Уголок краеведения в развивающей предметно-пространственной среде группы
Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.
Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.
Что же такое краеведение? Краеведение – это изучение определённой части страны, города, села или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает.
Одним из важных условий в работе по краеведению выступает создание развивающей предметно – пространственной среды в группе.
При оформлении и подборе материалов для создания уголка краеведения в нашей группе мы придерживались следующих правил:
— материал должен быть понятным и доступным возрасту детей;
— материалы должен быть достаточно ярким и насыщенным;
— предоставить детям возможность участвовать в создании уголка.
Уголок находится в доступном и безопасном месте. Дети могут взять материал, игры, предметы рукотворного мира. Также уголок может трансформироваться в мини-музей, мастерскую, выставку детского творчества. Наличие полифункционнальных предметов, в том числе природных материалов, для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов — заместителей.
Важным условием успеха в данной работе является тесная связь с родителями (законными представителями). Приняли участие в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения уголка краеведения: семейные фото, лэпбук, сведения об Иргизе, селе, стенд «Люби и знай свой край», оформление выставки «Неофициальные символы России.
Информация в уголке представлена по разделам:
«Моя семья»: семейные фото, генеалогическое древо, лэпбук, рисунки детей, стихи, высказывания о семье, дидактические игры.
«Детский сад»: план-схема группы, фото сотрудников детского сада, стихи, работаем над созданием альбома «Наши будни и праздники».
«Родное село»: альбом «Наш край», фото достопримечательностей, фото известных людей села, журналы, герб села, информация о реке Иргиз, о селе, наглядный иллюстрированный и справочный материал «Животные и растения родного края», игра «Пятый лишний», рисунки детей.
«Город Самара»: карта, символика, фото достопримечательностей, набор открыток.
«Страна Россия»: карта, символика страны, фото президента, дидактическая игра «Моя Россия», иллюстрированный и справочный материал.
«Наша Армия»: дидактический материал, альбомы для рассматривания, награды Великой Отечественной войны, папка «9 Мая».
«Русская национальная культура»: мини-музей прикладного творчества — изделия народных мастеров: матрёшка, свистульки, каргопольская, филлимоновская, дымковская игрушка, жостовский поднос, вологодские кружева, изделия из бересты, хохломские ложки, макет «Русская изба» тряпичные куклы, наглядный иллюстрированный материал: «Народные традиции и праздники», «Русский костюм», «Народные росписи».
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание уголка краеведения, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
— в центре детского творчества представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
— в центре игры присутствуют тематические наборы для сюжетно – ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ферма». Эти игры способствуют обогащению представлений детей о профессиях.
— в уголке познавательного развития помещены игры, лото «Профессии», напольная папка, стихи;
— в литературном центре помещены русские народные сказки, былины, малые фольклорные формы (потешки, загадки, стихи).
Таким образом, не только уголок краеведения, но и вся предметно-развивающая среда группы направлены на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Открытые занятия. Конспекты – Открытое занятие в средней группе с элементами кинезиологических упражнений и сказкотерапии «Настроение моего дня»
Публикация «Открытое занятие в средней группе с элементами кинезиологических…» Открытое занятие педагога-психолога в средней группе с элементами кинезиологических упражнений и сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: – создание положительного психологического климата среди дошкольников; – развитие межполушарного взаимодействия, способствующее…
Открытое занятие по экологии «Прогулка в весенний лес» в средней группе Открытое занятие по экологии «Прогулка в весенний лес» в средней группе Разработала и провела: Воспитатель:Строкатова Т.Ю. Цели · Закреплять знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе (прибавление светового дня; цвет неба; повышение температуры воздуха; таяние…
Открытые занятия. Конспекты – Открытое занятие с детьми 4–5 лет «Сказочный лес»
Статья «Открытое занятие с детьми 4–5 лет «Сказочный…» Задачи: 1.Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Родные просторы». 2. Формирование у детей доброго, заботливого отношения к природе. 3. Развитие умения договариваться, приходить к единому мнению. 3. Развитие эмоциональной сферы ребенка. 4.Формирование речевой…
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Путешествие по Моему родному городу» «Путешествие по Моему родному городу» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. Цель: Уточнить и закрепить знания детей о родном городе – Туапсе, об основных достопримечательностях родного города с использования ИКТ – технологий, учить узнавать на…
Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинографии в средней группе «Красивый цветок для мамы» «Красивый цветок для мамы» Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинографии в средней группе. Цель: Познакомить детей с нетрадиционными техниками использования коктейльных трубочек, пластилинографией и применение новых умений и навыков в практической работе….
Конспект открытого занятия для группы детей 3–4 лет по развитию речи «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» для детей 3 – 4 лет. Образовательная область: речевое развитие. Тема: «Путешествие в осенний лес». Цель: развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста. Задачи: формировать представления детей об осени, об изменениях,…
Открытые занятия. Конспекты в средней группе – перейти на главную страницу рубрики.
Страницы: 4 …
Картотека по познавательному развитию для детей средней группы
Красный.
Дети по очереди отвечают: ягода, шар, флажок, звездочка, машина и др.
— Круглый (мяч, солнце, яблоко, колесо и др.)
44. Дидактическая игра «Что умеют делать звери?»
Цель:
учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.
Ход игры
: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.
Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.
Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.
45. Дидактическая игра «Придумай другое слово»
Цель:
расширять словарный запас; развивать внимание. Ход игры
Ход игры
: Воспитатель говорит «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока, а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).
46. Дидактическая игра «Подбери похожие слова»
Цель:
учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание. Ход игры
Ход игры
: Воспитатель произносит слова близкие по звучанию: ложка — кошка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко), пушка (мушка, сушка, кукушка), зайчик (мальчик, пальчик) и т. д.
47. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»
Цель:
обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.
Ход игры:
Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.
Метель — метет, вьюжит, пуржит.
Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет, …
Ворона— летает, каркает, сидит, ест, присаживается, пьет, вьет, т. д.
48. Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»
Цель:
закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.
Ход игры
: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:
Идет дождь: идет — снег, зима, мальчик, собака, дым.
Играет — девочка, радио, …
Горький — перец, лекарство, .. и т. д.
49. Дидактическая игра «Придумай сам»
Цель
: учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.
Ход игры
: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.
Анализ занятия по познавательному развитию детей 4-5 лет
В первую очередь воспитатель должен помнить о том, что любое занятие по познавательному развитию направлено на развитие самостоятельной мыслительной деятельности, интереса, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Важно! Дети постоянно должны взаимодействовать друг с другом ради достижения одной общей цели и развивать в себе экспериментально-поисковой потенциал. Чтобы провести анализ того или иного занятия, следует определить, содержало ли оно в себе чередование познавательной и исследовательской деятельности, в процессе которого детки пошагово выполняли различные действия. Такая структура является полностью оправданной, поскольку на каждом этапе занятия воспитанники решают определенные задачи, интегрируя различные способы и приемы
Такая структура является полностью оправданной, поскольку на каждом этапе занятия воспитанники решают определенные задачи, интегрируя различные способы и приемы
Чтобы провести анализ того или иного занятия, следует определить, содержало ли оно в себе чередование познавательной и исследовательской деятельности, в процессе которого детки пошагово выполняли различные действия. Такая структура является полностью оправданной, поскольку на каждом этапе занятия воспитанники решают определенные задачи, интегрируя различные способы и приемы.
Цели и задачи занятия должны полностью соответствовать федеральным стандартам ДОУ, а для того, чтобы достичь результата, нужно создавать образовательную среду в соответствии с возрастными возможностями детей.
Анализ урока следует проводить только в том случае, если элементы логически связаны между собой, а в ходе занятия педагог поощрял и поддерживал ребят, когда они выдвигали свои теории и предположения. В изложении материала желательно придерживаться демократического стиля, становиться для ребенка помощником, следовать нормам педагогической этики и такта.
Для подведения общего итога занятия рекомендуется использовать метод «вопрос-ответ». Каждый ребенок должен отвечать на поставленный вопрос и выражать свое отношение к своей работе и к деятельности своих сверстников. Только в таком случае занятие даст желаемый результат, а его анализ будет уместным.
Примерная схема анализа занятия
К сведению! После проведения анализа воспитатель должен занести все в конспект, заверить гербовой печатью, указать используемую на открытом уроке литературу и поставить свою подпись.
Таким образом, познавательное развитие в средней группе играет важную роль. Без уроков такого рода не возможно воспитание дошкольников, так как они ставят важные цели достижения результата. Главное, все организовать правильно и заинтересовать детей, а потом справедливо оценить их достижения.
Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду
Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.
Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.
Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил
Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:
- Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
- Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
- Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
- Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
- Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
- Фартуки, защитные очки, шапочки.
- Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.
Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты
В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром
Какие виды деятельности помогают познавательному развитию
На сегодняшний день в педагогике существует множество приемов, которые используются во время занятий в детском саду. К основным методическим видам ознакомления с окружающей средой относятся:
- рассказы;
- чтение сказок и других художественных произведений;
- беседы и пояснения.
Помимо этого, многие педагоги сегодня прибегают к комментированному рисованию и моделированию, позволяющему детишкам в простой форме увидеть то, о чем идет речь. В процессе планирования и проведения такого рода занятий воспитатель должен становиться волшебником, заставляющим объекты двигаться и преобразовываться.
Формы работы с детьми по познавательному развитию
Обратите внимание! Моделирование и комментированное рисование похожи на мультипликацию, когда картинки на бумаге или мониторе возникают постепенно, но связаны между собой сюжетной линией и логическим завершением
Конспект открытого занятия в средней группе по познавательному развитию
Дети:Нет, мы его не видим
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит какой воздух?
Дети:Воздух прозрачный, невидимый бесцветный.
Воспитатель: Да, воздух прозрачный, невидимый бесцветный.
Но я знаю, что воздух есть и он всегда вокруг нас. В этом вы сами сможете убедиться.
Опыт №1. «Воздухоловители»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет? Что в нем?
Дети:Он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Мы набираем в наш пакет воздух и закручиваем его. Пакет полный воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Как вы думаете почему?
Дети:В нем не воздуха, он пустой.
Воспитатель: Наш вывод: воздух прозрачный. Для того чтобы его увидеть, его надо «поймать». И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом мы его выпустили.
Ребята, как вы думаете, где используют такой «запертый» воздух? (Предположения детей
). Правильно в воздушных шариках, игрушках. Давайте мы с вами пройдем к следующему столу поэкспериментируем.
Опыт №2. «Тонет, не тонет»
Воспитатель: На столе лежат игрушки. Вам юным экспериментаторам – задание: Нужно выяснить, какие игрушки утонут, а какие будут плавать. И разделить их на две части.
(ребята по очереди берут, опускают игрушки в воду)
Воспитатель: Молодцы, ребята, наш вывод, что предметы, внутри которых есть воздух будут плавать. Но будьте осторожны, если во внутрь попадет вода, и вытолкает весь воздух, — предмет может утонуть.
Опыт №3. «Воздух-невидимка».
Воспитатель: Ребята, вы хотите увидеть воздух?
Дети:
Воспитатель: Следующее задание юным экспериментаторам. Возьмите в руки стаканчик. Переверните его вверх дном и медленно (стакан нужно держать ровно), аккуратно опустите его в воду. Есть ли вода в стакане? Как вы думаете почему?
Дети:Нет воды.
Воспитатель: А теперь аккуратно наклоните стаканчик, который находится в воде. Что происходит?
Дети:Появились пузыри. Это выходит воздух из стакана. Вода выталкивает воздух из стакана, и он наполняется водой.
Воспитатель: Наш вывод: В стакане был воздух. Воздух выходит из стакана, если его наклонить и вода занимает его место.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише.
Ветерок все выше, выше.
Опыт №4. «Ветер – это движение воздуха»
Воспитатель: Юным экспериментаторам следующее задание. Представьте, что в каждом тазике море, а вы ветер. Попробуйте подуть на воду. Что получается?
Дети:Волны.
Воспитатель: Чем сильнее дуть, тем сильнее будут волны. Возьмите наши импровизированные кораблики. Что с ними происходит?
Типы и виды проектов по ФГОС ДО
Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.
Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:
- По доминирующему принципу.
- По характеру содержания и информативности.
- По роли ребенка в проекте.
- По особенностям проводимых контактов.
- По количеству участвующих в проекте людей.
- По сроку действия.
В практике ДОУ используются следующие виды проектов:
- Исследовательско-творческие.
- Ролевые с элементами игры.
- Информационно-практико-ориентированные.
- Творческие.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.
Большое значение имеют следующие виды проектов:
- исследовательские;
- индивидуальные;
- групповые;
- межгрупповые;
- комплексные;
- творческие.
Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Игровые
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.
Фотогалерея: примеры оформления исследовательского уголка
Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сандугач» село Шыгырдан, Батыревского района.
1.2.Цель рабочей программы Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; творческой активности.
1.3. Задачи рабочей программы:
1. Формирование познавательных действий, становление сознания.
2. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
3. Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
4. Формирование знаний о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
5.Формирование осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
1.4. Принципыи подходы к формированиюрабочей программы При построении рабочей программы учитываются следующие принципы:
Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание рабочей программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики)
Отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Методические приемы в обучении
При работе с дошкольниками, важно знать, что дети лучше усваивают информацию, если занятия проходят в игровой форме — легко и весело. При подготовке к занятию, необходимо подбирать интересные темы, делать краткие конспекты занятий, мероприятий и игр, стараться использовать различные доступные идеи и материалы из окружающей среды, включая мир животных и цветов, строительных объектов и вещей. Природные элементы и художественные материалы позволяют детям развивать воображение и исследовать природу различных предметов, которые они могут каждый день наблюдать вокруг себя
Природные элементы и художественные материалы позволяют детям развивать воображение и исследовать природу различных предметов, которые они могут каждый день наблюдать вокруг себя.
Познание в детском саду следует расширять через следующие основные методы и формы:
- настольные и дидактические игры;
- чтение сказок и рассказов;
- наблюдения;
- развлечения;
- трудовые поручения;
- сюжетно-ролевые игры;
- строительные игры;
- индивидуальная работа;
- подвижные игры.
От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и активность ребенка.
В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Малышей приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Их познавательное развитие в ДОУ происходит в наблюдениях и организованных играх.
Оформление патриотического уголка в детском саду
Составляющая часть работы педагогов ДОУ ― патриотическое воспитание воспитанников
Важно понимать, что дух патриотизма в современном обществе является невидимым якорем, удерживающем на плаву понятие «государственность». По этой причине формированию этих качеств у молодого поколения отводится столь главная роль
правила оформления по ФГОС
В стенах детского сада проводится кропотливая работа по просвещению детей на тему патриотизма. В этих целях используют патриотические уголки, содержание которых соответствует правилам ФГОС. Их целью является формирование у детей чувства глубокой причастности к судьбе своей страны и ее народа.
Требования к оформлению уголка:
- Оснащение патриотического уголка в соответствии с потребностями малышей конкретной возрастной группы.
- Качество используемых пособий и материалов, их безопасность и надежность.
- Многофункциональность, которая предоставляет возможность наглядно изучать все символы патриотизма, моделировать игровую обстановку для активного и всестороннего развития воспитанников.
- Возможность перегруппировки всех составляющих в зависимости от потребностей учебного процесса.
- Доступная вариативность — конструирование, а также игры в одиночку или группами.