Преимущества и недостатки воспитания детей по методике монтессори: кому она подойдёт, а кому нет

Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется

Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

Система Монтессори в домашних условиях

Данную систему не сложно реализовать в домашних условиях. Основная задача родителей — создать безопасное пространство для ребенка, разделить на тематические зоны. Хочу показать вам нашу игровую комнату. Зону практической жизни я не стала выносить в игровую, Максим знает где находятся тряпки, совок и щетка, при необходимости идет в ванную комнату и берет все необходимое. Точно так же и с кухней, иногда помогает мыть посуду, готовить и т. д. Я контролирую все эти процессы, и не запрещаю ему получать навыки бытовой жизни на реальных предметах. А это наша игровая и спальня.

 

На нижних полках шкафа книги по возрасту Максима, на верхних — на вырост и мои. Нижние полочки — это гараж, машины мы очень любим. Также есть полочка с логическими игрушками, музыкальными инструментами и полка с животными, продуктами и кассой (здесь масса ролевых игр «магазин», «покорми зверей», «кто что ест», «чаепитие» и т. д.). 

Чем же именно хороша методика Марии Монтессори?

Дети разного возраста учатся и развиваются рядом. Они не мешают, а напротив, помогают друг другу. Это незаменимый опыт коммуникации. Дети на практике осваивают главный принцип: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
Здесь нет соревнования. Каждый ребенок учится и работает в своем собственном темпе. Его никто не подгоняет и не навязывает шаблонные действия, не заставляет работать «как надо». Педагоги и родители — только помощники, к которым можно обратиться в случае необходимости. Задача взрослого — показать, как можно работать с тем или иным пособием. И отступить, предоставляя ребенку самостоятельность.
Ребенок сам решает, чем именно он будет заниматься. Здесь нет четких указаний «иди рисуй», «иди лепи», «давайте построим домик из кубиков». Малыш учится самостоятельно принимать решения, у него есть свобода выбора. Помещение для занятий разделено на специальные зоны, где расположены соответствующие материалы (зона языкового развития, зона математических действий, творческая зона).
Несмотря на полную свободу, метод Монтессори учит ребенка следовать правилам. Они простые и познаются малышом в игровой форме. Например, самый главный закон — прежде чем взять следующее пособие, нужно убрать на место предыдущее

Правила помогают упорядочить мир вокруг и дарят ребенку спокойствие, поскольку для маленьких детей очень важно чувствовать стабильность.
Одна из основных зон Монтессори-среды — это зона реальной жизни, в которой малыш на практике осваивает навыки самостоятельности. Он учится одеваться, шнуровать ботинки, расстегивать-застегивать пуговицы, открывать-закрывать замки и двери, мыть пол и чистить ботинки, переливать воду и носить стаканы на подносе, пересыпать крупы и совершать множество других действий, которые пригодятся ему во взрослой жизни

В зоне математических действий дети развивают аналитические способности и логику на наглядных пособиях — бусинах, счетах, карточках. Работая с ними, ребенок учится следить глазами слева направо, что в дальнейшем облегчает овладение чтением. К тому же, манипулируя с мелкими предметами, малыш развивает моторику, что помогает развивать речь.
Занятия в зоне сенсорного развития включают игры с материалами, стимулирующими все органы чувств (цветные таблички, мешочки с крупой, коробочки с запахами). Это интересно малышам и очень полезно.
Для постижения устройства этого мира есть зона космического воспитания. Там ребенок использует глобус, телескоп, фигурки зверей. Пособия помогают узнать, все, что необходимо знать о животных, растениях, строении человека и других интересных и важных вещах.
В зоне языкового развития ребенок видит подвижный алфавит, шершавые буквы и другие пособия. В уголке творческой деятельности находится все для рисования и лепки. Кроме того, в помещении должны быть приспособления для двигательных упражнений (большие кубики, сухой бассейн).
Занимаясь по методу Монтессори, малыш приобретает уверенность в себе и учится быть свободным. Одновременно он узнает, что такое — быть ответственным за свои действия, и учится самоконтролю. Малыш видит свои ошибки и учится исправлять их.
Большинство принципов метода Монтессори легко можно воплотить в домашней среде, организовав в комнате ребенка соответствующую среду. Но желательно, чтобы работа с пособиями была ограничена во времени, а все материалы — хранились отдельно от других игрушек. Тогда на каждом занятии будет ощущение праздника от обучения.
Важно, чтобы занятия были регулярными. В таком случае малыш действительно получает бесценный опыт манипулирования самыми разными предметами, удовлетворяет природное любопытство, приобретает новые знания, а еще получает первые социальные навыки.
Каждое занятие по методике Монтессори — это волшебство и чудо. Самое ценное в них — то, что дети учатся легко, без принуждения. Они даже не замечают, что учатся!

«Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».

Мария Монтессори

По методу Монтессори работают тысячи садов и школ, миллионы семей строят свою жизнь и дом, руководствуясь принципами педагогики Монтессори. И даже если вам не близки все основные постулаты этого педагога, вы наверняка найдете в ее методике что-то для себя.

Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Как оформить уголок Монтессори в детском саду

Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.

Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона

Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.

Материалы Монтессори своими руками

Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:

  • развивающие рамки и доски с застёжками;
  • фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
  • цветовые таблички из картона или плотного фетра;
  • контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
  • доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
  • игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).

Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:

  1. Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
  2. Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
  3. Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
  4. В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
  5. Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.

Видео: упражнения М. Монтессори своими руками

Смотрите это видео на YouTube

Детские сады, работающие по программе Монтессори, осуществляют основной заказ ФГОС — формирование инициативной, самостоятельной, развитой личности. Концепция свободного образования находит всё большее число приверженцев, родители и воспитатели муниципальных ДОУ внедряют идеи Монтессори в воспитательный процесс. В монтессори-среде не навязывается стереотип поведения или выполнения работы, ребёнок учится независимости от взрослого, тем самым выбирает направление на успех в будущем.

Как организовать развивающую среду по методике Монтессори. Организация пространства

Игровая комната должна разделяться на несколько зон. Все пособия изготовлены в одном экземпляре, чтобы каждый ребёнок занимался самостоятельно и учился договариваться с товарищами об очерёдности использования дидактического материала. После занятия всё раскладывается по местам.

Зона математики

Математика по методу Монтессори должна неразрывно связываться с сенсорикой. Поэтому цифры и другие пособия сделаны из материалов, которые можно попробовать на ощупь.

Зона сенсорного воспитания

Наполнена предметами разнообразных форм, размеров, цветов, веса

Все они призваны развивать слух, зрение, обоняние, память, внимание

Зона речевого развития

Тут присутствуют кубики с картинками и буквами, прописи, вкладыши, подвижные азбуки, помогающие детям освоить азы писания и чтения.

Зона космоса и естествознания

В этой части комнаты ребёнок знакомится с окружающей средой – животными, растениями, странами, планетами – и проводит простейшие эксперименты.

Зона практики и реальной жизни

Обучение бытовым навыкам происходит с помощью веника, совка, ниток, иголок и пуговиц, шнурков, посуды и прочих атрибутов, способных научить ухаживать за собой.

Кто такая Мария Монтессори

Мария Монтессори родилась в Италии в 1870 году. Они легко и быстро обучалась, в 13 лет ее даже приняли в техническую школу, где ранее не давали образования девушкам. Любимый предмет Монтессори – естествознание, поэтому она решила заняться медициной. Она была первой женщиной-врачом в Италии.

В течение своей работы женщина столкнулась с детьми, страдающими выраженной умственной отсталостью. Она задумалась над проблемой адаптации таких малышей к обществу, поэтому открыла специализированное учебное учреждение.

В процессе работы с такими детьми женщина задумалась, что было бы, если бы их поместили в среду, которая не отвергает их

Ей было интересно: если не ограничивать малышей с интеллектуальной недостаточностью стенами больниц, позволять им играть с теми же игрушками, с которыми играют и нормальные дети, обеспечить вниманием со стороны взрослых и опытных педагогов, смогут ли они дойти до уровня развития своих сверстников?. Монтессори изучала труды многих ученых. Впоследствии она говорила, что слабоумие является по большей мере проблемой педагогического плана, а не медицинской, поэтому заниматься детьми с умственной отсталостью должны педагоги, а не врачи

Проведя исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, женщина встала во главе первой в Европе школы для детей с отклонениями в развитии

Впоследствии она говорила, что слабоумие является по большей мере проблемой педагогического плана, а не медицинской, поэтому заниматься детьми с умственной отсталостью должны педагоги, а не врачи. Проведя исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, женщина встала во главе первой в Европе школы для детей с отклонениями в развитии

Монтессори изучала труды многих ученых. Впоследствии она говорила, что слабоумие является по большей мере проблемой педагогического плана, а не медицинской, поэтому заниматься детьми с умственной отсталостью должны педагоги, а не врачи. Проведя исследования в Институте экспериментальной психологии при Римском университете, женщина встала во главе первой в Европе школы для детей с отклонениями в развитии.

Мария создала систему упражнений на мелкую моторику – это помогало развитию речи. Для облегчения понимания детьми сути заданий, она разработала особые пособия и игры, позволяющие таким малышам познавать мир вокруг. В результате ее усилий умственно отсталые дети смогли выучиться чтению, письму и счету ранее нормально развивающихся сверстников.

В дальнейшем Монтессори открыла в Риме Дом ребенка, в котором педагогическая работа проходила по ее наработкам. Женщина с помощниками разработала множество дидактических пособий, которые постоянно улучшались. Множество материалов во время реализации она отбрасывала, поэтому те пособия, что дошли до современных педагогов, считаются наилучшими и проверенными временем.

Достоинства и недостатки системы

Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:

детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
малыши учатся уважать личное пространство других;
нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.

Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:

недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.

Основные принципы

Самый основной принцип методики гласит: «помоги мне освоить мир самому» и предполагает свободное воспитание.

На этом и построен свод определенных правил, которых должны придерживаться и дети и взрослые.

  1. Все пространство разделено на зоны. Каждая из них наполнена тематическим дидактическим материалом.
  2. Все материалы, с которыми малыш может поиграть или позаниматься должны быть расположены таким образом, чтобы он без труда мог ими воспользоваться.
  3. Группы могут состоять из детей разного возраста, благодаря чему старшие помогают младшим, и младшие в свою очередь перенимают навыки у старших сами.
  4. Личное пространство ребенка. Его никто не нарушит, никто не отберет игрушку и не навяжет свои действия.
  5. Жизненный опыт. Ребенок приобретает житейский опыт с малых лет, учится простым бытовым навыкам, которые будут для него необходимы в течение всей жизни.
  6. Никто не навязывает малышу, каким занятием ему заняться. Он сам выберет из предложенного материала. Сколько времени он будет играть, здесь нет никаких ограничений. Вы можете предположить, что детям все разрешено и дозволено, в том числе и баловаться и пакостить. Это не так.

Существует порядок, к которому приучают детей сразу с первого дня и его соблюдают все дети без исключения:

  • Если ребенок взял что-то для игры, то он обязан потом за собой прибрать и сложить все на место, так вырабатывается самостоятельность и уважение к другим: взрослым и детям.
  • Дети играя, должны вести себя спокойно без лишних эмоций, чтобы не мешать другим детям. Если хотят поиграть активно и побеситься, для этого тоже существует отдельное пространство.
  • Кто первый взял игрушку или какой-то обучающий материал, тот с ним и играет. Другой не вправе его отнимать, так устанавливаются границы личности ребенка.

Все эти правила помогаю ребенка приучить за максимально короткое время к порядку, что делает его уверенным самостоятельным чистоплотным, терпеливым и настойчивым человеком. Здесь царит свобода и дисциплина одновременно.

Ребенок должен узнать все самостоятельно, все попробовать. И сделать он это должен в своем индивидуальном для него темпе. Может кто-то будет копаться и медленно разглядывать, а кто-то бегло посмотрит и побежит к другому материалу.

Это может быть интересным

12.10.2022
Нужна ли школьная форма: битва мнений. А вы на чьей стороне?

Время чтения: 10 минут 

Одни считают, что единая одежда дисциплинирует учеников, приучает к аккуратности, защищает от тщеславия, формирует чувство школьной общности и упрощает жизнь родителям. Другие возражают: форма загоняет в рамки, не даёт самовыражаться, не очень-то удобна, да и экономия под вопросом. Чьи же аргументы убедительнее и кто вообще придумал школьную форму?

читать подробнее

01.10.2022
Что такое функциональная грамотность и почему читать, считать, писать — не значит понимать и применять?

Время чтения: 7 минут 

Что такое функциональная грамотность и почему проблемы развития функциональной грамотности стоят во главе угла современной педагогики?

читать подробнее

19.09.2022
Последний звонок: классические традиции, новые обычаи и малоизвестные факты

Время чтения: 8 минут 

Какие традиции связаны с последним звонком? Стоит ли их придерживаться или пора создавать новые? Почему этот праздник ассоциируется с атласными лентами одиннадцатиклассников, бантами в причёсках выпускниц, школьным вальсом и колокольчиками?

читать подробнее

Как проводят занятия

Развивающая среда – основа методики Монтессори. Она делится на зоны, где дети могут заниматься различной деятельностью, раскрывая соответствующие способности.

  • Практическая жизнь. Здесь изучаются основы домоводства, происходит развитие моторики рук. Здесь же в системе Монтессори детский игровой мир помогает изучать бытовые навыки.
  • Сенсорное развитие. Дети изучают формы, запахи, идет подготовка к чтению.
  • Математическая. Дошкольникам предлагается изучить цифры и основы простейшего счета.
  • Языковая. Идет обучение письму и чтению.
  • Космос. В этой зоне ребенок познает окружающий мир, культуру, историю.
  • Гимнастическая. Предназначена для активной деятельности, так как дети не могут долго находиться без движения и им нужна разрядка.

Занятия могут быть индивидуальные, общие и поделенные на группы по несколько человек.

Как вести себя взрослому, чтобы не мешать процессу

Основной принцип «Не мешай» может ввести родителей в заблуждение, что дети в монтессори-классе предоставлены сами себе. Это не так. Роль взрослого здесь чрезвычайно важна.

Именно от него зависит, поймет ли ребенок, как пользоваться пособиями, играть в игры, выполнять бытовые задачи. Взрослый – будь то педагог или родитель, желающий приобщиться к методике, – выступает в качестве помощника. Но он не делает ничего за ребенка, а организует процесс.

Например, если малыш проявляет интерес к крышкам, задача взрослого обеспечить их разнообразие: на защелке, закручивающиеся, разных форм и размеров. Ребенок поймет принцип работы и будет осваивать разные варианты. Научившись откручивать крышку пластиковой бутылки, которая комфортна по размеру для маленькой ручки, он сможет перейти к тюбикам от крема, где работать предстоит уже с помощью пальчиков, либо к крышкам от больших банок, для открытия которых нужно действовать двумя руками.

Если малыш проявил интерес к рисованию, задача взрослого – показать самые разные инструменты (мелки, краски, карандаши, фломастеры, штампы) и способы создавать рисунки. Позволить ребенку выбирать то, что ему нравится, независимо от того, меняет ли он кисточку на карандаш каждые две минуты или неделю рисует только мелками.

Почему детям обязательно нужно рисовать >>

Главная задача взрослого в системе Монтессори – чтобы ребенок получал удовольствие в процессе занятий и был удовлетворен результатом. При этом, конечно, процесс должен быть организован абсолютно безопасно

Важно не навязывать свое мнение, не приводить ребенка своими подсказками туда, куда хочется взрослому, а дать ему реальную возможность самому выбирать и действовать. Можно оказать помощь и поддержку только тогда, когда это действительно важно

Какие занятия по системе Монтессори можно предлагать детям разного возраста

Возраст ребенка Задачи этапа Какие занятия подходят
0–3
  • Развитие общей координации.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Формирование доверия к миру.
  • Обучение простым бытовым действиям.
  • Развитие речи.
  • Появление самостоятельности.
Физические упражнения для развития крупной моторики: зарядка, преодоление препятствий, ползание, ходьба, бег, гимнастика. Задания на развитие мелкой моторики: взять, положить, перенести, пересыпать, нанизать на веревочку, ухватить ложкой или пинцетом. Развитие речи: звукоподражание, формирование связи «слово = предмет», формулировка предложений. Взаимодействие с окружающим пространством и предметами: потрогать, подвинуть, закрыть/открыть. Освоение базовых навыков самообслуживания: одеться/раздеться, уход за собой, уход за своими вещами, поддержание чистоты и порядка.
3–6
  • Развитие самостоятельности.
  • Формирование навыков общения, построения коммуникации.
  • Улучшение тактильного и сенсорного восприятия.
  • Знакомство с грамотой и счетом.
  • Творческое развитие.
Освоение этикета, более сложных бытовых навыков и базовых правил поведения в обществе. Активное сенсорное развитие: игры с предметами разных форм, изучение текстур, цветов, классификация, сравнение, умение делать выводы. Развитие речи: знакомство с письмом, умение формулировать мысли и предложения, рассказывать истории, использовать разные части речи. Эта работа ведется с помощью специальных дидактических монтессори-материалов. Знакомство с цифрами и счетом. Рисование, лепка, аппликация и другие виды творческой деятельности.
6–12
  • Активное интеллектуальное развитие.
  • Укрепление уверенности в себе.
  • Развитие фантазии и воображения, абстрактного мышления.
  • Изучение основ того, как устроен мир, какое место в обществе занимает человек.
Изучение опыта, накопленного человечеством в разных сферах. Конкретные занятия по разным предметам / сферам жизни человека: точные науки, языки, естествознание и другие.

Родители, которые хотят попробовать для своих детей метод Монтессори, могут сделать это в специализированных яслях и садах, на дополнительных занятиях либо самостоятельно – изучив основные принципы, игры и акценты.

А вам близка система Монтессори?

Роль взрослого в системе

 Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

 Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

 Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Создание развивающей среды для ребенка

В первую очередь детский сад или школа Монтессори – это уникальные условия пребывания детей. Создать их совсем несложно, проект может быть реализован даже дома. В этом случае достаточно дать ребенку понять, что он полноправный участник бытовой жизни семьи. Он должен знать, что может помогать с уборкой, приготовлением пищи, уходом за растениями или животными, ремонтом. Не стоит приобретать ему массу детских аналогов «взрослых» вещей. Лучше подобрать настоящие изделия подходящего размера для удобства обращения.

Класс Монтессори оборудуется в соответствии с такими принципами:

  • одно просторное помещение распределяется на несколько тематических зон. Они посвящаются естествознанию, математике, практической жизни, языку, сенсорике;
  • материалы, предметы, игрушки раскладываются так, чтобы любой воспитанник при желании мог их брать самостоятельно, а потом убирать на место;
  • все игры, объекты, материалы, изделия для обучения и развития выкладываются в одном экземпляре. В группах Монтессори немного участников, но одна и та же вещь может понадобиться нескольким. Отсутствие дополнительных экземпляров заставит детей договариваться об очередности использования предмета. Еще это позволяет ребятам работать самостоятельно, а не параллельно с кем-то, сравнивая результаты;
  • у каждого ребенка должно быть собственное личное пространство в виде коврика или столика, за которым он сможет заниматься своими делами. Нарушать границы этой зоны без разрешения малыша запрещено;
  • набор предметов не должен быть представлен сложными обучающими материалами. Предпочтение отдается природным объектам или изделиям из натурального сырья. По мнению Марии Монтессори, детям лучше контактировать с предметами, которые обладают естественной текстурой и понятными свойствами.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: