Как читать с детьми священное писание. как говорить с детьми о боге

Распятие

И если жизненный путь Мессии может быть понятен ребенку, то такой термин, как «распятие» может вызывать множество вопросов. Чтобы внести ясность в повествование, стоит начать с того, что такое «распятие» почему Иисуса распяли.

Во время Миссии у Христа появилось много врагов. Они не хотели, чтобы Христос помогал людям, им нравилось радоваться жизни, в то время, как другие страдали. Это не нравилось Спасителю, и он продолжал помогать людям, которые его любили.

ИНТЕРЕСНО: Иконы с образом Иисуса Христа.

Но потом, злые люди стали рассказывать неправду про него. Они представили его преступником в глазах народа. И простые люди поверили им. Они перестали любить Иисуса, считая его преступником. Но он простил их и не пытался оправдаться. Он продолжал делать то, что делал всегда – помогать людям.

Но врагам этого было мало. Вранье дошло до главного судьи, который тоже поверил в это. Так было решено распять Христа. Распятие – это суровое наказание, которому подвергались только самые страшные преступники.

В итоге, Христос был распят на кресте, в руки и ноги Его были вбиты гвозди. На кресте он страдал. Но не плакал и не просил помощи. Он не злился на людей. Он был лучше своих врагов, которые оболгали его из-за зависти. Ведь они были злые и их никто не любил. А Иисуса любили все, потому что он был добрый.

Человек по имени Иосиф плакал, когда снимал с креста измученное тело Бога-Сына. По традиции, тело обвернули в белую ткань и уложили в каменный гроб в пещере. Такова была традиция, которой следовали люди того времени. Все желали ему только добра и поэтому закрыли вход в пещеру большим камнем, чтобы злые люди не приходили туда.

Иосиф любил Христа. Он был его учеником. То, что сделал, было запрещено законом. Преступников нельзя было хоронить. Но Иосиф знал, что его Учитель не преступник. Он лично организовал погребение, чтобы его душа приняла успокоение.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» — «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами. Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек. Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин — «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Возмущение неподобающей формой вопроса


Khuroshvili Ilya

Это тоже случается довольно часто: ребенок задает вопрос, облекая его в такие слова, которые родителям кажутся недостаточно благочестивыми или какими-то чересчур наивными, если не сказать идиотскими. Например: «а в раю будет гигантская клубника?», «а можно ли покрестить нашу кошку?», «а у Иисуса Христа была жена?» и так далее. «Да как ты смеешь такое произносить?!», «Да как у тебя язык повернулся такое сказать?!» — негодуют родители. А в результате у ребенка возникает недоверие к ним, он боится их спрашивать, чтобы не нарваться на упреки.

Доверительные отношения с ребенком — это самое главное, что родители должны беречь, взращивать и развивать. Ребенок должен всегда знать, что о чем бы он ни спросил, его не опозорят, а поддержат.

Разговор детей с Богом после рождения.

2.

Если Ты найдёшь мою варежку, прошу вернуть. Только честно. Аня, 3 кл.

3. (с)

Я пишу Тебе, а ответа все нет. Ленив Ты. Ларик, 2 кл.

4_mamamarinara

Синее небо, Господи, это когда у Тебя хорошее настроение?

5. Fernanda Fronza (с)

Следи за мной внимательнее, чтоб я чего-нибудь не вытворил. Алик, 1 кл.

6. (с)

Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб, начиная от бабушки и кончая слонами, все были счастливы, сыты и обуты. Тоня, 2 кл.

7. (с)

Почему мир без нежности? Лена, 1 кл

8. (с)

Почему, когда любишь, всё нравится, даже яичница? Степа, 2 кл.

9. (с)

Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать? Наташа, 2 кл.

10. Татьяна Тихомирова (с)

Вчера в садике объявили, что Ты есть. Здравствуй!

Продолжение следует

Похожие посты такие трогательные Детские мечты Самые важные правила детского сада» Улыбательные афоризмы про детей

Помните передачу «Устами младенца?» В ней был особенный герой — Марк Амодео, все замирали у телевизора, когда он давал определение какому-нибудь слову. Вот его рассуждение «Что такое характер?»)) Сразу захотелось вкусных пирогов с яблочком))

Дети и религия

То, что вы расскажите детям о религии и каким образом сделаете это, даст вашему ребенку определенные координаты, из которых можно составить мнение о картине мира

Это одна из причин, почему важно быть честным с детьми по поводу того, во что вы верите. Поэтому, прежде чем вы начнете обсуждать вопросы веры, обдумайте несколько основных вопросов самостоятельно: Верите ли вы в Бога? В загробную жизнь? Вы верите, что у человечества есть цель?

Отличается ли то, как вы отвечаете на эти вопросы для себя, от того, как вы отвечаете на них для своего ребенка? И если так, то почему?

Когда мы скрываем убеждения от наших детей, мы можем думать, что защищаем наших детей от сомнений, плохих поступков или дурного влияния; но гораздо чаще мы защищаем себя от неловкости, вины или смущения. И при этом мы рискуем сломать фундамент прочных, доверительных отношений с людьми, которые для нас важнее всего — с нашими детьми.

Сын подруги однажды удивил ее, спросив, правда ли, что «Бог умер на кресте». Она пояснила, что именно Иисус «умер на кресте» и что некоторые люди верят, что Иисус был сыном Бога. Затем ее сын спросил, верит ли она этому. «Я не хочу говорить тебе, во что я верю, — сказала она, — потому что я хочу, чтобы ты сам принял решение».

Ниже приведены некоторые идеи о том, как вы могли бы ответить на распространенные детские вопросы. Просто убедитесь, что, прежде чем использовать эти ответы, вы придумаете их самостоятельно и убедитесь, что вы с ними согласны. Не нужно заучивать стандартные ответы, просто говорите, как думаете. Задайте вопросы, покажите ребенку, что вы заинтересованы в том, что он думает. Признайте, что вы не все знаешь. И помните, краткость — ваш друг.

Главные факторы христианского воспитания

Для того чтобы привить малышу христианское мировоззрение, нужно четко понимать основные моменты религиозного воспитания, а именно можно выделить следующие:

  • искренность;
  • последовательность;
  • реальность;
  • личный пример;
  • молитва.

Дети любого возраста отлично чувствуют ложь, поэтому совершенно бессмысленно говорить о Боге, если самому в него не верить. Наверняка мы и сами можем вспомнить примеры взрослых людей, которые пытались внешне выглядеть благопристойно и духовно, хотя в них явно читалось полное внутреннее отсутствие веры. Какие чувства вызывают такие люди? Неприязнь, нежелание слушать, отторжение. Так же и дети — они обязательно увидят неискренность взрослого и не будут воспринимать сказанное.

Читаем Библию

Лучшим ответом на вопрос, как рассказать ребенку о Бога и Иисусе Христе, будет совет читать Священное Писание. Для дошкольников больше подходят детские издания с красивыми иллюстрациями, географическими картами и фотографиями различных библейских мест. Выберите книгу, одобренную Православной Церковью.

Школьникам и семьям с разновозрастными детьми пригодится неадаптированная Библия. Читать ее лучше регулярно, соблюдая несколько правил:

Собирайтесь на чтения ежедневно всей семьей.
Создайте торжественную обстановку, погасите свет, зажгите свечи.
Не затягивайте мероприятие. Десяти минут вполне достаточно.
Взрослым лучше заранее подготовиться к чтению, изучить святоотеческие толкования отрывка

Их живые описания смогут сделать эпизод более ярким и понятным для детей.
Обращайте внимание ребятишек на нравственный аспект прочитанного и связывайте его с обычной жизнью. Только избегайте нотаций

Вам нужно, чтобы ребенок захотел стать лучше, а не почувствовал себя самым плохим малышом на свете.
Разрешите детям задавать любые вопросы. Если не знаете, как правильно ответить на них, порассуждайте вместе. В крайнем случае, обратитесь к священнику или к другим достоверным источникам, но никогда не оставляйте вопросы без ответа.

Практические советы по христианскому воспитанию детей

Современное поколение верующих родителей — это, как правило, те люди, которые сознательно пришли к вере в зрелом возрасте. Длительный безбожный период привел к тому, что мало кто из нынешнего поколения имел возможность вырасти в христианских церковных семьях. К сожалению, традиция прервалась, и приходится практически с нуля возрождать христианство в отдельно взятой семье.

Для того, чтобы правильно начать с детьми разговор о Боге, нужно это делать только тогда, когда малыш готов вас слушать. Если он хочет в этот момент играть или смотреть мультфильм, то лучше дождаться более подходящего момента.

Важно! Самая главная задача христианского воспитания — привести ребенка к Богу. Но окончательное решение все равно всегда остается за ребенком, он сам должен выстроить свои личные отношения с Творцом

Именно поэтому нужно крайне аккуратно подходить к принуждению в духовной жизни. С одной стороны, малыш еще не обладает достаточной силой воли, чтобы жить духовной жизнью, и его нужно подталкивать. С другой стороны — чрезмерное понуждение рано или поздно приведет к отторжению и нежеланию общаться на религиозные темы. Поэтому задача родителей — найти золотую середину и мягко направить сына или дочь на путь к Господу.

Поскольку для детей очень важно общение со сверстниками, хорошо, когда есть верующие друзья или круг общения. Можно записать ребенка в православную гимназию, или воскресную школу при храме

В такой среде мальчик или девочка из верующей семьи не будет чувствовать себя изгоем, а будет находиться среди «своих».

Детская воскресная школа при храме

Родители всегда с готовностью должны отвечать на вопросы ребенка о Боге. Но ответы не должны быть слишком сложные, а должны соответствовать возрасту сына или дочери. С большим интересом дети слушают на ночь истории о жизни святых подвижников — такое чтение вполне способно заменить вечернюю сказку и дать ответы на многие духовные вопросы.

Говорить с детьми о Боге желательно в позитивном ключе, особенно в маленьком возрасте. Не стоит пугать малыша всеми небесными карами за непослушание, поскольку в таком случае Господь превращается в страшного карателя. Ребенок, возможно, и воздержится лишний раз от шалости, но любить Бога не начтет, а будет только лишь бояться его.

Со временем, когда дети немного подрастают, им полезно рассказать и о страхе Божьем, как начале премудрости. Только этот страх — это не опасение обязательного наказания за непослушание, а страх того, что своими плохими поступками мы сами себя отдаляем от Господа и потом страдаем. Такие вещи непросто понять совсем маленькому малышу, поэтому лучше отложить такой разговор на более сознательный возраст.

Поскольку семья является единым духовным организмом, невозможно воспитывать детей, не возрастая самостоятельно. Нет ничего страшного в том, что дочь или сын будут видеть родительское несовершенство в духовных вопросах. Если родители при этом будут искренне стремиться к Богу, то и дети рано или поздно обязательно пойдут за ними.

Видео-интервью с протоиреем Андреем Ткачёвым: как говорить детям о Боге

Чего нужно остерегаться

Мы выяснили, как рассказать ребенку про Бога, когда он мал. А теперь поговорим о проблемах, с которыми могут столкнуться родители:

  1. Если вы растите ребенка в православии, то вам самим придется разбираться с вопросами веры и строить свою жизнь в соответствии с заповедями. А это требует от родителей серьезных усилий.
  2. Малыши, как и взрослые, не всегда хотят работать над собой. Им проще отвернуть икону к стене и стащить конфету, чем справиться со своим желанием. От родителей требуется много терпения и такта, чтобы побудить чадо к послушанию и научить бороться с дурными помыслами при помощи молитв.
  3. Иногда детей принуждают к хорошему поведению, пугая гневом Бога или рассказывая про бесов. В результате малыш не столько любит, сколько боится Создателя, а ночью ему снятся жуткие кошмары с дьяволом в главной роли. Оградить своего ребенка от запугиваний — важная задача любящих родителей.
  4. Попытки наставить товарищей на верный путь могут привести к конфликтам в детском саду и школе. Поэтому нужно говорить с детьми о терпимости. Крестик нельзя никому показывать. Вера — это очень интимное дело, неправильно бравировать ею перед другими людьми, выставлять напоказ, хвалиться.

Нужна ли религия ребенку?

Я сам — атеист, жена моя крещеная, но мы оба считаем, что лет до 10 ребенку незачем голову забивать религиозными бреднями. Объяснить все эти чудеса малышу сложно. Много жестокости в текстах библии, распятие одно чего стоит. Мальчик у нас впечатлительный, потом будут кошмары сниться тема о снах! Или ударится в фанатическое служение — кому это в 21 веке надо? Подрастет — сам решит, во что верить. В 4 года вполне достаточно деда Мороза и Снежной Королевы. Мы не религиозные фанатики, но люди крещеные. Не могу сказать, что беспрекословно соблюдаем все предписания, праздники и посты. Но с основами христианской религии мои дети знакомы с младшего дошкольного возраста. Периодически (раз в месяц-два) мы ходим в церковь. Если повезет — службу стоим. Нет — просто дышим ладаном и воском, свечи ставим, записочки пишем. Иногда дети задают мне серьезные вопросы: о душе, о смерти, о жестокости. Здесь на помощь мне приходят религия с её иносказательными притчами. Ребята понимают в силу своего возраста. Уверена: религиозное (или хотя бы — околорелигиозное) воспитание обогащает личность ребенка!

Как познакомить детей с религией?

Главный вопрос: не «как?», а «зачем?» И я считаю — незачем. Взрослым станет — со всем познакомится сам. А пока все эти отжившие правила, посты да коленопреклонения, отвлекают ребенка от игр, учебы и позитивного познания мира. Висит крестик у него на шее, церковь от магазина как здание отличить он может — вполне для «первого знакомства» достаточно. Начните с малого, потихоньку, без принуждения, давления и желания охватить все сразу. Почитайте истории из детской библии с красочными иллюстрациями, сводите ребенка в церковь «на экскурсию» — как в музей. Обсудите особенности музыки, пения, картин (икон и фресок) на стенах. Немножко расскажите о праздниках и старинных традициях, о святых. Пусть ребенок носит крестик не как «бусики», а сознательно, с уважением. Как-нибудь сходите в воскресную школу, если ребенок к этому готов по возрасту. Или побеседуйте с батюшкой — в этом нет ничего страшного! И вообще: учите малыша основам христианской морали и добродетели — это общечеловечесие ценности, они не устареют никогда!

Водить ребенка в церковь или не водить, читать перед сном библию или Чуковского — выбор родителей. И все же религия — часть человеческого существования, наряду с историей, искусством, наукой. Стоит ли обеднять внутренний мир малыша, ограничивая его знакомство с миром?

 Загрузка …

Воскресение Христово

На следующее утро, девушка по имени Мария Магдалина, которая любила Господа, пришла к пещере. Она увидела, что кто-то отодвинул камень и теперь проход туда был открыт. Она поспешно проникла в пещеру. Подошла к гробу, где должен был лежать Спаситель, но его там не было. Куда же пропал Иисус?

Девушка стала плакать. И внезапно увидела двух юношей. Они были одеты в белые одежды и сидели в месте упокоения Его.

Они спросили:

– Девушка, к чему твои слезы?

– А как мне не плакать, если вчера умер самый лучший человек на земле, а сегодня кто-то унес Его тело? – произнесла сквозь слезы безутешная Мария. Она еще никогда не видела Ангелов, а юноши были Ангелами.

Позади она услышала приближающиеся шаги. Дева обернулась и увидела незнакомого человека. Она тут же разозлилась, потому что после нее никто в пещеру не заходил.

Она обратилась к нему со словами:

– Это ты забрал Его? Рассказывай, куда ты унес Его!

Мужчина произнес:

– Мария!

И тут девушка признала Его. Это был Иисус, ее Учитель. Только вот не похож был Он на того измученного Христа. Перед ней стоял сильный, здоровый мужчина. Значит, он жив!

– Иди и расскажи, что ты видела остальным!

Девушка выбежала из пещеры и направилась в город с улыбкой на лице. Войдя в дом, где горевали Его ученики, она с неподдельной радостью сообщила:

– Перестаньте плакать! Спаситель воскрес!

РЕКОМЕНДУЕМ: Благодарственная молитва Господу Богу за все.

Вопросы священнику
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста как объяснить ребенку, что Мария Магдалина была блудницей? Стоит ли вообще затрагивать такую сложную тему с ребенком? У него возникают вопросы, а лгать касательно нее не хочется. Малышу 5 лет. Для ребенка еще рано знать такие подробности. Рассказывать об этом следует ближе к зрелому возрасту. А для начала, скажите, что Мария Магдалина была плохой женщиной, но после встречи с Христом стала меняться в лучшую сторону и стала хорошей. Думаю, этот ответ удовлетворит ребенка.

У нас крещеный сын. Постоянно носит крестик. Ему 7 лет. В последнее время, он стал внимательно разглядывать его, а вчера подошел и сказал: «Мама, у меня на крестике уставший дядя, это кто?». Я могла бы ответить, что это Христос, но, прошу, дайте рекомендации, как лучше это сделать? : Вопрос вашего ребенка закономерен. Все дети рано или поздно задаются им, так как любознательны от рождения. Предлагаю сделать так, как вы хотели. Расскажите немного о Христе, почему он измучен. Затроньте тему распятия. Так малышу станет понятно, отчего Бог-Сын страдает.

Вчера после школы, наш первоклассник стал расспрашивать про распятие. В школе проходил тематический урок, рассказывали про жизненный путь Христа. Наше чадо заявило, что Иисус был преступником, вот поэтому Его распяли на кресте. Мы с мужем боимся за нашего ребенка, у него складывается неправильное понимание вещей. Что делать? Вообще, раз в школе прошел тематический урок, то там все должны были подробно объяснить. Если этого не случилось, то поговорите с малышом. Ваша задача объяснить ему, что Христос не преступник, его оболгали и сделали таковым. Для ясности примера предложите ребенку вспомнить, а его когда-нибудь обманывали, чтобы о другом человеке (или о нем) думали плохо. Думаю, он сам сможет сделать выводы и понять, что Иисус не преступник.

Сегодня днем мой отец, дедушка моей дочки скончался. Еще не рассказывали об этом, но дочка начинает догадываться. Мы с женой понимаем, что разговор нужно провести, но не знаем как. Пожалуйста, дайте совет! Дочка очень любила дедушку. Летом они планировали поехать в лес за земляникой, она очень этого ждет, а мы не знаем, как сообщить ей, что никуда она не поедет. Дочке 9 лет. Сочувствую вашему горю. Утрата близких людей всегда неожиданна, особенно для детей. Они переживают подобное тяжелее, чем взрослые. Беседа должна состояться! В качестве примера можете провести аналогию с Воскресением Христа. Расскажите ей об этом сюжете. Она должна понять, что человек не умирает навсегда. Он всегда в сердце тех, кто помнит о нем. Он никогда не погибнет, а если жить праведно, четно и по совести появится шанс встретиться с ним снова.

Что говорить ребёнку о смерти

Разумеется, никаких конкретных рекомендаций мы дать не можем. Всё зависит от ситуации, возраста, особенностей ребёнка и ваших с ним отношений. Поэтому ограничимся тезисами, которые могут быть уместны.

  • Смерть — это правило. Всё живое когда-нибудь умрёт, без исключения.‍
  • Смерть необратима. Мёртвого человека никак нельзя вернуть к жизни. Невозможно пообщаться с тем, кто умер.‍
  • Мёртвый человек ничего не чувствует, ему не больно и не страшно.‍
  • Никто не может точно сказать, когда умрёт. Но я уверен, что с нами это случится ещё очень нескоро.‍
  • Смерть — это трагедия. Горевать о потере того, кого ты любил, можно и нужно. Каждый имеет на это право.‍
  • Умершие живут в памяти тех, кто их знал. Их слова и поступки могут помогать нам, даже если их самих больше нет рядом.‍
  • В смерти нет ничего красивого.‍
  • Смерть — это не конец. Вряд ли кто-то знает наверняка, что ждёт нас после смерти. На этот счёт есть много теорий. Ты можешь выбрать, во что верить.‍
  • Когда умирает старое, рождается новое. За смертью всегда следует жизнь.‍


Сад смерти. Хуго Симберг. 1896

Разговоры о смерти близкого проводите в тесном контакте. Обнимайте ребёнка, держите за руку, гладьте. Любящие объятия — единственное, что может хоть как-то смягчить удар.

Нет смысла прятать от ребёнка собственное горе. Напротив, ваша скорбь поможет ребёнку понять, что горевать — это нормально. И всё же, если вы пока не чувствуете душевных сил, чтобы начать этот разговор, позаботьтесь сперва о себе. В такой трудный момент ребёнку нужен рядом уверенный взрослый. Если вопросы ребёнка причиняют вам слишком сильную боль, попросите сначала поговорить с ним кого-то из родных или друзей, кто менее вовлечён в трагедию. Но это обязательно должен быть важный для ребёнка взрослый, которого он давно знает и ценит.

Иногда взрослые пытаются «подсластить пилюлю» и сделать для ребёнка в этот день что-то особенное — что-то подарить, накормить праздничной едой, сводить на развлечения. Этого делать не стоит: у ребёнка могут сложиться неприятные ассоциации с определённым местом, вещью или блюдом, это может служить поводом для страхов. Либо спустя время он будет винить себя, что беспечно наслаждался жизнью в тот трагический день.

Учеба на примерах

«Старшие дошкольники могут с родителями изучить Десять заповедей, – подчеркивает Тамара, – причем взрослые должны на жизненных примерах помочь разобраться с каждой из них.

Например, о грехе воровства можно порассуждать на примере истории из жизни мальчика Славика.

«Как-то Славик шел из детского сада со своим младшим братом Олегом. Был вечер, и ему очень хотелось кушать. А вот и киоск с пирожками. Продавщица была занята пустыми ящиками. Славик, оглядываясь, начал класть пирожки в карманы. Хотел один взять, но ведь никто не видит, взял несколько штук.

По светлой тропинке идти не захотел. Вдруг Славик увидел отца, шедшего навстречу. Славик споткнулся и упал. Пирожки рассыпались. У Славика были испуганные глаза. Подошел отец и спросил: «А почему ты пирожки положил в карман, а не в пакет?» Мальчик покраснел. Ему нечего было сказать.

Славик понял свою вину. Ему стало очень стыдно. Он побежал к продавщице, извинился и отдал ей деньги за пирожки. Но на сердце оставалась тревога: а если кто-то узнает?»

Вместе с ребенком проанализируйте эту историю. Задайте вопросы:

– Славик, оглядываясь, начал складывать пирожки в карманы. Почему он оглядывался? (боялся, что его воровство увидят).

– По светлой тропинке идти не захотел. Почему? (чтобы никто его не увидел)

– Вдруг Славик увидел отца, который шел навстречу. Мальчик споткнулся и упал. Отчего это произошло? (страх)

– У Славика были испуганные глаза. Чего он испугался? (что отец все узнает)

– Славик покраснел. Что заставило его покраснеть? (совесть, стыдно)

– А бывает ли вам стыдно? Когда?

– Что сделал Славик? (украл, обманул).

Вывод: «Никогда не воруй, помни, что это – грех. Непослушание, обман, жадность – это тоже очень плохие поступки, грехи. Даже если вас никто из людей не видит, Бог видит. И Он наказывает».

Переоценка своих познаний


Swansea Photographer

Бывает, однако же, и так, что родители непоколебимо уверены, что уж они-то все о Православии знают и на любой вопрос могут ответить безошибочно. Отвечают детям сходу — и отвечают неправильно, их ответы не соответствуют церковной традиции. Отвечают, основываясь на каких-то стереотипах, бытующих в околоцерковной среде, на каких-то слухах, бездумно повторяют чьи-то слова.

Особенно часто это бывает с вопросами церковной жизни, стоящими сейчас особенно остро, будоражащими общественное сознание. Например, что считать ересью? Ересь ли экуменизм? И родители, которые борются с этой ересью на просторах интернета, соответствующе и отвечают своим детям, не доверяясь мнению священников.

Между тем очень важно, чтобы ребенок понимал: у него есть семья, но есть и храм, есть и духовник, есть и приходская община, и не надо замыкаться (в том числе и со своими вопросами) только в границах семьи. Естественно, я имею в виду ситуацию, когда внимательный духовник, здоровая община (а таких все больше)

Если же родители замыкают ребенка на себя, то когда он вырастает, когда ему исполняется 14-15 лет, когда родительский авторитет падает — он остается со своими вопросами один на один. Родителей он уже не спрашивает — не доверяет, а больше рядом никого нет.

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Религия — это всегда уважение
к традиции, поэтому в отношении 
религии к семье заметен отзвук
предыдущей религии и культуры. Чем 
древнее традиция, тем более древние 
вещи будут для нее предыдущими.
В иудаизме видны следы матрикультуры,
в исламе — патриархат, в христианстве
появляется детоцентризм. А что сейчас?
И что у нас? 
 
В стране происходит небывалое смешение
культур и осколков традиций, небывалое
возрождение христианства. Тысячи людей
прошли и проходят курсы йоги и тантры
всевозможных направлений, группы, в которых
изучаются китайские, индийские, тибетские,
африканские, южно-американские, древне-русские
духовные, телесные и сексуальные практики.
Таких людей так много, что это уже — часть
культуры. По моим ощущениям, российский
вариант постмодернизма — смесь православия
с индуизмом и острой приправы из всего
вышеперечисленного.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: