Можно ли индивидуализировать задания
Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.
Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.
Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.
При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности
Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет
Для того чтобы ребенок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельного внимания требует сенсорное развитие детей 2-3 лет (см. также: речевое развитие детей 2-3 лет)
Именно в этот период кроху ждет встреча с огромным объемом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок – это игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький хвостик, в то время как малыш этого еще не знает
также: речевое развитие детей 2-3 лет). Именно в этот период кроху ждет встреча с огромным объемом незнакомых ему сведений. Например, для взрослого человека вполне естественно понимание того, что плюшевый медвежонок – это игрушка, у которой мягкая коричневая шерсть, два уха, четыре лапы и маленький хвостик, в то время как малыш этого еще не знает
Очень важно родителям и родственникам, которые непосредственно общаются с малышом, правильно преподносить информацию о предметах и заниматься его сенсорным воспитанием
ИНТЕРЕСНО: лучшие развивающие книги для детей от 2 до 3 лет
Сенсорное развитие детей происходит согласно следующим параметрам, по которым формируется личная система восприятия мира:
- знание цветов: зеленый, желтый, красный, белый и другие;
- способность различать и определять, где какая геометрическая фигура: прямоугольник, овал, треугольник и другие;
- умение сравнивать относительные величины: большой, средний, маленький.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как учится геометрическая фигура круг: уроки для детей
Поэтапное формирование сенсорного восприятия
В сенсорном развитии детей раннего возраста можно выделить определенные этапы. В полтора-два года к задачам сенсорного воспитания, с которыми должен справляться кроха, относятся:
- Ориентация в палитре цветов и способность различать не менее 3-4 основных. Сортировка предметов одного цвета.
- Строительство пирамидки из 4-5 элементов по уменьшению их величины. Для этих целей лучше использовать пирамидки, составляющие детали которых сильно отличаются друг от друга по размеру.
- Проведение анализа формы геометрической фигуры и соотношение ее с плоской проекцией. Идеальный вариант – сортер. Кроха должен подобрать отверстие в коробке, в которое сможет пройти геометрическая фигура соответствующей формы.
В период с двух до трех лет приобретенные ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного воспитания в этот период сводятся к тому, что ребенок должен уметь:
- Различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определенному цветовому образцу.
- Определять величину согласно трем понятием: большой, маленький средний. Только ими его анализ может и не ограничиваться.
- С легкостью строить пирамидку из 5-8 колечек. Прекрасной тренировкой для крохи является не только стандартное построение пирамиды от большей детали к меньшей, но и обратный вариант.
- Собирать пазлы и картинки из разрезанных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8.
- Определять форму предметов. Отличать объемные фигуры: куб, шар или прямоугольный брус.
- Еще одна из задач сенсорного воспитания – умение сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам.
Работа с дошкольниками
Чаще всего дети используют для обучения несколько органов чувств одновременно, особенно в период интенсивного развития. Когда ребенок ходит в школу, чем больше чувств участвует в обучении, тем быстрее происходит усвоение программы. Однако ученые утверждают: у каждого человека есть одно доминирующее чувство, с помощью которого он учится. Таким образом, ребенок может быть визуальным, кинестетическим или слуховым учеником. Это означает, что в процессе познания мира его или ее зрение, движение или слух преобладают. Чем раньше родители и учителя определят доминанту, тем успешнее смогут поддерживать процесс обучения.
Эталонная система для детей раннего возраста
Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:
- девять основных цветов спектра;
- пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
- три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
- музыкальные ноты, звуки родного языка;
- четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
- два температурных определения (тепло, холодно);
- пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.
Для возраста 1,5-2 года:
- понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
- ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
- умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
- способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
- иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).
Для возраста 2-4 года:
- понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
- ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
- умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
- способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
- умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
- умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.
Рисование
Этот вид деятельности современная психологическая наука, в свою очередь, назвала арт-терапией. Преимущества ее огромны: развитие мелкой моторики, воображения, внимания, памяти. Сенсорное развитие детей 2-3 лет не может обходиться без отображения эмоций и чувств, которые накапливаются за день. А что может лучше с этим справиться, как не прорисовывание тревожащих ситуаций и отображение особенно ярких впечатлений?
Достаточно дать малышу в руки цветные карандаши и бумагу, как он с интересом станет создавать свои первые «картины». Эти замечательные «шедевры» было бы нелишним увековечить на стене или хотя бы сохранить в отдельной папке. Когда-нибудь потом, когда кроха вырастет, вам будет весьма забавно посмотреть на его первые творения. Кто знает, а вдруг его будущее связано с живописью?
Гравитационное восприятие (восприятие положения в пространстве) можно развивать, используя:
- качели различных модификаций, на которых можно качаться в различных положениях;
- гамаки из лайкры, создающие эффект плотного облегания и просто гамаки;
- качели-гнезда, где можно спрятаться, качание на простыне (игра «Море»);
- доски-балансиры, надувные балансиры;
- фитболы большого диаметра (из нескользящего материала);
- дорожки из веревок, «кочек», невысокой качающейся доски, по которым необходимо пройти, сохраняя равновесие;
- горки прямые, спиральные, плоские и в виде трубы, самодельные из мягких модулей;
- батуты;
- тоннели, маты, под которыми можно проползти;
- групповые активности с шелковым разноцветным парашютом (хоровод «надуваем пузырь», прятки, пробегание, проныривание под ним, выполнение задания, пока он в воздухе, разделение задания по цвету сегмента, под которым ребенок находится).
Кто-то скажет, что не везде имеется необходимая материальная база, но любое оборудование может быть заменено на подобное или обладающее схожим воздействием. Главное – активное участие и контроль со стороны взрослого за выполнением и безопасностью игры. Так, например, вместо гамака может быть использована простыня (у нас — с морскими мотивами), на которой мы раскачиваем ребенка. Мы придумали игру, переделав известный старинный текст «Море волнуется раз». Раскачивая ребенка в простыне (силами двух взрослых и команды маленьких помощников, ожидающих своей очереди), мы ритмично произносим, форсируя звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхиваем ребенка в простыне. А затем аккуратно опускаем на мат или ковер (обязательно сначала ноги).
Обучение
Елена Юрьевна Петрова
Авторская программа
Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции
Участвовать
Таким упражнением обычно завершается работа психолога в кругу. Дети воспринимают его как расслабление и награду за выполнение заданий. Игра позволяет не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения. Также дети отлично вовлекаются в игру за счет подражания и желания последовать за товарищем. Отлично отрабатывается очередность, а тем, кому гравитационный опыт дается с трудом, все это позволяет превозмочь тревогу.
Предпосылка к успешному обучению
Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие. Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.
На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.
Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.
В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:
- восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
- восприятие величины;
- цветовое восприятие;
- восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
- временное восприятие;
- восприятие телесных манипуляций;
- восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
- и т.д.
Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.
Методика организации дидактических игр для сенсорного развития
Рассмотрим методику организации дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.
У младших дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Наглядность для них более действенная, чем слово. Поэтому целесообразно объяснить им правила и продемонстрировать само игровое действие. Если в игре есть разные правила, не стоит сообщать их все за один раз.
Игры нужно проводить таким образом, чтобы они позволяли детям испытывать радость и бодрость.
Нужно научить детей играть так, чтобы они не мешали друг другу, постепенно учились объединяться для игры в небольшие группы и осознали, что вдвоем играть намного интереснее.
Воспитатель с младшими дошкольниками должен стараться сам включаться в игровой процесс. Сначала нужно привлечь детей поиграть с дидактическими материалами. Затем нужно разбирать их и собирать вместе с ребятами. Нужно пробудить у детей интерес к дидактическим материалам и научить с ним играть.
В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие окружающей действительности
Беря это во внимание, воспитатель старается подобрать такой материал, который можно было бы исследовать и активно с ним действовать.
Знакомые для ребят игры станут еще более увлекательными, если в их содержание вводить что-то сложное и новое, что требует активизации умственных процессов. Поэтому нужно повторять игру в различных вариациях, постепенно усложняя их правила.
Когда объясняются правила игры, воспитатель должен обратить свое внимание на разных игроков, чтобы каждый подумал, что рассказывают об игре лично ему.
Чтобы игра становилась более успешной, педагог должен подготовить ребят к игровому процессу: до игры дети должны познакомиться с предметами, которые будут использованы, с изображениями и их свойствами.
После игры воспитатель должен обязательно подметить положительные стороны: похвалить детей за то, что у них получилось.
Интерес к играм усилится, если воспитатель предложит им играть с теми игрушками, которые были использованы во время игры.
Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет
Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:
- Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
- Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
- Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
- Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
- Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
- Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.
Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.
Как развивать сенсорику
Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.
Тематический материал:
- Развитие речи у детей 2 3 лет
- Тихеева Е И — развитие речи детей
Развивающие игрушки
Используют те, что побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят крох с различными формами и размерами, цветами и фактурой. Полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают моторику рук и речь.
Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:
- Мягкие, сшитые из различных материалов, с природными или синтетическими наполнителями.
- По типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
- Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные).
Развивающие настольные игры
Осмысление действительности начинается примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам.
Тематический материал:
- Развивайка для детей от 3 лет
- Игрушки для развития мелкой моторики
Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого нужно распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их и наклеить на картон. Для примера:
- «Подбери для машинки колеса». Разрисовать 5-6 картинок с изображением автомобилей, отдельно – колеса таких же цветов. Ребенку нужно подобрать колеса к машинке такого же цвета, как и она.
- «Ёжик собирает грибочки». Нарисовать несколько ежиков и грибочков. Ребенку нужно прикреплять к иголкам животного грибы.
- «Дерево и листочки», «Дерево с фруктами». Малышу дать задание прикреплять на изображение дерева листья или фрукты.
- «Разрезанные картинки» по разным темам (фрукты, овощи, транспорт и т. п.). Найти и соединить половинки моркови, капусты, машины и пр.
В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки и нуждаются в похвале. В 2-3 года крохи уже умеют многое:
- Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают предметы по этому признаку.
- Разбирают их по признакам: большой, маленький, средний.
- Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого элемента к маленькому и наоборот.
- Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до в картинку.
- Указывают на кубик, мячик, кирпичик.
- Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме.
Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей 2-3 лет
Занятие по сенсорике в 1 младшей группе по ФГОС проводится, чтобы научить детей базовым цветам, формам и размерам.
«Домик для пуговки»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материалы: круг, разделенный на 4 разноцветных сектора, к нему — четыре пуговки в тон к каждому сектору.
Ход: воспитатель объясняет, что каждая пуговка должна найти свой дом, который совпадает с ней по цвету. Ребенок выбирает пуговицу и кладет в нужный сектор. Вслух называется цвет.
«Цветное поле»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материал: круг с цветными секторами (количество цветов на выбор), в котором есть аналог стрелки, как в часах. Детям выдается набор карточек, где цвета совпадают с секторами в кругу.
Ход: преподаватель вращает стрелку и показывает цвет. Дети выбирают из своих карточек нужный и показывают его.
«Воздушные шарики»
Цель: тренировка навыка узнавать и отличать цвета.
Материалы: несколько воздушных шариков разных цветов и ленточки в тон к ним.
Ход: ребенку предлагается подобрать к каждому шарику ленточку такого же цвета.
«Что это за фигура»
Цель: научить ребенка находить фигуры в вещах и предметах вокруг.
Материалы: картонный квадрат, треугольник и круг.
Ход: воспитатель поочередно показывает фигуры и просит ребенка пройтись по комнате и найти предметы, которые были бы на них похожи. Это могут быть колеса, аквариум, тарелки, шкаф. Можно усложнить задачу, указав цвет предметов, которые надо искать.
«Спрячься от дождя»
Материалы: по 4 картонных квадрата, круга и треугольника, а также три вырезанных зонтика.
Ход: преподаватель выкладывает шаблон, под каждым зонтиком находится по одной фигуре. Далее описывается игровая ситуация: начался дождь, но фигуры могут спрятаться только под свой зонтик. Ребенок перемещает карточки в положенное место.
Важно! Преподаватель — активный участник каждой игры. В отличие от остальных занятий, тут ему нельзя наблюдать со стороны
Воспитатель ведет занятие по сенсорике в первой младшей группе, направляет ее в то русло, которое бы лучше выполняло поставленную задачу.
Игры с зонтиком имеют несколько вариаций
Алгоритм разработки проекта по сенсорике
Этот алгоритм состоит из трёх этапов:
- Информационно-аналитический.
- Творческий.
- Заключительный.
Информационно-аналитический этап включает в себя подготовку плана сенсорных занятий для конкретной возрастной группы. Воспитатель должен:
- приготовить игры, методические материалы, направленные на сенсорное развитие детей;
- при необходимости пополнить сенсорную зону группы новым оборудованием;
- проанализировать индивидуальные особенности и навыки каждого ребёнка.
По результатам проведения данного этапа воспитатель определяет цели сенсорных занятий, подготавливает необходимое для их осуществления оборудование, вводит корректировки в план занятий на основе индивидуальных особенностей членов группы.
Творческий этап предполагает:
- создание сенсорного стенда в группе детского сада;
- консультации и собрания родителей;
- изготовление игр и методических материалов (что пересекается с предыдущим этапом).
На этом этапе осуществляется знакомство детей с новыми методическими материалами и проводятся сенсорные занятия.
Сенсорный стенд составляется воспитателем с учётом возрастной группы, целей и задач обучения и других факторов
Заключительный этап представляет собой подведение итогов проекта сенсорного развития в конкретной группе.
Как провести открытое занятие по сенсорике
Открытое занятие — особый тип урока, который предполагает присутствие родителей, педагогов и других лиц. К его целям можно отнести:
- демонстрацию приобретённых детьми навыков и умений;
- оказание методической помощи присутствующим педагогам;
- повышение квалификации воспитателя и т. д.
Требования, предъявляемые к открытому занятию по сенсорике, состоят в следующем:
- новизна;
- отражение методической проблемы;
- соблюдение всех установленных требований к образовательному процессу детей;
- исключение возможности нанесения в процессе открытого урока вреда дошкольникам;
- ограниченное число посетителей;
- отсутствие репетиций перед проведением открытого урока;
- исключение противоречий действующему учебному плану.
Примеры конспектов
Рассмотрим несколько интересных конспектов занятий по сенсорике:
- Занятие по сенсорике «Смотрит солнышко в окошко» для младшей группы. Активное взаимодействие детей с воспитателем (ответы на вопросы, совместная деятельность). Создание положительной эмоциональной обстановки в группе.
- Занятие «Принимаем в гости куклу Дашу» для средней группы. Развиваются не только сенсорное восприятие, но и мелкая моторика, навыки группировки предметов по признакам, математические представления.
- Занятие «Большой — маленький» для первой младшей группы. Использование игрушек для повышения мотивации детей при закреплении знаний о форме и размере объектов. Небольшое замечание к конспекту: рекомендуется разнообразить виды деятельности.
Итак, сенсорика — важнейшая часть всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Она должна включать в себя комплекс занятий, которые направлены на формирование представлений об окружающем мире и самом себе, совершенствование восприятия с помощью органов чувств и т. д. Сенсорное развитие начинается на первых порах жизни ребёнка и окончательно формируется только в школе.
Игры с пластическими материалами
О пользе и возможностях лепки вы можете подробно прочитать на нашем сайте в статье: «Развивающие занятия с малышами: учимся лепить». Там же приведены основные приёмы работы с пластическими материалами и описаны интересные и полезные игры, которые помогут развивать зрительное, тактильное, а иногда и вкусовое восприятие.
Важно понимать, что существуют различные пластические материалы и очень желательно не ограничивать сенсорный опыт ребёнка работой с одним лишь традиционным пластилином. Вероятно, вашему малышу понравится что-то ещё:
- тесто;
- глина;
- масса для лепки;
- шариковый пластилин.
Детям до 2–3 лет лепить можно и нужно, но использовать для этого следует мягкие, податливые материалы.
Музыкальные игры
Музыкальные игры развивают:
- слух;
- чувство ритма;
- координацию движений;
- мелкую и общую моторику;
- умение ориентироваться в пространстве.
Это могут быть как подвижные музыкальные игры, так и игры спокойные, требующие концентрации на слуховом восприятии информации. Прежде всего это различные вариации на тему:
- угадай, что звучит — не видя источник звука, ребёнок называет его;
- угадай, где звучит — не видя источник звука, ребёнок указывает его местоположение.
Сенсорные игрушки своими руками
Современные детские магазины предлагают заботливым родителям и неравнодушным родственникам множество ярких, красивых и весьма интересных игрушек, которые помогают развивать сенсорную систему малыша. Но если есть свободное время, если хочется дать волю своим талантам и поработать на благо любимого крохи своими руками, из подручных материалов можно смастерить замечательные домашние сенсорные игрушки:
- шнуровки;
- бизиборды;
- фланелеграфы;
- сенсорные коробки;
- развивающие коврики;
- мягкие кубики и книжки.