Морской царь и василиса премудрая

Краткое содержание

Давным-давно жил царь, у которого было три сына. Когда сыновья подросли и им пришла пора жениться, царь раздал им стрелы и сказал: «Выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша». Братья послушали отца и сделали все так, как он велел. Стрела старшего сына упала «на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь». Стрела среднего сына угодила «на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь». А у младшего сына, Ивана-Царевича, «стрела поднялась и улетела сам не знает куда». Отправился он на поиски стрелы, и вскоре дорога привела его к болоту, где стрелу держала обычная лягушка. Опечалился Иван-Царевич, но делать нечего – нужно следовать батюшкиному наставлению и жениться на лягушке.

Вот однажды позвал царь сыновей и сказал, что хочет посмотреть, какая из жен «лучшая рукодельница». Он наказал к завтрашнему дню сшить ему по рубашке. Закручинился Иван-Царевич, но лягушка его успокоила, сказав, что «утро вечера мудренее». Когда он уснул, лягушка скинула с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой – «такой красавицей, что и в сказке не расскажешь». Она ударила в ладошки и приказала мамкам и нянькам сшить к утру самую красивую рубашку.

На следующий день, увидев рубахи старших невесток, царь сказал, что их только в баню носить да в черной избе ходить. Увидев же работу младшей невестки, он восхищенно сказал, что такую рубашку только в праздник надевать.

Спустя время царь вновь позвал сыновей и сказал, чтобы их жены испекли хлеб: он хотел «узнать, которая лучше стряпает». Лягушка и в этот раз лучше всех справилась с заданием, приготовив каравай, украшенный «разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами».

Царь, впечатленный мастерством жены младшего сына, приказал братьям, «чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами». Услыхав это, Иван-Царевич совсем повесил нос: ну как он приведет во дворец свою лягушку? Но она успокоила и в этот раз, наказав идти на пир одному, а она появится позже. Как только услышит Иван-Царевич стук и гром, он должен сказать гостям: «Это моя лягушонка в коробчонке едет».

Царевич сделал все в точности так, как велела ему лягушка. Когда стих шум и отворились царские ворота, появилась не лягушка, а необыкновенной красоты царевна. Иван-Царевич, не веря своему счастью, тут же побежал домой и сжег в печи лягушечью шкуру. Он не знал, что совершил страшную ошибку: Василисе Премудрой оставалось всего несколько дней, чтобы исчезло страшное проклятье и она навсегда вернула свой человеческий облик. Теперь же царевна, обернувшись «серой кукушкой», улетела к Кощею Бессмертному, который заколдовал ее.

Иван-Царевич долго искал свою жену, пока не повстречал старичка, рассказавшего ему, где искать Василису Премудрую. По дороге Иван пожалел медведя, селезня, зайца и щуку и помог им, и благодарные животные пообещали помочь ему, если он окажется в беде. От Бабы-Яги Царевич узнал, что смерть Кощеева «на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт».

Иван-Царевич отправился к дубу, призвав на помощь животных. Они помогли ему открыть ларец и достать иглу. Царевич разломал ее, и освободил навсегда от заклятья Василису Премудрую, с которой благополучно вернулся домой.

Что бы завтра, было гладко

Приходит он к морскому царю. Закричал на него морской царь:

— Что так долго не бывал? За вину твою вот тебе служба: есть у меня пустошь на тридцать верст и в длину и поперек — одни рвы, буераки да каменье острое! Чтоб к завтрему было там как ладонь гладко, и была бы рожь посеяна, и выросла б к раннему утру так высока, чтобы в ней галка могла схорониться. Если того не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

Идет Иван-царевич от морского царя, сам слезами обливается. Увидала его в окно из своего терема высокого Василиса Премудрая и спрашивает:

— Здравствуй, Иван-царевич! Что слезами обливаешься?

— Как же мне не плакать? — отвечает царевич. — Заставил меня царь морской за одну ночь сровнять рвы, буераки и каменья острые и засеять рожью, чтоб к утру она выросла и могла в ней галка спрятаться.

— Это не беда, беда впереди будет. Ложись с богом спать, утро вечера мудренее, все будет готово!

