Игровые технологии в детском саду

Методы диагностики задержки в развитии

Развитие речи не всегда движется по запланированному сценарию. Все чаще можно наблюдать её отсутствие или явные нарушения в звукопроизношении и грамматическом строе. Для полной диагностики речевого развития родителям следует обратиться за консультацией к учителю-логопеду. Специалист проанализирует уровень сформированности речевых компонентов: звукопроизношение, словарный запас, грамматику, связность речи.

Во время обследования логопед предложит малышу поиграть в игрушки: пирамидку, вкладыши, Матрешку. В ходе процесса специалист сможет выявить отклонения, которые проявляются по-разному. Нарушения звукопроизношения воспринимаются на слух, так же, как и недоразвитие лексико-грамматики.

К сведению! Часто можно наблюдать картину отсутствия речи в данном возрасте.

Диагностика и консультирование у логопеда

Общие понятия, разнообразие

Игровые технологии включают в себя совокупность игровых методов и приемов, с помощью которых решаются поставленные педагогические цели и задачи.

Игровые методы — это способы обучения и воспитания детей через игровую деятельность.

Игровые приемы — конкретные варианты использования тех или иных игровых методов. Приемы направлены на решение более узких образовательных задач.

Существует большое разнообразие игр для детей дошкольного возраста.

Наиболее распространенные виды детских игр:

  1. С предметами.
  2. Сюжетные.
  3. Настольные.
  4. Подвижные.
  5. Словесные.

Игры с предметами — представляют собой различные манипуляции с вещами.  Особенного актуальны для детей раннего возраста.

В качестве предметов могут использоваться:

  • разнообразные игрушки;
  • спортивный инвентарь — мячи, скакалки, обручи;
  • вещи из разных искусственных материалов — из ткани, бумаги, резины, пластмассы;
  • муляжи и макеты;
  • природные материалы — береста, шишки, трава, листья.

Используются для:

  • развития тактильных ощущений, наблюдательности и памяти;
  • изучения свойств вещей;
  • приобретения навыков группировки предметов;
  • пополнения словарного запаса;
  • обучения функциональному использованию вещей.

Пример

Игра «Угадай, что изменилось?» является одной из самых эффективных для отработки навыков определения пространственного расположения предметов

Развивает активное внимание, наблюдательность, память. Воспитывает усидчивость и терпение

Суть игры заключается в том, что воспитатель прячет один их установленных предметов или меняет вещи местами. Дети пытаются понять, какие произошли изменения.

Сюжетные игры — основаны на разыгрывании детьми различных сюжетов под руководством педагога.

В младших группах ДОУ используются простые формы сюжетных игр: «дочки-матери», «магазин на траве», «строительство замка». По мере взросления детей сюжетные игры усложняются и наполняются новыми смыслами.

Способствуют развитию:

  • речи;
  • коммуникативных и социальных навыков;
  • творческого потенциала;
  • когнитивных процессов;
  • представлений об окружающем мире.

Пример

Игра «Больница» формирует представление о профессии врача, воспитывает доброту и отзывчивость, отрабатывает навыки социальных действий. Для воссоздания реальности используются муляжи медицинских инструментов, белые халаты и шапочки, вата и бинты.

Настольные игры — специально разработанные игры, в основе которых лежит манипуляция с ограниченным количеством предметов, размещенных на столе. Используются для детей разного возраста, начиная с 2-х лет.

Виды:

  • настольно-печатные;
  • домино;
  • лото;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • шашки.

Применяются для:

  • развития зрительного восприятия;
  • закрепления навыков счета;
  • тренировки памяти;
  • формирования пространственных представлений;
  • отработки навыков работы в команде.

Пример

Игра «Как избежать неприятностей?» представляет собой набор печатных карточек с картинками. На них изображены игровые задания, моделирующие разные жизненные ситуации. В ходе их решения дети приобретают навыки безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах.

Подвижные игры — целенаправленная физическая активность детей, осуществляемая в соответствии с установленными игровыми правилами.

Используются для:

  • укрепления здоровья;
  • отработки двигательных навыков;
  • формирования ориентировки в пространстве;
  • развития ловкости и внимания;
  • воспитания взаимовыручки.

Примеры:

  1. «Кот и мыши».
  2. «Найди свой домик».
  3. «Ручеек».
  4. «Самолеты».
  5. «Рыбалка».

Словесные игры — виды игровой деятельности, где основным способом взаимодействия между участниками является речь.

Развивают:

  • речевую активность;
  • эрудицию;
  • логику;
  • коммуникативные навыки;
  • ассоциативное мышление.

Пример

1. «Найди лишнее слово».

2. «Продолжи сказку».

3. «Открытый микрофон».

4. «Чем похожи?»

5. «Черный ящик» или «Угадай предмет по описанию».

«Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»

В ежегодной августовской конференции работников образования мы выступили с методической выставкой на тему: «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении». В методическом стенде в модулях мы показали воспитательно-образовательный процесс нашего детского сада по использованию инновационных технологий.

Модуль методической работы в ДОУ

Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий

Методы работы с использованием инновационных технологий

Инновационные подходы воспитательной работы в ДОУ

Цель: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Использование инноваций в образовательном процессе ДОУ

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.

Задачи:внедрение инновационных технологий для повышения профессиональной культуры педагогов;

создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса;

выработка стремлений у педагогов к рационализации и эффективной организации инновационных технологий в педагогической деятельности.

Этапы реализации:

1. Анализ и сбор информации о нововведениях.

2. Выбор и реализация новшеств.

3. Обобщение опыта и диагностика внедряемой инновации.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Цель: формировать у дошкольников представление о значимости физического и психического здоровья человека; воспитывать умение беречь и укреплять своё здоровье

Задачи: воспитывать у дошкольников культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

развивать психические и физические качества и проводить профилактические мероприятия, способствующие укреплению здоровья дошкольников;

обучать дошкольников пониманию смысла здорового образа жизни и её ценности и ценности жизни других людей.

Игровые инновационные технологии

Цель: повысить значимость организации игр в воспитательно — образовательном процессе ДОУ.

Задачи: воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ

Цель: создать и совершенствовать предметно – развивающую среду в ДОУ.

Задачи:воспитывать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;

способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Цель: становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи: воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно — исследовательскую деятельность;

развивать творческую активность познавательных процессов;

учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

Игровые технологии в обучении

Большинство современных технологий обучения помогает усваивать, закреплять, совершенствовать знания. Из огромного количества технологий привлекают игровые, которые способствуют повышению эффективности урока и поддержанию интереса у детей.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Это объясняется тем, что в игре проявляется особенно полно, а порой неожиданно способности любого человека. Игра предстает удачной психолого-педагогической моделью общей ситуации развития реальной личности в реальных условиях, формирования индивидуальной и коллективно-групповой субъектности уже не только в игровых, но и в учебных, трудовых, общественно-полезных типах деятельности и пространствах социальной коммуникации.

На нынешнем этапе в современном образовании возникло такое понятие, как «игровые технологии». Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

По мнению М. Новика в современной педагогике возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения младших школьников относятся игровые технологии.

Игровые технологии в обучении являются составной частью педагогических технологий.

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В современной педагогике для интенсификации учебного процесса игровые технологии используются:

  1. в качестве самостоятельного метода для усвоения определенной темы,
  2. как элементы какого-то другого метода,
  3. в качестве целого урока или его части: введение, объяснение, закрепление, контроля,
  4. как организация внеклассной работы.

В условиях ДОУ к игровым технологиям применяются следующие требования:

  1. игра должна стимулировать мотивацию учения;
  2. игра должна быть подготовлена с точки зрения как содержания так и формы;
  3. игра должна быть принята всей группой;
  4. игра непременно должна проходить в непринужденной, доброжелательной атмосфере, вызывать чувство удовлетворенности, радости;
  5. активность всех участников игры;
  6. в процессе игры более сильные помогают слабым;
  7. в ходе игры преподаватель не исправляет ошибки, а лишь незаметно их записывает;
  8. преподаватель должен сам верить в эффективность игры;
  9. безоценочное принятие друг друга в игре;
  10. соблюдение принципа: здесь и сейчас.

Игровая технология в современном ДОУ строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

Таким образом, игра обучает, развивает и воспитывает. Она способствует развитию мышления детей, помогает использовать полученные знания на практике. Использование игровых технологий в условиях ДОУ является процессом формирования коммуникативных навыков. А коллективная работа помогает развивать сотрудничество и взаимопомощь.

Квесты в формировании инициативы дошкольников

Для поддержки инициативы у старших дошкольников – это разработка и организация квестов образовательного характера. Образовательные квесты проводятся в детском саду. Используются для этого помещения группы, музыкальные комнаты и другие подходящие помещения.

Чтобы создать маршрут квеста, нужно выбрать один из следующих вариантов:

  • создать маршрутный лист (не него вписывают все точки и места, где они находятся. Также здесь заносятся загадки или ребусы, которые нужно разгадать, чтобы понять место следующей точки);
  • схематические карты, изображающие маршрут;
  • участники могут получать информацию о том, куда им идти уже после выполнения задания на одной из остановок.

Часто организуются образовательные квесты линейного типа, в которых игроки идут в соответствии с указанным маршрутом от одной точки к другой до тех пор, пока не окажутся на конечной станции.

Квест всегда начинается в помещении группы. Дошкольники получают конкретную цель.

Например, детям говорят о том, что пришло сообщение от генерала В.И. Темного, которое содержит информацию о том, что он потерял очень важную вещь. Естественно, дети должны ее найти.

Затем педагог дает детям инструкцию к выполнению первого задания. Так начинается игровой процесс. Обычно первые задания несут интеллектуальную направленность. Дети разгадывают головоломки, складывают пазлы, режут картинки и т.п. Решая интеллектуальные задания, дошкольники развивают нестандартное мышление.

Затем ребята, сложив пазлы, получают фотографию, изображающую место, куда нужно двигаться дальше. Проходя квест, дошкольники выполняют различные задания.

Например, они участвуют в спортивных эстафетах. За участие они получают поощрительные подарки. Это могут быть значки и жетоны. Выполняя физические упражнения, дети стараются найти наиболее оптимальное решение задачи.

Оказавшись в музыкальном классе, дошкольники выполняют задание с музыкальным сопровождением.

Когда квест заканчивается, все задачи оказываются решенными. Дошкольники собирают множество подсказок, которые помогут им решить последнее задание.

Последующие задания необходимо постепенно усложнять, чтобы у детей возникала необходимость поиска решений самостоятельно. В таком случае дети начинают проявлять инициативу, высказывая свои предположения к выполнению заданий.

Использование квест-игр в образовании

Наиболее популярными сегодня являются квест-игры.

Квест – это слово, которое было заимствовано из английского языка. Оно означает то, что человек ищет что-либо. Например, это может быть предмет или какое-то приключение. Иногда квест переводится как рыцарский долг. Согласно мифологии и английской литературе изначально под понятием «квест» выражался один из методов построения сюжета.

Например, это могло быть путешествие героя произведения, которое сопровождалось различными трудностями, которые нужно было преодолевать.

Во время таких путешествий героям произведений встречались самые разнообразные трудности. По пути они встречали много самых разных персонажей. Одни персонажей оказывались хорошими помощниками. А другие – только мешали. Мотивом для выполнения квеста могла быть личная выгода или что-то еще.

Игры в виде квестов – это достаточно интересный инструмент, позволяющий воспитывать и развивать личность дошкольника. У ребенка формируется инициатива, как часть творческой личности. Также улучшается физическое здоровье, ребенок приобретает активную познавательную позицию. Это позволяет полностью реализовать требования Федерального стандарта дошкольного образования.

Квесты – это современные креативные игры, который обладают зажигательным характером. Дошкольники с удовольствием принимают в них участие.

Если рассматривать квест, как технологию игр, то обычно это своего рода путешествия, которые доступны детям дошкольного возраста.

Содержимое документа:

Слайд 1« Игровые технологии в ДОУ» Слайд 2«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель Слайд 3Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни

Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Слайд 4Игра — ведущий вид деятельности ребенка

В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Слайд 5Игре присущи черты: • Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности. • Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения. Функции игры: 1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка) 2. Коммуникативная 3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) 4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей) 5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития) Слайд 6Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса : 1 группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю. 2 группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание. В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: 1. Имитационные (подражательные) 2. Подвижные (игры с правилами) Слайд 7В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы: I. Творческие игры: 1. режиссерские, 2. сюжетно-ролевые, 3. театрализованные, 4. игры со строительным материалом II. Игры с правилами: 1. Подвижные игры: — по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности) — по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.) — по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.) 2. Дидактические игры: — по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.) — по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные) В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосёловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой . Слайд 8Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности: • младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ; • средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра; • старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация) Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе. Слайд 9Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личност

Нормы развития речи в возрасте 2-3 лет

В возрасте от 0 до 3 лет происходит становление речи. В норме это происходит в несколько этапов, и родителям следует разобраться в них. В период от 0 до 1 года у ребенка активизируются в речи звукоподражания и лепет. К году появляются первые слова, их должно быть от 10 до 25 и более. Малыш понимает обращенную речь, выполняет простые указания, знает названия предметов окружающего пространства. К двум годам активно развивается связная речь. Слова складываются в предложение. На третьем году жизни малыш начинает интересоваться окружающим миром, и его словарный запас активно пополняется. Фразы становятся развернутыми и грамматически правильно оформленными, проявляется словотворчество.

Занятие по речевому развитию в ДОУ

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.

Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.

Суть ТРИЗ

Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников

Функционал метода обучения

В обществе принято выделять несколько основных функций, происходящих от применения игровых технологий. Их называют основными миссиями:

  • Развлекательная. Нацелена пробуждать интерес к процессу, развлекать и вдохновлять.
  • Коммуникативная. Это отличное поле для отработки базовых навыков. Целью задания является разговор, приводящий к общей цели.
  • Игротератевтическая. Проецирование трудностей разных сфер в заданную ситуацию.
  • Распознавательная. Зацикленность на самоизучении в ходе игровой деятельности.
  • Корректировочная. Игроки в процессе стараются найти возможные варианты развития событий, вводят положительные изменения в ситуацию.
  • Межнационального общения. В основу положены социально-культурные ценности человечества.
  • Социализация. Хорошим примером является общежитие. Участников игры помещают в условия, где им не избежать объективных взаимоотношений.

Определение 2

Обычно игровые технологии в педагогике – действие, состоящее из нескольких основных этапов. Это планирование целей, составление планов, за которым следует выполнение поставленной задачи. При правильном продвижении работы, обязательным пунктом будет разбор и анализирование всего процесса.

Вся деятельность приобретает смысл, когда заданные условия наиболее приближены к реальной жизни. У человека должно быть право выбора, свобода действий и определенная ответственность. Именно при соблюдении этих требований происходит полное утверждение человеком самого себя.

Таким образом, игра содержит в себе несколько основных составляющих:

  • Образы.
  • Игровые процессы.
  • Замена настоящих вещей условными.
  • Естественная коммуникация между участниками.
  • Условный сюжет.

Игровые технологии в обучении использовались как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей уже издавна. Это традиционный метод обмена знаниями от старшего поколения к младшему. Как интерактивный, его использовали в народной педагогике. В дошкольных заведениях и внешкольных учреждениях наиболее часто встречаются случаи использования этих методов.

Современная школа развивается, и педагоги отдают большее предпочтение активизации и интенсификации процесса учебы. Игры применяются только в отдельных случаях. Для усвоения темы или раздела книги, как самостоятельная технология, и как часть большого процесса. Иногда применяется в качестве закрепления материала на финальном обобщающем уроке.

Наиболее популярным является применение технологии, как одного из методов внеклассной работы. Игровая тематика развивалась для максимально эффективного воздействия на учеников. Дети, которые погружены в определенные заданные условия, проявляют больший интерес к процессу обучения и конкретной теме.

Проблемные ситуации во время игры

Очень важно при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры. Согласно Н.В

Ивановой, нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями

Согласно Н.В. Ивановой, нужно создать такую проблемную ситуацию в игре, чтобы дети встали перед интересной им задачей и пожелали решить ее самостоятельно. Всегда при достижении той или иной цели дошкольники сталкиваются с трудными ситуациями.

Если эти затруднения находятся в зоне ближайшего развития, дошкольники способны их решить самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослого.

Чтобы научиться преодолевать такие трудные моменты, дошкольник должен обладать хорошо развитой познавательной активностью. Если дети не способны проявить инициативность в этом вопросе, то они не научатся находить решения проблемных ситуаций. В таком случае педагог будет вынужден облегчать поставленные задачи и находить выход из возникших ситуаций вместе с детьми.

Чтобы создать проблемную ситуацию, воспитатель изменяет игровой материал и усложняет его. Также ситуация может быть обозначена словесно во время общения с дошкольниками. Воспитатель старается вызвать у ребят эмоциональную вовлеченность, желание самостоятельно найти решение проблемы.

Но бывают случаи, которые описывает А.Б. Теплова. Педагоги не осознают, насколько просты и естественны те проблемные ситуации, которые они предлагают для решения детям. Поэтому они считают, что дети уже научились мыслить самостоятельно

Важно все время анализировать игровые ситуации, и обращать внимание на применение этого подхода на всех возрастных этапах развития личности

Нужно учитывать, что разные проблемные ситуации оказывают разное влияние на инициативу дошкольников.

Некоторые ситуации побуждают детей применять в игре новые знания о мироустройстве. Другие ситуации побуждают решать возникающие задачи более трудными методами. Также бывают проблемные ситуации, которые помогают развивать способность к целеполаганию и планированию для достижения поставленных целей. Еще один вид проблемных ситуаций – это те, что формируют самостоятельность в подготовке и трансформации игровых условий.

Таким образом, необходимо постоянно усложнять проблемные ситуации. В этом случае игра не перестает быть интересной, и дети с радостью принимают в ней участие

Важно следить за тем, чтобы проблемные ситуации были достаточно сложными и интересными, чтобы дети были побуждены максимально проявить свою инициативность и самостоятельность

Согласно П.В

Смирновой, важно создать такую проблемную ситуацию, которая бы ставила перед детьми интересные для них игровые задачи, такие, какие они способны решить самостоятельно

Основы развития связной речи дошкольников

Речь — это признак развития высших отделов психики человека. То, что отличает людей от животных. В педагогической практике под связной речью понимается развернутое высказывание, наполненное смыслом, благодаря которому между двумя личностями возникает взаимопонимание.

По определению С.Л.Рубинштейна «связность речи — это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

То есть связная речь характеризуется:

  • логичностью (последовательностью);
  • ясностью (понятностью);
  • содержательностью (смыслом);
  • точностью (правдивостью, отражением действительности);
  • правильностью построения (с точки зрения русского языка);
  • лингвистическим многообразием.

Развитие связной речи является одной из важнейших задач воспитания дошкольников, поскольку это напрямую влияет на всестороннее развитие личности и в дальнейшем — на обучение в школе

Именно поэтому развитию связной речи у детей дошкольного возраста в детском саду уделяется особое внимание. Проведите среди педагогов ДОУ педагогический совет на тему «Развитие связной речи дошкольников через игру», чтобы увеличить значимость и эффективность данного процесса у педагогического коллектива

(электронный каталог карт для оценки качества речевого развития)

(с примерами игр)

Как провести педсовет «Теоретические основы формирования связной речи в ДОУ»

Цель педсовета: повышение квалификации и успешности педагогов в развитии навыков связной речи у дошкольников.

Для эффективного проведения педсовета нужно осуществить подготовительную работу :

  • провести тематический контроль организации развития связной речи у детей дошкольного возраста в детском саду, выявить эффективность коррекционно-логопедической работы (ответственные – старший воспитатель, учитель-логопед);
  • провести собеседование с докладчиками, которые будут выступать на педсовете (ответственный – старший воспитатель);
  • подготовить варианты опорных схем для развития речевой активности воспитанников (ответственные – воспитатели старших групп);
  • подобрать игровые технологии в ДОУ, направленные на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата (ответственные – воспитатели).

План проведения педсовета:

  1. Актуальность проблемы речевого развития .
  2. Итоги контроля речевого развития воспитанников.
  3. Деловая игра.
  4. Стимулирование речевой активности детей в детском саду.
  5. Формирование предпосылок связной речи у дошкольников
  6. Использование игровых технологий в ДОУ, направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата.
  7. Подведение итогов.

Новые возможности для карьерного роста

За прохождение курса — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: