История развития понятия «зона ближайшего развития»

Содержание

  • Слайд 1

    Выполнила Самарина Светлана Юрьевна
    Воспитатель 1 категории

  • Слайд 2

    В последние годы все больше возникает потребность в новых методах, подходах к обучению и образованию, которые бы отвечали прогрессивным требованиям и тенденциям XXI века.
    В ХХ веке быстрыми темпами развивалась психология. В том числе были проведены исследования и открыты новые закономерности формирования особы ребенка. В этой связи необходимо упомянуть исследования Л. С. Выготского, А. М. Леонтьева. Эти исследования легли в основу многих педагогических идей.

  • Слайд 3

    1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения
    2.Представить основные понятия — зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.
    3.Показать преимущества развивающего обучения

  • Слайд 4

    Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели
    Выделить принципиальные особенности обучения и развития
    Рассмотреть теории о соотношении развития и обучения, взгляды Л. С. Выготского
    Рассмотреть зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии

  • Слайд 5

    Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие детей.
    Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.

  • Слайд 6

    Традиционная модель.
    Цель обучения – формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.
    Педоцентрическая модель.
    Цель обучения – развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.
    . Современная модель

  • Слайд 7

    1. Ведущая роль в развитии принадлежит обучению.
    2. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка.
    3. В основе обучения должен находиться активно-деятельностный способ (тип) обучения.
    4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.
    5. Целенаправленное формирование мотивационной основы учебной деятельности.
    6. Организация учебного взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.
    7. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

  • Слайд 8

    1.Уровень актуального развития, фиксируемый по некоторым завершенным его циклам;
    2.Уровень зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще незавершенным его циклам.
    Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это «завтра» внутренне связано с тем, что происходит с ним «сегодня» в процессе учебно-воспитательного сотрудничества (общения) со взрослыми и сверстниками.

  • Слайд 9

    Согласно Л.С. Выготскому, зона ближайшего развития различна у разных детей, поэтому и определение ее величины необходимо проводить конкретно у каждого отдельного ребенка. Благодаря этой зоне ребенок может научиться, решая первоначально те или иные задачи вместе с другими людьми, новому типу индивидуальных действий.

  • Слайд 10

    Зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии

    Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития).

  • Слайд 11

    Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

  • Слайд 12

    Заключение

    Для современной психологии остаются открытыми следующие вопросы: какие изменения происходят с ЗБР в процессе обучения и каковы причины разной величины ЗБР у разных детей. Кроме выделенной линии исследования зоны ближайшего развития (диагностика психического развития).
    Делая вывод из анализа современных исследований ЗБР, можно утверждать, что обучение называется развивающим только в том случае, если оно развивает саму зону ближайшего развития, т.е. ЗБР становится глубже и шире в результате обучения. ЗБР будем рассматривать как возможность создания ребенком совместной деятельности со взрослым.

Посмотреть все слайды

Самостоятельное развитие и обучение

Мыслительная деятельность ребенка в обществе всегда развивается. Вне зависимости от людей, обучающих его. Однако, развиваются только те области знаний, которые самостоятельно он решает в своей жизни. И этому тоже есть немало жизненных примеров.

Если педагоги или родители не научат маленького человека пользоваться справочной литературой и энциклопедиями, он не познает этого процесса. Множество знаний пройдет мимо него. А вовлеченный в процесс открытия новых фактов, нового неизвестного мира, малыш не остановится. Заложенный исследовательский потенциал не угаснет многие годы в юном сердце.

Чтобы дочурка научилась вязать спицами, ей надо показать эту работу, самые важные начальные петли. Только освоив навык первых простых петель, можно составлять удивительные сложные узоры. Концепция двух зон развития по Выготскому вкладывается во взаимодействие педагогов с учениками для формирования быстрого и эффективного обучения детей. Психолог провел много исследований на эту тему, результатами которых пользуются педагоги по сей день.

Актуальный прогресс

Выготский считал, что формирование личности происходит в двустороннем направлении. На основе уже приобретённых знаний дошкольник выполняет новые задачи. Степень актуального прогресса характеризуется набором знаний и навыков, полученных в настоящий момент. Это те умения, с которыми малыш справляется самостоятельно.

Характе́рные критерии этого процесса:

  • Способность без помощи других решать поставленную задачу.
  • Успех в получении новых знаний.
  • Малыш выполняет задания самостоятельно в пределах актуального круга.

Например, дошкольник знает базовые цвета геометрических фигур. По просьбе педагога он с лёгкостью отличит синий кубик от жёлтого мячика. Если предложить отсортировать белые мячики в одну корзину, а синие в другую, он быстро выполнит упражнение. Но если ребёнок не знаком с понятием формы фигуры, то в корзинах могут оказаться синие мячики, кубики и другие предметы. Пока знания малыша о форме геометрических фигур не попали в область актуального развития, справится ему не под силу. Требуется педагогическая помощь.

Важность социального контекста

Теории Выготского подчеркивают фундаментальную роль социального взаимодействия в развитии познания, поскольку он твердо верил, что сообщество играет центральную роль в процессе «придания смысла».

В отличие от Пиаже, который утверждал, что развитие детей обязательно должно предшествовать их обучению, Выготский утверждает, что обучение является универсальным и необходимым аспектом процесса культурно организованного развития, особенно с точки зрения психологических функций человека..

Другими словами, социальное обучение предшествует развитию.

Выготский разработал социокультурный подход к когнитивному росту. Его теории были созданы более или менее одновременно с Жаном Пиаже, швейцарским эпистемологом..

Проблема Выготского заключается в том, что он начал разрабатывать свои собственные с 20 лет и умер в 38 лет, так что его теории являются неполными. Кроме того, некоторые его произведения до сих пор переводятся с русского.

По словам Выготского, индивидуальное развитие невозможно понять без социокультурного контекста, в который он погружен. Высшие психические процессы индивида (критическое мышление, принятие решений, рассуждение) берут свое начало в социальных процессах..

Комментарии

Маугли и тайные коды Киплинга

Юлия Харламова
позавчера в 10:29

О деятельности В. В. Пякина и Фонда концептуальных технологий «Алтай»

Андрей Старцев
24 октября в 21:11

Человек эры кольца. Виктор Ефимов

Mstislav
24 октября в 15:09

Знание-сила?

Alexander53
21 октября в 22:08

Тайный код «Маугли»

Юлия Харламова
19 октября в 14:25

Уголовное дело Солженицына. Самопосадка. #2

Vistal
16 октября в 11:50

Так с кем воюем ?

Vistal
14 октября в 22:17

Негодяи, дезертиры и «свечные заводики»

Скорняков Станислав
14 октября в 06:39

Пиндосы в Россию, а мы в ноль!?

Mstislav
12 октября в 07:26

Знание — это сила?

Дмитрий Болдин
8 октября в 13:13

Асса! Ас – это Я (Шукшина, Кадыров и Лермонтов)

Александр собянинбуржец
3 октября в 21:00

Кратко о цели жизни человека

grinkevich03
28 сентября в 23:27

Преображение человечества

Валерий Вагин
28 сентября в 08:48

Контрсуггестия и дипластия как движущая сила глобального конфликта цивилизаций

Alexander53
26 сентября в 14:40

Какие потери России за двести дней СВО?

Александр Вершинин
18 сентября в 04:10

Затрещина

Александр Вершинин
18 сентября в 03:54

Как остановить «утечку мозгов» на запад? Михаил Величко

Александр Басанец
17 сентября в 12:02

С чего же кончается Родина?

Александр Сибиряк
14 сентября в 17:40

Юла Дудя и проклятые либералы

uropb
6 сентября в 04:25

Полгода невойны.Истоки.

Александр собянинбуржец
5 сентября в 12:49

Опендосивание Росии продолжается

Vistal
31 августа в 15:21

Формирование языковой компетенции[править | править код]

Развитие психики связано с процессом усвоения человеком социального опыта и его переходом в индивидуальный опыт (интериоризацией). Также, вследствие социальных изменений, возникших на данном этапе развития, появляются психические новообразования, т.е. качественные изменения в психике, которые становятся исходными для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Поэтому речевое развитие предполагает изменения не только в структуре языковой способности, но и в психике ребенка в целом. Речевое развитие обеспечивает усвоение интеллектуального, нравственного, эстетического, духовного, культурного опыта, и способствует появлению соответствующих новообразований в психике ребенка . Данный процесс называется формированием языковой компетенции – психологической системы, включающей два компонента: речевой опыт, приобретаемый ребенком в общении и деятельности, и знания о языке, усваиваемые в обучении. Эта система развивается в результате изменения связей между ее компонентами. С изменением связей преобразуются сами компоненты и возникают новообразования внутри системы . Компоненты языковой компетенции:

  • Ориентировочный компонент — включает в себя анализ признаков языкового материала, на которые прежде всего и ориентируется ребенок (семантические, формально грамматические, стилистические, а также целые комплексы признаков).
  • Операциональный компонент — включает в себя анализ операций, а также их совокупности и последовательности, которые выполняет ребенок при решении задачи. Различия в нем определяются преобладающими ориентациями учеников в языковом материале; а также сама ориентация осуществляется посредством определенных операций, зависящих от тех признаков, которые ученик в первую очередь видит в материале.
  • Эмоционально-волевой компонент — включает в себя не только эмоциональный фон работы над задачей, но те усилия, которые дети затрачивают на поиск решения. Замечено, что одни задачи (даже в ряду однотипных) ученики решают более настойчиво, другие же — оставляют без решения, не прилагая для их выполнения значительных усилий. Этот компонент теснейшим образом связан с разными аспектами речевого опыта ребенка (речевым, учебным) и чувством языка.

Самостоятельное развитие и обучение

Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.

Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.

Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.

Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.

При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:

  • материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
  • новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
  • планомерность изучения материала;
  • перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.

Применение ЗБР в учебном процессе

Теория ЗБР широко применяется в образовательном и воспитательном процессе для детей самого разного возраста.

Для того чтобы обучение проходило успешно, необходимо учитывать сензитивные периоды развития. Это понятие также было впервые введено в научный оборот Львом Выготским.

Определение

Сензитивные периоды — это возрастные периоды в жизни человека, наиболее благоприятные для развития определенных психических функций, формирования компетенций и поведенческих навыков.

Например, сензитивный период развития речи — от 1,5 до 3-х лет.

В сензитивный период внешние воздействия по формированию конкретных навыков и развитию функций оказывают благоприятное воздействие. Аналогичные влияния за пределами сензитивного периода могут носить нейтральный или даже негативный характер.

Оптимальный период обучения имеет высший и низший порог. В его рамках обучение ребенка жизненно важным функциям происходит эффективно и легко.

Отставание в развитии происходит в случаях, когда наблюдается:

  1. Дефицит влияний — то есть внешних раздражителей, призванных сформировать ту или иную функцию.
  2. Воздействие влияний не соответствует сензитивному периоду.
  3. Происходит депривация — лишение или сокращение возможности удовлетворять жизненные потребности.

Алгоритм работы педагога с учетом ЗБР:

  1. Определить зону ближайшего развития ребенка и ее границы.
  2. Выяснить, где находится проблемный эпицентр.
  3. Подобрать для ребенка задания из ЗБР.
  4. Помогать в тех заданиях, где больше всего нужна помощь. Не давать ответы слишком быстро.
  5. Превратить процесс обучения в совместную творческую деятельность.
  6. Поощрять ребенка на выполнение сложных заданий, которые требуют от него приложения усилий.
  7. Создавать условия для положительной мотивации.
  8. Проводить совместную рефлексию по итогам выполненных заданий.
  9. Корректировать показатели реальной ЗБР.
  10. По мере усвоения учащимися знаний и навыков показывать новые потенциальные зоны развития.

Примечание

Наиболее типичная ошибка — это когда учитель, обнаружив сложности у ученика, дает ему шаблон решения задачи. Это не приводит к развитию понимания и самостоятельности мышления. Необходимо организовать рефлексию ученика на поиск причин затруднения в выполнении задания. Гораздо важнее сформировать у ребенка навыки к самообучению и потребность самостоятельно находить решения, чем приучать его действовать по готовым образцам.

Что учитывается в процессе развития

Используя в обучении принципы теории ЗБР, следует учитывать следующие правила:

  1. Зоны ближайшего, актуального и потенциального развития — это не статичные, а подвижные образования. Необходимо периодически проводить диагностику, определяя их границы.
  2. Эффект от обучения будет оптимальным, если образовательный процесс построен в зоне ближайшего развития.
  3. Не следует помогать выполнять детям действия, находящиеся в их актуальной зоне развития. Тем более не нужно делать за них работу, с которой они могут справиться сами.
  4. Все дети — индивидуальны. Есть общие закономерности и границы сензитивных периодов, но следует учитывать личностные особенности ребенка.
  5. По мере усвоения знаний и навыков ЗБР продвигается вперед. Постепенно нужно усложнять задачи и нагрузку.

Примечание

Педагогу необходимо чаще давать детям открытые вопросы — то есть те, которые предполагают развернутые ответы. Они активизируют мыслительный процесс, заставляют ученика думать самостоятельно.

Обучение ребенка должно идти вслед за его потребностью и способностью к восприятию в данный момент времени. Если мозг ребенка не готов к усвоению предлагаемой информации и выполнению поставленных задач, это может вызывать:

  1. Дискомфорт.
  2. Тревожность.
  3. Неуверенность в себе.
  4. Потерю мотивации к учебе.
  5. Снижение познавательного интереса.

Для того чтобы сформировался прочный базис для обучения, необходимо ставить перед ребенком те задачи, которые входят в его естественную зону ближайшего развития.

Социальные влияния на когнитивное развитие

Выготский, как и Пиаже, считал, что маленькие дети любопытны и активно участвуют в собственном обучении, а также в открытии и разработке новых схем понимания..

Однако Выготский уделял больше внимания социальному вкладу в процесс развития, в то время как Пиаже подчеркивал открытие, инициированное самим ребенком..

По словам Выготского, большая часть обучения детей происходит через социальное взаимодействие с воспитателем. Этот репетитор — тот, кто моделирует поведение детей и дает им устные инструкции. Это известно как «совместный диалог» или «совместный диалог».

Ребенок стремится понять действия или инструкции, предоставляемые репетитором (обычно родителями или учителем), а затем усваивает информацию, используя ее для руководства или регулирования своих собственных действий..

Давайте возьмем пример девушки, чья первая головоломка поставлена ​​перед ней. Если оставить ее в покое, девушка будет плохо выполнять задание по завершению головоломки.

Ее отец сидит с ней и описывает или демонстрирует некоторые основные стратегии, такие как поиск всех частей краев и углов, и дает девушке пару частей, чтобы собрать их вместе, поощряя ее, когда она делает это правильно..

По мере того, как девочка становится более компетентной в выполнении головоломки, отец позволяет ей работать более независимо. По словам Выготского, такой тип социального взаимодействия, который предполагает совместный или кооперативный диалог, способствует когнитивному развитию..

3.Отечественная теория психического развития

Современные представления о соотношении биологического и социального,
принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях
Л.С. Выготского.
Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов
в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических
функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции
(начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно,
чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).
Выготский сформулировал ЗАКОНЫ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
:
1) детское развития имеет сложную организацию во времени: ритм развития
не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные
периоды
;
2) неравномерность (в развитии ребенка стабильные периоды сменяются
критическими периодами);
3) сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды,
когда психика способна воспринимать внешние воздействия; 1-3 г — речь,
дошкольник — память, 3-4 г — исправление дефектов речи);
4) компенсация (проявляется в способности психики компенсировать недостаток
одних функций за счет развития других; например у слепых людей обостряются
другие качества — слух, тактильные ощущения, обоняние)
Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития (ЗАР) — те ЗУН, действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития (ЗБР) — задачи, которые сегодня
ребенок может выполнить при помощи взрослого, а завтра — самостоятельно.
Маркова выделяла третий уровень развития — уровень саморазвития (самообучаемость).ОБУЧЕНИЕ должно опираться
на ЗБР. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие «тянет»
его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития
ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета
возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не
будет иметь развивающего эффекта.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми

При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.

Важное значение при занятиях с детьми играет похвала: покажите ребенку, как вы гордитесь его успехами. Умственная деятельность нуждается в тренировке

Дошкольника необходимо мотивировать к формированию новых навыков. В противном случае его саморазвитие остановится в пределах актуального. Однако не стоит завышать планку, предлагая более сложные задания, так как это может спровоцировать нервные расстройства и психические заболевания. Существует риск, что у ребенка пропадет интерес к получению новых знаний и самому процессу учебы.

Эффекты культуры: инструменты интеллектуальной адаптации

Как и Пиаже, Выготский утверждал, что дети рождаются с основными материалами и навыками для интеллектуального развития.

Выготский говорит об «элементарных психических функциях»: внимание, ощущение, восприятие и память. Благодаря взаимодействию с социокультурной средой эти психические функции превращаются в более сложные и эффективные стратегии и психические процессы, которые Выготский называет «превосходными психическими функциями».

Например, память у маленьких детей ограничена биологическими факторами. Однако культура определяет тип стратегии памяти, которую мы разрабатываем.

В нашей культуре мы обычно учимся делать заметки, чтобы помочь нашей памяти, но в до-литературных обществах мы должны были использовать другие стратегии, такие как завязывание узлов на веревочке, чтобы запомнить конкретное число, или громкое повторение того, что мы хотели запомнить..

Выготский обращается к инструментам интеллектуальной адаптации, чтобы описать стратегии, которые позволяют детям более эффективно и адаптивно использовать основные психические функции, которые определяются культурой.

Этот психолог твердо верил, что на когнитивные функции влияют убеждения, ценности и инструменты интеллектуальной адаптации культуры, в которой развивается каждый человек. Таким образом, эти инструменты адаптации варьируются от одной культуры к другой.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми?

На каждом занятии нужно задействовать обе зоны развития. Если ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь их программой, узнайте, что дети изучали сегодня и в предыдущие дни. На основе этих навыков можно строить свои занятия. В начале урока лучше немного повторить уже усвоенный материал.

Вы хотите научить ребенка группировать понятия по принципу «живое-неживое». Воспитательница вчера рассказывала им про моря. Сначала побеседуйте – путь малыш расскажет, что он узнал, а потом спросите, куда отнести рыб, воду, медуз, камни. Попросите ребенка нарисовать или вылепить морскую картинку, на занятиях физкультурой предложите ему упражнения, имитирующие плавание или движения водных обитателей. Таким способом ребенок получит не разрозненную информацию, а единую картину окружающего мира.

К занятиям с детьми нужно готовиться заранее и на каждый урок иметь в запасе немного больше запланированного материала. Не подгоняйте ребенка, если он никак не может справиться с каким-нибудь заданием. Иногда усвоение идет скачками: сначала долгое непонимание, потом резкий прорыв – обучение должно идти в соответствующем ритме. На этот случай и нужен запасной материал. Несколько занятий мама не могла объяснить сыну, как из 2 треугольников составить квадрат, и вдруг у него все получилось. Малыш в восторге, он хочет сделать еще что-нибудь, а под рукой нет ни фигурок, ни идей. А надо было достать 2 полукруга и показать, как из полумесяцев получается луна, а потом перейти к разделению одной фигуры на несколько других.

По теории Л.С. Выготского, педагог должен заложить в голову ученика необходимую информацию, рассказать весь новый материал или показать решение задачи. Вам не обязательно все делать самим. Работайте вместе с ребенком, рассуждайте, наталкивайте его мысль на нужный путь. Если ваш ученик сам сделает заключительный вывод, его радости не будет предела. Для детей дошкольного возраста очень важна похвала родителей – не забудьте показать, как вы рады успехам сына или дочери.

По наблюдениям педагогов, зона ближайшего развития, которая характеризует потенциал ученика, должна учитываться при занятиях с ним. Мыслительную деятельность следует постоянно тренировать. Если не побуждать ребенка к освоению новых навыков, он не станет продвигаться вперед, остановится на уровне актуального развития. Но нельзя давать и задания выше потенциального уровня ученика: непосильная работа может привести к нервным заболеваниям, психическим расстройствам. Преждевременное «впихивание» в голову непонятной информации отобьет интерес к учебе, у ребенка пропадет стимул получать новые знания и умения.

Как определить зону ближайшего развития

Прежде всего необходимо выяснить, какой деятельностью кроха владеет в совершенстве на данный момент, т.е. ЗАР. При одинаковой степени развитости этой зоны, уровень потенциальной обучаемости у детей может значительно отличаться. Как же тогда найти границы между этими зонами и понять, когда малыш готов пойти вперёд?

ЗБР в теории

В своих трудах Выготский приводит в пример проведённый эксперимент, в котором два 8-летних мальчика решали одинаковые задачи. Оба отлично справились, т.к. сложность соответствовала их возрасту.

Затем детям предложили более трудные задания и дали в помощники взрослых. При одинаковой помощи один из ребят разобрался с материалом для 12-летних детей, другой же ограничился задачками для 9 лет и не смог пойти дальше.

О чём это говорит? Дети, сталкивающиеся с одинаковыми проблемными ситуациями, в разной степени готовы их решить, потому что имеют индивидуальный объём ЗБР.

Конечно, родители не могут провести такой эксперимент, да и не каждый современный специалист способен на эту диагностику. Но кто, как ни родитель способен зорко отслеживать новые возможности своего чада, когда ещё вчера неуверенный в своих действиях малыш демонстрирует хорошо отработанный навык.

ЗБР на практике

Поручив крохе выполнить какой-то новый вид деятельности (собрать картинку-пазл, вымыть свои ботинки или склеить аппликацию), не торопитесь ему помогать при первых же затруднениях.

Тематический материал:

  • Монтессори — методика раннего развития
  • Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей

Как только поймёте, что кроха зашёл в тупик, ненавязчиво предложите дозированную помощь. Такую, чтобы он понял, как действовать дальше.

Также, чтобы привить какой-то навык, можно предложить готовый «сценарий» работы, где в ходе совместной деятельности дитя повторяет действия взрослого («Давай вместе», «Делай, как я»). А как только заметите, что у него всё получается, позвольте работать самостоятельно.

Приведём пример. На детской площадке гуляют две мамы с детьми одного возраста. Оба малыша хотят взобраться на качели. Одна мама, просит своё чадо залезть самостоятельно, подсказывая как лучше за них ухватиться. Другая же, откликается на протянутые ручки и быстро садит малыша в качели. Пройдёт немного времени, и первый карапуз научится сам лезть на качели. У второго же этот навык долго останется вне ЗБР.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: