Как приучить ребенка к порядку?

Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой

Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:

  • Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.

  • Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.

  • Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1

Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет

В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой — насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.

Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:

Амбициозные и соревновательные дети (обладающие кожным вектором ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр — тут, а рабочий стол — для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.

Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок

Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел — помой за собой посуду», «Собираешься спать — приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.

Неторопливые и обстоятельные дети при правильном воспитании стремятся все очищать и упорядочивать сами. Они с удовольствием будут складывать вещи ровными стопочками в шкафу. Упорядочивать и сортировать игрушки. До блеска натирать тряпочкой мебель.

Важно знать: если такой ребенок упрямится и не хочет убирать, разводит грязь — значит, в его воспитании допущены оплошности. Чаще всего проблема в том, что малышу не дают достаточно времени, торопят или обрывают на полдороге

А еще именно у таких деток навык чистоты связан напрямую с физиологией очищения организма. На горшке им тоже нужно намного больше времени, чем остальным. Если давать ребенку возможность очистить свой организм до конца, до точки и не торопить его, то принцип чистоты будет для него главенствующим во всем.

Если маленький «вождь» на попытки приучить его к порядку реагирует вспышкой гнева — просто смените тон. Подчиняться такой ребенок никогда никому не будет — это его природа. В вопросе, как детей приучить к порядку дома, в этом случае нужно опираться на то, что такой ребенок сам желает помочь слабому. Сам хочет взять на себя ответственность за группу людей. Просто объясните, что у вас не хватает сил заботиться обо всем. Что без его помощи по дому никак не обойтись. Попросите проследить, чтобы все члены семьи соблюдали порядок, и он с радостью откликнется.

Беренстейн С., Беренстейн Дж. «Беспорядок в комнате»

В доме медведей везде царит идеальный порядок. Везде, кроме комнаты медвежат. Потому что малыши терпеть не могли прибираться и к тому же постоянно спорили, кому пора собирать игрушки или подметать. Можно сказать, беспорядок у них был не только в комнате, но и в отношениях.

Однажды у Медведицы лопнуло терпение, и она принялась сгребать всё, что было на полу, приговаривая «сейчас мы избавимся от мусора». Медвежата были ужасно недовольны, но всё кончилось хорошо – семейным советом, где обсуждали, как неудобен бардак, а затем проговорили правила уборки и хранения вещей.

Рекомендуемый возраст: от 3 лет.

Как приучить детей к порядку

Родители часто используют метод запугивания для того, чтобы дети приучились наводить порядок в своей комнате: «Если не уберешь игрушки, мы не пойдем в кафе», «Как тебе не стыдно, у тебя такой бардак в комнате». Этого делать ни в коем случае нельзя, иначе можно добиться обратного эффекта. Какие методы можно использовать, чтобы ребенку захотелось прибраться в своей комнате?

Если дети любят слушать, как родители читают им книжки, можно совместить уборку и чтение интересной истории

Например, мама читает дочке «Гарри Поттера», пока та складывает игрушки в коробку
Если ребенок отвлечется от уборки и будет слушать маму, сидя рядом, не стоит акцентировать на этом внимание. Продолжайте читать, и дочь через какое-то время снова займется своим делом, при этом слушая сказку.
Родители часто водят детей не только в садик/школу, но и отдают в спортивные, музыкальные, танцевальные кружки, также с раннего возраста практически все малыши начинают учить иностранные языки
Это обуславливается тем, что взрослым хочется дать ребенку как можно больше, чтобы эти знания пригодились в дальнейшем

С одной стороны, ребенок занят интересным делом, но, с другой, он очень устает. Если вечером, после напряженного дня, мама начнет заставлять его заниматься уборкой, он наверняка возмутится. В этом случае уборку лучше отложить на выходные. Даже если вас раздражает бардак в комнате сына или дочери, постарайтесь не обращать на него внимание, а в субботу или воскресенье посвятить какую-то часть времени на наведение порядка.
С маленькими детьми можно вместе придумать места, где должны находиться их игрушки и книжки. Соберите все игрушки в центре детской комнаты и предложите малышам самим разложить их по поверхностям и шкафчикам. Они будут чувствовать свою самостоятельность и ответственность за принятие решения

Родители не навязала им свое мнение, и это очень важно в становлении детской психики. Можно купить несколько ящиков для игрушек и подписать каждый: «Куклы», «Конструктор», «Пазлы» и т.д. Главное – не давить на детей, не заставлять раскладывать вещи по местам, а лучше сделать это вместе, в формате игры.
С радостью принимайте любую помощь, которую предлагают малыши

Довольно часто бывают такие ситуации, когда на предложение дочки помыть с мамой полы она довольно грубо отвечает: «Не надо, я сама все сделаю быстрее и лучше». Потом не стоит удивляться, что дочка не прикоснется к швабре в старшем возрасте. Пускай малыши разольют воду, когда будут возить тряпочкой по полу, но со временем они поймут, как мама моет полы, и с радостью примут участие в уборке.
Не навязывайте дочке/сыну свои понятия о чистоте. Ваш ребенок – личность со своим видением и характером. Возможно, ему комфортно, когда в комнате в хаосе разложены книжки, вещи, игрушки. Когда вы говорите: «У тебя все должно лежать на своих местах», тем самым, навязываете свое личное мнение. Вместо этого, предложите совместными усилиями придумать, как оптимизировать пространство в детской комнате. Обязательно выслушайте мнение дочки/сына и примите совместное решение

Главное – не давить на детей, не заставлять раскладывать вещи по местам, а лучше сделать это вместе, в формате игры.
С радостью принимайте любую помощь, которую предлагают малыши. Довольно часто бывают такие ситуации, когда на предложение дочки помыть с мамой полы она довольно грубо отвечает: «Не надо, я сама все сделаю быстрее и лучше». Потом не стоит удивляться, что дочка не прикоснется к швабре в старшем возрасте. Пускай малыши разольют воду, когда будут возить тряпочкой по полу, но со временем они поймут, как мама моет полы, и с радостью примут участие в уборке.
Не навязывайте дочке/сыну свои понятия о чистоте. Ваш ребенок – личность со своим видением и характером. Возможно, ему комфортно, когда в комнате в хаосе разложены книжки, вещи, игрушки. Когда вы говорите: «У тебя все должно лежать на своих местах», тем самым, навязываете свое личное мнение. Вместо этого, предложите совместными усилиями придумать, как оптимизировать пространство в детской комнате. Обязательно выслушайте мнение дочки/сына и примите совместное решение.

Пускай лучше в доме будет беспорядок и детский смех, чем стерильная чистота и испорченные отношения в семье. Относитесь ко всему с улыбкой, не злитесь, если малыш пролил сок или рассыпал крошки от печенья. Вместе займитесь уборкой, превратив ее в игру, и вы увидите, что ваш ребенок останется довольный. В мире нет идеальных людей, а беспорядок – точно не причина для того, чтобы ссориться.

Мне нравитсяНе нравится

Как приучить ребенка к порядку: советы психолога заботливым родителям

Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике

Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.

Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание — отсутствие желанного поощрения

Какого — зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.

Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота — это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

Когда родитель глубоко понимает все особенности психики ребенка, родительство приносит огромное наслаждение. Приучить малыша к порядку и привить любые другие полезные навыки вы сможете легко и быстро:

Корректор: Наталья Коновалова

Виктор Викторов «Музей беспорядка»

Эта книга – путеводитель по музею. Но музею необычному – в нём представлены предметы, знакомые каждому, и находятся эти предметы в ужасном состоянии из-за неаккуратного использования. Здесь рубашка неряхи-школьника, рваные книги, портфель, полный огрызков и т.д.

Остроумные  стихотворения в сопровождении озорных рисунков Виктора Чижикова помогут детям иначе взглянуть на повседневные предметы, на культуру использования вещей.

И хотя многие из упоминаемых шалостей – кататься с горки на портфеле, играть шапкой в футбол – незнакомы современным детям, читать книгу всё равно увлекательно. И лишний повод обсудить с детьми своё детство.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет.

Пять чашек с недопитым кофе и банка из-под лимонада

Давайте попробуем разобраться вместе. И начнем с нашего собственного детства, а точнее, с возраста, который называется волшебным словом «подростничество». 

Была ли у вас своя комната? Был ли в ней только ваш шкаф? Письменный стол? Какое было правило уборки кровати после сна? Когда в вашу комнату заходили родители, они стучали? Кто делал уборку в вашей комнате? А окна кто мыл? Что с занавесками на окнах, они были в вашем распоряжении? 

А если у вас не было своей комнаты, то с кем и как вы делили пространство? 

Какие у вас были обязанности по дому? Как строго с вас спрашивали за их выполнение? 

Пока писала эти несколько вопросов, которые лежат на поверхности, сама погрузилась в свое детство и многое вспомнила. 

В этих воспоминаниях и кроется причина моего невроза относительно порядка в комнате дочери — я и представить себе не могла, что так было можно. Дочь совершенно свободна от всех моих невротических историй вроде «специальной мухи, которая сидит в нужном месте, потому папа всегда знает, насколько тщательно я вытирала пыль на его тумбочке». 

Когда я в 18 лет выскочила замуж, первая свекровь продолжила мое воспитание. На пыли книжных полок она писала пальцем матерные слова.

Солнце падало на полки, и эту «настенную живопись» становилось очень хорошо видно. Понятное дело, что пыль я тут же вытирала. И потом каждый день тоже — лишь бы не видеть эти слова, которые в моей родительской семье не звучали вообще никогда. 

Очевидно же, что к моменту рождения дочери (я стала ее мамой в 18 лет) арсенал воспитательных методов у меня был просто богатейший. И я выбрала… Не заставлять, не мучить, не растить профессиональную уборщицу. Дочка с удовольствием вместе со мной мыла посуду, вытирала пыль в своей комнате, расставляла игрушки. В доме у своей бабушки она и пылесосила, и полы протирала, и окна мыла тоже исключительно по доброй воле и от желания помочь «любимой бабуле». 

Но вот пришел «тот самый возраст». На письменном столе в комнате можно найти штук пять-шесть чашек с недопитым кофе, тут же будет стоять грязная тарелка, банка из-под лимонада. 

Почему нельзя есть-пить на кухне? 

«Не хочу». 

И так бесконечное количество лет. Я думала, что это не закончится никогда. 

Но вот сейчас лето, я с мужем и младшим сыном живу за городом, раз-два в неделю мы заезжаем в квартиру. И что же? Идеальный порядок. По-моему, даже чище, чем у меня. 

Лидия Барюссо «Как полюбить уборку?»

Из названия может показаться, что это скучная методичка из серии «как приучить ребёнка к порядку». Но за обложкой кроется целая история с сюжетом.

Артур озадачен. В его комнате царит беспорядок, из-за которого мальчик не может найти нужные вещи и даже не знает, с чего начать. Родные дают ему ценные советы по уборке комнаты, сортировке вещей, предлагают простые идеи хранения.

Неожиданно для самого мальчика уборка превращается в решение последовательных задач, а порядок в комнате позитивно влияет на отношения с сестрой.

Издание одобрено институтом Монтессори-педагогики. Ведь по мнению монтессори-педагогов отсутствие внешнего порядка нарушает внутренний. В конце книги даны практические советы, которые помогут создать дома развивающую среду для детей.Рекомендуемый возраст: от 4 лет.

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки

Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь»

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Как маленького ребенка приучить к порядку

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка

При этом важно учесть:

  • Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный — не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

  • Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем — устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте — намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

  • Если ваш ребенок — природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет — за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно — тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия — основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.

ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Несколько способов превратить уборку комнаты в интересное для ребенка занятие:

  1. Нужен необычный хозяйственный инвентарь. Это может быть интересное ведро для уборки, например из-под мороженого, швабра может быть детской (стоит только немного укоротить ручку), водяной пистолет, наполненный чистящим средством, станет отличным инструментом для очищения стекол и зеркал, а носки, надетые на обе руки и немного смоченные водой, превращают вытирание пыли в необыкновенное приключение.
  2. Если детей несколько, то можно устраивать соревнования – кто уберет игрушки быстрее. Можно менять условия игры – определять предметы-помощники.
  3. Поощрять ребенка наградами за проделанную работу – завести кувшин с цветными бусинами или придумать какую-нибудь привилегию, например, выбрать блюдо для ужина, или разрешить лечь спать на час позже.
  4. Позволить ребенку самому определить, с чего начать и чем закончить уборку. Либо предложить ему карточки с заданиями на выбор. Только нужно обязательно придумать несколько забавных задач, для поддержания интереса к процессу.
  5. Родителям необходимо поощрять маленьких детей за сортировку и группировку белья для стирки или глажки, раскладывание ложек или вилок в ящички из посудомоечной машины и за другую небольшую работу. Нужно искренне хвалить, чтобы ребенок сам захотел еще раз помочь Вам.
  6. Вместо приказа используйте просьбу о помощи. Во время совместной уборки можно поговорить с ребенком о школе, о друзьях.

Как заставить ребенка убраться в комнате так, чтобы Вы не переделывали за ним эту работу снова? Во-первых, не нужно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет. А во-вторых, лучше всего приучить ребенка делать какую-то работу по дому с самого раннего детства. Если можно научить малыша читать или плавать, то так же он может научиться и пылесосить, мыть посуду и делать другие дела по дому. Когда он немного подрастет, тогда можно некоторые дела сделать его обязанностью (только не говоря этого, а как будто разделить зоны ответственности между членами семьи). В таком случае ребенок будет чувствовать себя взрослым и важным, раз ему поручили столь ответственное дело, даже если это будет поддержание порядка в собственной комнате.

Если хотите научить своего ребенка какому-нибудь делу, то сначала покажите сами как его выполнять, так постепенно он познакомится с различными видами работ по дому. Ваш ребенок в скором времени начнет самостоятельную жизнь – будет поступать в институт, устраиваться на работу, со временем женится – и он обязан знать, как вести свое хозяйство и содержать его в чистоте.

Правила, о которых договариваются

Для чего подростки поддерживают хаос в своей комнате или, если таковой нет, везде, к чему прикасаются? 

Во-первых, как бы это странно ни звучало, но они «метят территорию». Все эти яблочные огрызки под кроватью, бесконечные фантики и разбросанные носки исключительно про «моя жизнь — мои правила». Огрызок — способ обозначить свои границы. Нашла огрызок и устроила выволочку? Нарушила мои границы. Не нашла, не устроила — уберу сам. 

В самом деле, змеи ведь не заведутся от всего этого беспорядка, как бы я об этом своей дочери ни твердила. Однажды она мне ответила: «Кстати, мама, я давно мечтаю о змее дома. Это значит, что ты согласна?»

Во-вторых, это история про ответственность. Подросток учится самостоятельно принимать решения о том, что его окружает и как.

Ему надо споткнуться о разбросанные вещи и вылить суп на конспект, который надо завтра сдавать, чтобы научиться отвечать за последствия такой организации своего пространства.

Да, это ответственность за правила, которые он сам для себя установил. 

Что произойдет, если этого не будет? Если тот, кого вы воспитываете, будет жить по вашим правилам? Страшного — ничего. Но и хорошего мало. Безынициативные, зависимые, неуверенные люди отсюда и берутся. Они, кстати, хорошо могут жить, продолжая оставаться в полной власти своих родителей. 

В-третьих, эксперименты! Пространство, где подросток сам себе хозяин, — это прекрасное место для развития своих способностей в области обустройства пространства, где человек работает и отдыхает. 

Несколько лет назад мы делали ремонт в квартире. Я все так замечательно придумала! Комната дочери получилась светлой, с невероятными фотообоями на стене. Настоящая комната девочки!

Дочь-подросток на все отвечает «Нет!» — что с этим делать?

Но потом свободную стену дочь завесила плакатами. В комнате стали появляться дорожные знаки, фотографии, к стене крепились даже кусочки ткани. В итоге после сдачи зимней сессии дочь содрала все обои в комнате и самостоятельно покрасила стены.

Комната опять получилась светлой. Но дочь это сделала сама. У меня такой возможности не было. Может быть, поэтому в моей первой дозамужней квартире все стены были расписаны людьми, которые приходили ко мне в гости? Они оставляли на стенах надписи, картинки и даже свои фотографии. Как же свободно и счастливо я чувствовала себя тогда!

Да, как ни крути, но все равно мы опять упремся в свои собственные переживания и свой опыт, рассуждая о том, что и как надо делать с нашими подростками.

Мы хорошо знаем, как надо делать им, забывая о том, что они тоже люди и у них есть свой взгляд на мир. 

Ну, хорошо. С комнатой разобрались. А как быть с «местами общего пользования»? С посудой, которая остается в раковине? С душевой кабиной, которая вся в подтеках от краски, которой твое чадо «уродует свою голову»? В конце концов, кто выносит мусор? 

Правила, правила и еще раз правила. Они не могут быть директивой, о них надо договариваться. Да, в семье обычно как-то все устраивается в первые годы ее жизни и есть то, что кажется незыблемым. Но мы рожаем новых людей, которые приходят в этот мир, чтобы сделать его лучше. А это значит, что правила, которые мы сформулировали до момента взросления этих людей, могут быть изменены. 

***

Завершу наш сегодняшний разговор цитатой Астрид Линдгрен: «Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами». 

И пусть эти слова сказаны великой сказочницей о маленьких детях. Сколько бы ни было лет нашим детям, любим мы их так же, как тогда, когда они впервые обняли нас своими нежными, пухлыми ручками и сказали: «Мамочка, ты у меня самая лучшая на свете!»

Подросток. Инструкция по применению — как пережить переходный возраст ребенка

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Александр Нечаев «Хороший порядок»

В книге две народные сказки в пересказе Александра Нечаева.

Первая – «Хороший порядок» – рассказывает об изнеженной красивой девушке, которую родители очень любили и не позволяли ничего делать по дому. Красавица выросла такой неумёхой и бездельницей, что все женихи от неё разбегались. Однажды её отец встретил старинного друга. Разговорились они и решили породниться. Но с уговором: силой любимую дочку работать не заставлять. Справили свадьбу. И оказался у красавицы необыкновенно мудрый свекор, что и уговор исполнил, и девушку к домашней работе приучил. 

Вторая сказка – «Про ленивую и радивую» – повествует о двух сёстрах, ленивой и работящей. Сюжет очень похож на сказку «Морозко», только в этой истории попали девушки по очереди к «зелёному деду», живущему в подводном царстве. Радивая похорошела и с подарками домой вернулась, а ленивую девушку старик дурнушкой сделал – «нос крючком, кожа пожелтела, брови клочьями повисли».     

Рекомендуемый возраст: от 5 лет.

Висландер Ю., Висландер Т. «Кракс наводит порядок»

Пока все обычные коровы спокойно пасутся на лугу или дремлют в стойле, мама Му ищет, чем бы интересным заняться. Ворон Кракс, её друг, обычно недоволен этой странной тягой к приключениям, но не бросает в беде весёлую и непосредственную маму Му.

На этот раз ворон Кракс и мама Му затеяли уборку. Потому что наступила весна, и душа требует обновления. Навести порядок у наших героев не то, чтобы не получается, просто делают они это эммм… весьма своеобразно.

Всего про маму Му и ворона вышло 26 книг.Проиллюстрировал их Свен Нурдквист, известный по сказкам про «Петсона с Финдусом» (мы их упоминали в этой подборке)

Рекомендуемый возраст: от 3 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Как научить ребёнка быть аккуратным

Лидия Барюссо «Как полюбить уборку?»

Из названия может показаться, что это скучная методичка из серии «как приучить ребёнка к порядку». Но за обложкой кроется целая история с сюжетом.

Артур озадачен. В его комнате царит беспорядок, из-за которого мальчик не может найти нужные вещи и даже не знает, с чего начать. Родные дают ему ценные советы по уборке комнаты, сортировке вещей, предлагают простые идеи хранения.

Неожиданно для самого мальчика уборка превращается в решение последовательных задач, а порядок в комнате позитивно влияет на отношения с сестрой.

Издание одобрено институтом Монтессори-педагогики. Ведь по мнению монтессори-педагогов отсутствие внешнего порядка нарушает внутренний. В конце книги даны практические советы, которые помогут создать дома развивающую среду для детей.Рекомендуемый возраст: от 4 лет.

Виктор Викторов «Музей беспорядка»

Эта книга – путеводитель по музею. Но музею необычному – в нём представлены предметы, знакомые каждому, и находятся эти предметы в ужасном состоянии из-за неаккуратного использования. Здесь рубашка неряхи-школьника, рваные книги, портфель, полный огрызков и т.д.

Остроумные  стихотворения в сопровождении озорных рисунков Виктора Чижикова помогут детям иначе взглянуть на повседневные предметы, на культуру использования вещей.

И хотя многие из упоминаемых шалостей – кататься с горки на портфеле, играть шапкой в футбол – незнакомы современным детям, читать книгу всё равно увлекательно. И лишний повод обсудить с детьми своё детство.

Рекомендуемый возраст: от 6 лет.

Пять чашек с недопитым кофе и банка из-под лимонада

Давайте попробуем разобраться вместе. И начнем с нашего собственного детства, а точнее, с возраста, который называется волшебным словом «подростничество». 

Была ли у вас своя комната? Был ли в ней только ваш шкаф? Письменный стол? Какое было правило уборки кровати после сна? Когда в вашу комнату заходили родители, они стучали? Кто делал уборку в вашей комнате? А окна кто мыл? Что с занавесками на окнах, они были в вашем распоряжении? 

А если у вас не было своей комнаты, то с кем и как вы делили пространство? 

Какие у вас были обязанности по дому? Как строго с вас спрашивали за их выполнение? 

Пока писала эти несколько вопросов, которые лежат на поверхности, сама погрузилась в свое детство и многое вспомнила. 

В этих воспоминаниях и кроется причина моего невроза относительно порядка в комнате дочери — я и представить себе не могла, что так было можно. Дочь совершенно свободна от всех моих невротических историй вроде «специальной мухи, которая сидит в нужном месте, потому папа всегда знает, насколько тщательно я вытирала пыль на его тумбочке». 

Когда я в 18 лет выскочила замуж, первая свекровь продолжила мое воспитание. На пыли книжных полок она писала пальцем матерные слова.

Солнце падало на полки, и эту «настенную живопись» становилось очень хорошо видно. Понятное дело, что пыль я тут же вытирала. И потом каждый день тоже — лишь бы не видеть эти слова, которые в моей родительской семье не звучали вообще никогда. 

Очевидно же, что к моменту рождения дочери (я стала ее мамой в 18 лет) арсенал воспитательных методов у меня был просто богатейший. И я выбрала… Не заставлять, не мучить, не растить профессиональную уборщицу. Дочка с удовольствием вместе со мной мыла посуду, вытирала пыль в своей комнате, расставляла игрушки. В доме у своей бабушки она и пылесосила, и полы протирала, и окна мыла тоже исключительно по доброй воле и от желания помочь «любимой бабуле». 

Но вот пришел «тот самый возраст». На письменном столе в комнате можно найти штук пять-шесть чашек с недопитым кофе, тут же будет стоять грязная тарелка, банка из-под лимонада. 

Почему нельзя есть-пить на кухне? 

«Не хочу». 

И так бесконечное количество лет. Я думала, что это не закончится никогда. 

Но вот сейчас лето, я с мужем и младшим сыном живу за городом, раз-два в неделю мы заезжаем в квартиру. И что же? Идеальный порядок. По-моему, даже чище, чем у меня. 

Александр Нечаев «Хороший порядок»

В книге две народные сказки в пересказе Александра Нечаева.

Первая – «Хороший порядок» – рассказывает об изнеженной красивой девушке, которую родители очень любили и не позволяли ничего делать по дому. Красавица выросла такой неумёхой и бездельницей, что все женихи от неё разбегались. Однажды её отец встретил старинного друга. Разговорились они и решили породниться. Но с уговором: силой любимую дочку работать не заставлять. Справили свадьбу. И оказался у красавицы необыкновенно мудрый свекор, что и уговор исполнил, и девушку к домашней работе приучил. 

Вторая сказка – «Про ленивую и радивую» – повествует о двух сёстрах, ленивой и работящей. Сюжет очень похож на сказку «Морозко», только в этой истории попали девушки по очереди к «зелёному деду», живущему в подводном царстве. Радивая похорошела и с подарками домой вернулась, а ленивую девушку старик дурнушкой сделал – «нос крючком, кожа пожелтела, брови клочьями повисли».     

Рекомендуемый возраст: от 5 лет.

Висландер Ю., Висландер Т. «Кракс наводит порядок»

Пока все обычные коровы спокойно пасутся на лугу или дремлют в стойле, мама Му ищет, чем бы интересным заняться. Ворон Кракс, её друг, обычно недоволен этой странной тягой к приключениям, но не бросает в беде весёлую и непосредственную маму Му.

На этот раз ворон Кракс и мама Му затеяли уборку. Потому что наступила весна, и душа требует обновления. Навести порядок у наших героев не то, чтобы не получается, просто делают они это эммм… весьма своеобразно.

Всего про маму Му и ворона вышло 26 книг.Проиллюстрировал их Свен Нурдквист, известный по сказкам про «Петсона с Финдусом» (мы их упоминали в этой подборке)

Рекомендуемый возраст: от 3 лет.

Как приучить ребенка к порядку в 4–8 лет

В дошкольном возрасте, от 4 и до 7 лет, приучить ребенка убирать за собой — насущная необходимость. Ведь у первоклассника в 7–8 лет уже может и должно быть немало обязанностей: вынести мусор, подмести и протереть пол, вымыть посуду, следить за порядком в своем шкафу и на рабочем столе, следить за чистотой своего тела и одежды, быть опрятным.

Чтобы эта нагрузка не обрушилась на ребенка внезапно и сразу, лучше добавлять эти обязанности постепенно, начиная с 3-4 лет. При этом без учета психики малыша тоже не обойтись:

Амбициозные и соревновательные дети (обладающие кожным вектором ) нуждаются в дисциплине, организации, разумных запретах и ограничениях. Помогите ребенку структурировать пространство: едим мы только здесь, место для игр — тут, а рабочий стол — для настольных игр и развивающих занятий. Помогите ему упорядочить свои действия во времени: как можно раньше вводите четкий режим дня. В нем можно предусмотреть и время для ежедневной уборки.

Важно понять: такой ребенок не испытывает любви к чистоте как таковой. От природы он очень шустрый и часто устраивает беспорядок

Но его можно приучить получать удовольствие от дисциплины и незыблемых правил: «Поел — помой за собой посуду», «Собираешься спать — приготовь на завтра одежду и сложи портфель». А генеральная уборка у нас по расписанию каждую субботу.

Неторопливые и обстоятельные дети при правильном воспитании стремятся все очищать и упорядочивать сами. Они с удовольствием будут складывать вещи ровными стопочками в шкафу. Упорядочивать и сортировать игрушки. До блеска натирать тряпочкой мебель.

Важно знать: если такой ребенок упрямится и не хочет убирать, разводит грязь — значит, в его воспитании допущены оплошности. Чаще всего проблема в том, что малышу не дают достаточно времени, торопят или обрывают на полдороге

А еще именно у таких деток навык чистоты связан напрямую с физиологией очищения организма. На горшке им тоже нужно намного больше времени, чем остальным. Если давать ребенку возможность очистить свой организм до конца, до точки и не торопить его, то принцип чистоты будет для него главенствующим во всем.

Если маленький «вождь» на попытки приучить его к порядку реагирует вспышкой гнева — просто смените тон. Подчиняться такой ребенок никогда никому не будет — это его природа. В вопросе, как детей приучить к порядку дома, в этом случае нужно опираться на то, что такой ребенок сам желает помочь слабому. Сам хочет взять на себя ответственность за группу людей. Просто объясните, что у вас не хватает сил заботиться обо всем. Что без его помощи по дому никак не обойтись. Попросите проследить, чтобы все члены семьи соблюдали порядок, и он с радостью откликнется.

Правила, о которых договариваются

Для чего подростки поддерживают хаос в своей комнате или, если таковой нет, везде, к чему прикасаются? 

Во-первых, как бы это странно ни звучало, но они «метят территорию». Все эти яблочные огрызки под кроватью, бесконечные фантики и разбросанные носки исключительно про «моя жизнь — мои правила». Огрызок — способ обозначить свои границы. Нашла огрызок и устроила выволочку? Нарушила мои границы. Не нашла, не устроила — уберу сам. 

В самом деле, змеи ведь не заведутся от всего этого беспорядка, как бы я об этом своей дочери ни твердила. Однажды она мне ответила: «Кстати, мама, я давно мечтаю о змее дома. Это значит, что ты согласна?»

Во-вторых, это история про ответственность. Подросток учится самостоятельно принимать решения о том, что его окружает и как.

Ему надо споткнуться о разбросанные вещи и вылить суп на конспект, который надо завтра сдавать, чтобы научиться отвечать за последствия такой организации своего пространства.

Да, это ответственность за правила, которые он сам для себя установил. 

Что произойдет, если этого не будет? Если тот, кого вы воспитываете, будет жить по вашим правилам? Страшного — ничего. Но и хорошего мало. Безынициативные, зависимые, неуверенные люди отсюда и берутся. Они, кстати, хорошо могут жить, продолжая оставаться в полной власти своих родителей. 

В-третьих, эксперименты! Пространство, где подросток сам себе хозяин, — это прекрасное место для развития своих способностей в области обустройства пространства, где человек работает и отдыхает. 

Несколько лет назад мы делали ремонт в квартире. Я все так замечательно придумала! Комната дочери получилась светлой, с невероятными фотообоями на стене. Настоящая комната девочки!

Дочь-подросток на все отвечает «Нет!» — что с этим делать?

Но потом свободную стену дочь завесила плакатами. В комнате стали появляться дорожные знаки, фотографии, к стене крепились даже кусочки ткани. В итоге после сдачи зимней сессии дочь содрала все обои в комнате и самостоятельно покрасила стены.

Комната опять получилась светлой. Но дочь это сделала сама. У меня такой возможности не было. Может быть, поэтому в моей первой дозамужней квартире все стены были расписаны людьми, которые приходили ко мне в гости? Они оставляли на стенах надписи, картинки и даже свои фотографии. Как же свободно и счастливо я чувствовала себя тогда!

Да, как ни крути, но все равно мы опять упремся в свои собственные переживания и свой опыт, рассуждая о том, что и как надо делать с нашими подростками.

Мы хорошо знаем, как надо делать им, забывая о том, что они тоже люди и у них есть свой взгляд на мир. 

Ну, хорошо. С комнатой разобрались. А как быть с «местами общего пользования»? С посудой, которая остается в раковине? С душевой кабиной, которая вся в подтеках от краски, которой твое чадо «уродует свою голову»? В конце концов, кто выносит мусор? 

Правила, правила и еще раз правила. Они не могут быть директивой, о них надо договариваться. Да, в семье обычно как-то все устраивается в первые годы ее жизни и есть то, что кажется незыблемым. Но мы рожаем новых людей, которые приходят в этот мир, чтобы сделать его лучше. А это значит, что правила, которые мы сформулировали до момента взросления этих людей, могут быть изменены. 

***

Завершу наш сегодняшний разговор цитатой Астрид Линдгрен: «Для маленьких детей совершенно необходимо, чтобы жизнь шла по заведенному порядку, а главное, чтобы этот порядок завели они сами». 

И пусть эти слова сказаны великой сказочницей о маленьких детях. Сколько бы ни было лет нашим детям, любим мы их так же, как тогда, когда они впервые обняли нас своими нежными, пухлыми ручками и сказали: «Мамочка, ты у меня самая лучшая на свете!»

Подросток. Инструкция по применению — как пережить переходный возраст ребенка

Помогите Правмиру

Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.

Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!

Помогите нам быть вместе!

ПОМОЧЬ

Как приучить детей к порядку

Родители часто используют метод запугивания для того, чтобы дети приучились наводить порядок в своей комнате: «Если не уберешь игрушки, мы не пойдем в кафе», «Как тебе не стыдно, у тебя такой бардак в комнате». Этого делать ни в коем случае нельзя, иначе можно добиться обратного эффекта. Какие методы можно использовать, чтобы ребенку захотелось прибраться в своей комнате?

Если дети любят слушать, как родители читают им книжки, можно совместить уборку и чтение интересной истории

Например, мама читает дочке «Гарри Поттера», пока та складывает игрушки в коробку
Если ребенок отвлечется от уборки и будет слушать маму, сидя рядом, не стоит акцентировать на этом внимание. Продолжайте читать, и дочь через какое-то время снова займется своим делом, при этом слушая сказку.
Родители часто водят детей не только в садик/школу, но и отдают в спортивные, музыкальные, танцевальные кружки, также с раннего возраста практически все малыши начинают учить иностранные языки
Это обуславливается тем, что взрослым хочется дать ребенку как можно больше, чтобы эти знания пригодились в дальнейшем

С одной стороны, ребенок занят интересным делом, но, с другой, он очень устает. Если вечером, после напряженного дня, мама начнет заставлять его заниматься уборкой, он наверняка возмутится. В этом случае уборку лучше отложить на выходные. Даже если вас раздражает бардак в комнате сына или дочери, постарайтесь не обращать на него внимание, а в субботу или воскресенье посвятить какую-то часть времени на наведение порядка.
С маленькими детьми можно вместе придумать места, где должны находиться их игрушки и книжки. Соберите все игрушки в центре детской комнаты и предложите малышам самим разложить их по поверхностям и шкафчикам. Они будут чувствовать свою самостоятельность и ответственность за принятие решения

Родители не навязала им свое мнение, и это очень важно в становлении детской психики. Можно купить несколько ящиков для игрушек и подписать каждый: «Куклы», «Конструктор», «Пазлы» и т.д. Главное – не давить на детей, не заставлять раскладывать вещи по местам, а лучше сделать это вместе, в формате игры.
С радостью принимайте любую помощь, которую предлагают малыши

Довольно часто бывают такие ситуации, когда на предложение дочки помыть с мамой полы она довольно грубо отвечает: «Не надо, я сама все сделаю быстрее и лучше». Потом не стоит удивляться, что дочка не прикоснется к швабре в старшем возрасте. Пускай малыши разольют воду, когда будут возить тряпочкой по полу, но со временем они поймут, как мама моет полы, и с радостью примут участие в уборке.
Не навязывайте дочке/сыну свои понятия о чистоте. Ваш ребенок – личность со своим видением и характером. Возможно, ему комфортно, когда в комнате в хаосе разложены книжки, вещи, игрушки. Когда вы говорите: «У тебя все должно лежать на своих местах», тем самым, навязываете свое личное мнение. Вместо этого, предложите совместными усилиями придумать, как оптимизировать пространство в детской комнате. Обязательно выслушайте мнение дочки/сына и примите совместное решение

Главное – не давить на детей, не заставлять раскладывать вещи по местам, а лучше сделать это вместе, в формате игры.
С радостью принимайте любую помощь, которую предлагают малыши. Довольно часто бывают такие ситуации, когда на предложение дочки помыть с мамой полы она довольно грубо отвечает: «Не надо, я сама все сделаю быстрее и лучше». Потом не стоит удивляться, что дочка не прикоснется к швабре в старшем возрасте. Пускай малыши разольют воду, когда будут возить тряпочкой по полу, но со временем они поймут, как мама моет полы, и с радостью примут участие в уборке.
Не навязывайте дочке/сыну свои понятия о чистоте. Ваш ребенок – личность со своим видением и характером. Возможно, ему комфортно, когда в комнате в хаосе разложены книжки, вещи, игрушки. Когда вы говорите: «У тебя все должно лежать на своих местах», тем самым, навязываете свое личное мнение. Вместо этого, предложите совместными усилиями придумать, как оптимизировать пространство в детской комнате. Обязательно выслушайте мнение дочки/сына и примите совместное решение.

Пускай лучше в доме будет беспорядок и детский смех, чем стерильная чистота и испорченные отношения в семье. Относитесь ко всему с улыбкой, не злитесь, если малыш пролил сок или рассыпал крошки от печенья. Вместе займитесь уборкой, превратив ее в игру, и вы увидите, что ваш ребенок останется довольный. В мире нет идеальных людей, а беспорядок – точно не причина для того, чтобы ссориться.

Мне нравитсяНе нравится

Несколько способов превратить уборку комнаты в интересное для ребенка занятие:

  1. Нужен необычный хозяйственный инвентарь. Это может быть интересное ведро для уборки, например из-под мороженого, швабра может быть детской (стоит только немного укоротить ручку), водяной пистолет, наполненный чистящим средством, станет отличным инструментом для очищения стекол и зеркал, а носки, надетые на обе руки и немного смоченные водой, превращают вытирание пыли в необыкновенное приключение.
  2. Если детей несколько, то можно устраивать соревнования – кто уберет игрушки быстрее. Можно менять условия игры – определять предметы-помощники.
  3. Поощрять ребенка наградами за проделанную работу – завести кувшин с цветными бусинами или придумать какую-нибудь привилегию, например, выбрать блюдо для ужина, или разрешить лечь спать на час позже.
  4. Позволить ребенку самому определить, с чего начать и чем закончить уборку. Либо предложить ему карточки с заданиями на выбор. Только нужно обязательно придумать несколько забавных задач, для поддержания интереса к процессу.
  5. Родителям необходимо поощрять маленьких детей за сортировку и группировку белья для стирки или глажки, раскладывание ложек или вилок в ящички из посудомоечной машины и за другую небольшую работу. Нужно искренне хвалить, чтобы ребенок сам захотел еще раз помочь Вам.
  6. Вместо приказа используйте просьбу о помощи. Во время совместной уборки можно поговорить с ребенком о школе, о друзьях.

Как заставить ребенка убраться в комнате так, чтобы Вы не переделывали за ним эту работу снова? Во-первых, не нужно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет. А во-вторых, лучше всего приучить ребенка делать какую-то работу по дому с самого раннего детства. Если можно научить малыша читать или плавать, то так же он может научиться и пылесосить, мыть посуду и делать другие дела по дому. Когда он немного подрастет, тогда можно некоторые дела сделать его обязанностью (только не говоря этого, а как будто разделить зоны ответственности между членами семьи). В таком случае ребенок будет чувствовать себя взрослым и важным, раз ему поручили столь ответственное дело, даже если это будет поддержание порядка в собственной комнате.

Если хотите научить своего ребенка какому-нибудь делу, то сначала покажите сами как его выполнять, так постепенно он познакомится с различными видами работ по дому. Ваш ребенок в скором времени начнет самостоятельную жизнь – будет поступать в институт, устраиваться на работу, со временем женится – и он обязан знать, как вести свое хозяйство и содержать его в чистоте.

Как приучить детей к порядку и чистоте

Привлечь ребенка к уборке комнаты и привить ему навыки аккуратности будет намного легче, если опираться на природные психологические свойства малыша. Мы видим, что дети неодинаковые: один спокойно играет сидя на диване, другой выворачивает дома все шкафы и кладовки

Одному в качестве поощрения достаточно маминой похвалы, другому важно знать, «что он за это будет иметь»

Чтобы мотивировать ребенка убирать за собой и помогать маме, нужно знать, какое поощрение сработает и какое принуждение будет необходимой и достаточной мерой.

Как маленького ребенка приучить к порядку

Начинать приучать детей к чистоплотности намного легче в раннем возрасте. Примерно в 2-3 года дети сами с удовольствием подражают маме: возят тряпкой по столу, хватаются за веник, пытаются вымыть чашку. Этот момент можно и нужно использовать, поощряя ребенка

При этом важно учесть:

  • Если ваш малыш неторопливый, обстоятельный — не торопите и не подгоняйте его. Психика такого ребенка нацелена на качество: пусть повозится дольше, но сделает все идеально. В будущем это станет основой не только навыков аккуратности, но и развития психологических свойств малыша. При правильном воспитании такие дети во всем ориентируются на принцип чистоты, любое дело доводят до совершенства. Мотивирует их больше всего мамина похвала.

  • Если ваш малыш торопливый непоседа, хочет быть первым во всем — устройте соревнование. Кто первый сложит ложки и вилки на место? Кто первый отыщет, где прячется швабра? При воспитании такого ребенка учитывайте, что ему трудно оставаться на одном месте — намного проще двигаться: отыскивать, подавать и приносить вам нужную вещь. Мотивируют таких детей прогулки и походы в новое место, «призы» или небольшие подарки.

  • Если ваш ребенок — природный «вождь», то его лучше просить помогать. Дело в том, что такой ребенок не воспринимает давления и назиданий. Стремления стать первым у него нет — за ним и так сломя голову бегут все дети двора. Желания делать что-то аккуратно — тоже, это просто природный ураган. А вот внутреннее чувство милосердия — основа его психики. Если он реализует его, помогая маме, то дополнительные мотиваторы даже не потребуются.

ПОМНИТЕ: задачи по уборке должны соответствовать возрасту ребенка. 2–3-летний малыш не в силах вымыть пол, зато сможет полить цветы, вымыть в тазике пластмассовые игрушки, вытереть пыль. Принести и подать нужные маме вещи.

Беренстейн С., Беренстейн Дж. «Беспорядок в комнате»

В доме медведей везде царит идеальный порядок. Везде, кроме комнаты медвежат. Потому что малыши терпеть не могли прибираться и к тому же постоянно спорили, кому пора собирать игрушки или подметать. Можно сказать, беспорядок у них был не только в комнате, но и в отношениях.

Однажды у Медведицы лопнуло терпение, и она принялась сгребать всё, что было на полу, приговаривая «сейчас мы избавимся от мусора». Медвежата были ужасно недовольны, но всё кончилось хорошо – семейным советом, где обсуждали, как неудобен бардак, а затем проговорили правила уборки и хранения вещей.

Рекомендуемый возраст: от 3 лет.

Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой

Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:

  • Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.

  • Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.

  • Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1

Как приучить ребенка к порядку: советы психолога заботливым родителям

Нельзя кричать или наказывать ребенка физически ни за беспорядок, ни за другие оплошности. Это наносит непоправимый ущерб психике

Последствия могут быть разные: от мазохистических наклонностей у ребенка до развития психических аномалий развития.

Важно соблюдать баланс поощрения и наказания, причем и то и другое должно быть значимым. Наказание — отсутствие желанного поощрения

Какого — зависит от психики ребенка. Например, обстоятельного малыша не мотивируют подарки: он хочет быть лучшим сыном или дочкой, желает слышать одобрение и похвалу мамы. Нехватка похвалы уже достаточное наказание для него.

Поощрение и наказание должно учитывать возраст ребенка. Двухлетке можно сразу же дать поощрение за помощь маме. А первоклашке стоит выдать его за аккуратность в конце недели, если он его действительно заработал.Когда ребенка приучают к порядку, важно учитывать все его врожденные свойства. Например, есть дети, у которых очень чувствительный слух. Такой ребенок может лучше включиться в процесс уборки, если фоном звучит негромкая классическая музыка. А есть детки с особо чувствительным зрением, они стремятся к эстетике и красоте. Им важно показать, что чистота — это красиво: «Посмотри, какой блестящей и красивой стала посуда, когда ты ее вымыла!», «Смотри, твои игрушки засияли яркими красками после стирки. Красота!».

Когда родитель глубоко понимает все особенности психики ребенка, родительство приносит огромное наслаждение. Приучить малыша к порядку и привить любые другие полезные навыки вы сможете легко и быстро:

Корректор: Наталья Коновалова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: