Развитие детей в дошкольном возрасте

Морально-этическое воспитание старших дошкольников

Еще одна сторона воспитания личности — привитие моральных принципов, объяснение разницы между правильными и неправильными поступками. Воспитание морально-этических качеств, прежде всего, зависит от ближайшего окружения, так как дошкольникам очень важны семейные ценности, а родители — эталон и пример для подражания.

Чтобы научить ребенка понимать, какие поступки относятся к нравственным, а какие нет, вызывать желание поступать правильно, взрослым следует:

  • объяснять ему наиболее важные принципы морали;
  • рассказывать, как плохое поведение отражается на жизни других и его самого. Пример: «Представь, что ты соврал. Чем это может обернуться для тебя? Для других?» и т. д.;
  • беседовать о том, как могла бы развиваться та или иная ситуация (это поможет ребенку самому оценивать свои мысли и верно принимать решения). Пример: «Кто-то обидел твою подругу? Как ты поступишь в ответ?»;
  • разъяснять, что плохие дела чреваты неприятными последствиями, а хорошие всегда заслуживают одобрение;
  • поощрять примеры, которые порождают в ребенке доброту, сопереживание и другие нравственные качества.

При этом стоит убедиться, что вы сами всегда выполняете свои обещания и взятые на себя обязательства, по-доброму относитесь к ребенку и близким. Иначе говоря, подаете пример высокоморального поведения.

Очень важно чтобы между ребенком и родителями существовала позитивная связь. Если она отсутствует, дошкольник будет поступать исходя из собственных чувств, то есть не всегда согласно морали

Ребенок в 4 года

В четыре года малыш превращается в маминого помощника. Выполняя доверенное ему дело, он очень старается, и бывает очень доволен, получая похвалу. Мелкая и крупная моторика ребёнка продолжает совершенствоваться. Он уже легко бросает через голову мяч, спускается по лестнице, переступая обеими ногами, прыгает на одной ножке, копирует простые изображения и обводит по контурам. Малышам в этом возрасте легче даются логические задачи. Можно поставить перед ребёнком красный, зелёный и синий кубики и попросить, чтобы он дал не синий и не красный кубики. Либо можно попросить дать кубик цвета как у травки. Можно также усложнить задачу, попросив малыша дать кубик такого же цвета, как и шторы в комнате. Обычно подобные логические задачи дети решают легко. Четырёхлетнему ребёнку уже легко даются сравнительные степени, а также понятие времени и отличие настоящего от прошлого. В счёте дети продвигаются до десятка, а некоторые из них уже способны решать элементарные задачи на сложение. Обычно ребёнок в этом возрасте уже способен замечать в окружающих предметах геометрические фигуры, различает левую и правую руки, осваивает названия времён года.
Особенности этого возраста:

Предметно-игровая деятельность и восприятие. Способен сложить 3-4-компонентные матрёшки, зрительно соотнося или примеривая составные элементы. Аналогично справляется с пирамидками. Используя зрительное соотнесение, может собрать картинку, разрезанную на небольшое число фрагментов.

Память. Способен выполнить поручение, содержащее 2-3 последовательных действия

Запоминает до 5 слов по просьбе старших.

Внимание. Заинтересовавшись чем-то, может заниматься этим 15-20 минут.

Речь

Использует обобщающие слова, называет части предметов, людские профессии, по-разному животных и их детёнышей. С подсказками взрослых пересказывает знакомые сказки, наизусть выучивает короткие стишки.

Математика. Вводит в свою речь понятия «один» и «много», называет геометрические и объёмные фигуры. Распознаёт в окружающих предметах геометрические фигуры. Различает времена суток.

Моторика рук, двигательное развитие, графические навыки. Рисует достаточно прямые вертикальные и горизонтальные линии, раскрашивает простейшие формы, копирует большие печатные буквы. Схематично рисует дом (квадрат и треугольник-крыша), человеческую фигуру из 2-3 частей тела. Неоднократно складывает бумагу. Нанизывает на проволоку средние по величине бусины. На ощупь угадывает предметы в мешке. Попеременно прыгает то на одной, то на другой ноге, переходит по бревну. Мяч подбрасывает и двумя руками ловит. Шнурует ботинки и лепит из пластилина.

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным,
осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные
действия — наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета
и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают
систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).
2) Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный
(сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна.
Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и
не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него
события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно)
запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает
формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание
и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в
другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении
поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному
обучению.
3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят
о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного
возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники
могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные
ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего,
ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия
задачи он должен представить себе, а для этого — понять
их

Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна
детям. Лучший способ добиться правильного решения — так организовать
действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе
собственного опыта

А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников
о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы
плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы,
он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся
легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали,
поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества
проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать
последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим
формам индукции и дедукции.
4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и
сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится
действительно родным. Развивается звуковая сторона речи.
Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем
возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей
словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от
условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.
Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует
примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов. Развивается
грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности
морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение
фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых»
слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим
ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда
очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному
словообразованию часто называют словотворчеством. К.И.
Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал
много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту —
сквознячок; У лысого голова — босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж
лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется;
ползук — червяк; мазелин — вазелин; мокрес — компрес).

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте

Детскому мышлению присуще качественное своеобразие, отличающее его от мышления взрослых. Развитие мышления в дошкольном возрасте включено в предметную деятельность. Дошкольник приобретает знания и опыт благодаря действиям. Эти действия складываются в готовые схемы, присваиваются ребенком (интериоризируются) и становятся основой интеллектуальной деятельности.

Но ребенок не только использует готовые связи, знакомые ему по действиям с предметами, а нацелен на установление новых для него взаимосвязей. Дошкольник не просто примеряет детали конструктора; подбирает подходящий предмет, чтобы «покормить» куклу; строит гараж для своей машины – все эти действия требуют анализа, сравнения, обобщения. Т.е., ребенок обдумывает, размышляет.

Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.

В первые годы жизни речь взрослого помогает ребенку организовывать мышление и удерживать его в соответствии с определенной целью. «Какое кольцо в пирамидке будет следующим? Оно подходит?» — задает мама вопросы малышу, и тот в ответ пытается понять, почему одно кольцо подходит, а другие нет.

Формирование активной речи самого дошкольника стремительно меняет условия развития мышления. Теперь ребенок может многое спросить о том, что вызывает его интерес. И появление многочисленных вопросов не заставляет себя ждать.

От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в ДВ являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:

  • определенные планы, необходимые к выполнению;
  • четкие стандарты выполнения поставленных задач;
  • обобщенные и индивидуальные цели.

Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки.

Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.

Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества — это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:

  • Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.
  • Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.
  • Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.
  • Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.

Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.

Особые аспекты развития психики детей 5-7 лет

Важные изменения в организме старших дошкольников — это очередной этап его созревания, как физиологического, так и психического.

Интенсивное развитие основных процессов мышления и познания являются отличительной особенностью данного возраста. А именно:

В дошкольном детстве преобладает непроизвольное внимание, но к 5-6 годам происходит постепенное развитие произвольного. То есть ребенок учится целенаправленно обращать внимание на определенный объект и некоторое время концентрироваться именно на нем.
В пред-школьный период развивается слуховая и зрительная произвольная память

В организации психических процессов именно она становится ведущей.
Наглядно-образное мышление достигает высокого уровня, параллельно начинает развиваться логика. У детей появляется способность выделять характерные свойства и признаки предметов, находящихся вокруг них. Они учатся сравнивать, обобщать, классифицировать.
Опыт, полученный в играх, и впечатления повседневной жизни способствуют развитию воображения. У старших дошкольников начинают возникать ассоциации, образы принимают яркость, контрастность.
Процесс восприятия у детей 5-7 лет приобретает осмысленный, управляемый, интеллектуальный характер. Имея основные знания о цветах, формах, величине, ребенок совершенствует свои познания о пространстве и времени.

Старший дошкольник уже осознает и оценивает результаты своей деятельности, прислушиваться к оценке окружающих (родных, сверстников и взрослых). Он начинает понимать, какое место занимает в семье, в кругу друзей, в детском саду.

Стремление к самоутверждению в социально важных сферах, сознательное желание занять новую позицию ученика-школьника — это общий итог психического развития личности дошкольника. От степени психологической готовности к школе зависит его адаптация в новом коллективе, успехи в учебе.

Ребенок в двух-трехлетнем возрасте

Малыш в два года способен на самостоятельные поступки: может надеть штанишки, кушать ложкой и т. д. Уже научившись немного фантазировать, он с большим интересом играет своими игрушками. Особенно нравятся ему простейшие групповые игры.
Двух-трёхлетние детки весьма подвижны: неустанно бегают, поднимаются на носочки, прыгают, даже ловят равновесие на одной ноге. Если дать ребёнку в этом возрасте пальчиковые краски, он будет очень доволен. Двухлетний малыш «фонтанирует» графикой, оставляя на бумаге кружочки, чёрточки, закорючки. Его «каллиграфия» совершенствуется к трём годам, всё более вразумительными становятся рисунки: можно уже распознать цветок и домик. Малыша нужно обязательно хвалить за эти успехи, для него такая реакция очень важна. Впоследствии это не позволит ему закрываться в себе и прятать собственные способности. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к печатному слову: с удовольствием слушают сказки, стишки, потешки. Некоторые услышанное пересказывают и даже сочиняют сами. Но другие малыши только в этот период начинают говорить и формировать свой лексикон. В этом случае желательно посетить психолога и логопеда, чтобы определить, нет ли каких отклонений развития, и есть ли повод для беспокойства.

Особенности этого возраста:

  • Социально-эмоциональное развитие. Ребёнок проявляет фантазию и самостоятельно играет, в том числе в простые групповые игры. Стремится понравиться другим, подражает сверстникам.
  • Моторика рук и общая моторика. Учится ходить на носочках, бегать, удерживать равновесие на одной ноге. Спрыгивает со ступеньки, сидит на корточках, открывает ящики и потрошит их содержимое, использует ножницы, открывает крышки, рисует пальцем, играет с глиной и песком, нанизывает бусы.
  • Зрительно-моторная координация. Крутит пальцем телефонный диск, воспроизводит простые формы, рисует чёрточки, режет ножницами.
  • Предметно-игровая деятельность и восприятие. Картинки рассматривает, умея выбирать парные по образцу. Уверенно разбирает пирамиду, но складывает, невзирая на размеры колец.
  • Психическое развитие. Простые рассказы случает увлечённо. Знает значение таких количественных и качественных слов-характеристик как «маленький-большой», «сухой-мокрый», «пустой-полный». Любимый вопрос «Что это?». Способен воспринимать чужую точку зрения. На абсурдные вопросы способен отвечать отрицательно.
  • Понимание речи. Быстрый рост словарного запаса. Воспринимает сложноподчинённые предложения «Когда я вернусь с прогулки, я буду…», вопросы «Что лежит на столе?», воспринимает объяснения «Почему?» и «Как?». Может выполнить сложносоставную инструкцию «Сперва вымой руки, а потом садись за стол».

Сюжетно-ролевая игра и ее значение в психологическом развитии

В любой детской игре, с игрушками или без, прослеживаются жизненные реалистичные сюжеты: дочки-матери, казаки-разбойники и прочее. В игре они примеряют первые социальные роли: матери, ученика, повара и прочие. Происходит это потому, что ребенок в этом возрасте начинает чувствовать себя самостоятельным и отделяется от взрослых. Малыш не в состоянии быть полноценным участником взрослой жизни и различать особенности, поэтому он создает с помощью воображения свой иллюзорный мир, где транслирует поведение взрослых на себя. Во время игр они проживают определенные жизненные аспекты, учатся новым эмоциям, ответственности, необходимости принимать решения.

Сюжетно-ролевая игра протекает по следующему сценарию:

  • Ребенок примеряет на себя взрослую социальную роль.
  • Воссоздает максимально достоверно реальную ситуацию, при этом реальные предметы он заменяет своими игрушками.
  • Малыш не может работать как взрослый человек, поэтому в своих действиях он лишь образно подражает действиям родителей. Игра остается в рамках игры, а ребенок получает опыт той или иной ситуации.

Сюжетно-ролевые игры старшего дошкольного возраста помогают ребенку воссоздать картину устройства мира на его собственном языке, так он постигает, что такое человеческий труд, какие существуют способы общения между людьми, происходит его психологическое развитие и взросление. Параллельно развивается его фантазия, воображение, умение выстраивать логические цепочки.

В рамках игры ребенок изо всех сил старается спасти пациента на своем хирургическом столе или научить другого ее участника азбуке, он применяет весь свой опыт, свои знания и умения. Сюжетно-ролевые игры – прекрасный инструмент для того, чтобы адаптировать ребенка ко вступлению в ответственную часть его жизни, к началу школьного периода, к общению со сверстниками и самостоятельному принятию некоторых решений.

Игры, которые ребенок воспринимает как развлечение и погружается в них с азартом, могут стать отличным помощником в развитии интеллектуального уровня ребенка и его эмоционально-психического восприятия.

Но, тем не менее, важно не забывать, что каждый ребенок дошкольного возраста – это пусть маленькая и зарождающаяся, но уже вполне сознательная личность, со своей системой ценностей и мотивацией

Нужно принимать во внимание его интересы и желания, чутко реагировать на возникающие проблемы или отклонения. Малыш сам решает, что ему интересно, а что нет, в этом возрасте он уже в состоянии самостоятельно выбирать занятия по душе

https://www.youtube.com/watch?v=G4XSKL9xy3s

Психологическое развитие старшего дошкольника

В этот период жизни ребенок переживает быстрое психологическое развитие, формируются новые для него механизмы психологической деятельности и особенности восприятия окружающего мира. Малыш задает много вопросов, стремится узнать как можно больше новой информации, пытается выстраивать логические цепочки и увидеть взаимосвязь различных процессов. В конце этого возраста превалирует интерес к практическим занятиям. Это сложный жизненный этап, состоящий из разных слагаемых: эмоционального восприятия ребенком мира, вопроса мотивации и самосознания, психологического развития, которое формируется к окончанию старшего дошкольного возраста.

Некоторые черты физиологического развития дошкольников

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста связаны с их психическим развитием.

Ребенок 3-х лет еще плохо контролирует свои эмоции и не может их подавлять. Даже незначительный физический дискомфорт, как легкий голод или неудобная одежда, способен отвлечь малыша от выполнения какого-то задания или даже от процесса игры.

Мышление и память детей раннего и младшего дошкольного возраста непроизвольны. Дети в этот период еще не способны анализировать поступающую к ним информацию, однако они активно за ней наблюдают и воспроизводят увиденное. На физиологическом уровне наблюдается увеличение активности.

Формирование костной системы и мышц ребёнка еще не завершено, потому родителям необходимо следить, чтобы малыш не горбился и физически не переутомлялся. Для улучшения моторики рук в этот период рекомендовано заниматься лепкой.

Младшие дошкольники сконцентрированы на своем внутреннем мире, потому сверстников и посторонних взрослых они воспринимают скорее как очередные объекты внешнего мира. Психологи говорят, что дети раннего дошкольного возраста «играют не вместе, а рядом». Однако к 2-3-м годам у детей появляется первичное представление о половой принадлежности.

Дошкольный возраст 4-5-ти лет характеризуется появлением ситуативно-делового поведения, ребенок проявляет активный интерес к сверстникам и другим взрослым. Эмоциональная сфера становится более контролируемой, но непроизвольность памяти и мышления сохраняются. Время работоспособности достигает 25-30 минут.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста связаны с завершением периода активного физического становления организма. К 6-летнему возрасту значительно улучшается слух и зрение, молочные зубы заменяются постоянными, завершается формирование скелета и мышц

Развивается произвольное внимание и память

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: