Задачи и механизм нравственного воспитания дошкольников

Проблемы подросткового возраста

В подростковом возрасте задачами воспитания является преодоление важнейших противоречий между личностью, ее самоутверждением, самореализацией и реальной жизнью. От того, какие качества личности приобретет подросток в процессе воспитания, сможет ли он выйти из сложных для него жизненных ситуаций, каким будет его моральный выбор, поступки, зависит то, кем он станет в конечном итоге, какой личностью он станет для общества. Нравственное воспитание должно быть компонентом любого образовательного процесса, так как школа для ребенка является главной адаптивной средой, которая может определять все его ценностные ориентации

Важно, чтобы все без исключения компоненты воспитательного процесса обязательно были пронизаны нравственным наполнением

Нравственное воспитание крайне важно для становления зрелого и всесторонне развитого человека, высокоморального и развитого члена общества. Начинать его нужно с самых ранних лет, можно сказать с самого рождения, показывая ребенку родительскую ласку, добрые отношения в семье, читая правильные сказки, давая нужное направление для дальнейшего развития во взрослой жизни

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

голоса

Рейтинг статьи

Какие проблемы существуют в нравственном воспитании?

В учреждении детского образования очень важен авторитет учителя, соответственно дома – авторитет родителя. В этом с одной стороны сила нравственного воспитания, с другой большая ответственность человека. Дети разного возраста подсознательно копируют поведение наставника. Пик такого подражания приходится на последние годы в детском саду и первые школьные годы.

Участие в жизни страны – основа патриотического воспитания

Во времена советского периода вся жизнь образовательного учреждения и конкретного ученика выносилась на общественное обсуждение. День начинался с проведение линейки, содержание которой фокусировалось на положительных и отрицательных моментах предыдущего дня и наставлений на следующий день. Сейчас все нюансы, которые относятся к личности ребенка, стараются обсуждать индивидуально. Общественная огласка воспринимается в качестве наказания. Цель современного воспитателя – выставить негативные поступки ребенка на общественное порицание, а призвать разум и совесть детей

К деятельности педагога любого образовательного учреждения стало приковываться пристальное внимание, родители ребенка могут пожаловаться на педагога, если они не согласны с методами его воспитания. С этим фактором связывают снижение активности учителей в плане развития нравственных чувств, любви к Родине, уважения к старшим людям и преподавателям

Не всегда ребенку можно объяснить азы нравственности красивыми литературными фразами, порой приходится приводить нелицеприятные жизненные примеры. Такие беседы могут вызвать негатив и стрессовое состояние ребенка, на что незамедлительно отреагируют родители.

Воспитание духовности – один из аспектов нравственности

Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:

  • формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
  • взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
  • закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,
  • воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
  • умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
  • культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Нравственное воспитание в отношении маленьких детей является максимально эффективным, если взаимодействие между субъектом и объектом ведется на высоко уровне.

Принципы обучения детей дошкольного возраста

Принцип гуманизации и демократизации. Он заключается в ориентации воспитателя на личность каждого ученика и создании условий для полноценного развития детей.

Принцип воспитания образования. В его основе лежит правильная организация учебного процесса. Образование и воспитание — это взаимосвязанные процессы, хотя они имеют разное содержание и методы. Процесс обучения всегда должен быть образовательным, т.е. формировать личность в целом.

Принцип развивающего обучения. При организации обучения педагог должен ориентироваться на «зону непосредственного развития» ребенка. Это означает, что вы должны использовать то, что интересно и актуально для ребенка сейчас, и сосредоточиться на том, что находится в процессе формирования (следуйте «завтра»).

Готовые работы на аналогичную тему

Принцип науки. Педагог должен дать ребенку реалистичные идеи и знания об окружающем мире. Знания, полученные ребенком в дошкольном возрасте, становятся основополагающими для его дальнейшего образования. Таким образом, знания, передаваемые репетитором, не должны противоречить знаниям, передаваемым детям в школе.

Принцип наглядности. Использование в процессе обучения различных наглядных пособий (плакатов, моделей, рисунков и т. д.), Чтобы показать ребенку предмет или занятие в его естественной среде. С помощью визуализации ребенок имеет возможность увидеть предмет, выделить его специфические, характерные свойства и особенности. Принцип наглядности предполагает использование наглядных пособий в разумном количестве с устным сопровождением.

Принцип доступности. Он заключается в организации учебного процесса с учетом способностей ребенка. Чрезвычайно важным при реализации принципа доступности является учет уровня развития познавательной сферы ребенка. Это означает, что принцип доступности направлен на предоставление возможности получения образования каждому ребенку с учетом его возраста и психологических способностей.

Принцип последовательности, последовательности и постепенности. Этот принцип основан на том, что процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы дети получали знания последовательно от более простых (общих) к более сложным. Учебный процесс представляет собой специально разработанную программу с определенной системой учебных материалов. Прогрессивное обучение основано на том, что дети сначала получают знания, которые являются основой для изучения следующего материала.

Принцип связи науки с жизнью. Процесс обучения (усвоение нового учебного материала) будет более плодотворным, если уроки будут организованы с использованием реальных жизненных ситуаций (через игру, работу и т. д.). Организация занятий, связанных с реальными ситуациями, не только положительно влияет на обучение, но и вызывает интерес у детей.

Принцип деятельности и осведомленности. Обучение основано на активности познавательных процессов и психического состояния ребенка. Если ребенок хочет учиться самостоятельно, то процесс обучения намного проще

Вот почему так важно развивать познавательные процессы ребенка, решая познавательные и практические задачи.

Принцип учета индивидуальных особенностей. Он основан на том, что процесс обучения организован с учетом возрастных и психологических особенностей конкретного ребенка, путем взаимодействия учителя с этим ребенком. Реализация принципа индивидуализации обучения заключается в том, что учитель ориентируется не на «среднего» ученика, а на каждого отдельного ученика. Следует учитывать психологические и возрастные условия, чтобы выбрать лучшие методы и приемы обучения, понятные каждому ребенку. Принципы индивидуального обучения включают:

  • индивидуальная работа с каждым учеником,
  • и фронтальная работа со всем классом.

Таким образом, принципы обучения детей дошкольного возраста представляют собой набор инструментов и методов, которые педагог должен использовать для организации учебного процесса. Принципы обучения — это историческая категория, которая не стоит на месте, а развивается и совершенствуется, чтобы соответствовать современным требованиям к обучению дошкольников.

Нравственность в дошкольном возрасте

Ранее мы уже писали о нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Чем меньше возраст, тем больше ребенок открыт для окружающего мира, для информации, которая из этого мира поступает. Маленький ребенок как губка впитывает все, что слышит или видит вокруг. Нравственные качества детей в ДОУ формируются посредством множества форм и методов работы: через труд, игру, творчество, искусство, природу, собственный пример.

Основные цели на этом этапе:

  • формирование основ нравственных чувств, качеств, привычек;
  • привитие гуманного отношения к природе, обществу, окружающим предметам, к каждому человеку отдельно;
  • закладка основ патриотических чувств, умения жить в коллективе, формирование трудолюбия.

При осуществлении воспитания в дошкольных учреждениях для решения поставленных задач важна организация взаимодействия, основанная на доверии, совместной деятельности, формирование у дошкольников положительных реакций на все положительные моменты жизни воспитательного учреждения.

Отмечается, что у дошкольников часто возникает проблема несоответствия между воспитанием семьей и коллективом. Если в учреждении образования ребенку прививают доброту, дружелюбность, а дома культивируется агрессия, то скорее всего ребенок окажется в состоянии противоречия, когда любая ошибка может склонить его на негативную сторону.

Средства воспитания духовности

Духовно-нравственное воспитание проводится при помощи определенных методов, средств. Средства объединяются в несколько групп:

Произведения искусства: литература, музыка, живопись. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации.

Природа. Она дает возможность проявить эмоциональные гуманные чувства. Побуждает желание заботиться от тех, кто слабее их, способствует формированию уверенности. Действие природы многогранно: при правильной организации она станет одним из лучших средств воспитания чувств, норм.

Деятельность: игра, труд, творчество, учение. Каждый вид деятельности обладает своими особенностями и помогает закрепить нормы и правила на практике.

Общение. Этому средству отводится особое место. Общение можно считать видом деятельности. Психологи выделяют его в отдельную категорию. Посредством общения возможно осуществление корректировки представлений о нормах морали, межличностных отношений.

Окружающее пространство, атмосфера и социум. Эти понятия схожи. Пространство, в котором проживает и воспитывается ребенок всегда накладывает свой отпечаток. Когда атмосфера пропитана любовью, доброжелательностью, уважением, то среда становится одним из влиятельных положительных средств. В агрессивной и безнравственной среде формирование высоко духовной личности очень затруднено.

Подбор средств зависит от задачи, возраста, уровня общего, интеллектуального развития.

Методы и средства духовно – нравственного воспитания дошкольников

Методы нравственного воспитания – это своеобразный набор инструментов в руках воспитателя. С помощью методов педагог может эффективно и увлекательно организовать систему нравственного развития и совершенствования маленькой личности, управлять воспитательным процессом. С помощью правильно подобранных методов духовно – нравственного развития воспитателем осуществляется целенаправленное воздействие на дошкольников, организуется и направляется их повседневная жизнедеятельность, обогащается их нравственный и культурный опыт.

Педагоги – методисты выделяют следующие общие методы нравственного воспитания дошкольников:

Методы формирования нравственного поведения ПорученияУпражненияТребованияПоложительные примеры взрослыхВоспитывающие ситуации
Формирование нравственного сознания Этическая беседаПримерПросьбаОбъяснениеВнушение
Методы стимулирования ОдобрениеСоревнованиеПоощрениеНаграждение

По способу выражения и воздействия методы классифицируют на:

  • Наглядный (наблюдение за сказочными героями, рассматривание иллюстраций, репродукций, предметов, проведение экскурсий, и другое),
  • Словесный (беседа, рассказ, чтение сказок, разгадывание загадок, заучивание песенок, поговорок, считалок, разбор ситуаций, проведение конкурсов, утренников и так далее),
  • Практический (изготовление поделок, рисование, разучивание танцев, проведение игр, инсценировок, и так далее).

Стоит заметить, что методы могут использоваться комплексно, с учетом возраста и возможностей дошкольников.

Нравственной тематикой пронизана вся деятельность детского сада. Опытный практикующий воспитатель порой и не задумывается «Сейчас я применю этот метод, а потом следующий». Все его поведение, от встречи ребенка утром, до малейших интонаций речи в течение дня, излучает доброту и дружественность, своим примером взрослый учит детей быть ответственными и великодушными.

Среди средств духовно – нравственного воспитания дошкольников выделяют несколько групп:

  1. Художественно – изобразительные средства. К ним относят книги, занятия по рисованию и прикладному творчеству, музыкальные занятия, просмотр поучительных мультфильмов и сказок. Такие средства положительно влияют на эмоциональную сферу воспитанников, формируют моральные представления.
  2. Обращение к природе, ее проявлениям. Сюда можно отнести и прогулки среди деревьев, в парке, экскурсии к природным объектам, интерес к домашним животным. Все проявления природы, вызывающие восхищение, жалость, желание заботиться воспитывают в ребенке гуманную личность. Но не стоит путать с контактными зоопарками, дельфинариями и цирковыми представлениями, где звери содержатся в неволе, так как дети в раннем дошкольном возрасте еще не способны осознать мучительные судьбы таких животных.
  3. Практические игровые средства. Свободные игры в группе, инсценировки, настольные игры, подвижные игры – это варианты воздействия на психоэмоциональную сферу ребенка. Под руководством педагога в ходе интерактивного общения дети получают опыт межличностного взаимодействия, построенного на уважении друг к другу, берут пример, учатся контактировать, оценивать свои и чужие поступки с позиции морали.  

Духовно-нравственное становление дошкольников: конспекты неп
118,80 руб

Нравственно-экологическое воспитание

Обучение нравственности через общение с природой является максимально органичным и понятным для ребенка. В процессе обучения ребенок постигает новые законы в экологии, переносит их на человеческое общество.

Задача по защите окружающей среды является одной из самых не простых и приоритетных, поэтому существование детских садов с экологической направленностью понятно и очевидно. Ребенок, который прошел в нем обучение не станет охотником, не будет засорять окружающую среду, будет оберегать свое жизненное пространство. Такие люди в будущем спасут все живое от вымирания. На то, чтобы выросло целое поколение образованных людей, понадобится время, поэтому актуальность таких детских центров неуклонно растет.

Общение с природой

Методы и способы нравственного воспитания дошкольников

Как уже было сказано ранее, самый действенный способ воспитания нравственности и духовности, особенно у детей старшего дошкольного возраста, — это личный пример. Кроме того, существуют и другие методы нравственного воспитания дошкольников. Данные методы условно можно разделить на три группы: наглядный, словесный и практический. Рассмотрим средства нравственного воспитания дошкольников подробнее.

Наглядный

К наглядному методу относятся прогулки по городу и экскурсии в картинную галерею или зоопарк. Также широко используются показы мультфильмов и кинофильмов, разглядывание иллюстраций и репродукций в книгах. Большой популярностью у детей пользуются различные игры. Например, социальная игра «Муравьи», в которой при помощи мимики и жестов детям требуется выразить различные эмоции по отношению друг к другу без помощи слов. Акцент делается на изображении положительных чувств, что направлено на сплочение коллектива и развитие дружелюбия между малышами.

Словесный

Наибольшая эффективность наблюдается при сопровождении наглядного метода словесным. К средствам словесного метода прежде всего относят нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу. Действенными приемами являются также:

  • беседы с родителями/воспитателями;
  • ответы на вопросы ребенка;
  • загадки, пословицы и поговорки;
  • комментирование иллюстраций, схем, прочитанных произведений;
  • разбор жизненных ситуаций.

Особо стоит сказать о сказке как средстве духовно-нравственного воспитания дошкольников. Сказка как древний фольклорный жанр вобрала в себя множество мотивов и сюжетов, на примере которых дети учатся не только сопереживать и эмоционально реагировать на различные события, но и овладевать способностью образного мышления.

Практический

Не менее успешно для воспитания детей дошкольного возраста используется практический метод, наиболее подходящий для младших дошкольников, ведь основным его средством является игра. Практический метод включает:

  • инсценировки;
  • приготовления блюд;
  • рукоделие (шитье, лепка из пластилина, поделки из бумаги);
  • постановки спектаклей;
  • конкурсы и викторины;
  • детская благотворительность.

Общие понятия, разнообразие

Игровые технологии включают в себя совокупность игровых методов и приемов, с помощью которых решаются поставленные педагогические цели и задачи.

Игровые методы — это способы обучения и воспитания детей через игровую деятельность.

Игровые приемы — конкретные варианты использования тех или иных игровых методов. Приемы направлены на решение более узких образовательных задач.

Существует большое разнообразие игр для детей дошкольного возраста.

Наиболее распространенные виды детских игр:

  1. С предметами.
  2. Сюжетные.
  3. Настольные.
  4. Подвижные.
  5. Словесные.

Игры с предметами — представляют собой различные манипуляции с вещами.  Особенного актуальны для детей раннего возраста.

В качестве предметов могут использоваться:

  • разнообразные игрушки;
  • спортивный инвентарь — мячи, скакалки, обручи;
  • вещи из разных искусственных материалов — из ткани, бумаги, резины, пластмассы;
  • муляжи и макеты;
  • природные материалы — береста, шишки, трава, листья.

Используются для:

  • развития тактильных ощущений, наблюдательности и памяти;
  • изучения свойств вещей;
  • приобретения навыков группировки предметов;
  • пополнения словарного запаса;
  • обучения функциональному использованию вещей.

Пример

Игра «Угадай, что изменилось?» является одной из самых эффективных для отработки навыков определения пространственного расположения предметов

Развивает активное внимание, наблюдательность, память. Воспитывает усидчивость и терпение

Суть игры заключается в том, что воспитатель прячет один их установленных предметов или меняет вещи местами. Дети пытаются понять, какие произошли изменения.

Сюжетные игры — основаны на разыгрывании детьми различных сюжетов под руководством педагога.

В младших группах ДОУ используются простые формы сюжетных игр: «дочки-матери», «магазин на траве», «строительство замка». По мере взросления детей сюжетные игры усложняются и наполняются новыми смыслами.

Способствуют развитию:

  • речи;
  • коммуникативных и социальных навыков;
  • творческого потенциала;
  • когнитивных процессов;
  • представлений об окружающем мире.

Пример

Игра «Больница» формирует представление о профессии врача, воспитывает доброту и отзывчивость, отрабатывает навыки социальных действий. Для воссоздания реальности используются муляжи медицинских инструментов, белые халаты и шапочки, вата и бинты.

Настольные игры — специально разработанные игры, в основе которых лежит манипуляция с ограниченным количеством предметов, размещенных на столе. Используются для детей разного возраста, начиная с 2-х лет.

Виды:

  • настольно-печатные;
  • домино;
  • лото;
  • мозаика;
  • пазлы;
  • шашки.

Применяются для:

  • развития зрительного восприятия;
  • закрепления навыков счета;
  • тренировки памяти;
  • формирования пространственных представлений;
  • отработки навыков работы в команде.

Пример

Игра «Как избежать неприятностей?» представляет собой набор печатных карточек с картинками. На них изображены игровые задания, моделирующие разные жизненные ситуации. В ходе их решения дети приобретают навыки безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах.

Подвижные игры — целенаправленная физическая активность детей, осуществляемая в соответствии с установленными игровыми правилами.

Используются для:

  • укрепления здоровья;
  • отработки двигательных навыков;
  • формирования ориентировки в пространстве;
  • развития ловкости и внимания;
  • воспитания взаимовыручки.

Примеры:

  1. «Кот и мыши».
  2. «Найди свой домик».
  3. «Ручеек».
  4. «Самолеты».
  5. «Рыбалка».

Словесные игры — виды игровой деятельности, где основным способом взаимодействия между участниками является речь.

Развивают:

  • речевую активность;
  • эрудицию;
  • логику;
  • коммуникативные навыки;
  • ассоциативное мышление.

Пример

1. «Найди лишнее слово».

2. «Продолжи сказку».

3. «Открытый микрофон».

4. «Чем похожи?»

5. «Черный ящик» или «Угадай предмет по описанию».

Развитие личности в дошкольном возрасте

Личностное развитие детей наиболее активно происходит в период дошкольного возраста. На определенном возрастном этапе происходит становление конкретных личностных черт. Личностное развитие в дошкольном возрасте наглядно можно представить так:

  • 3-4 года (младший дошкольный возраст) — развитие эмоциональной саморегуляции;
  • 4-5 лет (средний дошкольный возраст) — развитие нравственной саморегуляции;
  • 5-7 лет (старший дошкольный возраст) — развитие деловых навыков.

Неотъемлемой частью формирования личности ребенка является постепенное постижение окружающего мира и осознание своей роли в нем. Таким образом происходит зарождение основ социально-нравственного воспитания дошкольников. На данном этапе большое значение имеет отношение взрослых (прежде всего родителей и воспитателей) к жизни и происходящим событиям. Например, если мать настроена пессимистически, часто проявляет свое недовольство окружающей действительностью, то велика вероятность, что и у ребенка разовьется недоверие и враждебность к миру.

У детей старшего школьного возраста в процессе личностного развития обнаруживаются особенности волевой и эмоциональной сферы. Например, ребенку становятся доступными чувство красоты и гармонии, открываются возможности анализа всего происходящего вокруг, на основе чего формируется свой внутренний мир.

Основы нравственности в младшей школе

К школьному возрасту у ребенка уже сформированы основы фундаментальных качеств личности. В этот период детская психика наиболее гибкая, и появляется возможность откорректировать некоторые отрицательные качества. Методы при этом выбираются наиболее мягкие, так как поступление в школу – один из возрастных кризисов маленького человека. В учреждении образования важен авторитет педагога, но и авторитет родителей потеряться в это время не должен.

Основные задачи воспитания младших школьников по ФГОС:

  • привитие основ гражданской идентичности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на весь окружающий мир;
  • формирование уважения к мнениям и взглядам, истории и культуре;
  • развитие ответственности личности за поступки, на основе моральных норм, социальной справедливости, свободы;
  • развитие этических чувств, отзывчивости и сопереживания;
  • развитие сотрудничества с другими людьми, умения не создавать конфликтов.

У школьников должны сформироваться представления о Родине, природе, волевые качества и высшие нравственные качества.

Воспитание нравственности ребенка – непрерывный, комплексный процесс

Специфическая черта воспитания нравственности – его только теоретически можно обособить в отдельный воспитательный процесс.

Моральный облик любого человека может сформироваться только при многогранной деятельности (в игре, учебе, творчестве), в разнообразных отношениях, которые возникают у ребенка: со сверстниками, с детьми моложе, со взрослыми. Несмотря на это нравственное воспитание все-таки является целенаправленным процессом, в основе которого лежит целая система содержания, форм, приемов педагогических действий.

Результатом воспитания должен стать уровень нравственной воспитанности.

Он выражается в свойствах, качествах личности, ее деятельности, общении. О воспитанности свидетельствует глубина чувства, возможность эмоционального переживания, наличие мук совести, страданий, чувства сочувствия. Ее характеризуют зрелость сознания: моральная образованность и воспитанность, способность анализировать поступки, поступки других, способность смотреть на происходящее с позиции нравственных идеалов, давать самостоятельную оценку.

?
Воспитание нравственности начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Этот процесс не имеет явно определенных этапов.

Тем не менее периодизация все-таки существует. Каждому возрасту соответствует определенный сензитивный период для формирования различных моральных качеств, каждый возраст имеет свои особенности для развития различных качеств, составляющих общее понятие “нравственность”. Именно знание этих периодов позволяет делать процесс воспитания продуктивным, особенно при воспитании ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: