Содержание более подробно
Завершение службы
Боец успешно завершил прохождение службы и попросил у правителя дать ему вольную. Тот нехотя выполнил просьбу служивого. Другие бойцы попросили у счастливца угощений в честь такого события и Солдат потратил на это почти все средства. У него осталось только пять пятаков.
Волшебная сумка
Служивый дошёл до кабака, где отдал нуждающейся старухе пятак. После Солдат закусил, выпил и продолжил свой путь домой. По дороге ему вновь встретилась та нищенка и снова попросила подать ей. Он отдал старухе еще один пятак. Затем история повторилась. Служивый снова пожертвовал женщине пятак. Через версту нищенка встретила солдата с той же просьбой. Он замахнулся на неё, а та кинула ему сумку и убежала. Перед служивым возникли двое молодых мужчин и спросили о его желаниях. Воин пожелал кровать, питья, кушаний и трубку с табаком. Получив желаемое, мужчина справился о том, сколько ему ещё отдыхать на кровати. Молодцы ответили, сколько тот пожелает. После этого главный герой приказал слугам убрать всё и вернуться в сумку. Они послушались.
Служивый и барин
Солдат дошёл до усадьбы дворянина. Барин не ночевал дома из-за того, что там живут черти. Местные рассказали служивому о том, что злой дворянин попытается отдать его бесам в качестве обеда. Тем не менее, он попросился у барина на ночлег.
Служивый щедро напоил и накормил барина. Дворянин украл золотой столовый прибор со стола, накрытого молодцами, но солдат нашёл его у барина, отобрал и побил жадного богача.
Ночь в барской усадьбе
Богач закрыл Солдата в своём доме. Тот запер двери и окна в комнатах. Спустя время бесы стали ломиться к служивому. Он взял мешок с гирями и впустил их в комнату. Запрыгнувших в мешок чертей Солдат побил гирями, после чего открыл мешок и выпустил изуродованных нечистых представителей потустороннего мира. А чтобы те поскорей разбежались, бравый вояка еще и прикрикнул на них!
Солдат и Смерть
Встретил воин Старуху с косой. Она преградила ему путь. Солдат спросил, зачем она это сделала, и та ответила, что Всевышний попросил её отобрать у служивого душу. Воин слёзно умолял об отсрочке, но Старуха не вняла мольбам.
Солдат очутился в аду, где увидел побитых им бесов, которые не решились нести его в огонь. Черти пожаловались на воина своему владыке.
Дьявол оставил солдата в покое, и Воин пошёл в рай. Однако туда его не впустили, сказав, что он этого не заслужил. Солдат спросил у Бога, как ему быть. Господь велел воину охранять ворота в рай.
У райских ворот
К Воину, охраняющему рай, подошла Смерть. Она попросилась к Господу за заданием. Воин доложил Богу о визите Смерти и цели её визита. Господь велел передать ей, чтоб та вначале забирала души стариков. Боясь смерти матери и отца, воин сказал Смерти, что Бог приказал грызть дубы в течение года. Спустя год она пришла к дверям рая снова. Воин снова солгал ей об указаниях Господа, сказав, что Бог приказал ей снова год грызть самые толстые дубы. Она вернулась спустя год, и вместо передачи приказа убивать самых молодых людей, солдат опять сказал ей губить молодые дубы.
Раскрытие обмана
В четвёртый раз воин пустил Смерть к Господу. Оценив её ужасный внешний вид, Бог спросил, что с ней произошло. Она сказала, что она стала такой замученной после того, как три года грызла дубы по велению Солдата. Для того чтобы наказать Солдата, Господь приказал ему вернуться на землю и откормить несчастную.
Снова на белом свете
Солдат посадил Смерть в мешок, набросал туда палок и камней и продолжил путь. Воин пришёл в кабак и попросил выпивки под залог мешка. Сказал целовальнику, что через три дня принесёт деньги. Целовальник выполнил просьбу бойца.
Встреча с родными
Воин добрался до своего дома. Там он прожил год, вспомнил о договорённости с целовальником и о наказе Бога, и покинул родителей.
Смерть и табакерка
Воин пришёл в кабак и развязал мешок со Смертью. Он захотел понюхать табака и открыл табакерку. Смерть попросила у него щепотку. Боец предложил ей забраться в табакерку и нанюхаться табака вволю. Она залезла в неё и расчихалась. Воин защелкнул табакерку и год носил в ней Смерть, после чего выпустил ее. Смерть едва отошла от заточения.
Похороны Смерти
Воин привёл Смерть к себе и усадил её есть. Она всё смела стола. Воин посадил ее в мешок и понёс хоронить. Через три года Господь велел ангелам найти Смерть и Солдата. Не найдя Смерть, ангелы явились к воину. Он откопал ее еле живую, и святые духи передали её Богу. Господь спросил у Смерти, почему та ужасно выглядит. Она ответила, что всё из-за Солдата. Бог отпустил ее, чтоб та кормила себя самостоятельно, а Солдата оставил в покое.
Краткое содержание
В центре повествования – русский солдат, который перенёс все тяготы службы в армии. Отдав долг перед родиной, он возвращается домой.
По пути домой ему встречаются различные персонажи. Он разговаривает со Смертью, затем попадает в Ад. Там он храбро справляется со всеми испытаниями, которые уготовила ему смерть
Более того, Солдат отважно мстит Смерти за то, что та не захотела давать ему три года жизни
Главный герой использовал самые изощрённые способы мести: заставлял Смерть обгрызать старые, умершие деревья; заживо закапывал в могилу, а также завязывал в мешке. В итоге она не выдержала издевательств и отстала от главного героя.
Сжатый пересказ «Солдат и смерть»
Отслужил один солдат долгую службу, собрался домой идти. Обнес сослуживцев, каждому по пяточку подарил на прощание, да пошел домой. А в кармане у него всего пять пятаков осталось. Вот зашел солдат в кабак, выпил, закусил, пятак оставил.
Вышел, подал пятак нищенке. Прошел полкилометра, снова на мосту впереди эта же старуха-нищенка стоит, милостыню просит. Отдал ей солдат второй пятак. Потом третий. А нищая снова впереди. Рассердился солдат, тесак схватил, хотел нищей голову снести, но та сумку к его ногам кинула и исчезла.
Заругался солдат, а из сумки два молодца выскочили и говорят, что теперь приказы солдата выполняют, а подчиняются только владельцу сумки. Ну солдат первым делом кровать, трубку и закуску пожелал. В тот же миг все это с неба упало.
Пришел солдат в деревню, видит барский дом пустым стоит. Что за дела? Рассказали ему мужики, что в том доме черти водятся, вот и живет барин в другом доме, простеньком.
Нашел солдат барина, стал проситься переночевать в хорошем доме с чертями. Разрешил ему барин. Сам с ним в богатом доме поужинал, тем что два молодца положили. Да так понравилась еда барину, что он даже ложку золотую украл.
Слуги убираться не могут — не все предметы на столе. Пришлось солдату намять барину бока, да вернуть ложку. Обиделся барин, ушел и все двери запер. А солдат начертил везде крестов и стал нечистую силу ждать.
В полночь собралось возле дома чертей множество. Кричат, ругаются, просят внутрь пустить. А солдат нашел в доме большой мешок, начертил на нем крестов и загнал чертей в мешок, да завязал его. А потом стал чертей гирей бить. Потом мягких чертей выкинул в окно и велел убираться. Наградил утром барин солдата и пошел солдат дальше.
Шел солдат, шел, вот уже к дому подходить, вдруг впереди смерть с косой. Говорит, что за солдатской душой послана. Стал солдат просить отсрочку ему дать, но даже трех минут смерть не дала и уморила солдата.
Очнулся солдат на небесах. Пошел было в рай, а его туда не пускают. Отправился солдат в ад, а там черти его увидали все разбежались, попрятались. Пришел солдат к Богу, стал спрашивать куда ему податься. Бог направил его к Михаилу-архангелу, часовым стоять у райских дверей.
Вот стоит солдат на часах, видит смерть идет. Хочет смерть узнать, каких людей на этот год морить прикажут. Пошел солдат к Богу и спросил его. Бог велел сказать, что морить следует самых старых. А солдат подумал, что этак смерть его отца уморит, и передал смерти, что морить людей не велено, а велено дубы грызть, самые старые.
На следующий год велел солдат смерти морить матерые дубы, а не матерых людей. В третий раз велел молодые дубы грызть. Пришла смерть в четвертый раз, сама к Богу прорвалась, спрашивает Господа, за что он так на нее прогневался, дубы три года грызть заставил?
А Бог не при делах. Он об этом и не слышал. Позвал Бог солдата и велел ему три года смерть откармливать, да обратно на землю отправил. Очнулся солдат на том же месте, где умер когда-то, и загнал смерть в мешок. Пришел солдат в родную деревню, зашел к целовальнику, выпить в долг попросил, а смерть в мешке целовальнику в залог отдал.
Потом пошел к отцу, и целый год веселился. Через год вспомнил солдат про смерть и пришел к целовальнику. Тот отдал ему мешок. Развязал солдат мешок, а смерть чуть живая, едва не задохнулась. Солдат нюхнул табаку, а смерти тоже захотелось табака попробовать.
Через три года Бог про смерть вспомнил, ангелов послал ее разыскать. Те находят солдата, про смерть спрашивают. Отвел солдат их на кладбище, откопал смерть. Доставили ангелы смерть к Богу, а тот видит, что смерть еще сильнее похудела и отправил ее саму откармливаться в мир. Но солдата больше смерть не морила.
Заключение:
Очень интересная сказка, в которой солдат оказывается сильнее всех сверхъестественных сил. Он не боится чертей, а гоняет их. Он не боится смерти и издевается над ней. Он не боится Бога, и не слушает его указаний. Солдат в этой сказке сам хозяин собственной жизни, над нет высших сил. И мне это очень нравится.
Возвращение солдата
Вывели ангелы солдата на белый свет, и очутился солдат на том самом месте, где уморила его смерть. Видит солдат какой-то мешок, взял он мешок да и говорит:
– Смерть! Садись в мешок!
Села смерть в мешок, а солдат взял еще палок да каменья положил туда, да как пошагал по-солдатски, а у смерти только косточки хрустят!
Смерть и говорит:
– Да что ты, служивый, потише!
– Вот еще, потише, еще чего скажешь, а по-моему так: сиди, коли посажена!
Вот шел он так два дня, а на третий пришел к свату-целовальнику да и говорит:
– Что, брат, дай выпить; все деньги прожил, а я тебе на днях занесу, вот тебе мой мешок, пусть у тебя полежит.
Целовальник взял у него мешок да и бросил под стойку. Пришёл солдат домой; а отец еще жив. Обрадовался, а еще больше обрадовались родные. Вот жил так солдат и здорово и весело целый год.
Пришел солдат в тот кабак и стал спрашивать свой мешок, а целовальник едва и отыскал его. Вот солдат развязал мешок да и говорит:
– Смерть, жива ли ты?
– Ой, – говорит смерть, – едва не задохлась!
– Ну ладно, – говорит солдат. Открыл табакерку с табаком, понюхал да и чихнул. Смерть и говорит:
– Служивый, дай-ка мне!
Она все просила, что увидит у солдата.
Солдат и говорит:
– Да что, смерть, ведь тебе мало одной щепотки, а поди сядь в табакерку да и нюхай сколько захочешь.
Только что смерть залезла в табакерку, солдат захлопнул да и носил ее целый год. Потом он опять отворил табакерку да и говорит:
– Что, смерть, нанюхалась?
– Ой, – говорит смерть, – тяжело!
– Ну, – говорит солдат, – пойдем, я теперь покормлю тебя!
Пришел он домой да и посадил ее за стол, а смерть ела да ела за семерых. Рассердился солдат и говорит:
– Ишь, прорва, за семерых съела! Эдак тебя не наполнишь, куда я денусь с тобой, проклятая?
Посадил ее в мешок да и понес на кладбище; вырыл в сторонке яму да и закопал ее туда. Вот прошло три года, Господь вспомнил про смерть и послал ангелов ее отыскивать. Ходили, ходили ангелы по миру, отыскали солдата да и говорят ему:
– Куда ты, служивый, смерть-то девал?
– Куда девал? А в могилу зарыл!
– Да ведь Господь ее к себе требует, – говорят ангелы.
Пришел солдат на кладбище, разрыл яму, а смерть там уж чуть-чуть дышит. Взяли ангелы смерть и принесли ее к Господу, а он и говорит:
– Что ты, смерть, такая худая?
Смерть и рассказала Господу все, а он и говорит:
– Видно, тебе, смерть, от солдата не хлебы, подика кормись сама!
Пошла опять смерть по миру, да только того солдата больше не посмела морить.
Солдат на том свете
Вот очутился солдат на том свете да и пошел было в рай, да его туда не пустили: недостоин, значит, был. Пошел солдат из раю да и попал в ад, а тут прибежали к нему черти да и хотели было в огонь тащить, а солдат и говорит:
– Вам что надо от меня? Ах вы, босоногие, или позабыли уж барскую баню, а?
Черти все побежали от него, а сатана и кричит:
– Вы куда, детки, побежали-то?
– Ой, батька, – говорят ему чертенята, – ведь солдат-то тот здесь!
Как услыхал это сатана, да и сам побежал в огонь. Вот солдат походил, походил по аду – скучно ему стало; пошел в рай да и говорит Господу:
– Господи, куда ты меня пошлешь теперь? Раю я не заслужил, а в аду все черти от меня убежали; ходил я, ходил по аду, скучно стало, да и пошел к тебе, дай мне службу какую-либо!
Господь и говорит:
– Поди, служба, выпроси у Михаила-архангела ружьё и стой на часах у райских дверей!
Пошел солдат к Михаилу-архангелу, выпросил у него ружьё да и стал на часы к райским дверям. Вот стоял он так, долго ли, коротко ли, и видит, что идёт смерть, и прямо в рай. Солдат загородил ей дорогу да и говорит:
– А тебе что надобно, старая? Пошла прочь! Господь без моего доклада никого не примет!
Смерть и говорит:
– Я пришла к Господу спросить, каких на этот год велит людей морить.
Солдат и говорит:
– Давно бы так, а то лезешь не спросясь, а разве не знаешь, что и я что-либо да значу здесь; на-ка ружье-то подержи, а я схожу спрошу.
Пришел служивый в рай, а Господь и говорит:
– Зачем ты, служба, пришел?
– Пришла смерть. Господи, и спрашивает: каких ты на следующий год велишь людей морить?
Господь и говорит:
– Пусть морит самых старых!
Пошел солдат назад да и думает “Самых старых велит Господь людей морить; а что, если у меня отец еще жив, ведь она его уморит, как и меня. Так ведь, пожалуй, я и не повидаюсь больше. Нет, старая, ты не дала мне вольготушки на три года, так поди-ка погрызи дубы!”
Пришел да и говорит смерти:
– Смерть, Господь велел тебе на этот раз не людей морить, а дубы грызть, такие дубы, которых старее нет!
Пошла смерть старые дубы грызть, а солдат взял у нее ружье и стал опять у райских дверей ходить. Прошел на белом свете год, смерть опять пришла спросить, каких на этот год велит ей Господь людей морить.
Солдат отдал ей ружье, а сам и пошел к Господу спросить, каких на этот год велит смерти людей морить. Господь велел морить самых матёрых, а солдат опять и думает:
“А ведь у меня там есть еще братья да сестры и знакомых много, а смерть как уморит, так мне с ними и не повидаться больше! Нет, пусть же и другой год погрызёт дубов, а там, быть может, нашего брата-солдата и миловать станет!”
Пришел да и послал смерть грызть самые ядреные, матёрые дубы.
Прошел и другой год, пришла смерть на третий раз. Господь велел ей морить самых молодых, а солдат послал ее молодые дубы грызть.
Вот, так пришла смерть на четвертый раз, солдат и говорит:
– Ну тебя, старую, поди, коли нужно, сама, а я не пойду: надоела!
Пошла смерть к Господу, а Господь и говорит ей:
– Что ты, смерть, худая такая стала?
– Да как худой-то не быть, целых три года дубы грызла, все зубы повыломала! А не знаю, за что ты, Господи, на меня так прогневался?
– Что ты, что ты, смерть, – говорит ей Господь, – с чего ты взяла это, что я посылал тебя дубы грызть?
– Да так мне солдат сказал, – говорит смерть.
– Солдат? Да как он смел это сделать?! Ангелы, подите-ка, приведите ко мне солдата!
Пошли ангелы и привели солдата, а Господь и говорит:
– С чего ты взял, солдат, что я велел смерти дубы грызть?
– Да мало ей, старой, этого! Я просил у ней вольготушки только на три года, а она не дала мне и три часа. Вот за это-то я и велел ей три года дубы грызть.
– Ну, так поди-ка теперь, – говорит Господь, – да откармливай-ка ее три года! Ангелы! Выведите его на белый свет!
В чем основная идея сказки
В традициях русского фольклора смерть представляет собой неизбежную силу, забирающую души. В то же время считается, что неотвратимому событию не следует покоряться: есть возможность побороться со смертью, породниться с ней, подружиться со смертью, вступить с ней в договорные отношения. Однако при этом нужно помнить, что старуха с косой подчиняется Господу. Человеку свойственно поднимать на смех то, что вызывает у него страх, чтобы избавиться от этого чувства. Считается, что отвага, удаль и смелость могут справиться со злом. Таким образом в сказке восхваляют русский национальный характер.
Сказка учит искать выход из любой ситуации, никогда не сдаваться, не покорятся смерти, сражаться с ней, а если нужно — подружиться, чтобы потом одолеть ее.
Беглый солдат и черт
Страница 1 из 3
Отпросился солдат в отпуск, собрался и пошел в поход. Шел, шел, не видать нигде воды, чем бы ему сухарики помочить да на пути на дороге закусить, а в брюхе давно пусто. Нечего делать — потащился дальше; глядь — бежит ручеек, подошел к этому ручейку, достал из ранца три сухаря и положил в воду. Да была еще у солдата скрипка; в досужее время он на ней разные песни играл, скуку разгонял. Вот сел солдат у ручья, взял скрипку и давай наигрывать. Вдруг откуда ни возьмись — приходит к нему нечистый в виде старца, с книгою в руках. «Здравствуй, господин служба!» — «Здорово, добрый человек!» Черт аж поморщился, как солдат обозвал его добрым человеком. «Послушай, дружище, поменяемся: я отдам тебе свою книгу, а ты мне скрипку».— «Эх, старый, на что мне твоя книжка? Я хоть десять лет прослужил государю, а грамотным никогда не бывал; прежде не знал, а теперь и учиться поздно!» — «Ничего, служивый! У меня такая книга — кто ни посмотрит, всякий прочитать сумеет!» — «А ну дай — попробую!»
Развернул солдат книжку и начал читать, словно с малых лет навык грамоте, обрадовался и тотчас же променял свою скрипку. Нечистый взял скрипку, начал смычком водить, а дело не клеится — нет в его игре никакого ладу. «Слушай, брат,— говорит он солдату,— оставайся-ка у меня в гостях дня на три да поучи на скрипке играть; спасибо тебе скажу!» — «Нет, старик,— отвечает солдат,— мне надо на родину, а за три дня я далеко уйду».— «Пожалуйста, служивый, коли останешься да научишь на скрипке играть, я тебя в один день домой доставлю — на почтовой тройке довезу». Солдат сидит в раздумье: оставаться или нет? И вынимает он сухари из ручья — хочет закусывать. «Эх, брат служивый,— говорит нечистый,— плохая твоя еда; покушай-ка моей!» Развязал мешок и достал белого хлеба, жареной говядины, водки и всяких заедков: ешь — не хочу!
Солдат наелся-напился и согласился остаться у того незнакомого старика и поучить его на скрипке играть. Прогостил у него три дня и просится домой; черт выводит его из своих хором — перед крыльцом стоит тройка добрых коней. «Садись, служивый! Мигом довезу». Солдат сел с чертом в повозку; как подхватили их лошади, как понесли — только версты в глазах мелькают! Духом довезли. «А что, узнаешь эту деревню?» — спрашивает нечистый. «Как же не узнать! — отвечает солдат.— Ведь в этой деревне я родился и вырос».— «Ну, прощай!» Солдат слез с повозки, пришел к сродственникам, стал с ними здороваться да про себя рассказывать, когда его и насколько из полку отпустили. Показалось ему, что пробыл, он у нечистого в гостях всего-навсего три дня, а на самом деле пробыл у него три года; срок отпуску давным-давно кончился, а в полку, чай, в бегах его считают.
Предыдущая 1 Следующая
Главные герои и их характеристика:
- Смерть — предстает в образе худой старухи, опирающейся на косу. Она обладает неограниченной властью, так как морит людей, которых ей указывает Господь, но с солдатом справиться не смогла. Благодаря описанию злоключений смерти, в сказке высмеивается наивность, глупость всесильных личностей.
- Солдат — воплощает в своем образе бесстрашие, неунывающий характер и сообразительность. У него добрая душа, позволившая отдать часть последних денег нищенке. Целеустремленный и храбрый служивый идет домой. По пути его не устрашили черти, а затем и сама смерть отступилась от не боящегося риска солдата, давшего ей достойный отпор.
Солдат и лесная нечисть
Как ушёл солдат с царской службы, стал жить в своей деревне. Только сапоги на лапти переменил. Зажил вольной жизнью, не заводя ни семьи, ни хозяйства – словом, в своё безденежное удовольствие.
Ну а как помер царь Пётр Великий, так совсем худое житьё стало на Руси. Дворяне да бояре за власть дерутся, интриги плетут, друг дружку подсиживают. Крестьяне да холопья от этих распрей тяжелее прежнего мучаются, хозяев бранят, да и между собой при каждом случае собачатся.Грустно стало смотреть на это весёлому солдату.«Что за люди пошли – хуже диких зверей грызутся!»Махнул на них на всех рукой да и отправился в лес – авось там от людских мерзостей душой отдохнуть удастся.
Пошёл он строевым шагом по лесной дороге. Только собрался в чащу свернуть, глядь – стоит посередь дороги высокий камень, а на нём письмена. Буквы хоть и русские, да солдат наш вовсе читать не умел – некогда было на военной службе грамоте учиться.
– Что, служивый, небось, охота узнать, что здесь прописано?Оглянулся солдат – а позади него старичок седобородый верхом на лошадке сидит.– Как же не охота, дедушка, – всё же к зверям диким жить ухожу, а тут, может, дельный совет изображён насчёт того, как мне с ними ловчее поладить!– Никакого совета тут нет, – говорит старичок, – а то написано, что обычно на подобных столбах пишется: «Налево пойдёшь – назад не воротишься, на месте останешься – в землю уйдёшь, направо повернёшь – самое дорогое потеряешь».– Что ж, – рассуждает солдат, – назад ворочаться я покуда не собираюсь, на месте только в карауле стоял, а что до самого дорогого – так у меня никогда и не было ничего дороже гроша ломаного… Вот только отчего на камне этом про прямой путь ни слова не говорится?
– А чего говорить, когда и так известно – прямая дорога всех иных трудней и опасней.– Ну, так я и собрался прямо в лес идти.– А коли так, то знай – у зверей тоже не райская жизнь, особливо в последние времена. Как у людей, так и у них. Заправляют нынче в лесу волки да козлы. Главный волчина – разбойник лютый, над всеми хищниками начальник, всех без разбору загрызает, и от пули он ведьмами заговорён. А верховный козлище – тот опять же с нечистью в сговоре, и она его дармовой кормёжкой потчует, а он только утробу свою тешит, да всем прочим зверям и скотам своим сытым и бездельным бытием поганый пример подаёт. Так что лес наш теперь вроде как заколдованный.
– Эх, беда, – огорчается наш солдат. – Может, мне тогда к морю податься?– На море, – рассказывает старичок, – опять же дурной закон заведён. Нету больше воли китам да чайкам – поставлен над ними той же нечистой силой великан в человечьем обличье. Не пускает он китов вдоволь воздуха глотнуть, чуть что – на глубину загоняет. А чаек словно голубей или ворон шугает, не даёт досыта рыбки на волнах поклевать. И дан ему для той злодейской службы конь летучий, чтоб над морями носиться и всю морскую живность в страхе держать.– Как же все прочие звери такое надругательство терпят? – вознегодовал солдат.– Да есть тут весёлая троица – кот-певун, медведь-плясун да сокол-крикун, – отвечает старик. – Они и средства знают, как тех врагов извести…– Где ж их найти?– Искать их не надобно, кликни только – сразу явятся. Им ведь самим, без людской помощи, нечистую силу никак не одолеть…
– А ты-то на что?– А я что – я так, старичок-лесовичок, – хихикнул дед, да и растаял в воздухе вместе со своей лошадёнкой.«Эге, – смекает о себе солдат, – не иначе, как меня бесовское наваждение морочит. Кликну-ка я для пробы того, кто поздоровее, – медведя-плясуна!»И кликнул.Нет, не обманул старичок! В тот же миг явился перед солдатом медведь – шапка на нём смешная, а сам с виду грустный.– Ну-ка, Топтыгин, расскажи – как здешнего волка-живодёра одолеть, еже-ли он от всякой пули заговорён?
– Заговорён, да не от всякой, – отвечает медведь. – Возьмёт его такая пуля, которая на предателя заготовлена, да не стреляна.
Полетел сокол, а солдат за ним идёт да на ходу кивер свой начищает. Пока шли, так его надраил, что зайчики солнечные по деревьям так и запрыгали.Вскоре видят – на поляне изба, в избе стол, за столом – козлище, и ему из печи прямо в рот лепёшки да блины по воздуху заплывают.
- В начало
- Назад
- 1
- Вперед
- В конец
Солдат и черти
Вот барин и повел солдата в хороший дом, а как привел, солдат махнул своей волшебной сумочкой и, когда явился молодец, велел приготовить стол на двух человек. Не успел барин повернуться, а уж и явилось все. Барин, хоть и богат был, а такой закуски никогда еще у него не бывало! Стали они закусывать, а барин и украл золотую ложку. Кончили закуску, солдат махнул опять котомочкой и велел убрать все, а молодец говорит:
– Я не могу убрать – не всё на столе.
Солдат посмотрел да и говорит:
– Ты, барин, для чего ложку взял?
– Я не брал, – говорит барин.
Солдат обыскал барина, отдал ложку лакею, а сам и начал благодарить барина за ночлег, да так его изрядно помял, что барин со злости запер на замок все двери.
Солдат запер все окна и двери из других покоев, закрестил их и стал чертей дожидаться.
Около полуночи слышит, что кто-то у дверей пищит. Подождал еще солдат немного, и вдруг набралось столько нечистой силы и подняли такой крик, что хоть уши затыкай!
Один кричит:
– Напирай, напирай!
А другой кричит:
– Да куда напирать, коли крестов наставлено!..
Солдат слушал, слушал, а у самого волосы дыбом встают, даром что не трусливого десятка был. Наконец и закричал:
– Да что вам тут от меня надо, босоногие?
– Пусти! – кричат ему из-за двери черти.
– Да на что я вас пущу сюда?
– Да так, пусти!
Солдат посмотрел кругом и увидел в углу мешок с гирями, взял мешок, вытряхнул гири да и говорит:
– А что, много ли вас, босоногих, войдет ко мне в мешок?
– Все войдём, – говорят ему из-за двери черти.
Солдат наделал на мешке крестов углем, притворил немного двери да и говорит:
– Ну-ка, я посмотрю, правду ли вы говорили, что все войдёте?
Черти все до одного залезли в мешок, солдат завязал его, перекрестил, взял двадцатифунтовую гирю да и давай по мешку бить. Бьёт, бьёт да и пощупает: мягко ли? Вот видит солдат, что наконец мягко стало, отворил окно, развязал мешок да и вытряхнул чертей вон. Смотрит, а черти все изуродованы, и никто с места не двигается.
Вот солдат как крикнет:
– А вы что тут, босоногие, разлеглись? Другой бани, что ли, дожидаетесь, а?
Черти все кое-как разбежались, а солдат и кричит им вдогонку:
– Ещё придете сюда, так я вам не то ещё задам!
Наутро пришли мужики и отворили двери, а солдат пришел к барину и говорит:
– Ну, барин, переходи теперь в тот дом и не бойся уж ничего, а мне за труды надо на дорогу дать!
Барин дал ему сколько-то денег, и солдат пошёл себе дальше.
Вот шёл и шёл он так долгонько, и до дому уже недалеко осталось, всего три дня ходьбы! Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается. Загородила она ему дорогу, а солдат не стерпел этого, выдернул тесак да и закричал:
– Что тебе надобно от меня, старая? Хочешь, тебе голову раскрою?
Смерть (это была она) и говорит:
– Я послана Господом взять у тебя душу!
Вздрогнуло солдатское сердце, упал он на колени да и говорит:
– Смилуйся, матушка смерть, дай мне сроку только три года; прослужил я королю свою долгую солдатскую службу и теперь иду с родными повидаться.
– Нет, – говорит смерть, – не видаться тебе с родными и не дам я тебе сроку три года.
– Дай хоть на три месяца.
– Не дам и на три недели.
– Дай хоть на три дня.
– Не дам тебе и на три минуты, – сказала смерть, махнула косой и уморила солдата.