Китайские гении, манерные англичане: как воспитывают детей в разных странах?

Основная школьная учеба

Американская система воспитания детей предполагает активное обучение с пятилетнего возраста. Дошкольники активно познают мир, разные характеристики предметов, общаются.

Акцент коллективизма

В Соединенных Штатах воспитывают детей индивидуалистами, но в коллективе. Маленьких учеников хвалят за выявленные достижения, про отставание по программе родители узнают от учителей.

Успешность обучения

Школьная программа рассчитана на определенный уровень знаний ребенка. Есть углубленные задания, средние, низкий уровень заданий. Результаты обсуждаются наедине с родителями. Основой педагогической мысли США является мониторинг результатов одного ученика, сравнение достижений. Такой подход закладывает у ребенка уверенность в знаниях, школьник видит свои достижения.

В школах обеспечиваются необходимые условия для успешного усвоения материала: видеоуроки, лаборатории, практические занятия.

Патриотическое воспитание

Особое место занимает предмет истории развития гражданского воспитания в США. Дети с раннего детства усваивают, что американское государство могучее, сильное, крепкое. Дух патриотизма поддерживается военно-патриотическим воспитанием у малышей дошкольного возраста.

Целями воспитания гражданина американского общества являются:

  • Акцент на культуре мира, толерантности: главным американским преимуществом является мультикультурность страны. Основа обучения в США — равенство людей, независимо от национальности, расы, религии.
  • Патриотизм. Маленьких граждан в США воспитывают для поднятия патриотического духа, понимания, что американцы сильны в единстве.
  • Целомудрие. Маленьким детям прививают правила приличия, целомудрия. К примеру, на пляже девочкам запрещено ходить в открытых купальниках, а мальчики носят купальные шорты вместо плавок.

Семья – главная ценность

Воспитание в семье до сих пор – важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе – неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, – совершенно обычная картина.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

Интересная особенность последних лет – то, что дома с детьми чаще стали оставаться папы. Естественно, речь идет о случаях, когда мамы действительно делают важную карьеру, и их заработка более чем достаточно для безбедного существования семьи. Нередко родители пользуются преимуществами гибкого графика или удаленной работы через виртуальный офис, чтобы посвящать семье как можно больше времени. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно – чтобы дети поиграли вместе.

Неформальность подобных объединений конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания.

Интернационализм, патриотизм и… целомудрие

Одна из причин для гордости в современной Америке – мультикультурность. Она культивируется в школах, начиная с самых первых шагов. Детям объясняют, что все люди, независимо от расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, обладают равными правами и возможностями. Поэтому ситуация, в которой маленький представитель другой расы, национальности или ребенок, слабо владеющий английским, оказался бы изгоем, в американской школе практически немыслима. Но наряду с этим исповедуется и “единство в многообразии”, то есть, идея о том, что какими бы разными ни были люди, населяющие Америку, они прежде всего американцы, и этим сильны.

Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения “pledge of allegiance”, клятвы на верность Соединенным Штатам. Все малыши вскоре заучивают ее наизусть, хотя зачастую, в силу возраста, не всегда понимают ее смысл. Конечно же, каждая школа и каждая классная комната украшена флагом США. Подход американцев к сексуальному воспитанию и вопросам пола во многом определяется наследием пуританской морали.

Соответствующий курс занятий входит в учебные планы общеобразовательных школ, однако его посещение – факультативно, и родители вправе отказаться от того, чтобы их ребенок присутствовал на подобных уроках. Очень много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников. А любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью табуированы.

Независимость от взрослых: воспитание детей во Франции

Французские родители с раннего детства учат ребёнка самостоятельности и дисциплине. Скорее всего, вы не увидите в этой стране мамочку, бегающую по пятам за годовалым малышом, чтобы дай бог он не упал. Французы следят за безопасностью детей, но не мешают им самостоятельно изучать мир. Независимость ребёнка для них важнее, чем тесный контакт с ним. Родители ценят своё личное время и стараются записать детей во всевозможные кружки, чтобы заняться работой или саморазвитием. И да, горячо любимые бабушки во Франции не будут нянчиться с внуками: это дело самих родителей.

Взгляд русской мамы на французское воспитание

Жизнь как она есть

Еще одна “диковинка” американского воспитания с российской точки зрения – то, что бабушки в США как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети – это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы – очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому зачастую внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году.

Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит здесь очень дорого, и большинство семей просто не может себе такого позволить. Впрочем, и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих чад особые тепличные условия. Ведь дети не смогут прожить всю жизнь в таком “щадящем режиме”, им предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому сыновей и дочерей нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров.

Подавляющее большинство представителей этой профессии в США – женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегалки), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение. Конечно, бебиситтеры проводят с малышами значительное время и в определенной мере оказывают влияние на формирование личности своих воспитанников, но ни о каком систематическом воспитании речь здесь не идет. Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию.

Как американцы наказывают детей — что нельзя детям в США?

Родители в Америке стараются избегать морального и физического насилия. За это полагается лишение прав.

Сама процедура осуществляется очень легко – соседи, заподозрившие что-то неладное, услышавшие малейших крик или визг, звонят в полицию — и к вам в дом приезжают товарищи в фуражках с удостоверениями и начинают тщательную проверку и опрос соседей.

Чаще всего, применяется метод лишений и внедрение дисциплины: сделал уроки – поощрение, не сделал – нельзя играть и смотреть телевизор. Хорошим, но достаточно суровым примером служит семья Мадонны. Она ограничивает потребление сладкого у своих чад, не разрешает смотреть ТВ более получаса в день, избавляется от разбросанных вещей.

Иногда в воспитательных целях ребенка усаживают на стул или отправляют в свою комнату в воспитательных целях.

В системе школьного образования тоже есть множество наказаний, но самое страшное из них для подростков – это запрет на посещение занятий

Почему? Из-за важности каждой оценки для успешного окончания года и получения высшего образования (без него очень трудно куда-либо устроиться, даже имея знакомства и связи)

Пора получать знания

Ясли (nursery) в США тоже существуют. Но это – частные коммерческие заведения, и содержание ребенка в них может стоить больше, чем оплата услуг бэбиситтера-мексиканки или филиппинки. В яслях и детских садах с детьми играют, (в том числе в развивающие игры), гуляют, их кормят, укладывают спать – одним словом, обеспечивают уход. Но обучение как таковое начинается только в подготовительном классе (kindergarden) при школах.

Государственной системы яслей и детских садов в этой стране нет, государство считает себя ответственным за образование детей, начиная со школьного возраста, точнее – с подготовительного класса школы. Так что дошкольное воспитание в Америке отличается огромной широтой и свободой подходов и методов. Когда ребенку исполняется 5 лет, он поступает в подготовительный класс. В государственных школах обучение в нем бесплатное, как и все учебные принадлежности – ручки, карандаши, фломастеры, тетрадки, пластилин. По желанию, можно отдать малыша в полновременный (full-time) (с 8 или 9 до 15 часов) или сокращенный класс (c 9 до 12). Для желающих организовано двухразовое питание, причем дети из семей с низким доходом питаются за символические деньги либо бесплатно. Особый упор в учебном процессе делается на те приемы, которые возбуждают интерес и желание участвовать – обучающие игры, в том числе подвижные, рисование и изготовление поделок, разучивание песенок, стихов, считалок. Считается важным развивать детскую фантазию и воображение.

Для этого малыши могут “сочинить” книжку в картинках, а затем рассказать ее сюжет товарищам и воспитателю. Кроме того, под наблюдением воспитателя дети ухаживают за растениями, регулярно поливают их, взрыхляют почву и делятся с классом своими достижениями. Малыши также могут наблюдать за личинками бабочек и кузнечиков, собирать коллекцию красивых камушков. В школах регулярно устраиваются костюмированные представления, утренники и сценки, на которые в качестве зрителей всегда приглашаются мамы и папы.

Многие родители добровольно помогают воспитателю и классу, следят за малышами во время экскурсий или ассистируют на утренниках. Как правило, в конце учебного года на торжественной линейке директор школы персонально благодарит особо отличившихся волонтеров из числа родителей, вручая им памятные значки и подарки.

Никакого насилия!

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе превалирует мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют.

А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и.т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и большим проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер. В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб).

В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Хобби

В последнее время в России стали очень популярны развивающие занятия. Ребенок еще не умеет ходить, но его уже тащат в «развивашки». Мамы хотят, чтобы их дети выросли достойными людьми, получили образование, научились петь, танцевать, кататься на коньках.

Они предлагают своему ребенку ходить в различные кружки и школы развития. С раннего возраста ребенок нагружен учебой. Все эти занятия направлены на развитие способностей и талантов. Это не игры, а полноценное обучение.

За рубежом распространена другая точка зрения. Мамы думают о том, что не нужно перенапрягать ребенка. Он все успеет, когда немного подрастет.

Периоды детского развития и соответствующее к ним поведение родителей

Малыш должен себя чувствовать полноправным хозяином в доме или попросту говоря «царем». Именно в этом возрасте ребенок испытывает наибольший пик любознательности, начинает активно интересоваться окружающим миром. Запрещать что-то брать или делать – неверный выход

Родителям нужно стараться переключить внимание малыша на другой объект, заинтересовать его чем-то полезным

По теме: как говорить ребенку “нет” и “нельзя” 

Если кроха уже успел разбить мамину любимую вазу, то ругаться не стоит. Если он делает что-то опасное, то достаточно притвориться испуганным, сделать испуганное лицо и издать испуганный возглас. Дети хорошо понимают такой язык жестов, но совсем не умеют рассуждать логично, а силовое наказание просто подавит желание изучать мир. В неправильном ключе воспитания ребенок со временем будет подчиняться лишь тому, кто физически сильнее его. Такой результат воспитания мало кого устроит, правда же?

От 5 до 10 лет

Это противоположный период воспитания по сравнению с первым. Здесь к ребенку нужно относиться, как “к рабу”: постоянно ставить задачи и требовать выполнения, заставлять учиться. Каждую задачу придется контролировать и если она будет не до конца выполнена – можно наказывать, но не физически. В этом возрасте у детей активно развивается интеллект, ребенок должен научиться прогнозировать реакцию людей на его поступки. Метод воспитания поможет ребенку завоевать к себе уважительное отношение и прочно избежать любого негатива.

От 10 до 15 лет

Этот период вызывает много вопросов у родителей, но ответ на них самый простой: относитесь к своему чаду, как к равному. Сравняться с ним вы все равно не сможете, у вас слишком богатый опыт для этого, но дать право на независимый выбор просто необходимо. Разговаривайте и беседуйте, принимайте решения вместе, попытайтесь для своей дочери или сына стать другом. Позвольте подростку самому делать выбор. Советуйтесь с ребенком по всем важным вопросам, предоставляйте и поощряйте самостоятельность. Если вы заметите, что решение опрометчиво – не запрещайте и не настаивайте, просто спрогнозируйте и озвучьте возможные негативные последствия, чуть-чуть подтолкните к правильному решению.

Свою точку зрения нужно преподносить лишь в «бархатных перчатках», с неоспоримой выгодой. В этом возрасте должна сформироваться устойчивая собственная позиция, свой взгляд на все происходящее. Это именно тот момент, когда ребенок начинает становиться самостоятельным, а вы в этом ему станете настоящим помощником.

После 15 лет

Процесс формирования личности завершен. Перевоспитывать детей уже не имеет смысла, так как не получится, остается только научиться уважать выбор своего ребенка, то есть «пожинать свои плоды».

К чему может привести несоблюдение таких правил?

  1. Ребенок до 5 лет, привыкший к подавлению силовыми методами, не будет стремиться к активным действиям, не станет любознательным. Он научится подчиняться более сильному. В итоге превратиться в «тряпку» для людей более сильных.
  2. Если после 5 лет родители будут во всем потакать ребенку, то из него вырастет самый настоящий лентяй, не способный к труду и достижению целей.
  3. Излишняя опека над ребенком старше 10 лет сделает его неуверенным. Он будет зависимым от более сильных и самостоятельных друзей, но они не всегда смогут оказать на него положительное воздействие.
  4. Если ребенок после 15 лет не будет чувствовать уважение к себе, то вскоре он уйдет из семьи, он просто не сможет простить этого.

А вы как воспитываете своих детей?

Проблемы семейного воспитания

Наказание — одна из сложностей в процессе воспитания

Проблемы, с которыми сталкиваются родители:

  1. Отсутствует четкая стратегия воспитания. Отец с матерью выбирают такую же или противоположную модель поведения и воспитания своих родителей, реализуют систему методов из педагогической литературы, других источников (интернет, соседи, знакомые). Бывает, что внутри своей семьи взрослые не могут договориться и используют разные приемы, которые между собой не согласованы.
  2. Не созданы условия для жизни, отсутствует система ценностей, нет понятий о морали, духовности. Главная задача – одеть и накормить ребенка. Не все семьи в состоянии приобрести книги, специальные развивающие игры, обучающие компьютерные программы. Когда в семье думают только о деньгах, не заботятся о духовности, морали, чадо вырастает черствым.
  3. Ограничивается влияние окружения. Нет преемственности поколений, отсутствуют походы в театр, музей и т.д.
  4. Незрелость родителей. Когда юные особы становятся родителями не имея образования, профессии, определенного жизненного опыта, они не знают как за малышом ухаживать, психологически не готовы быть родителями.
  5. Недостаток внимания.
  6. Взрослые не понимают, что ребенок – индивидуум со своими потребностями, взглядами, мнением, характером. Поэтому они считают, что он не соответствует их ожиданиям.
  7. Излишняя тревожность, эмоциональность. Чрезмерное проявление эмоций (недовольство, раздражение, крик) приводит к тому, что отпрыск начинает вести себя агрессивно или замыкается. Тревожность и гиперопека подавляют самостоятельность, занижает самооценку.
  8. Позволяют все или сильно ограничивают, решают все за ребенка (с кем общаться, сколько, как и т.п.).

Важным является то, чтобы малыш (не имеет значение пол) рос в полной семье. У каждого родителя есть определенная роль в воспитании. Отец формирует чувство защищенности, он становится для ребенка примером, авторитетом, представляет силу и мужественность. Мать дарит заботу, любовь, следит за здоровьем, принимает индивидуальность чада, поддерживает, разделяет его интересы.

Большинство проблем в воспитании имеет свои корни в недостаточном внимании родителей к своему ребенку, поэтому теряются доверительные отношения.

Поздние наследники

Воспитание детей в США приходится на зрелый возраст родителей — период определенных достижений, когда родители уже имеют ресурсы, чтобы вырастить маленького члена семьи. Среднестатистический американец не думает о продлении рода, женитьбе в 20 лет. Юношей и девушек интересуют другие цели:

  • Получение образования, идеально — высшего, стать студентом престижного колледжа, университета.
  • Развитие личностных, профессиональных качеств — получение новых знаний, поиск престижной работы, получение профессиональных навыков.

Россияне воспринимают рождение малыша после 30 как позднее, а американские женщины в этом возрасте только задумываются о личной жизни. К 40 годам среднестатистическая женщина-американка принимает решение о беременности, рождении малыша.

Одежда по погоде

Мамы из России очень сильно переживают за здоровье своих детей. Отчасти они правы, погода здесь зачастую не радует. Женщины стараются укутать свое чадо, аргументируя это фразой: «Лишь бы не замерз». Они надевают на ребенка колготки, теплую шапку и штаны, ботинки даже когда за окном плюс.

За рубежом редко бывают морозы, поэтому к одежде относятся значительно проще. Никого не удивляет, что дети ходят по улице в расстегнутой куртке или без шапки, хотя иногда бывает прохладно.

В некоторых странах Европы родители при выборе одежды полностью полагаются на мнение ребенка. Кто прав? Здесь нет единого мнения. Для детского организма очень вредно и переохлаждение, и перегрев.

Одевайте ребенка по погоде и не шокируйте иностранцев. Ведь даже русских людей удивляют мамы, которые одевают ребенка, как на северный полюс, причем для себя они выбирают одежду по погоде.

Россия

1) Быть идеальной матерью

В России матери готовы на все ради ребенка, но как-то умудряются заниматься воспитанием и домом, не теряя красоты, профессии и ощущения себя как женщины.

2) Рассчитывай на себя

В западных странах по выходным можно увидеть множество мужчин, гуляющих с детьми в парках. В России традиционно детьми больше занимаются матери, чем отцы. Большую часть работы по дому женщины тоже берут на себя.

3) Если и обращаться за помощью, то к бабушке ребенка

Работающие мамы часто обращаются за помощью к бабушкам ребенка, что не принято на Западе. Там бабушки не сидят с внуками, а живут своей жизнью, например, ходят в различные клубы по интересам, путешествуют. У нас позвонить и спросить, можно ли до вечера оставить ребенка, в порядке вещей. Если у бабушки другие планы и она откажется заниматься внуком, русская мама может и обидеться.

4) Максимально занимайтесь развитием ребенка

В Европе ребенка принято доверять детскому саду или школе, и если он ходит в кружки, то обычно при данном учреждении. У нас детей стремятся записать в изостудию или на танцы при доме культуры, в музыкальную школу, на занятия иностранными языками. Считается, что чем больше внеклассных занятий ребенок посещает, тем престижнее. Как правило, водят ребенка по кружкам мамы.

5) Не позволяйте ребенку лишнего

Как бы русские мамы ни устали на работе, они всегда найдут силы, чтобы заняться воспитанием детей. В ход идут замечания, а порой и крики со шлепками. В большинстве западных стран детей ругают только в совсем уж вопиющих случаях. Если ребенок ест руками или слишком громко кричит, то на это зачастую не обращают внимания.

Ребенок в Америке — самостоятельная личность с пеленок

Формирование воспитательного процесса в Америке происходило под влиянием европейских стран. Это неудивительно, так как США – страна переселенцев и эмигрантов. Некоторые ценности схожи с европейскими – речь идет об индивидуальности малыша и предоставлении ему свободы в действиях.

По взгляду со стороны может показаться, что американские родители не заботятся о малыше и не так внимательны к нему, потому что они не реагируют на его крики, требования, плач и т.д.

Они, действительно, являются больше наблюдателями за развитием малыша, помогая, поддерживая и подсказывая только тогда, когда это для него жизненно необходимо – или ребенок сам просит об этом. Дети имеют много свободы и самостоятельности – поэтому они имеют больше возможностей проявлять себя, свою индивидуальность, формироваться, как личность со своими притязаниями и стремлениями.

Валерия: 
Бросается в глаза, что детей не одёргивают и не отчитывают. Дети на постсоветском пространстве в этом плане менее развязные, и с чувством такта.

Я, например, лично считаю, что «наше» воспитание, если оно не дискриминирует ребёнка, не унижает — то, наверное, является более реалистичным для жизни. Человек должен понимать, что можно в обществе, а что – нет. Это же элементарная этика… В американских детях этого нет!

В отличие от России, здесь нет декретных отпусков по нескольку лет (максимум – три месяца). Детей отдают в ясли очень рано, поэтому привязанности к родителям может и не быть!

Соответственно, бабушки и дедушки занимаются собой.

Здесь является частой ситуация, когда ребенок заявляет на своего родителя в полицию.

Дочери моей знакомой было 14 лет, она активно рвалась гулять по вечерам и по ночам, а мама ее не пускала. Тогда подросток устраивал скандал и истерику, а затем вызывал специальную службу с заявлениями, что родители бьют и издеваются (как бы в отместку за то, что не пускала на улицу).

Семья долго потом стояла на учете.

Детей с самого периода новорожденности можно увидеть всегда и везде — на концертах, в ресторанах, на вечеринках и т.д. Американцы считают, что дети всегда должны быть с родителями, а задача последних — создать своим чадам благоприятную обстановку и комфорт везде, где бы они ни находились. В соответствии с этим подходом, в Америке гораздо больше вариантов, куда бы сходить с маленькими детьми на отдых, чем в России.

Если в российских семьях с появлением ребенка все внимание направленно только на него, то в американских нового члена общества воспринимают как самостоятельную личность – ему не позволено манипулировать взрослыми и играть на их чувствах. К примеру, малыша не будут успокаивать — и, хуже того, одергивать — в магазине, если он умоляет купить конфету или игрушку

Скорее всего, родители или совершат покупку, или просто подождут, когда чадо успокоится, не прилагая особых усилий к этому.

Наряду с самостоятельностью, важно сказать и о контроле

Оставленный без внимания и праздно шатающийся по улице ребенок мгновенно привлекает внимание полиции – его родителей могут привлечь к ответственности, и даже лишить прав. Вероятно, это объясняется случаями киднеппинга (похищение)

По данным Еврокомиссии, в Штатах ежегодно регистрируется от 500 тысяч до миллиона случаев пропажи детей, притом численность населения страны равна 330 миллионов человек.

С самого детства юнцам прививают любовь к родине – они дружно поют гимн и дают клятву на верность в школе и в садике. Согласитесь, такого в России не увидишь.

Отношение к папе

Русские папы мало занимаются детьми, их главная задача – обеспечить семью. За рубежом все по-другому. Ребенком занимаются оба родителя поровну, или тот, кто меньше зарабатывает.

Опять же, за границей женщины торопятся поскорее выйти на работу. В России такого нет. Низкий уровень зарплат не позволяет женщинам отдать ребенка в частный детский сад или нанять няню, поэтому многие вынуждены сидеть дома до тех пор, пока не дадут место в государственном садике.

Русские дети привыкают видеть папу только по выходным, а то и реже. Зато они с удовольствием проводят время с отцами, радуются каждой совместной прогулке, каждой прочитанной книге.

Тибетский метод воспитания детей

Для того чтобы воспитать личность каждый думающий родитель выбирает свою методику. Одни предпочитают во всем «потакать» маленькому чаду, другие – наоборот избирают «ежовые рукавицы». Что из этого правильно и чье семейное воспитание принесет большие плоды — покажет время. Сегодня мы расскажем вам о тибетском методе воспитания детей. Для нас, европейцев, страны Востока кажутся чем-то загадочным и манящим, а восточные люди всегда ассоциируются с выдержкой и мудростью. На Тибете, где основой вероисповедания лежит буддизм, воспитание детей разительно отличается от того, какие подходы пользуем мы.

Основой тибетского воспитания детей является неприемлемость унижения и телесных наказаний. Ведь единственной причиной, по которой взрослые бьют детей, это то, что дети не могут дать им сдачи. Тибетский метод воспитания детей делит весь период детства и взросления на «пятилетки».

Первая пятилетка: от рождения до пяти

С появлением на свет малыш попадает в сказку. Подход в воспитании до 5-ти лет можно сравнить с воспитанием детей в Японии. Детям разрешено все: их никто ни за что не ругает, не наказывает, детям ничего не запрещено. Согласно тибетскому воспитанию в этот период у детей закладывается интерес к жизни и любознательность.

Малыш еще не способен выстраивать длинные логические цепи и понимать, что может являться следствием того или иного поступка. Например, малыш до 5-ти лет не сможет понять, что для покупки какой-то вещи нужно зарабатывать деньги.

Если же малыш хочет сделать что-то рискованное или ведет себя неподобающе, его рекомендуют отвлекать, или же сделать испуганное лицо, чтобы малыш понял, что это опасно.

Вторая пятилетка: от 5-ти до 10 лет

Отпраздновав свой пятый день рождения, ребенок из сказки перемещается прямиком в рабство. Именно в этот период тибетское воспитание советует обращаться с ребенком, как с «рабом», ставя перед ним задачи и требуя их беспрекословного выполнения.

Хорошо занимать детей музыкой, танцами, рисованием, привлекать к физической работе по дому, просить оказывать посильную помощь родителям в выполнении ежедневных дел.

Главной задачей этого периода считается – научить ребенка понимать окружающих, прогнозировать реакцию людей на его поступки и вызывать положительное отношение к себе. Наказывать ребенка можно, только не физически, «сюсюкать» и проявлять жалость категорически запрещено, чтобы не развить инфантилизм.

Третья пятилетка: от 10 до 15 лет Последний период: с 15 лет

Согласно тибетскому взгляду на воспитание детей после 15 лет детей воспитывать уже поздно, и родителям остается лишь пожинать плоды своих усилий и трудов. Тибетские мудрецы говорят, что если не уважать ребенка после 15 лет, то он уйдет от своих родителей навсегда при первой возможности.

Возможно, такой метод воспитания не может быть стопроцентно применен для нашего менталитета, но все же хорошая доля истины в нем есть.

Японское воспитание

С рождения до 5-ти лет у японского ребенка длится так называемый период вседозволенности, когда ему позволено делать все, что вздумается, не нарываясь на замечания взрослых.  

До 5 лет японцы обращаются с ребенком, “как с королем”, с 5 до 15 лет – “как с рабом”, а после 15 – “как с равным”.

Другие особенности японского воспитания:

  1. Родители разрешают своим чадам практические все. Хочется рисовать фломастером на обоях – пожалуйста! Нравится копаться в горшке с цветами – можно!
  2. Японцы уверены, что ранние годы – время для забав, игр и наслаждения. Конечно, это не означает, что малыши абсолютно избалованы. Их учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества.
  3. Мама с папой никогда не повышают тон в беседе с детьми и не читают многочасовые нотации. Исключены и физические наказания. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторонку и объясняют, почему нельзя себя так вести.
  4. Родители ведут себя мудро, не утверждая свой авторитет через угрозы и шантаж. После конфликтов японская мама первой идет на контакт, косвенно показывая, насколько сильно ее огорчил детский поступок.
  5. Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Этот народ склоняется к тому, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка.

Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности.

Однако к моменту поступления в школу отношение взрослых к детям резко меняется. 

Их поведение строго регламентировано: нужно почтительно относиться к родителям и учителям, носить одинаковую одежду и вообще не выделяться на фоне сверстников. 

К 15-ти годам ребенок уже должен стать полностью самостоятельным человеком и отношение к нему с этого возраста “на равных”.

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей.

Литература об этом: “После трех уже поздно” Масару Ибука.

Индия

Индийская мудрость гласит: «Чтобы обращаться с другими, используй свое сердце». Этому они и учат своих детей – через сердце и мир эмоций воспринимать окружающий мир. Такое отношение касается не только окружающих людей, но и природы – никого не обижать, быть добрым ко всем, не вредить зверям, птицам и растениям. Ведь во всём – проявление Бога и жизни. Индусы мудрые родители (хотя многие из них становятся мамами и папами в очень раннем возрасте), никогда не кричат на детей, тем самым уча отпрысков уметь сдерживать эмоции. Они терпеливы и снисходительны к детским шалостям, понимая, что впереди их ждет жизнь, полная испытаний.  Один из уроков родителей-индусов – не думать о тех, о ком не получается думать хорошо.

В школе мальчиков и девочек учат не зубрить, а думать и рассуждать. Рассуждают они, кстати, на совсем не детские темы – «Отношение к смерти», «Необходимость дисциплины» и так далее. А помимо стандартных уроков, есть занятия по тренировке памяти и уроки улыбки. Два раза в год вся школа хвалит тех учеников, кто улучшил свои результаты по сравнению с прошлым месяцем.

Конечно, в каждой стране превеликое множество особенностей отношения к детям. Самое главное среди этого разнообразия – искренняя любовь. В конце концов, это универсальный секрет успешного и гармоничного воспитания мальчиков и девочек любых национальностей.

Немецкое воспитание: дисциплина и ответственность

Воспитание детей в Германии основано на строгости и порядке. Родители устанавливают определённые правила: например, детям нельзя долго смотреть телевизор или играть в компьютер допоздна. С ранних лет ребёнка учат отвечать за свои поступки и быть самостоятельными. Немецкие родители очень мобильны. Грудной младенец на руках не станет преградой, чтобы сходить в кафе или парк. Малыша берут с собой или оставляют с няней. С трёх лет дети идут в сад, где их учат не буквам и цифрам, а правилам поведения в обществе и дисциплине.

Молодая мама размышляет о том, почему немецкие дети такие послушные

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: