Поведенческие расстройства и их классификация

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки

Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Как правильно формировать речь ребенка

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их;
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня;
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день;
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки;
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов;
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях;
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.);
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова;
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события;
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним;
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует;
Ставьте малышу детские песенки и сказки;
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной;
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами;
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака»;
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие;
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока»;
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»);
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться;
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку»;
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!;
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь;
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну;
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами;
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете;
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам;
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты;
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения;
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы;
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Какие нарушения неречевого слуха могут возникать?

Проблемы с неречевым слухом возникают достаточно редко. Определить неладное можно по следующим симптомам:

  • Ребенок слышит звук, но не способен определить, что или кто его издает. Он не понимает, где находится источник шума, не различает мужской голос от женского (слуховая агнозия).
  • Ребенок не воспринимает музыку цельной – не различает высоту звуков, ритм, паузы. Не узнает знакомые мелодии, не помнит, что слышал уже, а что нет. Отношение к музыке негативное (амузия).
  • Ребенок различает звуки, их высоту и громкость, но не запоминает их комбинации (дефект слуховой памяти).
  • Ребенок не правильно оценивает и воспроизводит ритм. Количество воспроизводимых им ударов либо меньше, либо больше, чем в оригинале, либо нарушена их последовательность (аритмия).

Причины нарушения

Причина проблем с неречевым слухом обычно мультифакторная:

  • Нарушения неречевого слуха возникают при поражении правой височной области коры головного мозга, органов слуха, нервной системы.
  • На его развитии могут сказаться перенесенные в раннем возрасте менингит, отит, скарлатина, грипп, травмы головы.
  • Имеет значение протекание беременности у матери – были ли серьезные осложнения, переносила ли мать инфекции, принимала ли сильнодействующие препараты.
  • Низкий уровень развития неречевого слуха отмечается при педагогической запущенности, когда ребенок с раннего возраста растет преимущественно в тишине, а его развитием никто не занимается.

Способы коррекции

При видимых нарушениях неречевого слуха следует обратиться к специалистам – логопеду-дефектологу, нейропсихологу, неврологу, отоларингологу

Важно исключить возможные заболевания, а при их выявлении – пройти лечение и коррекцию. Только после этого ребенку назначается коррекционная программа

Дефектолог подбирает специальные упражнения, которые учат ребенка более тонко различать неречевые звуки.

В становлении неречевого слуха важнейшую роль играет окружающая среда. Она должна быть развивающая, и с раннего возраста наполненная разными звуками

Стоит обращать внимание ребенка на шум ветра, стук капель дождя, шуршание листвы под ногами, знакомить со звуками животных, звучанием разных музыкальных инструментов. Слушая шумы, ребенок накапливает багаж, который впоследствии позволит ему правильно говорить

Неречевой слух – это основа развития речи, которую можно и нужно развивать.

Как правильно развивать неречевой слух?

Как уже говорилось выше, основной этап формирования неречевого слуха приходится на возраст 0-3 года

В этот период важно предоставить ребенку возможность изучать разные инструменты и просто окружающие предметы. Кидание игрушек на пол, смятие бумаги, стучание по кастрюлям и тарелке – все это способствует развитию слухового восприятия и памяти

Нельзя запрещать малышу таким способом исследовать окружающий мир. Задача родителей сделать среду безопасной: выдать игрушки и предметы, которые не страшно сломать, порвать, которые не навредят здоровью малыша.

Развитию неречевого слуха способствует пение, прослушивание музыки, игра на инструментах. Также его можно развивать целенаправленно, используя игровые упражнения. Во время занятий слуховое восприятие поначалу следует подкреплять зрительными образами («смотри, так звенит колокольчик») и только затем использовать звуки изолированно («что это звенит?»).

Игры для развития

Следующие игры помогут ребенку лучше ориентироваться в пространстве, повысить остроту слуха и слуховое внимание. Они подходят для детей разного возраста – 2-3года, 4-5 и 6-7 лет

Для дошкольников старшего возраста задания можно усложнять: использовать большее количество инструментов, комбинации звуков.

Угадай инструмент

Игра развивает слуховое внимание, учит ребенка различать неречевые звуки. Правила:. Взрослый знакомит малыша с разными музыкальными инструментами: барабаном, бубном, дудочкой, трещоткой, ксилофоном

После этого он предлагает сыграть в игру, где нужно закрыть глаза и угадать, какой инструмент только что звучал. Ребенок показывает инструмент пальцем и пробует на нем сыграть, чтобы соотнести реальный звук со звуком в памяти

Взрослый знакомит малыша с разными музыкальными инструментами: барабаном, бубном, дудочкой, трещоткой, ксилофоном. После этого он предлагает сыграть в игру, где нужно закрыть глаза и угадать, какой инструмент только что звучал. Ребенок показывает инструмент пальцем и пробует на нем сыграть, чтобы соотнести реальный звук со звуком в памяти.

Магазин

Игра развивает слуховое восприятие, внимание, коммуникативные навыки и речь. Правила:. Взрослый наполняет спичечные коробки гречкой, песком, монетками, горохом, скрепками, ватой (наполовину)

Он будет играть роль продавца, а ребенок – покупателя. Малышу нужно купить определенный продукт (например, песок) полагаясь исключительно на собственный слух. Коробки можно встряхивать, но не открывать

Взрослый наполняет спичечные коробки гречкой, песком, монетками, горохом, скрепками, ватой (наполовину). Он будет играть роль продавца, а ребенок – покупателя. Малышу нужно купить определенный продукт (например, песок) полагаясь исключительно на собственный слух. Коробки можно встряхивать, но не открывать.

Длинный и короткий звук

Игра развивает умение воспринимать и дифференцировать неречевые звучания. Правила:

Взрослый выдает ребенку две карточки – с нарисованной короткой и длинной полоской. Малыш должен показать правильную карточку, в зависимости от продолжительности шума, создаваемым взрослым. Это может быть игра на инструменте, свист или просто стук ложкой по миске. Издавая шум, нужно спрятаться за ширму или попросить ребенка закрыть глаза.

Громкий и тихий звук

Игра учит различать высоту неречевых звуков. Правила:

Ребенку выдается две карточки с большим и маленьким барабаном. Взрослый, спрятавшись за ширму, бьет в барабан с разной силой. Когда он стучит легонько, ребенок должен показать картинку с маленьким барабаном. А когда бьет сильно, нужно поднять карточку с большим инструментом.

Часовой

Групповая игра, развивающая слуховое восприятие, неречевой слух и ориентацию в пространстве. Правила:

Посередине площадки дети чертят круг, а в центр ставят часового (определяется путем жеребьевки). Ему завязывают глаза. Остальные игроки тихонько перебираются через круг на другую сторону площадки. Часовому нужно прислушаться, и услышав шорох, скомандовать «стой!». Все останавливаются, а он идет в направлении звука и пытается схватить нарушителя. Если ему это удается, часовым становится тот, кого поймали, нет – игра продолжается.

Самое большое ухо

Игра развивает слуховое внимание и восприятие неречевых звуков. Правила:. Ребенок и взрослый вслушиваются в окружающие звуки и по очереди называют их: гудок машины, работающий телевизор, шаги члена семьи, тиканье часов и т

д. Кто не сможет назвать очередной звук в течение 3 минут, проигрывает

Ребенок и взрослый вслушиваются в окружающие звуки и по очереди называют их: гудок машины, работающий телевизор, шаги члена семьи, тиканье часов и т. д. Кто не сможет назвать очередной звук в течение 3 минут, проигрывает.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Фонема

С древнегреческого слово “фонема” переводится как “звук”. Это минимальная единица любого языка, не имеющая лексического, грамматического значения, используется в речи для различения значимых единиц языка.

Например, в слове ДОМ три фонемы <Д>, <О>, <М>. Не путайте фонематические единицы со звуком, это не одно и тоже. Понять, почему так происходит, можно на простом примере: в слове ЯГОДА 5 фонем <Я>, <Г>, <О>, <Д>, <А>, но 6 звуков , , , , , .

Одна буква или звук могут выражаться разными фонемами, например, на севере Г произносится как взрывной, а на юге — фрикативно с призвуком Х, но оба варианта артикуляции представлены в виде фонемы <Г>.

Многие преподаватели считают, что практической пользы от этих знаний для детей школьного и детсадовского возраста нет, но эту точку зрения нельзя назвать однозначно верной. В первом классе от детей требуется навыка различения звука и буквы при выполнении фонетического разбора. Основы данного навыка закладываются в раннем возрасте, когда дети на слух различают слова мама – Маша, зима – Сима и т.д. Для анализа услышанной речи нужно уметь дифференцировать, различать фонемы, то есть пользоваться фонематическим слухом.

Развитие неречевого слуха

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях:

  • с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков;
  • с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух.

Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Неречевой (физический) слух – это восприятие различных звуков окружающей среды, дифференцировка их по громкости, высоте, а также определение источника и направления звукового сигнала

Неречевой (физический) слух – это восприятие различных звуков окружающей среды, дифференцировка их по громкости, высоте, а также определение источника и направления звукового сигнала.

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки: шум дождя, шелест листьев, лай собак, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. А если быть точными, звуки уже на этапе внутриутробного развития входят в жизнь еще не родившегося человечка: голос матери, сердцебиение мамы, звуки ее кишечника и др.

В начале маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Кажется, что ребенок не воспринимает звуки, относится к ним неосознанно. Но организм малыша все равно реагирует на громкие и длительные шумовые раздражители и отражается это на здоровье малыша очень существенно – ребенок становится возбудимым, нервным, симптоматика перинатального поражения нервной системы не только не уменьшается, но и увеличивается от нарушения «звуковой гигиены».

Неречевые звуки играют большую роль для ориентирования человека в окружающем мире: можно судить о приближении или удалении источника звука, о его направлении, а также определить свое местонахождение.

Еще одна важная способность человека, которую надо развивать – слуховое сосредоточение. Это умение сосредоточиться на звуке, способность улавливать и различать разнообразные звуки. Специальное обучение ребенка в данном направлении поможет ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев. Следует развивать эти способности с первых дней жизни, в процессе ухода, а позже – в процессе игры.

При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков необходимо соблюдать следующую последовательность:

  • звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
  • звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;
  • звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.;
  • транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;
  • звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
  • звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.

Занятия в нашей сенсорной комнате в игровой форме, а также в форме обучения матерей для продолжения программы в домашних условиях будут способствовать развитию слухового восприятия, физического (неречевого) и фонематического слуха у детей с самого раннего возраста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: