Финансовая грамотность. конспекты занятий, нод в старшей группе

Зачем и как заниматься с детьми экономикой

Экономические занятия проводятся в дошкольном учреждении (далее — ДОУ) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Они преследуют следующие цели:

  1. Дать понятие о деньгах, научить бережно относиться к ним.
  2. Сформировать понимание значения труда в жизни человека.
  3. Рассказать о процессе производства товаров и их потреблении.
  4. Познакомить с термином «реклама».
  5. Научить полезным бытовым привычкам.
  6. Способствовать развитию разумных потребностей.

Таким образом, экономическое воспитание в ДОУ включает в себя следующие основные блоки:

  • труд и его продукт;
  • деньги;
  • реклама;
  • экономика в быту.

Задачи и приёмы, актуальные для детей разного возраста

Экономические занятия в детском саду целесообразно начинать со средней группы:

  1. Четырёхлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах.
  2. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену.
  3. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям.
  4. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими:
    • зарплата родителей;
    • пенсия бабушки с дедушкой;
    • стипендия старшей сестры или брата.
  5. Вводится понятие «потребности человека».
  6. Дошкольники получают начальное представление о рекламе — способе донести информацию о товаре до потребителя.

На занятиях с детьми пятого года жизни будут эффективны следующие приёмы:

Обязательное присутствие игрового компонента. Например, на каждое занятие к ребятам приходит один и тот же сказочный персонаж, к примеру, гномик Экономик или игрушечный мальчик Вася Экономкин.
Работа по экономическому воспитанию будет проходить успешнее при подключении к ней родителей

Воспитатель должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Интересная идея — провести аукцион «товаров», которые малыши сделают дома со своими родителями

Другой вариант — обменяться ими с одногруппниками (вводится понятие «бартер»). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.

На каждом занятии по экономике может фигурировать один и тот же сказочный герой, например, гном Эконом

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг экономических понятий, с которыми знакомятся дети. Полученные ранее знания углубляются:

  1. Ребята знакомятся с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.
  2. Педагог учит дошкольников правильно воспринимать рекламу, умению разбираться в ней, соизмерять свои желания и возможности.
  3. Усложняется понятие производства и потребления.
  4. Вводится понятие экономики в быту, ребята осваивают полезные привычки, которые помогают сохранять природные ресурсы, а также семейный бюджет (например, не оставлять включёнными свет и воду, бережно относиться к одежде, обуви и пр.).
  5. Воспитатель знакомит детей с понятием «валюта», они рассматривают альбом, где изображены купюры и монеты разных стран.

На занятиях с воспитанниками старшей и подготовительной группы актуально использование следующих приёмов:

  1. Индивидуальное заполнение таблички семейных расходов (дошкольник ставит плюсы в необходимых разделах: продукты, одежда, лекарства, крупные покупки, игрушки, транспортные расходы и т. д.). Это позволит ребёнку понять, из чего складываются расходы в семье, с пониманием воспринимать временное отсутствие денег.
  2. Поощрение детей за активную работу на занятии, правильные ответы (например, это могут быть изготовленные воспитателем медали).
  3. Обязательный анализ занятия, развитие у детей самооценки. Этот момент можно интересно обыграть. Например, на доске вывешиваются белая и голубая тучка. Если ребёнок считает, что получил полезные знания, которые ему пригодятся в жизни, то он приклеивает голубую каплю под голубую тучку. Если же что-то осталось непонятным или дошкольнику было неинтересно на занятии, то он помещает белую каплю под белую тучку.
  4. Продолжается работа с родителями. Можно заинтересовать их конкурсом презентации собственной «фирмы»: ребёнок совместно с членами своей семьи придумывает логотип, изучает рыночный спрос и предложение своего товара и продумывает рекламные ходы.
  5. В подготовительной группе можно практиковать экономические шарады и кроссворды.

Экономическое воспитание дошкольников

В дошкольном учреждении

В дошкольном учреждении процесс воспитания происходит в различных игровых формах, что дает возможность воспитателям и воспитанникам проявить весь свой творческий потенциал. К тому же, эта форма работы очень легкая, дети от неё не устают, но в то же время усваивают новый материал.

Для начала дети узнают, что же такое деньги, далее – откуда они берутся, и самое последнее – куда можно потратить заработанное. Для знакомства с историей денег можно устроить в виртуальный музей.  Обязательно рассказать не только о происхождении денег, но и об отношении народа к ним. Тем самым взрослый показывает ребенку, что деньги можно получить только после выполненного труда. 

Затем воспитанникам рассказывают, что стоимость товара зависит от его качества, материала и времени, потраченного на работу. Для наглядного примера сравниваются одни и те же товары, но выполненные разными техниками. Это побуждает детей выполнять что-либо своими руками и делать это качественно. Также после собственного изготовления предмета воспитанники учатся ценить чужой труд.

Зачастую воспитатели организовывают совместную творческую или поисковую деятельность детей с родителями. Как пример, можно дать задание найти старинные монеты или купюры либо купюры других государств, описать их историю, а после оформить выставку.

Практические навыки обращения с деньгами дети приобретают в ходе сюжетно-ролевых игр. Благодаря этому дети познают сложные экономические закономерности в легкой форме.

Помимо этого, в дошкольных учреждениях каждый день проводятся беседы с обсуждением разных видов труда. Берется любой предмет обихода, и воспитатель рассказывает, каким способом он произведен, кто этим занимается. Дети изучают названия профессий, и с каждым годом этот список расширяется.

В старшем дошкольном возрасте дети должны сами называть “цепочку” появления того или иного предмета.

Обязательно развитие творческих способностей, которые способствуют развитию художественного вкуса, эстетических качеств личности. Разные виды конструирования развивают пространственное воображение, логику, зрительную и моторную память.

После творческого процесса ребенок может оценить результат своего труда и понять, насколько дорогим был бы данный товар, качественно ли он выполнен.

В экономическом воспитании не обходится и без трудового. Детям предлагают дежурить по группе: расставлять тарелки и кружки, следить за порядком в комнатах.  В процессе труда нужно донести воспитанникам, что нет ненужных или плохих профессий. В профессии самое главное – выполнять свою работу правильно. Нужно показать, что было бы без работника обслуживающей сферы и тем более без врачей или учителей. 

Экономическое воспитание происходит на примерах любой сказки – в каждом произведении можно найти связь с экономикой. Таким образом, экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни.

Родители и экономическое воспитание детей

Как родители обучают своих чад экономике? В первую очередь, они ведут с ними домашнее хозяйство, позволяя детям вникать в вопросы распределения бюджета. Также взрослые должны рассказать детям, где они работают, в чем состоит суть их профессии, а также на что хватает их зарплаты.

В семье просто необходим совместный труд с детьми, это позволит всем членам семьи больше общаться, а также приучить малыша к ответственности за свою работу, аккуратности и трудолюбию. Также нужно вырабатывать в ребенке бережливость и экономность – эта важные черты делового взрослого человека, которые свидетельствуют о готовности заботиться о других.

Можно вовлекать малыша даже в самые незначительные работы и давать им что-то посильное. Например, в доме сломался шкаф. Ребенка просят помочь его починить. Чадо сможет максимум придержать дверцу, но уже от этого он поймет свою значимость в семье и в дальнейшем ему будет приятно осознавать, что он внес свой вклад в бюджет семьи, сэкономив на покупке нового шкафа.

Гуляя по городу, называйте малышу названия зданий – больница, магазин, школа или парикмахерская. И говорите, кто там работает, в чем заключается суть их профессий. Со временем у ребенка сформируется связь между понятиями труд и деньги.

Делайте покупки вместе с ребенком и при этом всегда обсуждайте важность того или иного приобретения. Объясняйте чаду, что, если вы купите ему очередную сладость или игрушку, то у вас не будет средств на более важные покупки

Обучающие игры по экономическому воспитанию

Приведем несколько примеров игровых занятий, которые направлены на формирование экономического воспитания у детей.

“Кафе “И вкусно, и полезно”

Воспитатель раскладывает перед детьми меню. Дошкольники изучают его, а потом делают заказ. После этого нужно выяснить, какие блюда более полезные, а какие – менее. Затем стоит обсудить, что мы можем приобретать ежедневно, а что – гораздо реже. И почему так происходит.

“Туристический поход”

Игра уточнит знания детей об элементарных потребностях каждого человека.

Воспитанники делятся на три команды и каждая собирает все необходимые вещи в поход: на юг, на север и в пустыню. После этого дети рассказывают о своем выборе, а другие дети и взрослый оценивают его правильность.

“Предприятия нашего города”

Детям выдаются изображения предприятий города, дошкольники должны рассказать, чем на нем занимаются, какая польза от предприятия, а также назвать профессии людей, которые там работают.

“Бюджет моей семьи”

Каждый ребенок вытягивает карточку, на которой изображен кто-то из членов семьи. После этого малыши называют место работы родителя и примерную зарплату, а также описывают, что на эту зарплату можно приобрести.

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Конспект к НОД По финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет» Цель: Знакомство с понятием «Семейный бюджет»

. Сформировать представление о факторах, влияющих на оплату труда. Дать детям первыеэкономические знания о купле-продаже товаров. Программные задачи: Образовательные:- познакомить с понятиями «доход» ,«расход» ,«бюджет» . Учить…

Конспект ОД в старшей группе «Где появились деньги?» Конспект ОД в старшей группе «Где появились деньги?»

Зайцева А.А, Цель: познакомить детей с историей возникновения денег. Задачи: познакомить детей с понятием деньги, с историей появления, видами денег; развивать воображение, творческие способности;воспитывать уважение к людям…

Конспект организованной образовательной деятельности. «В гости к гному Эконому»

Цель: закрепление элементарных экономических представлений у детей.

Музыка 1. Начало игры

Ведущий: Добрый день! Рада приветствовать вас на игре «Что? Где? Когда?»

Поприветствуем участников нашей игры:

Сегодня команда «Юных экономистов» будет соперничать с командой «Знатоков».

Команда «Знатоков» приготовила свои вопросы и задания для вас юные экономисты. За каждый вопрос ваша команда может получить деньги, если вы будете правильно отвечать.

Если же вы отвечаете не верно, то деньги получает команда «Знатоков». В команде знатоков есть один сказочный герой кот Матроскин. Он будет играть вместе с вашими родителями против вас.

Победителями будет та команда, которая наберет больше денег.

Напомню правила игры: Каждый участник команды по очереди крутит волчок. Стрелка волчка укажет на номер вопроса. Любой участник команды «Знатоков» читает вопрос, соответствующий выпавшему номеру. Юным экономистам дается одна минута на обсуждение. По истечении времени вы даете ответ.

Сегодня за вами будет наблюдать гном Эконом. От какого слова появилось его имя? А что такое экономика?

Ну что ж, начинаем играть. Первый раунд.

Музыка 2. Раунд.

Ведущий: С помощью волчка сейчас определим, кто первый будет крутить волчок. (Я запускаю волчок, на кого стрелка укажет тот и первый. Потом по часовой стрелке)

Максим, ты первый крутишь волчок.

Музыка 3. волчок Волчок останавливается, указывает на номер.

Музыка 4. Родитель читает вопрос.

Ведущий: Вопрос понятен? Время пошло.

Музыка 5. Часы

Вопрос 1. Отгадайте загадку:

Этим словом предметы называют.

Это слово, например, означает:

Дом, одежду, обувь, воду,

Свет, тепло и чистый воздух,

Телевизор, самокат, конфету-

Все нам в Жизни нужно это!

(потребности)

Лист 1. Выберите важные потребности человека.

Вопрос 2. Определите, о чем идет речь: о товаре или об услуге.

Три девочки, три школьницы,

Купили много роз. (товар)

Папа к зеркалу садиться:

Мне подстричься и побриться (услуга)

Новую кепку купили вчера,

Бедный мальчик рыдал до утра. (товар)

Шел трамвай десятый номер,

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек. (услуга)

Экономическая игра в подготовительной группе ДОУ «Что? Где? Когда?»

Вопрос 3. Кот Матроскин накопил много денег и говорит, что все может купить. А Шарик утверждает, что не все продается. Разрешите их спор.

Лист 2. Назовите, что может купить Матроскин.

Черный ящик.

Это- средство обращения,

Это – средство накопления.

Средство стоимости также,

Также средство платежа.

— Какие бывают деньги?

— Как называются бумажные деньги? Металлические деньги?

— Какие были первые деньги?

Вопрос 4. Как называются доходы и расходы семьи?

Лист 3. Какие доходы получает семья?

Вопрос 5. Экономическая ситуация:

Кот Матроскин заработал 100 золотых монет. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться.

«Закопай их в землю» — советовал почтальон Печкин.

«Лучше купи машину» — говорил пес Шарик.

«Спрячь деньги дома в чулок» — порекомендовал галчонок Хватайка.

Кто давал правильный совет?

И как бы вы поступили на месте Матроскина?

Вопрос 6. Экономические задачи.

  1. Когда валенки стоят дешевле: зимой или летом?
  2. Где будет дороже бутылка «Пепси» в пустыне или на севере?

Итог занятия: Команды подсчитывают заработанные деньги, ведущий объявляет победителя. Награждение.

Экономическое воспитание дошкольников

Экономическое воспитание дошкольников

Открыть для себя мир детей может только тот, кому они интересны и кто их знает. Дошкольники чрезвычайно чувствительны к разного рода воздействиям. Ребенок как губка, впитывает впечатления, знания, стили поведения педагога, работающего с ним. Поэтому как стихийное, так специально организованное обучение и воспитание во многом определяет особенности его психического, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее воспитательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого у ребенка с помощью взрослого складываются необходимые качества и свойства личности.

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящие за пределами системы образования, являясь очевидцем активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, признала, что Экономическое воспитание детей дошкольного возраста –

глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Позиционным обновлением и расширением современного дошкольного образовательного пространства определила “Раннее приобщение детей к экономике”.

Экономическое образование –

важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

Основной вид деятельности дошкольников – игра. В связи с этим экономическое воспитание осуществляю через игровую деятельность. Поэтому разработала и апробировала проект “Экономика – жизнь и игра”

, с помощью которого пытаюсь заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков “я” в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

Средства экономического воспитания

Поскольку экономическое воспитание начинается с малых лет, то и средства его развития должны быть рассчитаны на детей самого раннего возраста.

Основные средства экономического воспитания:

  • игра – основная форма обучения для дошкольника, позволяет преподнести тяжелый материал в легкой форме;
  • сюжетно-ролевые игры – в них моделируются жизненные ситуации, совмещая жизнь с игрой, ребенку проще запомнить её законы и устройство;
  • дидактические игры (например, “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”) – позволяют усвоить не только основы экономики, но и развить различные умения и навыки;
  • интеллектуальные игры – хорошо применять их в качестве итога изученного для того, чтобы обобщить и систематизировать знания, провести анализ пройденного материала;
  • игры-путешествия – экскурсию можно провести в другое государство и показать тамошние условия экономики, или пройтись в банк и ознакомить детей с валютными операциями;
  • развлечения, конкурсы и праздники – в них должны входить в обязательном порядке математические и логические задачки;

  • интегрированные занятия – когда экономика тесно переплетается с другими предметами;
  • решение проблемной ситуации – такая форма работы приобщает детей к экономической действительности, развивает в них умение анализировать, высказывать собственное мнение и проявлять инициативу;
  • чтение художественной литературы – можно читать как обычные сказки, находя в них элементы экономики, а можно и специальные книги, направленные на экономическое воспитание – можно взять книгу Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом».

Цели экономического воспитания

Воспитание ребенка важный фактор подготовки личности к будущей жизни в условиях рыночных отношений. Экономическое воспитание преследует за собой следующие цели:

  • знакомство детей с законами рыночной экономики, методами её улучшения;
  • сформирование возможности к аналитическому мышлению, умению получать новые методы и приемы труда;
  • воспитание чувства эффективности хозяйствования;
  • развитие здоровых материальных потребностей, умение грамотно распоряжаться деньгами;
  • формирование умений планировать бюджет, контролировать собственные расходы;
  • оценивание товаров в плане экономической рациональности и необходимости, их грамотное использование;
  • бережное отношение к своему здоровью, режиму дня и образу жизни;
  • выработка бережного отношения к имуществу государства и чужой собственности;
  • развитие следующих качеств делового человека: бережливость, предприимчивость, расчетливость;
  • воспитание экономически активного гражданина.

Как оформить уголок экономического воспитания в группе

Для лучшего освоения дошкольниками финансовых понятий воспитатель оформляет в группе экономический уголок. Он наполняется:

  • дидактическими играми соответствующего содержания;
  • атрибутами для сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Кафе», «Банк», «Аукцион»);
  • книгами, энциклопедиями соответствующего содержания;
  • здесь же можно поместить экономическую карту для путешествий;
  • здесь же могут быть альбомы с изображениями валюты разных стран, фотографиями крупных предприятий родного города или посёлка и их продукции;
  • если во время занятий по экономике воспитатель постоянно задействует определённого игрушечного персонажа, то он также должен находиться в этой зоне.

Оформить уголок экономики можно книгами, поделками и дидактическими играми экономического содержания

Способы организации детей

Все вышеперечисленные задачи решаются различными путями. Иногда к разным детям применяются совершенно противоположные подходы.

В группах учитываются следующие характеристики:

  • разнообразие игрушек и оборудования в детском саду,
  • возрастные особенности детей,
  • безопасность условий в помещении,
  • уровень физической подготовки детей,
  • уровень квалификации воспитателя.

В качестве примеров взяты физические упражнения, но процесс выполнения, цели, методы и участие воспитателя остаются аналогичными и во время образовательных уроков.

Фронтальный

Основной целью педагогического процесса является приобретение и закрепление двигательных навыков детей. Они активно работают, постоянно взаимодействуют с воспитателем.

Все движения выполняются детьми одновременно и синхронно.

В больших группах взрослому тяжело уделить внимание каждому воспитаннику, а следовательно улучшить качество выполнения движений

Индивидуальный

Каждое упражнение выполняется поочередно детьми по цепочке. Пока один делает – остальные наблюдают и делают анализ.

Основное преимущество подхода – строгое качество выполнения. Главный недостаток – пассивность остальных дошкольников. Эффективно использовать в более старшем возрасте для разучивания сложных упражнений.

Поточный

Для обеспечения высокой двигательной активности дети выполняют сразу несколько упражнений, по кругу, меняя установки и снаряды.

Это полезно для развития выносливости, но взрослому человеку тяжело уследить за правильностью выполнения упражнения каждого из детей.

Групповой

Дети делятся на несколько подгрупп, где каждый выполняет свою задачу, после завершения которой они меняются. Полезно для физического развития и выработки принятия ответственности за свои поступки.

В данной методе воспитатель практически не имеет возможности находить и исправлять ошибки ученика.

Экономическое воспитание школьников

Условия рыночной экономики государства делают необходимым непрерывное экономическое воспитание детей, которое начинается с детского сада и плавно переходит на школьный этап. В старших классах в образовательных учреждениях есть специальный предмет экономической направленности. Но для того, чтобы не потерять нить связи между дошкольным учреждением и школой, нужно внедрять основы экономического образования с младших классов.

С 1 по 4 класс делать это можно в форме игры, при этом задания усложняются по сравнению с детским садом. Здесь делается больший акцент на самостоятельность учащихся. Учитель просит детей подготовить дополнительный материал или найти правила игры по её названию.

В среднем школьном звене экономическое воспитание происходит на всех основных предметах. На математике решаются задачи экономического характера, а на химии, биологии и физике изучаются достижения науки и техники. На географии же дети изучают экономическое устройство разных стран, их финансовую статистику и уже могут сделать выводы, какая система более эффективная.

 Нельзя забывать и о вовлечении учащихся в общественно полезные дела. Это может быть и дежурство по классу, и уборка пришкольной территории, и помощь ветеранам и просто старикам. 

На таком предмете как “Информационные технологии” учащиеся также решают экономические задачи, развивают мышление в этом направлении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: