Литературная викторина для 5-6 классов с ответами

§ Вопросы «Как хорошо вы знаете русский фольклор?»

  1. Выберете правильный вариант:

Закличка – это обращение к:
1) детям
2) животным
3) природе и временам года

Ответ: К природе и временам года.

Сопоставьте элементы и категории:

1) произведения, созданные для детей
2) произведения, созданные детьми
— считалки
— загадки
— заклички
— скороговорки
— колыбельные песни
— потешки
— дразнилки
— пестушки
— прибаутки
— небылицы
— жеребьевки
— страшилки

Ответ: 1) колыбельные песни, скороговорки, потешки, пестушки, небылицы, прибаутки, загадки; 2) считалки, дразнилки, жеребьевки, заклички, страшилки.

Перечислите виды сказок

Ответ: Сказки, в которых главными героями являются животные, волшебные сказки и сказки о быте.

Назовите два примера волшебной сказки

Примерный ответ: «Морозко», «Василиса Прекрасная».

Объедините части пословиц:

1) Что с возу упало, — 1) два раза делает плохо
2) Что посеешь, — 2) а человек умением
3) Плохой мастер — 3) и кошке приятно
4) Чует кошка, — 4) она и ноги на стол
5) Как волка не корми, — 5) кур считает
6) Доброе слово — 6) то и пожнешь
7) Лиса и во сне — 7) то пропало
8) Посади свинью за стол, — 8) когда потеряешь
9) Красна птица пением, — 9) чье мясо съела
10) Цену вещи узнаешь, — 10) он все в лес смотрит

Ответ: 1) – 7), 2) – 6), 3) – 1), 4) – 9), 5) – 10), 6) – 3), 7) – 5), 8) – 4), 9) – 2), 10) – 8).

Отгадайте загадки:

1) Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит

Ответ: Крапива.
2) Он похож на елку, шуба вся в иголках

Ответ: Еж.
3) Виден край, да не дойдешь

Ответ: Горизонт.
4) Взглянешь – заплачешь, а краше его нет на свете

Ответ: Солнце.
5) Сама пестрая, ест зеленое, дает белое

Ответ: Корова.

Назовите русскую народную сказку, где было четыре покушения на убийство, последнее из которых все-таки завершилось смертью персонажа.

Ответ: «Колобок».

«Викторина по русским народным сказкам»

1 класс

Учитель начальных классов

Измалкова Н.И .

Сказка ложь, да в ней

намёк,

добрым

молодцам

урок!

А.С.Пушкин

― Съешь моего лесного яблока, 

― скажу.  ― Не хочу я твоего яблока кушать!

― Кто сидел на моем стуле

и сломал его?

В гостях была, а домой пошла,

как несолоно хлебала.

― Несет меня лиса За темные леса, За быстрые реки, За высокие горы…

        — Битый небитого везёт,         Битый небитого везёт!

— Старик! Продай мне мальчика.

― Теперь меня, мужик,

не обманешь, давай мою долю.

Не садись на пенек, Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!

― А я лучше у вас на крыше буду жить.

― Да ты нас раздавишь.

― Нет, не раздавлю.

Сядь ко мне на язычок да

пропой в последний разок.

В поле появился дом. Поселились в доме том: Мышка по имени Норушка, И лягушечка Квакушка, Ёж, Лисица и Зайчишка. А еще лохматый Мишка Позже поселился тут. Как весь домик – то зовут?

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?

Послушав лисьего совета, Сидел на речке до рассвета. Рыбешки, правда, не поймал, Лишь хвост бедняга потерял.

Отвечайте на вопрос: Кто в корзине Машу нёс, Кто садился на пенёк И хотел съесть пирожок? Сказочку ты знаешь ведь? Кто же это был?

Посадил ее дед в поле Лето целое росла. Всей семьей ее тянули Очень крупная была.

Девочка, белочка, братец,

яблонька, печка, баба-яга, мышка.

Старуха, старик, собака, колобок,

заяц, волк, медведь, лиса.

Мышка-норушка, кошка,

лягушка-квакушка,

зайчик-побегайчик,

Лисичка-сестричка.

Журавль, тарелка, кот,

Кувшин, лиса.

Михайло Иванович, братец

Настасья Петровна, девочка

Мишутка.

Квашня, рыба, дрозд лиса,

воротник.

Кот, гусельцы, заяц, дрозд,

петух.

Бык, петух, собака, заяц,

лиса, волк .

Блины, баба, дед, барин,

петух, лошадь

Репа, рожь, вершки,

волк, мужик.

Лиса и цапля

Даша и медведь

Мужик и волк

Утки-лебеди

Два медведя

Уточка ряба

Морковка

Блинок

Петушок — серебряный клювик

Домик

«Гуси – лебеди»

Машенька встретилась с речкой. Девочка в избушке бабы-яги.

Сестрица приводит братца домой.

Девочка встретилась с печкой. Гуси-лебеди унесли Иванушку.

Мышка помогает Машеньке.

Девочка встретилась с яблоней. Машенька бросилась догонять гусей .

Лиса и журавль

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал,

ничего не попадает.

Приходи, куманёк, приходи, дорогой!

Уж как я тебя угощу!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин

с узким горлышком.

Лиса с журавлем подружилась.

А журавль меж тем клюет себе да клюет,

пока все поел.

― Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

Колобок.

― Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой

в последний разок.

Катится Колобок, навстречу ему Медведь.

― Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою.

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла,

по сусеку помела.

Жили-были старик со старухой.

― Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц.

Маша и медведь.

Давай гостинцы, я их сам отнесу.

А в той избушке жил большущий медведь.

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать.

Собрались раз подружки в лес ― по грибы да ягоды.

Взвалил его на спину и пошел в деревню.

 ― Иди, только смотри от подружек не отставай ―

не то заблудишься.

Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки

не вынимай.

Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня

кашей кормить.

Лиса и заяц.

Зайчик встретился с медведем. Петушок выгнал лису. У зайчонка была избушка лубяная,

а у лисы ледяная.

Зайчонок встретился с собакой. Лисы выгнала зайца. Зайчик живет с петушком. Зайчик встретил петушка.

Литературная игра

В последние годы радует тенденция возрождения интереса к библиотекам как среди детей, так и среди взрослых. К счастью, новомодные и технологичные электронные книги не вытеснили обычные бумажные. Удобство их использования не смогло сравниться с приятным шелестом бумажных страниц и с той магической связью, которая возникает между читателем и бумажной книгой в его в руках.

И теперь все больше мальчишек и девчонок бегут в библиотеку за новой книгой, хранящей в себе новые знания, истории, приключения.

Библиотека – это не просто место хранения книг. Это пространство для общения, отдыха и даже творчества.

Сейчас в стенах библиотек по всей стране проводятся различные литературные познавательно-развлекательные игры,конкурсы, турниры, викторины, театрализованные представления по известным литературным произведениям.

Так как игра для ребенка – это прекрасный способ обучения и получения информации, поэтому именно через игру в библиотеке и нужно заинтересовывать детей миром книг и прививать им тягу к чтению.

Литературные игры для детей можно проводить не только в городских библиотеках, но и в школьных, или даже в домашней библиотеке, если там достаточная коллекция книг.

В этой статье мы дадим вам советы, как провести интересную игру или викторину в библиотеке и придумать свой сценарий игры в библиотеке.

Хорошо, если игра будет проводится для читателей-ровесников, тогда можно будет подготовить задания именно по произведениям, которые соответствуют возрасту игроков и учебной программе в школе.

Литературная игра может включать в себя различные элементы. Мы предлагаем вам несколько идей интересных заданий для литературной игры урока в библиотеке или школе.

Задания для литературной игры

Литературная викторина – игра в ответы на вопросы. Для нее подойдут вопросы по сюжетам книг, их названиям, вопросы на знание литературных терминов, вопросы на знание авторов произведений и их биографии. Внимательные и эрудированные участники по достоинству смогут применить тут свои знания. Пример такого вопроса: Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург Петроградом. (А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)

Литературный кроссворд. Для него подойдут такого же рода вопросы, как и для викторины, но нужно будет вписывать ответы в определенные графы и в итоге получить какое-то ключевое слово. Кто первый назовет это слово, тот и получает победное очко.
Отрывок из литературного произведения. Это очень интересное задание для литературного конкурса. И главное, что его очень легко готовить. Вам всего-то нужно взять из нескольких произведений значимые, запоминающиеся отрывки. Во время игры зачитать их игрокам, а они должны назвать автора и название произведения. Пример отрывка: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится…» (Н.С. Лесков, «Левша»)

Путаница из букв.Задание, в котором из предложенных букв нужно составить слово — название произведения, имя героя или фамилию писателя. Пример: ХОВЕЧ (Чехов А.П.)

Портреты писателей. Отличное задание для игры в библиотеке

Очень важно не просто читать книги, но и знать в лицо писателей, которые подарили нам любимые произведения.Такое задание, когда игрокам нужно назвать фамилию и имя писателя, глядя на портрет, может быть достаточно сложным на маленьких читателей. Но пройдя это задание в игре и узнав правильный ответ, они обязательно запомнят его надолго.

Пропущенные слова в стихотворении

С этим заданием хорошо справятся читатели с отличной памятью и те, кто любит учить стихи. Организатору нужно прочитать стихотворение игрокам, делая паузу на месте пропущенных слов. Игроки должны вспомнить, какое слово пропущено, и назвать его. Кто больше слов успеет вставить первым, тот и получает победное очко. Вот пример такого задания: Неохотно и несмело _______ смотрит на поля. Чу, за тучей __________, Принахмурилась земля. Ветра теплого _______, Дальный гром и дождь порой…(Федор Тютчев «Неохотно и несмело…»)

Занимательная игра с такими заданиями может быть проведена в режиме: вопрос – ответ. То есть непосредственно каждое задание или вопрос зачитывается ведущим, а читатели его решают и дают свой ответ. Правильно ответивший получает балл или очко.

В конце игры подсчитываются очки всех игроков, и побеждает тот, кто набрал больше всех. Также такую игру можно провести в виде литературных соревнований двух команд.

§ Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности (тропы) – это художественные средства, позволяющие изобразить человека, предмет, обстановку более ярко, живо, оригинально, точно и наглядно.
В числе самых популярных тропов называют:

  1. Олицетворение. Перенесение человеческих качеств на неживые предметы и явление. По сути, это разновидность метафоры. Примеры: воет ветер, шепчут листья, зима злится.
  2. Эпитет. Образная характеристика предмета, чаще всего выраженная прилагательным. Например: хрупкие цветы, серебряный век, ласковый прибой.
  3. Метафора. Переносное значение слова, основанное на скрытом сравнении предмета или явления с другим предметом или явлением по их общему признаку. Например: «Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра» (Ф. Искандер).
  4. Сравнение. Изображение одного явление посредством сопоставления его с другим. Например: плавал по-собачьи; топает, как слон; «Имя твое – птица в руке» (М.И. Цветаева); замер, словно истукан.
  5. Антитеза. Противопоставление понятий, образов. Например: «Отцы и дети», «Война и мир», грехи праведника, «лед и пламень» («Евгений Онегин»), «Быть или не быть, вот в чем вопрос» (У. Шекспир «Гамлет»), «Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).
    Необходимо отличать антитезу от оксюморона. Последний представляет собой конструкцию, содержащую явно противоречивые понятия. Чаще всего состоит из предмета и его определения. Например: живой труп, горячий снег, белая ночь, оглушительная тишина, любящая ненависть, тяжелая легкость. В то же время антитеза включает контрастные идеи в рамках сбалансированной грамматической конструкции. То есть, в отличие от оксюморона, для антитезы не обязательно сочетание противоположных понятий именно в пределах одного и того же высказывания.
  6. Гипербола. Преувеличение свойств объекта, предмета, образа, процесса. Чаще всего преувеличиваются качественные и количественные характеристики – размер, сила, значение и прочее. Например: не виделись сто лет, запаслись на год вперед, тысяча извинений, лес рук, море по колено.
  7. Гротеск. Абсурдное преувеличение, основанное на сочетании фантастического и реального. Примеры: повесть Н.В. Гоголя «Нос», повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце», Ф. Кафка «Превращение», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Дикий помещик».
  8. Инверсия. Обратный порядок слов, придающий фразе особую выразительность. Примеры: «Швейцара мимо он стрелой» (А.С. Пушкин), «Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк» (В.С. Высоцкий).
  9. Юмор. Изображение героев в смешном, нелепом виде. Это веселый, доброжелательный смех. Юмор бывает нескольких видов: сатира, ирония, сарказм, собственно юмор – незлобная шутка, вызывающая грусть и жалость.
  10. Ирония. Скрытая насмешка, которая заключается в использовании слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Например: «Ты все пела? Это — дело!» (И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»). «Если заботитесь о своем пищеварении, не говорите за обедом о большевизме. И Боже вас упаси, не читайте советских газет!» (М.А. Булгаков «Собачье сердце»).
  11. Сатира. Юмор, выражающий явный негатив по отношению к порокам и недостаткам общества. Цель такого высмеивания – побудить человека к изменениям в лучшую сторону. Примеры: роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, повесть «Нос» Н.В. Гоголя, повесть «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, повесть-притча «Скотный двор» Д. Оруэлла.
  12. Сарказм – злое высмеивание людских слабостей и недостатков с помощью иронии. Главное отличие от сатиры – у сарказма нет цели побудить человека к позитивным изменениям, он лишь передает презрение, нередко наносит оскорбление. Пример:
    «Убаюканный ласковым пением
    Средиземной волны, — как дитя,
    Ты уснешь, окружен попечением
    Дорогой и любимой семьи
    (Ждущей смерти твоей с нетерпением)».
    Н.А. Некрасов, «Размышления у парадного подъезда».

§ Литературная программа для 5 класса

В школьную программу 5 класса по литературе входят самые различные произведения по своим жанрам, причем русские, так и зарубежные.
Перечень работ весьма длинный, поэтому назовем лишь некоторые из них в качестве примера:

  1. Русские народные сказки: «Царевна-лягушка».
  2. В.А. Жуковский «Спящая царевна».
  3. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  4. Басни И.А. Крылова: «Мартышка и очки», «Квартет» и многие другие.
  5. М.Ю. Лермонтов: «Парус».
  6. А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
  7. Н.В. Гоголь «Заколдованное место».
  8. И.С. Тургенев «Муму».
  9. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
  10. А.П. Фет «Весенний дождь».
  11. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится».
  12. П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы».
  13. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Не только отечественные история заслуживают внимания российских школьников. Перу иностранных авторов принадлежит бесчисленное множество прекрасных работ, достойных того, чтобы их прочитали и оценили по достоинству.

Для знакомства с зарубежными писателями пятиклассникам предлагается следующий список литературы:

  1. Мифы Древней Греции. Например: «Подвиги Геракла».
  2. Д. Дефо «Робинзон Крузо».
  3. М. Твен «Приключения Тома Сойера».
  4. Х.К. Андерсен «Снежная королева».
  5. Р.-Л. Стивенсон «Вересковый мед».
  6. Дж. Лондон «Белый клык».
  7. Ш. Перро «Спящая красавица».
  8. Дж. Родари «Приключения Чипполино».

Конечно, программа пятого класса и без того достаточно насыщенна, чтобы получить необходимый багаж знаний, однако для более полного погружения в книжный мир можно обратиться и к дополнительной литературе. В качестве таковой школьникам рекомендованы следующие произведения:

  • Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
  • Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
  • А. Дюма «Три мушкетера»
  • А.П. Чехов «Каштанка»
  • А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик»

Не нужно воспринимать чтение книг как тяжелый и скучный труд или обязанность. Стоит относиться к этому как к развлечению, приносящему не только эмоциональное и интеллектуальное удовольствие, но и массу полезных знаний и жизненного опыта.

А теперь перейдем непосредственно к нашей викторине, чтобы проверить ваши знания и закрепить их, а также получить новую информацию, которая обязательно пригодится в вашей учебе в дальнейшем. Постараемся совместить познавательный процесс и веселое времяпрепровождения, ведь участие в викторине – это всегда азарт, неподдельный интерес, приятная забава.

Викторина-конкурс

Литературная викторина для детей может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Литературная викторина

“По следам любимых сказок”5 класс

Слайд 2

Текст слайда:

Условия проведения викторины:

Выбор команды ( по 7 человек).Название команды.Выбор ведущих (для каждой команды).Выбор членов жюри .Подведение итогов. (правильный ответ- 5 баллов)

Слайд 3

Текст слайда:

Оборудование и материалы:

Дидактические материалы к викторинеИллюстрации сказокПрезентация для сопровождения викториныЛист учета результатов викторины

Слайд 4

Слайд 5

Текст слайда:

“Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.”
(А.С.Пушкин)

Слайд 6

Текст слайда:

Вопросы:

I команда.Что такое сказка?

II команда.Что такое фольклор?

Слайд 7

Текст слайда:

I команда.Какие бывают сказки?

II команда.Какие виды сказок вы знаете?

Слайд 8

Текст слайда:

I команда.Приведите примеры сказочных зачинов.

II команда.Приведите примеры присказок.

Слайд 9

Текст слайда:

I команда.Какие сказочные силы противоборствуют в сказках?

II команда.Какая цифра в сказках является магической ? Привести примеры.

Слайд 10

Текст слайда:

I команда.Назовите добрых сказочных героев.

II команда.Назовите злых сказочных героев.

( Кто больше назовет).

Слайд 11

Текст слайда:

I команда.Назовитеархитектурные сооружения, встречающиеся в сказках.

II команда.Назовите предметы быта сказочных героев.

Слайд 12

Текст слайда:

I команда.Назовите сказки, в которых главные герои- животные.

II команда.Назовите сказки, в которых происходят сказочные превращения.

Слайд 13

Текст слайда:

I команда.Привести примеры народных сказок.

II команда.Назвать“авторские” сказки.

Слайд 14

Текст слайда:

I команда. В какой сказке героиня умела все:и ткать, и печь, и плясать.

II команда.В какой сказке смерть Кащея находилась на конце иглы?

Слайд 15

Текст слайда:

I команда.

II команда.

Вопрос для обеих команд.

Чему нас учат сказки? ( Оригинальность ответа, примеры на основе сказок)

Слайд 16

Текст слайда:

Ответы викторины:

I. Сказка- это произведение устного народного творчества. II. Фольклор- устное народное творчество.I. Сказки бывают народные и авторские. II. Виды сказок: волшебные, бытовые, о животных.3. I. “Жили-были..”, “ В некотором царстве, в некотором государстве…..” II. “И я там был, и мед я пил….”, “Сколько сказка сказывается….” и т.д.I. Добро и зло. II. 3- магическая цифра в сказках. ( Три дороги, три царевны, три молодца…..и т.д.)I. Добрые: Иван- царевич, Серый волк, Василиса Прекрасная, и т.д. II. Злые: Кащей – Бессмертный, Баба- Яга, Леший, и т.д.6. I. Терем, избушка, хижина, юрта, избушка на курьих ножках. II. Ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла, и т.д….I. “Теремок” , “Кот в сапогах”, “Гуси-лебеди”,…….. II. “Лягушка-царевна”, “Конек- горбунок”,……..

Слайд 17

Текст слайда:

8. I. “Царевна- лягушка”, “Гуси- лебеди”….. II. “Сказка о Золотом Петушке” ( А.С. Пушкин)….I. “Царевна -лягушка” II. “Царевна-лягушка”10 . Ответы учащихся. Общая сумма баллов-50

Слайд 18

Текст слайда:

СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

§ Вопросы «Деление литературы на роды и жанры: раскрытие понятий с примерами»

  1. Что такое басня и каковы ее главные особенности?

Ответ: Это короткий рифмованный либо в прозе рассказ с кратким нравоучительным выводом – моралью. В центре повествования обычно выступают животные, несколько реже – вещи, растения. Цель басни – высмеять пороки людей и сформулировать нравоучительное суждение.
Назовите три рода литературы.

Ответ: Лирика, эпос, драма.

К литературным жанрам не относится

:
1) рассказ
2) повесть
3) роман
4) юмор
5) все перечисленное

Ответ: Юмор.

Как называется стихотворение, повествующее об историческом событии, основанное на плотном, напряженном сюжете?
Ответ: Баллада.

Определите жанр произведения:
1) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
Ответ: Повесть-быль.
2) Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Ответ: Лирическое стихотворение.
3) П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы»
Ответ: Сказ.
4) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Ответ: Литературная сказка.
5) И.А. Крылов «Кукушка и Петух»
Ответ: Басня.
6) И.С. Тургенев «Муму»
Ответ: Рассказ.
7) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Ответ: Стихотворение, баллада, народная ода.
8). С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Ответ: Драматическая литературная сказка.
9) Р.-Л. Стивенсон «Вересковый мед»
Ответ: Баллада.
10) «Повесть временных лет»
Ответ: Летопись.
11) «Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Ответ: Роман.
12) «Яблоки Гесперид»
Ответ: Миф.
13) М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Ответ: Роман.

История, поведанная автором, которая может случиться в реальности, называется:

1) рассказ
2) сказка
3) миф

Ответ: Рассказ.

К какому жанру относятся эти произведения: «Чудесная дудка», «Про репку», «Иван-царевич и серый волк»

?
1) рассказы
2) сказки
3) легенды

Ответ: Сказки.

Как называется явление, при котором строчки в конце звучат одинаково?

Ответ: Рифма.

Придумай рифму к слову «свеча»

Возможные ответы: Сгоряча, бормоча, хохоча, богача.

«Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали».К какому жанру относится произведение?
1) рассказ
2) лирическое стихотворение
3) басня
4) былина

Ответ: Басня.

Как называется басня И.А. Крылова «Слон и …»

1) жук
2) стрекоза
3) Моська
4) мартышка

Ответ: Моська.

Назовите признак, не свойственный балладе:

1) динамично развивающийся сюжет
2) основана на реальном историческом событии
3) присутствует драматический конфликт

Ответ: Присутствует драматический конфликт.

§ Вопросы «Хорошо ли вы знаете зарубежные произведения литературы»

  1. Какое произведение создано американским писателем Джеком Лондоном?

1) «Вересковый мед»
2) «Белый клык»
3) «Приключения Тома Сойера»
4) «Красная шапочка»

Ответ: «Белый клык».

Кто автор сказки «Приключения Чипполино»?

1) Джек Лондон
2) Марк Твен
3) Джанни Родари
4) Х.-К. Андерсен

Ответ: Джанни Родари.

Назовите автора повести «Приключения Калле Блюмквиста»

1) Джанни Родари
2) Шарль Перро
3) Астрид Линдгрен
4) Редьярд Киплинг

Ответ: Астрид Линдгрен

Назовите английского писателя:

1) Артур Конан Дойл
2) Астрид Линдгрен
3) Джанни Родари
4) Джек Лондон

Ответ: Артур Конан Дойл.

Назовите американского писателя:

1) Даниель Дефо
2) Роберт Стивенсон
3) Рэй Брэдбери
4) Герберт Уэллс

Ответ: Рэй Брэдбери.

Как называется дебютный роман Жюля Верна

Ответ: «Пять недель на воздушном шаре».

Где жили медовары из баллады «Вересковый мед»?

1) под водой
2) в пещерах под землей
3) в норах

Ответ: В пещерах под землей.

Заполните пропуск:

Когда Робинзон Крузо попал на корабль, первым делом он пошел в ?

Ответ: В кладовую за сухарями.

Заполните пропуск:

На корабль Робинзон Крузо взбирался по ?

Ответ: По канату.

Что изменил в своей первоначальной фамилии Даниель Дефо?

Ответ: Добавил к фамилии Фо приставку Де.

Кто был друзьями Чиполлино из произведения Дж. Родари «Приключения Чиполлино»?

Ответ: Вишенка, Редиска.

Вопросы для викторины «Литература»

Играть в викторину по теме «Литература»

Литература – вид искусства, который возник из народного творчества. С латинского слово переводится как «написанное письмо», то есть под литературой понимается совокупность всех видов письменных текстов. Литература имеет ряд свойств и характеристик, которые одинаковы во многих культурах. С древних времен литература претерпевала эволюцию. Иоган Гутенберг первым изобрел книгопечатание, тем самым положив начало развитию различных направлений литературы. Первая печатная книга на русском языке вышла в Москве 1 марта 1564. Перт Мстиславец и Иван Федоров издали «Апостол» в собственной типографии. Особенностью первой книги были четко отлитые шрифты и даты. Эта книга использовалась для обучения духовных лиц. С 1901 года лучшие авторы награждаются Нобелевской премией по литературе. Самый первый лауреат — Сюлли-Прюдом. Самая большая книга в мире – эксклюзивное рукописное собрание сочинений 13 века – Кодекс Гигас.

Если вы любите читать и интересуетесь литературой, то мы предлагаем вам ответить на несколько вопросов по литературе. Если эти вопросы покажутся вам слишком простыми, участвуйте в викторине о литературе на нашем сайте. Вам будет предложено более 3000 вопросов

разных уровней сложности от самых простых до сложнейших и возможность воспользоваться подсказками.

  1. Сколько лет пролежал на печи известный богатырь Илья Муромец? 30 лет и 3 годаответ
  2. Назовите имя первого белорусского первопечатника. Франциск Скоринаответ
  3. Сказка «Курочка–Ряба» на самом деле имеет автора. Назовите его имя. Владимир Иванович Дальответ
  4. Он знаком многим. Был и художником, и доктором, и путешественником, и космонавтом. Кто это? Незнайкаответ
  5. В Древней Греции на этих зданиях было написано: «Здесь живут мертвые и говорят живые». На библиотекахответ
  6. Сколько лет было Анне Карениной на момент ее гибели в произведении Л.Н.Толстого? 28 летответ
  7. Какая книга является самой маленькой в мире? «Хамелеон» А.П.Чехова. 0,9*0,9 ммответ
  8. Кому принадлежит выражение: «Краткость – сестра таланта». А.П.Чеховответ
  9. Какой перевод у слова «мцыри», одноименного произведения М.Ю. Лермонтова? Послушникответ
  10. Где находятся острова, которые были выдуманы Джонатаном Свифтом для произведения «Путешествия Гулливера»? В Тихом океанеответ Показать все ответы

Возможно, что вас заинтересуют вопросы на тему «Поэзия», «Музыка», «Живопись и художники», а также вы можете посмотреть полный список из более чем из 250 разных тем

Больше 45000

разных вопросов на различные темы вы найдете на нашем сайте в разделе онлайн-викторины.

Играть в викторину по теме «Литература»

§ Вопросы «Русские авторы и их творчество»

  1. Кто автор произведения?

1) Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И — очищает всю.

Ответ: И.А. Крылов «Демьянова уха».
2) Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Ответ: М.Ю. Лермонтов «Парус».
3) И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.

Ответ: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4) А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

Ответ: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
5) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»

Ответ: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Заполните пропуски в представленном отрывке (за каждым знаком вопроса спрятано одно слово) и назовите автора:

Чародейкою ?
Околдован, ? стоит —
И под снежной ?,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он ?.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не ? —
Сном ? очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой ? пуховой…

Ответ: Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Пропуски: 1) зимою, 2) лес, 3) бахромою, 4) блестит, 5), не живой, 6) волшебным, 7) цепью.

Чьему авторству принадлежит рассказ «Муму»?

1) М.Ю. Лермонтов
2) И.А. Бунин
3) Н.В. Гоголь
4) И.С. Тургенев

Ответ: И.С. Тургенев.

Выберете произведение, которое относится к творчеству А.С. Пушкина?

1) «Руслан и Людмила»
2) «Бородино»
3) «Мартышка и очки»
4) «Соловьи»

Ответ: «Руслан и Людмила»

Выберете произведение, автором которого НЕ является М.Ю. Лермонтов:

1) «Черемуха»
2) «Парус»
3) «Бородино»
4) «Листок».

Ответ: «Черемуха».

Как называется произведение? Вставьте пропущенные слова в представленном отрывке и назовите автора стихотворения:

Они ? во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны ? ,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых ? дней
Румяный, светлый ?
Толпится ? за ней!

Ответ: Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Пропуски: 1) гласят, 2) гонцы, 3) майских, 4) хоровод, 5) весело.

Назовите самого известного русского баснописца.

Ответ: И.А. Крылов.

Вспомните знаменитых русских писателей-сказочников.

Примерный ответ: П.П. Бажов, П.П. Ершов, К.И. Чуковский, А.С. Пушкин.

«Человек без селезенки» — какому автору принадлежит это прозвище? Назовите другие псевдонимы писателя.

Ответ: А.П. Чехов. Антоша Чехонте, Брат моего брата.

Два русских поэта написали сказки о спящей царевне. Кто они?

Ответ: В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

Какие поэты XIX века много внимания в своих работах уделяли природе родного края?

Ответ: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Заполните пропуски в названиях:

«? под Дубом», «? И Моська», «Ворона и ?», «Стрекоза и ?», «? уха».

Ответ: Свинья, Слон, Лисица, Муравей, Демьянова.

§ Роды и жанры литературы

Всего существует три рода литературы и один дополнительный:

  1. Эпос. Это повествование о прошлом, в котором представлена целостная картина народной жизни. Сюжет рассказывается от лица повествователя. Он может быть, как реальный, так и выдуманный, как наблюдатель, так и участник событий.
  2. Лирика. Произведения такого типа транслируют личное отношение автора к чему-либо, его эмоции и чувства.
  3. Драма. Этому роду свойственен бытовой сюжет и вполне обыденный стиль повествования. Драматические жанры воспроизводят внешний мир через взаимоотношения между героями, через их поступки и конфликты.
  4. Лироэпика. Как видно из названия, этот род объединяет эпос и лирику.


Каждому роду соответствует свой набор жанров. Например, для эпоса характерны:

  • рассказ;
  • повесть;
  • роман;
  • эпопея;
  • былина;
  • поэма;
  • басня.

Драма включает:

  • собственно драму;
  • трагедию;
  • комедию;
  • трагикомедию.

К лирике относятся:

  • романс;
  • послание;
  • элегия;
  • ода;
  • эпиграмма;
  • идиллия.

Лироэпика объединяет в себе такие жанры:

  • роман в стихах;
  • балладу;
  • поэму.

Итак, давайте проверим, как хорошо вы разбираетесь в литературных жанрах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: