Оценки в зачетке от предыдущих преподов
Часто бывает так, что экзаменатор колеблется, какую оценку поставить — пониже (чтоб студентики не расслаблялись) или повыше (за красивые глаза). И тогда он, как бы невзначай, смотрит на предыдущие оценки в зачетке. Видит там хотя бы один «тройбан» — и с чистым сердцем ставит пониже.
Именно поэтому, если вы сдаете сессию с задержкой (сам в свое время ни разу не сдал сессию вовремя), имеет смысл начать с тех предметов, по которым у вас гарантировано будет хорошая оценка. Преподаватель — коллективное существо. Увидев, что остальные поставили хорошие оценки, он решит: «Да че бы и не поставить повыше? Кузьма Алексеич, вон, и Изольда Семеновна тоже его валить не стали, они ж не дураки».
Но нужно понимать, что все это — чисто психологические уловки, которые работают только тогда, когда студенту, как минимум, есть что сказать. Если он откровенный дурень, раззява и появлялся на глазах у препода всего пару раз за семестр — ничерта не поможет.
Эффективные стратегии поведения
Существует категория особо впечатлительных студентов, которые моментально опускают руки и отказываются от обучения в университете из-за неготовности к сессии. Это категорически запрещено делать. Человеческий мозг – очень сложная система, и не секрет, что в критической ситуации он способен выдать удивительную логическую цепочку размышлений. Ученые доказали, что во время стресса человек может вспомнить любую информацию, которая хранится в его памяти, а для студентов экзамен как раз таковым и является.
Чтобы не упасть в грязь лицом на экзамене, рекомендуется сперва составить план действий. Его составляющие зависят от времени, оставшегося до испытания:
- Если важный экзамен будет через неделю, то нужно успокоиться и планомерно готовиться к нему. Этого времени должно быть достаточно для изучения базового материала по любой дисциплине. Первый день подготовки нужно посвятить поиску ответов на вопросы. Затем наступает пора детального изучения материала. Последний день всегда нужно оставлять для повторения пройденного.
- Если до экзамена остаются сутки, самым оптимальным вариантом будет изготовление шпаргалок. Во-первых, во время поиска и отбора информации студент будет ее незаметно запоминать. Во-вторых, шпаргалки будут в качестве подстраховки и заставят учащегося вести себя более уверенно. Нет смысла углубляться в материал и читать сразу все ответы. В этом случае студент просто не успеет подготовиться нормально, а из-за большого объема информации и голове будет одна каша.
- Если неожиданно для учащегося экзамен начнется через несколько часов, то остается в авральном режиме вспомнить все, что он когда слышал на лекциях, а также заручиться поддержкой однокурсников. Можно постараться сделать шпаргалки по самым сложных вопросам. И уж точно нужно придумать вескую причину своей неготовности. Времени для этого будет предостаточно.
Не рекомендуется пропускать экзамен. В этом случае администрация учебного заведения может отказать в пересдаче. Иногда разрешается отпроситься заранее. Это даст больше времени на подготовку, но спрос со студента будет выше.
Важно понимать, что по некоторым предметам для получения удовлетворительной оценки достаточно выучить главные правила, формулы или даты. Это можно сделать за одну ночь
Что нужно уметь
Для того, чтобы успешно справиться с заданиями первой части необходимо уметь:
— делать вычисления и преобразования
— выполнять преобразования алгебраических выражений
— решать уравнения, неравенства и их системы
— строить и читать графики
— работать со статистической информацией, находить
частоту и вероятность случайного события
— выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами
— использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни, уметь
строить и исследовать простейшие математические модели.
Для успешного выполнения заданий второй части необходимо уметь:
— решать уравнения, неравенства и их системы
— строить и читать графики функций
— выполнять действия с геометрическими фигурами,
координатами и векторами
— моделировать реальные ситуации на языке алгебры;
составлять выражения, уравнения и неравенства по
условию задачи; исследовать построенные модели с
использованием аппарата алгебры
— проводить доказательные рассуждения при решении
задач, оценивать логическую правильность рассуждений,
распознавать ошибочные заключения
Подробную информацию о требованиях к сдаче экзамена, проверяемых разделах курса и уровне сложности заданий смотрите в .
Приметы перед экзаменом
1. С началом экзаменов рекомендуют носить одну и ту же одежду и не менять ее, чтобы привлечь удачу. Считается, что новые вещи не несут никакой полезной информации на экзаменах.
2. Многие верят, что перед экзаменом нужно спать на учебнике, конспекте или шпаргалке, которые нужно держать под подушкой открытыми на нужной странице, чтобы знания проникли в голову человека и лучше усвоились.
3. Перед экзаменом школьник или студент также может попросить родственников или друзей ругать его. Считается, что это приносит удачу. Чем крепче ругательства, тем лучше. Единственное слово, которого стоит избегать — это «дурак».
бронзовой собаки
5. На последней странице в верхнем правом углу зачетки нарисуйте домик с окошком и трубой из которой идет дым. При этом, чем длиннее будет дым, тем больше шансов сдать сессию успешно. Однако следует быть осторожным, чтобы от таких художеств зачетка не стала недействительной.
6. Чтобы узнать номер билета, подойдите к беременной женщине и попросите назвать любое число в пределах определенного диапазона.
7. Также на помощь в экзаменах может прийти небольшой талисман. Для этого в обувь под пятку кладут пять копеек, чтобы получить отличную оценку. Считается, что металл стимулирует зоны ступни, которые отвечают за активность мозга, тем самым повышая шансы на успех.
Как справиться с разочарованием и чувством вины?
В нашем обществе есть достаточно строгие представления о том, что должен делать человек: окончить школу, поступить в колледж или вуз, пойти на работу, завести семью, детей, купить квартиру, машину, построить карьеру. И это нормально, что нам тревожно, когда мы этим представлениям не соответствуем. Так же нормально испытывать негативные эмоции, когда под эти представления не подходят наши дети.
Другой вопрос, стоит ли взращивать, развивать, подпитывать эти негативные эмоции и у себя, и у ребенка. Вот лишь несколько доводов против этого:
- Ребенку и без того тяжело. Как бы он себя ни вел и что бы ни говорил, он тоже очень боится оказаться плохим, неправильным. И именно взрослые обладают достаточной силой, чтобы удержать его от падения в бездну заниженной самооценки.
- В лучшую сторону от этого ничего не изменится. Хорошо, если это никак не повлияет на ребенка. Но скорее всего, если родители будут его обвинять, у него будет еще меньше желания нести ответственность за свою жизнь.
- Отдышаться и отдохнуть порой необходимо. Учеба в старших классах, подготовка к экзаменам, переживания подросткового периода очень мешают ребятам понять, чего они действительно хотят от жизни. Многие бросают вузы после первого-второго курса, многие оканчивают вуз, но ненавидят свою работу. Ваш ребенок в этом плане будет в выгодной позиции: у него появится время, чтобы выдохнуть, подумать и лучше понять самого себя.
В таких случаях еще очень часто приводят примеры вроде Стива Джобса, Романа Абрамовича, Марка Цукерберга, Билла Гейтса – людей, которые добились невероятного успеха в отсутствие высшего образования. Может, ваш ребенок и не станет миллиардером, но быть счастливым и успешным без диплома он точно сможет.
10 советов, как подготовиться к ОГЭ по математике и сдать его, если ничего не знаешь
Нам это знакомо: экзамен на носу, а ученику кажется, что он ничего не сдаст. Советуем не спешить с выводами. Если все рассчитать, можно успеть подготовиться на 3 или 4. А вот если не заниматься совсем, то результат и правда будет плохим. Все зависит только от вас.
Мы собрали 10 лайфхаков от преподавателей, которые основаны на опыте экзаменов 2021 года и помогут как можно лучше сдать ОГЭ по математике. Пользуйтесь ими, и ваши шансы на хорошую оценку возрастут.
2. Готовьтесь по плану
Сверьтесь с расписанием экзаменов на 2022 год — это можно сделать на том же сайте ФИПИ. После этого составьте список тем, которые вам нужно повторить, и распределите их по дням недели. Будет полезно перед этим узнать, какие разделы вы знаете лучше, а какие — хуже. Для этого на онлайн-курсах подготовки к ОГЭ по математике в Skysmart мы проводим специальный тест на определение уровня знаний.
3. Тренируйтесь играя
Сухие материалы и стандартные задачи помогают набить руку, но со временем утомляют. Если хотите разгрузить мозг и при этом потратить время с пользой, сделайте подготовку динамичнее. В этом помогут полезные ресурсы с нестандартными задачами по алгебре и геометрии, математические игры и приложения для iOS и Android.
Ходите на дополнительные занятия
Если есть возможность, не отказывайтесь от помощи наставника. Его пользу трудно недооценить: к примеру, на курсах в Skysmart учитель расскажет вам детали экзамена, поможет морально подготовиться к нему, научит решать каждое задание и даст все необходимые материалы.
5. Много практикуйтесь
Чем больше задач вы решите на этапе подготовки, тем проще будет справиться с ними на настоящем экзамене. Тренироваться можно на заданиях из открытого банка ФИПИ, школьных учебников и дополнительных материалов, и т. д. Это поможет вам хорошо подготовиться к ОГЭ по математике и сдать его как можно лучше.
6. Учитесь считать устно
Опыт наших экспертов говорит, что на экзаменах по математике школьники чаще всего теряют баллы из-за арифметических ошибок. Чтобы и вы не попали в эту грустную статистику, советуем тренировать устный счет. Для этого старайтесь меньше пользоваться калькулятором во время подготовки, изучите специальные приемы для быстрого счета. Например, формулы сокращенного умножения.
7. Пишите пробники
Тестовые экзамены — ваше главное тренировочное поле перед настоящим экзаменом. Старайтесь решать пробники в начале, в середине и к концу подготовки. Так вы будете понимать, удается ли вам заполнять пробелы и улучшать результаты. Как сдать пробный ОГЭ по математике — можно узнать у вашего учителя алгебры и геометрии.
8. Помните об отдыхе
Чтобы мозг эффективно усваивал информацию, ему нужен отдых. А потому не занимайтесь по нескольку часов подряд без перерыва, меняйте деятельность в течение дня. Помните об отдыхе, когда будете составлять план занятий на неделю: оставьте хотя бы один выходной день.
ЕГЭ — чистое зло? Много эмоций и мало данных
Например, уже в 2012–2013 годах в ходе опросов, проведённых исследователями Высшей школы экономики в девяти российских вузах, часть респондентов связали падение качества школьной подготовки с введением ЕГЭ.
«В последнее время поступают к нам бывшие школьники, и база всё ниже и ниже», — такую цитату одного из преподавателей приводят исследователи. С точки зрения педагогов, подготовка к экзамену в тестовом формате не развивает навыки креативного мышления и устной коммуникации, а в целом школьное обучение направлено на подготовку к экзаменам, а не на получение знаний.
Интервью и фокус-группы с учителями Москвы и Ростова-на-Дону, проведённые в 2017–2018 годах, показывают, что в учительском сообществе тоже распространено неприятие ЕГЭ. Главные проблемы экзамена, по мнению учителей, всё те же — стандартизация, внедрение одинакового для всех подхода вместо индивидуального, ориентация на скорость оценки, на количество проведённых экзаменов в ущерб их качеству. При этом учителя воспринимают тестовый формат проверки знаний как заимствованный и чуждый отечественной педагогике, и это тоже вызывает у них отторжение.
Такие позиции преподавателей вузов и школ — явный повод обратить внимание на проблему. Они могли бы подтолкнуть научное сообщество к исследованиям того, как изменились уровни интеллекта, критического мышления, креативности, конкретных предметных знаний и навыков выпускников с тех пор, как ЕГЭ стал обязательным
Проблема в том, что прямых данных для таких исследований нет.
Не существует базы данных, например, об IQ выпускников школ 2000 года, информацию из которой можно было бы сопоставить с результатами выпускников-2020. Никто не замерял креативность российских старшеклассников год за годом. А выпускные и вступительные экзамены в разных школах и вузах до введения ЕГЭ были слишком разными, чтобы на их результаты можно было опираться в сравнениях.
Поэтому публикации противников ЕГЭ, даже облачённые в форму научной статьи, — это всё ещё мнения и личные позиции экспертов. Большинство аргументов в этих эмоциональных выступлениях — ссылки на мнения других специалистов. В тех случаях, когда есть попытка воспользоваться количественными данными, их явно недостаточно для масштабных выводов.
Например, исследователи из Тюменского госуниверситета и Тюменского индустриального университета сравнили результаты теста на креативность мышления у 300 современных студентов и у школьников 9–11 классов в 1994 году. Баллы студентов по оригинальности оказались ниже. Однако в книге, из которой взяты данные о креативности школьников 90-х, приведены только средние баллы по классам и указано, что всего было исследовано 500 учащихся школ Москвы в возрасте 6–17 лет. Какая часть выборки училась в старших классах, что это были за школьники, существовали ли они на самом деле — сказать сейчас нельзя. Авторы исследования в Тюмени высказали предположение, что спад уровня креативности связан с клиповым мышлением современных молодых людей и с натаскиванием школьников на тесты для успешной сдачи экзаменов в старших классах. Но точных данных для проверки этих гипотез, к сожалению, нет.
«Детей вогнали в стресс»
По информации департамента образования Югры в 2019 году с первой попытки ОГЭ по математике не сдали порядка 20% девятиклассников. В 2020-м из-за пандемии экзамен был отменён. В этом году число «неудов» по математике выросло до 25%, а в отдельных школах округа до 50%. В Сургуте первую попытку провалили 1700 человек! Конечно, подводить окончательные итоги рано. 16 июня ребята имели возможность пересдать экзамен. Ещё один резервный день — 2 июля. Но вопрос, почему возникают такие проблемы, остаётся.
«Зачем нужен этот аналог ЕГЭ в девятом классе? Детям по 15 лет, они ещё не понимают важность образования в современном мире, а мы их вгоняем в такой стресс, постоянно напоминая, что за провал на экзамене им светит только работа дворника. А куда смотрят родители, вспомните, как воспитывали нас?» – вопрошает вартовчанка Анна Захарова в соцсетях
Есть версия, что причина провала кроется в трудных задачах.
ОГЭ по математике не смогли сдать около 25% учащихся 9 классов школ Югры
Подробнее
«В этом году включено дополнительное задание по геометрии, которая всегда являлась предметом повышенной сложности. Такая ситуация типична для всей России», – объясняет директор департамента образования Нижневартовска Инна Святченко. С этим согласен руководитель департамента образования Югры Алексей Дренин. Но лишь отчасти. По его мнению, на низком уровне подготовки к ОГЭ мог сказаться и «дистант».
Где посмотреть правила сдачи и пересдачи экзамена
Основной регулирующий нормативный документ — Закон об образовании. Но конкретные правила проведения ГИА в форме ОГЭ утверждены совместным Приказом Минпросвещения и Рособрнадзора №189/1513 от 07.11.2018г. В нем подробно рассмотрены все ситуации пересдачи при получении неудовлетворительного результата по ОГЭ.
ГИА в форме ОГЭ проводится по четырем предметам (два обязательных — это ОГЭ русскому языку и ОГЭ по математике, и два — по выбору) в три этапа: досрочный, основной, дополнительный (собственно пересдача осенью, стартует не раньше 1 сентября).
У первых двух этапов есть резервные дни для второгодников и не попавших на ОГЭ в основные даты по уважительным причинам (болезнь, авария, смерть близкого и т.д.).
Что делать при получении неудовлетворительного результата по ОГЭ
Какие возможности есть у ученика, не сдавшего ОГЭ:
- подать апелляцию. Это можно сделать, если не сдать ОГЭ по выбору или обязательный экзамен. У учащегося есть право оспорить результаты, если были допущены нарушения установленного Порядка проведения ГИА или он не согласен с выставленными баллами. Содержание и структура заданий оспариванию не подлежат;
- пересдать в резервные даты. Такая возможность есть только у заваливших один или два экзамена;
- пересдать в дополнительные сроки, осенью. Это право предоставлено получившим «неудовлетворительно» по трем или четырем предметам и несправившимся с заданиями при пересдаче в резервные даты.
Можно не сдать ОГЭ в 9 классе 2 раза и не остаться на второй год, если с третьей попытки получить хотя бы тройку, но только при завале одного или двух предметов. Такие выводы следуют из прочтения положений раздела VIII Порядка проведения ГИА в форме ОГЭ.
Как нам реорганизовать ЕГЭ
За годы применения ЕГЭ некоторые противники такой формы экзамена изменили своё к нему отношение. Например, известный педагог Евгений Ямбург считает, что в современном виде ЕГЭ по большинству предметов не так уж отличается от классических экзаменов: тестовая «угадайка» осталась в прошлом.
Сторонники единого госэкзамена не считают его идеальным, но предлагают менять систему постепенно. Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ Виктор Болотов, известный как создатель ЕГЭ (в годы введения эксперимента он был заместителем министра образования), видит такое будущее единого госэкзамена:
«На мой взгляд, в нынешнем виде он уйдёт. На базе созданной для него инфраструктуры в перспективе будут развёрнуты центры по независимой оценке уровня предметных знаний, различных видов грамотности, уровня развития „мягких навыков“ (в этом направлении начали работать и в OECD, и в движении WorldSkills). Эти центры будут выдавать сертификаты, которые человек будет собирать в портфолио и использовать и при поступлении на учёбу, и в конкурсе при приёме на работу. Прототипы таких центров есть, один из примеров — центры, где проводится TOEFL».
Рособрнадзор уже планирует создать ресурс для цифровых портфолио учеников «Мои успехи», где школьник сможет собрать свои достижения и представить их в вуз как дополнение к результатам ЕГЭ.
С другими предложениями о реформе ЕГЭ выступает главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артём Соловейчик. По его мнению, главное — независимость процедуры и результата:
«ЕГЭ должен быть добровольным и включать в себя несколько попыток. Проводить ЕГЭ должны независимые негосударственные тестирующие компании, а его результаты должны принадлежать ученику и его семье. Главным результатом нашей модели ЕГЭ является невозможность использовать его результаты для оценки качества работы учителя, школы, региона. Мы хотим направить ЕГЭ исключительно на интересы детей, на облегчение их взаимодействия со школой и вузами, на упрощение их вхождения во взрослую жизнь».
Член Общественного совета при Минпросвещения Александр Привалов настаивает на необходимости сохранить ЕГЭ как вступительное испытание для поступающих в вузы, а в школу вернуть классические выпускные экзамены:
«Только так можно остановить и повернуть вспять негласное, но вполне очевидное уплощение школьного образования. Сегодня большинство даже и тех учеников, кто намерен поступать в вузы <…> ограничивают серьёзные занятия изучением тех двух-трёх дисциплин, по которым решили сдавать ЕГЭ. О каком-то, как мы по привычке говорим, гармоническом образовании школьников и заикаться должно быть стыдно. Большинство строчек в нынешних аттестатах суть как минимум неприкрытое лицемерие».
Если выделить общее в этих рассуждениях, получится, что ЕГЭ вреден как экзамен, от которого зависит всё: получение аттестата, поступление в вуз, оценка труда учителя и эффективности школы. Это вынуждает школьников фокусироваться на нужных для ЕГЭ дисциплинах, а учителей (особенно по обязательным предметам) — перекраивать программы, чтобы ученики справились с ЕГЭ хотя бы на минимальном уровне.
При этом от части достижений ЕГЭ — например, упрощённой системы поступления в вузы — отказываться не нужно. Другое дело, что входными данными для приёма в университет не обязательно должны быть результаты стандартизированных тестов. Может быть, уже в ближайшем десятилетии мы увидим систему онлайн-поступления на основе всего учебного «цифрового следа» школьника, а не суммы баллов ЕГЭ.
«Удалёнушка» виновата?
В Югре, как и по всей стране, дети заканчивали 2020 учебный год на удалёнке. С осени школы стали практиковать смешанный формат обучения и только в начале этого года вернулись к привычному режиму работы. По сути, дети почти полгода обучались дистанционно.
Статья по теме
Школа особого режима. После 5 месяцев удаленки дети вернулись за парты
учитель математики из Ханты-Мансийска Ирина Курковская
«Образовательный уровень учеников, переходящих из начальной школы в среднюю, с каждым годом падает. Слишком перегружена программа, дети не могут сразу адаптироваться к 5 классу, поэтому возникают трудности. Классы нужно разделять по успеваемости учащихся. Кто-то усваивает материал быстро, а с кем-то приходится долго заниматься», – говорит педагог.
С этим мнением согласна и учитель начальных классов Марина Коробцова: «Уровень знаний начал падать 6-7 лет назад, когда сменили программу. Причин, конечно, нам не объяснили. Некоторые учителя втихушку продолжают обучать детей по учебнику Петерсон. Ведь начальная школа – это фундамент всех знаний». Речь идёт об учебнике Людмилы Петерсон для 1-4 классов. В 2014 году он не прошёл государственную экспертизу и был исключён из школьной программы. Эксперт Российской академии образования Любовь Ульяхина сочла, что «содержание учебника не способствует формированию патриотизма»…
Алгебра, геометрия и ОГЭ – что пойдет в аттестат
В учебном плане школы предмет «математика» может быть разделен на два отдельных курса – алгебру и геометрию, и за каждую дисциплину годовая оценка выводится отдельно. Но в аттестате есть общая графа только для математики в целом. В этом случае вычисляется среднее арифметическое трех оценок: за каждый предмет и за ОГЭ. Конечный результат пойдет в аттестат за 9 класс.
На примере:
За год по алгебре – 5, по геометрии – 4. На ОГЭ девятиклассник получил за всю математику 4. Среднее арифметическое: (5 + 4 + 4) : 3 = 13 : 3 = 4,3. Результат округляется до четырех. Именно эта оценка ставится в аттестат.
Таблица оценок в аттестат за ОГЭ по математике – округленное среднее арифметическое за два предмета (алгебра + геометрия) и экзамен
Алгебра |
Геометрия |
ОГЭ |
Аттестат |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
4 |
Комбинаций оценок за год и за ОГЭ, при которых в аттестат пойдет тройка, немного – всего четыре.
Экстернам, которые учились в форме семейного образования или по неаккредитованным программам и прошли в аккредитованной школе ГИА за 9 класс, в аттестат за все четыре предмета (русский, математику и два «выборных») пойдет среднее арифметическое оценок за промежуточную аттестацию и ОГЭ.
Подробно правила заполнения аттестатов за 9 класс и методика подсчета оценок (пункт 5.3) изложены в приказе Минпросвещения .
Как учатся в университете те, кто поступил по ЕГЭ
Попытки определить, предсказывают ли баллы ЕГЭ будущие успехи первокурсника в вузе, начались сразу после введения обязательного экзамена. Если по баллам ЕГЭ можно спрогнозировать будущую успеваемость в университете, это означает, что способность сдать ЕГЭ на высокий балл совпадает с умением учиться. Такие исследования отвечают на важный практический вопрос: можно ли использовать ЕГЭ как вступительный экзамен в вуз, отражает ли он академические способности выпускников?
Крупное исследование ВШЭ на выборке из 19 тысяч студентов, поступивших в российские вузы в 2009–2011 годах, дало положительный ответ. Оказалось, что по суммарному баллу ЕГЭ можно прогнозировать успеваемость на первом курсе университета, причём это работает для любых факультетов. Эта предсказательная способность оказалась не очень большой — авторы статьи называют её всего лишь «приемлемой», — но устойчивой.
И до этого масштабного исследования, и в последующие годы другие исследовательские коллективы искали связь между баллом ЕГЭ и учёбой в вузе по своим данным. Вот несколько примеров работ, в которых успехи первокурсников удалось предсказать по результатам единого госэкзамена:
- Для студентов, поступивших в Международный институт экономики и финансов ВШЭ в 2009–2011 годах, баллы ЕГЭ позволили прогнозировать рейтинги по успеваемости после первого, второго и отчасти (для экзаменов по английскому языку и математике, но не по русскому языку) третьего курсов. При этом учащиеся, поступившие в вуз по результатам олимпиад, а не только ЕГЭ, на всех трёх курсах показывали рейтинги выше.
- Похожая картина — по баллу ЕГЭ можно предсказать успехи студента, но олимпиадники учатся лучше — наблюдалась в те же годы на химическом факультете МГУ.
- В 2014–2016 годах в Ярославском государственном медицинском институте баллы ЕГЭ по химии, биологии и русскому языку вполне позволяли предсказать академический рейтинг студента по итогам первого курса.
- В 2015 году авторы из Петрозаводского госуниверситета на основе данных за четыре года не просто показали связь между баллами ЕГЭ и успеваемостью в вузе, но и предложили использовать эту находку на практике. По их мнению, стоит выделять первокурсников, поступивших с самыми низкими баллами ЕГЭ, в «группы риска» и проводить для них дополнительные занятия.
- Исследование в 2017 году в Саратовском техническом университете закончилось с тем же результатом: сумма баллов ЕГЭ предсказывала средний балл первого курса.
Но далеко не все исследования подтверждали, что выпускники с самыми высокими баллами ЕГЭ становятся лучшими студентами. Похоже, что результаты единого госэкзамена в принципе не обладают предсказательной силой для некоторых форм обучения:
- В Уральском медуниверситете баллы ЕГЭ сопоставлялись с оценками за курс анатомии в 2014–2015 годах. И не у всех студентов эти параметры были связаны. Для тех первокурсников, кто обучался по целевому набору за счёт местного бюджета, результаты ЕГЭ вообще не предсказали успеваемость в вузе.
- Не нашлось связи между баллами ЕГЭ и успеваемостью в Школе перспективных исследований Тюменского госуниверситета. Только у первокурсников с самыми низкими баллами ЕГЭ были проблемы в учёбе в вузе. У тех же, кто поступил с приличными баллами, нельзя было предсказать дальнейшие успехи по результатам ЕГЭ.
Возможная причина — необычные условия приёма или обучения в университете. Например, в Школе перспективных исследований практикуется модель свободного образования: студенты бакалавриата выбирают профиль только после второго курса, и в течение всего обучения выбирают сами около трети всех курсов. ЕГЭ не оценивает нужные для такой учёбы характеристики и поэтому не информативен. А в случае медицинского университета балл ЕГЭ не был показателен, вероятно, потому, что не он определял шансы на поступление при целевом приёме.
Но есть ещё один нюанс: ЕГЭ по математике из года в год даёт ничтожно мало информации о том, как выпускник будет обучаться на технической или другой профильной специальности.
- Попытка в 2014 году выяснить, будут ли оценки по математике в вузе выше у тех, кто получил высокий балл на ЕГЭ по этому предмету, результата не дала.
- Данные 2019 года из другого вуза подтверждают, что экзамен не даёт информации для прогнозов по предметам: балл ЕГЭ по математике и оценка за экзамен по той же дисциплине по итогам первого курса не связаны.
- В исследовании 2018 года авторы сделали вывод, что первокурсники и с 70-ю, и с 90 баллами ЕГЭ по математике демонстрируют примерно одинаковый уровень реальных математических компетенций — достойный только оценки «удовлетворительно».
Плохие приметы перед экзаменом
-
Не нужно возвращаться домой, когда вы вышли. Если же в этом есть острая необходимость, то перед тем как зайти, посмотрите в зеркало и высуньте язык.
-
Если по дороге не экзамен вы встретили черную кошку, нужно плюнуть три раза через левое плечо и постучать по дереву или, если вы успеете, проскочить перед ней.
-
Если по дороге в школу или университет вы первым встретите мужчину – вам повезет, а если женщину – удача может отвернуться. Если вы встретили беременную женщину – к удаче, а если полицейского, бомжа или пожарника – к неудаче.
-
Если вы наступите на люк по дороге на экзамен, нужно коснуться рукой чего-то, чтобы отдать неудачу.
Почти у каждого есть своя больная тема, которую ни в коем случае нельзя затрагивать
Однажды я был помощником на экзамене у более опытного и уважаемого преподавателя, набирался опыта. Так вот, там был студент, который все время шел на «отлично» — редкий умник, в хорошем смысле. И он оказался завален просто безбожным образом. Решив проявить эрудицию, он что-то не к месту ляпнул про Маркса (и даже вполне нейтральное). Бури не было, но в воздух в помещении наэлектризовался, и всех едва не убило тяжестью взгляда старшего преподавателя.
А вот не надо было умничать в присутствии заслуженного марксиста республики. Выясните заранее, какие у препода триггеры и обходите их стороной. Это даже не обязательно политика, может, он обожает котов и ненавидит псов или принципиально не пьет. Потерпите полчаса и не шутите при нем про шаурму с котиками и про то, как здорово нажретесь после экзамена.
Особое внимание геометрии
Когда в апреле провели пробный экзамен, то обнаружили много работ, в которых практически масса неудовлетворительных отметок именно по геометрии. Желательно готовить справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». Затем выполнить набор задач разного типа сложности по этим темам (брать задания из открытого банка)
Например, по теме «Окружность» рассматривают вопросы:
В экзаменационной работе 8 заданий по геометрии
Поскольку геометрию в школе проходят по остаточному принципу, поэтому приходится уделять ей особое внимание.
При таком подходе значительно увеличивается количество заданий, решаемых учениками и проверяемых в группе друг у друга.
прямые, отрезки и углы, связанные с окружностью;
свойства вписанных и центральных углов;
углы между хордами, касательными и секущими;
свойства хорд;
соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих;
свойства дуг и хорд, длина дуг и хорд, площадь круга и его частей;
взаимное расположение двух окружностей.. По теме «Треугольники» рассматривают вопросы:
По теме «Треугольники» рассматривают вопросы:
- признаки равенства треугольников;
- неравенство треугольника;
- определение вида треугольника;
- 4 замечательные точки треугольника;
- теорема синусов;
- теорема косинусов;
- площади треугольников;
- признаки подобия треугольников;
- вписанные и описанные треугольники.
По теме «Четырёхугольники» рассматривают вопросы:
- вписанные и описанные четырёхугольники, их свойства и площади;
- параллелограмм и его свойства;
- трапеция и её свойства;
- прямоугольник, его свойства и признаки;
- ромб, его свойства и признаки;
- квадрат, его свойства и признаки.
ЕГЭ – новые технические возможности
В этом учебном году контрольно-измерительные материалы ЕГЭ будут направляться во многие регионы страны в электронном виде (в 2019 году эта система прошла испытание в 9 регионах России). Специалисты Федерального центра тестирования пришли к выводу, что такой способ позволяет не только кардинально сократить время доставки и уменьшить затраты на проведение экзамена, но и помогает защитить экзаменационные материалы от несанкционированных вскрытий до начала экзамена.
словам специалистов, передачу контрольно-измерительных материалов в электронном виде во все субъекты РФ без исключения планируется внедрить на протяжении ближайших 2-3 лет.
В перспективе к списку обязательных государственных экзаменов планируется добавить иностранный язык, но это произойдет в следующем 2021/22 учебном году, после соответствующей подготовки, обсуждения вопроса о дифференциации уровней сложности и апробации. Обязательным экзаменом для ЕГЭ станет и история (не спешите пугаться, это произойдет только в 2023 году), но пока, в некоторых регионах, экзамен по предмету пройдет экспериментальную проверку.
В прошлом году в экзаменационных материалах существенно сократилась тестовая часть. Такой формат сохранится и на предстоящих экзаменах. По мнению разработчиков экзаменационных материалов, творческие задания позволяют выявить максимально полную картину способностей выпускников, и, соответственно, по достоинству их оценить. Именно поэтому в последние годы наметилась тенденция постепенного ухода от формальной проверки знаний, когда ученику предлагается практически угадать вариант ответа из предложенного списка.
Обязательные устные упражнения и правила быстрого счёта
Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения на каждом уроке отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-й степени, разложение на множители, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.
Помогает в организации устных вычислений книга под редакцией Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С. Ю. «Устные вычисления и быстрый счёт. Тренировочные упражнения за курс 7-11 классов» (Ростов-на-Дону: ЛЕГИОН-М.- 2010).
Важны также и приёмы быстрого счёта, такие как:
- возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5;
- умножение на 25, на 9, на 11;
- нахождение произведений двузначных чисел, у которых одинаковое число десятков, а сумма единиц составляет 10;
- деление трёхзначных чисел, состоящих из одинаковых цифр, на число 37;
- извлечение квадратного корня.
Возможно воспользоваться пособиями:
- Рачинский С. А. 1001 задача для умственного счёта в школе.
- Перельман Я. Быстрый счёт. В рамках проектной деятельности интересна работа с обучающимися по составлению справочников. Это развивает их индивидуальные способности. Использование метода проектов ведет к тому, что повторение, а значит и подготовка к экзаменам, идет постепенно, как бы «скрыто», но приводит к прочным знаниям и нужным в дальнейшей жизни навыкам.