Викторина по басням и. а. крылова

«Волк в питомнике». Басня И. А. Крылова

Такой литературный жанр как басня зародился 4000 лет назад. В гениальном аллегорическом повествовании обязательно содержится главная идея — мораль. Иван Андреевич Крылов перенес этот жанр в русскую литературу. Если первые баснописцы — древнегреческий писатель Эзоп, немецкий писатель и драматург Лессинга XIX века — предпочитали прозаическую форму, то все басни Крылова были написаны исключительно в поэтической форме. «Волк в питомниках» — басня с высоким патриотическим содержанием, написанная во время Великой Отечественной войны 1812 года, во время вторжения Наполеона и их позорного бегства с поля битвы.

Характерно, что в школе изучение этой работы не всегда сопровождается ссылкой на параллель с историческим рассказом, в котором присутствуют два главных героя: Ловчий — полководец Михаил Иванович Кутузов, Волк — Наполеон. Между тем, именно в этом контексте нужно воспринимать «нравственность этой басни». Анализ басни «Волк в питомнике» часто делается поверхностно, работа представляет собой сказку о несчастном волке, который, «думая попасть в овчарню, попал в питомник».Слышен невообразимый шум, собаки бросились на битву, и Волк в страхе сел, «сгрудившись в углу с тыльной стороны», начинает говорить лестные разговоры о добрососедстве. Но нельзя обмануть Ловчу: он хорошо знает природу волков, но отправляется в мир, «только сняв шкуру с них вниз».

Художественные средства, используемые IA. Крылов ярко воспроизводит атмосферу военных сражений, душевное состояние Волка, попавшего в ловушку, а также гнев обитателей питомника, где появился незваный посетитель.Можем ли мы ярче описать противостояние защитников Родины и агрессора, который при первой опасности вернулся на правильный путь и даже попытался наверстать упущенное — чем не является волк в питомнике? Басня — миниатюрное произведение, по значимости его можно сравнить с боевиком-драматическим романом или историческим рассказом.

Что на самом деле «Волк в питомнике»? Басня описывает реальный исторический факт времен Отечественной войны с Наполеоном. Понимая, что русские его не победят, император решил отправиться в мир вместе с Кутузовым.Однако эти переговоры не состоялись, и любые попытки заключить мир обречены на провал. Войска противника были разбиты и постыдно бежали, замерзая на снегах России и теряя тысячи и тысячи людей. Об этом красочно и метафорически написано в сатирической картине «Волк в питомнике». Басня была написана в памятный 1812 год.

Фабулист передал свое творение в армию великого полководца Кутузова. История повествует о том, что Михаил Иванович, обходя свои полки, неизменно читал воинам «У волка на питомниках» наизусть.В басне есть такие слова: «Ты серый, а я, мой друг, серый». При этих словах Кутузов всегда снимал треуголку и показывал серую голову. Энтузиазм и энтузиазм солдат был безграничен.

Значение этой басни настолько прозрачно и очевидно, что автор даже не сопровождал ее своим традиционным объяснением — «Мораль этой басни такова». Тот, кто защищает свой дом и свою землю, одержать победу или овладеть некоторыми хитростями, невозможен — вот и вся мораль басни «Волк в питомниках».«Это вне времени. Потому что это остается актуальным по сей день.

Загадки по басням крылова с ответами

Викторина по басням Крылова с ответами. Для 5 класса

Все взрослые знают про Крылова и его поучительные басни, но мало кто сможет так взять и вспомнить хотя бы две три из них. Поэтому лучше учить всё в школе, потом в жизни всё может пригодиться. Но учить это одно, а запомнить совершенно другое. Новая викторина по басням Крылова поможет закрепить пройденный материал в 5 классе. Викторина с вопросами и ответами, чтобы ученикам было проще. Смотрите вопрос и играйте на классном часе или на уроках литературы.

1. В какой басне персонажи не смогли договориться между собой, оставив предмет своего спора на том же самом месте, где он и был?a. Ворона и лисицаb. Лебедь, рак и щукаc. Волк и ягнёнок(ответ: Лебедь, рак и щука)

2. Басня, в которой неожиданно сменяется время года для одной певуньи, не успевшей подготовиться к зиме. a. Слон и Моськаb. Ворона и лисицаc. Стрекоза и муравей(ответ: Стрекоза и муравей)

3. Эта басня никак не о храбрости некоторых, а о создании видимости этой самой храбрости, и когда размер – не имеет значения.a. Волк и ягнёнокb. Слон и Моськаc. Квартет(Ответ: слон и Моська)

4. В какой басни говорится о том, что каждая вещь должна использоваться по предназначению, а не абы кабы?a. Мартышка и очкиb. Зеркало и обезьянаc. Петух и Жемчужное зерно(ответ: Мартышка и очки)

5. В этой басни мораль такова, что не каждый хочет смеяться над собой, глядя на других.a. Мартышка и очкиb. Зеркало и обезьянаc. Петух и Жемчужное зерно(ответ: Зеркало и обезьяна)

6. В какой басне еда передаётся из клюва в лапы?a. Осёл и соловейb. Петух и Жемчужное зерноc. Ворона и лисица(Ответ: ворона и лисица)

7. Басня о том, что не стоит завидовать чужому таланту, а лучше развивать свой.a. Скворецb. Осёл и соловейc. Волк и ягнёнок(ответ: скворец)

8. В этой басне как ни сядут персонажи, всё равно у них ничего не получится, а всё потому, что не стоит браться за то, к чему нет умения.a. Лебедь, рак и щукаb. Квартетc. Две собаки(Ответ: Квартет)

9. Персонаж этой басни, не добравшись до еды, сетует на её невкусность, даже не попробовав на зуб.a. Петух и жемчужное зерноb. Ворона и лисицаc. Лисица и виноград(Ответ: лисица и виноград)

10. Басня, в которой без вины виновным сделали, лишь за то, что «кое-кому» хотелось сильно кушать.a. Волк и ягнёнокb. Волк и кукушкаc. Волки и овцы(Ответ: Волк и ягнёнок)

Задание «Мораль сей басни такова…»

Этот блок викторины легковесно пройдут те школьники, которые знают басни наизусть или хотя бы хорошо их знают. Каждая басня Крылова либо начинается, либо заканчивается каким-то определенным выводом – нравственностью. Задание предусматривает, что по строчкам из морали школьники должны определить, о какой именно басне идет речь. С этой мишенью учитель может выбрать несколько басен, отдельно на листочках выписать или распечатать «морали» и провести этот блок викторины.

Гораздо сложнее, если нравственность басни зашифрована и чтобы понять о какой именно басне идет речь, нужно не только знать ее, но и постичь смысл «морали», переданную своими словами, без рифмы. Приведем несколько вариантов таких вопросов с ответами, чтобы было удобопонятно, о чем идет речь.

  1. В этой басне знаменитый баснописец негативно высказывается против беззакония, насилия над крепостными, над народом, против несправедливости работающего режима. Что это за басня? (правильный ответ – «Волки и Овцы»)
  2. В этой басне Крылов иронично и достаточно ядовито представил образ царя, который безжалостно ведет себя по отношению к народу, жестоко расправляется с вольнодумцами. Баснописец уличает лицемерность и притворство царя. Что это за басня и о каком правителе идет выговор? (правильный ответ – басня «Пестрые овцы», царь – Александр І)
  3. Крылов активно выступал против невежества и воспевал просвещение. В этих баснях автор особенно остро изливает эту мысль. Назовите эти произведения (правильный ответ – «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Чушка под Дубом»)
  4. Чтобы поправить свое здоровье, персонаж этой басни купила себе некое средство, какое по ее мнению оказалось малоэффективным для решения проблемы. Кто этот персонаж и как называется басня? (правильный ответ – «Мартышка и Очки», персонаж Мартышка)
  5. Четверо «храбрых» затеяли, по их мнению выгодное предприятие, но что-то пошло не так (правильный ответ – «Квартет»)
  6. Персонажи следующего созданья поочередно воспевали друг другу хвалебные оды, не оглядываясь на церковные заповеди. Кто это и из какой басни эти персонажи? (правильный ответ – «Кукушка и Петух», персонажи соответственно кукушка и петух)
  7. Басня о музыкальном фанате, музыкальные предпочтения какого разительно отличались от общепринятых. Кто этот фанат и как называется басня? (правильный ответ – «Осел и Соловей», в роли фаната выступает Ишак)
  8. Героиня этого произведения за довольно короткое время вспомнила всех своих подруг, знакомых и кумушек. Позабыла только про себя. Кто это и из какой басни все эти персонажи? (правильный ответ – «Зеркало и Обезьяна», персонажи соответственно Обезьяна и все ее кумушки)
  9. Неблагодарное скотина, которое получив сполна выгоды от другого участника событий, описанных в басне, отплатила ему злой монетой. Кто это и что за басня? (верный ответ – это Свинья из басни «Свинья под дубом»)
  10. Наевшись досыта (а то и больше), сосед сбежал от радушного хозяина и вяще никогда не возвращался в его дом. Из какой басни эта жизненная ситуация? (правильный ответ – «Демьянова уха»)

Все последующие вопросы можно подавать таким же манером. Должно получиться очень увлекательно.

«Стрекоза и муравей»

Четвертый тур будет посвящен басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Предложите детям чтение по ролям. Вопросы:

  1. Как автор называет Стрекозу в самом начале басни? Ответ: попрыгунья.
  2. Чем была занята Стрекоза все лето? Ответ: пела.
  3. К кому Стрекоза обратилась за помощью? Ответ: к муравью.
  4. Кем Муравей приходится героине? Ответ: кумушкой.
  5. Что просила Стрекоза? Ответ: дать ей приют до весны.
  6. Что ответил Муравей на просьбу кумушки? Ответ: пойди попляши.

Вот и все вопросы для четвертого тура. Вы неплохо справились с заданиями. Давайте теперь переходить к последнему туру, в котором мы проверим ваши знания басни «Ворона и Лисица».

Ход викторины

I. Орг.момент. Вводная часть.

— У нас сегодня гости, поздоровайтесь! Здравствуйте!

— Проверим работу слуховых аппаратов. Валерия, как ты меня слышишь? (работа за экраном)

— Какой сегодня день недели?

— Какой день недели был вчера?

— Какой день недели было 2 дня назад?

— А сейчас будет речевая зарядка на звук «Г», «К»

Дежурный звук «Г», «К»

— Га-Го- Гы-Гу

— Ка-Ко-Кы, Ку.

Квар-тет

Мось-ка

Го-луб-ка

II. Основная часть

— Лида, спроси меня что мы будем делать?

— Акнур Бейбитовна, что мы будем делать?

— Мы будем слушать, думать, говорить, отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

— Прочитаем тему занятия (хором).

— Тема занятия называется «Волшебный мир басен Крылова».

— Ребята , скажите кто это? (Иван Андреевич Крылов).

— Иван Андреевич Крылов известный русский поэт, писатель, автор более 200 басен.

— Давайте вспомним что же такое басня? (Басня — это короткие рассказы в стихах, где главными героями являются животные, птицы, растения, предметы.

— А что такое мораль басни? (Мораль басни — это нравоучéние, выраженное в крáткой форме).

— Какие басни Крылова вы знаете? (Лебедь, Щука и Рак, Слон и Моська, Квартет, Ворона и Лисица, Стрекоза и Муравей).

— Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных).

— Как ведут себя животные в баснях? (Животные ведут себя, как люди).

— Что они делают? (Они разговаривают, помогают друг другу, обманывают, ленятся, трудятся).

— Да, ребята, животные в баснях совершают хорошие и плохие поступки.

В своих баснях Крылов всегда высмеивал пороки. Простой народ придумал много пословиц и поговорок о глупости, жадности, лени, труда, а также о добре и зле.

— А сейчас будет викторина.

III. Конкурс

1 задание «Назовите басню»

— Посмотрите и скажите название басен. Давайте все вместе хором прочитаем.

Ответы: «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Ворона и лисица».

2 задание «Назовите героев басни. Кто это? Напиши.

Ответ: Осёл, Козёл, Мартышка, Мишка.

— А скажите, как эта басня называется?

— Верно, ребята, квартет.

— А что же такое квартет? (Квартет — это музыкальное произведение для четырех исполнителей.)

3 задание «Найди пару»

— Вам нужно найти строчки к этим басням

1. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

2. ВОРÓНА И ЛИСЍЦА

3. СЛÓН И МÓСЬКА

4. ЧИЖ И ГÓЛУБЬ

5. КВАРТÉТ

6. ЛÉБЕДЬ, ЩУКА и РАК

7. МАРТЫШКА и ОЧКИ

8. ЛИСА И ВИНОГРАД

1.А прóку на вóлос в них нет

2. Вперёд чужóй бедé.

3. С ним была плутóвка таковá.

4.Сосéдка, перестáнь срáмиться

5.Чтоб музыкáнтом быть, так надобно уменье.

6. Авóсь и ныне там.

7. У кумушки глаза и зубы разгорелись

8. Лето красное пропела.

4 задание «Разрезные картинки»

— Разделимся на две команды: первая, вторая.

— Садитесь поближе. Вам нужно собрать картинку и назвать басню.

IV. Физминутка для глаз

— А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

— Посмотрели направо, налево, поморгали.

— Посмотрели вниз, вверх, поморгали.

— Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

— Открыли глаза, улыбнулись.

5 задание «Отгадайте загадки»

1) Леснáя рыжая плутóвка-
Извéстна всем её снорóвка.
С ней аккурáтней, не зевáй
А двéрь в курятник запирáй! (Лиса)
— А скажи ответ по — казахски: «Түлкі»

2) Хóчет с дéтства эта птица
Стáть извéстною певицей.
Дéнь и нóчь неугомóнно
«Кар- кар — кар!» — поёт (Ворона)
— А скажи ответ по-казахски: «Қарға»

3) Нос как хвóст, под ним рогá,
Кáждая столбом ногá,
Сам огрóмный, слóвно дом!
Кто это? Конéчно….! (Слон)
— Скажи ответ по казахски: «Піл»

4) Нет еды вкуснéй банана
Утверждáет… (Обезьяна)
— Скажи ответ по казахски: «Маймыл»

5) Виляет рáдостно хвостом
Но чужака не впустит в дом. (Собака)
— Скажи ответ по-казахски: «Ит»

6) В стáе я живу в лесу,
Всем зверушкам стрáх несу.
Грóзно вдруг зубáми щёлк!
Я свирéпый сéрый….(Волк)
— Скажи ответ по-казахски: «Қасқыр»

7) Тащит он солóминку
К мáленкому дóмику.
Всех букáшек он сильнéй
Наш трудяга…(Муравей)
— Скажи ответ по-казахски: «Құмырсқа»

На ромáшку у ворóт
Опустился вертолёт-
Золотистые глазá
Кто же это?…(Стрекоза)
— Скажи ответ по —казахски: «Инелік»

6 задание «Продолжи предложение»

1. Лето красное пропела, оглянулся не успела, как…. (зима катит в глаза)
2. Чтоб музыкантом быть…( так надобно уменье)
3. Ай, Моська! Знать она сильна, что… (лает на Слона)
4. Из кожи лезут вон,…(а возу все нет ходу!)

V. Заключительная часть

1. Вам понравилась викторина? (Да / Нет)
2. Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных)
3. Что мы делали на занятии? (Слушали, говорили,…..)

— Хорошо, молодцы! Спасибо за занятие!

Гуси

Предлинной хворостинойМужик Гусей гнал в город продавать;И, правду истинну сказать,Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:На барыши спешил к базарному он дню(А где до прибыли коснется,Не только там гусям, и людям достается).Я мужика и не виню;Но Гуси иначе об этом толковалиИ, встретяся с прохожим на пути,Вот как на мужика пеняли:«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?Мужик так нами помыкает,И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;А этого не смыслит неуч сей,Что он обязан нам почтеньем;Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,Которым некогда был должен Рим спасеньем:Там даже праздники им в честь учреждены!» —«А вы хотите быть за что отличены?»Спросил прохожий их.— «Да наши предки…» — «Знаю,И всё читал: но ведать я желаю,Вы сколько пользы принесли?» —«Да наши предки Рим спасли!» —«Всё так, да вы что сделали такое?» —«Мы? Ничего!» — «Так что́ ж и доброго в вас есть?Оставьте предков вы в покое:Им по-делом была и честь;А вы, друзья, лишь годны на жаркое».

Баснь эту можно бы и боле пояснить —Да чтоб гусей не раздразнить.

Свинья под дубом

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Задание «Конкурс капитанов-эрудитов»

Целью этого задания является получение от команд как можно вяще правильных ответов за отведенное на это время. Можно сказать, что на каждый вопрос у игрока есть всего несколько секунд, чтобы дать верный ответ. Проводить его можно двумя способами.

Первый – задавать вопросы сначала одному капитану, затем второму. Пора на задание у обоих капитанов одинаковое, например 1 или 1,5 минуты (время учитель регламентирует на свое усмотрение). Вначале на свои вопросы в течение минуты отвечает представитель первой команды, затем на свои вопросы отвечает представитель другой команды. По результатам правильных ответов выбирается победитель блока.

Второй – за отведенное на задание время ведущий или преподаватель задает для обоих участников одновременно и задает вопросы для обоих одновременно. Тот, кто раньше даст правильный ответ, и получает бал в зачет своей команды. Если ответ был назван не правильный, то право ответа переходит ко второму капитану. По итогам правильных ответов выбирается победитель блока.

Внимание! Этот вид викторины вряд ли подойдет для командной игры, поскольку школьникам будет сложно содержать себя в руках и соблюдать дисциплину во время ответов. Чаще всего случается так, что они от волнения и азарта вскакивают с пунктов, выкрикивают варианты ответов

Словом, выбрать победителя будет слишком сложно.

Итак, варианты вопросов для этого блока с ответами.

  1. Сколько очков приобрела себе Мартышка? (верный ответ – 6 штук или пол дюжины, т.е. 12:2=6)
  2. Как называется писатель, который сочиняет басни? (правильный ответ – баснописец)
  3. Кто подарил Вороне кусочек влажна? (правильный ответ – бог)
  4. В каком городе прошло детство Крылова? (правильный ответ – Тверь)
  5. В какой должности служил И. А. Крылов до того, как сделался писать басни, его первая профессия? (правильный ответ – подканцелярист)
  6. На каком расстоянии находился Ягненок от Волка? (верный ответ – 100 шагов «…ниже по ручью от Светлости его шагов на 100 я пью»)
  7. У Крылова есть басни, которые он переводил на русский стиль с французского. Кто автор этих произведений? (правильный ответ – Лафонтен)
  8. На каком инструменте в «Квартете» играла Мартышка? (верный ответ – на скрипке «…я – прима, первая скрипка»)
  9. На каком музыкальном инструменте играл Крылов? (правильный ответ – на скрипке)
  10. Какие блюда съел у Кока Васька? (правильный ответ – пирог, куренка, жаркое)
  11. Как называется вывод в басне, поучение? (правильный ответ – нравственность)
  12. Сколько тарелок ухи съел Фока у Демьяна (правильны ответ – четыре)
  13. Для театра И. А. Крылов писал произведения. Как они именовались, одним словом? (правильный ответ – пьесы)
  14. На каком дереве Ворона собиралась полакомиться сыром? (правильный ответ – на ели)
  15. В какой специальности Крылов проработал около 30 лет? (правильный ответ – бибилиотекарем)
  16. Сколько лет было Ягненку из баски? (правильный ответ – ему не было года «…мне от роду нет года»)
  17. В своей басне «Дуб и трость» Крылов использовал все литеры русского алфавита, кроме одной. Какая это буква? (правильный ответ – это «ъ»)
  18. С кем соседствовала легендарная Моська? (правильный ответ – с Шавкой)
  19. Какое историческое событие описывает Крылов в басне «Серый на псарне»? (правильный ответ – Великую Отечественную войну 1812 года)
  20. Сколько времени потратила Лисица, чтобы добраться до винограда? (верный ответ – один час «…пробившись попусту час целый…»)

Опять же, придумать варианты вопросов и ответов для этого блока викторины совершенно не сложно. Самое главное, иметь под рукой сборник басен. Кстати, одновременно может участвовать в викторине не лишь две команды, но и больше. Если заранее дать детям задание, подготовить каверзные вопросы по басням Крылова, то можно прочертить очень интересный урок.

Любопытный (Басня)

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;Все видел, высмотрел; от удивленья,Поверишь ли, не станет ни уменьяПересказать тебе, ни сил.Уж подлинно, что там чудес палата!Куда на выдумки природа таровата!Каких зверей, каких там птиц я не видал!Какие бабочки, букашки,Козявки, мушки, таракашки!Одни, как изумруд, другие, как коралл!Какие крохотны коровки!Есть, право, менее булавочной головки!»«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —«Да разве там он?» — «Там».- «Ну, братец, виноват:Слона-то я и не приметил».

лучшие басни Крылова

Викторина по басням И.А. Крылова

Его басни переживут века. К.H. Батюшков

Цель: обобщение знаний учащихся о баснях И.А

Крылова, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чиению. I конкурс

• Назовите басни Крылова о: Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и ви­ноград», «Волки Лисица», «Добрая Ли­сица», «Лиса», «Лисица и Осёл») Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псар­не», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»). Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюби­вый Медведь», «Крестьянин и Работ­ник») Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мар­тышка и очки», «Обезьяны», «Обезья­на», «Квартет») Людях («Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика»)

II конкурс. • Кому принадлежат слова? «Голубушка, как хороша! Ну что за шей­ка, что за глазки!» (Лисице из басни «Во­рона и Лисица») «Всё про очки лишь мне налгали; А про­ку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки») «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум. » (Волку из басни «Волк на псарне») «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой. » (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей») «Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квар­тет»)

III конкурс. Вспомните пропущенное слово

  1. «Две. (бочки)».
  2. «Мальчик и. (Змея)».
  3. «Лисица и. (виноград)».
  4. «Трудолюбивый. (Медведь)».
  5. «Тришкин. (кафтан)».
  6. «Стрекоза и. (Муравей)».
  7. «Осел и. (Соловей)».
  8. «Кот и. (Повар)».
  9. «Свинья под. (дубом)».
  10. 10. «Волки и. (Овцы)».

IV конкурс «Мораль сей басни такова» — В какой басне была такая мораль?

1. «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица».)

2. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)

3. «Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться». («Ларчик».)

4. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь».)

5. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)

V конкурс. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА Многие фразы из басен И.А. Крылова ста­ли крылатыми словами. Мы часто произно­сим «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает, да ест», даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Таких фраз, ставших крылатыми словами, у Крылова очень много. Вот некоторые из них:

  • «Да только воз и ныне там»
  • «У сильного всегда бессильный вино­ват»
  • «Сильнее кошки зверя нет!»

Вспомните, из каких басен эти строки? (Соответственно: «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягнёнок», «Мышь и Крыса»). Не только строки из басен Ивана Андре-кича, но даже и сами названия басен стали крылатыми словами. Кто назовёт их? «Тришкин кафтан», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Демьянова уха», «Кукушкам Петух» и др.) Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рас­суждениями:

  • «Видит око, да зуб неймёт»
  • «Борона в павлиньих перьях»
  • «Попрыгунья стрекоза»
  • «Тришкин кафтан»
  • «Мартышкин труд»
  • «Медвежья услуга»
  • «А ларчик просто открывался»
  • «А Васька слушает, да ест»

VI конкурсды. 1 Кроссворд

«Иван Крылов» По вертикали:

  1. Писатель, сочиняющий басни (басно­писец).
  2. Город, с которым связано детство Кры­лова (Тверь)
  3. Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность (подканце­лярист)
  4. Французский поэт-баснописец, его бас­ни Крылов переводил на русский язык (Лафонтен)
  5. Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов (скрипка)
  6. Важная часть в басне, вывод-поучение (мораль)
  7. Произведения для театра, которые пи­сал Крылов (пьесы)
  8. Профессия, в которой Крылов прорабо­тал 30 лет (библиотекарь)
  9. и 10. Герои одной из самых известных басен Крылова (Стрекоза и Муравей)

«И.А Крылов» По вертикали: 1. «На ту беду … близёхонько бежала» (лиса). 2. «Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да ко­солапый Мишка затеяли сыграть . » (квартет). 3. «Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська). 4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона). 5. «Вороне где-то Бог послал кусочек. » (сыру). 6. «По улицам . водили, как видно, напоказ» (Слона). 7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки). 8. «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью на­питься; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал . » Кто? (Волк).

Ларчик

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою».Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдается:«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.Потел, потел; но, наконец, устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался:А Ларчик просто открывался.

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.

Перевод басни Крылова на английский

Басни Крылова Перевод

Источник для словаря:
Вавилон англо-английский
Подробнее:
Англо-английский перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский английский-арабский словарь
Подробнее:
Англо-арабский перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский английский-испанский словарь
Подробнее:
Англо-испанский перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский английский-голландский словарь
Подробнее:
Англо-голландский перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский английский-португальский словарь
Подробнее:
Англо-португальский перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский англо-турецкий словарь
Подробнее:
Англо-турецкий перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский английский-итальянский словарь
Подробнее:
Англо-итальянский перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский англо-французский словарь
Подробнее:
Англо-французский перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский английский-немецкий словарь
Подробнее:
Англо-немецкий перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский англо-японский словарь
Подробнее:
Англо-японский перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский английский-иврит словарь
Подробнее:
Англо-иврит перевод басни Крылова

Источник для словаря:
Вавилонский английский-шведский словарь
Подробнее:
Англо-шведский перевод крыловских басен

Белка

В деревне, в праздник, под окномПомещичьих хором,Народ толпился.На Белку в колесе зевал он и дивился.Вблизи с березы ей дивился тоже Дрозд:Так бегала она, что лапки лишь мелькалиИ раздувался пышный хвост.«Землячка старая,— спросил тут Дрозд,— нельзя лиСказать, что делаешь ты здесь?» —«Ох, милый друг! тружусь день весь:Я по делам гонцом у барина большого;Ну, некогда ни пить, ни есть,Ни даже духу перевесть».—И Белка в колесе бежать пустилась снова.«Да,— улетая, Дрозд сказал, — то ясно мне,Что ты бежишь, а всё на том же ты окне»._______

Посмотришь на дельца иного:Хлопочет, мечется, ему дивятся все:Он, кажется, из кожи рвется,Да только все вперед не подается,Как Белка в колесе.

белка в колесе

Щука

На Щуку подан в суд донос,Что от нее житья в пруде не стало;Улик представлен целый воз,И виноватую, как надлежало,На суд в большой лохани принесли.Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу пасли;Однако ж имена в архиве их остались:То были два Осла,Две Клячи старые, да два иль три Козла;Для должного ж в порядке дел надзораИм придана была Лиса за Прокурора.И слух между народа шел,Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,И то сказать, что Щукиных проказУдобства не было закрыть на этот раз.Так делать нечего: пришло писать указ,Чтоб виноватую предать позорной казниИ, в страх другим, повесить на суку.«Почтенные судьи!- Лиса тут приступила,-Повесить мало, я б ей казнь определила,Какой не видано у нас здесь на веку:Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —Так утопить ее в реке».- «Прекрасно!» —Кричат судьи. На том решили все согласно,И Щуку бросили — в реку!

Волк и журавль

Что волки жадны, всякий знает:Волк, евши, никогдаКостей не разбирает.Зато на одного из них пришла беда!Он костью чуть не подавился.Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;Пришло хоть ноги протянуть!По счастью, близко тут Журавль случился.Вот кой-как знаками стал Волк его манитьИ просит горю пособить.

Журавль свой нос по шеюЗасунул к Волку в пасть и с трудностью большеюКость вытащил и стал за труд просить.«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!А это ничего, что свой ты долгий носИ с глупой головой из горла цел унес!Поди ж, приятель, убирайся,Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Кот и повар

Какой-то Повар, грамотей,С поварни побежал своейВ кабак (он набожных был правилИ в этот день по куме тризну правил),А дома стеречи съестное от мышейКота оставил.Но что́ же, возвратясь, он видит? На полуОбъедки пирога; а Васька-Кот в углу,Припав за уксусным бочёнком,Мурлыча и ворча, трудится над курчёнком.«Ах, ты, обжора! ах, злодей!»Тут Ваську Повар укоряет:«Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?(А Васька всё-таки курченка убирает.)Как! Быв честным Котом до этих пор,Бывало, за пример тебя смиренства кажут,—А ты… ахти, какой позор!Теперя все соседи скажут:«Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!И Ваську-де, не только что в поварню,Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:Он порча, он чума, он язва здешних мест!»(А Васька слушает, да ест.)Тут ритор мой, дав волю слов теченью,Не находил конца нравоученью.Но что ж? Пока его он пел,Кот-Васька всё жаркое съел.________

А я бы повару иномуВелел на стенке зарубить:Чтоб там речей не тратить попустому,Где нужно власть употребить.

«Мартышка и очки»

Перед викториной на тему басни Крылова (тур «Мартышка и очки»), необходимо прочитать басню детям. Только после того как произведение прослушано, можно задавать вопросы:

  1. Какой недуг появился у Мартышки от старости? Ответ: «слаба глазами стала».
  2. Что достала Мартышка? Ответ: очки.
  3. В каком количестве она их приобрела? Ответ: полдюжины.
  4. Почему очки не помогли главному герою? Ответ: она неправильно их надевала.
  5. Что в итоге произошло с очками? Ответ: Мартышка их разбила о камень.
  6. Кто сможет объяснить своими словами: какова мораль басни? Ответ: Иван Андреевич на самом деле под очками понимал знания. Они часто разбиваются о некоторые препятствия, среди которых: нежелание учиться, стараться и самосовершенствоваться. Результат получается таким: Мартышка осталась ни с чем из-за своего незнания и нежелания учиться.

Тришкин кафтан

У Тришки на локтях кафтан продрался.Что долго думать тут? Он за иглу принялся:По четверти обрезал рукавов —И локти заплатил. Кафтан опять готов;Лишь на четверть голее руки стали.Да что до этого печали?Однако же смеется Тришке всяк,А Тришка говорит: «Так я же не дуракИ ту беду поправлю:Длиннее прежнего я рукава наставлю».О, Тришка малый не простой!Обрезал фалды он и полы,Наставил рукава, и весел Тришка мой,Хоть носит он кафтан такой,Которого длиннее и камзолы._____

Таким же образом, видал я, иногдаИные господа,Запутавши дела, их поправляют,Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.

короткая басня, которая легко учится

Презентация по литературному чтению на тему «Викторина по басням И.А.Крылова (3 класс)»

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Викторина по басням И.А.Крылова Выполнил: учитель начальных классов МБОУ СШ № 20 г. Дзержинска Нижегородской области Перепелица Лариса Евгеньевна

Басни По гиперссылкам на слайд по каждой басне. Кнопка – переход к викторине.

Вопрос №2 На кого лаяла Моська? А) На ежа Б) На Ужа В) На льва Г) На слона

Вопрос №3 В чем виноват Ягнёнок в басне «Волк и Ягненок»? А) В том, что намутил воду волку Б) В том, что волку хочется есть В) В том, что разбудил волка Г) В том, что напугал волка

Вопрос №4 Куда села ворона с кусочком сыра? А) На пенёк Б) На ветку В) На ель Г) На дерево

Вопрос №5 «За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?» А) За то, что он красивый Б) За то, что он хвалит Кукушку В) За то, что он является ее другом Г) За то, что он помог ей

Вопрос №6 Чем занималась Стрекоза летом? А) Купалась Б) Помогала Муравью В) Пела Г) Летала к сестре

Вопрос №7 «Я тебя понял» Из какой басни эта мораль? Мораль Басня 1) «У сильного всегда бессильный виноват…» А) «Лебедь, щука и рак» 2)«Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» Б) «Волк и Ягнёнок» 3) «Когда в товарищах согласья нет…» В) «Ворона и лисица» 4)«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна…» Г) «Чиж и голубь»

Вопрос №8 Из какой басни следующие слова: «Соседка, перестань срамиться…» А) Слон и Моська Б) Ворон и Лисица В) Лягушка и Вол Г) Волк и Ягненок

Синица

Синица на море пустилась:Она хвалилась,Что хочет море сжечь.Расславилась тотчас о том по свету речь.Страх обнял жителей Нептуновой столицы;Летят стадами птицы;А звери из лесов сбегаются смотреть,Как будет Океан, и жарко ли гореть.И даже, говорят, на слух молвы крылатой,Охотники таскаться по пирамИз первых с ложками явились к берегам,Чтоб похлебать ухи такой богатой,Какой-де откупщик и самый тароватыйНе давывал секретарям.Толпятся: чуду всяк заранее дивится,Молчит и, на море глаза уставя, ждет;Лишь изредка иной шепнет:«Вот закипит, вот тотчас загорится!»Не тут-то: море не горит.Кипит ли хоть? — и не кипит.И чем же кончились затеи величавы?Синица со стыдом всвояси уплыла;Наделала Синица славы,А море не зажгла.________

Примолвить к речи здесь годится,Но ничьего не трогая лица:Что делом, не сведя конца,Не надобно хвалиться.

Волк и ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:Тому в Истории мы тьму примеров слышим,Но мы Истории не пишем;А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питьеМоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву». —«Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу». —«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил:Я этого, приятель, не забыл!» —«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —«Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сватИ, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотитеИ, если можете, то мне всегда вредите,Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: