Монтессори в детском саду и дома: особенности методики

Сосредоточенная работа как источник энергии

Фото: LightField Studios / Shutterstock

Фото: Littlekidmoment / Shutterstock

Монтессори считала глубокую концентрацию в какой-либо деятельности ключом к внутренней гармонии, а достигается концентрация благодаря удовольствию от выполняемой работы. Когда ребёнок заинтересован тем, что делает, в нём развивается внутренняя мотивация к обучению, возникает чувство ответственности за результат. Но сосредоточенно заниматься сложно, если вокруг множество отвлекающих факторов

Именно поэтому большое внимание в системе Монтессори уделяется оформлению классных комнат: оно должно пробуждать любопытство, но и не отвлекать лишними деталями.

Идеи о взаимосвязи концентрации и удовольствия подтвердили и исследования современного американского психолога Михая Чиксентмихайи о состоянии потока — полного сосредоточения на своей деятельности. Например, если человек увлекается рисованием, то в состоянии потока он может два часа провести у мольберта, даже не заметив, как пролетело время

Учёный, на примере работы хирургов, описывает это так: «Внимание настолько совершенно, что я забываю о времени, о своём теле, об окружении, о других людях. Я ничего не осознаю, кроме своих рук»

При этом «погружаться» в поток можно по необходимости, а для этого сформировать чёткие цели, направить всё внимание на процесс и регулярно проверять себя.

Что об этом говорила Монтессори: «Духовная жизнь на самом деле строится на фундаментальной основе целостной личности, пребывающей в гармонии с внешним миром. Блуждающий разум, оторванный от реальности, также, надо сказать, отходит от здоровой нормы».

Зачем это взрослым: концентрация позволит добиться своих образовательных целей и не сойти с намеченного пути. Для многих студентов соблюдение этого принципа станет залогом возвращения инвестиций в обучение.

Как это применять в обучении взрослых:

  • Учебное пространство должно быть красивым, минималистичным и упорядоченным, и к онлайну это тоже относится. В приятной атмосфере, где всё продумано до малейших деталей и нет ничего лишнего, студент расслабляется — в этом состоянии сосредоточиться на получении знаний гораздо проще.
  • Процесс учёбы нельзя прерывать на технические вопросы, неэффективное общение, гаджеты и социальные сети. Студент исключает всё, что отвлекает от учебной цели, а организатор обучения предотвращает появление нежелательных организационных проблем в процессе.
  • У студента должна быть ясная цель. Он должен чётко представлять, каких результатов хочет добиться, ведь когда знаешь цель — легче сосредоточиться на маршруте.

Особенности развития детей разных возрастов

У каждого возраста есть свои возможности и особенности развития. Так, в раннем возрасте имеется особый интерес к окружающему. Предметная деятельность в этом возрасте является главной. Она стимулирует интерес ребенка к окружающему миру.

В процессе взаимоотношений со взрослыми формируется как понимание речи, так и активная речь. В возрасте 3 – 4 лет появляется новая ситуация, связанная с тем, что меняется отношение взрослого к ребенку, который замечает и оценивает его деятельность.

Для ребенка этого возраста, более значимым, чем для ребенка раннего возраста, является «детское общество», которое привлекает совместной игрой, замыслами, забавами.

В возрасте от 3 до 5 лет особенно активно развивается познавательно-практическая деятельность, ребенок занимается исследованиями, экспериментированием с новыми объектами. В этот период очень активно развиваются также сенсорика ребенка, грамматический и фонетический строй речи.

Активно развиваются самосознание ребенка, его самооценка, отношение к своему «Я» — физическому, эмоциональному и социальному. Формируется представление о половых различиях людей.

Программы воспитания и обучения в детском саду Монтессори призваны помочь педагогам в оптимальном развитии личности дошкольника, в организации его содержательной жизни и деятельности.

Мария Монтессори

Существует множество авторских методик раннего развития ребенка. Но развивающая программа Марии Монтессори, которая уже успела стать классикой в этой области, многие годы остается самой востребованной. Метод Мотессори был разработан еще в первой половине XX века. Он был обогащен новыми достижениями педагогической науки и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году. С 1909-го года методикой Марии Монтессори заинтересовались во многих странах мира. В 1913-ом году система Монтессори оказалась популярной и в России, но в 1924-ом году детские сады, работавшие по этой методике, были закрыты и открылись вновь лишь в 1992-ом году.

Свобода ребенка и роль воспитателя

Под ролью воспитателя мы будем понимать не только сотрудников детских учреждений, но и родителей ребенка, и других взрослых, которые решили применять данный метод.

Монтессори предлагает воспитателю овладеть сознанием ученого. Принять на себя более специальную роль наблюдателя за ребенком (подобно ученому в лаборатории, который наблюдает за микроорганизмами через микроскоп), нежели просто следить за его безопасностью и раздавать задания.

Задача воспитателя заключается в осмысленном наблюдении за ребенком. Воспитатель не должен навязывать знания или целенаправленно учить ребенка. Он может иногда и только слегка направлять действия ребенка (не давая ему тем не менее почувствовать свое присутствие). А помогать он может только по просьбе самого ребенка.

Самому же ребенку отводиться задача быть свободным и делать что угодно в окружающей среде, при этом, не мешая другим детям. Но даже при этом воспитатель не должен быть пассивным наблюдателем, а должен быть активным ученым:

В такой свободной среде ребенок учится и развивается самостоятельно, через Монтессори-материал (родители называют его «Монтессори-игрушки»), в который заложены функции самообучения.

Классическая Монтессори-группа состоит из детей от 2 лет 8 месяцев до 6 лет. Все дети учатся в одной группе, не разделяясь по возрастам. Это является хорошим решением, так как младшие учатся у более старших, берут с них примеры поведения, действия с предметами и т.д.; а старшие учатся учить младших, проявляя чуткость и заботу, они берут на себя роль лидера и наставника. Такое взаимодействие помогает установить доброжелательную атмосферу в группе.

Монтессори – плюсы и минусы

Как и любая методика, педагогика Монтессори имеет как преимущества, так и недостатки.

Плюсы методики Монтессори:

  • ребенок привыкает к самостоятельности, в том числе и самостоятельному изучению выбранных материалов;
  • заинтересованность и увлечение детей;
  • воспитание свободы личности;
  • отсутствие оценок и суждений;
  • индивидуальный темп развития ребенка;
  • игровая форма обучения;
  • хорошо развивается логическое мышление;
  • развитие речи;
  • разновозрастные группы – дети учатся взаимодействовать с ребятами разных возрастов;
  • отлично подходит для развития детей с особенностями развития.

Минусы системы Монтессори:

  • довольно тяжело для гиперактивных детей;
  • сильное отличие от традиционной системы обучения в школах;
  • довольно высокая стоимость обучения и материалов;
  • нет творческого развития (отсутствие рисования, сказок, стихов и т.д.).

Примечание: Основываясь на плюсах и минусах системы, в современном мире многие родители предпочитают смешивать разные методики обучения детей. Так дети посещают одновременно как занятия Монтессори, так и художественные или музыкальные кружки.

Принципы и цели методики

Основные принципы системы раннего развития Монтессори – самостоятельность, свобода в очерченных рамках, естественное физическое, психологическое и социальное развитие ребенка. До 90% времени занятий по методу Монтессори составляет самостоятельная работа детей с материалами. Это кубики, дощечки, рамки, таблички, предметы с застежками и шнуровками, игрушки и предметы быта – все это дети могут посмотреть, изучить и приспособить для игры.

Все «монтессори-материалы» распределены по тематическим зонам:

— в зоне сенсорного обучения развиваются тактильные ощущения, слух, зрение и обоняние. Здесь малыш учится сравнивать предметы по определенным признакам;

— в математической зоне ребенок знакомится с понятием количества и его связью с символом;

— навыкам письма и чтения малыш обучается в языковой зоне;

— в «космической» зоне ребенок получает знание об окружающем мире: природных явлениях, культуре и истории;

— ухаживать за собой, обслуживать себя дети учатся в «практической» зоне.

Ребенок сам решает, сколько времени он проведен в той или иной зоне и какой материал он будет использовать.

Философию методики можно выразить в трех постулатах:

— каждый ребенок уникален;

— трудолюбие и стремление к самосовершенствованию свойственны для всех детей;

— роль взрослых состоит в том, чтобы помочь ребенку раскрыть его потенциал. Для этого нужно направлять детей в их самостоятельной деятельности, а не обучать и воспитывать.

Большую роль в развитии ребенка играет домашняя обстановка и отношения с близкими. Согласно методике Монтессори, дома тоже следует создать такую обстановку, в которой ребенок мог бы самостоятельно организовать свой досуг, поддерживать порядок в своих вещах.

Детский сад по методике Марии Монтессори

Сейчас очень популярной стала методика воспитания детейпо системе Марии Монтессори.Основу этой методики составляет то, что малыш является сам себе учителем. Ребёнку предоставляется полная свобода действий и выбора решений. А роль взрослого сводится к организации зон и изготовления дидактических материалов, используемых для реализации детских замыслов. Попутно взрослый ненавязчиво учит малыша, предлагая новые решения, но только в случае его согласия на взаимную деятельность. Таким же образом действуют в группе малышей, то есть если они хотят помочь друг другу, то им не мешают, потому что ответ на свой вопрос и поиск решения задачки они ищут сообща.

Методика Монтессори: суть и принципы

В настоящее время многие заведения и, да и родители тоже, отдают свое предпочтениеметодике раннего развития Монтессори. Свое названа она получила в честь автора — итальянского педагога Марии Монтессориеще в 20 веке.

Монтессори перевернула обычное понимание о воспитании детей, положив в основу своей методики самостоятельность ребенка. Кратко описать суть методику хорошо может еедевиз: «Помоги мне сделать это самому!»

Суть методики Монтессори по воспитанию и развитию детейзаключается в том, чтобы ребенок перешел из объекта воспитания в субъект. Это означает, что ребенок занимается саморазвитием, а воспитание основывается на его собственных выводах.

Кстати, делать эти выводы он должен из определенного поведения взрослых и окружающих его детей. ПоэтомуМария Монтессори рекомендует сформировать предметно-обучающую образовательную среду для ребенка, тогда он сможет развиваться самостоятельно. В детских садах такая среда представлена для групп раннего развитияи адаптационных групп, которые проводят свое время по 2-3 часа в саду, находясь только под присмотром воспитателя. Обучаясь в группах дети могут помимо самостоятельного процесса учиться взаимодействовать с другими малышами, делясь своими знаниями и полученным опытом. Так, например, при игре в баночки, более опытный ребенок покажет как именно нужно вставлять баночки и в какие отверстия. Какой результат будет ожидать его.

Принцип методики Монтессори

Методика Монтессори подразумевает придерживание нескольких принципов, включающих описание элементов поведения и взрослого и ребенка:

Самоустранение взрослых.Родитель или воспитатель лишь создает среду для ребенка и помогает ему только, когда он сам просит об этом. Взрослый нужен только для того, чтобы объяснить правила и направить при необходимости ребенка.

Дети учатся у детей. В заведениях работающих по методике Монтесссори нет строгого деления групп по возрастам. По этой методике старшие дети учат младших на собственном примере или же в процессе активной игры. Дети воспринимают других детей равными себе минимум до школы. Чего взрослый человек сделать практически не способен в силу наличия большего опыта, и привычки структурировать полученные данные. В методике Марии Монтессоривзрослый не должен давать действиям ребенка четкую оценку. Его задача — дать реакцию на то или иное поведение ребенка. Например, родители могу показать своему чаду обиду, благодарность, восхищение. Это поможет малышу делать выводы на основании сложившейся ситуации. Если малыш сделал что-то сам, то вы говорите ему о том, что гордитесь его победой и верите, что все у него получится.

Не сравнивать с другими.Этот принцип говорит о том, что дети не должны сравниваться друг с другом. Ведь все детишки разные, развиваются и поддаются воспитанию по-разному. В качестве мотивации используется сравнение ребенка с ним же самим вчера, неделю назад. Так ребенок учится давать себе оценку самостоятельно, без привязки к кому-либо. В школе, к сожалению такой подход не будет оценен, но пока кроха слишком мал, для уменьшения психологического давления на него со стороны родителей – лучше действовать именно так.

Свобода выбора. Ребенок сам в праве выбирать, чем ему заниматься в данный момент. Но! Среда, в которой ребенок будет обучаться и играть должна быть безопасной, поэтому прежде чем разрешить ему действовать, согласно основным принципам Марии Монтессори, удостоверьтесь в том, что все розетки закрыты, а острые углы закрыты мягкими накладками.

Методика Монтессори предполагает наличие определенных правил.Эти правила приучат ребенка к порядку, а не к «слепому повиновению»

Ребенку важно объяснить, почему эти правила существую, почему важно соблюдать и что они дают ему самому. Например, надо убрать игрушки

Объясните ребенку, что если он уберет игрушки и они всегда будут стоять на своих местах, то и ему самому и другим детям будет проще найти те или иные предметы в следующий раз. И вообще, порядок в игрушках более удобен, чем хаос.

Через учебники к единой системе воспитания и обучения

Единую систему воспитания, которой должно придерживаться каждое детское образовательное учреждение России, разрабатывают специалисты Минобрнауки и научно-исследовательских институтов в области педагогики. Это единое направление становится доступным всем сотрудникам системы образования через учебники по методике воспитания и обучения в детском саду.

Учебники по методике обучения создаются на основе опыта работы педагогов всего мира, который скрупулезно собирался на протяжении всей истории человечества. Если назревают проблемы восприятия методического материала в настоящий момент, а в учебниках нет разъяснений по возникшей проблеме, то работники министерства (методисты) создают и распространяют объяснительные документы, помогающие сотрудникам детского сада избегать разночтения методического материала. Методические пояснения дают ясное и правильное направление для всех учреждений в решении часто повторяющихся ошибок в работе с детьми, а также помогают воспитателям лучше понять их задачи и приемы передачи знаний.

Кроме работы над ошибками и созданием разъяснительных документов, методисты находят и описывают новые методы обучения, наглядные пособия, приемы и находки по созданию в помещении детского сада обучающей среды и так далее. Если же удается добиться каких-либо новых достижений в педагогическом процессе, то эти сведения фиксируются в министерстве и распространяются по другим детским учреждениям. При этом в учебники, используемые для подготовки новых специалистов, регулярно вносятся изменения, дополнения, полученные методистами министерства в результате проверок, работе над ошибками и передачи полезного опыта.

Отметим, что в каждом отдельно взятом дошкольном образовательном учреждении методист постоянно проверяет знание теории методики обучения у воспитателей, а также контролирует их умения применять методику на занятиях.

Закономерности формирования личности ребенка

Немаловажную роль в выполнении программы играет знание педагогом важнейших закономерностей формирования личности ребенка. Одна из них заключается в том, что изменения в организме человека происходят всю жизнь. Развитие не сводится лишь к количественному изменению.

В каждом возрастном периоде происходят преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Известно, что развитие личности определяется воздействием трех факторов — наследственности,воспитания и среды. Влияние наследственности и среды может значительно корректироваться воспитанием и обучением.

Воспитание личности происходит в основном в процессе включения ее в разнообразную деятельность: предметную, двигательную, игровую, конструктивную, бытовую, трудовую, художественную, познавательнопрактическую.

Психологическими стимулами активной деятельности человека являются потребности, мотивы, интересы, установки.

Выполнение программы невозможно без знаний возрастных особенностей развития дошкольников.

Методика Монтессори для развития самостоятельности дома

Педагогика Монтессори все чаще используется в детских садах. Но могут ли эти принципы быть применены и дома? Некоторые из них точно! Мы расскажем, как поддержать независимость ребенка, применяя принципы Монтессори.

Независимость в подходе Монтессори

По словам Марии Монтессори, чтобы человек был свободным, он должен быть независимым. Итальянский доктор тесно связала три понятия: свобода, достоинство и независимость. В то же время независимость понимается не как «произвольность», а как право выбора в определенных пределах.

Независимость в соответствии с принципами Монтессори распространяется и на активное участие в семейной жизни. Это приводит к выполнению домашних обязанностей и рассматривает даже самые банальные действия как возможность учиться для ребенка.

Некоторые методы обучения Монтессори заставляют детей быстро овладевать конкретными навыками. Однако навязывать детям все ограничения, описанные в методе, является ошибкой. Почему? Потому что метод в оригинале был разработан Марией Монтессори для умственно отсталых детей. Поэтому ее ученикам нужны были четкие правила функционирования, чтобы они чувствовали себя в безопасности и не действовали хаотично.

Свобода в установленных пределах

Родители хотят лучшего для своего ребенка. Они помогают ему решать проблемы, поддерживают его. Часто даже не осознавая, что таким образом они препятствуют обучению независимости.

Так как же выглядит «свобода в установленных пределах»? Дайте ребенку выбор между двумя, тремя вариантами (хочешь надеть синие или красные носки? Хочешь яблоко или банан на десерт?).

Такое поведение требует бдительности, потому что, с одной стороны, родитель должен заботиться о безопасности малыша и поддерживать его, а с другой стороны, он должен воздерживаться от выбора вместо ребенка.

Монтессори правит дома

Учите независимости вашего ребенка, используя предположения Монтессори! У нас есть несколько советов для вас, как это сделать:

Регулировка пространства

Согласно методике развития Монтессори, пространство вокруг ребенка должно быть расслабляющим, стимулирующим к самостоятельной игре, гармоничным и эстетичным. Комната/квартира должна:

  • быть свободной для деятельности ребенка;
  • иметь ограниченную гамму цветов (включая игрушки); Подробнее о развивающих игрушках для детей от 1 года.
  • иметь элементы, оборудование, настроенное пропорционально потребностям ребенка.

Монтессори материалы всегда натуральные, красивые, понятные и имеют конкретное назначение.

Мебель адаптирована для ребенка: открытые и низкие полки (особенно с игрушками, книгами, а также одеждой для малышей). Стул и стол для еды, адаптированные к росту малыша, стул за столом, где ест семья. Низко висящие вешалки для одежды (например, куртки).

Ребенок и повседневные обязанности

Покажите своему ребенку, как делать определенные вещи, и дайте ему попробовать. Правильно проведенное обучение новым вещам для детей ассоциируется с весельем и чувством удовлетворения после выполнения задания. Поощряйте вашего ребенка за самостоятельные действия (чистка зубов, переодевание), а также работу по дому.

У нас на сайте Вы найдете множество идей для развивающих занятий с детьми 2-3 лет.

Разрешить пробовать и учиться на ошибках

Согласно принципам Монтессори, свободное действие и переживание являются наиболее подходящим способом развития. Также, поддерживая самостоятельность в обучении, не забудьте дать вашему ребенку возможность попробовать, совершить ошибки и исправиться.

Монтессори педагогика — одна из самых гармоничных и естественных педагогических систем. Смело внедряйте ее заповеди в жизнь, и очень скоро увидите положительные результаты!

Особенности методики Монтессори

Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы — воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения — предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода — это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.

При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.

Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни

Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса

Зона реальной жизни

Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:

  • Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
  • Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне — выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
  • Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.

Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений

Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.

При обучении по методике Монтессори особое внимание уделяется развитию сенсорных и сенсомоторных способностей, которые лежат в основе умственных способностей. Также используются предметы, которые развивают чувствительность к температуре, барическое чувство и др

Итоги

Дети – это те же взрослые, со всем комплексом внутренних проблем и противоречий. Они понимают и анализируют ваши действия на подсознательном уровне. Поэтому не следует относиться к ним, как к неразумным существам, сюсюкая и улюлюкая с ними.

Любовь заключается не в том, чтобы беспрекословно удовлетворять все прихоти маленького человека, а в том, чтобы, уважая его мнение, находить методы и подходы для направления его развития в русле общечеловеческих ценностей и гуманизма. Имейте это ввиду, в том числе и когда выбираетедетский сад с применением методики Монтессори или без нее.

Фото: свободные источники Интернет

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: