обучения ТРИЗ – Школу молодого изобретателя, позднее переросшую в АзОИИТ.
В течение почти десяти лет (с 1989 по 1998) Г. Альтшуллер возглавлял Ассоциацию ТРИЗ, и в 1997 по инициативе изобретателя на ее основе сформировали Международную ассоциацию ТРИЗ. Альтшуллер много публиковался, его книги издавали не только в Советском Союзе, но и за границей (в частности в Японии и США). В результате в 1990-х данная методика получила признание в самых крупных странах мира.
В своих литературных произведениях Генрих Саулович ставил перед собой цель показать, как научно-технический прогресс движется в сторону идеала. В жизни же он и сам стремился продвигать науку и технику к идеалу.
Наглядные методы и приемы
Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на занятиях в детском саду необходимо использовать наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.
Наблюдение
Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.
1. Распознать, определить характеристики.
Например:
- на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цветы» можно предложить рассмотреть различные растения и назвать только цветочки;
- на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;
- на занятиях по развитию речи при изучении темы «Звук» воспитатель может предложить понаблюдать за его произношением (как располагаются губы, мешает ли что-то произносить звук протяжно).
2. Определить характер изменений или преобразование предмета.
Например:
- на занятиях по ручному труду во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить;
- на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью;
- на занятиях по математике при изучении числа 3 — установить, что измениться, если к двум предметам добавить еще один.
3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.
Например:
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;
- на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.
В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.
Демонстрация
Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:
- предметы, натуральные объекты;
- предметные или дидактические картинки;
- книжные иллюстрации;
- репродукции;
- макеты.
Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:
- Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях по ИЗО. Например, перед тем, как предложить нарисовать яблоко, его сразу детям показывают, предлагают хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет.
- Демонстрация образца. Например, детям показывают образец аппликации, которую они будут выполнять или образец написания элементов букв и т.д.
- Демонстрация способа выполнения действий. Наиболее часто применяется на занятиях по ручному труду (как раскатать «колбаску» или сделать шар из пластилина, вырезать полоску, приклеить кружочек и т.д.) и на занятиях по физкультуре (как наклоняться, прыгать и т.д.).
- Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.
Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.
Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют:
- диафильмы;
- слайды;
- видеофильмы;
- компьютерные программы.
Например, на занятиях по основам безопасности можно показать видеофильм о правилах пересечения дороги. Также сейчас существует большое количество обучающих видеоигр и программ, различных мультфильмов с познавательным содержанием, которые рекомендуется использовать на занятиях в детском саду.
Этапы проведения занятий
В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.
- На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
- Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
- На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
- Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.
Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников»
Ольга Ситникова
Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников»
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1
Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников».
Подготовила: Ситникова Ольга Николаевна,
Цель: повышение компетенций педагогов при взаимодействии с элементами ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений.
— Познакомить педагогов с методами, приёмами и правилами игр ТРИЗ, направленных на развитие элементарных математических представлений;
Введение в проблему.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему «Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников»
Что же такое ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию». «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…»
Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. Применение элементов теории решения изобретательных задач вразвитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
— Хочу предложить вашему вниманию следующие игры ТРИЗ, используемые мною на математике: «Чем был, чем стал»
— Я предлагаю вам стать на время детьми и поиграть со мной в эти игры.
— Первая игра на выявление надсистемных связей.
Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов геометрических фигур и чисел, активизация словаря.
— Я буду задавать вопросы, а вы на них по очереди отвечать.
Воспитатель: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?
Дети: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок, в каблуке и т. п.
Воспитатель: Где живет цифра 3?
Дети: В днях недели, в месяцах года,
Воспитатель: Где живет цифра 5?
Дети: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада и т. п.
— Молодцы вы правильно ответили на вопросы.
Цель: обучение мыслительному действию; закрепить умение считать в пределах 10; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
Картотека игр по ТРИЗ
— Друзья синего человечка – всё то, что бывает синим. Кто его друг? (Море, глаза, фломастер … .)
— Друзья зелёного человечка – всё то, что бывает зелёным. Кто его друг? (Трава, ёлка, огурец … .)
— Ребята, видите, как много друзей мы нашли нашим разноцветным человечкам.
— Мои друзья – все животные, которые умеют прыгать. Кто мой друг? (Кенгуру, кошка, лягушка, … .)
— Мои друзья – все те животные, которые умеют плавать. Кто мой друг? (Морж, гусь, черепаха, … .)
— Мои друзья – все те животные, которые вскармливают детёнышей молоком. Кто мой друг?(Кошка, собака, медведь,… .)
Дидактическая игра «Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ
Александра
Дидактическая игра «Речевая карусель» с включением элементов технологий ТРИЗ
Одной из главных задач дошкольного образования является развитие связной речи у детей. Смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Проблема речевого развития в нашей группе стоит наиболее остро, 95% детей имеются отклонения в речевом развитии. В связи с этим была разработана дидактическая игра «Речевая карусель».
Новизна этой разработки в том, что игра построена на основе дидактической игры «Расскажи-ка» с применением технологии ТРИЗ.
Целью дидактической игры «Расскажи-ка» является формирования умения в составлении описательного рассказа, использование технологии ТРИЗ в этой игре позволяет сделать игру наиболее интересной и необычной, дает возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит нестандартному мышлению, способствует повышению речевой активности, расширяет кругозор и словарный запас.
Цель:
Развитие связной речи.
Задачи:
• расширять и активизировать словарь по лексическим темам;
• развивать умения правильно строить предложения, самостоятельно задавать и отвечать на вопросы;
• обучать детей составлению описательного рассказа;
• развивать логическое мышление;
• формировать навыки пересказа со зрительной порой и помощью педагога развитие коммуникативных навыков.
Форма организации игры – подгрупповая до 6-7 чел., или индивидуальная. Положительным моментом пособия является то, что подбор дидактического материала можно варьировать исходя из индивидуальных особенностей детей, и с учетом имеющихся речевых нарушений у детей.
Описание игры
«Речевая карусель» — это напольная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста.
В состав игры входит один большой матерчатый круг и несколько двухсторонних взаимозаменяемых дисков.
Суть методики
ТРИЗ для дошкольников — занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.
Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон
Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.
Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: «ТРИЗ — это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».
Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) — не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.
Использование ТРИЗ в дошкольной педагогике
Сегодня методика ТРИЗ довольно популярна в детских садах. На просторах интернета можно найти множество педагогических презентаций на тему использования ТРИЗ в работе с дошкольниками. ТРИЗ-педагогика как направление была сформирована в 80-х годах прошлого века. Основатель теории Г.С. Альтшуллер рекомендовал начинать такие занятия с детьми примерно 5-летнего возраста (однако сегодня есть успешные примеры работы даже с детками 2–3 лет).
В отличие от других методик, ТРИЗ подготавливает ребенка к решению самых сложных жизненных задач, используя мировой опыт в области изобретательства, переработанный для детского восприятия.
Основное средство в работе с дошкольниками – педагогический поиск. При этом педагог не дает малышам готовые решения и знания, а учит их находить эти решения самостоятельно. Ему необходимо самому иметь те качества, которые он старается прививать детям, показывать им пример, быть универсальной творческой личностью.
Программа обучения дошкольников состоит из нескольких последовательных этапов:
- Поиск сути. Малыши учатся использовать предметы многофункционально.
- Выявление противоречий в предмете или явлении (в нем всегда что-то хорошо, а что-то плохо).
- Разрешение противоречий (к примеру, как перенести воду решетом?).
- Изобретательство. Дети учатся искать и находить собственный вариант решения проблемы. Они фантазируют, соображают, придумывают новые объекты.
- Решение сказочных задач, сочинение новых сказок. Здесь возможны самые разные виды творческой деятельности: игры, рисование, конструирование, лепка.
- Поиск выхода. С помощью полученных знаний, интуиции, применяя оригинальные способы решения, дошкольник учится искать и находить выход из сложной ситуации, он старается рассчитывать свои силы и способности для решения поставленной задачи.
Игры ТРИЗ в развитии детей младшего и дошкольного возраста
Практика последних лет показывает, что использование метода теории решения изобретательских задач, применяемого для развития детей младшего и дошкольного возраста, является одним из наиболее часто применяемых и эффективных.
Сама технология ТРИЗ нацелена на создание условий, в которых ребенок найдет путь решения задачи не методом проб и ошибок, а методом оценочных суждений. Самые распространенные и наиболее простые в применении это игровые формы системы ТРИЗ: Выявление функций объекта, его признаков, свойств и т.д.
Данная методика использования не несет за собой никаких сложных подготовок к игровому процессу, тут важнее воображение и подход. Дав возможность ребенку самому рассуждать и мыслить в ходе игры, мы тем самым улучшим его мыслительные возможности, оценочные суждения, что будет в итоге являться основным средством познания. Разберем пример такой игры:
1 «Что умеет?» (игра для детей с 3-х лет)
Правила игры: Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Примерный ход:
В: Магнитофон.
Д: Может сломаться, может играть музыку, играть радио, записывать музыку
песни, включаться, выключаться, светиться.
2 «Хорошо или плохо» (игра для младшего дошкольного возраста). Цель: Научить детей давать оценочные суждения и рассуждения об окружающем мире.
Правила игры:
Ведущим называется любой объект у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
В: Кататься на велосипеде — хорошо. Почему?
Д: Потому весело.
В: Кататься на велосипеде. Почему?
Д: Можно упасть.
То есть вопросы задаются по принципу: «если хорошо, то почему?», «если плохо, то почему?».
Так же в данной игре вопросы можно задавать по цепочке опираясь на ответы детей на первый заданный вопрос.
Используя данный метод можно придумать различные вариации данной игры, например «Кто, где живет», «Что было раньше, что позже» и т.д. Еще раз убеждаемся, что в данном вопросе больше важен подход к детям и воображение самого воспитателя.
Таким же способом можно применять и круги Луллия как один из инструментов чувственного познания мира через формирование признаков объекта. Например:
В: Ребята, посмотрите на «волшебные круги». Кого вы видите на картинках?
Д: — Это животные
Д: — Перечисляют животных
В: — Правильно. На кругах картинки с животными и местом где они обитают. Сегодня мы о них будем говорить
В: Первая игра, в которую предлагаю поиграть, называется «Кто где живет?». Но сначала, загадаю загадку, кто первый ответит, тот и будет вращать круги.
Д: — Что нужно делать в этой игре?
В: — Нужно назвать животное на картинке, попавшей под стрелку на большом круге, подобрать и назвать на втором круге место, где он живет.
Как мы видим игры довольно вариативные и отлично будут развивать мышление, оценочно-познавательной деятельности у детей, на что в целом и направлена вся методика использования технологии ТРИЗ.
ТРИЗ – загадки для детей
Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.
Шаблон №1. Выделение свойств.
Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.
Пример: Сочиняем загадку про радугу.
Она цветная, высокая, красивая.
Цветная — бумага.
Высокая — гора.
Красивая — картинка.
Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.
Шаблон № 2. Обозначение действий.
Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.
Пример: Возьмем самолет.
Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.
Ищем аналогичные действия и эффекты:
Летает – птица.
Гудит – паровоз.
Перевозит пассажиров – автобус.
Оставляет след – сапог.
Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.
Шаблон № 3. Сходства и различия.
Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.
Пример: Белочка.
Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:
Лисичка, шишки, запасы.
Выделяем признаки, дополняем образы:
Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.
Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.
На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.
Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами. Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.
Что может теория?
В результате альтшуллерская фантастика всё-таки стала реальностью. В современной школе методика нешаблонного решения задач стала применяться с каждым днём всё чаще, и рассчитана она на разные возрастные группы, вплоть до уровня послешкольного образования, для студентов и уже готовых специалистов.
Для школьников это, в первую очередь, преодоление барьера опаски решать творческие проблемы, будь то создание проекта, математическая задача и даже школьное сочинение. Ведь если искать аналоги ТРИЗ, то вы легко найдёте схожий алгоритм в таблице умножения.
Для дошкольников тоже существуют приёмы ТРИЗ-образования. Если вы мне скажете, что никогда не сталкивались с этим, то дам вам подсказку: для малышей ТРИЗ-обучение – это ни что иное, например, как изобретение игрушек, или конструирование.
Да даже для нас, родителей, систему ТРИЗ можно отыскать в обыденной жизни. Чем поваренная книга – не набор алгоритмов, обучающих, как быстро с освоенной технологией сварить что-нибудь экстравагантное, никому до того не знакомое.
Конечно, в зависимости от возраста, навыки, которым обучают приёмы ТРИЗ-методики, разные, но все они, используемые в системе образования, направлены на то, чтобы в результате научить ребёнка:
- находить и выделять закономерности в большом количестве фактов;
- видеть скрытые пути решения простых задач, выделяя не явно заданные характеристики предметов и явлений, то есть «смотреть на мир» по-новому;
- строить причинно-следственные цепи и уметь их разветвлять до мельчайших подробностей,логически мыслить даже при отсутствии нужных знаний;
- «жонглировать» противоречиями и свободно применять аналогии;
- выстраивать классификации;
- выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путём;
- из множества находить главное и искать суть через правильно заданные вопросы.
Не знаю, как вам, но мне кажется, если овладеть всеми этими умениями в той мере, насколько это возможно, будет не голова, а «дом советов».
Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ — это аббревиатура, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих даже не подозревая об этом.
ТРИЗ для дошкольников — программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.