Цели дидактических игр
Дети, посещающие вторую младшую группу, должны научиться взаимодействовать с числами. Главная цель воспитания с помощью дидактических игр – донесение сложной информации простым способом.
К концу года малыш обязательно должен уметь:
- подбирать парные предметы – одинаковую пару обуви, кубики, вещи, подходящие по форме и размеру;
- классифицировать предметы: одежда, еда, игрушки, книги;
- отличать большое от маленького, горячее от холодного;
- считать количество игрушек – 1,2,3;
- исследовать новые предметы, опознавать их назначение, размер, форму;
- собирать пирамиду, складывать матрешки, закреплять несколько форм друг на друге;
- ориентироваться в пространстве по типу «близко-далеко», «низко-высоко»;
- усвоить простейший принцип чередования предметов.
Дидактические игры в саду
Важно! Во второй младшей группе, согласно требованиям ФГОС, математика выделяется как отдельный предмет. Главные задачи – изучить такие понятия, как величина, форма, количество и научиться ориентироваться в пространстве, осознавать перемену времени с вечера до ночи
Таблица: примеры конспектов НОД по математике для детей 2–3 лет
Автор и тема занятия Ход занятия Евдокимова И.С.«Неожиданный гость» Педагог рассказывает малышам историю про мышонка Пика, который любил петь и не любил учиться. Поэтому он ничего не знал. Раздаётся стук в дверь — появляется мышонок Пик: воспитатель подносит игрушку к каждому ребёнку, называет его имя. Малыш должен в ответ назвать своё.Мышонок хочет построить себе дом из жёлтых кирпичиков, но не может отобрать их из строительного материала (Пик берёт кирпичик другого цвета). Педагог предлагает помочь герою — каждый ребёнок берёт по жёлтому кирпичику. Воспитатель при этом спрашивает название детали, её цвет и количество (одна). Педагог хвалит детей.Мышонок принёс детям игру — коробку с бусинами. Малыши называют их цвет и форму (синие и круглые). Каждому ребёнку предлагается взять по одной бусинке и покатать её пальцами.Воспитатель благодарит Пика за интересную игру и просит малышей научить его танцевать. Звучит музыка и дети танцуют. Цитируется по:http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-jaselnoi-grupe-obrazovatelnaja-situacija-neozhidanyi-gost.html «Высокий — низкий» Воспитатель предлагает малышам погладить игрушечного зайчика, который находится на верхней полке шкафа. Дети пытаются дотянуться до него, но безуспешно. Педагог спрашивает ребят, почему они не могут этого сделать, добиваясь ответа «высоко».Затем предлагается погладить белочку, которая расположена чуть ниже. Ребятам удаётся это сделать. А медвежонок сидит на нижней полке — и дошкольникам очень удобно гладить его по мохнатой спинке. Воспитатель добивается от детей утверждения, что игрушка расположена низко.Оказывается, медвежонок принёс детям столбики, чтобы обозначить, какая из игрушек расположена низко, а какая высоко. Малыши вместе с педагогом расставляют столбики по высоте. Затем то же самое повторяется с пирамидками разной высоты.Зайчик приносит малышам волшебный альбом с изображением таких же зайчиков. Дети рассматривают его и по просьбе воспитателя находят зверей с длинными и короткими штанишками.Белочка предлагает ребятам поиграть — запустить бумажные самолётики и посмотреть, высоко или низко они будут лететь. Шарудилова О. Ю.«Один — много» Педагог предлагает ребятам отправиться на импровизированном поезде в путешествие. Дети, держась друг за друга, делают круг по ковру и попадают в сад цветов. На ковре разложены красные жёлтые и синие цветочки. Оказывается, они любят танцевать. Проводится игра: под музыку малыши танцуют вместе с цветами, а когда она заканчивается, опускают их на «землю». По ходу игры педагог спрашивает у детей цвет их цветочков.В сад прилетели бабочки также с красными, синими и жёлтыми крыльями
Дети берут и помогают каждой сесть на цветок такого же цвета.Воспитатель обращает внимание ребят на то, что бабочки не одинаковы — есть большие и маленькие. Затем педагог говорит, что подул ветер и просит малышей спрятать бабочек в коробку. Обращается внимание на их количество (каждый ребёнок принёс одну бабочку, а вместе их много)
Затем малышам предлагается принести сначала красные цветы, затем синие и в конце жёлтые.Дети снова образуют поезд и едут обратно в детский сад, чтобы всем рассказать, что они увидели на лесной полянке. Цитируется по:http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-pervoi-mladshei-grupe-odin-mnogo.html
Обращается внимание на их количество (каждый ребёнок принёс одну бабочку, а вместе их много). Затем малышам предлагается принести сначала красные цветы, затем синие и в конце жёлтые.Дети снова образуют поезд и едут обратно в детский сад, чтобы всем рассказать, что они увидели на лесной полянке
Цитируется по:http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-pervoi-mladshei-grupe-odin-mnogo.html
Подготовительный просмотр:
«План персональной работы с детками 2-ой младшей группы»
На январь 2021года
Отношение к труду.
- Д/ игра «Помоги накормить куклу» — учить именовать посуду, продукты питания.
- Д/ игра «Помощники» — учить определять предметы для различных профессий.
- Д/ игра «Покажи картинку» учить определять, что делают взрослые.
- Д/ игра «оденем куклу» — самообслуживание и помощь другим.
- Д/ игра «Инструмент для работы» — учить узнавать предметы для работы.
- Д/ упражнение «Поручение» — учить помогать взрослым, друзьям.
- Д/ упражнение «Где живет мусор?» — учить соблюдать порядок, чистоту.
- Д/ игра «Чудесный мешочек» — учить определять геометрические фигуры.
- Д/ игра « Гости» — учить определять много и один»
- Д/ игра «Помоги мишке» — найти высоко – низковато, обширно – узко.
- Д/ игра «Дорожки» — один, много, счет до 3-х.
- Д/ игра «Собери пирамидку» — закрепление цвета и размера.
- Д/ игра «Нанизывание огромных и малеханьких колец» — величина и счет.
- Д/ игра « Постройка башенки из кубиков» — размер, цвет.
- Пальчиковые игры.
- Игры с геометрическими фигурами – «Собери узор, хоть какой предмет – елочку и т.д.
- Д/ игра «Урожай» — счет до 3-х.
- Д/ игра «Лети шарик» — ввысь, вниз, на, под.
- Д/ игра «Цветные палочки» — цвета, размещение на листе.
- Д/ игра «Воздушные шарики» — цвета, формы.
- Д/ игра «Собери картинку» — цвета, формы, размещение.
- Мозаики,шнуровки, трафареты, раскраски, мелки – развитие маленькой моторики
- Д/ упражнения «Дорисуй, добавь, доклей», « подбери» — навык верно держать кисточку, карандаш.
- Д/ упражнения «Что лишнее» — развитие внимания.
- Д/ игра «Какого цвета машина, кукла» — цвет, части деталей, тела.
- Д/ игра « Какой» — отличать и именовать цвета
- Д/ упражнения «Рисование в воздухе» — развитие кисти рук.
- Пальчиковая гимнастика, с предметами.
- Эвелина
- Саша
- Ульяна
- Аня
- Ксения
- Анита
Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить припас понимаемых слов.
Д/ игра «Покажи картинку» — отличать детали, закреплять правильное произношение.
Д/ игра « Повтори потешку, стихотворение» — договаривать слова, фразы, запоминать.
Д/ игра «Водичка» — опыт с предметами и закрепление заучивание потешек.
Д/ игра « Повтори» — учить создавать звуки животных.
Д/ упражнение «Угадай, что звучит» — упражнение звукопроизношение.
Д/ упражнение «Выставка игрушек» — сформировывать активный словарь, повторять за взрослым.
Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» — упражнение звукопроизношением.
Д/ игра « Отгадай и назови» — предназначение предметов, активизировать слова.
Д/ игра «Узнай по голосу» — звукопроизношение, подражание.
Картотека (младшая группа) на тему: Персональная работа с детками 2-ой младшей группы «Декабрь».
2-ая младшая группа.
Персональная работа в режимных моментах.
Развитие речи, простые математические представления, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.
Специфика использования дидактических игр в ясельном возрасте
Как показывает практика, в раннем дошкольном возрасте дети с интересом воспринимают лишь задания, в которых используются реальные предметы и конкретные действия. Задания, которые совершаются в знакомой обстановке и ситуации (например, спрятать носовой платочек за спину, показать большой кубик в коробке) обычно не вызывают у ребят трудностей. Поэтому первоначально нужно использовать при работе с малышами именно такие игры, а только затем уже переходить к картинкам.
Кроме того, при использовании игровых пособий необходимо учитывать индивидуальный подход — определять, какой объём и содержание материала доступно каждому конкретному ребёнку. Ведь в ясельном возрасте развитие малышей очень отличается в силу их психосоматического здоровья (часто болеющие дети), характера (чрезмерно застенчивые), особенностей семейного воспитания (с некоторыми с раннего возраста занимаются родители).
Большую роль играет доброжелательная атмосфера, которую воспитатель должен создать на занятии, чтобы ребёнок «раскрылся», захотел поиграть в предложенные игры. На начальном этапе многие дошкольники испытывают естественные трудности, делают ошибки — это не должно останавливать педагога, нужно вести себя мягко и терпеливо.
Формирование математических представлений особо важно, если ребёнок имеет задержку в речевом развитии. Малыш расширит свой словарный запас и усвоит слова и действия, важные для общения с людьми
Математические загадки
Такие загадки пользуются большой популярностью. Они развивают мышление, помогают ребенку слушать вопросы и быстрее находить ответы на них. Некоторые загадки развивают находчивость и креативное мышление.
Как и все инструменты, помогающие воспитателю, загадки должны быть понятным и соответствовать возрастным требованиям и индивидуальным особенностям детей. Блок с загадками не должен занимать слишком много времени и перегружать малышей. При правильном ответе на загадку ребенок испытывает гордость.
Похвала за успех
Пример 1:
Мы рисуем кружки и квадратики;
На занятиях по… (математике).
Пример 2:
Он и шарик, и клубок;
Он и мяч, и колобок (круг).
Пример 3:
Чтобы цифру получить;
Нужно цифры нам… (сложить).
Пример 4:
Чтобы что-нибудь считать;
Нужно эти знаки знать;
Их всего-то 10 штук;
Но сосчитают все вокруг (цифры).
Игры для речевого развития детей 3-4 лет
Игры для речевого развития направлены на достижение таких целей:
- научить ребенка пользоваться речью как средством общения;
- увеличение словарного запаса;
- развитие фонематического слуха;
- ознакомление с основами звуковой и интонационной культурой речи;
- развитие речевого творчества;
- ознакомление с образцами детской литературы.
Игра «Громко – тихо»
Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.
Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки).
Перед началом игры педагог проводит с детьми беседу.
— Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.
Дети громко повторяют «Кря-кря!».
— А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.
Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.
После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.
Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.
Игра «Пускание корабликов»
Цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука на одном выдохе и многократного произношения звука на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.
Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.
— Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Ведущий устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).
— Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, и педагог устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски).
— Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук .
— А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки .
Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.
Игра «Светофор»
Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.
Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное.
Далее ведущий показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т.д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.
Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.
Цели дидактических игр
Дети, посещающие вторую младшую группу, должны научиться взаимодействовать с числами. Главная цель воспитания с помощью дидактических игр – донесение сложной информации простым способом.
К концу года малыш обязательно должен уметь:
- подбирать парные предметы – одинаковую пару обуви, кубики, вещи, подходящие по форме и размеру;
- классифицировать предметы: одежда, еда, игрушки, книги;
- отличать большое от маленького, горячее от холодного;
- считать количество игрушек – 1,2,3;
- исследовать новые предметы, опознавать их назначение, размер, форму;
- собирать пирамиду, складывать матрешки, закреплять несколько форм друг на друге;
- ориентироваться в пространстве по типу «близко-далеко», «низко-высоко»;
- усвоить простейший принцип чередования предметов.
Дидактические игры в саду
Важно! Во второй младшей группе, согласно требованиям ФГОС, математика выделяется как отдельный предмет. Главные задачи – изучить такие понятия, как величина, форма, количество и научиться ориентироваться в пространстве, осознавать перемену времени с вечера до ночи
Таблица: примеры конспектов НОД по математике для детей 2–3 лет
Автор и тема занятия
Ход занятия
Евдокимова И.С. «Неожиданный гость»
Педагог рассказывает малышам историю про мышонка Пика, который любил петь и не любил учиться. Поэтому он ничего не знал. Раздаётся стук в дверь — появляется мышонок Пик: воспитатель подносит игрушку к каждому ребёнку, называет его имя. Малыш должен в ответ назвать своё. Мышонок хочет построить себе дом из жёлтых кирпичиков, но не может отобрать их из строительного материала (Пик берёт кирпичик другого цвета). Педагог предлагает помочь герою — каждый ребёнок берёт по жёлтому кирпичику. Воспитатель при этом спрашивает название детали, её цвет и количество (одна). Педагог хвалит детей. Мышонок принёс детям игру — коробку с бусинами. Малыши называют их цвет и форму (синие и круглые). Каждому ребёнку предлагается взять по одной бусинке и покатать её пальцами. Воспитатель благодарит Пика за интересную игру и просит малышей научить его танцевать. Звучит музыка и дети танцуют.
Цитируется по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-jaselnoi-grupe-obrazovatelnaja-situacija-neozhidanyi-gost.html«Высокий — низкий»
Воспитатель предлагает малышам погладить игрушечного зайчика, который находится на верхней полке шкафа. Дети пытаются дотянуться до него, но безуспешно. Педагог спрашивает ребят, почему они не могут этого сделать, добиваясь ответа «высоко». Затем предлагается погладить белочку, которая расположена чуть ниже. Ребятам удаётся это сделать. А медвежонок сидит на нижней полке — и дошкольникам очень удобно гладить его по мохнатой спинке. Воспитатель добивается от детей утверждения, что игрушка расположена низко. Оказывается, медвежонок принёс детям столбики, чтобы обозначить, какая из игрушек расположена низко, а какая высоко. Малыши вместе с педагогом расставляют столбики по высоте. Затем то же самое повторяется с пирамидками разной высоты. Зайчик приносит малышам волшебный альбом с изображением таких же зайчиков. Дети рассматривают его и по просьбе воспитателя находят зверей с длинными и короткими штанишками. Белочка предлагает ребятам поиграть — запустить бумажные самолётики и посмотреть, высоко или низко они будут лететь.
Шарудилова О. Ю. «Один — много»
Педагог предлагает ребятам отправиться на импровизированном поезде в путешествие. Дети, держась друг за друга, делают круг по ковру и попадают в сад цветов. На ковре разложены красные жёлтые и синие цветочки. Оказывается, они любят танцевать. Проводится игра: под музыку малыши танцуют вместе с цветами, а когда она заканчивается, опускают их на «землю». По ходу игры педагог спрашивает у детей цвет их цветочков. В сад прилетели бабочки также с красными, синими и жёлтыми крыльями. Дети берут и помогают каждой сесть на цветок такого же цвета
Воспитатель обращает внимание ребят на то, что бабочки не одинаковы — есть большие и маленькие. Затем педагог говорит, что подул ветер и просит малышей спрятать бабочек в коробку
Обращается внимание на их количество (каждый ребёнок принёс одну бабочку, а вместе их много). Затем малышам предлагается принести сначала красные цветы, затем синие и в конце жёлтые. Дети снова образуют поезд и едут обратно в детский сад, чтобы всем рассказать, что они увидели на лесной полянке.
Цитируется по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-pervoi-mladshei-grupe-odin-mnogo.html
Конспект НОД по математике во второй младшей группе Тема: «Большой — маленький. Один, много, ни одного. Группировка по цвету.»
Организация: МБОУ СШ 70
Населенный пункт: Липецкая область, г. Липецк
Цель:
- Учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию.
- Продолжать учить выделять один предмет из множества, отвечать на вопрос «сколько»? словами один, много, ни одного.
Материалы
- мягкая игрушка Ежик.
- Демонстрационные кубики: большой, маленький для воспитателя и по два кубика — большой ,маленький на каждого ребенка, большая и маленькая коробка.
- Яблоки по количеству детей.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
-Ребята к нам сегодня решил заглянуть лесной зверек. Попробуйте догадаться, кто к нам пришел. У него длинные иголочки, короткие лапки. Он любит фрукты и ягоды.
-Это ежик!!!!!
-Правильно, ребята! Ежик наш, очень любит играть, строить башни: низкие и высокие. Но к сожалению, он совсем не умеет собирать игрушки. А мы с вами уже детки большие, научились играть и убирать игрушки на свои места. Давайте поможем нашему ежику собрать кубики в коробки.
2.Основная часть.
Игра – задание «Разложи кубики по коробкам».
Перед ребенком разложены кубики различной величины, а также приготовлены две коробки — большая и маленькая.
— Ежик принес для каждого из вас кубики и просит вас разложить их по коробкам: большие кубики в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку.
-Посмотрите ребята, какая это какая коробка? (ответы детей-большая).
-А эта коробка какая? (ответы детей-маленькая).
-Ребята посмотрите на свои кубики. Покажите где большой кубик ( дети показывают), а теперь покажите где маленький ( дети показывают).
На столе у воспитателя демонстрационные кубики. Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия речью.
-Посмотрите ребята, большой кубик я положу в большую коробку, а маленький- в маленькую коробку.
(дети раскладывают свои кубики).
.-Вот мы и помогли Ежику : большие кубики сложили в большую коробку, а маленькие в маленькую коробку. Наш Ежик очень доволен, он улыбается:
-Сколько кубиков в коробках? (дети-много)
-А сколько кубиков у вас? (дети-ни одного).
Физкультминутка «Ребятки в лес пришли к ежу»
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Не умел он топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Не умел он прыгать
— Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах)
Только носом двигать
– Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Научили топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Научили прыгать
— Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)
Научили бегать…
Бегают на месте
Игра -задание «Сколько яблок».
На доске выставлены яблоки по количеству детей.
-Наш Ежик такой трудолюбивый. Он тщательно приготовился к зиме. А что любят есть ежики?
-Яблоки.
— Правильно. Сколько на доске яблок? (много).
-Подойдите и возьмите по одному яблоку (дети подходят и берут яблоки).
-Сколько у тебя яблок, Юля? (Максим, Тимур, Кирилл) (одно).
-По сколько яблок вы взяли? (по одному).
-А теперь снова поставьте их на стол. Сколько у тебя яблок, Ксюша? (ни одного).
-А сколько яблок на доске? (много).
-Молодцы ребята!!!!
3.Заключительная часть.
-Ребята пора прощаться с нашим гостем.
Опубликовано: 04.06.2019
Специфика использования дидактических игр в ясельном возрасте
Как показывает практика, в раннем дошкольном возрасте дети с интересом воспринимают лишь задания, в которых используются реальные предметы и конкретные действия. Задания, которые совершаются в знакомой обстановке и ситуации (например, спрятать носовой платочек за спину, показать большой кубик в коробке) обычно не вызывают у ребят трудностей. Поэтому первоначально нужно использовать при работе с малышами именно такие игры, а только затем уже переходить к картинкам.
Кроме того, при использовании игровых пособий необходимо учитывать индивидуальный подход — определять, какой объём и содержание материала доступно каждому конкретному ребёнку. Ведь в ясельном возрасте развитие малышей очень отличается в силу их психосоматического здоровья (часто болеющие дети), характера (чрезмерно застенчивые), особенностей семейного воспитания (с некоторыми с раннего возраста занимаются родители).
Большую роль играет доброжелательная атмосфера, которую воспитатель должен создать на занятии, чтобы ребёнок «раскрылся», захотел поиграть в предложенные игры. На начальном этапе многие дошкольники испытывают естественные трудности, делают ошибки — это не должно останавливать педагога, нужно вести себя мягко и терпеливо.
Формирование математических представлений особо важно, если ребёнок имеет задержку в речевом развитии. Малыш расширит свой словарный запас и усвоит слова и действия, важные для общения с людьми
«Домики для медвежат»
Цель игры:
развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры
. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».
«Домики для медвежат»
Цель игры:
развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».
Ход игры
. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);
Игры-моталочки;
Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);
Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;
Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;
Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)
Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);
Играем с пинцетом;
Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики
Играем с сенсорными коробками;
Играем со стучалкой (с гвоздиками);
Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu
Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;
Пример матрешкиЛабиринт, My-shop, Дочки & сыночки
Собираем пазлы из 4-20 частей;
Пример пазлаOzon, Лабиринт, My-shop
Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;
Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;
Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom
Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;
Подбираем ключики к замочкам;
Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;
Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;
Пример пипетки
Вырезаем ножницами;
Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon
Играем с конструкторами;
Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — .
Конструируем из счетных палочек;
Играем со шнуровкой-планшетиком;
Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop
Играем с кинетическим песком;
Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)
Уже знакомые игры:
Строим дорожки из домино;
Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;
Составляем картинку на кубиках-пазлах;
Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop
Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;
Пример трехслойного и двухслойного пазлов
Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;
Подбираем крышки к баночкам;
Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;
Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom
Играем в магнитную рыбалку;
Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop
Играем в мозаику;
Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop
Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;
Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;
Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда
Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;
Просеиваем крупу через ситечко;
Режем овощи и фрукты;
Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)
Играем в лото;
Собираем грибы / ягоды;
Одеваем кукол, накладывая одежду;
Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)
Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
Чистим вареное яичко;
Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
Примерный конспект занятия по ФЭМП в младшей группе
Тема: «Сказочное путешествие»
Задачи:
- Закрепить знания о понятии один, много;
- Научить различать, где один предмет, а где их много;
- Продолжить изучение геометрических фигур квадрат и круг.
Дидактические материалы:
- Демонстрационный материал: игровой уголок в группе, книжная полка, заранее приготовленный силуэт поезда;
- Раздаточный материал: картонные квадраты и круги красного цвета.
Часть 1.
Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня отправимся в интересное путешествие на поезде, согласны? Вот поезд, но без колес. Посмотрите, из чего можно сделать колеса? Правильно, из кругов. Поехали!
Как гудит поезд? «Ту-ту!» Первая остановка «Книжная». Что мы здесь видим? Да, книги. Сколько их? Много или одна? Есть среди книг маленькие книжечки? Их много? А найди, Катя, самую большую книгу. Молодец. А Петя покажет маленькую книжечку. Умница.
Едем дальше «Чух-чух», приехали на остановку детский сад. Сколько здесь игрушек! Много или мало? Найди, Вася, машинки. А ты, Оля, кукол. Чего больше, кукол или машин?
Часть 2
Молодцы детки, немного устали ехать? Нужно размяться! (физкультминутка).
Часть 3.
Ой, пока мы играли, поезд опять сломался. Чего не хватает? Колес, какие они? Круглые? Какого цвета? Красного. А почему у нас нет окон? Из чего их можно сделать? Из квадратов. Молодцы! А почему колеса не могут быть квадратными? Углы будут мешать ехать, правильно.
Часть 4.
Итоги. Что мы с вами сегодня делали? Путешествовали, правильно. Какой формы колеса, помните? А окна? Что мы видели с вами? Много книг и много игрушек. Молодцы, ребятки.
Не забудем в конце написать самоанализ. Вот, примерно так составляется конспект занятия по ФЭМП. Конечно, более подробные образцы можно в больших количествах найти в Интернете.
Помните, что мы сочетаем групповую и индивидуальную работу с детками. Так мы обеспечим отличное усвоение материала.
Вместо послесловия…
В работе по формированию начальных познаний в математике обязательно нужно использовать разнообразный дидактический материал. Это могут быть палочки и логические блоки Кюзнера, Дьенеша, например. Такие вещи сделают занятия по математике в садике действительно интересными для деток.
Ну, пока это все. Прошу вас подписываться на новости и делиться ссылками на мои статьи с друзьями.
Таблица: примеры конспектов игрового занятия по математике для детей 3–4 лет
Автор и тема НОД
Содержание занятия
Ажбулатова М.А. «Треугольник»
Дошкольники сидят на ковре, а педагог рассказывает им сказку про круг и квадрат, которые однажды вышли погулять. Одновременно детям демонстрируются бумажные фигуры с ручками, ножками, глазками и пр. (у квадрата они квадратные, у круга — круглые), они выделяют их отличительные признаки. Затем фигуры встретили Треугольника, удивились, что он не похож на них (дошкольники обследуют треугольник, выделяя его отличительные признаки). Затем ребята находят черты сходств у фигур. Воспитатель предлагает малышам построить два домика из квадратов и треугольников на магнитной доске. На крыше домиков есть цифры 1 и 2: они обозначают количество жильцов (их роль выполняют кружочки). Вызываются двое детей: они заселяют домики жильцами. Аналогичная работа предлагается на местах (у каждого ребёнка комплект фигур). Проводится физкуль (дети выполняют движения по тексту. В конце занятия воспитатель предлагает детям рассказать гостям сказку: педагог начинает фразу, а дошкольники её заканчивают, опираяся на картинку:
Однажды сильный ветер принёс откуда — то на полянку маленькое семечко, потом полил дождик, землю прогрело солнышко и из семечки вырос красивый …? (Воспитатель показывает цветок, дети хором отвечают). Цветок посмотрел вокруг себя и увидел, что он совсем один и ему стало скучно и грустно. Но тут мимо пролетала …? (Воспитатель показывает бабочку, дети отвечают). Бабочка увидела цветочек и подлетела к нему, они познакомились и начали играть в интересную игру. Бабочка пряталась, а потом неожиданно появлялась то справа, то — слева, то — снизу, то сверху, то — спереди, то — сзади. (Цветок спрашивает, где бабочка, дети отвечают). Они так весело играли и звонко смеялись, что их услышал пчелёнок и подлетел к ним, чтобы тоже с ними поиграть. Оказалось, что у цветочка очень вкусный нектар. Пчелёнок и бабочка стали каждый день прилетать к цветочку, чтобы поиграть и угоститься нектаром. Так у цветочка появились друзья.
Подводится итог занятия, дети делятся впечатлениями.
Белова Т. «В поисках Машеньки» (игровое занятие с использованием блоков Дьенеша)
Воспитатель интересуется у ребят, любят ли они мультфильм «Маша и Медведь». Оказывается, Миша прислал сообщение с просьбой о помощи — волки украли Машу, и он не знает, как её найти. Дети, конечно же, хотят помочь героям. Педагог предлагает отправиться в лес на поезде из стульчиков. На каждом из них приклеена геометрическая фигура, а билетами являются блоки Дьенеша. Чтобы занять место, нужно найти стул с такой же фигурой. Паровоз отправляется в путь
Внимание детей обращается на теремок с плачущим зайчиком. Перед теремком — три обруча с замками (каждый замок — три фигуры, отличающиеся каким-либо признаком, например, два красных треугольника и круг)
Это злая лиса закрыла заячий ломик на замок и убежала. Чтобы открыть замки, нужно в каждой группе отыскать лишнюю фигуру. Дети успешно справляются с заданием, а зайчик в благодарность сообщает, что волки унесли Машу за реку. Нужно построить мост. Для этого можно использовать блоки Дьенеша только синего цвета. Ребята строят мост и попадают к волкам. Оказывается, они хотят, чтобы Маша испекла им торт. Но она не знает, как его украсить. Дошкольникам предлагаются схемы узоров из блоков Дьенеша. Малыши называют составляющие узоры фигуры и приступают к выполнению индивидуального задания. Волки отпускают Машу. Звучит песня из мультфильма, и дети вместе с героиней возвращаются в детский сад на поезде. Цитируется по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-vo-vtoroi-mladshei-grupe-igrovoe-zanjatie-s-blokami-denesha-v-poiskah-mashenki.html
Обучение математическим понятиям в первой и второй младшей группе неразрывно связано с игровым компонентом. Ведь игры — это весёлая и увлекательная альтернатива однотипным заданиям с похожим наглядным материалом. Первые успехи воодушевляют малышей, пробуждая интерес к математике. А этот предмет, в свою очередь, способствует воспитанию детей думающими людьми, умеющими делать выводы, правильно оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.