Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Каких только игрушек сейчас нет! Кажется, все бытовые приборы и техническое оборудование представлены в виде имитаций в магазине игрушек. Это замечательно, ведь детей привлекают функциональные игрушки: с кнопками, лампочками, звуковыми сигналами. Однако взрослым следует помнить, что детство — уникальное время, когда автомобилем может стать диванная подушка, печенье для кукольного чаепития заменяют лепёшки из пластилина или вырезанные картонки…
Развивающая функция сюжетно-ролевой игры — благоприятные условия для проявления фантазии ребёнка. Сейчас он представляет себя кем угодно и сделать может всё. Детям для увлекательной игры не требуется дорогостоящее оборудование. Обращаться с техникой они научатся в реальной жизни (они уже умеют многое), а воображения необходимо развивать в игровых сюжетах.
В играх дети подражают действиям взрослых, поэтому им нравятся игрушки-копии. Эти атрибуты функциональны: микроволновая печь издаёт сигнал готовности блюда, телефон звонит, на кассе при помощи калькулятора легко посчитать стоимость покупок. Готовых наборов для игр не должно быть много. С их помощью вводят новые сюжеты, создают мотивацию к игре.
Для игры в кафе понадобится игрушечная посуда и фартуки официантов
Старшие дошкольники знают, что хороша та игра, в которой продуман сюжет и интересны персонажи. Дети самостоятельно сочиняют ситуации и подбирают предметы для игры. Использование самодельных материалов обогащает игровой опыт. Ребёнок понимает: если рыцарю нужен меч — его всегда можно сделать.
Часто во время игр с сестрёнкой мой сын выбегает из комнаты со словами: «Стоп игра! Я придумал кое-что!». Он рисует за рабочим столом нужный для его замысла атрибут, вырезает картинку или приносит лист с изображением. Брат объясняет сестре, что он принёс. Ни разу не было такого, чтобы дочь отказалась принять в игровой мир эти элементарные самодельные предметы. Она охотно откликается на развитие сюжета: да, пусть топор нарисованный, но срубить пластмассовое дерево им под силу.
Использование реальных предметов и бросового материала стимулирует игровую деятельность. В оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.
Фотогалерея: готовые тематические наборы для сюжетно-ролевых игр
Мангал, продукты и меню позволят разнообразить игру в кафе
В наборе есть не только инструменты, но и рецептурные бланки
Набор содержит инструменты и альбом с причёсками
С набором для пикника ребята могут играть и на природе
Для большей реалистичности набор содержит ролевой костюм (халат доктора)
В наборе есть готовая пицца, духовка для выпечки, меню для посетителей
Кассовый аппарат максимально имитирует настоящую кассу
Игровой уголок используется для игры в «Мастерскую», инструменты отдельно можно применять в играх про стройку и ремонт
Чемоданчик с инструментами можно использовать в разных сюжетах: поликлиника, вызов врача на дом, скорая помощь
Фотогалерея: атрибуты для игр, сделанные своими руками
Бросовый материал можно использовать в творческом ключе
Автомобили и ролевые фартуки сделаны своими руками
Банкомат сделан из коробки по образцу аппарата в Сбербанке
Примеры причёсок и фартучки можно изготовить самостоятельно
Для наполнения уголка использован бросовый материал
С таким самодельным уголком можно играть в дом моды или ателье
Атрибуты для игры в доктора сделаны из фетра
Продукты и блюда из полимерной глины можно использовать в играх «Кафе», «Кухня», «Застолье»
Касса сделана из картонной коробки, имеет отсек для денег и сканер
Фотогалерея: примеры оформления игровой зоны в старшей группе
Зона оборудована самодельными дорожными знаками и макетом автобуса
В таком корабле ребята с радостью будут играть в моряков
Столик оснащён кассовым аппаратом и окошком для обращения посетителей
Столик оборудован всем необходимым для игры в визажиста
Зона состоит из столика для работников почты и ящика для писем
Прилавок аптеки наполнен бросовым материалом: коробочками и баночками из-под лекарств
Зона состоит из прилавка и стеллажей с товарами
Диагностика сюжетно-ролевой игры в старшей группе ДОУ
С целью выявления эффективности организаторских способностей воспитателя в сюжетно-ролевых играх проводится анализ игры. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении игры педагог намечает коррективы в методике развития игровой деятельности. Те методы и приёмы, которые привели к желаемым результатам, воспитатель берёт на заметку.
Протокол отчёта по сюжетно-ролевой игре включает описание следующих моментов:
- Сбор на игру: настроение детей, длительность сборов.
- Мотивирующее начало: при помощи каких материалов и форм работы вызван интерес к игре.
- Организация: самостоятельность и инициативность детей в распределении ролей, планировании сюжета, выбор атрибутов.
- Окончание игры: логичность завершения, настроение детей.
- Плюсы и минусы игры.
- План улучшения игры.
Воспитателю рекомендуется проводить мониторинг игровых способностей подопечных трижды в год (в сентябре, декабре–январе, мае). Протокол наблюдения составляется на каждого воспитанника и подшивается к личному портфолио.
Протокол мониторинга игровых способностей:
- Ф. И. О. ребёнка, возраст.
- Тема игры, дата участия в игре, длительность игры.
- Участие в обсуждении сюжета и персонажей.
- Инициативность в выборе роли.
- Степень понимания правил.
- Особенности игровых действий и их соответствие роли.
- Использование игровых атрибутов:
- инициативность выбора,
- соответствие роли и сюжету.
В ходе наблюдения воспитатель оценивает активность каждого участника игры
Уровень развития игровых способностей и отношение ребёнка к сюжетно-ролевым играм в целом можно выявить в личной беседе с воспитанником. В процессе диагностики игровой деятельности дошкольника воспитатель задаёт следующие вопросы:
- Любишь ли ты играть?
- У тебя есть любимые игры? Назови их.
- Ты начинаешь игры сам?
- Ты придумываешь новые игры?
- Ты ссоришься во время игры с другими детьми?
- Нравится ли тебе играть с другими детьми? Почему?
- Кем ты чаще бываешь в играх?
- Кем бы ты хотел быть?
- В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удаётся? Почему?
- Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?
Таблица: пример анализа сюжетно-ролевой игры в старшей группе (фрагмент)
Автор | Юшкина Н., воспитатель Д/с «Сказка» ГБОУ Гимназии №1, г. Похвистнево, Самарская обл. |
Название игры | «Детский сад» |
Начало игры | Во время умывания дети вспоминали, люди каких профессий работают в детском саду, планировали, где в группе можно разместить кухню, прачечную, столовую, спальню и детскую площадку. После полдника разложили атрибуты к игре: постельное бельё, посуду, прищепки, верёвки, утюги, сдвинули столы, чтобы в группе было больше места. Дети самостоятельно выбрали себе роли, объединились по службам (кухня, прачечная, спальня, столовая, игровая площадка) и стали последовательно выполнять действия. Каждая служба готовила своё рабочее место. Воспитатели строили кроватки для детей, застилали постельным бельём. Повара обустраивали кухню строили столы для посуды и резки продуктов, плиты для варки обеда. Прачки строили стиральную машину, гладильные столы, привязывали верёвки для сушки белья. Няни строили столы, стулья, умывальники для столовой. |
Результат игры | Игра соответствует возрасту детей. Во время игры ребята вживались в роли взрослых, умело обыгрывали взятые на себя роли, были доброжелательны, помогали друг другу, делились игрушками, использовали предметы-заместители, легко находя их в группе.У детей пополнился словарный запас, общаясь, дошкольники использовали диалогическую и монологическую речь, были эмоциональны. |
Рефлексия | После того как дети убрали все атрибуты, они продолжали обсуждение игры. Повара рассказывали, какой вкусный суп они приготовили, строители — какую красивую машину построили на детской площадке. Ребята с удовольствием делились впечатлениями об игре со своими родителями в раздевалке. Рассказывали, кем они были в детском саду и какую работу выполняли. |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/analiz-syuzhetno-rolevoi-igry-detskii-sad-v-starshei-grupe.html |
Значение сюжетно-ролевой игры в становлении личности ребёнка нельзя переоценить. Придумывая со сверстниками вымышленные ситуации или имитируя бытовые сценки, дети общаются, развивают умение прогнозировать, учатся уважать мнение партнёров. Посредством игровой деятельности у старших дошкольников формируется правильное поведение в обществе и приобретаются нравственные установки в жизни.