«неконтактный» ребенок

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково — они не могут
произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом.

Однако неговорящие дети имеют
совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам
    ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за
    речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение
    внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на
    формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы
    или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение
    иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь
    была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух
    ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у
    ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей
    с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо
    медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение
    звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности
    освоения чтения и письма.
  • Нарушение слуха в раннем возрасте затрудняют восприятие речи окружающих, из-за чего ребёнок не
    может анализировать смысл сказанного и правильно воспроизводить слова. Обширность проблемы
    зависит от слабости слуха, а также от того, в каком возрасте произошли нарушения:- врождённая
    форма или приобретённая в период сформировавшихся навыков речи в 2–3 года.

Ваш внутренний монолог влияет на психическое благополучие

    Счастлив тот, кто умеет успокаивать свой внутренний диалог; чувство облегчения от этого может быть ощутимым.

Согласно одному исследованию, мы говорим сами с собой со скоростью, эквивалентной 4000 слов в минуту (для сравнения, обращение президента о положении дел в стране, которое обычно составляет около 6000 слов, длится более часа). Поэтому неудивительно, что прослушивание внутреннего монолога может быть утомительным, будь то бессвязный поток мыслей или навязчивое перефразирование событий, свободно-ассоциативные скачки от одной мысли к другой или яростный внутренний диалог.

Такой шум может парализовать, и это может нам навредить. То, что мы переживаем внутри, может затмить почти все остальное, если мы позволим этому произойти. Например, исследование, опубликованное в 2010 году, показывает, что внутренние переживания последовательно затмевают внешние, что означает, что, как только «задумчивая» мысль овладевает нами, она может испортить даже самую лучшую вечеринку, или заставит упустить самую долгожданную новую работу.

Периоды взросления

В течение детского и подросткового возраста, речь, вербальные и мыслительные способности развиваются постепенно. В своем формировании они проходят 3 больших этапа.

Раннее детство – до 7 лет

В этот период практически все дети говорят сами с собой. Особенно в 4-5 лет. Это не плохо, напротив. Так молодой человек старается и разрабатывает речевой аппарат. Подражает взрослым, слушает собственный голос. Обычно таким нехитрым способом дети стараются компенсировать недостаток внимания. Хотя случается и так, что внимания достаточно. В 6-7 лет разговаривать с собой вполне нормально. Насторожиться нужно, если есть симптомы психопатологии. Вроде голосов, галлюцинаций, бредовых построений. Но такое случается исключительно редко.

8-10 лет

В данном возрасте разговоры в режиме монолога или диалога с вымышленными существами случаются реже. Начинается школьная жизнь, общение со сверстниками и учителями. Потому и потребность в компенсации вербального общения становится ниже. С другой стороны, ничего не меняется, когда у ребенка не складывается общение. Тем более, если он изгой, подвергнут остракизму. В 9-10 лет это особо заметно, потому как начинается ранний пубертат.

В подростковые годы

Проблема, как правило, сходит на нет. В 11-12 лет привычка разговаривать с собой еще встречается. Дальше все зависит от склада характера и личности. Некоторые акцентуации, будь то истероиды или шизоиды предпочитают проговаривать действия вслух. Но если первые делают это напоказ, да еще и с театральными нотками, то вторые — ради собственного удобства. В 13 лет вероятность нарушения сохраняется. Особенно, если у пациента нет друзей. С 15-16 лет пубертат завершается. Разговоры с собой не практикуются. Разве что речь идет о складе личности. В 13-16 лет наиболее вероятна манифестация шизофрении. Поэтому нужно внимательно следить за подростком. Все возможные отклонения нужно проверять у психиатра. Потому как лечить психические патологии лучше на первой стадии, когда шансы на восстановление еще велики.

Разговоры вслух без психопатологической симптоматики — практически всегда вариант клинической нормы. Особенность характера, личности, социализации и подходов к адаптации.

Суть и особенности

Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.

Переход из дошкольного возраста в школьный требует от ребенка совершенно новых для него действий: поиска своего места среди одноклассников, адаптации в непривычном круге общения. Новоиспеченный школьник сравнивает свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, находит свои сильные и слабые стороны, впервые сталкивается с критикой, конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать далеко не каждый малыш.

Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.

В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:

  • Кризис 7 лет у мальчиков проявляется в неусидчивости, отсутствии концентрации, чрезмерном чувстве соперничества. Им нужно выплескивать энергию, поэтому уроки и домашние занятия для них кажутся непреодолимым препятствием. Необходим четкий распорядок дня, дисциплина, и спорт, который поможет тренировать выдержку и расходовать энергию.
  • Кризис 7 лет у девочек выражается в агрессии, которая проявляется в домашней обстановке. Девочки часто бывают отличницами и гордостью класса, а наедине с родителями проявляют накопленную раздражительность, которая выливается в истериках. Причина кроется в грузе обязанностей, с которыми ребенку сложно справляться. Родителям нужно проявлять максимум внимания к жизни девочки, разговаривать по душам, обсуждать ее чувства и эмоции.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

Расстройство психики

Если же человек ведет разговор с самим собой либо воображаемым другом, воспринимает неведомые голоса или другие галлюцинации, необходимо предполагать расстройство психики. Окончательное заключение устанавливает лечащий врач при исследовании поведения человека и его жалоб. Шизофрения и раздвоение личности имеют схожие симптомы, но есть и различия. Эти болезни пациенты могут унаследовать либо получить из-за экзогенных и эндогенных факторов.

Первые проявления психического расстройства у мужского пола замечают в подростковом периоде и в возрасте 25 лет, а у женского – от двадцати до тридцати лет. Отличить шизофрению от раздвоения личности может только высококвалифицированный специалист. После чего на основе поставленного диагноза назначается адекватное лечение.

Нервно-психическое расстройство. Почему возникает?

Сейчас люди почти все время находятся в состоянии стресса и тревоги. Их мысли постоянно заняты урегулированием проблем, вследствие чего нарушается сон, отдых. Если человек постоянно находится в напряжении, это может привести к ослаблению нервной системы и невротическим реакциям. Длительное депрессивное состояние, душевные раны, трагические события могут быть причиной нервно-психического расстройства. При таких недугах человек часто разговаривает сам с собой. Однако необходимо отметить, что женщины вследствие своей эмоциональности, беспокойства чаще подвержены неврозам.

Психологическая работа: от установления причины до изменения паттернов поведения

Как было показано выше, проблемы с общением могут развиться как у подвижных, нетерпеливых, легко возбудимых детей, так и у их медлительных, слишком тихих и спокойных ребят. Причиной малообщительности могут быть как эгоистические, авторитарные проявления, так и отсутствие опыта совместной игры, другие личностные особенности, которые у старших дошкольников и младших школьников уже развиты в полной мере. Если проблема остаётся и спустя время, ребёнок плохо адаптировался в новом коллективе и не завёл друзей, необходимо обратиться к детскому психологу.

Психологическая работа заключается не просто в выявлении причин того или иного поведения, но и в изменении паттернов – устойчивых схем поведения, шаблонов, которых ребёнок придерживается при общении со сверстниками.

Пример из практики детского психолога:

«У 7-летнего Кирилла была серьёзная проблема: его обижали в школе. Он с неохотой посещал уроки, старался всеми правдами и неправдами остаться дома, чем и насторожил родителей. Выяснилось, что его обижает один мальчик, а остальные, как правило, его поддерживают, поскольку не хотят портить отношения с неформальным лидером. Я поговорила с Кириллом, и выяснилась следующая модель поведения: агрессия со стороны – смущение и страх из-за неуверенности в себе – уход в себя – молчаливое выслушивание оскорблений – отступление. Ни разу он не попробовал противостоять давлению хулигана, боясь тем самым разозлить его. Мы сформировали и отработали новую модель поведения, буквально отрепетировали все возможные варианты провокаций и достойных ответов на них. Кириллу было нелегко преодолеть свои страхи, но он справился.

Важную роль сыграла поддержка взрослых, они выказали готовность в любой момент прийти в школу, поговорить с учителем и ребятами. Готовность мамы и папы защитить, встать на его сторону для Кирилла были решающими. Ведь одним из его главных страхов было получить неодобрение значимых взрослых, что послужило почвой для формирования позиции сдерживания любых проявлений злости, даже той, которая порой необходима для самозащиты. Почувствовав силу, хулиган перестал его притеснять, а среди сверстников Кирилл стал пользоваться большим авторитетом».

Таким образом, любая проблема с общением у ребёнка требует серьёзной проработки. Не стоит думать, что со временем он подрастёт и сам её как-нибудь решит. Бывали случаи, когда ребёнок за все 11 лет учёбы в школе так и не завёл ни одного друга, потому что стал объектом насмешек ещё в начальной школе. Даже если он изменился, его привыкли считать тем самым нюней или задавакой, каким он прослыл когда-то.

У агрессивных детей тоже не всё гладко. Как правило, они находят себе приятелей, которые льнут к «авторитету» главного обидчика. Но сверстники таких не любят, и о настоящей дружбе здесь не может быть и речи. Такого ребёнка терпят только лишь из соображений собственной безопасности.

Если вы заметили, что вашему ребёнку сложно сориентироваться в мире людей, если он слишком любит одиночество, сторонится общения или его не принимают в компанию, обратитесь к психологу, чтобы решить эту проблему на корню, пока она не дала ростков в виде затаённой злобы, обиды и других внутренних переживаний, которые точно не поспособствуют счастью и полноценному развитию вашего чада.

Основные причины, почему ребенок говорит сам с собой

К таковым стоит отнести:

Недостаток родительского внимания

Наиболее частая причина. Это другая крайность, противоположная «удушению» любовью. В описываемом случае ребенок растет как трава. Предоставлен сам себе. Внешняя речь становится единственным компенсаторным фактором. Пациент испытывает дефицит информации. В течение всего периода взросления, вплоть до 18-20 лет это переносится крайне трудно. Дети компенсируют недостаток интуитивно. В подобных случаях опасаться нечего.

Недостаток общения со сверстниками

Встречается не менее часто. Зачастую страдают дети, которые обладают определенным складом личности. Например, глубокие интроверты, шизоиды. Молодые пациенты с начинающейся шизоидной психопатией или же синдромом Аспергера, высокофункциональным аутизмом. Из-за нетипичных черт личности и странного, по мнению сверстников поведения, такой пациент подвергается насмешкам и издевательствам. В лучших традициях школьного образования.

Поскольку эти ситуации повторяются, развивается защитный механизм. Во внешнем мире человек неактивен, молчит, не проявляет инициативу. Дома — восполняет недостаток общения таким нехитрым способом. Особенно часто, если и родители не горят желанием общаться.

Богатое воображение

Присуще большинству детей, но не все выражают собственные фантазии вербально. Если пациент говорит сам с собой просто так, вне игр и прочего, обязательно следует послушать содержание монолога. Контекст. Выдуманные друзья, существа — вполне нормальное явление для первых 7-9 лет. Плюс-минус.

Стрессовые ситуации

Детям свойственно уходить от интенсивных психических нагрузок. Разговоры с собой, желание спрятаться, странные фантазии и игры. Все это части одного целого. В этом случае человек старается сбежать от реальности. Происходит так называемый эскапизм. Решать проблему нужно быстрее, пока она не усугубилась.

Конфликты в семье

Ругань, скандалы и тем более драки — непомерная нагрузка на психику взрослого человека. Стоит ли говорить, насколько разрушительно они влияют на детское сознание? Разговоры в режиме монолога — это еще один способ сбежать от реальности в комфортный и безопасный выдуманный мир. Особенно опасно физическое и психическое насилие. Это фактор развития психопатологии, вплоть до биполярно-аффективного расстройства и различных типов шизофрении.

Игровая ситуация

Стандартный пример. В этом случае молодой человек говорит с воображаемыми существами и вполне понимает, что их нет. Или с игрушками, наделяя их свойствами живого. Никакой опасности в этом случае нет. Речь идет о нормальном явлении. Чадо, которое говорит само с собой, учится обыгрывать жизненные ситуации. Примеряет новые роли.

Психические болезни

Наиболее обширный и сложный для диагностики пласт состояний. С ходу определить, где выдумка, а где психопатология не так просто. Нужно наблюдение. Вопрос решает психиатр. Спектр возможных патологических процессов широкий. От шизофрении до шизоаффективного расстройства, биполярно-аффективного расстройства. Детская шизофрения — состояние довольно редкое. На его долю приходится не более 1,5-2% от общей массы психопатологий младшего возраста. К 10-14 годам число растет до 15-20%.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

При каких заболеваниях возникает нарушение походки

Главными координаторами нормальной походки и равновесия являются глаза человека и его внутреннее ухо. Соответственно — плохое зрение, инфекционные заболевания этих органов часто нарушают равновесие и, как следствие, изменяют его походку. Употребление спиртных напитков, наркотических средств, бесконтрольный прием лекарственных препаратов, в том числе и седативных, тоже занимают не последнее место среди причин нарушенной походки.

К нарушению походки может привести любая патология в нервной и мышечной системе человека. Речь, в первую очередь, идет об ущемлении межпозвоночных дисков.

Если говорить о более серьезных причинах изменения походки, то здесь на первый план выходят такие заболевания, как множественный склероз, боковой амиотрофический склероз, мышечная дистрофия, болезнь Паркинсона. Утрата чувствительности в обеих конечностях при диабете приводит к потере равновесия и неустойчивости.

Есть ряд различных заболеваний, которые сопровождаются нарушением походки.

Спастический гемипарез вызывает гемиплегическую походку. В случае такого нарушение у пациента наблюдается изменение положения верхних и нижних конечностей относительно туловища. Т.е. локоть, запястье, пальцы согнуты, плечо повернуто вовнутрь, нога в суставах — коленном, тазобедренном и голеностопном — разогнута. В более легких случаях рука находится в нормальном положении, но ее способность двигаться при ходьбе все равно ограничена.

Парапаретическую походку можно наблюдать у людей с разными степенями поражений спинного мозга и ДЦБ.

Ограниченное сгибание стопы с тыльной стороны вызывает походку с весьма звучным названием — петушиная. В связи с полным или частичным свисанием стопы во время шага пальцы ноги задевают поверхность, и человек должен поднимать ногу как можно выше, чтобы этого избежать.

Слабость в проксимальных мышцах ноги, которая возникает при миопатиях и спинальной амиотрофии заставляет человека ходить переваливаясь со стороны в сторону. Такое нарушение получило название — утиная походка.

Распознать паркинсоническую(акинетико-регидную) походку можно по следующим признакам: спина пациента сгорблена, его ноги находятся в полусогнутом состоянии, а руки — в согнутом, при этом можно заметить тремор покоя. Движение больной начинает наклонившись вперед. Во время ходьбы человек делает семенящие шаги, издающие шаркающий звук.

Апраксическую походку обычно можно наблюдать у больных с двусторонним поражением лобной доли. Симптомы нарушений походки в этом случае весьма схожи с паркинсонической. Но существует ряд различий: пациенту легко даются некоторые движения, из которых состоит сам процесс ходьбы — при этом он может лежать или стоять. Но как только нужно начать шагать, человек не в состоянии это осуществить. Тронувшись, наконец, вперед, пациент снова останавливается. Такие попытки двигаться повторяются по нескольку раз.

Хореоатетозная походка — для нее характерно нарушение процесса ходьбы резкими, сделанными словно через силу, движениями.

Ноги, расставленные широко в сторону, разные, по длине и скорости, шаги — это признаки мозжечковой походки. Пациент с этим нарушением закрывая и открывая глаза, все равно способен оставаться в равновесии. Однако, стоит ему изменить позу, как равновесие тут же теряется.

Сенсорная атаксия — у этого нарушения наблюдаются признаки, схожие с мозжечковой походкой. Отличаются они тем, что пациент теряет равновесие, едва закрыв глаза.

Если во время ходьбы человек заваливается на один бок, речь идет о вестибулярной атаксии.

Истерия также часто сопровождается нарушением походки. Для нее типичным является одновременное проявление нарушений в равновесии и ходьбе. Стоять без сторонней помощи, а тем более передвигаться, человек, страдающий истерией, просто не в состоянии.

Как мы можем превратить негативную болтовню в нечто более позитивное?

Почему у некоторых людей внутренний монолог громче или тревожнее, чем у других? Сложно ответить дать однозначный ответ. Существует много способов, которыми он может быть активирован, есть генетические аспекты предрасположенности, есть некоторое влияние окружающей среды. Несомненно одно: эти переживания нельзя сбрасывать со счетов. Когда дело доходит до связи между чувством тревоги и физическим состоянием здоровья, результаты выглядят ошеломляюще.

Что интересно в науке, которая занимается этими вопросами, так это то, что она поддерживает интуицию и одновременно ей противоречит.

 Существует определенный набор «инструментов» — техник, которые можно использовать для подавления болтовни в голове и, хотя некоторые из них, кажется, противоречат всему, что мы думаем и чувствуем – выход мыслей «наружу», например, может помочь, хотя разговоры о негативном опыте с друзьями часто могут действовать как наоборот, отталкивая тех, кто вам больше всего нужен. И хотя, когда мы действуем согласно определенным инстинктам, мы поступаем правильно, выход мыслей «наружу» может принести человеку больше вреда, чем пользы.

Значит ли это, что произносить свои мысли вслух нехорошо? Что те, кто проходит психотерапию, должны немедленно отменить свое следующее посещение? Вовсе нет!

Лечение двигательных и голосовых тиков в Саратове

Лечение тиков должно быть комплексным. Нужно учитывать виды тиков, стадию заболевания, индивидуальные особенности нервной системы пациента, социальную обстановку в семье. Обязательным является оптимизация режима дня, психологическая коррекция и тренинги, лекарственная терапия. Врач Сарклиник в течение многих лет Сарклиник успешно применяет аппаратные и неаппаратные методы лечения тиков. Проводится лечение — голосовых тиков в Саратове; — звуковых тиков в Саратове; — двигательных тиков; — моторных тиков; — тикозных расстройств; — клонических тиков; — тонических тиков; — дистонических, тонико-клонических тиков; — турретизма; — синдрома Туретта. В результате терапии происходит улучшение в двигательной, эмоциональной сфере, проходят двигательные и звуковые тикообразные движения. Эффективность лечения зависит от индивидуальных особенностей ребенка, подростка или взрослого, степени выраженности симптомов на момент начала лечения, возраста пациента, интенсивности лечения. Лечение проводится амбулаторно, курсами. Ни в коем случае нельзя ругать детей, если Вы заметили какие-то из указанных нами выше симптомов, лучше обратитесь к врачу. И помните, что лечение тиков – это очень сложный процесс, который требует упорства, настойчивости и времени

Ребенку от Вас нужны забота, внимание, понимание и помощь! Не упрекайте ребенка и себя. Комплексное лечение даст положительные результаты

Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrсlinic.ru Фото 1: zurijeta / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Фото 2: altanaka / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru  Люди, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены. При использовании материлов сайта sarclinic.ru активная гиперссылка обязательна!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: