Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Перспективный план работы кружка по правилам дорожного движения «Юные пешеходы» в средней разновозрастной группе Пояснительная записка. Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких…
Перспективный план работы кружка по конструированию «Фиксики» для детей 4–5 лет № п/п Тема Программное содержание Материал СЕНТЯБРЬ 1. Сказочная страна Лего. Дать детям представления о происхождении конструктора, его разработчике
Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес, навыки общения
конструктор Лего, строительный материал 2….
Кружки в средней группе
Какие же направления и тематики взять для средней группы? Сразу скажу, что перспективное планирование, как правило, предусматривает несколько направлений деятельности, которые может предложить детский сад исходя из наличия педагогических кадров и материально-технического обеспечения.
Поскольку в этом возрасте все дети любят мастерить, что абсолютно беспроигрышным вариантом станет кружок под названием «Умелые ручки». Творческий ручной труд позволяет развивать сенсомоторику, совершенствовать координацию движений, развивает умственное развитие ребенка и его мышление, воспитывает самостоятельность, уверенность и инициативность. В таком кружке ведется деятельность по работе с бумагой и картоном, включая такое направление, как оригами, с тканью и нитью, природным и бросовым материалом.
Также вполне можно предложить кружок по экологии и назвать его, например, «В гостях у природы». В дошкольном образовании эколого-биологическое направление позволяет познать природу, выработать к ней гуманное отношение и научиться осознанно вести себя в природной среде.
Ребенок в возрасте 4-5 лет — это «почемучка», которую интересует причинно-следственные связи в живой и неживой природе. Чтобы дети получили ответы на все интересующие их вопросы, с ними можно проводить экскурсии с наблюдениями, дидактические игры, викторины и конкурсы, разгадывать загадки, читать литературные произведения и проводить беседы.
Также в данном вопросе будут актуальны практические методы закрепления усвоенного материала: оформление гербария, театрализованная деятельность в виде постановок сказок и отдельных сценок, изготовление вместе с детьми наглядных пособий.
Если рассмотреть перспективный план работы кружка по рисованию, то здесь можно предложить много интересных техник, которые не предусмотрены в общеобразовательном плане обучения. Задачи этого кружка заключаются в знакомстве с нетрадиционными техниками рисования, использовании самых разнообразных материалов, знакомстве с разными жанрами изобразительного искусства, развитию у детей чувства формы, цвета, пропорции, а также воспитании эстетического отношения к окружающему миру.
В рамках данного кружка можно научить детей рисовать пальчиками, ватными палочками, делать оттиски скомканной бумагой и отпечатки листьями, освоить пуантилизм (рисование точками), рисование ладошками, ватными дисками, зубной пастой, выдувание трубочкой и многое другое, включая такое направление, как пластилинография.
Комплексная программа
Кружок, использующий комплексный подход к развитию творческой личности, имеет несколько другой тематический план. Это может быть план репетиций для подготовки спектакля, совместное изготовление реквизита и декораций и т. п. Педагог сам определяет количество часов, необходимых для учебного процесса.
Название кружка декоративно-прикладного творчества комплексной программы – дело нелегкого выбора. Тут встретились разные виды искусства, их объединить в одно – серьезная задача. Наиболее подходящим представляется отталкиваться от идеи театра. Поскольку театр содержит в себе все виды визуального искусства, можно предложить следующие варианты:
- «Глобус».
- «ПУПС» («Пусть учебе помогает смех»).
- «Арлекино».
- «Буратино».
- «Чиполлино».
Тематические занятия используют музыкальные композиции, картины, песни и другие виды работы с детьми. Декоративно-прикладная составляющая может быть выражена в изготовлении бутафорских предметов.
Как организовать кружковую работу в средней группе детского сада
Кружковая работа в детском саду необходима, чтобы помочь ребёнку раскрыть свои индивидуальные стремления и склонности, а также научиться выражать себя в различных видах творческой деятельности
Воспитателю важно знать, как может организовать кружковую деятельность в средней группе детского сада (воспитанники 4–5 лет). Давайте рассмотрим различные этапы организации образовательного процесса и расскажем о том, как выбрать тип кружка и спланировать его работу, как составить рабочую программу, технокарты и конспекты занятий, как обыграть самые разные темы и оформить отчёт о работе кружка за год
Кружковая работа в ДОУ
Сначала хотелось бы поговорить в целом о том, какое место занимает кружковая работа в деятельности детского сада, для чего она нужна, какие цели преследует и каким образом организовывается.
Итак, любое планирование работы группы на год предусматривает включение в план различных кружков, в которых дети будут заниматься дополнительно к общей основной нагрузке обязательных занятий. Это и есть так называемая вариативная часть программы.
Широкий выбор кружков в детском саду поразит сегодня поразит даже самого требовательного родителя. Однако несмотря на разнообразие тематических направлений все кружки организовываются и функционируют по одним и тем же закономерностям.
Кружок — это объединение детей в группу для занятий на основе общего интереса. При выборе темы кружка учитываются интересы и потребности детей, а также пожелания родителей, о чем можно узнать посредством бесед, консультаций, анкетирований и родительских собраний. И, как говорилось выше, в рамках кружка детям преподается материал, который выходит за рамки стандарта дошкольного образования.
Функции кружков в детском саду:
- образовательная;
- социально-адаптивная;
- коррекционно-развивающая;
- воспитательная.
Кружки организуются в детском саду со следующими целями:
- чтобы углубить и расширить знания, получаемые в рамках базового образования;
- для ознакомления со знаниями, которые не включены в государственную программу (для одаренных детей);
- для развития умений, вырабатывающих самопознание, саморазвитие, саморегуляцию, навыки межличностных коммуникаций.
Осуществляя кружковую работу, педагог должен найти правильную эмоциональную волну, чтобы заинтересовать детей в предлагаемой деятельности. Общение должно происходить легко и непринужденно, доставляя удовольствие и педагогу, и детям.
При этом важно, чтобы учитывались такие условия, как удобная организация рабочего пространства, занятие детей исходя из своих сил и интересов, подача материала в виде игры. Кружковая работа с детьми осуществляется в виде фронтальных групповых занятий, экскурсий, прогулок, развлекательных мероприятий и конкурсов
Кружковая работа с детьми осуществляется в виде фронтальных групповых занятий, экскурсий, прогулок, развлекательных мероприятий и конкурсов.
Как правило, кружки организуют по следующим четырем направленностям:
- физическое развитие;
- социально — личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Методическая копилка
Таким образом, вы видите, что средняя группа детского сада — это широчайший простор для выбора кружковой работы. При желании родителей вы также можете предложить кружок по математике, или, например, по английскому языку, организовать кружок танцев или показывать кукольный театр.
Главное — чтобы вы были компетентны в той области деятельности, которую заявляете. Либо кружки могут вести другие специалисты, если таковые имеются в детском саду, например, танцы или английский язык.
В помощь вам методические пособия и рекомендации проведения занятий, которые помогут подать материал в красивой и интересной форме:
- «Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией»;
- «Детский дизайн. Пластилинография» и «Пластилинография 2»;
- «Береги живое. Игровой дидактический материал по экологии для детей с 4-х лет»;
- «Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира»;
- «Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий и методические рекомендации».
А, расскажите вы, уважаемые воспитатели, какие кружки есть в ваших садиках, какие из них пользуются наибольшей популярностью? Родители также могут поучаствовать в опросе и написать, чем бы им больше всего хотелось занять детей в саду. Может быть, есть какие-то новые направления, о которых я еще не знаю. В общем, делитесь всем, что знаете.
Не забывайте оставлять лайки на статью в соцсетях и подписывайтесь на обновления блога. Впереди у нас масса всего интересного.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
МБДОУ детский сад «Солнышко»
___________А. В. Щербинина
«______» ______________2017 г.
Заведующая МБДОУ детский сад «Солнышко»
_____________Ю. В. Сорока
Рабочая программа кружка
Руководитель: С. А. Шишкина
2017-2018 учебный год
Направление: познавательное развитие
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:
Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Задачи деятельности кружка «Всезнайка:
1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
- развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
- Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
- Принцип погружения в проблему
- Принцип взаимности и доброжелательности
Методы и приемы :
- словесный
- наглядный
- практический (организация продуктивной деятельности детей)
для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
— бумага белая и цветная, картон
– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
Отчёт о работе кружка в ДОУ
Отчёт о проделанной работе в кружке является обязательным документом в системе дошкольного образования. Обычно преподаватель представляет его в конце года. Указывается цель создания кружка и его задачи. Например, кружок «Умелые ручки» в старшей группе ДОУ имеет цель раскрыть творческий потенциал детей, привить любовь к изобразительному искусству.
Были поставлены следующие задачи:
- Развитие творческого мышления у детей.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Развитие навыков работы с различными материалами.
- Воспитание аккуратности, самостоятельности.
Дети, работая в коллективе, учатся ценить собственный труд и оценивать работы других. Развивается социальная адаптация, умение работать в группе. На каждом занятии ребятам сообщалась информация о представляемых материалах, работе с ними. Родители были ознакомлены с работой кружка и помогали в его организации: покупали необходимые материалы, корректировали работу детей. Работы, сделанные воспитанниками, были подарены родителям или ребятам в группе на различные праздники: Новый год, 8 Марта, 23 Февраля, День матери. Занятия проводились раз в неделю по 25–30 минут.
Использовались разные формы проведения занятий:
- беседа,
- рассказ преподавателя,
- подготовка к работе,
- изготовление произведений,
- выставка работ,
- дарение.
В конце года дошкольники научились:
- работать с бумагой;
- работать с ножницами и клеем;
- планировать работу, озвучивать свои идеи;
- изготовлять поделки из бумаги для подарка;
- реализовывать творческие задумки.
Фотогалерея: фотоотчёт о работе кружка «Умелые ручки» в старшей группе детского сада
В коллективе дети учатся уважать свои интересы и других ребят
Работа с клеем, бумагой и ножницами развивает мелкую моторику рук
При создании работ дети включают свою фантазию, тем самым разивая творческое мышление
При работе с мелкими деталями необходимо проявлять аккуратность и внимательность
Свою работу ребёнок может преподнести в подарок родителям, воспитателю или ребятам в группе
Выставка готовых работ является важным моментом, помогающим детям обрести уверенность в себе
В зависимости от предпочтений ребят, рекомендаций родителей и возможностей дошкольного учреждения можно создать любой кружок в детском саду. На дополнительных занятиях дошкольники смогут получить новые знания, полезные навыки и положительные эмоции, повысить самооценку и развить творческие способности.
Выбрать название кружка декоративно-прикладного творчества: разработка
Выбирая название, следует учитывать благозвучность, современность, интерес детей и многое другое. Если название будет «Берегиня», «Василиса» — мальчики, вполне возможно, в него не пойдут. Уж лучше «Иван да Марья».
Не стоит слишком увлекаться выбором в качестве названия имен героев популярных мультфильмов. Они быстро меняются, становятся неактуальны, а зачастую и старомодны. Классические названия со всех сторон выгоднее:
- «Нитка и иголка».
- «Спицы и клубок».
- «Краски и кисти».
Эти названия могли бы просуществовать десятки лет. При смене названия меняются документы, вывески. Это неудобно. К тому же правопреемнику придется их заверять. Поэтому сразу давайте кружку постоянное название.
Кружки в средней группе
Какие же направления и тематики взять для средней группы? Сразу скажу, что перспективное планирование, как правило, предусматривает несколько направлений деятельности, которые может предложить детский сад исходя из наличия педагогических кадров и материально-технического обеспечения.
Поскольку в этом возрасте все дети любят мастерить, что абсолютно беспроигрышным вариантом станет кружок под названием «Умелые ручки». Творческий ручной труд позволяет развивать сенсомоторику, совершенствовать координацию движений, развивает умственное развитие ребенка и его мышление, воспитывает самостоятельность, уверенность и инициативность. В таком кружке ведется деятельность по работе с бумагой и картоном, включая такое направление, как оригами, с тканью и нитью, природным и бросовым материалом.
Также вполне можно предложить кружок по экологии и назвать его, например, «В гостях у природы». В дошкольном образовании эколого-биологическое направление позволяет познать природу, выработать к ней гуманное отношение и научиться осознанно вести себя в природной среде.
Ребенок в возрасте 4-5 лет — это «почемучка», которую интересует причинно-следственные связи в живой и неживой природе. Чтобы дети получили ответы на все интересующие их вопросы, с ними можно проводить экскурсии с наблюдениями, дидактические игры, викторины и конкурсы, разгадывать загадки, читать литературные произведения и проводить беседы.
Также в данном вопросе будут актуальны практические методы закрепления усвоенного материала: оформление гербария, театрализованная деятельность в виде постановок сказок и отдельных сценок, изготовление вместе с детьми наглядных пособий.
Если рассмотреть перспективный план работы кружка по рисованию, то здесь можно предложить много интересных техник, которые не предусмотрены в общеобразовательном плане обучения. Задачи этого кружка заключаются в знакомстве с нетрадиционными техниками рисования, использовании самых разнообразных материалов, знакомстве с разными жанрами изобразительного искусства, развитию у детей чувства формы, цвета, пропорции, а также воспитании эстетического отношения к окружающему миру.
В рамках данного кружка можно научить детей рисовать пальчиками, ватными палочками, делать оттиски скомканной бумагой и отпечатки листьями, освоить пуантилизм (рисование точками), рисование ладошками, ватными дисками, зубной пастой, выдувание трубочкой и многое другое, включая такое направление, как пластилинография.