Лег спать Иван-царевич, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и крикнула громким голосом:

— Гей вы, слуги мои верные! Ровняйте-ка рвы глубокие, сносите каменья острые, засевайте рожью колосистою, чтоб к утру поспела.

Проснулся на заре Иван-царевич, глянул — все готово: нет ни рвов, ни буераков, стоит поле как ладонь гладкое, и красуется на нем рожь — столь высока, что галка схоронится.

Пошел к морскому царю с докладом.

— Спасибо тебе, — говорит морской царь, — что сумел службу сослужить. Вот тебе другая работа: есть у меня триста скирдов, в каждом скирду по триста копен — все пшеница белоярая; обмолоти мне к завтрему всю пшеницу чисто-начисто, до единого зернышка, а скирдов не ломай и снопов не разбивай. Если не сделаешь — голова твоя с плеч долой!

— Слушаю, ваше величество! — сказал Иван-царевич; опять идет по двору да слезами обливается.

— О чем горько плачешь? — спрашивает его Василиса Премудрая.

— Как же мне не плакать? Приказал мне царь морской за одну ночь все скирды обмолотить, зерна не обронить, а скирдов не ломать и снопов не разбивать.

— Это не беда, беда впереди будет! Ложись спать с богом; утро вечера мудренее.

Царевич лег спать, а Василиса Премудрая вышла на крылечко и закричала громким голосом:

— Гей вы, муравьи ползучие! Сколько вас на белом свете ни есть — все ползите сюда и повыберите зерно из батюшкиных скирдов чисто-начисто.

Анализ сказки

Сюжет

Сюжет сказки довольно сложен, множество героев наполняют её, от простых людей до сказочных животных и других волшебных персонажей. Завязка сюжета начинается с того, что царь-отец отправляет своих трёх сыновей за невестами. Для этого используется довольно оригинальный способ -лук и стрела. Куда попадёт стрела, там и ищи свою невесту. Таково напутствие отца. В результате каждый из сыновей получает себе невесту, за исключением младшего Ивана, стрела которого угодила в болото с соответствующим выбором болотного существа — лягушки. Правда, не простой, а говорящей человеческим голосом. Иван, как сказали бы сегодня, будучи человеком чести, взял лягушку по её же просьбе в качестве невесты. Нельзя сказать, чтобы он был в восторге от подобного выбора, но такова была воля отца.

В ходе повествования царь устраивает своим невесткам три испытания, два из которых старшие снохи с успехом провалили, а жена Ивана-царевича, оказавшаяся на самом деле заколдованной девушкой Василисой Прекрасной, прекрасно справилась с ними, приведя царя в восхищение. На третьем задании ей пришлось явиться на пир, устроенный в честь невестушек царём, в своём человеческом обличье, окончательно очаровав царя.

Воспользовавшись случаем, молодой муж лягушки отправляется домой, находит лягушачью шкурку и сжигает её в печи. В результате этого необдуманного поступка он лишается своей жены, которая отправляется в царство Кащея Бессмертного. Всё, что остаётся Ивану-царевичу, это отправляться следом за ней, дабы вернуть её. По пути он встречает различных сказочных зверей, готовых ему помочь за сохранённые им жизни и помощь. В числе его сторонников оказывается и сказочная Баба-яга, которую Иван покорил своей благовоспитанностью. Она же и рассказала ему об эффективном способе уничтожения Кащея. В результате длительных приключений и помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную.

Роль

Характеристика Царевны-лягушки нами кратко рассмотрена, но остается еще один очень важный вопрос. Зачем ввели этот образ в русские народные сказки?

Как показалось бы на первый взгляд, сказки пишутся для детей, чтобы они на примере придуманных персонажей учились видеть в людях положительные и отрицательные моменты. Но раньше они писались для взрослых. Образ Василисы Премудрой повествует о том, что жена должна во всем и всегда помогать своему мужу. Всегда быть готовой его поддержать, какая бы беда ни случилась.

Фантазия русского народа сотворила множество различных плохих и хороших образов, но именно Царевна-лягушка — это идеал русской женщины. С помощью сказок мы узнаем еще и то, какие качества ценились на Руси. Доброта, порядочность, умелые руки, ум — все это в полной мере отражается в образе нашей героини. Часто мучает вопрос: «Почему выбран именно образ лягушки?» Все на самом деле очень просто. В сказках часто встречается прием антитезы или противопоставления. Так и здесь Василиса — это имя возвышенное и утонченное, а лягушка — это приземленное и безобразное существо.

Одной из тем для сочинений в средней школе является характеристика Василисы Премудрой из всей известной сказки «Царевна Лягушка». Детям предлагается проанализировать этот образ, выделив главные черты героини. Такая работа помогает понять смысл сказки, а также составить представление о ценностях русского народа, отраженных в фольклоре. В данной статье описывается характеристика Василисы Премудрой (5 класс). С главной героиней сказки Царевной Лягушкой читатели встречаются не сразу. Она появляется в своем настоящем облике уже ближе к середине. Вначале это обычная болотная лягушка, к которой привела царевича Ивана выпущенная им стрела. Он вынужден жениться на этом создании, поскольку не может ослушаться отца. Это событие сильно его расстраивает, ведь у старших братьев – нормальные жены. Одна – купеческая дочь, вторая – боярская, а у него – какая-то лягушка. Проходит время, и все меняется. Когда царь дает задания невесткам, лягушка выполняет их лучше всех. Она мастерица на все руки. Умеет ткать, печь хлеб, делать любую другую работу так, что у всех захватывает дух при виде творения. Выполняет задания жена младшего царевича по ночам, а он удивляется, как ей это удается. Когда приходится ехать на пир во дворец, лягушка превращается в прекрасную девицу, а у Ивана и вовсе пропадает дар речи. Она очень красива, но главное не внешность, а ум, поэтому героиню и назвали Премудрой. Василиса умеет со всеми найти общий язык, хорошо знает манеры, она гордая, но при этом скромная

Все гости обращают внимание на жену царевича и восхищаются ею. Он больше не стыдится своей половинки

Наоборот – очень ею гордится. Василиса Премудрая – это идеальная жена. Она во всем поддерживает своего мужа, помогает ему, любит беззаветно, подсказывает правильные решения проблем. Она красивая, добрая, ласковая, умная. При этом не выставляет себя на показ, а сохраняет скромность. Ей не нужны слава и богатство. Главное для нее – это любовь и уважение. Краткая характеристика Василисы Премудрой помогает нам понять, какие девушки ценились русским народом, придумавшим сказку. За такой женой каждый готов пойти хоть на край света. Это и делает Иван Царевич, когда Василиса исчезает. Он находит ее, спасает из Кощеевского заточения, и молодые живут в любви и согласии долго и счастливо.

В «Царевне-лягушке» на первый план выступают ее ум, величественность и одновременно простота. В «Василисе Премудрой» девушка предстает смелой, стойкой, также послушной старшим и сдержанной. И наконец, в обеих сказках героиня обладает способностью принимать решения и сохранять спокойствие духа в любых обстоятельствах. На самом деле многие героини волшебных русских сказок обладают аналогичными чертами, в том числе и способностью к перевоплощению и другим магическим свойствам, что позволяет отождествить их – и Марью Моревну, и Василису Премудрую, и Марью-царевну, и Елену Прекрасную. Впрочем, давать характеристику Василисе Премудрой и другим схожим героиням мы можем, исходя лишь из слов и поступков, принадлежащим им.

В давние времена сказки писались совсем не для детей. Они создавались для взрослых; имели поучительный смысл и передавали все те образы, которые были характерны для представителей разных народов. В русских сказках одной из главных героинь, воплощением женственности и мудрости, всегда выступала Василиса-Премудрая или Василиса-Прекрасная. В популярном произведении «Царевна лягушка» именно в образе Василисы-Премудрой показаны все те лучшие черты, которыми обладала русская женщина.

ПРОНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНКРЕТНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В СКАЗКУ

Страницы
учебника:
6–20.

Цель
обнаружить приметы истории в тексте
волшебной народной сказки «Морской царь и Василиса
Премудрая».

Оборудование:
«лента времени».

Ход
урока

I.
Организационный момент.

II.
Проверка домашнего задания.

Работа
в группах.

Коллективное
составление памятки «Как рассказывать
сказку»:

1.
Рассказывай
медленно, напевно.

2.
Не пропускай
приметы волшебной сказки.

3.
Следи за
интонацией повествования.

4.
Помни про
композицию сказки.

Дети
в группах
пересказывают сказку по частям, пользуясь памяткой. Определяют
«лучшего сказителя»
и объясняют свое решение.

Всем сказка очень интересна,

Тем сказка наша хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

III.
Объявление темы урока.


Сегодня на
уроке мы продолжим работу над сказкой «Морской царь и
Василиса Премудрая» и
постараемся обнаружить черты истории в произведении.

IV.
Работа по новой теме.

1.
Черты исторического времени в сказке. Работа с «лентой
времени».

На
доске: «лента времени» и запись:
«История
– это фонарь, который зажжен в прошлом, горит в настоящем и
освещает дорогу в
будущее» (В. Ключевский).

На
«ленте
времени» указан год – 988.


Чем
знаменательна эта дата? (Крещение Руси.)

2.
Распределение отдельных эпизодов на
«ленте времени» относительно Крещения Руси.

Превращения
Ивана-царевича и Василисы Премудрой. (Первые два превращения
– это древние
представления о природе,
а вот мотив
превращений героев в попа и
церковь – более позднего происхождения, поскольку сама вера в
единого Бога и
сами христианские церкви появились много позднее, чем языческое
многобожие.
Сказка же как жанр родилась в период языческой древности, когда люди
верили в
природных духов и поклонялись природным стихиям и множеству богов. Лишь
с
течением времени, в более поздний письменный период древности сказка
стала
обрастать более «современными» подробностями,
связанными уже с победой
христианской церкви.)

Вывод:
древность состояла из разных временных периодов; сказка отражает разные
периоды
древности.

Физкультминутка


Чем вы можете
объяснить, что у этой сказки счастливый конец? (Свободные
высказывания
детей.)

3.
Характеристика главных героев.

Дайте
характеристику Ивану-царевичу и Василисе Премудрой по плану:

1.
Где живет?

2.
Чем
занимается?

3.
Какой у него
характер?

4.
Какие
поступки совершает герой?

5.
Ваше
отношение к герою сказки.


Почему
Иван-царевич забывает Василису Премудрую? (Василиса
– представитель чужого
мира. Герой, попав из волшебного мира в земной, теряет память о
волшебном мире.
Вспомнив своих родных, Иван-царевич забывает Василису Премудрую. Она,
как
представитель волшебного мира, обладающий особым знанием, знает и об
этом.
Единственный способ напомнить Ивану о себе – вернуть его в ту
ситуацию, когда
он в свое время из земного мира попал в подводный: Василиса тогда из
девушки
превращалась в голубку и обратно. Именно эта девушка-голубка обручилась
с
Иваном-царевичем, вручив ему золотое кольцо, с помощью которого он
попал в
подводный мир. То есть надо напомнить Ивану то, что было с ним на
границе
волшебного и земного мира: его суженая – это голубка.)


При чтении каких эпизодов сказки вы волновались за судьбу главных
героев?
Прочитайте, передайте голосом тревожность.


Что поможет вам рассказать про «погоню великую»? (Мотив
троекратной погони
за Иваном и Василисой – типичный для волшебной сказки
троекратный повтор приступания
к любому делу или подвигу, к решению трудной задачи. Эта особенность
волшебной
сказки и помогает лучше ее запомнить.)

Все в кого-то превратились –

И подружки, и друзья.

Начинаем представленье!

Кто в костюмах – выходи!

4.
Радиоспектакль «Великая погоня».

V.
Итог урока.

Многие
поэты и писатели в своих воспоминаниях делятся первыми детскими
впечатлениями о
русских народных сказках.

Народные
сказки побудили их к созданию собственных сказок.


Прочитайте на доске запись: «Сказка
– ложь, да в ней намек! Добрым
молодцам урок!». Кому принадлежат эти мудрые слова? (А.
Пушкину.)


Каково значение народной сказки сегодня? (Сказка и сегодня
нам нужна. Она не
только забавляет. Сказка учит быть смелыми, справедливыми и любить
добро.)

Вывод:
сказка – живой, развивающийся организм, впитывающий в себя
черты конкретного
исторического времени.

Домашнее
задание:

проиллюстрировать сказку.

Популярные сегодня темы

Рассказ А. Куприна «Чудесный доктор» — потрясающее по своему надрыву произведение. Рассказ, после которого действительно хочется верить в то, что чудеса существуют, в то, что они приходят тогда, когда их уже не ждут.

Картины Айвазовского всегда завораживали как ценителей искусства, так и обычных посетителей музеев и выставок. Не стала исключением и его картина «Черное море». При осмотре картины можно прочувствовать буйство стихии

Проблема бездомных животных очень актуальна в современном мире. Очень часто мы видим сюжеты с бездомными животными в фильмах и книгах. К сожалению, это стало привычным делом.

Как и все художники того времени, Серов любил путешествовать и любил любоваться красотами родного края. У художника необычайно выходило изображать портреты людей.

Друг. Как редко мы задумываемся над значением данного слова! Часто мы считаем друзьями тех, кто проводит с нами большое количество времени, с кем мы смеемся и беззаботно разговариваем.

Краткая история персонажа

Характеристику Царевны-лягушки стоит начать с истории героини. Впервые читатель знакомится с ней, когда стрела Ивана-царевича попадает в болото. Конечно, царевич расстроен тем, что его невестой должна стать лягушка. Ведь он тогда не знал, что она заколдованная царевна. Но лягушка уговорила взять ее с собой. Царь решил проверить своих невесток на то, какие они рукодельницы. Иван был расстроен, потому что думал, что его лягушка не справится с заданиями. Но пока он спал, она при помощи колдовства выполнила все, что требовал царь.

Однажды всем царевичам нужно было идти на пир со своими невестами. И тут царевна-лягушка сбросила свою кожу и превратилась в Василису Премудрую. Все были поражены ее красотой. Иван сжег лягушачью кожу, из-за чего девушка была вынуждена его оставить. Тогда Иван-царевич отправляется искать Кощея Бессмертного и освобождает свою невесту. Так царевна-лягушка стала Василисой Премудрой.

Экранизации

Сказки о Василисе Премудрой не раз превращались в мультики и кинофильмы, а роль героини исполняли именитые актрисы. Рассмотрим несколько популярных фильмов.

«Веселое волшебство» (1969)

В 1969 году режиссером Борисом Рыцаревым была поставлена киносказка по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса». Сюжет картины вращается вокруг Кати: девочка случайным образом нашла волшебную «кощееву траву», которая может расколдовать Василису Прекрасную.

Светлана Смехнова в роли Василисы

Когда уборщица Акулина Ивановна, которая в прошлом была Бабой-Ягой, рассказала школьнице историю о Кощее, они отправились навстречу приключениям, чтобы одолеть злого волшебника и спасти заколдованную девушку. Роль Василисы досталась актрисе Светлане Смехновой, а других персонажей исполнили Марина Козодоева, Андрей Войновский, Валентина Сперантова, Елизавета Уварова, Валентин Брылеев и другие актеры.

«Там, на неведомых дорожках…» (1982)

Режиссер Михаил Юзовский порадовал заядлых киноманов кроссовером по мотивам книги Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Картина рассказывает о том, как мальчик Митя Сидоров окунается в сказочные приключения и встречается с культовыми русскими персонажами, например, с Бабой-Ягой, которая предстает в облике доброй колдуньи.

Татьяна Аксюта в роли Василисы

Василису Афанасьевну Премудрую сыграла Татьяна Аксюта, которая поработала на одной съемочной площадке с Романом Монастырским, Татьяной Пельтцер, Александром Кузнецовым, Юрием Черновым и Натальей Крачковской.

«Чудеса в Решетове» (2004)

Режиссер Михаил Левитин показал любителям кинематографа оригинальную концепцию, поместив сказочных героев в современный мир. Персонажи вынуждены скитаться по свету. Они не могут оставаться на одном месте подолгу, ибо нестареющая Василиса и говорящий кот – это как минимум странно. Когда герои переезжают в провинциальный городок Решетов, там начинают твориться чудеса: то волшебная водица появляется в колодце, то бабушка Ядвига ночью летает на стиральной машинке.

Мария Глазкова в роли Василисы

В Василису перевоплотилась актриса Мария Глазкова, а в роли ее коллег по съемочной площадке выступили Алексей Панин, Татьяна Арнтгольц, Ольга Тумайкина и Евгений Кочетков.

«Реальная сказка» (2011)

Эта добрая кинолента рассказывает о сказочных персонажах, которые живут не в заколдованном лесу, а в современном мире, потому что люди перестали в них верить. Героям нужно зарабатывать на хлеб, поэтому они сменили амплуа: Василиса стала учительницей, Леший – бомжом, Кощей Бессмертный – олигархом, а богатыри – его охранниками.

Ирина Безрукова в роли Василисы

Образ Василисы достался актрисе Ирине Безруковой. Также в блестящий состав картины вошли Максим Шибаев, Анастасия Добрынина, Сергей Безруков, Леонид Ярмольник и Людмила Полякова.

«Последний богатырь» (2017)

«Последний богатырь» – это третий русскоязычный фильм от компании «Дисней». Режиссер Дмитрий Дьяченко поместил молодого московича, который привык ежеминутно пользоваться гаджетами, в сказочную страну Белогорье. Теперь Иван видит не обычных прохожих, а Лешего, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

Мила Сивацкая в роли Василисы

Василису сыграла Мила Сивацкая, а также в съемках поучаствовали Виктор Хориняк, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко и Евгений Дятлов.

Характеристика главных героев

Героев в сказке довольно много, именно поэтому ученикам важно уметь отличать главных персонажей от второстепенных. Сделать это несложно, нужно всего лишь определить, вокруг кого крутится весь сюжет произведения, а кто только случайно появляется и исчезает в истории

В «Царевне-лягушке» всего 3 главных героя:

  1. Иван-царевич.
  2. Василиса Премудрая (лягушка)
  3. Царь.

Характеристика главных персонажей важна для представления общей картинки сюжета. Каждый из этих героев сыграл определённую роль, чтобы сказка была именно такой, какой её привыкли воспринимать читатели. Ведь если исключить из произведения кого-то из этих действующих лиц, сюжет истории сразу станет непонятен и неинтересен.

Иван-царевич

Чёткого описания внешности героя в тексте сказки нет. Но можно предположить, что это был статный молодой человек, не лишённый ума и смелости. Этот образ у читателя вырисовывается из действий и поступков Ивана. Например, он не побоялся отправиться в дальний путь на поиски своей жены.

Доброта — отличительная черта характера юноши. Об этом говорят его хорошие поступки по отношению к встреченным животным. Можно предположить, что в странствиях молодого человека охота была его единственным источником пропитания. Несмотря на то, что сам мог остаться голодным, царевич жалеет животных и не убивает их.

Послушание и уважение к старшим характеризуют Ивана с положительной стороны. Он не посмел ослушаться отца и взял в жёны лягушку, хоть и понимал, что над ним будут все потешаться. А также вёл себя вежливо в гостях у Бабы Яги, хотя мог бы просто припугнуть старушку. Такое поведение во многом помогло Ивану, ведь Баба Яга могла и не рассказывать тайну о смерти Кощея Бессмертного.

Василиса Премудрая

Образ Царевны-лягушки в сказке прописан двояко. С одной стороны — это просто обычная болотная жительница, с другой — прекрасная девушка. Василиса сразу не признаётся Ивану, что она не просто лягушка. Это говорит об уме главной героине, ведь она не могла знать, каким окажется молодой человек. В характере персонажа прослеживаются такие черты:

  1. Доброта — она жалеет любимого мужа, когда тот грустит.
  2. Скромность — девушка не поддаётся на провокации и не реагирует на насмешки жён старших братьев.
  3. Хитрость — Василиса обманывает посланную следить за ней женщину, когда та пытается подглядеть, как лягушка будет печь хлеб.

На первый взгляд Василиса Премудрая — положительный персонаж. Она не сделала никому ничего плохого. Но если присмотреться внимательнее, хороших поступков у неё тоже было мало: даже задания царя за неё выполняли мамки и няньки. Именно из-за её беспечности и недоверия к любимому мужу, Ивану пришлось преодолеть столько трудностей для её спасения. Так что назвать эту героини положительным персонажем можно с сильной натяжкой, хотя и отрицательным тоже нельзя.

Царь, отец трёх сыновей

Мудрый правитель, любящий отец — именно так можно охарактеризовать этого главного героя. Мудрость его проявляется в действиях. Решив женить своих сыновей, он не стал сам выбирать им невест, так же как и не захотел полагаться на выбор самих детей. Он правильно рассудил, что если есть где-то девушки, предназначенные им в жёны, судьба сама приведёт сыновей к их порогу. В качестве перста этой самой судьбы царь решил использовать стрелу.

Любовь к сыновьям также прослеживается в дальнейших поступках Царя. Он понимал, что надеяться на одну судьбу не совсем правильно. Пожилой отец хотел увидеть внуков, а также удостовериться, что брак его детей будет счастливым. А это, как известно, во многом зависит от женщины, как хранительницы домашнего очага.

Мало иметь благородное происхождение, молодая жена ещё должна быть хорошей хозяйкой. Вот Царь и решил проверить, какие хозяйки молодые невестки, придумав для них испытания.

Чувство справедливости также не чуждо этому персонажу. Он понимает, что жёны его старших сыновей не такие уж хорошие девушки, как хотят показаться, поэтому прогоняет их с пира.

Святая русь

Плюнула Василиса Премудрая в трех углах, заперла двери в своем тереме и побежала с Иваном-царевичем на святую Русь.

На другой день ранехонько приходят посланные от морского царя — молодых подымать, во дворец к царю звать. Стучатся в двери:

— Проснитеся, пробудитеся! Вас батюшка зовет.

— Еще рано, мы не выспались: приходите после! — отвечает одна слюнка.

Вот посланные ушли, обождали час-другой и опять стучатся:

— Не пора-время спать, пора-время вставать!

— Погодите немного: встанем, оденемся! — отвечает вторая слюнка.

В третий раз приходят посланные:

— Царь-де морской гневается, зачем так долго они прохлаждаются.

— Сейчас будем! — отвечает третья слюнка.

Подождали-подождали посланные и давай опять стучаться: нет отклика, вет отзыва! Выломали двери, а в тереме пусто.

Доложили дарю, чаю молодые убежали; озлобился он и послал за ними погоню великую.

А Василиса Премудрая с Иваном-царевичем уже далеко-далеко! Скачут на борзых конях без остановки, без роздыху.

Ну-ка, Ивав-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?

Иван-царевич соскочил с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ!

— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая и тотчас обратила коней зеленым лугом, Ивана-царевича — старым пастухом, а сама сделалась смирною овечкою.

Наезжает погоня:

— Эй, старичок! Не видал ли ты — не проскакал ли здесь добрый молодец с красной девицей?

— Нет, люди добрые, не видал, — отвечает Иван-царевич, — сорок лет, как пасу на этом месте, — ни одна птица мимо не пролетывала, ни один зверь мимо не прорыскивал!

Воротилась погоня назад:

— Ваше царское величество! Никого в пути не наехали, видали только: пастух овечку пасет.

— Что ж не хватали? Ведь это они были! — закричал морской царь и послал новую погоню.

А Иван-царевич с Василисою Премудрою давным-давно скачут на борзых конях.

— Ну, Иван-царевич, припади к сырой земле да послушай, нет ли погони от морского царя?

Иван-царевич слез с коня, припал ухом к сырой земле и говорит:

— Слышу я людскую молвь и конский топ.

— Это за нами гонят! — сказала Василиса Премудрая; сама сделалась церковью, Ивана-царевича обратила стареньким попом, а лошадей — деревьями.

Голуби из теста

Василиса Премудрая пошла в город и нанялась к просвирне в работницы. Стали просвиры готовить; она взяла два кусочка теста, слепила пару голубков и посадила в печь.

— Разгадай, хозяюшка, что будет из этих голубков?

— А что будет? Съедим их — вот и все!

— Нет, не угадала!

Открыла Василиса Премудрая печь, отворила окно — и в ту ж минуту голуби встрепенулися, полетели прямо во дворец и начали биться в окна; сколько прислуга царская ни старалась, ничем не могла отогнать прочь.

Тут только Иван-царевич вспомнил про Василису Премудрую, послал гонцов во все концы расспрашивать да разыскивать и нашел ее у просвирни; взял за руки белые, целовал в уста сахарные, привел к отцу, к матери, и стали все вместе жить да поживать да добра наживать.

2 часть

1 ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО. Стр. 3-72 Н. АРТЮХОВА. ТРУСИХА. Стр. 8-103 Б. ПОЛЕВОЙ. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ МАТВЕЯ КУЗЬМИНА. Стр. 12-144 В. ВЫСОЦКИЙ. ОН НЕ ВЕРНУЛСЯ ИЗ БОЯ. Стр. 14-175 С. МАРШАК. РАССКАЗ О НЕИЗВЕСТНОМ ГЕРОЕ. Стр. 18-196 В. ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ. Стр. 207 Б. ЕМЕЛЬЯНОВ. МАМИНЫ РУКИ. Стр. 218 В. ДРАГУНСКИЙ. …БЫ. Стр. 239 М. ЗОЩЕНКО. ЗОЛОТЫЕ СЛОВА. Стр. 24-2710 ПТИЦА-ПРАВДА. Стр. 29-3511 А. ПЛАТОНОВ. РАЗНОЦВЕТНАЯ БАБОЧКА. Стр. 36-3712 ПОДЗЕМНЫЕ ЦАРСТВА. Стр. 38-4013 Ф. ТЮТЧЕВ. ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ. Стр. 41-4314 В. ЖЕЛЕЗНИКОВ. ТРИ ВЕТКИ МИМОЗЫ. Стр. 4415 Н. ГОГОЛЬ. Стр. 4516 А. ПЛЕЩЕЕВ. ВЕСНА (ПЕСНИ ЖАВОРОНКОВ СНОВА…). Стр. 46-4817 А. К. ТОЛСТОЙ. ЗВОНЧЕ ЖАВОРОНКА ПЕНЬЕ… Стр. 48-4918 А. ФЕТ. Я ПРИШЁЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ… Стр. 5019 А. ЧЕХОВ. ВЕСНОЙ. Стр. 5120 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Стр. 52-5321 Н. ВАГНЕР. СКАЗКА. Стр. 54-5722 КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ. Стр. 58-6423 Х. К. АНДЕРСЕН. РОМАШКА. Стр. 65-6824 Ш. СИЛЬВЕРСТАЙН. ЩЕДРОЕ ДЕРЕВО. Стр. 69-7125 ПЁРЫШКО ФИНИСТА — ЯСНА СОКОЛА. Стр. 72-7726 КАМЕННЫЙ ПРИНЦ И ПРЕКРАСНАЯ ПОМЕРАНЦА. Стр. 78-8027 А. ФЕТ. ОБЛАКОМ ВОЛНИСТЫМ… Стр. 8128 Р. СЕФ. ЧУДО. Стр. 82-8329 А. ПРОКОФЬЕВ. ЛЮБЛЮ БЕРЁЗКУ РУССКУЮ… Стр. 83-8530 С. МАРШАК. О ТОМ, КАК ХОРОША ПРИРОДА. Стр. 8631 Н. АБРАМЦЕВА. РАДУГА. Стр. 87-8832 Ю. МОГУТИН. БЕРЕГ БРОДЯЧИХ КАМЕШКОВ. Стр. 89-9033 В. АСТАФЬЕВ. СТРИЖОНОК СКРИП. Стр. 9134 Б. ЗАХОДЕР. ЧТО КРАСИВЕЙ ВСЕГО Стр. 9135 МУЗЫКА-ЧАРОДЕЙНИК. Стр. 92-9336 ТАЙНА ФЛОРИО. Стр. 9437 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Стр. 9538 ПЛАН ЧТЕНИЯ НА ЛЕТО. Стр. 96-97

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: