Сюжетно-ролевые игры для самых маленьких

Игровая ситуация ранний возраст

Ранний возраст — период, который характеризуется большими изменениями в развитии ребенка. Это период, когда малыш осваивает речь, у ребенка появляются первые представления о мире, себе, других личностях. Развивается активность, любознательность. Поэтому игры-ситуации имеют большое значение для получения новых навыков, закрепления знаний малыша.

Игры-ситуации, которые подходят для детей раннего возраста:

«Кукла Катюша собирается гулять».

Цель этой игры-ситуации:

  • помочь ребенку овладеть последовательностью действий, чтобы одеться на прогулку,
  • закрепить знания малыша об одежде, назначении различных предметов одежды.

Этапы игры:

Взрослый читает стихотворение «Новая одежда».

После этого взрослый подводит малышей к тому, что кукла Катюша уже поела, она хочет выйти на прогулку. Необходимо подвести детей к самостоятельному выводу о том, что куклу необходимо одеть.

Дальше вместе с малышами взрослый рассматривает одежду Кати-куклы и совместно одевают куклу на прогулку. Данный процесс можно сопровождать потешками.

«Как научить куклу раздеваться».

Еще один вариант игры для запоминания малышами элементов одежды, последовательности раздевания, обучение следить за своими вещами.

Ход игры:

Взрослый проговаривает, что кукла Катюша уже пришла с прогулки. Малышей необходимо подвести к выводу, что дома куклу необходимо раздеть.

С помощью взрослого ребенок должен рассказать кукле, что в какой последовательности снимать. Обязательно стоит напомнить, если малыши забыли, о том, что вещи необходимо аккуратно сложить на полку. Этот процесс можно сопроводить стихотворением «Маша-растеряша» (А.Барто).

Игровая ситуация в подготовительной группе

Для детей подготовительной группы подходят игры, где часто проигрывают такие ситуации, которые могут произойти в школе. Такие игры помогают получить дошкольникам навыки позитивного общения, умения конструктивно решать различные ситуации, получить знания о школе.

Игра-ситуация «В школе»

Цель этой игры:

  • расширить знания дошкольников о школе,
  • учиться придумывать игровые ситуации,
  • помогать усвоить моральные нормы,
  • закрепить навыки положительного общения в коллективе.

Ход игры:

Взрослый предварительно подготавливает малышей к игре. Дети получают знания о школьных принадлежностях, для закрепления материала воспитатель загадывает загадки о школе. Для проведения игры можно подготовить атрибуты: портфели, тетрадки.

Взрослый так же может прочитать произведения, которые связаны со школой: «Первое сентября» (С.Маршак), «»Мы играем в школу» (Э.Мошковская).

После прочтения произведений о школе, выбирают детей, которые будут играть роли учителя, директора заведения, техперсонала, завуча,. Взрослый вместе с малышами обговаривают основные обязанности каждого представителя.

Методика организации и проведения театральных игр

Каждый воспитатель в детском саду имеет план работы с той или иной подготовительной группой, который выстраивается в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Организация театральных игр должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в которых установлены ориентиры развития в ребенке определенных качеств для различных возрастных групп.

Руководство игрой может осуществлять непосредственно педагог, но возможен вариант передачи на плечи ребенка части работы (например, малыш может самостоятельно украсить костюм, выбрать понравившиеся цвета для декораций спектакля).

Проведение игры условно можно разделить на 3 этапа:

  • Восприятие ребенком произведения, его смысла.
  • Изучение и овладение умениями и навыками, которые будет необходимо использовать. Они будут различаться для роли актера, декоратора и костюмера.
  • Непосредственное проведение репетиций и итогового выступления.

Обратите внимание! В зависимости от возраста детей и их первоначальных театрально-игровых навыков следует включать в программу подготовительные занятия. Процесс организации и проведения театральных игр следует рассмотреть на примерах:

Процесс организации и проведения театральных игр следует рассмотреть на примерах:

Дидактические игры

Поскольку дидактика как раздел педагогики изучает проблемные стороны обучения, в этой разновидности театральной деятельности важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Это означает, что воспитатель должен вначале провести упражнения на выявление социо-культурных, речевых, познавательных и иных интересов и возможностей группы, выявить особенности и склонности каждого члена подготовительной группы к тому или иному направлению образования, определить проблемные моменты, а в дальнейшем распределять роли в постановках таким образом, чтобы каждый малыш имел возможность развивать недостающие качества.

Кукольный театр

При организации такой игры важно учесть мнения каждого члена группы и распределить роли в соответствии с желаниями и склонностями детей к той или иной деятельности. Для желающих из учащихся старших групп можно предусмотреть занятия по изготовлению костюмов, элементов кукол, оформлению сцены, чтобы реализовать их творческий потенциал

Кукольный театр «Буратино»

LiveInternetLiveInternet

Сюжетно-ролевые игры в младшей группе детского сада — подборка из 17 сюжетно-ролевых игр

ПОДБЕРИ ПОСУДУ ДЛЯ КУКОЛ Цель: закрепить знания разных видах посуды, формировать умение использовать посуду по назначению, воспитывать находчивость, внимание, речь. Игровые правила: назвать предмет и отнести тому, кому это нужно

Ход игры Игра проводится после того, как дети познакомились с работой няни, повара, узнали, какая посуда используется в их работе. 3 куклы: повар стоит у плиты, кукла-няня в халате готовит к обеду посуду, за столом сидит кукла-девочка. Воспитатель с детьми рассматривает кукол, беседует о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель рассказывает, как он называется (спрашивает об этом). Для поддержания интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, ником не нужна..» Половник, чайник, ложка нужны и повару, и няне. Дети могу сами играть роль повара, няни, девочки, собирающейся обедать.

КУКЛЫ ПРОСНУЛИСЬ Цель: закрепить знания о названиях одежды, о последовательности одевания, активизировать речь детей. Игровые правила: отобрать нужную одежду по величине, назвать одежду в последовательности одевания. Ход игры На кроватках спят 2 куклы: большая и маленькая. На полочках шкафа лежит одежда. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель: «Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали её? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Это кукла Таня». Воспитатель обращается к одной кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти её одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?» «Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? Принесите платье. Примеряем платье, если маленькое, складываем у кроватки Тани. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее бельё по размеру, другие вещи». Дети по очереди надевают одежду на куклу Катю, затем одевают Таню.

КУКЛА КАТЯ ОБЕДАЕТ Цель: закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь, воспитывать культуру поведения во время еды, учить заботливо относиться к кукле. Игровые правила: правильно находить и отбирать посуду для обеда, правильно показывать предметы.. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком. Ход игры На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кука Катя сидит за столом. Воспитатель: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочерёдно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, лужку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе, не забыв постелить скатерть и поставить салфетницу. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду.Читать далее…

Картотека игр с целями для подготовительной группы

Рассмотрим примеры театрализованных игр, ориентированных на разные группы дошкольников.

Группа малышей
Игры
Цели
Младшая группа
Инсценировка сказки «Теремок» в формате загадок и ответов на вопросы о животных; Сказки «Козлятки и волк», «Репка», «Три медведя» — постановка небольших сценок с участием воспитателя.
развитие любознательности, воображения и творческой активности;
выработка представлений об объектах окружающего мира, их свойствах;
тренировка усидчивости, умения слушать рассказ, формирование основ образного мышления и др.

Средняя группа
Пантомимы, чтение стихотворений, постановка сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса, заяц и петух», собственные сценарии игр. Во время театральных действий необходимо давать детям задания на выражение эмоций и чувств, а также на взаимодействие друг с другом. Можно использовать следующее упражнение на развитие эмоциональности и внимания: детям необходимо представить, что они оказались в лесу и потеряли одного из друзей. Ребята должны по очереди звать «потеряшку», а его задача — определить кто конкретно его звал.
формирование умений передавать эмоции при помощи мимики, жестов;
улучшение коммуникативных навыков, общение со сверстниками и взрослыми людьми;
обогащение словарного запаса, развитие интонационной культуры речи;
ознакомление с книжной культурой, восприятие разных жанров и пр.

Старшая группа
Постановки по сказкам А.С. Пушкина («У лукоморья дуб зеленый»), по русскому народному творчеству («Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка») и другим произведениям

Упражнение «Тень» поможет развить внимание и наблюдательность у детей: его суть заключается в том, что педагог говорит одному малышу что ему необходимо изобразить, а остальные должны повторить движение, становясь тем самым «тенью». В программу для старшей группы можно включить игры с правилами, элементы конструирования из различного материала, музыкальную и двигательную активность.
развитие интереса к выступлениям на сцене, воспитание самостоятельности;
формирование умений к изготовке декораций из подручных материалов;
приобретение опыта в двигательной деятельности, развивающей координацию и гибкость и другие цели, соответствующие ФГОС дошкольного образования.

Обратите внимание! Таким образом, театрализованные игры в подготовительной группе, картотека с целями их проведения, а также сценариями являются обязательными элементами в образовательной программе дошкольников. Их осуществление позволяет поддерживать разнообразие детского досуга, формировать личности с высокими культурными устоями, а также поддерживать интерес к познавательной и исследовательской деятельностям, к творческой активности

Их осуществление позволяет поддерживать разнообразие детского досуга, формировать личности с высокими культурными устоями, а также поддерживать интерес к познавательной и исследовательской деятельностям, к творческой активности.

Педагогам следует комбинировать как можно больше вариантов театральной активности, что позволит поддерживать заинтересованность на протяжении длительного срока.

Примеры сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада

Самой популярной игрой среди детей старшей группы детского сада является игра в «Дочки-матери» или «Семью».

Цель этой игры: знакомство воспитанников с домашними обязанностями, воспроизведение семейных отношений, вырабатывать чувство взаимопонимания, учить заботиться о близких.

Во время подготовки к игре воспитатель читает рассказ на семейную тему, а после обсуждает его с детьми, показывая наиболее правильную модель поведения в данной ситуации. Это поможет дошкольникам более четко сформировать представление о семье и семейных взаимоотношениях, а также избежать некоторых конфликтных ситуаций.

В игре участвуют как девочки, так и мальчики. Дети выполняют роль родителей. В роли детей, чаще всего, выступают куклы. В начале игры имитируется домашняя обстановка: раскладываются вещи, ставится мебель и так далее. Дети, обычно, самостоятельно распределяют роли. Воспитатель наблюдает за процессом и помогает разрешать спорные вопросы.

Еще одна игра, в которую любят играть дети в возрасте 5-6 лет – это «Магазин».

Цель: познакомить с особенностями профессии продавца, формировать диалоговую речь, развить навыки согласовывать свои действия со сверстниками.

До начала игры полезно провести беседу, в которой воспитанники расскажут, как они ходили за покупками с родителями. Если у кого-то из детей родители работают в сфере торговли, попросить рассказать об их профессиональных обязанностях. Также можно сделать экскурсию в магазин, понаблюдать за работой продавца и других работников магазина; посмотреть, как привозят товар и выкладывают его на прилавки.

Сама игра начинается с расстановки игрушек имитирующих торговое оборудование: прилавок, касса, полки для товара и сам товар. Далее распределяются роли. Выбирается продавец, менеджер торгового зала, помощник продавца, отвечающий за расстановку товара и покупатели. В этот момент главное избежать конфликтных ситуаций. Поэтому воспитатель строго следит за процессом распределения ролей и во время игры меняет роли между детьми.

Сама игра заключается в решении детьми следующих вопросов:

  • Как распределить товар на полках?
  • Как выбрать нужный товар?
  • Как правильно упаковать товар?
  • Как можно получить консультацию по выбранному товару?
  • Как вернуть товар в магазин?

Игру можно проводить несколько раз, меняя вид товара (продукты, техника, и т.д.).

Игра «Школа».

Цель игры: познакомить воспитанников с профессией учителя, расширить знания о школе, научить работать в коллективе, развить чувство справедливости.

Готовясь к игре, воспитатель проводит тематические беседы, в которых рассказывает о школе, школьных принадлежностях, демонстрирую их на картинках. Полезно чтение книг о школе. Также можно провести экскурсию в школу, во время которой побеседовать с учителями и учащимися.

Игра начинается с подготовки школьного класса: расставляют парты, стол учителя, стулья; готовят доску, школьные принадлежности (ручки, карандаши, тетради, глобус). Далее распределяют роли. С помощью воспитателя дети выбирают учителя, директора школы, завуча, остальные воспитанники – ученики. В процессе игры возможна смена ролей.

Суть игры. Учитель ведет урок, ученики выполняют задания учителя (пишут, считают, отвечают у доски). Директор наблюдает за процессом обучения и делает записи. Завуч составляет расписание.

Воспитатель корректирует игровые отношения, следит за игрой, косвенно влияя на ее ход.

Игра «Водитель». Чаще всего в этой игре принимают участие мальчики, но можно включить в нее и девочек.

Цель игры: познакомить с профессией водителя, выработать ответственность, добросовестность и бережное отношение к технике.

До начала игры воспитатель читает детям соответствующую литературу, проводит беседу о прочитанном.

Совместно с воспитанниками распределяются роли. Выбирают водителей, диспетчера и механика.

Игровые действия: Диспетчер выдает путевые листы, механик проверяет автомобили на наличие поломок, а водители отправляются в рейс за грузом.

Игровая ситуация 2 младшая группа

Для малышей трех-четырех лет можно подбирать игровые ситуации, где привлекаются к игре одновременно несколько детей. Роль взрослого — направлять игру малышей.

Игра-ситуация «Однажды в магазине игрушек»

Цель этой игры:

  • вовлекать малышей в процесс взаимодействия с другими детьми,
  • развивать словарный запас малышей,
  • учить детей принимать на себя различные роли.

Ход игры:

Взрослый приглашает своих ребят посетить магазин игрушек. Взрослый выступает в роли продавца, а дети — покупатели. Каждому из малышей предлагается выбрать для себя игрушку. В процессе продажи взрослый рассказывает о своем товаре.

Взрослый дает возможность малышам поиграть со своими игрушками. Потом он просит, чтобы каждый попробовал сыграть своего героя. Малыши показывают, как рычит медведь, бегает зайчик, едет машина.

Игра-ситуация «Прогулка»

Цель этой игры:

  • развивать общение между детьми,
  • формировать навыки поведения,
  • учить детей запоминать последовательность действий и при необходимости их воспроизводить,
  • обучать детей ролевым играм.

Ход игры:

Взрослый: Посмотрите, ребята, наши куклы собрались на прогулку. Мы можем им показать, чем мы  вами занимаемся, когда гуляем во дворе.

После этого малыши припоминают и показывают все те действия, которые они выполняют на дворе. Если малыши что-то забыли, то взрослый напоминает им, следит за ходом игры.

Дидактические игры «Профессии» в старшей группе

Дошкольники старшей группы уже должны знать широкий перечень профессий, а также иметь представление о профессиональных обязанностях разных работников и используемых ими инструментах.

Перечисли профессии на выбранную букву

Педагог раскладывает на столе карточки с буквами лицевой стороной вниз. Дети по очереди подходят к столу, берут карточку, называют профессии, которые начинаются на выбранную букву:

  • А – актер, агроном, астролог, администратор, авиатор, адвокат, архитектор, акушер;
  • Б – бухгалтер, букинист, бармен, банкир, баянист, библиотекарь, балерина, боксер;
  • В – врач, визажист, водитель, водолаз, воспитатель, ветеринар;
  • Г – геолог, гувернантка, грузчик, гример;
  • Д – дворник, дирижер, дизайнер, диетолог, дальнобойщик, доярка, диспетчер, директор;
  • Ж – животновод, журналист, жокей;
  • З – звукорежиссер, зоолог, заведующий;
  • И – инспектор, инженер, изобретатель, искусствовед, иллюстратор, историк;
  • К – космонавт, клоун, капитан, комбайнер, композитор, кассир, кочегар, кузнец;
  • Л – лаборант, летчик, лесоруб, логопед;
  • М – машинист, манекенщица, маляр, медсестра, метеоролог, механик, монтажник, музыкант;
  • Н – няня, нотариус, нефтяник;
  • О – окулист, официант, оператор, озеленитель, охранник;
  • П – пастух, повар, педиатр, писатель, парикмахер, пианист, плотник, почтальон, продавец;
  • Р – режиссер, радист, рыболов, репортер;
  • С – секретарь, сантехник, садовник, скрипач, слесарь, скульптор, стоматолог;
  • Т – тракторист, токарь, трубочист, тренер;
  • У – уборщик, учитель, ученый;
  • Ф – фотограф, флорист, фармацевт, фермер, философ, футболист;
  • Х – хирург, художник, хореограф;
  • Ш – шахтер, швея, шофер, штукатур;
  • Э – эколог, электрик, экскурсовод, экономист, экскаваторщик;
  • Ю – юрист, юнга, ювелир.

Как называют этого строителя?

Игра знакомит дошкольников со строительными профессиями. Воспитатель говорит, что делает человек, а дети отвечают, как его называют:

  • окрашивает стены – маляр;
  • покрывает крышу черепицей – кровельщик;
  • сооружает дом из кирпича – каменщик;
  • соединяет детали из металла – сварщик;
  • кладет на стены плитку – облицовщик;
  • делает стены ровными, наносит штукатурку – штукатур;
  • изготавливает детали из дерева – плотник.

Назови профессию по результату труда

Педагог показывает воспитанникам карточки, изображающие результат труда, а те должны угадать, кто выполняет такую работу. Например, картинка «костюм» – профессия «швея». Или «торт» – «кондитер». Или «дом» – «строитель».

Назови лишний предмет

Воспитатель кладет перед детьми по 4 иллюстрации инструментов, которыми пользуются определенные работники. Один из предметов лишний, на него нужно указать с объяснением причины выбора. К примеру, «мастерок», «каска», «дрель», «шприц» – первыми тремя пользуется строитель, последним предметом – медсестра.

Скорая помощь

Игра формирует у дошкольников представление о важности профессии врача. Для занятия необходимо подготовить картинки, изображающие инструменты и расходные материалы, которые использует персонал скорой помощи: шприц, бинт, йод, градусник, пластырь и прочее

В ходе игры рассматриваются разные ситуации. Один ребенок играет медика, второй – больного. Второй рассказывает, какая у него проблема: разбито колено, поцарапана рука, идет кровь из носа, першит горло, болит голова и иное. Ребенок, играющий доктора, рассказывает, какие инструменты и лекарства будет использовать в каждом конкретном случае. При необходимости педагог подсказывает ему.

Аптека

Ролевая игра знакомит дошкольников с профессией фармацевта. Для занятия нужно подготовить картинки, изображающие лекарства, и карточки, имитирующие «деньги». Дети распределяют роли. Один становится фармацевтом за кассой, остальные – покупателями. Роли поочередно меняются.

Покупатели по очереди «входят в аптеку». Рассказывают, что их беспокоит, есть ли нужное лекарство. Фармацевт предлагает покупателю средство, забирает оплату. Педагог помогает играющим, дает подсказки по назначению медикаментов, задает наводящие вопросы.

Сюжетно-ролевая игра: ДЕЖУРНЫЙ уголок

С дежурства в детском саду начинаются понятия о дисциплине и о ведении хозяйства. Так как обучение и развитие в детском саду происходит в условиях специально организованного быта, необходимо создать из этого педагогически эффективную ситуацию. Другими словами, ни в одном детском саду нельзя положить ответственность на организацию быта детей полностью на плечи взрослых. Даже самые маленькие дети в меру своих возможностей должны быть причастны к важнейшим бытовым вопросам, потому что эта деятельность заключает в себе важнейший воспитательный элемент.

В уголке дежурного в детском саду дети должны ознакомиться с элементарными правилами ведения бытового хозяйства, а также научиться обращаться с самыми разными элементами бытовой техники. Специально из соображений безопасности, для детей разрабатываются игрушки, максимально похожие на настоящие предметы быта и техники, но, однако, являющиеся лишь имитацией их. Однако это не снижает результативности воспитательного процесса, целью которого стоит привитие детям умений и навыков по ведению хозяйства, а также воспитание ответственности и любви к порядку.

На фото набор под названием — Игровой набор Золушка №4. Его выпускает старинная фабрика пластмассовых игрушек «Совтехстром». Качество у игрушки хорошее, цена очень доступная!

Сюжетно-ролевая игра: ТЕАТР

Сложно перечислить все достоинства театра, как важнейшей развивающей деятельности для дошкольника.

Когда дети участвуют в спектакле или даже просто смотрят его, происходит целая серия важнейших в педагогическом и психологическом плане процессов, начиная от тренировки умения сопереживать и понимать эмоции и чувства других людей, и заканчивая эстетическим воспитанием и культурным развитием.

Недаром А.С. Макаренко сделал именно театрализованные постановки в своей системе воспитания мощнейшим и одним из самых главных средств, позволяющих воздействовать на детей в педагогических и воспитательных целях. Пожалуй, самая важная функция театрализованных представлений в условиях детского сада – это психотерапевтическая. Играя роль персонажа, или же просто сопереживая ему, ребёнок может избавиться от различных проблем в эмоциональной, чувственной и социальной сфере, которые неизбежно возникают даже в дошкольном возрасте.

На фото: вязанный пальчиковый театр, производитель ИП Никулина. Отличного качества! Персонажи легко одеваются на пальчик. Они связаны вручную. На втором и третьем фото: персонажи шагающего театра. Разработка российских производителей дидактического оборудования «Наивный мир». Пальцы вставляются в специальные петельки, которые пришиты к кукле сзади. Шевеля пальцами — вы шевелите ногами куклы. Очень интересная разработка. Наборы по сказкам и просто отдельные куклы продаются в специализированных магазинах для детских садов.

Театрализованная деятельность в подготовительной группе: понятие, преимущества

Театр — это разновидность искусства, которая активно развивается как профессиональными актерами, так и юными талантами, совершенствуя их художественные способности, навыки общения и осуществляя нравственное воспитание.

Детский театр сближает

Для детей, которые только готовятся поступать в школу, занятия в театральном кружке помогут сформировать творческую активность, расширить словарный запас малышей, развить память, образное мышление, поставить правильную речь, а также научат общаться и взаимодействовать с другими детьми, что является особенно актуальным на этапе подготовки к школе и новому коллективу, либо если ребенок растет один в семье, мало общается со сверстниками или застенчив.

Помимо этого, театральные игры, множественность ролей и задач, которые дети выполняют в процессе, учат выражать эмоции при помощи жестов и интонации и расширяют знания об окружающем мире.

Методы театральной деятельности, способствующие формированию творческой личности:

  • постановки на сказки и поучительные истории, герои которых соответствуют восприятию ребят;
  • презентации песенного, танцевального творчества;
  • сочинение малых сценок, танцевальная и музыкальная импровизация;
  • проведение различного рода выставок.

Занятия в подготовительной группе позволяют учесть и поддержать личные возможности, интересы и потребности каждого малыша, при этом театральная деятельность планируется в зависимости от возрастной группы (младшей, средней, старшей) и проводится систематически. Такой креативный формат общения и обучения позволяет воспитать всесторонне развитого, открытого к знаниям и новым знакомствам человека.

Дополнительная информация! Проведение театральных игр в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), безусловно, имеет в качестве одной из основных целей — поддержку этого вида искусства. Городские дома культуры, театры при поддержке государственных органов проводят политику, направленную на приобщение молодого поколения к культуре, на определение в сознании юных умов представления о разновидностях театра, его атрибутах, специфики терминологии, правил поведения в соответствующих заведениях.

Многообразие ролей в театральной деятельности

Атрибуты и наглядный материал для игр

Существует множество идей, как разнообразить детские игры при помощи различных атрибутов, вариантов оформления. Предметы и игрушки-заменители для сюжетно-ролевой игры легко изготовить своими руками, в том числе из бросового материала. К пополнению материальной базы игрового уголка следует привлекать воспитанников и родителей.

Фотогалерея: готовые наборы для игр


Спецодежда и инструменты для игры в стройку


Фонендоскоп, другие инструменты и пузырьки для разыгрывания роли доктора


Кассовый аппарат, корзинка и товары для игры в супермаркет/магазин


Меню и набор продуктов для игры в кафе


Набор посудки для игр в семью, кухню, ресторан


Инструменты для стрижек, укладок и причёсок

Игрушки в готовых наборах функциональны: в кассовый аппарат встроен калькулятор, на кухонной плите загораются конфорки, фен шумит и дует, у дрели вращается сверло и т. д. Эти атрибуты для игр максимально точные копии реальных приборов и инструментов, они яркие и удобные.

Фотогалерея: атрибуты из бросового материала


Атрибуты для игры в космическое путешествие


Атрибуты для игры в продуктовый магазин или кафе


Атрибут для игры в стройку или ремонт квартиры


Атрибуты для игры в корресподентов


Атрибут для игры в офис, агентство


Атрибуты для игры в кухню, кафе, ферму


Атрибут для игры в поликлинику


Атрибут для игры в салон красоты/маникюрный салон

Использование самодельных предметов в играх вызывает у детей неподдельный интерес и стимулирует воображение. Дети часто сами создают простые предметы-заменители для игр: палочки в качестве сабель, элементы из конструктора как инструменты для строительства и др. Бросовый материал используется для обогащения игровой среды: пузырьки и баночки — для игры в аптеку и процедурный кабинет, пустые бутылочки и коробки с этикетками — для наполнения полок продуктового магазина, флаконы из-под шампуней, лаков для ногтей — для салона красоты.

Фотогалерея: ролевые костюмы


Готовые костюмы для ролевых игр можно разместить в уголке ряжения или игровой зоне


Простой вариант ролевых костюмов своими руками: украсить фартуки специальными обозначениями профессий


Атрибуты и элементы костюмов для игры в морское путешествие


Костюм космонавта своими руками


Шапочки к игре по мотивам народной сказки

Дети любят перевоплощаться, примерять элементы спецодежды: фуражки, строительные каски, фартуки, головные уборы. Ролевые костюмы для детских игр несложно сделать самостоятельно: добавить к фартукам символьное обозначение профессий, сделать шапочки или маски героев для сюжетных игр-инсценировок.

Случай из жизни автора статьи: детям придумывали игру про супергероев. Специальных масок или одежды дома не было, и тут же включилось воображение! Супергеройская маска получилась из отрезка тёмной ткани с прорезями для глаз. Костюм чудо-девочки сложился из маминой футболки и шляпы из пластикового листа.

Дети — невероятные фантазёры, из простых вещей они делают костюмы и могут вообразить себя кем угодно

Фотогалерея: оформление игровой среды


Витрина аптеки с окошком сделана своими руками с использованием печатных изображений лекарств (листовки можно взять в любой аптеке)


Наполнение реальными предметами (образцами тканей, швейными принадлежностями, журналами с выкройками) побуждает детей ближе познакомиться с устройством ателье


Оригинальное оформление игровой среды при помощи бросового материала


Банкомат для современной игры можно сделать из обычной коробки


Самое главное в игровой среде на морскую тему — наличие корабля


Игровая среда состоит из самодельных предметов с символикой Почты России


Для современной сюжетно-ролевой игры использованы предметы техники, а для оформления игрового офиса — рисунки детей


Игровая среда наполняется реальными предметами (инструменты и приборы) и важным самодельным атрибутом — таблицей для оценки зрения

Как говорилось выше, игровая деятельность бурно развивается с использованием реальных предметов и бросового материала. Свои игры дети стараются максимально приблизить к действительности. Поэтому в оформлении игровой среды желательно использовать неработающие бытовые и технические приборы, журналы и книги, пустую тару с этикетками, таблички с логотипами существующих компаний.

Сюжетно-ролевая игра: СПОРТ

Спорт и здоровый образ жизни – это то, что больше всего необходимо современным детям.

Сейчас, когда общество сталкивается со множеством проблем, таких как гиподинамия (недостаток движения) у детей и взрослых, проблема наркомании и алкоголизма, проблема неправильного питания – спорт является настоящим чудесным средством профилактики и искоренения этих негативных социальных явлений. Поэтому спортивный уголок в обязательном порядке должен присутствовать в каждом детском саду и в каждой семье.

Детство – чудесное время, когда человеческое тело ещё лёгкое, гибкое и послушное, когда у ребёнка ещё достаточно сил, энергии и желания вести активную деятельность, неважно, на свежем воздухе или в спортивном зале. Наш долг – дать детям всё необходимое для спортивного развития и стимулировать их интерес и любовь к спорту, к движению, к здоровому образу жизни

Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух

Наш долг – дать детям всё необходимое для спортивного развития и стимулировать их интерес и любовь к спорту, к движению, к здоровому образу жизни. Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух.

На фото: дартс с липучками. Отличная интересная спортивная игра! Задача попадать в различные цифры на щитке с героями мультфильмов шариками с липучками. Шарики прилепают!

Автор Анна Петрова.

Уголок сюжетно ролевых игр в детском саду.

Зоны игровой комнаты и их наполнение

Как уже было сказано, игровую комнату нужно разделить на игровые зоны-уголки, чтобы дети могли выбрать то занятие, которое им нравится. У каждой игровой зоны — свои образовательные функции и свое оформление. Далее рассмотрим наиболее распространенные варианты уголков и их наполнение.

Уголок строительно-конструктивных игр

нужен, чтобы развивать творческие способности и логическое мышление ребенка. Для этого используются конструкторы, различные по материалу, форме, креплениям и размерам. Наилучшим образом детям дадут представления о весе и размере предметов, научат равновесию (балансу) и ориентированию в пространстве большие мягкие наборы для конструирования.

Уголок физкультуры и спорта

понравится любителям активных физических занятий. Здесь размещают спортивный инвентарь, с которым можно самостоятельно отрабатывать различные упражнения. Отлично в игровую комнату впишутся мягкие спортивные модули, которые легко транспортабельны, многофункциональны и безопасны.

Уголок отдыха и уединения

— это место, где дети отдыхают и набираются сил. Уголок может быть как закрытым (шалаш), так и открытым, с удобной бескаркасной мягкой мебелью. Для обустройства зоны отдыха идеально также подойдут пуфы, подушки и кресло-груши, на которых можно расслабиться и полежать.

Уголок активных игр

— зона полной свободы. Здесь у детей больше всего возможностей выплеснуть энергию через подвижные игры. В этом им помогут различные контурные игрушки, сухие бассейны и горки.

Сенсорный уголок

развивает тактильное восприятие. Дети формируют представления о свойствах предметов и различных явлениях, исследуя их на ощупь. С этой целью выбирают дидактические напольные игрушки с различными застежками, замками, шнуровками, геометрическими фигурами и т. д. Такой реквизит отлично развивает мелкую моторику и с удовольствием используется детьми в играх. Также в сенсорном уголке желательны дорожки с различной поверхностью — ребристой, гладкой, мягкой, скользкой, жесткой, колючей и т. д. Ходьба по дорожкам — не только увлекательное для ребенка занятие, которое развивает тактильные ощущения, улучшает психоэмоциональное состояние, но и полезный массаж (предупреждает и лечит плоскостопие, улучшает чувство равновесия и т. д.).

Уголок «Правила дорожного движения»

нужен, чтобы отрабатывать навыки безопасного поведения на проезжей части. Лучше всего это делать, используя тематический реквизит (мягкие большие машинки, нагрудники с изображениями) и разыгрывая с детьми различные ситуации.

Уголок сюжетно-ролевых игр

помогает детям развивать воображение и коммутативные навыки. Обстановка этой зоны должна соответствовать игровому сюжету и придуманным детским ролям. Младшие дошкольники, как правило, отдают предпочтение сюжетам на основе присутствующих предметов, с их помощью им легче включится в сюжетно-ролевую игру. Рекомендуется оформлять уголок тематически. Готовые варианты уголков можно найти среди так называемых мягких игровых наборов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: