Ценные советы родителям
1. Не показывайте ребёнку, что вы чем-то взволнованы или нервничаете. Потому что он, почувствовав что-то нехорошее, может попросту замкнуться в себе.
2. Начинайте учить ребёнка лёгким звукам и словам. Только так он сможет научиться говорить правильно и в срок.
3. Мама должна постоянно разговаривать со своим малышом. Даже находясь в положении, просто гладя животик, она может побеседовать с крохой. И пусть в этот диалог включается и папа.
4. Включив детскую передачу по телевизору, вы считаете, что малыш должен будет через какое-то время болтать? Живое общение – вот основа того, как научить разговаривать малыша.
Прочитав эту статью до конца, вы могли составить представление о том, как правильно научить детей говорить. И обязательно воспользуетесь советами, приведенными выше. Но главное правило – не ленитесь, занимайтесь с детками, чаще с ними разговаривайте и уделяйте им максимум времени. И тогда малыш вас удивит своим произношением и знанием слов не в четыре года, а в полтора.
Когда начинать занятия?
Важно не только то, как научить ребенка ставить ударение в словах. Важно также правильно выбрать время для начала занятий
Необходимо учитывать то, что все дети разные. Один ребенок развивается быстро, у другого это происходит медленнее.
Считается, что словарный запас, позволяющий строить фразы, формируется приблизительно к 3-4 годам. Необходимости в систематических занятиях в более раннем возрасте нет. Однако не стоит дожидаться и того момента, когда малыш пойдет в школу. Первоклассника научить правильно говорить сложнее, чем 4-5-летнее дитя. Решить проблему всегда труднее, чем предотвратить ее возникновение.
4 задание ВПР 4 класс русский язык
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Так звучит формулировка задания №4 в ВПР 4 класса по русскому языку. Казалась бы все просто, но упражнение таит в себе некоторые «подводные камни».
Очень часто ребенок, да порой и взрослый человек, произнося те или иные слова, неправильно ставит ударение. Это происходит по ряду причин. Например, так говорят в семье или в том месте, где проживает человек, а может быть просто по привычке. Но какова бы не была причина, ребенок при написании работы ВПР по русскому языку, должен будет поставить правильное ударение в словах.
Как правило, в задании предлагается 4-5 слов. Если ребенок выполнит все задание верно, то получит 2 балла, при наличии 1 ошибки — 1 балл, наличие 2 и более ошибок обнуляет возможные баллы полностью.
Терять баллы никому не хочется, тем более на таком несложном задании. Поэтому необходимо выделить некоторое время на отработку данного упражнения. Дети достаточно быстро запоминают правильную постановку ударения и начинают выполнять это задание быстро и правильно.
Упражнения и примеры
Наука, как делить по слогам слова, будет даваться деткам намного проще, если вы примените методы, которые специально были разработаны специалистами для этой цели, и уже успели успешно себя зарекомендовать. В качестве примеров можно навести некоторые из них, отличающиеся большой эффективностью:
Игра «Бродилки»
Маленьким детям нет никакого смысла объяснять сочетания сонорных в слогах и правила переноса слогов
В этом периоде лучше всего акцентировать внимание на запоминание конкретных слогов, выбирая изначально предельно простые слова – «машина, Миша, лето», прочее. Сделайте карту сказочного города с автобусными станциями, названиями которых будут слоги
Дайте малышу машинку или автобус и предложите попутешествовать по «схеме» определенного слова. За правильно проложенный маршрут вручайте медальку или другой подарок.
«Домик-Человек»
Приклейте несколько домиков к листу ватмана, дайте им названия слога, к примеру, ТА и ЛИ. Сделайте бумажных человечков, имена который будут иметь первый слог, идентичный названиям домов. Предложите детям «поселить» куколок правильно в домики.
«Иду по следу»
На листах А-4 напишите слоги слов и разложите их на полу по всей квартире. Предложите малышу пройтись по этим «следам», составляя разные слова.
«Рассели животных»
Сделайте 4 домика с разным количеством окошек (от 1 до 4). Объясните, что окошки – это слоги, и предложите обозначить количество слогов у разных животных с тем, чтобы «поселить» его в соответствующий домик.
«Часы»
Вместо цифр на циферблате часов положить нарисованное изображение разных картинок. Дети должны двигать стрелки таким образом, чтобы маленькая указывали на короткие названия картинок, а большая – на длинные. (Маленькие – это один слог, большие – два и больше).
«Собираемся в школу».
Собрать на столе предметы, которые нужны будут ребенку для школы. Предложите ему разложить их по двум портфелям или сумкам так, чтобы в первый попали вещи, называющие слова из 1 – 2 слогов, а во второй – от 3 и больше.
Ребенок, который усваивает основные правила деления слов на слоги, намного быстрее учится читать, лучше успевает в школе, и не испытывает особых трудностей при освоении определенных тем в языкознании. Об этом должен знать каждый родитель, которых желает успешного развития своего ребенка.
Почему ребёнок неправильно ставит ударения?
У этого может быть несколько причин:
Ребёнок постоянно слышит неправильные варианты постановок ударения. В садике, дома, с экранов телевизоров, из любимых мультфильмов – где-то ударения коверкаются намеренно, где-то это может быть случайной ошибкой
В любом случае, родителям необходимо тщательно следить за источниками знаний для своего ребёнка, а также контролировать своё произношение, ведь малыш очень быстро впитывает поступающую отовсюду информацию, и важно, чтобы она была сразу верной.
Недостаток общения с родителями. Дети обучаются всему через имитацию – подражание взрослым
Недостаток общения с родителями может сказаться как на общем развитии ребёнка, так и на его речи. Если ребёнок не слышит как нужно говорить – он начинает придумывать свои слова или свои варианты услышанных слов.
Разговор с детьми на “детском языке”, сюсюканье. Слыша неправильный вариант слова, ребёнок, естественно, будет думать, что так и нужно говорить. Ведь для ребёнка любой взрослый человек – это эталон для подражания. Особенно если это его родители.
Непонимание самого понятия – что значит “ставить ударение”. Почему “ставить”? Как оно может стоять? Мы же говорим, и когда произносим слова – то просто какие-то звуки звучат громче. Дети обладают конкретным мышлением и каждое слово воспринимают буквально.
Продажа документов с гарантией
Чтобы быстро получить настоящий диплом университета или техникума, выбирайте надежную компанию для заказа документа. Занимаемся дистанционной продажей корочек более десяти лет, поэтому гарантируем своим клиентам:
- Покупку без предоплаты;
- Печать на официальных бланках;
- Грамотное заполнение;
- Полную конфиденциальность;
- Бесплатную доставку.
В нашей фирме можно заказать оригинальный диплом, который не отличается от подлинника. Доставляем заказы курьерами, оплату принимаем после получения и осмотра посылки.
Продаем документы Вузов, дипломы о среднем специальном и начальном образовании, аттестаты школ, академические справки, удостоверения о повышении квалификации и другие образовательные бумаги.
«Молоточек»
Еще одна техника, которая, как правило, нравится маленьким детям, которые еще не ходят в школу. Нужно очень громко произнести выбранное слово и ударить молоточком. Удар совершается в момент произнесения самого громкого слога, что откладывается в памяти ребенка. Сначала малышу можно подсказывать правильное решение, затем он должен научиться определять его самостоятельно.
Использовать молоточек вовсе не обязательно. Как вариант, разрешается бить по столу кулаком или хлопать в ладоши. Это развлечение также придется детям по душе. Главная задача – выделить ударный слог с помощью громкого звука.
«Угадываем слова»
Как научить ребенка разбираться в том, где ставить ударение в слове? Упражнение «Угадываем слова» поможет в этом. Мама или папа произносит слово с неправильным ударением, а затем обращается к малышу с просьбой исправить свою ошибку. Скажем, можно произнести «кошка» с выделением второго слога, а затем предложить ребенку назвать правильный вариант. Постепенно задачу следует усложнять.
Существует и другая версия этой игры. Ребенку можно предложить выбрать правильный вариант сразу из пары слов с разными ударениями. К примеру, произнести «чашка», выделив сначала первый, а затем второй слог. Как правило, малыши угадывают верный вариант интуитивно, а регулярные тренировки способствуют этому. Также можно предложить ученику перебрать все варианты произнесения слова. После этого он должен выбрать тот, что, на его взгляд, лучше всего звучит.
Во сколько дети начинают читать
Нервная система ребенка запрограммирована таким образом, что у малыша имеется определенное количество стадий созревания головного мозга. К примеру, до 5-6 лет дети очень плохо усваивают различные абстрактные образы. Ребенок оперирует только конкретными и реальными фактами, событиями, которые он видит в данный момент или те, что он переживал ранее.
Чтобы разобраться с тем, во сколько дети начинают читать, необходимо учитывать тот факт, что к 3-4 годам ребенок не может различать следующие понятия – звук, буква, слог, слово. Дети смогут сложить буквы в слог и механически запомнить, как правильно пишется этот слог. Однако малышу будет крайне сложно прочесть простое предложение и самое главное – понять прочитанное.
Принимая решение научить собственное чадо читать, родители должны ответить себе на один вопрос: хочет ли этого ребенок? Чтобы начался активный процесс обучения, нужен стимул, без которого малыш будет выполнять поставленные задачи без всякого желания. Как правило, желание прочесть определенный текст, проявляется у детей к 6-7 годам (в некоторых случаях к 5 годам). Это сенситивный период – наиболее благоприятное время, когда нужно начинать изучение нового навыка.
Как часто необходимо заниматься?
Регулярность в любых занятиях приведёт к положительному эффекту, поэтому лучше заниматься с ребёнком каждый день, но постоянно менять форму занятий, иначе ребёнок будет скучать, хуже воспринимать информацию и с меньшим интересом заниматься. Оптимальной формой обучения детей можно назвать игровую форму. В игру можно превратить абсолютно любое действие, так что стоит проявить немного фантазии и скучные упражнения превратятся в развлечение.
Считалочки, стишки, рифмованные строчки.
Подойдут уже сочинённые кем-то или свои собственные стишки. С помощью них очень легко запоминается верное ударение, т.к. без этого строчки просто не рифмуются. *** Раз лохматая горилла Крокодилу позвонила. Он с гориллой не дружил, Сразу трубку положил. Ему лучше не звонить, Кто звонит, тому водить. *** В яслях дети баловались, Воспитатели ругались: «Не балуйтесь, ремешок Вас посадит на горшок». Очень эффективен и интересен приём сложения рифмовок: одно слово предлагает взрослый, а другое придумывает сам ребёнок, а затем сочиняется сам стишок. *** Шарфы-Марфы: Как у нашей МАрфы Все в полоску шАрфы! *** Каталог-потолок: Наш огромный каталОг Подпирает потолОк. *** Что за странный носорог Ел и твОрог и творОг
Упражнения
Все упражнения должны быть в игровой форме, многие из них можно вспоминать как бы между делом – на прогулке, в дороге, перед сном.
“Угадываем слова”.
Вы называете слово с неправильным ударением и просите ребёнка исправить. Например: собакА – собАка, кОнфета – конфЕта и т.д.
Другой вариант этой игры. Нужно выбрать правильный вариант из пары слов с разными ударениями. Как правильно? – чАшка или чашкА? цветОк или цвЕток? сОлнце или солнцЕ? Обычно, большинство детей интуитивно угадывают верный вариант.
“Позови меня”.
Нужно произнести название окружающих предметов так, словно они потерялись в лесу и мы зовём их: тУУУмбочка! табурЕЕЕтка! подокОООнник!
“Молоточек”. Произносим слово очень громко, и всего один раз за время произнесения нужно ударить молоточком. Ребёнок выбирает самый громкий слог, ударный. Можно вместо молоточка хлопать в ладоши или бить кулачком по столу.
Кубики Зайцева
Основная идея этих кубиков в том, что минимальной частицей речи является склад, и что все слова состоят из складов, а не букв. Кубики имеют разный размер и выполены из разного материала, а также по-разному “звучат”: Железно-золотые кубики – склады с мягким знаком Железно-деревянные – склады с твёрдым знаком Золотые – изображены гласные Железные – звонкие склады Деревянные – приглушённые склады Очень легко и наглядно можно объяснить звонкие и глухие согласные. Внутри кубика со звонкой согласной – звенящее наполнение, внутри глухой согласной – глухое постукивание. Следуя методическому пособию, прилагающемуся к этим кубикам, можно легко научить ребёнка правильно произносить слова, потому что весь материал обязательно пропевается, и таким образом будет понятно где находится ударный склад – пропевая слова, мы удлинняем склад с ударением. Выяснив, где он находится – ставим на него специальный кубик с ударением.
Становление осознанной речи
Произношение этих слов может быть не идеально, зато узнаваемо. К тому же, говорит малыш в определенных ситуациях: слово «мама» произносится, когда она заходит в помещение или же покидает его
Если малыш указывает, например, на кошку, говоря «кис», родителям важно подтвердить, что это кошка, а после уточнить у него, где она находится. Если ребенок покажет на животное, это означает, что он начинает понимать
Позднее на определенные вопросы ребенок сможет ответить не простым гулением, а конкретным словом.
Если даже ребенок не говорит, это еще не повод поддаваться панике. Вероятнее всего, он быстро догонит норму. После года жизни малыш стремительно наполняет свой словарный запас. Таким образом, не произнося еще названия определенного предмета, он понимает, о чем говорит взрослый. Малыш начинает выполнять простые просьбы, например, может принести мяч или игрушку, а также часто прибегает к указательному жесту, который сопровождается требовательной интонацией. Это свидетельствует о том, что постепенно наступает этап, когда ребенок начинает понимать, что ему говорят.
Как учат алфавит в 1 классе
Буквы малыши начинают учить еще в детском саду, поэтому в первом классе идет закрепление материала. Буквы учат не так, как они расположены в алфавите, а с учетом фонетической особенности букв и звуков.
- Начинают уроки с изучения гласных: А, У, О, Э, И, Ы.
- Следующая тема посвящена сонорным согласным – М, Л, Р, Н, а также букве Й.
- Затем изучают согласные буквы, которые образуют пары – твердые-мягкие, звонкие-глухие: Г-К, Д-Т, Б-П, З-С, В-Ф.
- После учат гласные, звучащие после мягкого знака, и состоящие из двух букв: Е, Ё, Ю, Я и мягкий знак.
- Наступает черед шипящих согласных: Х, Ч, Щ, Ц и разделительного твердого знака.
Единой методики по изучению букв в 1 классе нет. Последовательность меняется в зависимости от программы, по которой обучается класс, а также методики, утвержденной в школе. Есть учителя, разработавшие авторскую методику. Стандартный порядок изучения букв такой:
- Гласные, звучащие однозначно;
- Простые согласные;
- Парные согласные;
- Сложные буквы.
Теперь вы знаете, как подготовить ребенка к школе максимально комфортно и для малыша и для себя. Главное правило – обучение должно проходить в игровой форме. Используйте разные методики, наглядный материал, интерактивные плакаты, игры. Ваша задача — не требовать от ребенка, а заинтересовать его, мотивировать к дальнейшему обучению. Обязательно придерживайтесь советов психологов, логопедов и пусть у вашего ребенка будет увлекательное, счастливое детство.
Мне нравитсяНе нравится
Знакомство с ударением
( Произносят, выделяя голосом ударные слоги, и ударяя по ним молоточком).
Слог, который мы выделяем голосом, произносим более протяжно, громко, сильно, называется ударным. Мы словно ударяем по нему голосом. Какой ударный слог в слове «за мок»? ( Первый) А в слове «замо к»? (Второй)
Вот мы и выяснили, почему слова, состоящие из одних и тех же звуков, произносятся по разному – в них ударение падает на разные слоги. ( Ещё раз произносят слова, ударяя по ударному слогу молоточком или хлопком).
Развитие представлений о смыслоразличительной функции ударения.
В:
Раз мы справились с заданием, замок на воротах замка должен открыться.(Подходит к замку и открывает ворота. За ними три карточки со слогами:МА, ШИ, НА.) Что это, ребята? (Слоги) Прочитайте их.(Читающие дети прочитывают слоги) .
Давайте попробуем составить из этих слогов какое-нибудь слово. (Дети предлагают варианты. Получается слово МАШИНА. Карточки выставляются в соответствующем порядке на балконе замка.)
Проведём эксперимент: сделаем ударным каждый слог по очереди.
Далее произносят слово, выделяя голосом каждый слог, воспитатель ударяет молоточком, дети хлопком по парте. Определяют значение получившихся слов:
Ма
шина – вещь, принадлежащая Маше
Маши
на – автомобиль
Машина
– не имеет значения
В:
Мы называли слова с ударением на разные слоги и получали либо слова с разными значениями, либо вообще без значения, бессмысленные. Какой можем сделать вывод? (От ударения зависит значение слова).
Подходят к столику, на котором разложены карточки-картинки стрелки – стрелки,ирис – ирис, кружки – кружки, гвоздики – гвоздики.
Определяют количество слогов, находят ударный, произносят пары слов, выделяя голосом и хлопком ударный слог.
Физкультминутка.
В:
Молоточек предлагает вам поиграть с ним. Мы вместе с молоточком будем отстукивать разные ритмы.( Повторяют предложенные ритмы, сопровождая произношение хлопками в ладоши, по коленям, по бёдрам, кулачками и т.д.)
Закрепление нового материала.
В:
Посмотрите, ребята, перед вами герои ваших любимых сказок. Я думаю, им будет интересно узнать, какой слог в их именах ударный. Вы уже научились это делать, поэтому очень быстро справитесь с этим заданием.
(Дети по очереди называют героев сказки, произносят имя по слогам, определяют ударный слог).
Подведение итога.
В:
Игры в помощь
Если проблема все-таки возникла, корректировать ее можно начинать гораздо раньше шестилетнего возраста – примерно после 4 лет, когда ребенок учится составлять сложные предложения, активно пополняет свой лексикон. К этому времени ребенка в игровой форме нужно научить воспринимать слоги (например, хлопая в ладоши на каждый слог при произнесении слов).
После этого научить ребенка ставить ударение можно в игровой форме. Это интересно и не вызывает чувства «скучных обязательных уроков».
Какие это должны быть игры? Вот несколько примеров.
Покажите ребенку, что бывают слова, которые отличаются именно ударением, имея при этом одинаковое написание (а́тлас – атла́с, кру́жки – кружки́, за́мок – замо́к). Это не только интересно – так у дошкольника сформируется более четкое понимание, для чего нужно ударение.
Уделяя такое внимание ударениям в словах, ребенок должен понимать, что ударный слог будет более протяжным, а ударение может падать только на гласный звук, потому что только его можно «пропеть». Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов
Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, повышать самооценку
Обычно дети довольно быстро начинают понимать «мелодию» слов
Нужно только уделить этому вопросу некоторое внимание, научив своего ребенка в игровой форме правильно пользоваться этим. Ведь тогда окружающие смогут его легче понимать, а он станет более успешно обучаться в школе, чувствовать себя комфортно в общении, повышать самооценку
Закладываем навыки. Обучение ребенка речи в 6-12-месячном возрасте.
Шесть-двенадцать месяцев – это возраст, когда закладывается навык умения слушать и услышанное повторять
Разговаривая между собой, родители должны понимать, что малыш может полностью концентрировать собственное внимание на происходящем вокруг от десяти минут и дольше. Необходимо категорически исключить общение в его присутствии на повышенных тонах, резкий тон и громкие стуки
В процессе обучения речи наиболее эффективным в этот период является воспроизведение ребенком коротких музыкальных сказок
Поэтому, следует сосредоточить на этом особое внимание. Выбирайте аудиозапись, тщательно оценивая чёткость звучания слов и музыки, отсутствие резких скачков тональности в произведении, красоту музыкального оформления
Воспроизведение сказок осуществлять лучше фрагментами, постепенно увеличивая продолжительность звучания от трех минут и до десяти. Более длительное прослушивание эффекта в этом возрасте не имеет. Многократно прослушивая один отрывок сказки, малыш учится, и слушать, и повторять звуки и слова.
Со временем малыш научиться узнавать и слова, и мелодию, что родители непременно заметят. Ребенок поворачивает головку, ища глазами, источник звука, концентрируется и пытается услышанное воспроизводить самостоятельно. И пусть речь крохи ещё не слишком понятна, а многие слова искажены до неузнаваемости – но старания «на лицо». Это период лепета. Помогайте ему осваивать это невероятно сложную науку для него, повторяйте терпеливо звуки раз за разом, слова и фрагменты сказки. Не стоит бояться, что ребенку надоест многократное повторение одного и того же отрывка сказки. С каждым разом ребенок все больше и больше будет радоваться знакомым звукам.
Позаботьтесь, чтобы малыша ничего больше не отвлекало от увлекательного мира звуков и слов. Не настаивайте, если во время первых прослушиваний малыш не будет никак реагировать, не воспринимайте его равнодушие, как проблемы с речью. Пускай занимается привычными делами – играет, ползает. Постепенно, малыш начнет поворачивать на звук голову. Вовлекайте кроху в прослушивание, повторяя песню или музыкальные фрагменты сказки, как бы приглашая его к совместной деятельности. Если вы наберетесь терпения, то буквально через пару месяцев малыш будет сразу узнавать звуки и мелодию, пытаться их повторять.
Ни в коем случае не стесняйтесь мяукать, квакать, кукарекать вместе с ребенком. Эти банальные звуки позволяют не только развивать активное слушание, эмоциональное общение малыша и взрослого, психологический контакт, но и развивают речь.
В результате такое обучение ребенка речи уже к годовалому возрасту сформирует богатый словарный запас — до 100 слов. Конечно, это вовсе не обязательно должны быть полноценные слова. Более чем достаточно, чтобы к концу первого года жизни в его словарном портфеле было чуть более десятка самых простых слов (папа, мама, кака, дай…) и примерно пару десятков различных звукоподражаний (ааа – качаем куклу, жжж – машина приехала, ууу – самолетик летает, ав-ав – собачка и так далее). Все остальное это пассивный словарный запас – слова, которые ребенок понимает, воспринимает и соответственно реагирует (дай ручку, пойдем гулять, возьми чашку, встань с пола, нужно идти домой), но сам их не произносит.
Еще один весьма полезный совет для родителей, как научить ребенка говорить в год – это вести дневник, записывая его маленькие победы, отмечая «прирост» слов и звукоподражаний в речи ребенка.
Нормы развития речи у детей
Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.
Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр. Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским .
До года
В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.
В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).
От одного года до двух лет
В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).
От двух до трёх лет
В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне». Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.
Три года
В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день .
Почему это важно?
Постановка ударения напрямую влияет на будущую успеваемость ребенка. Ведь если ударения ставятся неверно, это влечет за собой и другие неприятности:
- новые понятия, входящие в лексикон дошкольника, будут восприниматься им неправильно, что грозит низкими оценками за грамотность;
- у малыша не возникает прямой связи между произносимыми словами и понятиями, которые они обозначают, а это затрудняет развитие интеллекта;
- неизбежно возникнут сложности при обучении навыкам письма и чтения.
Основной причинной такого явления современные психологи называют нехватку общения с родителями, когда малыш сам «додумывает», что и как нужно произносить. Вторая причина – общение родителей с ребенком на его «детском языке». Ведь дети учатся, во всем подражая примеру взрослых, находящихся рядом. Если с ним постоянно «сюсюкают», искажают речь, то в дальнейшем неправильное произношение ребенка придется корректировать с помощью специалистов.
Поэтому важно следовать двум важным правилам
- С дошкольником нужно всегда говорить правильно, давая нужный пример, произнося все слова четко, без искажений.
- Речевое окружение должно быть максимально активным: малышу проговаривают все, что происходит, что делают, собираются делать, куда идут, что видят, что для чего нужно и т. д.
Набираем обороты. Как научить ребенка говорить в год – полтора?
Если вы послушаете совета и возьмете за правило, как минимум, раз в неделю отмечать в дневнике новые слова и звуки малыша, то сами заметите, как растут темпы развития речи вашей крохи.
Общая тенденция: малыш пытается сначала подражать речи – таким образом, появляются слова-звукоподражатели, затем усваивает постепенно правильную норму произношения слов.
Сначала, к примеру, «бух» — означающее «упасть», затем «пал», например, как часть правильного слова «упал», и только затем слова «упасть», «упал», «падаю».
Самое банальное, и одновременно самое полезное правило, как научить ребенка говорить правильно – называть всё, что видите, что происходит и т.д., и сразу называть правильно. Не следует поддаваться искушению, говорить с малышом на его «детском языке», не говорите «ням-ням кашу», вместо, «будем кушать кашу». Дома, на прогулке, везде показывайте и называйте предметы и события, которые вас окружают: «это дом маленький, а это дом большой, это грузовик проехал, кошка умывает котят, солнышко вышло из-за тучки, берем лопатку в ручки, пойдем в песочницу играть …».
Научить, правильно говорить помогут несложные фразы, построенные по типу существительное + прилагательное, или существительное + глагол. Если они будут часто повторяться, ребенку проще будет их запомнить. Выученное вчера новое слово, обязательно повторите сегодня и закрепите завтра, постепенно вводя все новые слова, события и понятия.
К примеру, слово «мячик». Для начала добейтесь того, что малыш зафиксировал это понятие в памяти – сам говорил название предмета, когда вы его показываете, называл «мячик» «мячиком». Далее расширяйте знания ребенка об этом предмете: этот мячик красный, а это мячик зленный, далее мячик круглый (кубик квадратный – для сравнения отличий по форме), затем мячик скачет, прыгает, мячик можно бросать друг другу (свойства предмета и действия, которые можно с ним производить). Потом мячик большой и маленький и так далее. Каждый раз обязательно демонстрируйте свойства предмета. Лучше всего обучение облечь в игру. Ребенок вообще, лучше запоминает слова и события, если они подкреплены какими-то действиями: мячик кидаем, цветочек нюхаем, книгу листаем….
Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.
Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.
Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.