Что такое блокада ленинграда

Спасение Ленинграда

Несмотря на многочисленные попытки разорвать кольцо блокады, успеха на этом направлении советскому командованию удалось добиться только на фоне Сталинградской битвы, когда нацисты вынуждены были забрать из-под Ленинграда часть войск. В январе 1943 года встречные удары войск Ленинградского и Волховского фронтов позволили пробить брешь в обороне нацистов южнее Ладожского озера и восстановить сухопутную связь между осаждённым городом и остальной страной. Через коридор шириной всего 8—11 км были в сжатые сроки проложены железнодорожные пути и автомобильная трасса.

Также по теме


«С каждым днём было всё тяжелее»: жительница блокадного Ленинграда — о войне, голоде и патриотизме

27 января будет отмечаться 76-летие полного снятия блокады Ленинграда, продолжавшейся 872 дня. Её жертвами, по разным оценкам, стали…

Полностью блокада была снята в начале 1944 года, когда советские войска нанесли поражение группе армий «Север» и отбросили нацистов на 60—100 км от Ленинграда. Блокада продолжалась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.

По словам историков, героическая оборона Ленинграда существенно повлияла на весь ход Великой Отечественной войны.

Как отметил Сергей Перелыгин, город, носивший имя создателя советского государства, был важным идеологическим символом. Нацистское руководство верило, что его уничтожение подорвёт устойчивость советской системы и веру в победу жителей СССР. Однако Ленинград выстоял, и это стало серьёзной моральной победой для советского народа.

Как отметил Дмитрий Суржик, помимо политического и морального значения, Ленинград играл также огромную военную и экономическую роль.

  • Блокадный Ленинград. Моряки Балтийского флота беседуют с девочкой Люсей. Её и других детей вывозят из блокадного города. Девочка осталась сиротой — её родители умерли от голода
  • РИА Новости

«После потери украинского промышленного района Ленинград был очень и очень важен, чтобы удерживать фронт поставками оружия и боеприпасов. И конечно же, потеря Ленинграда, высвободив огромные нацистские силы, резко бы усугубила положение на советско-германском фронте, и в том числе положение Москвы», — заявил эксперт.

Как отмечают историки, бои под Ленинградом сковали около 30 нацистских дивизий, которые немцы не смогли использовать в такие решающие моменты войны, как Курская битва.

  • Ликующий Ленинград. Блокада снята

«Надо отдать должное мужеству защитников Ленинграда, которые до последнего держались, не сломались и проявили высокие примеры преданности долгу. Мы знаем о пекаре, который умер от голода на своём рабочем месте, о сотрудниках НИИ растениеводства, которые умирали, но сохранили семенной фонд. То, как выстояли ленинградцы, — это высокий и яркий пример мужества, воли к борьбе и патриотизма», — резюмировал Дмитрий Суржик.

Первые дни

Все началось 8 сентября, когда фашистская армия захватила Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Ленинграда. Расстояние от расположения немецких частей до центра города не превышало 15 км. В пригородах появились мотоциклисты в германской форме.

Тогда это казалось ненадолго. Вряд ли кто-то предполагал, что блокада затянется почти на девятьсот дней. Гитлер, командующий германскими войсками, со своей стороны, рассчитывал, что сопротивление голодного, отрезанного от остальной страны, города, будет сломлено очень быстро. И когда этого не случилось даже спустя несколько недель, был разочарован.

Советское командование также не предполагало такого варианта развития событий. Руководство частей, которые обороняли Ленинград, в первые дни блокады не сообщали о замыкании гитлеровскими войсками кольца: была надежда, что оно будет быстро разорвано. Этого не случилось.

Противостояние, затянувшееся больше, чем на два с половиной года, унесло сотни тысяч жизней. Блокадники и войска, которые не пускали германские войска в город, понимали, для чего все это. Ведь Ленинград открывал дорогу к Мурманску и Архангельску, где разгружались корабли союзников СССР. Всем также был понятно, что, сдавшись, Ленинград подписал бы себе приговор – этого прекрасного города просто не было бы.

Оборона Ленинграда позволила перекрыть путь для захватчиков к Северному морскому пути и отвлечь значительные силы врага с других фронтов. В конечном итоге, блокада внесла серьезный вклад в победу советской армии в этой войне.

Как только новость о том, что германские войска замкнули кольцо, разнеслась по городу, его жители начали готовиться. В магазинах были скуплены все продукты, а в сберкассах со сберегательных книжек – сняты все деньги.

Не все смогли уехать заранее. Когда же германская артиллерия начала вести постоянные обстрелы, что произошло уже в первые дни блокады, покинуть город стало практически невозможно.

В эти дни от одного из снарядов загорелись Бадаевские склады, где хранился стратегический запас продовольствия. Именно это называют причиной голода, который пришлось пережить оставшимся в нем жителям. Но в документах, гриф секретности которых был снят недавно, говорится, что больших запасов и не было.

Сохранить продукты, которых хватило бы на трехмиллионный город, в условиях войны было проблематично. В Ленинграде никто и не готовился к такому повороту событий, поэтому продукты завозились в город извне. Задачи создать «подушку безопасности» никто не ставил.

Это стало ясно к 12 сентября, когда закончилась ревизия продовольствия, которое было в городе: продуктов, в зависимости от их вида, хватало только на месяц-два. Как завозить еду, решалось на самом «верху». К 25 декабря 1941-го нормы выдачи хлеба были повышены.

Ввод продовольственных карточек был сделан сразу – в течение первых дней. Нормы продуктов были рассчитаны исходя из минимума, который не позволил бы человеку просто умереть. Магазины перестали просто торговать продуктами, хотя «черный» рынок процветал. За продовольственными пайками выстраивались огромные очереди. Люди боялись, что им не хватит хлеба.

С какого возраста можно начинать говорить о блокаде? Как строить разговор о блокаде с детьми разного возраста?

На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Прежде всего, потому что существуют различные формы и методы этого разговора. Их выбор зависит от того, с кем мы разговариваем. Все дети очень разные. И если с дошкольниками, живущими в Петербурге, разговор о блокаде, вполне возможен, то вряд ли необходимо обсуждать эту тему с детьми 6-8 лет, которые живут на Дальнем Востоке или в Калининграде.

Кто перед нами? Сколько лет этим детям? Они растут в Петербурге или приехали в город из других городов и стран? Или мы общаемся вдали от Петербурга? Где мы ведем разговор о блокаде – в классе, в музее, дома, в автобусе, на местах боёв? Сколько детей участвуют в разговоре?

Каждый разговор с детьми о блокаде требует большой педагогической подготовки. Готовых решений здесь нет, и каждая такая встреча индивидуальна.

Разговор о блокаде с детьми младше 8 лет должен быть, прежде всего, психологически безопасным. Задача такого разговора – помочь ребенку понять окружающую его действительность, в которой могут быть представлены блокадные памятники, городская символика, памятные даты, семейные архивы. Еще одна важная задача – формирование навыков нормативного поведения, в первую очередь уважения к объектам исторического наследия. Именно поэтому блокадные занятия для дошкольников требуют разработки специальных дидактических материалов и организации специальных образовательных пространств, в которых отсутствуют темы насилия и смерти.

Учащиеся 6-8 классов в силу своего возраста и приобретенного социального и когнитивного опыта уже готовы к разговору о блокадной трагедии. Педагоги, ведущие этот разговор, могут опираться на литературные произведения (художественные и документальные), которые посвящены различным стратегиям выживания ленинградцев в блокадные годы (см. раздел «Книги для детей, посвященные блокаде Ленинграда»), на документальные источники.

С подростками 14-17 лет (10-11 классы) разговор о блокаде Ленинграда можно вести в контексте размышлений о всей Великой Отечественной войне: как блокада стала возможна? С какой целью она была организована? Каковы были варианты развития событий и почему случилось именно то, что случилось? В этом возрасте подростки активно участвуют в дискуссиях, и не стоит ограничивать их вопросы. Напротив, даже самые трудные темы необходимо проговаривать и обсуждать: надо ли было сдать город, чтобы сохранить жизни жителей? Эта дискуссия должна строится на основании точной исторической информации (см. раздел Энциклопедия блокады).


Основные принципы разговора с детьми о блокаде


  1. Избегайте простых ответов на сложные вопросы.

    История ленинградской блокады поднимает множество непростых вопросов о поведении человека в конкретном историческом контексте.


  2. Стремитесь к точности формулировок и избегайте обобщений

    , например, «все немцы – преступники», «все блокадники – герои». Участники блокадной истории были живыми людьми, способные к принятию самостоятельных решений и моральному выбору. И каждый из них совершил свой выбор.


  3. Не романтизируйте и не героизируйте жизнь блокадников и защитников города

    . Оперируйте точными фактами и достоверными источниками.

  4. Помните, что дети не обладают Вашими знаниями и Вашим опытом. Они

    имеют право не знать

    того, что педагогу кажется само собой разумеющимся.


  5. Переводите статистику в конкретные факты и судьбы

    . Абстрактные цифры сброшенных на город бомб скажут ребенку меньше, чем фотографии разрушений и сохранившиеся на городских зданиях следы бомбежек.


  6. Выбирайте такие темы, методы и формы организации разговора о блокаде

    , которые соответствуют возрасту детей, их опыту, конкретному времени и месту. Воздерживайтесь от игровых, симулятивных педагогических действий (в том числе, словесных игр), создающих у детей тривиальное и пошлое представление о блокаде.


  7. Не заставляйте детей испытывать эмоции,


    не навязывайте им чувств, избегайте эмоциональных манипуляций. Помните, что Ваши эмоции принадлежат только Вам.

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети — особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых — горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта — особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда».

Интересные факты

  • В Ленинграде были установлены громкоговорители. На улице или дома по радио люди могли узнать об обстановке в городе. Вещание шло круглосуточно, а когда дикторы молчали, то было слышно звук метронома. Жители города говорили, что этот звук —живое сердца Ленинграда, которое бьётся.
  • На берегу Ладожского озера стоит копия «Полуторки» — машины, которую использовали для перевозки грузов в осаждённый город и эвакуации населения.
  • На Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге стоит стелла — памятник жителям и защитникам Ленинграда. На стелле высечен отрывок из стихотворения Ольги Бергольц:
  • Многие жители блокадного Ленинграда, несмотря на жесточайшие условия, сдавали донорскую кровь. Она предназначалась для раненных солдат Советской армии.
  • Одно из правил блокадного Ленинграда — «не ложиться». По воспоминаниям блокадников из-за дистрофии, цинги и обессилевшего организма те, кто ложился, уже не вставал.
  • Цифры о количестве погибших разные. По данных некоторым историков, в Ленинграде погибли 632 тысячи человек. Из этого числа только 3% были убиты при артобстреле и бомбёжке, остальные умерли от голода.
  • Самым известным воспоминанием о блокадном Ленинграде стал дневник Тани Савичевой. В нём всего 6 предложений: «Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942 г. Савичевы умерли все. Умерли. Все. Осталась одна Таня». Таня Савичева тоже умерла. От дистрофии и туберкулёза, но уже в больнице после того, как она была эвакуирована.

Читайте подробнее про Операцию «Барбаросса». Узнайте также про Сталинградскую битву.

Не подготовились

Вопрос обеспечения едой стал во время блокады самым актуальным. Одной из причин такого страшного голода специалисты по военной истории называют промедление решением о завозе продуктов, которое было принято чересчур поздно.

Это произошло из-за привычки замалчивать и искажать факты, чтобы не «сеять упаднические настроения» среди жителей и военных. Если бы о стремительном наступлении Германии все детали были известны высшему командованию раньше, возможно, жертвы были мы намного меньшими.

Уже в первые дни блокады в городе четко работала военная цензура. Жаловаться в письмах родным и близким на трудности не разрешалось – такие послания просто не доходили до адресатов. Но часть таких писем сохранилась. Как и дневники, которые вели некоторые ленинградцы, куда они записывали все, что происходило в городе в блокадные месяцы. Именно они стали источником сведений о том, что происходило в городе перед началом блокады, а также в первые дни после того, как гитлеровские войска заключили город в кольцо.

Начало блокады

8 сентября началась блокада. Все это время руководителем Ленинграда оставался Андрей Жданов. В город быстро прибыл первый заместитель наркома внутренних дел Всеволод Меркулов, командующий осуществлением плана «Д». Ленинград заминировали, и, если бы немцы прорвали оборону, его начали бы подрывать по частям. Постепенно идея немцев о взятии города изменилась. Советская военная тактика была тактикой «выжженной земли», когда страданию мирного населения не придавалось большого значения. И Гитлер, конечно, это знал. Было понятно, что Ленинград будет сопротивляться, и фюрер решает не брать город, а окружить его. Тогда все население умрет от голода, холода и периодических обстрелов. А если люди попытаются прорвать линию фронта и сдаться, следует стрелять. Верующий католик фон Лееб пишет, что стрельба по мирному населению понизит моральный уровень солдат вермахта, поэтому нужно использовать эсэсовцев, которые для этого и созданы. Таким образом,

Существует легенда о непобедимости маршала Жукова. Командующим Ленинградским фронтом вместо Ворошилова его действительно назначили уже в критический момент, 11 сентября 1941 года. Но на самом деле никаких больших успехов Жуков здесь не одержал. Именно при нем оставили Петергоф, Павловск и осуществили ряд неудачных десантов — петергофский, шлиссельбургский, два стрельнинских и др. После чего Жуков, стабилизировавший фронт, отправился под Москву, где одержал знаменитую победу.

Гатчинские депутаты и журналисты обращались в разные инстанции с просьбой присвоить еще живому Колобанову (он умер в 1994 году) звание Героя СССР, но никому это так и не удалось. В Гатчине остался лишь маленький памятник на месте боя, в Белоруссии есть орден Колобанова, но у нас ничего этого нет. А ведь именно благодаря тому, что в 1944 году у нас появилось много таких Колобановых, мы стали наступать быстрее, чем немцы в начале войны.

Почему так долго длилась блокада Ленинграда

На подступах к Ленинграду фашистская армия пыталась занять Пулковские высоты. Эти холмы расположены к югу от Ленинграда и должны были стать точкой для обстрела из артиллерии всего города с целью его полного уничтожения. Но яростное сопротивление советской армии не позволило фашистам занять эту выгодную точку.

Героические действия советской обороны под Ленинградом (в Южном Приладожье) лишили фашистские войска значительной части боеприпасов, танков и солдат. Им пришлось срочно укреплять другие фронта. Часть войск из-под Ленинграда была перекинута на другие позиции. Дальнейшее наступление на город было прекращено.

Фашистские войска сфокусировались на фронтах южнее Ленинграда, а сам город был окружён и каждодневно подвергался мощнейшим артиллерийским обстрелам и бомбежке.

По плану Гитлера, следовало уничтожить город и всех его жителей. Это должно было лишить советскую армию военных заводов и подорвать геройский дух.

Несмотря на отсутствие электричества, нехватку продовольствия, жесточайший голод и холод, город продолжал функционировать и сопротивляться захватчикам. Заводы работали, люди устанавливали баррикады и препятствия для танков.

Осаждённый Ленинград героически продолжал производить боеприпасы для советской армии, ремонтировал технику и оружие для солдат.

Были сформированы народные ополчения — то есть группы жителей города. Они сооружали огневые точки для ответного обстрела, укрепляли оборону.

Работали и театры: без электричества, в мороз, иной раз при бомбёжках. В блокадном Ленинграде был снят легендарный фильм режиссёра Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка» о судьбах двух детей 7 и 5 лет (уже после прорыва блокады некоторые сцены снимались в центре города). В осаждённом городе жила и творила поэтесса Ольга Бергольц.

Наперекор планам фашистов, город не только не умер, он — жил. Жил и яростно сопротивлялся.

Причины блокады Ленинграда и её последствия

Причинами установления блокады Ленинграда стали захватнические планы гитлеровской Германии. Не сумев взять город, руководство Третьего Рейха решило разрушить его блокадой, постоянными обстрелами и бомбёжками – уничтожить вместе с гражданским населением. Эти действия нацистской Германии во всех странах признаны чудовищным военным преступлением. Его жертвами стали, по разным оценкам, от 600 тыс. до 1 млн мирных жителей.

Жители Ленинграда после блокады

Для обеспечения блокады Ленинграда было стянуто огромное количество немецких войск. Однако, несмотря на все усилия, город остался непобеждённым и не был стёрт с лица Земли, как планировали нацисты.

Освобождение Ленинграда об блокады

Блокада Ленинграда стала беспримерным примером стойкости, мужества, самопожертвования. В канун 20-летия Победы Северная столица СССР получила почётное звание «Города-героя». День полного снятия блокады Ленинграда с 1995 года входит в список Дней воинской славы России.

Можно ли было избежать голода?

Вопрос о том, возможно ли было не допустить ужасающего голода во время блокады в Ленинграде, до сих пор задается историками и самими блокадниками, еще оставшимися в живых.

Есть версия, что руководство страны даже не могло предположить столь длительной осады. К началу осени 1941-го в городе с едой все было, как и везде в стране: были введены карточки, но нормы были достаточно большими, для некоторых людей этого было даже слишком много.

В городе работала пищевая промышленность, и ее продукция вывозилась в другие регионы, мука и зерно – в том числе. Но существенных запасов продовольствия в самом Ленинграде не было. В воспоминаниях будущего академика Дмитрия Лихачева можно найти строки о том, что никакие запасы не делались. По каким-то причинам советские власти не последовали примеру Лондона, где пищей запасались активно. По сути, СССР заранее готовился к тому, что город будет сдан фашистским войскам. Вывозить продукты перестали только в конце августа, после того, как германские части перекрыли железнодорожное сообщение.

Жители города в августе сами начали запасаться продуктами, предчувствуя голод. У магазинов выстраивались очереди. Но запастись удалось немногим: те жалкие крохи, что получилось приобрести и спрятать, очень быстро были съедены потом, в блокадную осень и зиму.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже «Ленинградской». Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Символ дня снятия блокады

После просмотра выставки, прочувствовав военную атмосферу, можно сделать детскую поделку блокада Ленинграда в технике аппликация. Такое изделие можно сделать с детьми-дошкольниками, дети же младшего школьного возраста смогут сделать ее своими силами.

Для нее понадобятся:

  • Лист картона.
  • Плотная бумага.
  • Клей.
  • Простой карандаш.
  • Фломастеры.
  • Ножницы.

Ход работы:

Из бумаги вырезать два прямоугольника 10 на 2см, один прямоугольник 7 на 2см и пять квадратов 8 на 8 см. Вырезать из квадратов фигурки-лепестки.

Из узких прямоугольников сделать стебель и лист, собрать все части вместе. На лепестках сделать надпись «Пусть всегда будет солнце», и на одном из пустых изобразить лицо ребенка с улыбкой.

Далее можно сходить к любому мемориальному комплексу, связанному с этими событиями, либо с войной в целом. Также можно рассказать ребенку о предке, ушедшем на фронт или трудящимся в тылу.

Полученную поделку можно оставить у монумента, чтобы почтить память блокадных детей Ленинграда.

Таким образом, создание небольшой аппликации или поделки может стать существенным событием в жизни ребенка

Знание своей истории является важной частью в жизни каждого человека и играет огромную роль в его развитии. Для этого не нужно приобретать какие-то дорогостоящие материалы

Кратко об основных событиях до блокады

В соответствии с планом «Барбаросса» Гитлер намеревался провести молниеносную войну (блицкриг).

Армия Гитлера начала наступление на Северном направлении 10 июля 1941 года. Период этих военных действий называют Ленинградской битвой. Сюда входят все битвы в окрестностях Ленинграда, которые проходили с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года.

Группа войск «Север», которой командовал генерал-фельдмаршал Вильгельм фон Лееб, должна была атаковать с востока и юго-востока.

Финская карельская и Юго-восточная армии должны были создать фронт на Карельском перешейке, к северу от Ленинграда, а также продвигаться к Петрозаводску (между Ладожским и Онежским озёрами). На подходе к Ленинграду они должны были объединиться с гитлеровской армией.

Со стороны Красной армии участие в Ленинградской битве принимали:

  • Северный фронт (позже разделённый на Ка­рель­ский и Ле­нин­град­ский фронты),
  • Се­ве­ро-За­пад­ный фронт,
  • Волховский фронт,
  • Балтийский флот,
  • военные флотилии на Чудском, Онежском и Ладожском озёрах.

10 июля началось одновременное наступление вражеских войск.

Красная армия вступила в бой с финскими войсками на Карельском перешейке 31 июля 1941 года. Но к 1 сентября врага на этом направлении удалось остановить. У Петрозаводска фашистская армия дошла до реки Свирь, где была остановлена советскими войсками.

В августе войска воевали уже на ближних подступах к Ленинграду. 16 августа был захвачен Кингисепп (115 км по прямой от Ленинграда).

30 августа 1941 года фашистские войска взяли под контроль железную дорогу, которая шла из Ленинграда в Москву.

8 сентября 1941 года враг захватил город Шлиссельбург (к востоку от Ленинграда). Таким образом, проход к Ленинграду по суше был полностью под контролем врага. Началась блокада Ленинграда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: