Возникновение и становление педагогической профессии в обществе

Профессиональный этап

В результате научно-технического развития общества, зарождения капиталистических отношений возникла необходимость создания учебных заведений для подготовки самих учителей. На данном этапе характерна массовость педагогической профессии. Разнообразие решаемых педагогами задач привело к возникновению педагогических специальностей и специализаций. Содержание и цели деятельности педагогов изменялись в соответствии с национальными особенностями культуры, а также скоростью развития науки и общества.

XVIII в. назван “веком Просвещения”. В этом периоде сознательно-преобразующим фактором развития общества было обучение и воспитание. При этом человек выступает не как средство, а цель общественного развития. Профессиональный этап в своем развитии характеризуется более широким охватом людей в области образования, преодолением схоластики, сближением образования с жизнью. Все это повлияло на характер профессиональной педагогической области.

В дальнейшем в науке последовательно появляются идеи всеобщей педагогизации общества, общинного воспитания, происходит активный поиск возможных форм обучения и воспитания (к примеру, Вальдорфская школа). Вторая половина ХХ века примечательна тем, что происходит огромный охват подростков разнообразными формами обучения. Это привело к еще большей востребованности педагогической профессии, а также повышению социального статуса педагогов, постановке более трудоемких задач.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

«Требования к учителю
в разные исторические эпохи»

Разработала педагогI квалификационной категорииМАУ ДО «ЦЭВД» Радуга»Красноперова Анна Васильевна

Слайд 2

Текст слайда:

В настоящее время существует понятие «Профессиональный стандарт учителя», который включает в себя ряд требований и педагогических компетенций, предъявляемых к современному педагогу.
А что же было раньше?
Сегодня мы поговорим о требованиях, предъявляемых к учителю в разные исторические эпохи.

Слайд 3

Текст слайда:

Учителя в первобытном обществе – старички лет 20-25, они уже не могли охотиться (болят руки, ноги, выбит глаз), вынужденно оставались у костра на стойбище становились рассказчиками и учителями для юных: учили их правилам ТБ на охоте, в лесу, в поле, подражать голосам зверей и птиц, плести ловушки.

Слайд 4

Текст слайда:

Учитель в первобытном обществе

Слайд 5

Слайд 6

Текст слайда:

Педагог в древней Греции

Слайд 7

Текст слайда:

Слово «педагог» родом из Древней Греции и означает дословно «ведущий ребенка». Но называли так не учителя, а раба, который уводил ребенка в школу и приводил обратно. Обычно в педагоги выбирали рабов, не пригодных ни для какой другой работы, но отличавшихся верностью дому.
Далее появился термин «педагогика» – вести ребенка по жизни.

Слайд 8

Слайд 9

Текст слайда:

Древний философ Демокрит считал, что воспитание ведет к обладанию тремя дарами: «Хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – ее часть, «микрокосмос».

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Текст слайда:

В средневековом христианском обществе имело целью – формирование людей для служения христианскому идеалу.
Средневековая школа – это начальное образование при монастыре. Учитель – некто приближенный к Богу, часть неземного мира, монахи, священники. Учителей боялись, уважали, чтили.
Образ идеальной личности – любящая, почитающая Бога, а также человек, который ценит своего ближнего.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Текст слайда:

Учитель эпохи Возрождения

Педагогический идеал – рыцарское воспитание, овладение различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой нравственности.
Эпоха Возрождения поставила человека в центр мироздания.

Слайд 17

Текст слайда:

Учитель эпохи Возрождения

Слайд 18

Слайд 19

Текст слайда:

Эпоха Просвещения

Представители эпохи просвещения (Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци) сформулировали требования к нравственному облику учителя, выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса просвещение, науку и разум.

Слайд 20

Слайд 21

Текст слайда:

Они считали, что учитель должен быть лишен человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. В связи с этим истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания.

Слайд 22

Слайд 23

Текст слайда:

В разные исторические периоды изменялись функции учителя, а к его личности предъявлялись все новые требования. Известные педагоги (В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.) предъявляли высокие требования к личности учителя, как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса.

Слайд 24

Слайд 25

Текст слайда:

Высокие личностные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Успех педагогической деятельности во многом зависит от соблюдения учителем этических принципов. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками.

Слайд 26

Слайд 27

Текст слайда:

Требования к учителю в разные
исторические эпохи

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Текст слайда:

Каждая историческая эпоха вырабатывает определенный образ и требования к учителю, опыт,
который для нас
важен и ценен.

Слайд 31

Текст слайда:

Взгляды на воспитание и образование человека постоянно менялись и эволюционировали. В основном складывались из идеологии в обществе каждой исторической эпохи.

Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»

Образ учителя раскрывается в повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». Произведение названо так, потому что учительницу Евдокию Савельевну ученики называют «безумной» из-за ее странной манеры одеваться. Многие ученики, в частности героиня Оля, не понимали свою учительницу, хотя истинные цели Евдокии Савельевны были по-настоящему чисты и благодетельны. Учительница приглашает на свои уроки и классные часы своих прошлых учеников, чтобы молодое поколение училось у них дружбе. Евдокия Савельевна не любила выделять кого-то из класса, чтобы каждый ученик ощущал свою причастность к общему делу, понимал, что он – особенный. Ученицу Олю задевает факт того, что Евдокия Савельевна не способна оценить ее творческие таланты. Однако когда девочка пропадает во время школьного похода, учительница разговаривает с отцом Оли. Здесь раскрывается позиция учительницы. Главное, по ее мнению, – не одаренность, а «талант человечности». Евдокия Савельевна никогда не была против талантливых детей, она лишь хотела, чтобы к этому таланту прилагалась еще и человечность. По ее мнению, мир держится не на талантливых одиночках, а на доброте и самоотверженности, умении слышать других. В этом эпизоде А. Алексин демонстрирует, что мнение девочки Оли и ее родителей не совпало с реальностью. Евдокия Савельевна, которую считали «безумной», была умной, заботливой и справедливой учительницей, настоящим педагогом, хотя и выглядела не современно. Понимая, что Оля поступала все это время неправильно, учительница все равно не может оставить потрясенную несчастьем девочку. Когда убитый горем отец в финале произведения обвиняет дочь в доведении матери до сумасшествия, не думая, что такое обвинение способно морально убить, вызвать вечное чувство личностной ущербности, на помощь к девочке приходит педагогический такт и великодушие «безумной» Евдокии.

Функции педагогической профессии

Профессиональные функции профессии педагога:

  1. Воспитательная. Основная, непрерывная, постоянная как процесс деятельность, охватывает людей разных возрастных групп. Посредством воспитания происходит формирование, становление и развитие всесторонне развитой гармоничной личности, способной адаптироваться в социуме.

  2. Обучающая. Обучение, как развитие у учеников интеллектуальных и познавательных способностей, формирование нравственного и правового сознания, эстетического восприятия мира, экологической культуры, патриотизма, трудолюбия, духовного мира. Знания в разных предметных областях, развитие навыков и умений использовать полученные знания.
  3. Коммуникативная. Общение на основе открытых доверительных отношений, способное воздействовать на воспитанников, обмениваться опытом с коллегами, взаимодействовать с родителями учеников, полностью координировать учебно-воспитательный процесс.
  4. Организаторская. Правильная организация урока, мероприятия, участия учеников в соответствии с их способностями и желаниями обеспечивает хороший результат в обучении и воспитании.
  5. Коррекционная. Отслеживание, мониторинг и оценка промежуточных результатов позволяет вовремя скорректировать процесс обучения и воспитания.

Благодаря этим функциям роль педагога в воспитании во все времена имела большое значение и по значимости занимает второе место после семьи.

«Педагог в современном обществе»

Педагог в современном обществе.

Педагог—это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей, как никто другой. Профессия педагога – одна из древнейших, если бы педагог не занимался детьми, наше общество прекратило бы свое развитие

Поэтому в современном обществе педагог – это главная «фигура», к которой предъявляют особое внимание и требования

Роль педагога в современном обществе громадна!

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности; наличие гениальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Педагог – это человек, отдающий свое сердце детям.

Немаловажный фактор – это воспитание. Педагог должен владеть разными формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности

Педагог должен уметь общаться с детьми, уделять внимание каждому ребенку, понимать и принимать их, признавать их недостатки и достоинства. Главное педагог должен видеть свой труд, как меняются и взрослеют дети, становятся не только старше, а умнее, добрее и милосерднее

Ведь педагог формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития нашего общества.

В современном обществе педагог должен всегда находиться на стадии развития. Развивая свои личностные качества, педагог добивается лучших результатов в жизни, что плодотворно влияет на его деятельность. Также педагог является «живым» примером и идеалом для ученика. Сейчас в Интернете можно найти ответы на все вопросы, но педагог должен быть впереди всех, готов ответить на любой возникающий вопрос ребенка, поэтому требуется непрерывное самообразование и самосовершенствование.

Труд педагога нелегок. Педагог, которые допускает ошибки в обучении и воспитании детей, оставляет тем самым темный след в жизни ребенка. Поэтому педагогу стоит тщательно разобраться в себе, оценить свои способности, навыки и знания, которые по максимуму передаёт будущему поколению. Педагогу всегда необходимо заботиться о разнообразии обучения, чтобы ребенок всегда проявлял интерес и активность, желал приобретать новые знания и стремился к большему. Должность педагога превосходна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем», — писал великий педагог Я. А. Коменский. Педагог, для общества еще и друг, так как помогает нам подниматься на высшую ступень жизни. Педагог каждый день отдаёт лучшую часть себя детям, в конечном результате он должен понять, что усилия потрачены не впустую, нужно гордиться тем, что создал из «маленького человека» — уникальную личность, способную двигаться дальше, добиваться целей и совершать добро!

Екатерина Ракишева

А Екатерина Ракишева (28 лет) только готовится к конкурсу этнической красоты «Тыло толэзь» (в переводе с удмуртского означает «Огненная луна»), который соберёт представительниц финно-угорских народов. Мероприятие состоится в Удмуртии 17 августа.

Учительница начальных классов из Удмуртии примет участие в республиканском конкурсе этнической красоты

Екатерина — учитель начальных классов в гимназии. Ещё со школьной поры девушка была активисткой, участницей спортивных соревнований, ведущей праздников. Это и определило выбор будущей профессии. Будучи студенткой филологического факультета педуниверситета в г. Перми, красавица победила в краевом конкурсе красоты «Краса Пармы».

Какие преимущества и ограничения давал статус учителя

Многие учителя — преподаватели гимназий и казённых училищ — состояли на государственной службе. Это давало учительству определённые преимущества: стабильность статуса, чин, личное, а иногда и потомственное дворянство, некоторое продвижение по службе, пенсию. Также учителям государственных образовательных учреждений могло предоставляться жильё с компенсацией затрат на его отопление и освещение.


Воспитатель дворянского института, статский советник, преподаватель Мариинской женской гимназии в Нижнем Новгороде. Фото: Максим Дмитриев / Мультимедиа-арт-музей, Москва / Московский дом фотографии

Согласно Табели о рангах чин XIV класса давал личное дворянство. Этот чин, к примеру, при поступлении на службу получал учитель приходского училища. Фактически таким образом человек мог подняться из низшего в высшее сословие, но, конечно, лишь при условии, что он не крепостной. Личное дворянство распространялось только на самого человека и его супругу и не передавалось по наследству. Также личные дворяне не имели права голоса на дворянских собраниях. Потомственное дворянство было лишено всех этих ограничений и давалось чиновникам VIII класса. Получить его учителю можно было, по сути, только работая в гимназии.

Однако положение «государевых людей» также ставило учителей в жёсткие рамки. Само государство видело в учителях проводников государственной идеологии. Поэтому учитель гимназии, например, согласно официальным требованиям, должен был быть религиозен, лоялен и верен престолу, в чём приносил соответствующую присягу. От многих учителей при поступлении на работу требовали письменное обязательство не участвовать в политической деятельности.

Учителя гимназий и училищ с 1864 года обязаны были носить форменную одежду. Мундир отчётливо указывал на то, что учитель — чиновник.

А вот форма одежды преподавательниц изначально никак не регламентировалась. Лишь в 1900 году учительницам гимназий и прогимназий было предписано являться на работу в платьях синего цвета. Такая разница в отношении к учителям-мужчинам и женщинам не удивительна: женщинам и государственная служба была недоступна.

Учителя гимназий и прогимназий получали определённые служебные привилегии и право на пенсию, за исключением преподавателей подготовительных классов, музыки, живописи, танцев, рукоделия. Также наставники гимназистов имели право на бесплатное обучение своих детей в тех учебных заведениях, где сами работали. Для этого родитель должен был прослужить в гимназии определённый срок.

Кроме того, учителей гимназий могли награждать официальными государственными наградами. Так, после трёх лет работы педагог мог быть представлен к ордену Св. Станислава, а после 12 лет — к ордену Св. Анны, после 35 — Св. Владимира. Правда, на последний имел право лишь директор гимназии, так как орден Св. Владимира присуждался чину не ниже V класса Табели о рангах. Женщин-учителей это — увы! — не касалось. Их награждали различными медалями.

Правда, орден не только не предполагал какого-то дополнительного денежного вознаграждения для своего обладателя, но и требовал от него уплаты определённого взноса. Зато в старости орденоносец получал право на ежегодную пенсию: от 50 до 600 рублей.

Остальные работники образования тоже имели право на пенсию. Правда, учителя «попроще» (не преподаватели гимназий) получили его лишь в начале XX века. Размер и форма получения пенсии зависели от стажа учителя:

  • прослужившие от 10 до 20 лет получали единовременное пособие в виде одного годового жалованья;
  • от 20 до 25 лет — ежегодные выплаты размером в половину годового жалованья;
  • 25 лет и более — ежегодную пенсию в размере полного оклада.

Сочинение 2

Первым примером для жизни, первым наставником и учителем для любого человека являются его родители. Но социум устроен таким образом, что воспитание ребёнка частично ложиться и на другие организации — детские сады и школы. Сознание человека начинает формироваться как раз в таких заведениях, ребёнок приобретает первый опыт нахождения в обществе таких же, как и он, детей, объединённых общей целью, — учиться. Учитель же, особенно начальных классов, является для детей показателем честности, непредвзятости, морального превосходства и ориентиром, к которому нужно стремиться. Нередки случаи, когда именно первый учитель начальных классов остаётся для людей светлым пятном, человеком, с которым трудно прощаться при переходе в средние классы, настоящим другом.

Дальше ребёнка ждут новые познания и новые, совсем разные учителя. Если в начальной школе у школьников есть классный руководитель, который ведёт почти все предметы, то в средних и старших классах всё меняется. Здесь тоже есть классный руководитель, который отвечает за своих подопечных, но обычно он ведёт только один предмет, следовательно, общается со своим классом не так часто.

В это же время дети начинают замечать разницу между учителями, сравнивать их, делать выводы и дарить свои симпатии или антипатии учителям. Ученик сталкивается с тем, что его судьба обычно небезразлична только классному руководителю; преподавателям же, которые просто ведут предметы, зачастую ставится задача просто дать знания по своей профессии. Благодаря такому безразличию подростки начинают понимать, что жизнь зависит от них самих, что заботиться нужно о себе самому. И если, например, в начальной школе учитель мог завысить оценку по слабому предмету, зная, что в других предметах ученик очень силён, то в средней и старшей школе такого делать не будут. Учитель средней школы — это воплощение справедливости, учитель же начальной школы — воплощение милосердия.

Учителя, которых мы считаем хорошими, остаются с нами в памяти навсегда, ровно так же, как и те, кто нам больше всего не нравятся. Но нельзя отрицать, что каждый из них оставляет огромные след в жизни человека, каждый из них, кто-то больше, кто-то меньше, — кладезь знаний, который мы должны черпать.

2000-е годы: маргинал

Опасное время прошло, а вопросы остались. Взгляд на учителя и преподавание изменился, но не в лучшую сторону.

Учитель в этот период — изгой, отщепенец, шукшинский «чудик». Он не умеет обманывать, приспосабливаться, зарабатывать деньги. Такое поведение не вписывается в нормы времени, и педагог становится хранителем того, что уже не нужно ученикам, противоречит устройству нового мира. 

Хорошо раскрывается образ учителя того времени в фильмах «Все умрут, а я останусь» (2008), «Розыгрыш» (2008), сериале «Школа» (2010). Педагоги уже не пытаются раскрыть перед учениками мир знаний, так как это вызывает лишь насмешки, отрицание и оскорбления в их адрес. Они слишком сильно отстали от современности, запутались в собственной жизни и потому, по мнению детей, не достойны доверия и уважения.

Ставший классикой роман А. Иванова «Географ глобус пропил» (2003) отражает тягостное положение учителя и жестокое отношение к нему учеников. Главный герой Служкин идет в школу только потому, что больше работать негде, а содержать семью нужно. Он не знает, как построить правильные отношения с девятиклассниками, и получается, что с одним классом учитель обращается как с близкими друзьями, даже позволяет себе с ними выпить, а с другими никак не может наладить отношения. Ученики относятся к географу, скорее, не как к учителю, а как к человеку подневольному, над которым можно посмеяться и у которого нет авторитета и влияния.

Учителя, которые не могут найти своего места в жизни, стать частью новой действительности, показаны и в рассказах Ю. Буйды «Химич» (2011), А. Геласимова «Нежный возраст» (2004).

2010-е годы: боец

Главная задача учителя в 2010-е — выжить самому и заставить учеников подчиниться своему авторитету. О таком педагоге рассказывает У. Некрасова в своем романе «Калечина-Малечина» (2018). Строгая учительница не желает влезать в жизнь главной героини-школьницы, но хочет заставить ее «полюбить» учебу, а в качестве меры воздействия выбирает угрозы. 

Тема влияния на школьников, класс и возможные последствия неправильного преподавания раскрыта в фильме «Ученик» (2016): учитель должен не только знать свой предмет и передавать знания — он еще и воспитывает поколение и отдельную личность. Качество такого влияния напрямую зависит от самого преподавателя и его ценностных ориентиров.

«Ученик» (2016). Спор учительницы биологии и ученика-религиозного фанатика

Сам педагог все еще ощущает свою бесполезность, некомпетентность в новом мире. Все сомнения и страхи молодого преподавателя отражены в книге А. Гениса «Уроки чтения» (2013). Положение учителя этого времени хорошо описывается цитатой: 

Но в 2010-е учитель уже начинает обретать почву под ногами и перестает мириться со своим бесправным положением. Назревает учительский «бунт». Да и общество начинает осознавать важную роль школы в вопросах образования и воспитания. Учителя не могут больше оставаться притесненными: они заявляют о своих правах, требуют внимания к школьным проблемам. 

Учительский бунт отражен в фильмах «Училка» (2015), «Класс коррекции» (2014). В картине «Училка» особый накал создается ощущением полного бессилия педагога, которого обстоятельства вынуждают браться за пистолет и направлять его на учеников.

Учительница истории доведена до отчаяния неуважением и насмешками учеников, беспомощность вынуждает ее прибегнуть к страшным мерам.

Справочники и пособия для повторения и практики

Вас уже не удивишь церковной реформой и восстанием декабристов? Тогда самое время повторять и тренировать пройденный материал. 

«История Отечества. Справочник», Л. А. Кацва 

Для повторения курса истории перед ЕГЭ советуем справочник Леонида Кацвы. Исторические события здесь описаны сжато и понятно, что позволит быстро вспомнить необходимую информацию.. 

Автор справочника —преподаватель и исследователь Леонид Кацва.  Он не даёт единственно верного варианта, не делит историю на чёрное и белое. В его пособиях даны факты без оценок и мнений. С таким подходом гораздо научиться самостоятельно анализировать исторические события и выстраивать причинно-следственные связи. 

А ещё у Леонида Александровича есть отличный курс лекций для старшеклассников по истории России с древних времён до современности, где гораздо больше подробностей, чем в справочнике. Лекции можно посмотреть на его сайте и на YouTube. 

«Отечественная история в схемах и таблицах», В. В. Кириллов 

Пособие подойдёт для систематизации знаний и для визуализации. Вы наглядно можете посмотреть, как протекали отдельные исторические события или как, например, распределялась власть в боярской республике. 

«История развития российской культуры», Р. В. Пазин 

Для изучения развития российской культуры возьмите пособие Пазина — в нём очень хорошая теоретическая база. При этом приготовьтесь к постоянному поиску картинок: здесь их очень мало, а даже хорошую теорию сложно запомнить без визуализации. Также в пособии есть задания прошлых лет.

«История. Модульный курс. Практикум и диагностика», И. А. Артасов 

Это справочник от составителя ЕГЭ по истории. Здесь немного информации, поэтому готовиться только по нему не получится. Также есть раздел с практикой заданий прошлых лет — новый сборник пока не выпустили. Зато можно ознакомиться с мнением составителя экзамена.

Шпаргалки от Вебиума 

Повторять и систематизировать материал удобно с помощью коротких шпаргалок, которые можно распечатать и повесить на стену или просто скачать на телефон. Темы — самые разные: политические партии, гражданская война, реформы Петра I и многие другие.  

Мозгу нужно отдыхать и иногда переключаться на другой вид деятельности. Если устали читать — слушайте подкасты по интересным темам из нашей подборки «Пять подкастов об истории». Здесь о дореволюционной России, важных личностях и современности.

 

Чего было делать нельзя?

Другой подобный список, уже 1915 года, включает вещи, делать которые не рекомендовалось под страхом отстранения от работы. Легко заметить, что предписания адресованы дамам — в ХХ веке гендерное соотношение среди учителей сместилось так, что женщин стало больше.

Итак, если вы учительница начала ХХ века, то вам строго воспрещается:

  • посещать мороженщиков в центре города;
  • выезжать за пределы города без разрешения от председателей правления;
  • красить волосы;
  • одеваться в яркие цвета; 
  • ездить в коляске или автомобиле с мужчиной, если он не приходится вам отцом или братом;
  • носить платья, которые открывают лодыжку более, чем на 2 дюйма.

В том же списке учительницам вменялось носить как минимум две нижние юбки и соблюдать комендантский час: находиться дома с 20:00 до 6:00. 

Строго говоря, эти списки трудно признать реальным свидетельством, поскольку документальных подтверждений они не имеют. Однако «уставы» выставлялись под стеклом во многих музеях Северной Америки, претендующих на то, что правила были сформулированы именно в их округе. Отмечают, что эти списки появляются в периодике по крайней мере с 1930-х годов — уже тогда издания предлагали работникам образования сравнить «как было» и «как стало».

Скорее всего, степень достоверности этих фактов примерно такая же, как у занимательных фактов, которые сегодня постят в соцсетях. Впрочем, читая американскую и английскую классику того времени (например, истории о школе в «Томе Сойере» или о жизни гувернанток в «Джейн Эйр»), можно поверить, что похожие уставы могли существовать, даже если конкретные документы — стилизация.

Кстати, в нашей стране малокомплектные и даже кочевые школы существуют и сегодня: там учителям приходится и разгребать снег, и примерять на себя роль чумработницы. 

Где работали дореволюционные педагоги

Система школьного образования России начала формироваться ещё в 1780-е годы во времена царствования императрицы Екатерины II. Тогда в городах и уездах стали создаваться народные училища.

Окончательно же система начального и среднего образования стала очерчиваться при внуках Екатерины Александре I и Николае I. К начальным учебным заведениям относились уездные (городские и сельские), а также народные училища. Последние в 1860-х годах стали земскими школами. Их задача ограничивалась в основном обучением грамоте и счёту. В уездных училищах дополнительно обучали азам истории, географии и физики. Функции среднего образования выполняли реальные училища, гимназии и прогимназии. Здесь ученики получали гораздо более широкие знания — как в естественных, так и в гуманитарных науках.

Деление на начальную и среднюю школы было не только функциональным, но и сословным. Так, в народных училищах занимались дети крестьян и небогатых мещан (горожан). В уездные (позднее их преобразовали в городские) училища ходили ребята из более обеспеченных семей: купцов, ремесленников, зажиточных крестьян и горожан. Гимназии и прогимназии же были элитарными учебными заведениями с платой за обучение. Их посещали в основном отпрыски дворян и чиновников, хотя в начале ХХ века встречались среди гимназистов и дети представителей простых сословий (они учились в основном за счёт благотворителей). Кроме того, были ещё реальные училища — прообразы современных физмат-школ и инженерных классов (их выпускники, желавшие продолжить образование, как правило, шли в технические институты).

Античный период

Термин «педагог» впервые появляется в старинных документах периода античности. Начал применяться он эллинами (древними греками) и обозначал специального раба, который сопровождал хозяйских сыновей по дороге в школу, являясь их охраной. Кроме того, такой человек должен был обучать своих подопечных элементарной грамоте перед их поступлением на учёбу.

Позднее этот обычай и термин позаимствовали у греков римляне периода поздней республики. Педагог являлся неизменным наставником молодого римлянина до наступления дня его совершеннолетия. Своё мнение о воспитании имели многие великие личности античной Греции:

  • Аристотель;
  • Сократ;
  • Платон.

Считается, что первым профессиональным учителем и классиком гуманной педагогики являлся римлянин Марк Фабий Квинтилиан. По его мнению, педагог должен быть не только хорошо образован, но и любить своих учеников, относиться к ним с уважением.

Ещё кое-что о жизни учителей в 1800-х

Это факты, которые можно отыскать в американских исследованиях, посвящённых истории образования, различных документах и свидетельствах того времени.

  • Школа в XIX и начале XX века часто представляла собой дом на одну комнату, где одновременно занимались ученики разного возраста. В Америке они так и назывались: «one room schoolhouses».
  • Примерно так же выглядели сельские школы и в Российской Империи. Такие «учебные дома» были рассчитаны на местных ребят, которые жили на расстоянии до 5-6 километров. Столько ученики каждый день проходили пешком, и это только в одну сторону.
  • Преподавателям тоже приходилось делать долгие прогулки, чтобы попасть на работу, поэтому многие носили увесистую трость, которой можно было при случае отбиться от собак (или пригрозить ученикам). Впрочем, иногда учителя жили прямо при школах.
  • Никаких ручек и карандашей в простых школах не водилось, даже перья с чернилами были роскошью. Ученики обходились личными грифельными досками и мелом, а учитель писал на доске побольше.
  • Иногда старшие ученики помогали учить тех, что помладше. По правилам ланкастерской системы, которая широко применялась для обучения грамоте и счёту, те, кто успевал лучше, получали задания непосредственно от учителя, а потом передавали тем, кто был младше или справлялся хуже.
  • Учебный год 120 лет назад был короче, чем сейчас. По данным американского Департамента образования, ученики посещали школу примерно 132 дня в году. Эта цифра менялась в зависимости от того, когда дети были нужны, чтобы помочь семье на сборе урожая.
  • Учебный день, как правило, начинался в 9 утра и заканчивался к 14:00 или 16:00. В середине дня был часовой обеденный перерыв. 
  • Посещаемость в школах составляла примерно 59%.

Это может быть интересно


Английские академические традиции

Учителя иногда жили с семьями своих учеников, каждую неделю останавливаясь в новом доме. Их быт чем-то напоминал жизнь сельского доктора: необходимость просвещать местное население и долгие пешие переходы. Как жили врачи в российской глубинке, наши соотечественники наверняка представляют себе по произведениям Булгакова.

Один учитель из Висконсина писал в 1851 году о своём опыте «кочевого» домашнего преподавания:

Вот таким было провинциальное образование XIX века. Однако учителя не сдавались и продолжали нести просвещение даже сквозь вьюгу и метель.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: