Сюжетно-ролевые игры в старшей группе

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада

Каких только игрушек сейчас нет! Кажется, все бытовые приборы и техническое оборудование представлены в виде имитаций в магазине игрушек. Это замечательно, ведь детей привлекают функциональные игрушки: с кнопками, лампочками, звуковыми сигналами. Однако взрослым следует помнить, что детство — уникальное время, когда автомобилем может стать диванная подушка, печенье для кукольного чаепития заменяют лепёшки из пластилина или вырезанные картонки…

Развивающая функция сюжетно-ролевой игры — благоприятные условия для проявления фантазии ребёнка. Сейчас он представляет себя кем угодно и сделать может всё. Детям для увлекательной игры не требуется дорогостоящее оборудование. Обращаться с техникой они научатся в реальной жизни (они уже умеют многое), а воображения необходимо развивать в игровых сюжетах.

В играх дети подражают действиям взрослых, поэтому им нравятся игрушки-копии. Эти атрибуты функциональны: микроволновая печь издаёт сигнал готовности блюда, телефон звонит, на кассе при помощи калькулятора легко посчитать стоимость покупок. Готовых наборов для игр не должно быть много. С их помощью вводят новые сюжеты, создают мотивацию к игре.

Для игры в кафе понадобится игрушечная посуда и фартуки официантов

Старшие дошкольники знают, что хороша та игра, в которой продуман сюжет и интересны персонажи. Дети самостоятельно сочиняют ситуации и подбирают предметы для игры. Использование самодельных материалов обогащает игровой опыт. Ребёнок понимает: если рыцарю нужен меч — его всегда можно сделать.

Часто во время игр с сестрёнкой мой сын выбегает из комнаты со словами: «Стоп игра! Я придумал кое-что!». Он рисует за рабочим столом нужный для его замысла атрибут, вырезает картинку или приносит лист с изображением. Брат объясняет сестре, что он принёс. Ни разу не было такого, чтобы дочь отказалась принять в игровой мир эти элементарные самодельные предметы. Она охотно откликается на развитие сюжета: да, пусть топор нарисованный, но срубить пластмассовое дерево им под силу.

Использование реальных предметов и бросового материала стимулирует игровую деятельность. В оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.

Фотогалерея: готовые тематические наборы для сюжетно-ролевых игр

Мангал, продукты и меню позволят разнообразить игру в кафе

В наборе есть не только инструменты, но и рецептурные бланки

Набор содержит инструменты и альбом с причёсками

С набором для пикника ребята могут играть и на природе

Для большей реалистичности набор содержит ролевой костюм (халат доктора)

В наборе есть готовая пицца, духовка для выпечки, меню для посетителей

Кассовый аппарат максимально имитирует настоящую кассу

Игровой уголок используется для игры в «Мастерскую», инструменты отдельно можно применять в играх про стройку и ремонт

Чемоданчик с инструментами можно использовать в разных сюжетах: поликлиника, вызов врача на дом, скорая помощь

Фотогалерея: атрибуты для игр, сделанные своими руками

Бросовый материал можно использовать в творческом ключе

Автомобили и ролевые фартуки сделаны своими руками

Банкомат сделан из коробки по образцу аппарата в Сбербанке

Примеры причёсок и фартучки можно изготовить самостоятельно

Для наполнения уголка использован бросовый материал

С таким самодельным уголком можно играть в дом моды или ателье

Атрибуты для игры в доктора сделаны из фетра

Продукты и блюда из полимерной глины можно использовать в играх «Кафе», «Кухня», «Застолье»

Касса сделана из картонной коробки, имеет отсек для денег и сканер

Фотогалерея: примеры оформления игровой зоны в старшей группе

Зона оборудована самодельными дорожными знаками и макетом автобуса

В таком корабле ребята с радостью будут играть в моряков

Столик оснащён кассовым аппаратом и окошком для обращения посетителей

Столик оборудован всем необходимым для игры в визажиста

Зона состоит из столика для работников почты и ящика для писем

Прилавок аптеки наполнен бросовым материалом: коробочками и баночками из-под лекарств

Зона состоит из прилавка и стеллажей с товарами

Диагностика сюжетно-ролевой игры в старшей группе ДОУ

С целью выявления эффективности организаторских способностей воспитателя в сюжетно-ролевых играх проводится анализ игры. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении игры педагог намечает коррективы в методике развития игровой деятельности. Те методы и приёмы, которые привели к желаемым результатам, воспитатель берёт на заметку.

Протокол отчёта по сюжетно-ролевой игре включает описание следующих моментов:

  1. Сбор на игру: настроение детей, длительность сборов.
  2. Мотивирующее начало: при помощи каких материалов и форм работы вызван интерес к игре.
  3. Организация: самостоятельность и инициативность детей в распределении ролей, планировании сюжета, выбор атрибутов.
  4. Окончание игры: логичность завершения, настроение детей.
  5. Плюсы и минусы игры.
  6. План улучшения игры.

Воспитателю рекомендуется проводить мониторинг игровых способностей подопечных трижды в год (в сентябре, декабре–январе, мае). Протокол наблюдения составляется на каждого воспитанника и подшивается к личному портфолио.

Протокол мониторинга игровых способностей:

  1. Ф. И. О. ребёнка, возраст.
  2. Тема игры, дата участия в игре, длительность игры.
  3. Участие в обсуждении сюжета и персонажей.
  4. Инициативность в выборе роли.
  5. Степень понимания правил.
  6. Особенности игровых действий и их соответствие роли.
  7. Использование игровых атрибутов:
    • инициативность выбора,
    • соответствие роли и сюжету.

В ходе наблюдения воспитатель оценивает активность каждого участника игры

Уровень развития игровых способностей и отношение ребёнка к сюжетно-ролевым играм в целом можно выявить в личной беседе с воспитанником. В процессе диагностики игровой деятельности дошкольника воспитатель задаёт следующие вопросы:

  • Любишь ли ты играть?
  • У тебя есть любимые игры? Назови их.
  • Ты начинаешь игры сам?
  • Ты придумываешь новые игры?
  • Ты ссоришься во время игры с другими детьми?
  • Нравится ли тебе играть с другими детьми? Почему?
  • Кем ты чаще бываешь в играх?
  • Кем бы ты хотел быть?
  • В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удаётся? Почему?
  • Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?

Таблица: пример анализа сюжетно-ролевой игры в старшей группе (фрагмент)

Автор Юшкина Н., воспитатель Д/с «Сказка» ГБОУ Гимназии №1, г. Похвистнево, Самарская обл.
Название игры «Детский сад»
Начало игры Во время умывания дети вспоминали, люди каких профессий работают в детском саду, планировали, где в группе можно разместить кухню, прачечную, столовую, спальню и детскую площадку. После полдника разложили атрибуты к игре: постельное бельё, посуду, прищепки, верёвки, утюги, сдвинули столы, чтобы в группе было больше места. Дети самостоятельно выбрали себе роли, объединились по службам (кухня, прачечная, спальня, столовая, игровая площадка) и стали последовательно выполнять действия. Каждая служба готовила своё рабочее место. Воспитатели строили кроватки для детей, застилали постельным бельём. Повара обустраивали кухню строили столы для посуды и резки продуктов, плиты для варки обеда. Прачки строили стиральную машину, гладильные столы, привязывали верёвки для сушки белья. Няни строили столы, стулья, умывальники для столовой.
Результат игры Игра соответствует возрасту детей. Во время игры ребята вживались в роли взрослых, умело обыгрывали взятые на себя роли, были доброжелательны, помогали друг другу, делились игрушками, использовали предметы-заместители, легко находя их в группе.У детей пополнился словарный запас, общаясь, дошкольники использовали диалогическую и монологическую речь, были эмоциональны.
Рефлексия После того как дети убрали все атрибуты, они продолжали обсуждение игры. Повара рассказывали, какой вкусный суп они приготовили, строители — какую красивую машину построили на детской площадке. Ребята с удовольствием делились впечатлениями об игре со своими родителями в раздевалке. Рассказывали, кем они были в детском саду и какую работу выполняли.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/analiz-syuzhetno-rolevoi-igry-detskii-sad-v-starshei-grupe.html

Значение сюжетно-ролевой игры в становлении личности ребёнка нельзя переоценить. Придумывая со сверстниками вымышленные ситуации или имитируя бытовые сценки, дети общаются, развивают умение прогнозировать, учатся уважать мнение партнёров. Посредством игровой деятельности у старших дошкольников формируется правильное поведение в обществе и приобретаются нравственные установки в жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: