Паспорт группы предметно- пространственной среды старшая группа

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность — для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Почемучки»

16 февраля, 2020 admin

Из опыта работы

«Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Почемучки»

         Иваненко Галина
Алексеевна,

воспитатель МБДОУ № 5,

 г. Павлово Нижегородской области

 Предлагаю вашему вниманию развивающую предметно –
пространственную среду в моей старшей группе «Почемучки».

Среда в группе построена с учетом особенностей детей 5-6 лет, охраны и укрепления здоровья воспитанников. А также при организации РППС я следовала основным принципам ФГОС ДО: содержательной насыщенности, трансформируемости, вариативности, доступности, безопасности.         

Компоненты развивающей предметно-пространственной среды обеспечивают развитие детей по пяти образовательным областям. Поэтому в группе все игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области дети могут использовать и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности.

В старшей группе замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная
полифункциональная предметная среда в моей группе «Почемучки» пробуждает
активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся
игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемости
предметно-игровой среды позволяет моим детям взглянуть на игровое пространство
с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть
ее результаты.

Центры/уголки Пособия
Физкультурный уголок   Оборудование для ходьбы, бега, равновесия;
для прыжков; для катания, бросания, ловли; для ползания и лазанья; для
общеразвивающих упражнений. Материал для игр на физическую компетенцию, на
ловкость.
Уголок
здоровья
Иллюстрации, схемы упражнений, таблицы, фотографии людей занимающихся спортом и свои здоровьем.
Уголок
для сюжетно-ролевых игр
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты, игрушки – предметы оперирования, маркеры
игрового пространства, полифункциональные материалы.
Игровой центр   Режиссерские игры: макеты, мелкие
игрушки.  Настольные игры. Материал для
игр на ловкость, для игр на удачу ,для игр на умственную компетенцию .
Уголок Безопасности   Иллюстрации, модели правил поведения,
настольные игры, знаки дорожного движения, планшеты, панно, коврики.
Психологический   Уголок уединения, пособия на эмоции, на
снятие агрессии, тревоги, на удачу, семейные фото, мягкие игрушки.
Патриотический Альбомы, настольно-печатные игры, планшеты. Панно.
Уголок
математики
Настольно –печатные игры, пособия, игры на
развития логики, счета, мышления. Цифры, палочки, геометрические формы и
фигуры.
Центр познания Нормативно-знаковый материал, настольно-печатные игры Объекты для исследования в действии, мозаика.
Уголок природы и экспериментирования   Природный и бросовый материал,
муляжи фруктов, овощей; дикие и домашние животные, календарь, трудовой
инвентарь, спец. Одежда. Комнатные растения. Литература  
природоведческого содержания. Образно-символический материал, приборы-помощники,
схемы. Лупы, весы, гири, предметы из различных материалов, игры с песком и
водой, наборы форм, колбы, бросовый материал и т.д.
Книжный и  речевой  уголок   Пособия и настольно-печатные игры для развития лексики, грамматики, фонетики, связной речи, серии предметных и сюжетных картинок, схемы. Детские книги, альбомы по темам, диски, журналы, энциклопедии (старший дошкольный возраст).
Уголок изобразительной деятельности Изобразительные материалы: для рисования,
лепки, аппликации (цветные карандаши, восковые мелки, писчая бумага, гуашь,
кисти,пластилин,трафареты,раскраски). Дополнительный материал: листья,
обрезки бумаги, кусочки поролона, лоскутки ткани, палочки
и  др.    Детские работы.
Уголок
конструирования
 
Напольный строительный материал; конструкторы, плоскостные конструкторы. 
«Лего», пластмассовые кубики;
транспортные игрушки, схемы, иллюстрации  отдельных  построек
(мосты, дома, корабли, самолёт и  др.).
Уголок театрализованной игры и музыки Одежда и аксессуары. Разные виды театра,
ширмы, костюмы, маски. Музыкальные инструменты, звучащие
предметы-заместители, магнитофон. Предметные картинки
«Музыкальные инструменты».

Уголок природы и экспериментирования

Физкультурный уголок

Уголок здоровья

Уголок сюжетно-ролевых игр для мальчиков

Уголок сюжетно-ролевых игр для девочек

Уголок безопасности

Патриотический уголок

Уголок математики

Уголок ИЗОКнижный и речевой уголок

Уголок театральной игры и музыки

Центр познания и Уголок конструирования

Опубликовано в рубрике Методические материалы

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

  • рисование тематических стенгазет и плакатов;
  • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
  • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
  • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
  • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
  • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
  • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
  • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
  • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей — сказочных гномов

Название группы в детском саду

Название группы в детском саду имеет большое значение. И взрослым, и деткам намного интереснее, когда вместо обыденного «младшая группа» или «группа №2» звучит какое-либо интересное имя. Тогда появляется индивидуальность. Придумать что-то новое и оригинальное – работа мудреная и тонкая, требующая вдумчивости. Ведь как корабль назовешь… В настоящее время практически все детские учреждения отказываются от стандартной нумерации. Так каковы же принципы данного выбора?

Во-вторых, желательно, чтобы название группы в детском саду соответствовало общему стилю детского учреждения. Если детсад — «Сказка», то в нем логично именовать группы «Аленушка», «Винни-Пух», «Дюймовочка», «Золушка», «Изумрудный город». А для «Березки» или «Полянки» уместны будут всевозможные «Ягодки», «Землянички», «Божьи коровки» и «Боровички».

Ну и последний вопрос, влияющий на naming. На какой период в детсаду группе дается название: на весь период ее нахождения в учреждении, или коллектив меняет таблички каждый год по мере взросления детей? Для каждого детского заведения этот вопрос решается самостоятельно. Чаще применяется второй вариант, когда название группы в детском саду подбирается по возрасту.

Для младшего возраста обычно используют уменьшительно-ласкательные названия. Некоторые заведения привлекают к этому процессу родителей. Главное правило – имя должно быть простым, понятным маленьким детям, не слишком хитрым и оригинальным. Благоразумно использовать наименования растений, животных, известных детям этого возраста, или имена героев из мультфильмов. Например: «Мой котенок», «Детки-конфетки», «Бельчата», «Воробышки», «Винни», «Домовенок», «Ангелочки», «Карапузики», «Одуванчик», «Лягушата».

В возрасте 4-5 лет дети уже могут принять участие в подборе имени для своей группы. Не обязательно брать именно их идею, но спросить у них надо. Может быть, именно варианты детворы подскажут нужное слово. Выбрать необходимо нейтральное имя в половом смысле, которое удовлетворит и мальчишек, и девочек. В этом возрасте допустим переход к более абстрактным идеям. Предлагается: «Шустрики и мямлики», «Пострелята», «Мадагаскар», «Почемучки», «Кубики», «Смешарики», «Спутник».

Уходит от детской тематики все ближе к школе старшая группа детского сада. Названия становятся более серьезными. Дети взрослеют и вполне способны на всех правах поучаствовать в процессе. Можно предложить им не только придумать самостоятельно оригинальные названия группы, но и девиз, и элементы оформления. Такое задание развивает смекалку, воображение дошколят, учит их отстаивать свое мнение, прислушиваться к другим, правильно принимать победу или поражение. Подходящие примеры для старших: «Геркулес», «Toddlers’ school», «Букварики», «Asta la Vista, baby!», «Бамбини клаб», «Фантазеры», «Киндерленд», «Непоседы», «Знайки» и др.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Соблюдение принципа гибкого зонирования и комплексирования дает возможность детям одновременно заниматься разными видами деятельности. При этом воспитанники не мешают друг другу.

Например, дети группой играют в настольную игру, другая группа играет в «Больницу», один ребенок спокойно рассматривает иллюстрации. Развивающая среда построена таким образом, что дети свободно общаются, играют и не мешают друг другу.

Помогает построить предметно-развивающую среду зонирование помещения с помощью переносных перегородок, ширм, расстановка мебели. Зоны легко можно перепрофилировать на разные темы путем смены предметного наполнения, оформления. Для плановых занятий по программе оборудованы спортивный зал, музыкальный зал.

Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ

Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасных и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи — организация предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого педагогами. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления:

  • обучающие и развивающие занятия;
  • выполнение практических и творческих работ;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • основы трудовой деятельности;
  • занятия физической культурой;
  • уроки музыки и хореографии.

Администрация детского учреждения образования, педагоги и воспитатели должны создать для дошкольника многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это:

  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • организация взаимодействия с педагогами;
  • общение со сверстниками;
  • отношение дошкольника к окружающему миру и к самому себе.

Предметная среда в группе должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Принципы построения предметно-развивающей среды

Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры — ведущей деятельности дошкольников — развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет — формированию предпосылок учебной деятельности.

Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.

Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства

Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми, мобильными.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста.
Важной задачей является формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать с представителями противоположного пола

Следует организовать среду так, чтобы девочки играли с мальчиками.

Созданная предметно-развивающая среда вызывает у воспитанников чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его и узнавать новое

При оценке предметно-развивающей среды для воспитанников старшей группы обращают внимание на:

  • общий дизайн помещения, эстетику оформления, наличие разнообразного оборудования для занятий различными видами деятельности;
  • организацию пространства жизнедеятельности детей (наличие лёгких перегородок, ширм, модулей, пуфов).
  • игрушки и материалы, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность воспитанников.

Развивающая среда

Включает в себя разделы:

  • Информационные стенды, папки-передвижки 1064
  • Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей 2484
  • Мини-музеи в детском саду 2571
  • Оформление групп 3705
  • Оформление зала в детском саду 2104
  • Оформление кабинетов в ДОУ 497
  • Оформление стен в группах, спальнях и лестнице 282
  • Оформление участков и площадок детского сада 4082
  • Паспорт группы 289
  • Развивающая предметно-пространственная среда. РППС 6453
  • Снежные фигуры, постройки из снега. Оформление зимних участков 2023
  • Стенгазеты 7105
  • Фотозоны 104

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 23852. Все разделы | Оформление детских садов

Новое

Фото

Лучшее

Консультация «Оформление помещений для детей дошкольного возраста в условиях группы детского сада»


В детском саду детям приходится находиться в одном и том же предметном пространстве долгое время, из-за чего порой могут возникнуть проблемы познания детьми окружающего мира, а так же полноценного общения между ними. Как же сделать жизнь детей в группе детского сада более яркой…

Проект по благоустройству учебно-опытных участков «Детский мини-огород» Название проекта: «Паровоз, паровоз урожай нам привёз»

Вид проекта: долгосрочный, познавательный, исследовательский. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Сроки реализации: апрель 2021г. – август 2021год. Введение. Постановка проблемы. В наши дни…

Оформление детских садов — Фотоотчет «Посадка деревьев на участке школы»

Публикация «Фотоотчет «Посадка деревьев на участке…»

Школа – культурный очаг. Ребёнок проводит в школе половину своего дня

Естественно, что для его дальнейшего личностного становления важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие деревья , ребенок не только будет получать положительные эмоции, но и…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация «Воспитывающая среда в ДОО» Консультация для педагогов Тема: « Создание в группе воспитывающей среды». Обучать всегда легче, чем воспитывать. Воспитывающая среда-это окружающая среда, в первую очередь люди, их внешний вид, речь, взаимоотношения, поступки и дела. Затем природа. И опять человек в ней,…

«Гирлянда колокольчиков». Дизайн участка второй ясельной группы детского сада (Аппликация и игра. Дети 2–3 лет)

Гирлянда колокольчиков — дизайн участка 2 ясельной группы детского сада (дети 2-3 лет) История колокольчиков насчитывает 4 тысячи лет! Есть даже наука, изучающая колокола — компанология. Колокола и колокольчики — это предметы, несущие огромный по ширине функционал: музыкального…

Уголок экспериментирования в младшей группе детского сада

Смотр – конкурс «Лучший уголок экспериментирования» Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту…

Значение развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ДОУ

Задачей любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является создание условий для развития и воспитания детей, сохранения их здоровья в безопасных и комфортной обстановке. Важнейшая составляющая этой задачи — организация предметно-пространственной среды, соответствующей компонентам воспитательного и развивающего процесса, выполняемого педагогами. Давно доказано, что развитие ребёнка происходит при его активном участии в разнообразных видах деятельности. Для воспитанников старшей группы выделяются следующие направления:

  • обучающие и развивающие занятия;
  • выполнение практических и творческих работ;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • основы трудовой деятельности;
  • занятия физической культурой;
  • уроки музыки и хореографии.

Администрация детского учреждения образования, педагоги и воспитатели должны создать для дошкольника многокомпонентную образовательную среду, которая учитывает разные стороны организации процесса воспитания и развития ребёнка. Это:

  • развивающая предметно-пространственная среда;
  • организация взаимодействия с педагогами;
  • общение со сверстниками;
  • отношение дошкольника к окружающему миру и к самому себе.

Предметная среда в группе должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Принципы построения предметно-развивающей среды

Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры — ведущей деятельности дошкольников — развивается познавательная мотивация, которая является основой учебной деятельности. Предметно-пространственная развивающая среда должна соответствовать зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет — формированию предпосылок учебной деятельности.

Той или иной деятельностью наполнено всё время пребывания ребёнка в учреждении образования, и необходимо, чтобы вся обстановка, окружающая дошкольника, способствовала его развитию. При этом должны выполняться условия безопасности, многофункциональности и вариативности оборудования.

Принципы организации предметно-пространственной среды в старшей группе:

Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, что актуально для старших дошкольников.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства

Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребёнка.
Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми, мобильными.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Цветовая палитра должна быть представлена тёплыми, пастельными тонами.
При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается ведущая роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от периода обучения детей.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Предметный мир, окружающий ребёнка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям старшего дошкольного возраста.
Важной задачей является формирование у старших дошкольников умения взаимодействовать с представителями противоположного пола

Следует организовать среду так, чтобы девочки играли с мальчиками.

Созданная предметно-развивающая среда вызывает у воспитанников чувство радости, положительное отношение к детскому саду, желание посещать его и узнавать новое

При оценке предметно-развивающей среды для воспитанников старшей группы обращают внимание на:

  • общий дизайн помещения, эстетику оформления, наличие разнообразного оборудования для занятий различными видами деятельности;
  • организацию пространства жизнедеятельности детей (наличие лёгких перегородок, ширм, модулей, пуфов).
  • игрушки и материалы, которые должны обеспечивать и игровую и продуктивную деятельность воспитанников.

Примерные эскизы и макеты уголков: фотогалерея


Эскиз оформления родительского уголка: ячейки для текущей информации, распорядка дня, демонстрации деятельности детей


Эскиз оформления игрового уголка: ячейки для информации, место для детских рисунков и поделок


Эскиз оформления творческого уголка: ячейки для информации, место для размещения детских работ


Эскиз уголка с навесными полками, ячейками и натяжными нитями для закрепления детских работ


Макет уголка для проведения игр «Кухня», «Стирка»


Макет уголка для организации игровой деятельности, также подходит для познавательно-исследовательского и книжного уголков


Макет уголка для дидактических игр с выдвижным столиком


Макет книжного уголка


Макет игровой зоны с мягкими модулями


Макет палатки для оформления уголка уединения

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: