Детские считалочки на цифры / Малютка
Считалочки для детей – счет до 5
Считалочки для детей — счет до 10.
Раз, два – синева!
Три, четыре – солнце в мире!
Волк с лисою кумовья:
«Мой подарок – это я!»
Первым волк хотел придти,
Да замешкался в пути.
«Вот тебе и пир горой
Неужели я второй?»
Третий- зайка озорной
Тащит чайник заварной
Вот лисичка будет рада-
Угощать гостей ей надо.
Чай заварит крепкий, мятный
Очень вкусный, ароматный.
Кто четвертый гость у нас?
Тетя мышь придет сейчас.
«Я на ярмарке была,
Книгу сказок принесла
Деткам на ночь прочитать,
Крепче детки будут спать»
Пятый гость притопал мишка
Очень маленький Топтыжка.
А подарок? В чем вопрос?
Мишка сладкий мед принес.
Еж колючий – гость шестой
— Забегал в лесок густой.
Там грибов набрал немножко
И принес лисе лукошко.
Серый ослик – гость седьмой
Возвращается домой.
Он с утра задумчив был
И подарок позабыл.
Дома, прямо у дверей:
«Побегу за ним скорей!»
Гость восьмой к лисе идет
— Очень важный рыжий кот.
Кот несет ей самовар,
Что сверкает будто жар.
«Гостя лисонька встречай
Да налей покрепче чай!»
А девятый шарик пес,
Он гармонь лисе принес.
«Здравствуй лисонька-сестрица,
Познакомьтесь гость десятый,
Это тигр полосатый.
Обещал он не кусаться,
На зверюшек не бросаться
У лисы на новоселье.
Пустим тигра на веселье?
М. Манакова.
***
Нелегко считать цыпляток
— Их у курицы десяток:
Этот вот забрался в таз — раз.
А другой полез в дрова — два.
В клюв лягушку не бери, три!
Вот четвертый спрыгнул в яму —
Уморить он хочет маму!
В лужу норовит опять — пять!
Под крыльцо собрался лезть — шесть!
Куд-куда! Не лезь на горку…
Семь — ему устрою порку!
Восемь — прыгнул в конуру…
Нет, ей-богу, я умру!
Где девятый? Быстро брось!
— Это не червяк, а гвоздь!
Складываем и вычитаем в уме
Когда цифры выучены, перед родителями встает следующая задача, а именно, как научить ребенка складывать и вычитать. В этой части также существует большое количество различных методик. Расскажем о нескольких популярных.
Гномики в домике
Пример: разместить в домике двух персонажей, это могут быть фигурки животных или просто кубики (первый вариант интереснее), а затем спросить у ребенка, сколько гостей пришло. Дальше прибавлять и убирать элементы в пределах первого десятка. Постепенно задачу можно усложнить, сделав домику крышу.
После подсчета ребенком, открывать спрятанное, чтобы обучаемый смог проверить себя.
Методика Зайцева
Оптимальна для детей 6-7 лет. Методика позволяет научиться складывать и вычитать в пределах 100 почти автоматически, причем в уме. Для работы с техникой необходимо приобрести специальный учебный материал, а также ознакомиться с рекомендациями автора. Суть методики заключается в демонстрации ребенку всего материала, который затем при постоянном просматривании систематизируется у него в виде специальных таблиц.
Разложение чисел на состав
Этот вариант те так прост, поскольку ребенку придется выучить несколько десятков различных комбинаций (только для первого десятка), зато дальше устный счет будет почти автоматическим.
Как использовать технику: брать любую цифру, например, 7. Обучаемый должен запомнить, что она «раскладывается» на 5 и 2, 4 и 3 и т.д. Для наглядности можно использовать любой подручный материал, например, брать 2 тарелочки и 7 зерен фасоли или цветных конфет, а затем «делить» их на 2 части.
В пределах первого десятка методику могут осваивать дошкольники, дети более старшего возраста способны изучить устный счет по представленной технике с цифрами от 10 до 20.
Метод Глена Домана
Идеален для подготовки к школе, а также первоклассников. Вместо цифр на листе бумаге изображаются точки. По мнению автора техники, это позволяет детям заучивать принципы устного счета буквально за несколько занятий.
При выборе конкретной методики важно оценивать реакцию ребенка — если одна не вызывает интереса, стоит попробовать другую. Также поступать нужно, если приносившие раньше радость занятия вдруг наскучили.
Считалки на английском
Five little bees
One little bee blew and flew.He met a friend, and that made two.Two little bees, busy as could be —Along came another and that made three.Three little bees, wanted one more,Found one soon and that made four.Four little bees, going to the hive.Spied their little brother, and that made five.Five little bees working every hour —Buzz away, bees, and find another flower.
One for sorrow,two for joy,three for a girl,four for a boy,five for silver,six for gold,seven for a secret,never to be told,eight for a wish,nine for a kiss,ten for a timeof joyous bliss.
Eeny, meeny, miny, moe
Eeny, meeny, miny, moe,Catch a tiger by the toe.If he hollers, let him go,Eeny, meeny, miny, moe.
A B C D E F Gcome on out and play with me.H I Jcome and play.K L Mcome with them.N O Pnear the tree.Q R S T U VOh, how happy we will be.W X Y ZLot’s of fun for you and me.
Детские считалочки на цифры
Раз, два – синева! Три, четыре – солнце в мире! Пять, шесть – речка есть! Семь, восемь – майки сбросим! Девять, десять – загораем целый месяц!
***
Шли бараны по дороге Промочили в луже ноги. Раз, два, три, четыре, пять Будем ноги вытирать! Кто платочком, кто тряпицей, Кто дырявой рукавицей!
*** Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф-паф, не попал! Серый зайка убежал!
***
Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать – Крепкие, дружные, Все такие нужные! На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые Хоть не очень чистые!
***
Раз, два, три, четыре, пять! Все могу я сосчитать: И салазки на горе, И коляски во дворе, И девчонок и мальчишек, Их сестренок и братишек, И прилавки в гастрономе, И окошки в нашем доме!
***
Раз, два, три, четыре, пять! Надо ложки сосчитать! Раз, два, три, четыре, пять! Надо вилки сосчитать! Ложки, вилки, ложки, вилки… В голове шуршат опилки!
Считалки для детей на английском языке
Alphabet
A B C D E F G
come on out and play with me.
H I J
come and play.
K L M
come with them.
N O P
near the tree.
Q R S T U V
Oh, how happy we will be.
W X Y Z
Lot’s of fun for you and me.
***
One to ten
One for sorrow,
two for joy,
three for a girl,
four for a boy,
five for silver,
six for gold,
seven for a secret,
never to be told,
eight for a wish,
nine for a kiss,
ten for a time
of joyous bliss.
***
Five little bees
One little bee blew and flew.
He met a friend, and that made two.
Two little bees, busy as could be –
Along came another and that made three.
Three little bees, wanted one more,
Found one soon and that made four.
Four little bees, going to the hive.
Spied their little brother, and that made five.
Five little bees working every hour –
Buzz away, bees, and find another flower.
***
Eeny, meeny, miny, moe
Eeny, meeny, miny, moe,
Catch a tiger by the toe.
If he hollers, let him go,
Eeny, meeny, miny, moe.
Учимся считать — первые шаги в обучении
Излишне усердствовать не стоит, чтобы не отбить у «ученика» желание познакомится со счетом. Достигнуть быстрых результатов не удастся, для усвоения даже простейшего порядкового счета потребуется как минимум неделя ежедневных занятий. Постепенно формируя навык в игровой форме, вы и не заметите, как ваш малыш научится самостоятельно считать.
Счет в играх и повседневной жизни поможет без лишних усилий запомнить правильную последовательность. 10-15 минут в день целенаправленно уделяйте время такому мини-занятию. Посчитайте, сколько у ребенка машинок, кубиков, сколько колец на пирамидке. Очень эффективный способ — поднимаясь по лестнице, вслух считать ступеньки
Таким образом за месяц можно научить ребенка считать до 10.
Очень важно, чтобы ребенок понимал количественные числительные. Покажите ему две картинки, на одной, к примеру, зайчики, на другой — медведи
И там, и там их по пять, хотя медведи больше зайчиков по размеру, но количество от этого не меняется. Ребенок должен знать, что все в мире можно сосчитать, и муравьев, и слонов, так к нему твердо придет понятие цифры «2», «5» и т.д.
Для обучения счету выберите одну, наиболее понятную и комфортную для вас с ребенком методику. Разные способы знакомства со счетом могут даже самого смышленого малыша сбить с толку.
Считалки для детей 1–2 лет
С годовалого возраста малышей постепенно нужно знакомить со счётом, начиная с 3–4 цифр, постепенно доведя до 10. Также 1–2 года — период, когда ребёнок начинает повторять считалки вслед за взрослыми: сначала окончания фраз, а затем и полностью стишки
Считалочки для детей этого возраста рекомендуется брать не слишком длинные, особенно важно во время чтения делать паузы перед последним словом в каждой строке. Так в игровой форме ребёнок будет постепенно запоминать текст
Годовалые малыши с помощью считалок осваивают свои первые цифры
Примеры считалок с использованием счёта:
- Чтоб лететь нам на планету,Смастерили мы ракету.Раз, два, три —Полетишь сегодня ты!
- Раз! — Мышонок на дорожке!Два! — К нему крадётся кошка!Три! — Мышонок в норку шмыг!И смеётся, озорник!
- Бежит заяц через мост,Длинны уши, куцый хвост.
- Ты далёко не беги,Посчитать нам помоги.Раз, два, три —Выйди ты!
- Раз, два, три, четыре, пять,Мы собрались поиграть.К нам сорока прилетелаИ тебе водить велела.
- Вышла мышка как-то разПосмотреть, который час.Раз, два, три, четыре,Мышка дёрнула за гири.Вдруг раздался сильный звон.Выходи из круга вон.
Малыши могут имитировать счёт, загибая пальчики в такт словам взрослого
Особую категорию составляют пальчиковые считалки. Такие тексты произносятся с участием пальчиков малыша: их можно загибать и разгибать, легонько трясти или целовать:
- Раз, два, три, четыре, пять.Вышли пальчики гулять.Этот пальчик гриб нашёл,Этот пальчик — чистый стол.Этот резал, этот ел,Ну а этот лишь глядел.
- Этот пальчик хочет спать.Этот пальчик лёг в кровать.Этот пальчик чуть вздремнул.Этот пальчик уж уснул.Этот крепко-крепко спит.Тише, тише, не шумите…Солнце красное взойдёт,Утро ясное придёт,Будут птицы щебетать,Будут пальчики вставать!
Пальчиковые игры — одна из любимых забав малышей
Считалки помогают детям приобретать знания об окружающем мире. Ребёнок легко воспримет рассказ о животных, если он будет оформлен в «считалковую» рифму:
- Пой-ка, подпевай-ка,Десять птичек — стайка:Эта птичка — соловей,Эта птичка — воробей,Эта птичка — совушка,Сонная головушка.Эта птичка — свиристель,Эта птичка — коростель,Эта птичка — скворушка,Серенькое пёрышко.Это — зяблик,Это — стриж,Это — развесёлый чиж…Ну, а это — злой орлан.Птички, птички, по домам!
Гуляя с ребёнком и наблюдая за живой природой, можно рассказывать малышу тематические считалки
Растительный мир также «поддаётся» изучению через считалки:
- Возле школьного крыльцаПосадили деревца:Вера — вербу,Вася — ясень,Слава — сливу,Клава — клён…Ты старался — оставайся!Ты ленился — ВЫЙДИ ВОН!
Под такую считалку можно посадить с двухлетним малышом какое-нибудь растение
Не только объекты природы можно изучать с помощью считалочек, они прекрасно подойдут для запоминания цветов:
- Заяц, белый,Куда бегал?— В лес зелёный.— Что там делал?— Лыки драл.— Куда клал?— Под колоду.— Кто украл?— Родион.— Выйди вон!
- Мать-гусыня посидела,Трёх гусяток высидела.Этот — жёлтый, весь пушистый.Этот — жёлтый, золотистый,Этот — жёлтый, сероватый.Что вы смотрите, ребята?Пошли вон! (С. Маршак).
- Дядя Ваня, посмотри,Мы пускаем пузыри.Синий, красный, голубой —Выбирай себе любой!
Весёлая считалка про мыльные пузыри поднимет настроение и малышу, и родителям
Считалка — очень древний жанр фольклора. Когда-то считалки служили взрослым в ситуациях неочевидного выбора и помогали честно распределить обязанности. Со временем из орудия судьбы они превратились в элемент дворовой игры.
Рассказываем о видах и признаках считалок и приводим 40 хорошо знакомых примеров: от «Аты-баты, шли солдаты» до «Шла машина темным лесом» и объясняем, кто же такие «Эники-беники».
Применение считалок в играх с детьми
В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.
Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики/ другенчики/ круги/ други/ вон!»
Примеры русских народных считалок:
-
Перводан, другодан,На колоде барабан,Свиристель, коростель,Ёжик!
-
Белка прыгала, скакала,А на ветку не попала,А попала в царский дом,Где сидели за столомЦарь, царевич, Король, королевич,Сапожник, портной.А ты кто такой?Говори поскорей,Не задерживай честных И добрых людей.
-
Первенчики, другенчики,Летели голубенчикиПо Божьей росе,По поповой полосе.Там чашки, горшки,Медок, сахарок —Выйди вон, королёк.
-
Ехал Ваня из Казани, Полтораста рублей сани, Пятьдесят рублей дуга, Мальчик девочке слуга. — Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду. Ты, слуга, подай метлу, Я в карете подмету. Ты, слуга, подай лимон И выкатывайся вон.
-
Лиса по лесу ходила. Лиса голосом вопила,Лиса лычки драла,Лиса лапотки плела —Мужу двое, себе троеИ детишкам по лаптишкам!Кто лаптишки найдёт,Тот водить пойдёт.
-
– Заяц белый,Где ты был?– В лесе.– Что делал?– Лыки драл.– Куда клал?– Под колоду.– Кто брал?– Родивон.– Поди вон!
- Раз, два, три, четыре, пять —Ты, Васятка, выйди, сядь.Будем дальше мы считать —Хотим в жмурки мы играть.
-
Серый зайка вырвал травку.Положил её на лавку.Кто травку возьмёт,Тот и вон пойдёт.
-
Сидит утка на гнезде,Золотые несёт яйца.Сколько их там — угадай.Раз, два, три — убегай!
-
Раз, два, три, четыре, пять –Вышли мальчики играть,Стали друг друга считатьДа водилку выбирать.Им стал дядя Родивон,Пусть он выйдет отсель вон.
-
Девки делят сарафан.Кому клин, кому стан,Кому целый сарафан,Кому пуговки литые,Кому серьги золотые.
- Ани-бани — что под нами,Под железными столбами?Стульчик, мальчик, королёк,Убирайся в уголок.
-
Раз, два,Голова;Три, четыре,Прицепили;Пять, шесть,Сено весь;Семь, восемь,Сено косим;Девять, десять,Деньги весить;Одиннадцать, двенадцать,На улице бранятся.
- Ходит свинка по бору,Рвёт траву-мураву,Она рвёт и берёт,И в корзиночку кладёт.Этот выйдет,Вон пойдёт!
-
В синем море — океане Золотой корабль плывёт, А на острове Буяне Тёмный лес растёт. Станем думать да гадать, Как нам сосны сосчитать; Как ни думай, ни гадай, Только нас ты догоняй.
- Под горою у реки Живут гномы-старики. У них колокол висит, Позолоченный звонит: Диги-диги, диги-дон – Выходи скорее вон.
-
Села баба на клюку, Поехала к старику. Набрала чесноку, Продала старику. Старик мост мостил, Просят крестил; Поросята полосаты, Они на небо глядят, С неба звёзды летят, С неба звёздочки летят, Рассыпаются; Поросята полосаты Разбегаются.
-
Шла коза по мостику И махала хвостиком, Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит — это он: Выходи из круга вон!
-
Прыг да скок,Прыг да скок,Скачет зайка —Серый бок.По лесочкуПрыг-прыг-прыг,По снежочкуТык-тык-тык.Под кусточек присел,Схорониться захотел.Кто его поймает, Тот водить и станет.
- Раз, два, три, четыре, пять,Негде зайчику скакать,Всюду ходит волк, волк,Он зубами — щёлк, щёлк!А мы спрячемся в кусты,Прячься, заинька, и ты.Ты, волчище, погоди,Как попрячемся — иди!
-
Шла торговка мимо рынка, Спотыкнулась о корзинку. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души.
Видео: популярные народные считалки
Смотрите это видео на YouTube
Подрастая, дети учатся игровому взаимодействию, общению с товарищами, распределению обязанностей и ролей. Научить их честному ведению игры, а также познакомить с историей и традициями нашего народа, помогут русские народные считалочки.
Когда начинать?
Одни родители начинают обучать детей счету в старшем дошкольном возрасте. Другие мамы и папы пытаются заниматься с малышом по достижению им года.
Оба подхода являются неверными: в первом случае можно не успеть обучить малыша азам счета к школе, а во втором – не получится быстро достигнуть хороших результатов. Начинать заниматься с ребенком нужно с 1,5-2 лет. Явные результаты можно увидеть именно с этого возраста.
До 1,5 лет необходимо тренировать мелкую моторику, которая способствует интеллектуальному развитию малыша. С этой целью нужно занимать детей играми, которые задействуют пальцы («Куй-куй-башмачок», «Сорока-ворона»). К счету цифр, мозг ребенка в этом возрасте еще не готов. Надо активно заниматься развитием образности мышления.
Лучше начинать учить малыша считать тогда, когда он сам этого захочет. Стимулировать появление интереса можно путем рассказа увлекательных историй. Обучение должно проходить в игровой форме.
Как научить
Первое, чему стоит обучить ребенка, счет в пределах 5 (средняя группа). Начинать это занятие можно уже с 2 лет. Малыш в этом возрасте с радостью воспринимает любую информацию в игровой форме и легко усваивает ее, если ему интересно.
Для обучения счета от 1 до 5 подойдут пальчики на ручках, яркие игрушки и любой другой материал: счеты, конфеты, карточки с изображением животных.
Важно! На первых этапах обучения счету (от 1 до 5) не стоит показывать ребенку цифры и учить его их писать. Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг. Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг
Не нужно навязывать малышу задания, лучше не переусердствовать, и тогда он сам с радостью будет считать все вокруг.
Карточки с животными
Учимся считать до 10
Как только ребенок поймет, что такое счет до 5, можно переходить к обучению счета до первого десятка.
Обратите внимание! Малышам нравятся крупные красивые рисунки, поэтому можно предложить ему специальные мнемонические карточки, на которых будут изображены предметы живого и неживого мира и цифры, обозначающие их количество. Так ребенок познакомится с цифрами. Для развития навыка счета, можно придумать множество интересных упражнений:
Для развития навыка счета, можно придумать множество интересных упражнений:
- считать вместе все, что видно на прогулке, в магазине и дома;
- смотреть развивающие короткие мультфильмы;
- слушать песенки-считалки;
- воспользоваться советами из книг по развитию детей (Монтессори).
Постепенно ребенок научится счету от 1 до 10, сможет складывать и вычитать в пределах этих чисел, назовет обратный порядок (от 10 до 1), и тогда можно переходить на следующий этап: учиться счету до 20 и до 100.
От 10 до 100
Счету до 100, а затем и дальше (умножать, делить, делать это в столбик) дети учатся в школе с 1 по 3 класс. Но можно немного забежать вперед и познакомить ребенка с десятками дома.
Счет от 10 до 100 доступен уже с возраста 5 лет. Точно так же, как и до этого возраста, обучение должно быть несложным, но регулярным. И на этом этапе уже не обойтись без серьезных объяснений и выполнения заданий:
- Стоит рассказать малышу, что такое , из чего состоит каждый десяток и показать это, используя предметы. Первая цифра — десяток, вторая показывает единицы.
- Желательно рассказать, как считать от 10 до 20 и дальше.
- Рекомендуется выучить счет от 10 до 20.
Когда ребенок поймет принцип счета от 20 до 30, все упражнения можно проделать, считая до 100. Стоит приучать малыша к ежедневным небольшим «урокам», просить его повторять то, что ему рассказывалось, и он очень скоро усвоит материал.
Важно! Дети не любят, когда родители устраивают им проверки и экзамены. Можно найти ту форму обучения и проверки знаний, которая будет приятна ребенку, включая его в игру, например
Учимся считать до 20
Когда малыш без труда будет считать до 10, уверенно показывать цифры и соотносить нарисованную цифру с количеством предметов, соответствующему ей, можно приступить к изучению дальнейшего счета.
Кроме механического способа заучивания дальнейшего счета, такими же методами, как и применялись при изучении счета от 1 до 10, ребенку нужно объяснить понятия “десяток” и “единица”.
Все должно быть в форме игры, а не скучного занятия. Для этого можно взять 20 конфет и 2 коробки. Нужно предложить ребенку в одну коробку, считая вслух, сложить 10 конфет.
Взрослый должен рассказать малышу, что это называется “десяток”. Придвинув к коробке с “десятком” пустую коробку, нужно складывать туда остальные конфеты поочередно, и произносить вслух счет: 11, 12, 13 и так до 20.
После этого, предложить малышу пересчитать конфеты во 2 коробке
Следует обратить внимание ребенка на то, что получился еще “десяток”. Так можно показать, что в 2 коробках 2 десятка конфет.
Эту игру можно сопроводить с демонстрацией карточек, на которых будут изображены изучаемые числа.
Важно объяснить ребенку, что после 10, все числа будут состоять из двух цифр. Первое из которых “десяток” (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами)
Первое из которых “десяток” (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами).
Ребенок должен понять систему, по которой все цифры идут одна за другой: 11 после 10, 12 после 11 и т.д.
Нужно продолжать активно использовать обучающие мультфильмы, считалочки, песенки, раскраски с заданиями и т.д. – все то, что применялось при изучении счета от 1 до 10.
Когда у ребенка сформируется понимание “десятка” и “единицы”, то можно осваивать счет дальше до 100.
Не забывайте уделять внимание и другим
Учимся быстро считать в 4-5 лет
Возраст 4-5 лет является старшим дошкольным. Если малыш не научился до этого времени считать, то нужно скорее заняться его развитием. У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка быстро считать в 4-5 лет.
Важно учитывать, что оперативно складывать и вычитать малыш сможет только тогда, когда:
- поймет и запомнит цифры, их прямую и обратную последовательности. Будет узнавать цифру по написанию, находить недостающую в ряду. Сможет быстро сопоставлять ее с указанным количеством предметов;
- усвоит состав чисел, основы счета;
- будет различать понятия «один-много», «больше-меньше-равно»;
- сможет правильно считать предметы, совершать математические операции с карточками, палочками.
Быстрый счет дети обычно осваивают с пятилетнего возраста. Большое значение играет то, каким образом и как долго занимались родители с ребенком. Также многое зависит от индивидуальных особенностей малыша.
До 10
Многие родители занимаются с детьми математикой, даже не подозревая об этом. Речь идет об игровых упражнениях на счет: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Вышли пальчики гулять». Обычно с такими потешками знакомство проходит в 6-7-месячном возрасте.
Подобные игры не учат ребенка цифрам, но они помогают развить восприятие наличия объектов и их количества, память, образное мышление. Пальчиковые игры хороши лишь на первых порах. Раньше счету обучали детей при помощи линейки. Сегодня же существуют более интересные методики.
Эффективные способы того, как научить ребенка считать до 10:
- игра «Паровозик». Подходит для детей, которые посещают первый класс. Это идеальный вариант для проведения коллективных занятий. Суть заключается в том, что каждый ребенок по очереди выходит и говорит, какой он по счету вагончик. Потом дети берутся за руки и начинают ходить по кругу, имитируя езду паровоза;
- игра «Заблудившиеся цифры». Нужно взять кубики или карточки с цифрами и выложить их в хаотичном порядке перед ребенком. Предложить малышу разместить их в правильной последовательности. Можно усложнить задачу, убрав одну из цифр и попросив назвать недостающее число;
- чтение детских стишков, которые посвящены счету, числам;
- просмотр мультиков-считалочек. Их часто показывают по телевизору. Обучающие мультики можно найти в интернете. Ребенок запоминает песенки и цифры, которые называли герои;
- игра «Соседи числа». Суть заключается в том, чтобы называть соседние числа определенной цифры.
Чтобы обучить счету до 10, можно нарисовать пять кошек или собак, и спросить у ребенка, сколько он видит пар лап, какое количество животных изображено. Также рекомендуется определить, сколько нужно пар обуви коту (собаке).
Полезно считать на пальцах, пятерками до десяти, рассказывая при этом интересный стишок или напевая песенку (например, «Раз, два, три, четыре, пять – пошел зайчик погулять. Шесть, семь, восемь, девять, десять – будем радоваться вместе»). Можно вырезать цифры с порядковым номером до десяти, показывать их ребенку и называть.
До 20
Приступать к обучению малыша счету до 20 нужно тогда, когда он запомнит цифры от 1 до 10. Требуется познакомить его с понятием ноль. Это легко сделать следующим образом: разложить перед малышом 2-5 яблок, а потом убрать их, объяснив, что теперь их стало 0.
Далее следует показать, как образуются новые числа. Например, если рядом с единицей поставить ноль, то получится десять, а если цифру три – тринадцать.
Важно непросто разговаривать с ребенком, а демонстрировать числа наглядно, выкладывая на столе кубики, яблоки, спички.
До 100
Когда малыш усвоит счет до 19, следует рассказать ему про десятки, объяснить принципы числового соединения. Дети любят интересные истории. Поэтому нужно придумать рассказ о том, как образуются названия чисел. Например, все наименования цифр пришли из далекой древности.
Числа, которые заканчиваются на 0, называются «первое число – дцать» (двадцать, тридцать). Они получили такое наименование потому, что раньше обозначались словами «две десяти», «три десяти». Позже «десяти» сократили до «дцать».
Исключением являются числа 40, 90. Сорок означат очень много, а девяносто – девять до ста. Обучать счету до 100 следует постепенно. Сразу у малыша может не получаться.
Важно иметь терпение, систематически проводить занятия с ребенком. Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко
Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже.
Если у малыша имеются математические наклонности, то счет ему дастся очень легко. Такие дети могут научиться считать до ста и в 4-5 лет. Если ребенок является гуманитарием, то эта способность у него появится немного позже.
Считаем и решаем примеры до 20
Когда счет до 10 был освоен и ребенок стал свободно ориентироваться в первой десятке цифр, наступает время переходить на новый этап и обучаться двузначным числам, считать примеры в пределах 20.
Запоминаем цифры
Чтобы ребенок хорошо запоминал последовательность цифр, лучше всего использовать 20 одинаковых предметов (это даст возможность наглядно все объяснять малышу) или опять же карточки с числами.
Выглядеть это будет так:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Поясняем ребенку, что в числах после 10 есть сходство. Визуализируя таким образом числа и десятки, вы поможете ребенку эффективнее запомнить их последовательность и названия. Видим число 11 – говорим «один» и прибавляем окончание «надцать». Так же поступаем и с другими двузначными числами – «три-надцать», «пять-надцать», «шесть-надцать» и т. д.
Работайте с ребенком на повторение, пока он не запомнит названия чисел.
Решаем примеры
Прежде чем приступить к решению примеров и обучению в пределах двадцати, дошкольник должен уяснить такие понятия, как «десятки» и «единицы». Для начального этапа обучения можно использовать кубики, палочки или попробовать учиться на счетах, а потом уже приучать малыша считать в уме. В возрасте 5 или 6 лет он должен уметь считать без помощи пальцев и других посторонних предметов.
Для первых занятий лучше использовать такие упражнения для детей, в которых не нужно совершать вычисления с переходом через десяток. Подойдут примеры, где все математические действия происходят с целым десятком или десятками и с некоторым количеством единиц, которые прибавляются либо вычитаются.
То есть десяток – основа всего примера.
Сложите кубики, палочки или другие предметы, с которыми вы работаете, по порядку в количестве 10 штук. Объясните малышу, что это десяток. Потом попросите прибавить к этому количеству еще несколько предметов, допустим 4. Говорите: «Десять плюс четыре равно четырнадцать». После того, как вы научили ребенка складывать, подобным образом составьте примеры с вычитанием, например:
18-8=10
13-10=3 и т. д.
Следующий этап – вычисления с переходом через десяток. Такие примеры даются ребятам несколько сложнее. Здесь уже понадобятся знания не только целых десятков и отдельных единиц, но и общее представление состава отдельного числа.
- Из чего состоит число 3? Из 1 и 2, или 1 и 1 и 1.
- А что такое 7? Это 1+6= 2+5= 1+1+1+4 и т. д.
Подобным образом поступите со всеми числами, которые знает ребенок, разберите их на составляющие части. Потом эти знания хорошо применить в решении примеров.
Разберем такой пример:
4+9=
Второе слагаемое раскладываем на два составляющих числа, чтобы при сложении с первым слагаемым получить десятку, а потом прибавляем остаток:
4+(6+3)= 10+3=13, т. е. 4+9= 13
Закрепим знания еще несколькими примерами:
5+7=
5+(5+2)= 10+2= 12
или
8+9=
8+(2+7)= 10+7= 17
Таким же образом можно решать примеры с вычитанием:
16-7=
16-(6-1)= 10-1= 9
или
13-8=
13-(3-5)= 10-5= 5
То есть для того чтобы сделать вычисление, раскладываем второе слагаемое таким образом, чтобы при вычитании из первого слагаемого получилась десятка, а потом вычитаем оставшееся число.
Также удобно показать малышу работу со сложением и вычитанием в столбик. В таких примерах нагляднее видно десятки и единицы, что с чем складывать или вычитать.
Напоследок несколько рекомендаций родителям.
- Во время занятий математикой проявите терпение к своему маленькому ученику и не раздражайтесь от его непонимания, а тем более не кричите.
- Не давите на ребенка и не заставляйте заниматься, если ему не хочется. Отпустите его, ведь он все равно не сконцентрируется. А в следующий раз придумайте, как его заинтересовать занятиями.
- Контролируйте время занятий, не держите малыша часами за решением примера. 10-20 минут должно длиться одно занятие. Дети быстро теряют концентрацию, и долговременные занятия нельзя назвать эффективными.
- На досуге между делом постоянно тренируйтесь с малышом. Когда режете торт, считайте, сколько кусков получилось, когда сервируете стол, посчитайте количество гостей и попросите принести нужное количество тарелок и т. д.
Главное одно – спокойная обстановка, терпение и родительская любовь однажды все равно дадут положительный результат. Не равняйтесь на других, а занимайтесь своим ребенком. Помните, что все дети разные и всем нужен индивидуальный подход.