Таблица спряжения глаголов

Порядок определения

Существительные имеют постоянный признак, они относятся к какому-либо одному роду, что является базой для установления типа склонения. 

Род – постоянный признак, он определяется путем замены конкретного существительного личным местоимением: 

  • слова, заменяемые в начальной форме (в И. п. ед. ч.) местоимением «он», относятся к мужскому роду; 
  • местоимением «оно» – к среднему;
  • «она» – к женскому. 

Примеры: дядя, юноша, конь, снег, Николай Иванович, Сергей, Петров, гербарий, лицей, конвой, каравай (он) – мужской род; убежище, логово, наводнение (оно) – средний; дочь, дочка, сестра, лекция, Анна Ивановна, Ирина, Сидорова (она) – женский. 

Чтобы узнать, к какому склонению относится существительное, нужно:

  • поставить его в начальную форму;
  • определить род;
  • найти окончание.

Проверим действие алгоритма, взяв слово из предложения «По улиц(е/ы) шёл пешеход».

Начальная форма «улица», заменяется местоимением «она», значит, относится к женскому роду; имеет окончание «-а», так как во мн. ч. эта морфема меняется на «-ы». Следовательно, относится к I склонению. Шёл (по чему?) по улиц(е/ы). Отвечает на вопрос Д. п., а у существительных первого склонения в этом падеже окончание «-е». Пишем – по улице.  

Есть и другой способ, помогающий не допустить ошибки в безударном падежном окончании. В нём используется опорное слово, у которого флексия всегда находится в сильной позиции – всегда ударная.

Например, в существительном «игра» в ед. ч. ударение всегда падает на окончание, и гласная в окончании произносится отчетливо. Это слово первого склонения. Его окончания соответствуют окончаниям всех слов, относящихся к первому типу формоизменения. По нему можно ориентироваться, какую безударную флексию писать в том или ином косвенном падеже.

Пример: в игре́ (П. п.), следовательно, во всех существительных I скл. тоже «-е» – в шля́пе, в ку́хне, на вера́нде, в ко́мнате и т. п.

Первое

Если в процессе выполнения данного алгоритма действий окажется, что существительное мужского или женского рода имеет в форме И. п. ед. ч. флексию «-а/-я», то оно относится к первому типу склонения.

Особенность первого типа склонения заключается в том, что существительные на «-ия» в Д. и П. п. п. ед. ч. имеют окончание «-и», а не привычное «-е»: (чему?) революции, (о чём?) о революции.

Второе

Все остальные существительные муж. рода, не относящиеся к первому типу, и существительные ср. рода на «-о/-е», обладающие способностью менять свою форму, относятся ко II склонению.

Существительные на «-ий» муж. р. и ср. на «-ие» в П. п. ед. ч. оканчиваются на «-и», а не на «-е»: (о чём?) об алюминии, о склонении.

Третье

К III типу относятся существительные жен. рода с мягким знаком (Ь) на конце слова, имеющие нулевое окончание.

В косвенных падежах (Р., Д., П.) этой группы слов нет окончания «-е», только – «-и». 

Как определить спряжения русских глаголов

Информация о грамматических особенностях русского языка полезна не только для школьников, но и для всех людей, чья грамотность не доведена до уровня автоматизма.

Даже взрослые не всегда помнят, что такое спряжение глаголов, как и почему используется это понятие. Самое время освежить в памяти эти правила времён пятого-шестого класса.

Что такое спряжение

Спряжение глагола — это постоянное грамматическое свойство этой части речи, которое представляет собой систему изменения формы глагола в настоящем времени, в зависимости от чисел и лиц.

В русском языке есть два типа спряжений, которые так и называются — первое и второе (обычно обозначаются римскими цифрами I и II).

По общему правилу, спряжение определяется по окончанию глагола. Если окончание безударное, спряжение устанавливается по суффиксу неопределённой формы слова. У глаголов в прошедшем времени спряжение отсутствует.

Правила определения спряжений

Определение этого глагольного свойства важно для того, чтобы правильно писать гласные буквы в окончаниях глаголов

Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает

Спряжение глаголов по личным окончаниям

Глаголы первого спряжения:

Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры

Лицо Окончание единственного числа Окончание множественного числа Примеры

Глаголы с приставкой «вы-«

Определить спряжение в таком случае можно, отбросив приставку, по оставшемуся слову в обычном порядке, например, от слова «выстоять» получается «стоять» — «стоишь». Глаголы «стоять» и «выстоять» — это второе спряжение.

Если приставку отбросить нельзя, например, в слове «выключить», её заменяют другой приставкой — «отключить», «заключить», и определяют спряжение по личностному окончанию. «Заключишь» — это второе спряжение, значит, глагол «выключить» — тоже.

Непереходные глаголы с приставкой вы- изменяются по правилу первого спряжения (выздороветь — выздоровеет).

По правилу, для определения спряжения нужно брать инфинитив того же вида глагола, в которой стоит личная форма:

Общее правило определения спряжения указано в таблице ниже.

I спряжение II спряжение

Исключения

Глаголы-исключения — это вышеуказанные одиннадцать слов, которые относятся ко второму спряжению, хотя имеют окончания первого.

При спряжении этих глаголов по лицам и числам следует обращать внимание на их личностные окончания. Аналогично, глаголы «брить» и «стелить» — исключения в первом спряжении, ведь они имеют окончание второго

Эти слова нужно просто запомнить, чтобы употреблять в окончаниях правильные гласные.

Кроме того, существует ещё две группы нетипичных глаголов в русском языке — разноспрягаемые и глаголы особого спряжения.

Разноспрягаемые имеют окончания и первого, и второго спряжения: это слова «бежать», «чтить», «хотеть», «дать, «брезжить». «Чтить» в третьей форме имеет два вида: «чтят» и «чтут». В одних формах эти глаголы дают при спряжении окончания первого (чаще в единственном числе), а в других — второго спряжения (обычно во множественном числе).

Например, слово «дать» имеет окончания двух спряжений в разных лицах и числах: он даёт, ты даёшь, я даю, они дают, вы даёте, мы даём.

Особое спряжение имеет необычные окончания в единственном числе, а во множественном глагол меняется либо по правилу второго спряжения, либо по правилам первого и второго. Примеры: ем, ешь, ест, едим, едите, едят; дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Глаголы в прошедшем времени, сослагательном и изъявительном наклонении не имеют личных окончаний: читал — прочитал, читал бы — прочитал бы. Повелительное наклонение даёт личные окончания только глаголам во втором лице: читай, прочитай.

Существуют также недостаточные глаголы, которые не ставятся в единственное число в первом лице: убедить, победить, басить, висеть.

Они употребляются с дополнительными глаголами или вообще в связке «дополнительный глагол + существительное, близкое по смыслу», например, одержу победу, вынужден висеть, буду побеждать.

Как быстро выучить

Чтобы легко выучить, запомнить и пользоваться правилом спряжений, для начала нужно понять основной принцип — существует два общих спряжения, потому что существует два типа окончаний у глаголов (если не говорить об исключениях).

Все глаголы были поделены на две основные группы по спряжениям для удобства. Выявив общие окончания для каждого типа, люди дифференцировали их на первое и второе спряжение.

Запомнив лёгкие правила спряжения, выучив слова-исключения, взрослым и детям будет проще не допускать ошибок в окончаниях глаголов в письменной или устной речи.

-й определения спряжения

Во втором способе, мы будем определять спряжение по ударному окончанию.

Ударные личные окончания не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу.

  • Смеяться — смеёшься — смеётся — смеются — I спряжение
  • Сидеть — сидишь — сидит — сидят — II спряжение

Примечание: По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя:

  • жить, живёшь, живёт, живут (I спр.);
  • греметь, гремишь, гремит, гремят (II спр.).

Помимо глаголов I и II спряжений, в русском языке есть глаголы, не относящиеся ни к одному из них — это разноспрягаемые глаголы и глаголы особого спряжения.

Примеры и упражнения для самоконтроля

В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.

Задание для самоконтроля №1

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.

Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.

Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Объяснение:

Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр. Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр. Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр. Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр. Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр. Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр. Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр. Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр. Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр. Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр. Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.

Задание для самоконтроля №2

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.

Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.

Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).

Задание для самоконтроля №3

Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.

Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.

Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.

Задание для самоконтроля №4

Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.

Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует. Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.

Задание для самоконтроля №5

Вставить пропущенные буквы в текст.

Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).

Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.

Времена глагола

Глагольное время отображает соотношение производимого действия, описываемого глаголом, с моментом, когда оно осуществляется.

В русском таких времён выделяют три, они представлены в таблице:

Прошедшее отвечает на вопросы «что делал? что сделал?»
Настоящее вопрос «что делает?»
Будущее вопросы «что сделает? что будет делать?»

В относительно нечастых ситуациях исходной точкой для обозначения глагольного времени вместо момента речи являются какие-либо другие отправные пункты, в частности, момент прочих действий, о которых говорится в предложении. Такие случаи называют относительным использованием времён.

В изъяснительных (дополнительных) придаточных составляющих сложноподчинённого предложения глагольные времена применяются, исходя от соотношения с моментом выполняемого действия основной части, например: Виктор сказал, что сумел (умеет, сумеет) отремонтировать телевизор и теперь его включит.

В данной ситуации роль грамматической точки отсчёта выполняется словом «сказал», расположенным в основной части предложения. Действие его из второстепенной половины выполняется именно по отношению к нему. «Сказал, что умеет»: слово «умеет», находящееся в настоящем времени, означает, что время совпадает не с конкретным моментом речи, а с временем действия, выражаемого словом «сказал».

Категорией времени могут обладать исключительно изъявительные наклонения, они прочно соединены с видовой категорией. У глаголов несовершенного типа присутствуют все три возможных временных формы, например:

  • передаю;
  • передавал;
  • передам.

У глаголов, относящихся к совершенному типу, смысл заключается в обозначения таких функций, которые ограничиваются каким-либо пределом.

Исключение из исключений

Есть и другие исключения. Их представители похожи на примеры разноспрягаемых глаголов тем, что непонятно, куда их отнести. Но в отличие от своих нестандартных собратьев, для них не предусмотрено никакого места в системе.

Они меняют свои окончания, как им вздумается. Считается, что это наследие древних времен, когда все было не так, как сейчас. Остается только один способ писать их правильно: запомнить, затвердить, заучить.

Есть мнемоническая подсказка, которая поможет запомнить два исключения. В школе учат тому, что глагол “дать” отдает все гласные из окончаний. А про второго дружка из этой парочки — “есть” — говорят, что он их съедает.

И, конечно, оба глагола имеют производные формы: “создать”, “доесть”, “переесть”, “выдать”. Они тоже выпадают из всех правил. Их называют глаголами с особой системой окончаний.

Как определить спряжение глаголов с безударными окончаниями

Чтобы узнать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями, необходимо глагол поставить в форму инфинитива (неопределенной формы) и по суффиксу инфинитива определить спряжение глагола.

Глаголы первого спряжения представлены:

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

Разноспрягаемые глаголыГлаголЛица глаголовЛичные окончания глаголовКак определить время глагола?

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на -еть (кроме семи глаголов исключений 2 спряжения);
  • глаголами, оканчивающимися на -ать (кроме четырех глаголов исключений, относящихся ко II спряжению);
  • тремя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ить (зиждиться, стелить, брить);
  • всеми глаголами, оканчивающимися на -оть, -ёть, -уть, -ють, -ыть и др. (обуть, полоть, смолоть).

Глаголы второго спряжения представлены:

  • глаголами, в неопределенной форме оканчивающимися на-ить (все кроме трех глаголов исключений 1 спряжения);
  • семью глаголами исключениям. оканчивающимися на -еть (видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, смотреть, вертеть);
  • четырьмя глаголами исключениями, оканчивающимися на -ать (дышать, слышать, гнать, держать).

Разноспрягаемые глаголы

Важно знать, что есть ещё и непослушные глаголы. Они не хотят подчиняться правилам ни I, ни II спряжений

Эти слова-глаголы можно наблюдать с окончаниями как с буквой е, так и с буквой и.

Поэтому их не заселяют ни в одну из комнат спряжений, а выделяют в отдельную группу. Эту группу заселили в комнату №3 и назвали разноспрягаемыми.

Как видим, в разноспрягаемых глаголах нельзя вывести при спряжении какую-либо закономерность. При написании таких глаголов надо быть очень внимательным, чтобы не допустить ошибок.

Итак, возьмём на заметку

Зная как написать в разных по спряжению глаголах окончания, слова-исключения и разноспрягаемые глаголы письменная речь станет намного грамотнее и красивее.

Глаголы с «изюминкой»

На этом перечисление «своенравных лексических элементов» не заканчивается. Дополняют список следующие части речи:

  1. Имеющие особые окончания: дать, есть. Наглядно это выглядит так: ем (я) – едим (мы); ешь (ты) – едите (вы); ест (он) – едят (они); дам (я) – дадим (мы); дашь (ты) – дадите (вы); даст (он) – дадут (они). Аналогично изменяются и их производные формы, полученные приставочным способом (задать, создать, поесть и т.д.).
  2. Слово «чтить» примечательно тем, что в 3-ем лице, мн. ч. проявляет универсальность. Оба окончания правомерны: чтут или чтят .
  3. Своеобразно слово «блестеть», которое имеет по 2 правильных варианта: (мы) блестим и блещем, (ты) блестишь и блещешь, (он) блестит и блещет.
  4. Следующие исключение: «брезжить». Согласно правилу образования причастий, к глаголам 2-го спр. добавляется суффикс -ащ или -ящ, а к представителям первого – суффикс -ущ,-ющ. Значит, надо писать «брезжащий»? Нет! Верным является только вариант «брезжущий», несмотря на то что «брезжить» относится к классу 2-го спряжения.
  5. В русском языке до сих пор употребляется архаичное «быть», которое спрягается только в форме б. вр.: буду – будем, будешь – будете, будет – будут. В н. вр. эта лексическая единица превращается в слово «есть» и практически не спрягается. В речи встречается только в 3-ем лице ед.ч. Например: скумбрия есть морская рыба. У философов ещё можно встретить давний вариант использования «быть» в виде слова «суть», но только в 3-ем лице мн.ч..

Например: захотеть, перебежать. Но это ещё не всё.

Следует указать на «индивидуалистов», имеющих только им присущие, изменяемые формы: дать, есть, создать, чтить, быть, брезжить. Для грамотного написания и произношения таких слов, их спрягаемые формы следует запомнить.

Спряжение глаголов в русском языке: таблица-памятка с примерами

Школа ― удивительное место, где ежедневно дети развиваются во всех направлениях: от естественнонаучного до классического гуманитарного. И уже к четвёртому классу, то есть к концу младшей – началу средней школы они должны отлично разбираться в словообразовании.

Тем более, что в языке возможно словоизменение по самым разным грамматическим свойствам, от времён до родов. Учителя на занятиях дают знания про спряжение глаголов в русском языке. А ребята с помощью этой статьи смогут использовать таблицы-памятки для успешной систематизации учебного материала или его самостоятельного изучения.

Категория спряжения

Что вообще такое спряжение глаголов? Само по себе «спрягать» означает «сочетать» или «соединять». Если объяснять максимально доступными, несложными словами, то спряжением называется своеобразная и при этом имеющая свои закономерности система, в соответствии с которой происходит словообразование.

Ученики 5-го класса должны знать, что всего можно выделить изменение глаголов двух видов ― первого и второго. Для того, чтобы научиться их определять, нужно выучить некоторые базовые правила. Без них изучать эту тему дальше нет никакого смысла.

Правило первое

Глаголы 2-го спряжения обычно заканчиваются на «-ить». Тут есть два исключения: «брить» и «стелить». По приобретаемым личным окончаниям их относят к первому типу.

Правило второе

Инфинитив глаголов первого спряжения заканчивается на «-ать/еть», «-уть/ють», «-ыть/ять», «-ть». Как вы уже знаете, к этой же группе принято относить исключения из правила №1. Глаголы второго спряжения включают 7 слов, имеющих окончание «-еть», и четвёрку, оканчивающуюся на «-ать».

Для того, чтобы было проще выучить эти одиннадцать слов, можно воспользоваться удобной иллюстрацией, расположенной ниже. Заучив этот рифмованный текст, школьники забудут о проблемах с запоминанием исключений:

Ударные окончания

Как определить спряжение по ударному окончанию ― это первый момент, с которым дети столкнутся на уроках по теме «Спряжение глаголов». Для того, чтобы в них разобраться, надо попробовать изменить слова так, как показано в схеме:

Определяем спряжение глаголов с безударными личными окончаниями

Группу легко распознать по неопределенной форме, отвечающей на вопрос «что делать?», «что сделать?». Младшеклассники уже понимают, что речь тут идёт об инфинитиве. В случае с безударными окончаниями, нужно внимательно посмотреть также на суффикс данной формы.

Определяем спряжение на примере таких глаголов, как «читать», «блестеть»:

Разноспрягаемые слова

Глаголы, изменяемые по правилам, но при этом имеющие окончания 1 и 2 спряжений, называют разноспрягаемыми. В эту группу входит ограниченное число слов, среди которых – «хотеть» и «бежать». Полный список включает в себя также слова, являющиеся производными от основных: захотеть, перехотеть, забежать, добежать, убежать и так далее:

Важно различать разноспрягаемые слова и те, у которых особая система окончаний. Вне стандартных правил изменения стоят глаголы «есть» и «дать», которые, хотя и изменяются иначе, но не являются при этом разноспрягаемыми

Их окончания вообще нельзя отнести к какому-либо спряжений из двух имеющихся:

Таблица спряжения глаголов

С помощью удобных таблиц пятиклассник сможет структурировать полученные в школе материалы и полноценно осознать тему. Под звёздочкой располагаются те слова, которые называются исключениями:

1 СПРЯЖЕНИЕ: ПРИМЕРЫ ГЛАГОЛОВ
Число Я, мы Ты, вы Он, она, оно, они
Единственное Танцую Брею Танцуешь Бреешь Танцует Бреет
Множественное Танцуем Бреем Танцуете Бреете Танцуют Бреют
2 СПРЯЖЕНИЕ: ПРИМЕРЫ ГЛАГОЛОВ
Число Я, мы Ты, вы Он, она, оно, они
Единственное Клею Верчу Клеишь Вертишь Клеит Вертит
Множественное Клеим Вертим Клеите Вертите Клеят Вертят

Применяя в учёбе таблицы для определения первого и второго спряжения глаголов, списки, иллюстрации, школьники легче усваивают материал.

Эти знания, несомненно, пригодятся в старшей школе, на различных конкурсах, специализированных олимпиадах по языку. Кроме того, ребёнок научится самостоятельно выстраивать процесс обучения, использовать наглядные пособия для выполнения домашних и дополнительных упражнений.

Наклонение глаголов

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Например: «Вчера мы были у бабушки»; «Солнце погаснет через 5 миллиардов лет».

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица «бы». Например: «Собеседник не понял бы нас, если бы мы говорили на русском»; «Я был бы рад с вами увидеться»

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника. Например: «Быстро успокойся»; «Попросите Андрея Ивановича зайти ко мне».

Читайте подробнее: Наклонение глаголов в русском языке — изъявительное, повелительное и условное

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

  • я (что делаю?) играю;
  • ты (что делаешь?) играешь;
  • он, она, оно (что делает?) играет.

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Заключение

Как можно увидеть, определить спряжения глагола несложно, недаром это правило ученики проходят ещё в начальной школе. Зато эти знания позволят правильно писать личные глагольные окончания, что просто необходимо для человека, желающего обладать грамотной письменной речью.

Склонение и спряжение – разные языковые категории, по которым определяют особенности изменения падежных окончаний имен существительных и личных форм глагола в настоящем и будущем времени.

Склонение относится к существительным, спряжение – к глаголам, и в этом их принципиальное отличие.

В русском языке глаголы делятся на две основные группы: первого и второго спряжения.

В окончаниях глаголов первого спряжения во втором и третьем лице единственного числа, первом и втором лице множественного числа пишется буква е
.

К первому спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на –еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть
, а также глаголы брить, стелить,
бить, пить, жить, вить, лить, гнить, зыбить
. В окончаниях этих глаголов во втором и третьем лице единственного числа, первом и втором лице множественного числа пишется буква –е;
в третьем лице множественного числа глаголы первого спряжения имеют окончание –ут; -ют
:

успеть, мечтать

Ед.ч. мн.ч.

1. успе
мечта
1. успе-ем
мечта-ем

2. успе-ешь
мечта-ешь
2. успе-ете
мечта-ете

3. успе-ет
мечта-ет
3. успе-ют
мечта-ют

Ко второму спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме

оканчиваются на –ить, кроме брить, стелить и перечисленные выше

;

некоторые глаголы на –еть: вертеть, терпеть, зависеть, видеть, ненавидеть,

обидеть, смотреть;

некоторые глаголы на –ать: гнать, дышать, слышать, дрожать, кричать

.

В окончаниях этих глаголов в настоящем и будущем времени в единственном числе второго и третьего лица и во множественном числе в первом и втором лице пишется буква –и;
в третьем лице множественного числа глаголы второго спряжения имеют окончание —ат; -ят
:

купить молчать

Ед. ч. мн. ч.

1. купл-ю
молч
1. куп-им
молч-им

2. куп-ишь
молч-ишь
2. куп-ите
молч-ите

3. куп-ит
молч-ит
3. куп-ят
молч
ат

Спряжение определяет правописание окончаний при изменении глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

Склонение относится к имени существительному и также определяет правописание окончаний при изменении формы слова.

В русском языке выделяют три основных склонения существительных.

К первому склонению относятся существительные мужского, женского и общего рода, имеющие в начальной форме окончание –а (-я): сынишка, юноша, крыша, речка, задира,

непоседа, дядя

.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, мужского и среднего рода с окончаниями –о, -е
в именительном падеже единственного числа: стол, журавль, домишко, окно, поле, счастье

.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с основой на –ь,
имеющие в начальной форме нулевое окончание: ночь, помощь, дверь, тетрадь

.

Особую группу составляют так называемые разносклоняемые существительные, которые формально относятся к третьему склонению, но в падежных формах имеют нетипичные окончания. Это 11 существительных, в именительном падеже единственного числа оканчивающиеся на –мя
и существительное путь.

Не имеют форм склонения неизменяемые заимствованные существительные, падеж которых можно установить только по контексту: пальто, метро, кофе, какаду, кенгуру,

портье
.

Как видим, между понятиями склонения и спряжения только одно общее: они объединяют группы частей речи с характерными однотипными изменениями окончаний в разных формах слова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: