Найдите время для сна, игр и отдыха
Составляя режим дня, за основу лучше взять сон. Оптимальное соотношение для 3 летнего малыша: 10 часов ночного отдыха и 2 дневного. Желательно, чтобы вечером ребенок отправлялся в кроватку не позже 21-22 часов, значит, проснется он в 7 или 8 утра. Днем его лучше укладывать после обеда, к этому времени он успеет утомиться и спокойно уснет.
Иногда дети уже в 3 года не могут заснуть днем. Если ночью они проспали не меньше 11 часов и весь день чувствуют себя бодро, не капризничают, можно разрешить и такой режим. Это, скорее, исключение, чем правило, его можно применять только тогда, когда все возможности усыпить ребенка исчерпаны, а он плачет, пытается вырваться из кроватки и просится пойти поиграть. Такова особенность нервной системы вашего малыша, и с этим придется смириться: ничего, кроме истерики у мамы и малыша, укладывание насильно не вызовет. Проблемы возникнут, когда ребенка отдадут в садик: не каждый воспитатель согласен приноравливаться к особенностям 3-летнего «анархиста».
Вот примерный распорядок дня для малыша 3 лет:
- 7 часов – подъем, зарядка, гигиенические процедуры;
- 8 часов – завтрак;
- 8 часов 30 минут – игры, занятия;
- 10 часов – пора на прогулку;
- 12 часов – обед;
- 12 часов 30 минут – дневной сон;
- 14 часов 30 минут – подъем, умывание;
- 15 часов – полдник;
- 15 часов 30 минут – игры, занятия;
- 17 часов – вечерняя прогулка;
- 19 часов – ужин;
- 19 часов 30 минут – спокойные игры, уборка игрушек;
- 20 часов – купание и сказка на ночь;
- 21 час – отход ко сну.
Вы можете изменить этот режим в зависимости от уклада жизни семьи и особенностей темперамента ребенка. Мама знает, когда ее малыш полон энергии и с удовольствием займется физкультурой, а когда он готов к интеллектуальным занятиям, требующим внимания и сосредоточенности. Постарайтесь, чтобы развитие не было однобоким, а отдых бездеятельным: маленький художник устал от рисования или лепки – займитесь подвижными играми.
Подвижные игры и занятия физкультурой лучше проводить на свежем воздухе: обязательно гуляйте 2 раза в день, общее время нахождения на улице должно составлять не меньше 3 часов. Выбирайте места, где много детей в возрасте около 3 лет, чтобы малыш учился знакомиться со сверстниками, играть с ними. Посмотрите, нет ли поблизости от дома навеса или крытой веранды, в дождливую погоду вы можете там почитать или порисовать. Зимой не укутывайте малыша, чтобы он с трудом шевелился, так он замерзнет сильнее, чем когда будет бегать в свободной одежде. Подвижные игры на легком морозце разожгут аппетит, а после еды малыша не нужно будет заставлять лечь в кровать: его глазки сами начнут закрываться.
Правильный режим дня нужен не только для малыша 3 лет, но и для мамы. Если ребенок проспал чуть ли не до полудня, несколько часов смотрел мультики, отказался от дневного сна, он замучает взрослых своими капризами. Когда карапуз укладывается спать днем в одно и то же время, родители могут запланировать на этот период какие-то дела или тоже отдохнуть после обеда. Составьте распорядок дня, удобный для всей семьи, и вы будете избавлены от детских причуд.
https://youtube.com/watch?v=WHMqJQRTHdA
Требования к распорядку дня в ДОУ по СанПиН
Начать нужно с того, что такое СанПиН. Это специально установленные законодательством санитарно-эпидемиологические нормы и правила, которые защищают человека от негативного влияния окружающей среды.
Нарушение этих правил карается законом. В детском саду их строго соблюдают, так как речь идет о подрастающем поколении.
Существуют основные требования, которые крайне важно соблюдать:
- малыши от 3 до 7 лет должны бодрствовать не больше 5 — 6-ти часов после ночного пробуждения;
- длительность ежедневных прогулок должна составлять минимум три часа;
- гулять нужно два раза в день: до и после обеденного времени;
- у детей от трех лет обеденный сон должен длиться в среднем 2 часа, у малышей младше трех лет – 3 часа;
- питание должно быть четырехразовым с интервалом не менее четырех часов.
Конечно же, этих правил намного больше – это только самые основные из них. Соблюдение этих норм напрямую зависит от работы сотрудников детского сада. Они должны иметь понятие о дисциплине, организованности, терпении и знать весь перечень правил по СанПиН.
Советы родителям: как приучить к правильному режиму дня ребенка раннего возраста
В первую очередь, следует понимать, что жестких норм по организации режима дня не существует: оптимальным режим будет тот, который совпадает с потребностями малыша. Итак, что советуют специалисты – как же приучить кроху к режиму дня?
Переводите ребенка на новый режим постепенно, с учетом его состояния здоровья и индивидуальных особенностей
Понять, не слишком ли вы торопитесь, вы сможете по настроению малыша.
Следите, чтобы каждое важное мероприятие происходило каждый день в одно время. По вечернему купанию, завтраку/ужину, ночному сну малыш должен определять время суток.
Укладывая кроху на ночь спать, не допускайте баловства и капризов – будьте спокойны, но настойчивы
Если малыш плохо спит ночью — успокаивайте его, сидите рядом с ним, но лучше не забирайте в родительскую кровать и не разрешайте игры.
Отучайте малыша есть по ночам. Он уже в том возрасте, когда может обойтись без ночных кормлений. Тем более что маме нужен по ночам полноценный отдых.
На период установления режима старайтесь не приглашать гостей и четко следить за тем, чтобы малыш просыпался вовремя (не пересыпал).
Недостаток кальция в детском организме может выразиться плаксивостью и капризностью – убедитесь, что малыш получает полноценное питание, и в рационе ребенка хватает продуктов, содержащих данный микроэлемент.
Постепенно увеличивайте время прогулок и вводите ежедневные купания. Помните, что чем более насыщенной является жизнь малыша (естественно, в строго определенное для этого время), тем быстрее он засыпает вечером.
Ну и, конечно, не забывайте об обстановке в семье. Конфликты, ссоры, ругань и крики на малыша не способствуют ни психологическому комфорту ребенка, ни установлению режима.
Возрастные особенности ребенка 1-1,5 лет
Когда ребенку исполняется годик, он начинает развиваться более стремительно, чем до этого. И вместе с тем у ребенка в этом возрасте еще много несоответствий. Физически ребенок еще не в состоянии выдержать без сна целый день, он быстро утомляется. В то же время ребенок любит много и активно бегать, прыгать, правда, очень скоро устает и нуждается в отдыхе. Координация движений ребенка еще недостаточна, не смотря на то, что он хочет играть долго и много.
Ребенок в этом возрасте может выполнять просьбу взрослого что-то принести или подать, у него начинает быстро расширяться активный словарный запас. Ребенок в этом возрасте бросает соску, начинает есть ложкой. Правда, много проливает при этом.
Почему так важен четкий режим дня?
Правильный режим дня ребенка — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Четкий график позволяет сбалансировать периоды обучения и отдыха, сна и приемов пищи, гигиенических процедур.
Взрослые, как правило, весьма легкомысленно относятся к собственному графику жизни. Ритм современной жизни диктует свои правила — обеды «на бегу», сон по принципу «сколько получится», пассивный отдых. И естественно, по устоявшимся в семье правилам со временем начинает жить и ребенок. Ему не остается ничего другого, только подстраиваться под режим родителей — именно этот пример у него перед глазами.
Грамотно выстроенный распорядок дня ребенка — это не строгий «тюремный» режим и не принуждение. Он служит эффективным средством для удовлетворения всех детских потребностей.
Почему важно вводить режим дня?
Соблюдение дневного режима не просто вырабатывает у ребенка пунктуальность. Это прочный фундамент для его гармоничного физического и психоэмоционального развития.
Если малыш достаточно спит, он активен и любознателен, готов к «великим свершениям». Ежедневные прогулки укрепляют иммунитет и расширяют кругозор малыша. Играя со сверстниками, ребенок познает мир и учится общаться. Сбалансированное питание по четко выстроенному меню — залог здоровья и хорошего самочувствия малыша. А обучающие занятия, включенные в режим дня, развивают культурно и интеллектуально.
Детская нервная система очень пластична. Малыши довольно быстро приспосабливаются к любым внешним условиям. И тем не менее, привычный режим дня — это тот якорь, который помогает ребенку быть уверенным в себе и в будущем. Когда малыш знает, что будет завтра или хотя бы после выполнения домашних заданий, он чувствует себя более расслабленно и комфортно.
Дисциплина, ответственность и самоорганизация — важные личностные качества, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Распорядок дня заложит основы их формирования. Ребенок учится контролировать свою жизнь и отвечать за совершенные поступки.
Совместные приемы пищи, прогулки и игры — те важные семейные ценности, которые поможет воспитать у ребенка именно режим дня. Ритуалы, прописанные в дневном графике, сплачивают родителей и ребенка.
С установленным распорядком дня ребенок без серьезных проблем привыкает к новой для себя обстановке и быстрее формирует полезные привычки. Малыши, которые следуют определенному режиму, успешнее адаптируются в школе.
Прогулки
Отдельное место в расписании отводится прогулкам. Зимой выходят на улицу 2 раза на 1-1,5 часа, а летом все время бодрствования проходит на свежем воздухе.
В полтора года ребенок уже ходит, поэтому тепло одевать его, как младенца, нет необходимости. Тяжелая одежда сковывает движения, мешает бегать и наклоняться. Укутывание затрудняет дыхание, нарушает кровообращение. Малыш потеет, перегревается, поэтому часто болеет.
Занятия во время прогулки должны чередоваться: на смену подвижным играм приходят спокойные. Следует предоставлять детям возможность поиграть самостоятельно.
Распорядок дня: таблица по часам
Режим дня крохи в год будет включать все действия, указанные выше. Представленная ниже примерная таблица распорядка наглядно показывает, каким может быть расписание при двукратном дневном сне:
Временные интервалы | Действия и процедуры |
6 часов утра | Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание. |
С 6:15 до 6:30 | Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь. |
С 6:30 до 7:30 | Игры в спокойном режиме. |
С 7:30 до 8:30 | Гимнастика, массаж, общение. |
С 8:30 до 9-и | Завтрак. |
С 9-и до 11-и часов | Утренний первый сон. Он может совмещаться с прогулкой в коляске на свежем воздухе. |
С 11-и часов до 13-и | Различные игры или развивающие занятия с родителем. |
С 13-и часов до 13-30 | Полноценный обед. |
С 13:30 до 15 часов | Весёлые совместные игры с мамой и иными членами семьи, физическая активность. |
С 15-и часов до 16:30 | Вторая прогулка, во время которой следует играть активно, рассматривать разные объекты на улице. |
С 16:30 до 16:45 | Полдник. |
С 16:45 и до 18-и часов | Второй сон. |
С 18-и часов до 18:30 | Пробуждение, переодевание, общение. |
С 18:30 до 19-и часов | Ужин. |
С 19-и часов до 20:30 | Спокойные, неактивные развлечения. Например, общение, чтение книг, рассматривание картинок. |
С 20:30 до 21 | Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания. |
С 21 часа до 21:30 | Последнее кормление на ночь. |
С 21:30 до 6-и часов | Ночной глубокий сон. |
А в этой таблице представлен образец режима для крохи, который за день спит единожды:
Временные интервалы | Действия и процедуры |
6 часов утра | Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание. |
С 6:15 до 6:30 | Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь. |
С 6:30 до 7:30 | Игры в спокойном режиме, развитие. |
С 7:30 до 8:30 | Гимнастика, массаж, общение. |
С 8:30 до 9-и | Завтрак. |
С 9-и часов до 11-и | Игры в домашней обстановке. |
С 11-и часов до 12:30 | Одевание, прогулка на свежем воздухе. |
С 12:30 до 13-и часов | Переодевание, общение. |
С 13-и часов до 13-30 | Полноценный обед. |
С 13:30 до 16:30 | Дневной продолжительный единственный сон. |
С 16:30 до 17-и часов | Переодевание, общение с родителем. |
С 17-и часов до 17:15 | Полдник. |
С 17:15 до 17:30 | Одевание, общение. |
С 17:30 до 19-и часов | Прогулка на улице. |
С 19-и часов до 19:15 | Переодевание. |
С 19:15 до 19:45 | Ужин. |
С 19:45 до 20:30 | Спокойные развлечения: игры с игрушками, рассматривание картинок, чтение книг, разговоры. |
С 20:30 до 21 | Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания. |
С 21 часа до 21:30 | Последнее кормление на ночь. |
С 21:30 до 6-и часов | Ночной глубокий сон. |
В таблицах указаны примерные часы. Все дети разные: одни просыпаются раньше, другие позже. От времени естественного самостоятельного пробуждения стоит отталкиваться при планировании распорядка дня. Соблюдайте представленные выше интервалы.
Причины нарушения режима
Каким бы ни был распорядок дня, ребенок, скорее всего, внесет в него коррективы. Даже если вам кажется, что вы уже перестроились и привыкли, порой могут наблюдаться сбои. Как правило, это происходит во время болезни или всплесков роста. Иногда малыш может перепутать послеобеденную дремоту со сном, и вы уже ничего с этим не поделаете.
Мы рассказываем о сне в специальном материале, а пока — основные правила.
Что может помешать режиму сна:
- Обретение новых навыков — ползание, перевороты, ходьба, вставание на ножки, пополнение словарного запаса; в этот период малышу может понадобиться больше еды и отдыха, возможны частые пробуждения ночью;
- Сокращение грудного вскармливания по необходимости;
- Отказ от груди (обычно в возрасте 9 – 18 месяцев);
- Прорезывание зубов (дневные сны становятся короче, ребенок спит беспокойнее);
- Болезнь, психологический или физический дискомфорт;
- Уменьшение потребности во сне;
- Нехватка впечатлений (поиск новых возможностей взаимодействия с окружающим миром);
- Недостаточная двигательная активность;
- Смена часового пояса, длинные перелеты и поездки.
Можно ли принимать снотворное и успокоительные?
Как не спать
Пользоваться снотворным нужно возможно реже и только по рекомендации врача. Систематическое засыпание с помощью снотворного приучает человека к тому, что он может заснуть только с его помощью. Снотворное, при этом, вместо своей прямой роли исполняет роль психотерапевтического средства.
К тому же при частом приеме снотворного может возникнуть тяга к нему (наркомания). Однако полностью его нельзя исключать. Злоупотребление снотворными средствами, так же как и полное игнорирование их, — неразумно.
Заснуть можно и без снотворного, с помощью различных успокаивающих средств. Это может быть настойка пустырника, валерианы, бром. Разумеется, и это не следует принимать без меры, а лишь при необходимости и также посоветовавшись с врачом. Принимать их нужно за 30—60 мин до сна.
Режим учёбы и отдыха
Одна из распространённых ошибок активных и заботливых родителей — это составить для ребёнка слишком плотный график. Понятно, что хочется вырастить успешного человека, который одинаково хорошо играет на скрипке, плавает и рисует. А ещё знает три языка и разбирается в робототехнике.
Но перегружая школьника, вы, скорее всего, добьётесь обратного эффекта — потенциальный гений потеряет интерес к любым занятиям
Поэтому очень важно грамотно чередовать учёбу и отдых, а также следить за тем, чтобы ребёнок достаточно двигался
Сколько нужно учиться и отдыхать
Специалисты Роспотребнадзора предлагают Как правильно организовать режим дня школьника ориентироваться на такие нормы.
Для выполнения уроков:
- 1,5 часа во 2–3-м классах;
- 2 часа в 4–5-м классах;
- 2,5 часа в 6–8-м классах;
- 3,5 часа в 9–11-м классах.
Для прогулок и подвижных игр:
- 3–3,5 часа в младшем возрасте;
- 2,5 часа в старших классах.
Ранее специалисты также рекомендовали ограничить время, проведённое школьниками у экранов компьютеров или планшетов. Но с распространением смартфонов и массовым переходом на онлайн‑обучение отгонять ребёнка от экрана превращается в архисложную задачу. Родители могут лишь установить лимит на доступ к играм, мессенджерам и другим ресурсам, которые отвлекают от учёбы и не приносят пользы здоровью.
Как организовать режим учёбы и отдыха
Тут многое зависит от интересов, внешкольных занятий и физиологических особенностей каждого ученика. Однако есть несколько общих советов.
- После возвращения из школы и обеда ребёнку нужно отдохнуть час‑полтора, прежде чем сесть за уроки. Если речь идёт о младшем школьном возрасте, желательно, чтобы в это время ученик поспал.
- Приступать к выполнению уроков лучше с 4 часов WHEN IS THE BEST TIME TO STUDY: MORNING, NOON OR NIGHT? пополудни, когда мозг начинает устанавливать новые связи и активно усваивать информацию.
- Даже при самом плотном распорядке ребёнку жизненно необходимы час или два свободного времени, когда он может заниматься чем угодно. Например, просто бездельничать.
Почему так важен четкий режим дня?
Правильный режим дня ребенка — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Четкий график позволяет сбалансировать периоды обучения и отдыха, сна и приемов пищи, гигиенических процедур.
Взрослые, как правило, весьма легкомысленно относятся к собственному графику жизни. Ритм современной жизни диктует свои правила — обеды «на бегу», сон по принципу «сколько получится», пассивный отдых. И естественно, по устоявшимся в семье правилам со временем начинает жить и ребенок. Ему не остается ничего другого, только подстраиваться под режим родителей — именно этот пример у него перед глазами.
Грамотно выстроенный распорядок дня ребенка — это не строгий «тюремный» режим и не принуждение. Он служит эффективным средством для удовлетворения всех детских потребностей.
Научим ребенка соблюдать режим дня
КУПИТЬ ] СМОТРЕТЬ ВИДЕО ОБ УСЛУГЕ
Почему важно вводить режим дня?
Соблюдение дневного режима не просто вырабатывает у ребенка пунктуальность. Это прочный фундамент для его гармоничного физического и психоэмоционального развития.
Если малыш достаточно спит, он активен и любознателен, готов к «великим свершениям». Ежедневные прогулки укрепляют иммунитет и расширяют кругозор малыша. Играя со сверстниками, ребенок познает мир и учится общаться. Сбалансированное питание по четко выстроенному меню — залог здоровья и хорошего самочувствия малыша. А обучающие занятия, включенные в режим дня, развивают культурно и интеллектуально.
Детская нервная система очень пластична. Малыши довольно быстро приспосабливаются к любым внешним условиям. И тем не менее, привычный режим дня — это тот якорь, который помогает ребенку быть уверенным в себе и в будущем. Когда малыш знает, что будет завтра или хотя бы после выполнения домашних заданий, он чувствует себя более расслабленно и комфортно.
Дисциплина, ответственность и самоорганизация — важные личностные качества, которые окажутся полезными во взрослой жизни. Распорядок дня заложит основы их формирования. Ребенок учится контролировать свою жизнь и отвечать за совершенные поступки.
Совместные приемы пищи, прогулки и игры — те важные семейные ценности, которые поможет воспитать у ребенка именно режим дня. Ритуалы, прописанные в дневном графике, сплачивают родителей и ребенка.
С установленным распорядком дня ребенок без серьезных проблем привыкает к новой для себя обстановке и быстрее формирует полезные привычки. Малыши, которые следуют определенному режиму, успешнее адаптируются в школе.
Воспитание ребёнка до года. Трудные дети
Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.
В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».
Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.
Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.
Особенности сна двухлетнего ребёнка
Двухлетний ребёнок должен спать около 13-ти часов за сутки. Примерно 10-11 часов приходится на ночной отдых, а днём кроха спит порядка 2,5-3 часов, единожды. В два года может наступить очередной переходный период, вместе с которым придут некоторые проблемы со сном. Малыш всё активно познаёт, развивается и развлекается, поэтому он может отправляться отдыхать с капризами, негодованием и нежеланием. Такое поведение некоторые психологи называют ложным отказом от сна.
Ложный отказ от отдыха может быть особенностью эмоционального развития, но иногда он спровоцирован воздействием некоторых факторов, таких как отсутствие или несоблюдение распорядка дня, переутомления или, наоборот, отсутствие активности и возможности выплеска энергии, переедание и злоупотребление сладким, возбуждённое состояние или ссоры родителей, просмотр телевизора или игры со смартфонами и планшетами.
Важно! Обязательно наблюдайте за поведением своего ребёнка, ведь оно указывает на необходимость отдыха. Если малыш вял, капризен, сонлив, раздражителен и зевает — ему пора отдохнуть. Но иногда спаду активности предшествует период возбуждённости, когда малыш прыгает, бегает, кричит и проказничает
И за таким всплеском энергии наверняка последует острая потребность в передышке, выражающаяся в апатии, капризах и зевании
Но иногда спаду активности предшествует период возбуждённости, когда малыш прыгает, бегает, кричит и проказничает. И за таким всплеском энергии наверняка последует острая потребность в передышке, выражающаяся в апатии, капризах и зевании.
Чтобы наладить ночной и дневной сон, следует соблюдать несколько несложных правил:
- Соблюдение определённых ритуалов – последовательности действий, предшествующих укладыванию. Это могут быть гигиенические процедуры, переодевание в пижаму, чтение сказки или пение колыбельной, приглушение света, поглаживания крохи по голове. Ритуал дарит ощущение спокойствия и подсказывает, что за ним последует сон.
- Благоприятная атмосфера в спальне: температура около 20-22 градусов, проветренное помещение, отсутствие громких звуков и шумов, приглушённый свет.
- Желательная прогулка перед сном. Она насыщает организм кислородом и расслабляет.
- Выплеск энергии в период бодрствования. Если малыш достаточно устанет (но не переутомится!), то он наверняка захочет отдохнуть и быстро уснёт.
- Заблаговременная подготовка ко сну. Укладывание не должно осуществляться внезапно и резко. Желательно за полчаса-час до засыпания снизить активность и перейти к спокойным занятиям, исключить все внешние раздражители (яркий солнечный свет, звуки).
- Увеличение временного интервала между приёмом пищи и сном. Если малыш только что плотно покушал, он не сможет быстро и крепко заснуть. Нужно подождать 30-60 минут, чтобы пища успела частично усвоиться.