Как формируется страх? Почему дети боятся уколов, а взрослым можно и нужно говорить с ними о боли?
Начнем с того, как формируется страх. Чаще всего сильный страх перед медицинскими процедурами начинает формироваться у малыша с одного года до трех лет. В том числе из-за поведения родителей, которые не пытаются объяснить ребенку, что с ним будет происходить. Получив однажды негативный опыт, ребенок боится прививок — что делать родителям теперь? В принципе, всё просто.
Страх врачей — на самом деле страх недоверия к миру. Для ребенка безопасность — это во многом предсказуемость
Вот почему так важно быть честным с малышом и на понятном ему языке (игры, творчества, мультфильмов) объяснять, что его ожидает, а также зачем это нужно («чтобы не болели зубки», «чтобы не заразиться»)
Если предполагается, что ребенку будет больно, честно скажите ему об этом. Сравните ощущения с уже знакомыми: «Чуть больнее, чем укус комарика», «Будто тебя ущипнули».
Советы детского медицинского психолога, как отвлечь больного ребенка
Самый сложный детский возраст — от полутора до 6-и лет. Дети умом мало что понимают. У них на первом месте — ощущения и эмоции, малышей сложно уговорить на какую-ту манипуляцию или заставить выпить лекарство. Лечение превращается в настоящий кошмар и для лечащего доктора, и для родителей.
Больничный персонал имеет большой опыт в отвлечении маленьких пациентов, в крупных медицинских центрах предусмотрена должность психолога, основам медицинской психологии обучают и волонтеров, которые помогают больным детям со сложными диагнозами и необходимостью длительного лечения адаптироваться к новому состоянию и не упасть духом.
Совет 1. Фантазия вам в помощь
Пусть с малышом вместо вас разговаривает кукла
Важный прием — она должна быть ниже уровня лица, а взрослый не должен смотреть ребенку в глаза, так малыш полностью переключит свое внимание на игрушечного персонажа. Вот от его имени и надо далее вести беседу — смешить, рассказывать, как сам когда-то болел, договариваться принять лекарство
Если нужно сделать укол, можно преобразовать «страшный» шприц в «доброго» – достаточно нарисовать или наклеить ему глазки и улыбку. И уже от его имени договариваться, при этом, ребенку надо дать право выбора: например, в какую ручку лучше уколоть, с закрытыми глазами или открытыми, можно кричать или будем тихо, и т.п.
Еще один хороший способ отвлечения — найти компаньона по болезни и «лечить» его параллельно. Это может игрушка или что угодно.
Многие дети боятся докторов и лечения настолько, что даже не смеют их вспоминать, таят этот страх в себе, заменяя общение капризами и слезами. Открыться малышу поможет прием «психотерапия». Можно взять диктофон, микрофон, музыкальную колонку, старый телефон и сказать, что «сегодня тут принимают все жалобы и грустные истории». Можно с этим оставить ребенка наедине, или попросить разрешения послушать.
Еще один способ вызвать ребенка на откровение — пожаловаться самому, рассказать свою грустную историю болезни (только без ужасных подробностей). И, главное, эта история должна иметь счастливый финал — лечение было неприятным, но потом наступило выздоровление.
Совет 3. Никаких перепуганных лиц и слез у родителей
Когда взрослые кругом ходят с трагическими выражениями, шепчутся за углами (еще хуже, вслух озвучивают самые неблагоприятные прогнозы), а глаза у мамы красные от слез, то тревога у малыша становится настолько большой, что он самостоятельно с ней справиться не может. Это усугубляет саму болезнь и отодвигает излечение.
Почаще улыбайтесь ребенку (только не пластмассовой американской улыбкой, а искренне). Улыбка любящих родителей — самая большая поддержка в трудные минуты.
Совет 4. Просите окружающих и самого ребенка о помощи
Даже если вы остались сам-на-сам с больным ребенком, всегда найдется рядом человек, который искренне согласится помочь, пусть в мелочи, в добром слове, в моральной поддержке.
Больничный коун очень помогает родителям в лечении
Выгорание родителей тяжело больного ребенка — самое трудное в лечении. И доктора, и малыш перестают получать поддержку с их стороны, им самим уже требуется психологическая помощь. Это надо предусмотреть родителям заранее — не зацикливаться на болезни, а находить отдушину для себя в чем-то еще, общаться с другими людьми, помогать тем, кому еще хуже.
В сложные минуты можно попросить помощи у самого ребенка — пусть он обнимет, поцелует, что-то скажет на ушко — и сразу станет намного легче, появится второе дыхание.
Медикаментозная терапия
Определенные лекарственные средства помогают снизить ряд симптомов панической атаки. Если у пациента в головном мозге нарушен обмен нейромедиаторов, баланс процессов возбуждения и торможения, тогда их назначают намного больше, чем в более легких случаях.
На первом этапе медикаменты снимают приступ, а далее восстанавливают работу разных систем мозга. Они способны вообще устранять панические состояние, либо ослаблять их.
Транквилизаторы назначают в самом начале лечения и ненадолго, так как они вызывают зависимость
Эти средства гасят остроту приступа, стабилизируют вегетативную систему, нормализуют сон.
Антидепрессанты требуют осторожности – нужно внимательно относиться к их противопоказаниям, поэтому подбор строго индивидуален. Интересно, что аналогичные средства разных производителей могут оказывать на больного разный эффект.
Нейролептики используются крайне редко – только если паническое расстройство невозможно вылечить с помощью других лекарств, а также при наличии расстройства личности или нарушений обменных процессов в мозге
Кроме того, подобрать их очень сложно.
Нейрометаболические препараты весьма активны, поэтому их применяют строго курсами, а вводят в присутствии врача. Они позволяют уменьшить дозы других психотропных средств.
Необходимо еще раз заострить внимание на том, что все вышеозначенные медикаменты назначаются персонально. Врач должен особо внимательно присматриваться к их влиянию на пациента, особенно в первые дни, контролировать прием, отменять и переназначать в случае неблагоприятных явлений
Работа психолога с нерешительным ребёнком и его семьёй
Психолог совместно с родителями определяет причину нерешительности. Тревожность (почти всегда она — основа нерешительности) может быть как врождённой, так и приобретённой, постоянной или возникающей в определённых ситуациях. Психологическое исследование и понимание всего комплекса факторов позволит сделать работу над проблемой более целенаправленной. В зависимости от того, какие факторы привели к нерешительности, будет составлен план работы. В него может входить стабилизация эмоционального состояния и снижение тревожности, формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе, работа со страхами и многое другое. Постепенно, шаг за шагом, проблема будет решена. Изменится как внутреннее самоощущение ребенка, так и его поведение
Важной составляющей успешной психологической работы является контакт с родителями.
В ходе беседы с родителями психолог даёт рекомендации, помогающие решить проблему, при необходимости отрабатывает с ребёнком ситуации, в которых он чувствует себя неуверенно и потому ведёт себя нерешительно.
Детская нерешительность «лечится» куда проще, чем взрослая, поэтому родителям важно не упустить момент и вовремя обратиться за помощью к психологу
Что чувствует ребенок, когда получает двойку?
Уметь ребенка, который получает только пятерки, очень удобно, но случается такое крайне редко. Большинство детей в какой-то момент школьной жизни все же сталкивается с трудностями и получает не самые высокие отметки. Увидев в своем дневнике первую двойку, ученик может почувствовать:
- Страх. Даже если ребенок получил плохую оценку первый раз, он уже знает, что это может привести к ругани и наказанию. Он может бояться сознаться в своей неудаче и попытаться скрыть неуд.
- Боязнь разочаровать родителей. Большинство детей боятся разочаровать родителей своей неудовлетворительной успеваемостью, не хотят огорчать их.
- Злость и расстройство. Злость, которая возникает у ребенка, может быть направлена и на себя, и на преподавателя, который влепил двойку.
- Неуверенность в своих силах. Любая негативная оценка — болезненный удар по самооценке для любого ребенка. Двойка может пошатнуть уверенность в себе даже у самого амбициозного ученика.
Как справиться с сепарационной тревогой?
Страх расставания и связанная с ним тревожность — часть нормального взросления
Важно помочь ребенку справиться с ними
Пусть изменения будут постепенными. Лучше, если малыш будет оставаться без родителей в знакомой ему обстановке: например, с бабушкой, но у себя дома, в своей комнате, среди вещей, которые он знает. Если ребенка нужно оставить с няней, дайте ему время познакомиться с ней, привыкнуть. Лучше, если первые несколько раз рядом с малышом будет и мама, и няня. Время разлуки тоже лучше увеличивать постепенно, если есть такая возможность.
Важно прощаться правильно. Для этого можно создать собственные короткие, но эмоциональные ритуалы: например, крепкое объятие
Даже если малыш плачет, кричит, важно сохранять твердость, спокойствие
Лучше прощаться коротко и уходить быстро, но при этом уделить ребенку внимание, сказать ему, что вы обязательно вернетесь
Нужно правильно давать обещания и соблюдать их. Пообещайте малышу вернуться в определенное время так, чтобы он понял и запомнил, когда это произойдет: например, после прогулки или перед обедом
Важно соблюдать эти обещания: они дадут уверенность, что и в будущем мама или папа вернутся в срок
Важно! Лучше уходить от ребенка, когда он поел и поспал. Голод или усталость усиливают раздражение, и малыш может отреагировать на расставание намного острее
Лучше придерживаться определенного режима. Ребенку будет проще, если родители всегда уходят и возвращаются в одно и то же время. При этом и режим дня малыша должен быть постоянным. Тогда он будет точно знать, что папа возвращается с работы перед ужином, или, например, что мама ходит в магазин после завтрака. Это даст ощущение постоянства, и привыкнуть к расставаниям будет проще. При сохранении спокойствия и последовательности тревогу можно побороть, даже если ее проявления очень бурные (рис. 1).
Можно ли маме уходить от ребенка?
Даже когда ребенок совсем маленький, мама не может находиться рядом с ним постоянно. Иногда ей приходится оставлять его с папой, бабушкой или няней, и это нормально. Малыш должен постепенно учиться самостоятельности, и расставания с мамой — часть этого. Мама может оставлять ребенка и на долгое время, например, если она работает
Если при этом малыш будет оставаться со знакомым ему человеком, получать необходимый уход, а также внимание и любовь от родителей, это не причинит ему травмы, не повлияет на его развитие, а в будущем даже упростит его социальную адаптацию
Разлука с мамой – это необходимость во время взросления. Фото:
Как подготовить ребенка к детскому саду?
Малыша не стоит сразу оставлять одного в детском саду. Лучше, если в первое время он будет приходить в группу вместе с мамой или няней. В первые визиты он может быть в саду только во время прогулки, на улице, не заходя внутрь. Постепенно у малыша появится интерес, и тогда можно увеличивать время пребывания. Когда настанет момент оставить его в детском саду одного, позвольте ему взять с собой любимую игрушку или вещь, которая будет напоминать о доме.
Лучше заранее начать рассказывать малышу о детском саде, о том, как там интересно, о том, что в саду ребенок сможет найти новых друзей. На прогулках можно проходить мимо детского сада, чтобы это место было ему знакомым. Если ребенок все равно не хочет оставаться в саду и плачет, прощаться с ним нужно так же, как и дома: проявляя и любовь, и твердость
Важно сказать, когда именно вы вернетесь за ним
Позвольте ребенку постепенно привыкнуть к новому окружению в детском саду. Фото:
Когда следует посетить врача?
Проконсультироваться с врачом нужно, если страх разлуки перерастет в тревожное расстройство и появляются следующие симптомы:
- рвота, одышка, тошнота, головная боль или боль в животе, связанные с предстоящей разлукой с родителями;
- нарушения сна: бессонница, отказ спать в своей постели, кошмары;
- чрезмерное беспокойство: страхи, тревога, что с родителями что-то может случиться, напряженность, нарушения поведения.
Сначала лучше обратиться к лечащему педиатру. Он даст рекомендации и, если необходимо, направит ребенка к детскому психологу.
Если у ребенка часто случаются эпизоды беспокойства и истерики, следует обратиться к педиатру. Фото:
Физический дискомфорт
Ребенок еще не очень хорошо отдает себе отчет в своих телесных ощущениях. Он может испытывать какую-то боль или дискомфорт, что лишает его душевного равновесия, но при этом истинную причину своего состояния он не понимает. Истерику может вызвать и чувство голода, и элементарная физическая усталость. Вот пример.
Мама Света:
«Я решила устроить для пятилетнего сына праздник по полной программе. Сначала мы пошли в зоопарк. Юра ни в чем не получал отказа: хочешь к белым медведям – пошли к медведям, хочешь к жирафу – пожалуйста, на карусели – пошли на карусели. Потом зашли в кафе-мороженное, потом поехали в Парк культуры – снова кататься на каруселях, а вечером зашли к его лучшему другу, там они тоже повеселились от души. И уже перед тем, как пойти домой, решили забежать в магазин, где мне нужно было купить продукты. И вот там он устроил жуткий скандал из-за какой-то ерунды: потребовал купить очередную игрушку, а у меня уже деньги кончились. Вот ведь свинтус неблагодарный – я ему и то, и другое, а он вести себя нормально не может!»
Светино возмущение можно понять, но ведь на самом деле причина скандала была вовсе не в игрушке. Юра просто очень сильно устал за день – такую «культурную программу» и взрослому-то нелегко выдержать, а уж ребенку – тем более. Старайтесь дозировать даже развлечения, поскольку это, хоть и приятный, но все-таки стресс для неокрепшей психики.
Буря, скоро грянет буря!
Малыш настойчиво просит вас о чем-то, требует, возмущается. Уже подрагивают крылья носа, глаза наполняются слезами, а уголки губ опустились. Вы чувствуете, что ребенок вот-вот разразится плачем, он близок к истерике. Стоп! Прежде всего, остановитесь, и честно и точно ответьте себе на один-единственный вопрос: можете ли вы исполнить его просьбу? От этого зависит тактика ваших дальнейших действий.
Если можете, то скажите ребенку, чтобы он успокоился и попросил вас обычным тоном, без нытья и всхлипов. Практика показывает, что в мелочах лучше пойти ребенку навстречу.
Допустим, крохе хочется пошлепать по лужам в новеньком комбинезоне. Признайтесь, что в глубине души вы были готовы к такому повороту. Значит, нужно заранее обсудить и решить, что надевать на прогулку, пойдете ли вы после нее еще куда-то, есть ли запасная одежда. Не забывайте только, что ребенок – не манекен для демонстрации вашего художественного вкуса и финансовых возможностей. Он имеет право шлепать по лужам, залезать на деревья и возиться в песке и грязи, чтобы ни говорили соседские бабушки. В этом случае лучше пойти гулять в старой одежде, которую не жалко испачкать.
Кстати, один из самых распространенных поводов для истерики – запрет взрослого. Постарайтесь, чтобы запретов было не слишком много, но все они были четкими и обоснованными. Тогда ребенку будет легче среди них ориентироваться.
Если же вы понимаете, что исполнить просьбу драгоценного чада вы сейчас не можете по объективным причинам (нет денег, возможности, предмет, который он требует, принадлежит кому-то другому и вы не вправе им распоряжаться и т.д.), спокойно и четко объясните это ребенку. В этот момент обычно срабатывают старые психологически трюки:
отвлеките
Чем младше ребенок, тем лучше работает этот способ. Младенец способен забыть обо всех слезах при виде огромной вороны, которая кружит вокруг черствой корки и боится подлететь ближе. На ваше счастье как раз в этот момент может пролетать самолет, ехать немыслимой красоты старенький «Битл», а то и взмывать в небо рекламный воздушный шар.
предложите адекватную замену
Например, так. Сейчас мы не можем купить этот самолетик, потому что у меня нет денег. Но зато мы можем прийти домой и вместе сделать самолет из бумаги (слепить из пластилина, построить из стульев и пр.). Вполне возможно, что перспектива совместной деятельности окажется для малыша более привлекательной, чем готовая магазинная игрушка.
оставьте артиста без публики
Ребенок нередко начинает работать на публику. Попробуйте лишить его признательной аудитории (вывести из магазина, отвести в не слишком людное место на улице или оставить одного в комнате). Иногда истерика бывает направлена, как сейчас говорят, на целевую аудиторию, т.е., предназначена для определенного человека. У К. Чуковского в замечательной книжке «От двух до пяти» есть такой диалог:
– Почему ты плачешь?
– Я не тебе пл а чу, а тете Вале.
Очевидно, что без тети Вали плакать бессмысленно.
направьте энергию в мирное русло
Собственно говоря, это тоже вариант адекватной замены, только к нему нужно подготовиться заранее. Предположим, ребенок в магазине постоянно требует, чтобы ему дали выбрать самую большую шоколадку или торт. Понятно, что ни его здоровью, ни вашему кошельку это на пользу не пойдет. Но на самом деле, скорее всего, малыш просто хочет тоже участвовать в покупках и САМ выбирать то, что ему по нраву. Значит, заранее дома вы договариваетесь, что он тоже будет делать покупки, а в магазине ваша задача – ненавязчиво подвести его к стенду с творожками и йогуртами. Если уж выбирать, так более здоровую еду! Зато как счастлив и горд собой будет ребенок, которому дали, как взрослому, возможность выбрать самые настоящие, не «понарошечные» продукты! Он же может и нести их из магазина в своем собственном пакетике.
В большинстве случаев, эти способы позволят избежать истерики. Но, допустим, вам не удалось это сделать и
6 способов, чтобы ребенок не боялся врача
Как мы уже сказали, важно говорить правду. Но для ребенка просто услышать объяснение недостаточно
Ему важно все эмоционально отыграть.
Предлагаем вам шесть способов, рекомендованные психологом, чтобы подготовить ребенка к визиту в поликлинику. Заняться этим стоит заранее: за день-два до визита к врачу.
Выбирайте способ, который понравится ребенку — он должен поддержать инициативу. Не заставляйте делать то, что он не хочет.
1. Обыгрываем страх: «Давай поиграем в доктора?»
Если ребенок боится врачей, разыграйте с помощью игрушек и кукол ситуации, которые будут происходить с ребенком в поликлинике или больнице.
Для этого подготовьте подходящие игрушки и, если есть возможность, медицинские принадлежности.
Что делать, если ребенок боится стоматолога? Подойдут игрушки, у которых открывается рот, а лучше — видны зубы. Если ребенку предстоит укол — игрушечный или даже настоящий шприц.
В процессе игры вы можете меняться ролями. Сначала вы лечите игрушку, потом малыш становится пациентом, а вы доктором, и наоборот. Обыграйте страх.
Возьмите литературное произведение или мультфильм по теме, если сложно придумать сценарий игры самостоятельно,. Например, «Чего боялся Петя» С. Маршака или любимый всем нами советский мультфильм «Про бегемота, который боялся прививок».
Почитайте, посмотрите, а затем разыграйте по ролям вместе с членами семьи. После обсудите с ребенком, чего боялись персонажи, почему им стоило пойти к доктору и что после этого должно произойти.
2. Рисуем страх и позитивный образ доктора
Вы можете предложить малышу нарисовать добрый образ Доктора Айболита или другого хорошего сказочного или реального доктора
При этом важно, чтобы ребенок прорисовал важные черты и атрибуты (одежду врача, шприц, его помощников, пациентов)
Хорош также метод «рисование страха». Так ребенок приобретает чувство превосходства над ним. Пусть нарисует не только сам страх, но и себя рядом с ним, большого, вооруженного щитом и мечом, готового победить.
3. Разбираем страх на части и манипулируем его предметами
Для преодоления страха перед медицинскими процедурами очень подходит метод «анатомирование страха». Когда предмет, который пугает больше всего, разбирается на составные части.
Здесь важно объяснить, для чего нужна та или иная деталь, что и зачем будет делать доктор с этим предметом. В качестве примера отлично подходит шприц
Разбирайте его. Показывайте и говорите ребенку: «Это канюля, это иголочка, сюда будет вводится лекарство». Затем на игрушках или на членах семьи показывайте примерный порядок действий: взятие крови, укол
В качестве примера отлично подходит шприц. Разбирайте его. Показывайте и говорите ребенку: «Это канюля, это иголочка, сюда будет вводится лекарство». Затем на игрушках или на членах семьи показывайте примерный порядок действий: взятие крови, укол.
4. Релаксируем в ожидании процедуры
День настал, вы пришли в поликлинику и ждете процедуру
Здесь важно научить ребенка снимать эмоциональное напряжение. Возьмите с собой игрушку-антистресс (подойдет самодельный мешочек с крупой), набор для рисования (можно научиться рисовать кляксы кисточкой с краской, а потом придумывать, на что они похожи)
В общем, любое приятное для малыша занятие, которое поможет его расслабить.
5. «Сначала наденьте маску на себя, потом на ребенка!»
А может, вы тоже боитесь? Маленьким детям очень передается напряжение и тревога их родителей. Если вы сами нервничаете перед визитом, постарайтесь это контролировать. Спокойная, уверенная в безопасности происходящего мама — половина спокойствия у ребенка. Волнуетесь? Используйте принесенные с собой игрушки и краски и для своего расслабления тоже.
6. Последний рывок: будьте с ребенком, если возможно
Вы зашли в кабинет врача, осталось пережить саму процедуру. Как помочь ребенку?
Если дети боятся врачей, в первую очередь надо соблюдать договоренности. Если обещали держать ребенка за руку — держите. Если говорили, что будете рассказывать сказку — рассказывайте.
Конечно, ваше присутствие на процедуре не всегда возможно. Прежде, чем что-то пообещать, подумайте об этом.
Если ребенок расплакался в кабинете перед процедурой, спокойно объясните врачу, что вам нужно выйти и немного успокоиться. Поговорите с ребенком. Обнимите его. Скажите, что вы рядом и разделяете его страхи, готовы его поддержать.
Популярные препараты (химические)
Фармакологические успокоительные для собак имеют высокую эффективность и быстрое действие. Они содержат различные химические компоненты, влияющие на работу нервной системы животного. К недостаткам можно отнести риск побочных реакций, поэтому требуется грамотно подбирать группу препарата и дозировку, соответствующую весу питомца.
Бензодиазепины
Средства этой группы оказывают седативное (успокаивающее) и снотворное действие, частично снимают судороги. Они противопоказаны при выраженной панике, страхе питомца. Все лекарства данной категории быстро снимают симптомы, но эффект продолжается короткое время (до 8 часов). Есть риск привыкания, поэтому бензодиазепины не рекомендуются для регулярного применения. Популярные препараты:
- Диазепам (Валиум).
- Клонопин (Клоназепам);
- Ксанакс (Алпразолам).
Форма выпуска может быть разной — таблетки или успокоительные уколы. Такие лекарства и их дозировку должен назначать только ветеринар на основании клинической картины.
Небензодиазепиновые транквилизаторы
Они оказывают довольно мягкое седативное действие на психику собаки. Рекомендуются для лечения различных фобий (страхов) и тревожных расстройств. В России используется единственный препарат этой группы – Буспирон (Спитомин). Средство редко вызывает побочные действия, после приема нет сонливости. Чтобы добиться снятия симптоматики, требуется продолжительный курс применения (от 4 недель) с постепенным повышением дозировки. Например, для средних пород начальная доза составляет 0,7 мг на 1 кг веса, затем ее увеличивают до 1 мг.
Трициклические антидепрессанты (TCA)
Эту группу успокоительных средств обычно применяют для снижения беспричинной агрессии, паники или страха у собак.
Основные препараты вида TCA:
- Кломикалм;
- Амитриптилин.
Оба средства назначают курсом до 35 суток, но выраженный результат наблюдается только через 1-2 недели приема – к этому времени в организме накапливается достаточное количество активного компонента. В течение всего лечения следует быть готовым к побочным реакциям в виде отказа от еды, усиленной жажды.
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI)
Под этим названием понимают большую группу успокоительных препаратов, которые являются транквилизаторами и антидепрессантами. Их применяют для лечения выраженной агрессии, сложных фобий, панических расстройств и навязчивого поведения животного. Они обладают сильным и продолжительным эффектом, но требуют длительного применения. Могут вызывать побочные реакции в виде нарушения работы ЖКТ, сонливости и апатии.
Самое популярное средство этой категории – Флуоксетин (Прозак, Солакс или Фонтекс). Его используют для средних и крупных пород собак с диагностированными психическими нарушениями. Дозировка для животных минимальная, всего 0,7 мг на 1 кг веса в день.
Средства на основе феромонов
Под феромонами понимают летучие химические соединения, выделяемые организмом животных. Для производства успокоительных применяют синтетические вещества, схожие с теми, что продуцирует сука в период лактации. Это всегда мягкие средства, подходящие для длительного лечения, например, Адаптил и Help dog. Помимо этого, именно феромоны применяют в составе успокоительных ошейников для собак, УЗ-диффузоров.
Препараты с аминокислотами
В этой категории успокоительных средств для собак используют аминокислоты, принимающие участие в некоторых реакциях ЦНС. Они не вызывают привыкания и побочных реакций, имеют мягкое воздействие на организм. Рекомендуются для нормализации чувствительности к внешним факторам, возможно систематическое применение. К наиболее популярным лекарствам этой группы относят глицин, триптофан. Продолжительности курса и дозировку должен подбирать ветеринар на основе симптоматики.
Ново-Пассит
Еще один широко известный успокоительный препарат на растительной основе, в составе которого – 7 лекарственных растений: хмель, зверобой, мелисса, бузина, валериана, боярышник, страстоцвет, а также гвайфенезин (вещество, уменьшающее чувство тревоги). «Ново-Пассит» обладает комплексным действием: подавляет беспокойство и успокаивает. Препарат назначают при повышенной умственной утомляемости, проблемах со сном, нервном перевозбуждении, психическом напряжении. Принимать «Ново-Пассит» нужно три раза в день по 1 таблетке (обычно перед едой). Если на фоне приема успокоительного ощущается апатия и усталость, утреннюю и дневную дозу можно уменьшить в два раза. Интервал между приемами таблеток должен составлять не менее 4-6 часов. В отзывах многие люди пишут, что «Ново-Пассит» начинает действовать практически сразу после начала лечения. Немаловажный плюс – отсутствие сонливости, заторможенности и апатии, а также эффекта отмены. Побочных действий у «Ново-Пассита» практически не бывает, редко – проблемы с пищеварением.
Ново-Пассит
АЙВЭКС Фармасьютикалс, Чехия; Тева Фармацетыкал Индастриес, Германия
Ново-пассит — комбинированный препарат, фармакологическая активность которого обусловлена входящими в его состав компонентами экстракта на основе лекарственного растительного сырья с преимущественно седативным (успокаивающим) действием и гвайфенезином, обладающим анксиолитическим (противотревожным) эффектом.
от 161
Симптомы стрессаФото из открытых источников
Магний-Диаспорал
Это минеральный комплекс для укрепления нервной системы и здоровья сердца. В составе препарата – 300 мг магния, что полностью покрывает суточную норму этого минерала в организме. «Магний-Диаспорал» представлен в форме порошка, который нужно растворить в воде, соке, чае или просто засыпать в рот и запить. Принимают такое успокоительное один раз в день, вне зависимости от еды. Комплекс хорошо помогает при повышенной тревожности, проблемах с засыпанием, агрессии, повышенной утомляемости, мышечных судорогах и кардионеврозе. Среди противопоказаний – возраст до 12 лет, почечная недостаточность, кормление грудью (при этом «Магний-Диаспорал» часто назначают беременным, чтобы уменьшить тонус матки и снять раздражительность). Это безопасное успокоительное, но его эффект временный и при этом у него высокая цена.
Магний-Диаспорал
Protina Pharmazeutische GmbH, Германия
Показания препарата Магний-Диаспорал 300 — дефицит магния, сопровождающийся такими симптомами, как незначительные нарушения сна, повышенная раздражительность, слабая тревога, повышенная утомляемость, спазм икроножных мышц.
от 199
Персен
Успокоительное средство, давно назначаемое врачами и отлично себя зарекомендовавшее. В составе «Персена» ‒ три активных компонента: мята, валериана и мелисса. Они успокаивают и снимают спазмы. Назначают «Персен» при бессоннице, повышенном нервном возбуждении, раздражительности, проблемах со сном. Нужно учитывать, что эти таблетки от нервов не подходят для людей с пониженным давлением и тем, у кого есть проблемы с желчевыводящими путями. Таблетки легко глотать, принимать их можно независимо от еды. Дозировка – 2-3 штуки в день. При бессоннице нужно принимать «Персен» за час до сна по 2-3 таблетки. У препарата накопительное действие, он безопасен, не имеет эффекта отмены. Успокоительное помогает устранить «нервный ком» в горле. Среди редких «побочек» ‒ аллергические проявления, запор и бронхоспазм.
Персен
Лек д.д., Словения
Седативное средство растительного происхождения, которое применяют при: повышенная нервная возбудимость; — бессонница; — раздражительность; — депрессивные состояния; — панические расстройства.
от 202
Рекомендация родителям от детского психолога
Очень часто в наши Центры обращаются с данной проблемой. Согласно советам психолога, ребенок не умеет проигрывать в силу неокрепшего эмоционального фона, неумения понимать и выражать негативные эмоции, а также из-за неправильно выстроенных приоритетов
Именно поэтому очень важно сначала наладить общую обстановку в семье и отношение родителей к проблемам ребенка. Также необходимо выстроить правильную коммуникацию между взрослым и малышом, где родитель выступит надежной опорой, верным другом и непоколебимым примером одновременно
Не требуйте от ребенка и других членов семьи исключительных успехов во всем, не завышайте ожидания, выставляйте приоритеты правильно. Помните, что являться авторитетом – не значит быть цербером, важно находить правильный подход. Чтобы справиться с неумением проигрывать, ребенку надо просто поверить в себя. А для этого, прежде всего, вы должны поверить в него.
Если побороть эмоциональные трудности ребенка не получается самостоятельно, и вы, казалось бы, перепробовали всё возможное, не пренебрегайте посещением специалиста. Опытный детский психолог поможет найти решение психологическому непринятию поражения и поможет вам выстроить конструктивное взаимодействие с ребенком.
Один на сцене
В какой-то степени спортивные соревнования похожи на выступление на сцене, особенно в сознании ребенка. Даже если это не индивидуальное выступление (например, фигурное катание), а командное (футбол, хоккей). Ребенок воспринимает происходящее как «происходящее вокруг него», где он — центр, при этом вне зависимости от своей роли или положения.
- Он капитан команды? Он — центр всеобщего внимания.
- Он выполняет «черновую работу» на поле? Он — центр.
- Он сидит в запасе и готовится к выходу на поле? Он все равно центр.
Восприятие себя как главного действующего лица влечет за собой понятный страх, связанный с тем, что вся собравшаяся публика будет смотреть на него: родители, другие зрители, тренер, одноклубники и даже соперники. Находиться в центре внимания непросто, особенно в детском возрасте, не обладая необходимым опытом и уровнем понимания происходящего.
Устраивать долгую психологическую проработку страха выступлений в детском возрасте не стоит. Это излишество. Да и просто жалко так сильно «мутузить» ребенка почем зря. В конце концов, в страхе нет ничего страшного. Человек, как живое существо, может и должен испытывать страх. Это абсолютно нормальное проявление нашего биологизма.