Все существующие отличия басни от рассказа

Сочинение на тему Смешное и грустное в рассказах Чехова

Проза А. П. Чехова отличается не только добрым весельем и шутками, но и глубоким глубоким смыслом, а порою от нее веет грустью и печалью. Смешное и печальное часто переплетаются в рассказах писателя. Писатель не только рисует обыкновенные бытовые комичные ситуации, но и показывает недостатки и слабости людей. Благодаря мастерству писателя, мы не только можем посмеяться, но и подумать над поведением героя, извлечь из этого полезный урок. За смехом и шутками скрывается мораль и печальная ирония, несовершенство мира, жизни и людей вокруг нас.

Например, в рассказе «Смерть чиновника» мелкий чиновник Червяков, случайно чихнувший на впереди сидящего генерала, винил себе настолько, что умер от переживания. Казалось бы, настолько мелочная ситуация, может довести человека до стрессовой ситауции, хотя и инцидент был ничтожен и следовало всего лишь извиниться и забыть об этой ситуации.

Рассказ «Тонкий и Толстый» рассказывает нам об обыкновенной встрече школьных приятелй, вот только Толстый выше рангом, чем его Тонкий товарищ, и потому худой сразу сьеживется и начинает заискивать перед высшим чином.

В рассказе «Хамелион» русский писатель двуличного надзирателя Очумелова, пытающегося выяснить чья собака напала на обыкновенного мужика Хрюкина. Он менятеся словно изворотливый хамелион, в попытке выяснить кто хозяин животного, то ласково гладит ее и делает выговор мужику, когда выясняет что собака генеральская, то ругает и бранит, узнавая что она принадлежит дворнику. Наблюдая за красноречивыми диалогами, за переменчивым во мнении и суждении надзирателем, мы понимае насколько он лживый и лицемерный человек.

Таким образом, с помощью шуток и смешных ситуаций писатель изобличает зло и негативные черты общества, пытаясь направить нас на истинный путь и помочь стать лучше.

6 класс

Признаки и цели сарказма

Для того чтобы определить, как ответить на сарказм и отличить его от обычной шутки нужно учитывать, с какой целью он используется. Основные цели сарказма:

  • осмеивание определенной ситуации и поведения человека в этой ситуации;
  • осуждение – осуждаться может как непосредственно оппонент, так и его поведение, внешность или привычки;
  • унижение – оппонента и его интеллектуальных способностей;
  • демонстрация своего превосходства или более высокого статуса по отношению к окружающим;
  • демонстрация осуждения или неприемлемости взглядов, ценностей и вкусовых предпочтений собеседника;
  • доказательство своей непоколебимой правоты и уверенности в собственной точке зрения.

Можно сделать вывод, что сарказм – это борьба, протест против различных событий и явлений действительности через их осмеивание. Его основными особенностями являются резкость острота изоблачения, а также беспощадность, негодование и даже ненависть. В нем нет места доброте и сочувствию.

Чтобы понять, что представляет собой сарказм нужно учитывать, что это прикол или шутка, которая обязательно произносится серьезным голосом, но не вызывает смех, особенно у того человека, на которого она направлена.

В повседневной жизни сарказм часто используется в тех случаях, когда оппонент вызывает острое отвращение, неприязнь или даже ненависть. Острая цитата помогает без мата и дешевых оскорблений объяснить человеку все, что вы о нем думаете, задеть и унизить, высмеять, не переходя на банальное хамство и личности.

Как определить, что к вам обращаются с сарказмом? Фраза была сказана без смеха, с максимально серьезным или нейтральным выражением лица, в некоторых случаях на лице оппонента можно заметить отвращение или брезгливость.

При высказывании саркастических предложений оппонент может неприятно ухмыляться, как бы надменно насмехаясь в его тоне заметны язвительность, издевка и даже злорадство, особенно в том случае, если у вас что-нибудь не получается.

Сатира в сюжете

Следя за сюжетными перипетиями, читатель видит юмор в том, как за девушку сражаются несколько невежественных поклонников, в том как отрицательные герои заискивают друг перед другом и перед значимыми положительными героями. В самом сюжете заложена сатира, ведь это явление тоже высмеивается автором.

Суть сатиры в том, чтобы высмеять явления, которые на самом деле являются страшными. Умный человек, читая произведение, смеется по-горькому, ведь нельзя по-настоящему смеяться над такими явлениями. Фонвизин показывает ситуации нелепыми настолько, что вызывают смех. Но мы должны понимать, что сатира – это юмор, построенный на страшных явлениях человеческой жизни, юмор, благодаря которому мы можем увидеть пороки в себе, а не бездумно насмехаться над героями.

Данная статья поможет написать сочинение «Сатира в комедии «Недоросль».

У зарубежных писателей Нового времени

У авторов Нового времени (Ф. Кеведо, М, Сервантес) ирония была исходной позицией повествования, что на рубеже XVIII — XIX веков привело к формированию романтической иронии. Это направление противопоставляет реальному миру гибкий идеал — поэтический вымысел, в котором проигнорированы реальные события и связи. Оно является основой для творчества романтиков, которые воплощали свои литературные фантазии без ограничений.

Например, в пьесе Л. Тика «Кот в сапогах» сказочный сюжет изложен в необычной форме. Вначале открывается занавес, и публика видит таких же, как она сама, зрителей, ожидающих начала спектакля. В ожидании идут разговоры о будущем представлении, затем выходит директор театра. После всего открывается второй занавес, и начинается действо.

Романтическую иронию неоднократно подвергали критике. Например, датский философ С. Кьеркегор трактовал ее с точки зрения отношения к личности и миру. Его критический взгляд поддержали экзистенциалисты (О.Ф. Больнов, К. Ясперс), которые отрицали любые истины, кроме субъективных знаний о жизни.

Сатира, юмор, ирония, сарказм.

Для того что бы окрасить событие или персонажа в определённый комичный оттенок, авторы часто прибегают к известным литературным приёмам. Основные из них рассмотрим в этой статье.

Сатира, юмор, ирония, сарказм — разные степени и формы проявления комического. Комизм возникает, когда внутренняя пустота и никчемность прикрываются внешней значительностью, когда притязания не соответствуют внутренним возможностям человека.

Сатира — это вид комического, для которого характерна резко выраженная негативная оценка пороков общественного значения подвергнутого осмеянию объекта. Смех в сатире всегда отрицающий. Провожая «в царство теней все отжившее», по выражению М. Е. Салтыкова-Щедрина, сатира тем самым защищает все положительное, подлинно живое.

Создавая образ — объект сатиры, писатель нарушает пропорции, доводит до нелепости обличаемое явление, вызывая его негативное восприятие. Сатира обычно связана с явлениями общественной жизни. В ней разоблачаются не отдельные черты характера человека, а существенные социальные черты или пороки общества в целом. Смех в сатире служит не для развлечения, но «углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугала бы человека». Смех всегда социально окрашен.

Сатира помогает осознавать несоответствие того или иного явления идеалу, подрывая и разрушая это явление. Из числа авторов представленных на , в русской литературе сатира связана с именами Д. М. Фонвизина, А. С. Грибоедова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, в XX в. — с поэзией В. Маяковского, романами И. Ильфа и Е. Петрова, рассказами и повестями М. Зощенко и М. Булгакова. Юмор представляет собой насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей.

В отличие от сатиры юмор — смех не уничтожающий, а безобидный, соединенный с жалостью. Юмор открывает «сквозь видимый миру смех… незримые ему слезы» (Н. В. Гоголь). Юмор может быть добродушным, дружеским, тонким или грубым, жестоким («черным»). В юморе под маской смешного скрывается серьезное. Юмор направлен против отдельных, не существенных для всего общества недостатков жизни или человека. Юмористический смех всегда снисходительный, сочувственный в отличие от уничтожающего, разоблачающего сатирического смеха.

Если человек претендует на значительность, которой у него нет, если он обманывается в своей роли в обществе, то это не может не вызывать юмористического отношения к нему. В повести Л. Леонова «Записи Ковякина» герой, описывая свои заслуги перед городом, с пафосом сообщает: «Мне, конечно, неловко говорить об этом самому. Это дело настоящему историку в руки. Кроме того, и трудно перечислить все мои дела, потребовался бы толстый том». Что же это за дела? «Я добился, чтобы усопших клали не как придется, а в строгом порядке… На каждый участок идут покойники по одной только специальности. Купцы к купцам, военные к военным…» Однако претензии эти вредят не столько окружающим, сколько самому человеку. Поэтому такие люди вызывают к себе насмешливое отношение, соединенное не с негодованием, а с жалостью.

В русской литературе замечательными юмористами были Н. В. Гоголь (, «Старосветские помещики»), А. П. Чехов, В. Шукшин. Если юмор вскрывает мнимость претензий, то ирония приписывает то, чего нет у объекта. Ирония — это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный отрицательный смысл. Например, «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» —Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (И. А. Крылов) Здесь предполагается ум у того, у кого его всегда отрицают.

Ирония основана на чувстве превосходства говорящего над тем, о чем или о ком он говорит. Когда ироническая усмешка становится едкой издевкой, ее называют сарказмом. Сарказм диктуется негодованием, возмущением какими-то явлениями, с которыми нельзя примириться. На сарказме основаны поэма «Монах» А. С. Пушкина, «Первое января» М. Ю. Лермонтова, «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова. Если злая насмешка носит политический характер и развернута в целое произведение, то это памфлет. Таким образом, комическое может выступать в диапазоне от безобидного юмора, иронической насмешки и едкого сарказма до разящей, бичующей сатиры.

Сатира сегодня. Как её применить?

Современная сатира построена уже немного не на том, о чем писали раннее известные авторы. Разумеется, основные ее каноны сбережены. Но высмеиваемые события меняются. Однако общим остается тот факт, что сатира всегда касалась самых что ни есть приземленных вещей — реальной жизни, событий, которые актуальны и которые люди с легкостью могли бы понимать.

Одним словом, сатира — это незаменимый источник смеха, который в любом случае помогает справляться с наболевшими проблемами. Иной раз посмеяться над своими ошибками — значит закрепить мысль, что больше эта ошибка не повторится

Важно воспринимать такие неудачи как возможность получения опыта, а не как самое страшное событие, выхода из которого никогда не будет. Всего вам доброго!

Сатира в России

Разумеется, этот жанр распространен по всему миру, как и было ранее, когда цивилизация только начинала своё развитие. На сегодня можно назвать тысячи авторов, использовавших и продолжающих использовать такой вид комичного в своих творениях.

В России сатира — это особенный инструмент, который очень широко использовался известными авторами — их произведения сегодня читают по всему миру. Мы все пользуемся этим инструментом в повседневной жизни, как сознательно, так и неосознанно.

Русская сатира сегодня представлена множеством произведений. Среди них можно назвать шедевры И. Альфа и Е. Петрова «Золотой телёнок», «Двенадцать стульев», книги величайшего М. Булгакова «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Записки на манжетах» и другие. Также достойны внимания такие произведения, как «Горе от ума» А. Грибоедова, «Ревизор» Н. Гоголя, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» и «Любовь к трём апельсинам» Л. Филатова, «Голубая книга» М. Зощенко, «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека и многие-многие другие. Список просто бесконечен, его не уместить на одной странице.

История зарождения сатиры

Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.

Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.

Само слово происходит от латинского «sati­ra» и связано с понятием «сатурналии».

Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.

Его уход (смерть) воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.

Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей.

Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.

Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.

Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения.

Получается, что сатира – это это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.

Определение сатиры — что это такое

Сатира – это приём в искусстве, с помощью которого высмеивают недостатки человека и мира в целом.

Существует несколько значений термина:

  1. Сатира — это сам по себе тип отношений к действительности, критикующий пороки общества.
  2. Сатира в литературе – это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка. Оно относится к комическим жанрам, к которым также принадлежат юмор, ирония и сарказм.
  3. Литературный приём отрицания через смех, применимый в рамках любого рода и жанра литературы.

Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то:

сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа.

К примеру, древнеримский автор Ювенал «подавал к столу» сатиру как основное блюдо – язвительные поэтические зарисовки о пороках современников. В XVI-XVII веках эту традицию переняли «неоклассики» (например, Н. Буало).

Когда же сатира подаётся в виде приправы (в своём третьем значении), она может проникнуть и в лирическое, и в эпическое, и в драматическое произведение: например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова.

Что такое комедия

Комедия — это исполнение легкого и юмористического персонажа со счастливым или веселым финалом. Одним словом, комедия заставляет людей смеяться. Главным мотивом комедии является победа над неблагоприятными обстоятельствами, которая приводит к счастливому и успешному финалу. Успешная комедия не только способна рассмешить аудиторию, но также способна критиковать пороки, глупости и нелепости в людях и обществе.

Как упоминалось во введении, комедию можно отнести к категории высокой комедии и низкой комедии. Высокая комедия — тип комедии, характеризуемой остроумным диалогом, иронией и сатирой. Низкая комедия характеризуется фарсом или фарсом юмора. Низкая комедия не имеет другой цели, кроме создания смеха, тогда как высокая комедия имеет целью социальную критику

Комедии могут быть далее разделены на разные жанры. Ниже приведены некоторые из этих жанров.

пародия — Пародия забавным образом имитирует стиль чего-то или кого-то.

Комедия нравов — Это высмеивает глупости, тщеславие, лицемерие и слабости людей, использующих сатиру.

Романтическая комедия — романтическая комедия основана на теме любви; в основном это история двух влюбленных, которые в конце концов объединились.

Черная комедия — Черная комедия имеет дело с серьезными темами, такими как смерть, терроризм, война, изнасилование, наркотики и т. Д.

балаган — Фарс — это форма низкой комедии, в которой используются преувеличенные действия, персонажи и абсурдные ситуации.

Определение басни

Басня – это прозаическое или поэтическое короткое произведение художественной литературы, для которого характерно использование аллегории, нравоучительная мораль и ясный и краткий вывод.

Иллюстрация к басне Ивана Крылова «Лисица и виноград».

Говоря о басне, мы всегда вспоминаем таких великих баснописцев как Эзоп, Лафонтен, Иван Андреевич Крылов. Нужно сказать, что многие басни получили вторую жизнь в поэзии. Поскольку И.А. Крылов перелагал на стихи прозаические произведения Лафонтена, а сам французский философ и писатель использовал как произведения Эзопа, греческого философа, жившего в 5 веке до н.э., так и притчи Леонардо да Винчи, гениального художника и инженера эпохи Возрождения.

Вопросы и ответы

В чем разница между сатирой и иронией?

Ирония предполагает использование слов в отрицательном смысле, противоречащему буквальному. В результате позитивные высказывания приобретают отрицательный подтекст: «Вот так храбрец!» (обращение к струсившему человеку). Понятия иронии и сатиры различаются в тонкости и завуалированности насмешки. Ирония вызывает улыбку или стыд, а сатира – негодование.

Что объединяет сатиру и юмор?

Оба вида комического часто встречаются в одном произведении. Их объединяет критическое, эмоциональное отношение к действительности. Но главное сходство юмора и сатиры заключается в эффекте комичности, создании особого настроения.

Различие между юмором и сатирой дети могут понять в возрасте 5-6 лет и позднее. Если объяснять кратко, следует назвать юмор «веселым», а сатиру – «язвительной и колкой». Последняя заставляет содрогнуться, вызывает возмущение и негодование. Это оружие, разрушающее человеческие пороки. Юмор видит смешное в обычном, может легко и по-дружески высмеять отрицательные качества. Он поднимает настроение, веселит, но также может заставить задуматься над определенными недостатками.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

Жанры сатиры

Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.

Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.

Наиболее известные жанры сатиры:

  1. собственно сатира;
  2. сатирический роман;
  3. басня;
  4. эпиграмма;
  5. памфлет;
  6. пасквиль.

Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:

  1. В сатирических произведениях Ювенала, Горация, Марциала, Вергилия критикуются не только людские нравы, но и конкретные политики, распутство и безрассудство тиранов.
  2. В произведениях Н. Буало сохраняются черты личной сатиры, адресованной конкретным лицам. Также критикуется суетная жизнь в столице, поклонение ложным ценностям: богатству, славе, внешней красоте.
  3. В сатирических произведениях Кантемира, положивших начало русской истории жанра, высмеиваются щеголи, невежды и подражатели, порочащие свои семьи и весь народ.

Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».

В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».

Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.

Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.

В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.

А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.

Признаки сатирических произведений

В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.

Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:

  1. недостатки не просто называются, но и высмеиваются (иногда с помощью гиперболы (преувеличения) или литоты (преуменьшения);
  2. насмешку нельзя назвать безобидной: по характеру она острая, злая, порой язвительная;
  3. цель сатиры: уничтожить, искоренить прежнее и спровоцировать появление нового;
  4. задачи сатирика глобальны: он борется с «сорняками» как в одном человеческом сердце, так и на ниве всего человечества;
  5. нельзя представить сатиру вне жизни общества;
  6. сатира не знает оттенков и компромиссов, используя самые беспощадные средства осмеяния.

Если говорить о средствах художественной выразительности, которые помогают сатирикам заострить оружие борьбы, то это гротеск, гипербола, литота, метонимия, синекдоха и другие способы создания контрастности.

Чаще всего сатира используется для изобличения действующей власти, затрагивает какие-либо социальные проблемы или политические силы. Например, в эпоху Просвещения в Англии сатирические произведения позволяли высмеять борьбу политических партий тори и вигов.

В XX веке в Европе этот жанр был направлен на шаржированное изображение Первой мировой войны, фашизма, Адольфа Гитлера. В первые годы существования Советского Союза – это сатира высмеивала буржуазию и диктаторский образ правления, а с наступлением периода «оттепели» стала изобличать недостатки правления Хрущева, Брежнева.

Краткая характеристика героев

Один из главных действующих персонажей — госпожа Простакова. Грубая и спесивая женщина, мать Митрофана. Трагизм образа Простаковой заключается в том, что, несмотря на невежество и корыстолюбие, ей искренне небезразлична судьба Митрофана, жестоко отвергшего мать в конце пьесы.

Митрофан — невежественный бездельник, непрестанно опекаемый своей родительницей, что послужило основной причиной почему острие сатиры Фонвизина направлено против недоросля. Как и Простакова, имеет весьма спесивый характер. Немаловажный момент, который с иронией высмеивается в тексте, это то, что воспитан и обучен Митрофан согласно обыкновениям своего времени. В конце произведения можно сделать вывод, какой из Митрофанушки вырос безграмотный деспот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: