Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Музыкальные инструменты»
Цели:
Познакомить детей с различными музыкальными и шумовыми инструментами.
Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме.
Формировать устойчивые представления о цвете, форме, величине.
Учить детей различать понятия «громко» и «тихо», «быстро» и «медленно».
Познакомить с музыкальными произведениями.
Закрепить умения рисовать пальчиками, лепить, наклеивать.
Развивать слух, мышление, слуховое внимание, мелкую моторику
Оборудование:
Инструменты: колокольчики, барабаны, музыкальные молоточки, бубны, погремушки, металлофоны, гармошки, гитары.
Полочки (двойные коробочки из-под пластилина, цветные силуэтные картинки музыкальных инструментов.
Фон для рисования пальчиками «гармошка», пальчиковые краски, влажные салфетки.
Картинка с изображением трех медведей и силуэтные изображения дудочек разных размеров.
Картинка с изображением фортепианной клавиатуры.
Картинка с нарисованной веревочкой и геометрическими фигурами на ней, силуэтные изображения колокольчиков с соответствующими геометрическими фигурами.
Картинка «Бубен» с кругами по окружности разного цвета и двух размеров, соответствующие по цвету и размеру пуговицы.
Прищепки, круги-погремушки.
Фасоль, пустые яйца от «киндер-сюрпризов».
Пластилин, спички.
Картинка «Металлофон», разноцветные полоски разной длины.
Детали аппликации «Гитара», пластилин, клей.
Аудиозаписи: «Моцарт для детей», «Музыкальные инструменты»,
«Детский альбом. Неаполитанская песенка» П. И. Чайковский.
Ход игры:
Педагог предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушаете музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют
4. Игры на определение жанра и развитие памяти
4.1. В гости песенка пришла
Цель: Развивать музыкальную память.
Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть.
Воспитатель: В гости песенка пришла
И подарок принесла.
Ну-ка, Таня, подойди,
Что в мешочке, посмотри!
Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку,в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик, машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем.
Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке.
4.2. «Чудесный мешочек»
Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией.В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6)
Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.)
Сейчас мы послушаеммузыку и узнаем, кто там». Музыкальныйруководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» — русская народная мелодия,«Серенькая кошечка» В. Витлина,«Воробушки» М. Красева,«Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнаютмузыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем. 4.3. «Найди игрушку»
Игровой материал. Игрушки,соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д. ; ноутбук с записями программных произведений.
Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка)
соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки. Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время(лучше во второй половине дня) .
5. Эмоциональное восприятие музыки.
5.1. «Прогулка»
Оборудование: фланелеграф и карточки, изображающих короткие и длинные звуки.
Ход игры: Широкие карточки соответствуют длинным звукам, узкие — коротким.
Пример: Таня взяла мяч и стала медленно ударять о землю.
«Пошёл частый, сильный дождь»
дети быстро хлопают в ладоши и выкладывают узкиекартинки и т. д. 5.2. «Кто вышел погулять?»
Цель: Под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.
Как проводятся дидактические игры в детском садике
Важную роль в занятиях занимает вербальное общение ребят и воспитателя. Мягкая речь, наводящие вопросы и короткие сюжетные рассказы направляют игру в нужное русло. Речь воспитателя должна быть понятной и краткой
Объемные пояснения размывают внимание детей и мешают развитию игры. Также недопустима критика и указание на ошибки
Важно! Игра — главный способ познания мира ребенком. Дидактическое мероприятие содержит в себе различные формы деятельности детей в их сочетании
Воспитатель учит подопечных ситуационному применению зрения, слуха, двигательно-моторной деятельности и осязания
Дидактическое мероприятие содержит в себе различные формы деятельности детей в их сочетании. Воспитатель учит подопечных ситуационному применению зрения, слуха, двигательно-моторной деятельности и осязания.
Игра для зрения
Особенности создания мотивирующей среды
Ключевое условие создания мотивирующей среды — создание у воспитанников чувства безопасности. Причем безопасности как физической, так и психологической.
При выборе оформления группового помещения нужно учитывать влияние цвета на детский организм, его эмоциональное и физическое самочувствие. Художественный фон должен соответствовать восприятию с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации и возраста детей.
К сведению! Психологическая экология может быть достигнута при отделке помещений с преобладанием одной мажорной цветовой гаммы. Следует стремиться не к пестроте красок, а к разнообразию тонов и фактур.
Игра «Тишина и шум»
Играть можно и в детском саду, и дома. Занятие предназначено для коррекции поведения. Оно помогает сделать ребенка организованным, дисциплинированным, также развивает слуховое восприятие и концентрацию внимания.
Когда родитель говорит тихо, малыш должен двигаться на цыпочках, не шумя. А когда громко, то можно шуметь, носиться, кричать
Важно объяснить, что ориентироваться в своих действиях нужно не на слова, а на силу голоса. Если родитель приказывает шуметь, но говорит негромко, то малыш должен вести себя спокойно
Сложность повышайте постепенно. Сначала давайте указания, соответствующие громкости. Например: «Походи на цыпочках» тихим голосом или «Попрыгай» громким. Далее усложните занятие, давайте задания, не соответствующие громкости. Например: «Хлопай в ладоши» тихо или «Походи на цыпочках» громко. Чтобы еще больше усложнить игру, начните менять задания и громкость внезапно.
«Листопад»
О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки», с.19
Возраст: от 3 до 4 лет
Задача Создавать условия для формирования представлений о длительности звука.
Цель: формировать представления о длительности звуков в процессе их восприятия.
Игровой материал и оборудование: декорация «Золотая осень» (листы 1-3), графическая основа—лужайка (лист 3), комплект разрезного материала «Листья» (элементы двух размеров (листы 26, 27); музыкальный инструмент, воспроизводящий звуки различной длительности (фортепиано, баян, цимбалы, губная гармошка).
Игровые действия: восприятие звуков различной длительности, соотнесение длительности звуков с моделями.
Ход выполнения игрового задания:
Взрослый, выступающий в роли ведущего, предлагает ребёнку собрать букет из осенних листьев, выбирая из предложенного разрезного материала только те листья, которые подскажет ему музыкальный инструмент. При звучании долгого звука в исполнении взрослого ребёнок должен выбрать большой лист, при звучании короткого звука—маленький. Звуки исполняются на одной высоте.
Виды музыкально-дидактических игр в первой и второй младших группах
Дидактические (обучающие) игры имеют несколько классификаций, в основу которых положены разные определяющие критерии (содержание, материал). Музыкально-дидактические игры, являясь элементом группы дидактических игр, также имеют несколько вариантов классификации.
Классификация по игровым задачам и характеру игровых действий
По этому принципу выделяют 3 вида игровой деятельности.
Музицирование
Предполагается, что дети в этих играх статичны. Как правило, задача заключается в том, что малыши для решения игровой проблемы определяют музыкальное произведение на слух. Обычно воспитанники младших групп на команды не делятся, а соревновательный элемент состоит в быстром и точном выполнении задания. Например, игра в первой младшей группе «Прятки», в которой малыши поют песню вместе с педагогом громко хором, а затем по сигналу про себя. По условному знаку пение продолжается вслух. Или игра «Солнышко и дождик»: дети слушают музыкальные отрывки и поднимают карточки с изображениями солнышка или дождика под настроение музыки.
В младшей группе музицирование связано с определением характера звучания инструмента или мелодии
Динамичные (музыкально-ритмичные) игры
Эти игры напоминают подвижные, то есть предполагают динамику движений. Дети обычно делятся на команды, каждая из которых выполняет то или иное действие под определённую музыку. Например, «Кошки и мышки»: под громкую музыку одни ребята начинают двигаться, а другие замирают. Под тихую мелодию те, кто не двигался, начинают движение, а другие его прекращают.
Игры по принципу хороводных
Музыкально-дидактические игры этого вида отличаются отсутствием активных движений. Принцип хороводности заключается в том, что дети все синхронно выполняют движения под музыку, но при смене её звучания действие тоже меняется. Например, «Ноги и ножки»: под громкое пение воспитатель и дети шагают, высоко поднимая ноги и с силой их опуская, а под тихое пение переходят на мелкий бег.
Педагог обязательно участвует во всех играх, показывая ребятам смену игровых движений
Классификация игр по типу сенсорного воздействия
Эти музыкально-дидактические игры направлены на развитие сенсорных способностей детей. Они развивают чувство ритма и различные виды слуха малышей.
Таблица: игры на музыкально-сенсорное развитие детей
Вид игры | Пример | Возрастная группа |
Для развития звуковысотного слуха | «Курочки». Цель: различать квинту (фа первой октавы — до второй октавы).Одна курочка ищет червячков, смотрит вниз и голос её звучит низко; вторая курочка ищет цыплят, голова поднята вверх, голос звучит высоко. Одна спряталась за заборчик, а вторая — за клумбу. По звуку дети определяют, кто где спрятался. | Вторая младшая |
Для развития чувства ритма | «Лесные гости». Цель: развивать музыкальную память и умение двигаться в характере музыки.Дети получают маски разных животных и двигаются под определённый для каждого ритмический рисунок. | Первая, вторая младшая |
«Эхо». Цель: учиться повторять ритмический рисунок хлопками в ладоши.Педагог хлопает ритм, дети эхом его повторяют. | ||
Для развития тембрового слуха | «Угадай, на чём играю». Цель: учиться различать музыкальные инструменты по звучанию.Дети поворачиваются спинами к педагогу, который издаёт звуки на разных инструментах. Задача малышей — угадать, на каком.Примечание: в первой младшей группе должно быть 3–4 инструмента, во второй младшей — 5–6 (погремушка, барабан, бубен, ложки, дудочка, колокольчик). | Первая, вторая младшая |
Для развития динамического слуха | «Платочки». Цель: развивать реакцию на смену динамических оттенков.Малыши с платочками в руках слушают музыкальное произведение. Под громкие звуки поднимают платочки вверх, под тихие — опускают вниз. | Первая младшая |
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма у малышей
Идеи для музыкально-дидактических игр для младшей группы
Музыкально-дидактические игры для младшей группы должны проводиться исходя из конкретных идей или историй, которые внедряются педагогом. В таком случае ребенок максимально заинтересован в игровом процессе, что косвенно влияет на его восприятие и развитие в целом. В отличие от картотек и простых игр, комплексные истории позволяют лучше усвоить определенные навыки, что сказывается на многих умениях дошкольника, включая совершенствование слуха.
Наиболее популярные примеры, выведенные известным российским педагогом Л. Банковским:
Название | Игровой материал | Ход игры |
«Думай и отгадывай» | Интерактивные карты, на которых изображаются следующие животные: птица, заяц, медведь. | Дошкольникам раздается по 1 карте, после чего педагог включает или воспроизводит на фортепиано мелодии М. Старокадомского под названием «Зайчик», «Воробушки» В. Ребикова и «Медведи» М. Красева. Цель игры состоит в том, чтобы ребенок узнал знакомую мелодию и поднял соответствующую карту вверх. |
«Найди любимую игрушку» | Игрушки, которые соотносятся с основной тематикой песен: кошка, заяц, медведь, лиса, прочее. Также используется мультимедийная система для воспроизведения музыки. | Все игрушки находятся на общем столе, за которым полукругом сидят дошкольники. Затем воспитатель предлагает каждому ребенку прослушать мелодию, после чего, — выбрать соответствующую игрушку. Игровой процесс заканчивается в том случае, дети выбрали все предметы. |
«Кролики» | Планшет с изображенным лесом и поляной, на которой отмечены небольшие вырезы для интерактивных картинок, — «Кролики спят» и «Кролики пляшут». | Педагог предлагает каждому дошкольнику погулять на вымышленную поляну. После чего он говорит детям о том, что на ней находятся маленькие кролики. Детям необходимо разузнать, чем они занимаются посредством прослушивания определенных композиций. Если животные спят, ребенок вставляет одну картину, если пляшут, — другую. Игра может усложняться путем добавления новых карт и действий. |
«Колпачки» | 3 красочные колпачка, выполненные из бумаги, а также простые музыкальные инструменты | Педагог вызывает к интерактивному столу ребенка, на котором лежат определенные музыкальные инструменты, накрытые колпаком. Затем воспитатель предлагает дошкольнику отвернуться и отгадать, что находится под бумагой. Для проверки ответа можно заглядывать под колпак. |
Исходя из возраста учащихся, могут применяться видоизмененные версии игровой практики, благодаря чему педагог может подстроить ту или иную игру под навыки детей. Если ребенку слишком просто дается упражнение, его также можно усложнить. Таким образом, воспитатель повышает качество обучения.
Дидактическая игра «Тихо-громко»
Цель занятия – обучение способности менять громкость голоса, закрепление правильного проговаривания звуков.
Играют дети младшей группы детского сада. Воспитателю необходимо подготовить разноразмерные пары игрушек: большие и маленькие – барабаны, погремушки, машинки, колокольчики.
Педагог берет пару предметов, объясняет воспитанникам: «Большая машина сигналит громко «БИ-БИ», а маленькая – тихо «би-би». Участники повторяют за воспитателем звуки машин. Далее педагог, спрятав машинки, дает задание: «Когда увидите большую машину, бибикайте громко, когда маленькую – тихо».
Аналогично проводятся занятия с другими игрушками.
Игра «Звоночки»
Играют детсадовцы средней группы. Для занятия необходимо подготовить коробку с погремушками.
Цель музыкально-дидактической игры «Тихие и громкие звоночки» – развитие музыкального слуха, восприятия звуков разной высоты.
Задачи:
- обучение умению различать тихо и громко звучащую музыку;
- обучение навыку тихой и громкой игры на музыкальных инструментах;
- развитие концентрации внимания;
- воспитание интереса к музыке и музыкальным инструментам;
- обучение навыку коллективной работы.
Воспитанники рассматривают погремушки. Правило музыкально-дидактической игры «Громко-тихо»: когда воспитатель исполняет музыку тихо, так же должны играть и дети. Когда педагог начинает играть громко, тогда дети должны сильнее греметь погремушками.
Воспитатель начинает исполнять музыку, воспитанники гремят игрушками в такт в соответствии с силой звучания. Дальше педагог усложняет задачу: начинает петь, а участники по силе его голоса должны определить, как им трясти погремушками.
Ход игры: Звучит любая русская народная мелодия.
Педагог: Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она протопает, так и вы повторяйте.
Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, притопами. Можно взять в руки ложки, палочки, бубны… Если разделить детей по подгруп-пам и дать разные музыкальные инструменты, то получится оркестр.
Игры для развития динамического слуха
«Тихие и громкие ладошки»
Цель: Развивать динамическое восприятие.
Ход игры: Педагог предлагает детям прослушать две песни «Барабан-щик» М Красева и «Серенькая кошечка» В. Витлина. Первую песню я играю громко, а вторую – тихо. И предлагает детям прохлопать эти песни – громко и тихо.
Тихие и громкие звоночки.
Цель: развивать динамическое восприятие.
Оборудование: колокольчики.
Ход игры: Педагог предлагает прослушать пьесу «Пальчики и Ручки». Под тихое звучание музыки (1 части) дети играют на колокольчиках тихо, а на звучание громкой музыки (2 части) дети играют на колокольчиках громко.Потом усложняю: мальчики играют тихо, а девочки – громко и наоборот.
Игры для развития восприятия музыки
Три цветка
Цель: Развитие восприятия музыки.
Демонстрационный материал: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо»— спящее, плачущее или весёлое, изображающее три типа характера музыки:
1. Добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная)
2. Грустная, жалобная.
3. Весёлая, радостная, плясовая, задорная.
Ход игры: Перед каждым ребёнком лежит один из трёх цвет-ков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, пока-зывают цветы, соответствующие характеру музыки, поднимают их.
«День рождения»
Цель: Развитие восприятия музыки, упражнять детей определять ха-рактер музыки.
Демонстрационный материал: мягкие небольшие игрушки (заяц, птичка, собачка, лошадка, кошка, цыплята и др., небольшой кукольный столик со стульчиками, чайная посуда, маленькие яркие коробочки- подарки для Зайчика.
Виды музыкально-дидактических игр в первой и второй младших группах
Дидактические (обучающие) игры имеют несколько классификаций, в основу которых положены разные определяющие критерии (содержание, материал). Музыкально-дидактические игры, являясь элементом группы дидактических игр, также имеют несколько вариантов классификации.
Классификация по игровым задачам и характеру игровых действий
По этому принципу выделяют 3 вида игровой деятельности.
Музицирование
Предполагается, что дети в этих играх статичны. Как правило, задача заключается в том, что малыши для решения игровой проблемы определяют музыкальное произведение на слух. Обычно воспитанники младших групп на команды не делятся, а соревновательный элемент состоит в быстром и точном выполнении задания. Например, игра в первой младшей группе «Прятки», в которой малыши поют песню вместе с педагогом громко хором, а затем по сигналу про себя. По условному знаку пение продолжается вслух. Или игра «Солнышко и дождик»: дети слушают музыкальные отрывки и поднимают карточки с изображениями солнышка или дождика под настроение музыки.
В младшей группе музицирование связано с определением характера звучания инструмента или мелодии
Динамичные (музыкально-ритмичные) игры
Эти игры напоминают подвижные, то есть предполагают динамику движений. Дети обычно делятся на команды, каждая из которых выполняет то или иное действие под определённую музыку. Например, «Кошки и мышки»: под громкую музыку одни ребята начинают двигаться, а другие замирают. Под тихую мелодию те, кто не двигался, начинают движение, а другие его прекращают.
Игры по принципу хороводных
Музыкально-дидактические игры этого вида отличаются отсутствием активных движений. Принцип хороводности заключается в том, что дети все синхронно выполняют движения под музыку, но при смене её звучания действие тоже меняется. Например, «Ноги и ножки»: под громкое пение воспитатель и дети шагают, высоко поднимая ноги и с силой их опуская, а под тихое пение переходят на мелкий бег.
Педагог обязательно участвует во всех играх, показывая ребятам смену игровых движений
Классификация игр по типу сенсорного воздействия
Эти музыкально-дидактические игры направлены на развитие сенсорных способностей детей. Они развивают чувство ритма и различные виды слуха малышей.
Таблица: игры на музыкально-сенсорное развитие детей
Вид игры | Пример | Возрастная группа |
Для развития звуковысотного слуха | «Курочки». Цель: различать квинту (фа первой октавы — до второй октавы). Одна курочка ищет червячков, смотрит вниз и голос её звучит низко; вторая курочка ищет цыплят, голова поднята вверх, голос звучит высоко. Одна спряталась за заборчик, а вторая — за клумбу. По звуку дети определяют, кто где спрятался. | Вторая младшая |
Для развития чувства ри. Цель: развивать музыкальную память и умение двигаться в характере музыки. Дети получают маски разных животных и двигаются под определённый для каждого ритмический рисунок. | Первая, вторая младшая | |
«Эхо». Цель: учиться повторять ритмический рисунок хлопками в ладоши. Педагог хлопает ритм, дети эхом его повторяют. | ||
Для развития тембрового слуха | «Угадай, на чём играю». Цель: учиться различать музыкальные инструменты по звучанию. Дети поворачиваются спинами к педагогу, который издаёт звуки на разных инструментах. Задача малышей — угадать, на каком. Примечание: в первой младшей группе должно быть 3–4 инструмента, во второй младшей — 5–6 (погремушка, барабан, бубен, ложки, дудочка, колокольчик). | Первая, вторая младшая |
Для развития динамического слуха | «Платочки». Цель: развивать реакцию на смену динамических оттенков. Малыши с платочками в руках слушают музыкальное произведение. Под громкие звуки поднимают платочки вверх, под тихие — опускают вниз. | Первая младшая |
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма у малышей
Значение музыкально-дидактических игр
Учитывая то, что главная задача дошкольного образовательного учреждения состоит в создании наиболее благоприятных условий, при которых полноценно раскрывается личность, музыкально-дидактические игры оказывают особое влияние за наличия следующих задач.
Перечень:
Отработка и развитие ритмически-вокальных умений, а также развития эстетического восприятия окружающей среды. В этом случае ребенок выполняет различные действия, которые направлены на эффективное распознавание ритма, мелодичности и структуры музыкального сопровождения. В отличие от классических игр, музыка позволяет согласовать собственные движения с темпом мелодии
Помимо этого, такой игровой процесс значительно совершенствует навык обращения с музыкальными инструментами.
Развитие важного навыка реакции и воображения, включая совершенствование образного мышления. На это указывает то, что в музыкально-дидактических играх присутствует самоконтроль над своим телом, а также символьное или визуальное понимание окружающей вещей
Особое значение в таком случае играет интонация, правильная жестикуляция или мимика ребенка.
Совершенствование памяти, внимания, а также навыка ориентировки в пространстве. Также ребенок учится контролировать собственные движения исходя из музыкальной ритмичности или настроения.
Улучшение настроения, повышение мотивации у ребенка. Также музыкально-дидактические игры позволяют улучшить социальные навыки дошкольника или преодолеть различные проблемы психологического характера. В таком случае ребенок может развить самодисциплину или в значительной степени раскрепоститься, начать общаться со сверстниками.
Обладают оздоровительным значением. Такие игры способствуют улучшению сердечнососудистой и дыхательной системы ребенка. Помимо этого, они укрепляют костные и мышечные ткани, учат правильным движениям и артикуляции, что влияет на качество мелкой моторики конечностей. Танец дает возможность более эффективно устранять мышечные или эмоциональные зажимы.
По мнению многих специалистов, имеющих большой опыт в педагогической практике, музыкально-дидактические игры в значительной степени способствуют полному устранению лишней напряженности дошкольников.