Содержание учебного предмета
В структуре рабочей программы по ФГОС на вопрос «чему учить» отвечает раздел «Содержание учебного предмета, курса». В нем рассматриваются названия тем (разделов) курса и их краткое содержание. Дается характеристика основных содержательных линий и тем (понятия, термины, явления и т.д., изучаемые в данной теме).
Здесь же указываются планируемые контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, направления проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. Если есть резерв времени, то показывается, как он будет использоваться. Вопросы регионального компонента по предмету тоже включаются в этот пункт.
Содержание учебного курса составляется на уровень обучения (начальная школа, основная школа или средняя школа) с разбивкой по классам. Это обеспечивает преемственность в обучении предмету в пределах одной ступени обучения. Учитель должен знать, что уже известно ученикам, на какие знания можно опираться при изучении нового материала, а что является новым
Это особенно важно в том случае, если учитель работает не во всех классах, а ведет параллель
Педагогические условия интеллектуального развития ребенка старшего дошкольного возраста в процессе формирования первичных математических представлений
Академик А.В. Запорожец писал, что оптимальные
педагогические условия для реализации потенций маленького ребенка, для его
гармоничного развития создаются не принудительным, слишком ранним воспитанием,
направленным на сокращение детства, на преждевременное превращение дошкольника
в школьника, а, наоборот, широким расширением и максимальным обогащением
специфики игровой, практической и изобразительной форм деятельности, а также
взаимным общением детей между собой и со взрослым.
Формирование интеллектуального развития детей во многом
определяет развитие их чувств и поведения. В старшем дошкольном возрасте
обучение вовлекается в другие виды деятельности — ребенок общается со взрослым
— и учится, манипулирует предметами — и учится, играет — и учится.
Самое важное для развития личности будущего школьника — это
игра. Однако ее ведущая роль определяется не тем, сколько времени отводится ей
как деятельности, а тем неоценимым значением, которое она имеет для
психического развития, ведь в игре происходят важнейшие изменения в психике
ребенка, закладывается фундамент его отношений с внешним миром, идет подготовка
к переходу малыша на новый этап, к более сложной ведущей деятельности —
обучению
Развитие элементарных математических представлений у
дошкольников — это особая область познания, в которой при последовательном
обучении можно сформировать целенаправленную зрительную память, мыслительный
процесс, абстрактное логическое мышление, повысить интеллектуальный уровень.
Необходимыми педагогическими условиями интеллектуального
развития старшего дошкольного возраста в процессе формирования первичных
математических представлений являются:
- Наличие обоснованных целей и содержания образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
- Учет особенностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических понятий;
- использование визуализации, алгоритма;
- систематическая работа через активизирующие игры и игровые приемы, которые вызывают у детей интерес к деятельности;
- Вариативность в использовании дошкольных образовательных программ, способствующих интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;
- Гуманизация образовательного процесса как необходимое условие интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
- Успешная реализация задач интеллектуального развития дошкольников в процессе формирования математических представлений будет возможна, если будет обеспечена взаимосвязь психологического, технологического и коммуникативного компонентов в целостном педагогическом процессе.
Психологический компонент — предполагает создание следующих
условий:
Наполнить жизнь ребенка радостью познания, обеспечить эмоциональный фон и психологический комфорт, побудить детей к творческому поиску;
Осуществлять мотивацию познавательной деятельности детей на основе их интересов и стремления узнать больше;
Создание условий для самореализации, самовыражения и самоутверждения личности каждого ребенка;
Учет возрастных особенностей ребенка;
Реализация личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе;
Внимание к внутреннему миру ребенка, знание индивидуальных особенностей и признание его самооценки, что дает ему возможность чувствовать себя равным в общении со взрослыми и детьми.
Как показали наши исследования, работа взрослых с детьми будет продуктивной, если она проходит в «общем психологическом пространстве», которое следует считать предпосылкой для развития детских эмоций, уверенности в себе и интеллекта.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
Взаимосвязь конфликтов и психологической защиты
Методы защитных механизмов
Петр Иванович Зинченко, психолог
Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности
Теоретические подходы в социальной психологии
Психическая сущность системы механизмов психологической защиты личности как психического образования
Взаимосвязь ценностных ориентаций сотрудников и социально-психологического климата коллектива
Внимание, мышление, память
Психологическая коррекция и реабилитация трудных подростков
Психологические механизмы потребностей
Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования первичных представлений
Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка
является развитие его ума, формирование таких мыслительных навыков и
способностей, которые позволяют легко усваивать новое
В процессе обучения
математике дошкольников совершенствуются познавательные психические процессы
(восприятие, мышление, память, язык, внимание, воображение), формируются приемы
и способы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и
др.), у детей начинают формироваться математические способности
В.А. Крутецкий характеризует математические способности как
индивидуально-психологические качества человека, которые помогают ему при прочих
равных условиях относительно быстрее, лучше и глубже овладевать знаниями,
умениями и навыками в области математики (31, 44).
Ш.А. Амонашвили видит суть педагогического процесса в том,
чтобы помочь ребенку достичь большего, чем он мог бы достичь без этого
процесса, поднять ребенка до уровня его возможностей и только на этом уровне
постичь суть новых знаний и умений.
В старшем дошкольном возрасте у детей развиваются и
формируются сложные системы общих представлений об окружающем мире и
закладываются основы содержательно-предметного мышления. Дети используют
относительно узкий эмпирический материал для выявления общих схем ориентации в
пространственно-временных и причинно-следственных отношениях вещей. Эти схемы
служат своего рода «системой координат», в рамках которой ребенок
начинает глубже понимать различные свойства разнообразного мира. Конечно, эти
общие схемы мало осознаются и могут быть выражены самим ребенком в
незначительной степени в терминах абстрактных суждений. Они, образно говоря,
являются интуитивным способом организации поведения ребенка. Формирование схем
общей ориентации у ребенка дошкольного возраста прослеживается в работах многих
отечественных и зарубежных авторов. Некоторые из этих исследований обобщены,
например, в работе Д.Б. Эльконина (68, 100).
В теории и практике педагогики существуют различные взгляды
на роль обучения в развитии ребенка. Сторонники теории спонтанного развития (во
главе с Ж. Пиаже) отрицают роль обучения и считают, что оно приспосабливается к
развитию, которое происходит независимо (49, 5).
Ученые другого направления, принадлежащие к школе Л.С.
Выготского, рассматривают обучение и воспитание как основные условия,
определяющие развитие ребенка.
Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего
развития» «Обучение хорошо только тогда, когда оно предшествует
развитию».(11, 3) Конечно, нельзя не согласиться с тем, что в процессе
формирования первичных математических представлений у дошкольников ведущая роль
отводится обучению. Зона ближайшего развития характеризует потенциальные
способности каждого ребенка и позволяет определить оптимальное время обучения
детей математике.
С точки зрения психологии, зона ближайшего развития
определяет суть развивающего обучения.
Научные основы развивающего обучения в детском саду были разработаны
А.В. Запорожцем, П.Я. Яковлевым и др. Гальперин, Л.А. Венгер.
Развивающая направленность обучения математике является
ведущей тенденцией современного учебно-воспитательного процесса. Однако, как
отмечала Н.А. Менчинская, «интеллектуальное развитие зависит не только от
обучения, но и от активности самого ребенка, его восприимчивости к обучению на
том или ином этапе онтогенеза» (41, 29)
Автор также подчеркивает важность
индивидуальных различий детей, которые влияют на результаты обучения
Л.Ф. Обухова характеризует процесс развития как самодвижение
субъекта, а факты наследственности и среды являются лишь условиями, которые не
определяют сущность процесса развития, а лишь различными вариациями в пределах
нормы.
Важные теоретические нюансы
Во многих методических источниках смешиваются понятия «образовательная программа» и «рабочая программа». Однако эти два понятия не являются синонимичными, более того, они находятся в подчинительной связи.
Образовательная программа — модель образовательного процесса, по которой работают все (!) группы того или иного детского сада. Эта модель согласно п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» выбирается руководителем и методическим советом ДОУ на своё усмотрение.
Образовательная программа считается фундаментальной основой работы детского сада, однако и она претерпевает изменения год от года, что связано с изменяющимися реалиями жизни. Например, в последние годы в программы вносятся коррективы относительно меры привлечения компьютерных технологий в работу с дошкольниками.
Рабочая программа — это документ, опирающийся на образовательную программу и требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования, то есть на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который отражает особенности работы педагогов разных специализаций с воспитанниками конкретного (!) возраста. Например, рабочая программа по развитию речи в средней группе, рабочая программа преподавателя музыки и т. п.
Рабочие программы составляются ежегодно под особенности развития конкретной группы малышей с опорой на общую образовательную программу ДОУ.
Рабочая программа составляется на основании образовательной с учётом особенностей детей в группе
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”
18 ноября 2015
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.
Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.
В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.
Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование.
Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее — Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.
До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.
Директор Департамента | А.В. Зырянова |
Ежедневное планирование
Ежедневный план — это конкретизация видов и приёмов работы по всем образовательным областям на каждый день на этапах актуализации опорных знаний, ознакомления с новым материалом, его освоения и закрепления в рамках конкретной тематики. Составляя ежедневный план, педагог опирается на индивидуальные особенности детей в группе.
Таблица: схема написания ежедневного плана
Этап | Цели | Принципы работы |
Утро | Создание эмоционально комфортной атмосферы в группе. |
|
Занятия |
|
|
Прогулка |
|
|
Чтение художественной литературы |
|
|
Воспитание культурно-гигиенических навыков | В этот блок входит:
Если в детском саду такая практика есть, то в этот блок включаются закаливающие мероприятия. |
|
Вечер | Дать положительный эмоциональный заряд на посещение сада завтра. | Этот этап планирования включает такие виды деятельности, как:
|
Как оформить ежедневный план
По ФГОС план на каждый день включает:
- титульный лист (с указанием названия ДОУ, имени воспитателя, а также лица, которое принимает и утверждает план);
- список малышей группы;
- перечень видов работы с родителями;
- расписание занятий на неделю;
- список занятий по дням с датами;
- перечень совместной деятельности педагога с детьми;
- список видов самостоятельной работы ребят;
- план зарядок и физкультминуток, куда включаются дыхательные и пальчиковые упражнения.
В качестве образца можно использовать следующие планы:
- для первой младшей группы;
- для второй младшей группы;
- для средней группы;
- для старшей группы;
- для подготовительной группы.
В ежедневном плане прописываются и планы отдельных занятий в конкретный день
Анализ рабочей программы
Для анализа рабочей программы, то есть выявления её достоинств и недостатков и определения эффективности в организации взаимодействия с детьми, методисты ДОУ проводят диагностику, которая заключается в оценке успехов, выявлению проблем с указанием путей их решения по таким направлениям:
- повышение качества образования;
- совершенствование воспитательного процесса;
- создание условий для здоровьесбережения;
- кадровое сопровождение процесса образования (в плане компетентности воспитателя и методических ресурсов);
- создание условий для обеспечения безопасности детей.
Развёрнутые примеры анализа рабочих программ на основе их диагностики можно найти здесь.
Одним из показателей успешности совершенствования воспитательного процесса является положительный эмоциональный фон в коллективе детей
Рабочая программа, являясь основой для составления планирования работы с детьми конкретного возраста, опирается на образовательную программу, по которой работает весь детский сад. При этом последняя выбирается методическим советом ДОУ на своё усмотрение исходя из особенностей воспитанников, квалификации кадрового состава и социального заказа. Как правило, основной курс комплексной образовательной программы дополняется вариативным, который, в свою очередь, может быть взят из парциальной программы, нацеленной на реализацию целей и задач одного-двух направлений развития дошкольников.
Осмысление содержания работы по формированию первичных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в программах нового поколения
Успешное интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника в
дошкольном учреждении во многом определяется содержанием его познавательной
деятельности, которое отражено в образовательных программах. Проанализируем программы
развития и обучения детей в дошкольных учреждениях, разработанные в последние
годы коллективами психологов и педагогов.
По нашим наблюдениям, сегодня многие воспитатели детских
садов чувствуют растерянность и нерешительность, потому что не знают, какую
программу предпочесть, тем более что названия звучат привлекательно и
впечатляюще: «Детский сад — дом радости» (Н.М. Крылова, Т.Т. Иванова,
«Радуга» (Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон и др.), «Развитие
(первичная помощь)» (Л.Г. Иванова и др.), «Детская школа — дом
радости».М. Крылова, В.Т. Иванова), «Радуга» (Т.Н. Доронова,
С.Г. Якобсон и др.), «Развитие» (основной уход) (Л.А. Венгер и др.),
«Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.).
Разные дошкольные программы по-разному трактуют цели процесса
формирования математических представлений у дошкольников.
На наш взгляд, каждая из этих программ имеет неоспоримые
преимущества, но и недостатки, которые могут быть весьма существенными. Поэтому
нашей задачей является анализ этих программ в самом общем виде для создания
модели, обеспечивающей высокое качество образовательного процесса на основе
использования эффективных образовательных технологий в соответствии с общей
образовательной направленностью дошкольного учреждения и насыщения этой программы
идеями гуманизма.
Рассмотрим «Программу воспитания и обучения в детском
саду», утвержденную Министерством просвещения РСФСР в 1985 году
(ответственный редактор М.А. Васильева). Она характеризуется четкой структурой:
деятельность детей каждой возрастной группы конкретно определяется такими
параметрами, как цели воспитания, организация жизни и воспитания детей,
обучение в классе. Несомненно, полезными для учителей являются
требования-рекомендации рубрики: «К концу учебного года дети должны знать
и уметь» (далее подробно описываются знания и умения, которые служат
ориентирами в работе учителей).
Однако анализируемая программа имеет ряд существенных
недостатков
Например, основной задачей детского сада авторы считают
педагогическую работу, связанную с подготовкой ребенка к школе, при этом
воспитатели не акцентируют внимание на развитии умственных сил и познавательных
способностей детей. Данная программа не содержит рекомендаций по развитию детей
в следующих аспектах:
развитие психических процессов: Внимание, воображение, интересы, мыслительные операции и т.д.
развитие языка — богатство словарного запаса, живость, эмоциональность, образность, сочность, выразительность, тон голоса.
Развитие двигательной сферы — мускулатуры мелких мышц пальцев, в регулярности движений и т.д.
Развитие сенсорной сферы — тонкость и точность в различении света, цвета, формы, звуков, звуков речи, способность не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и понимать.
эмоциональное развитие, которое происходит в контексте богатства окружающего мира, его красочности и разнообразия звуков.
Поэтому вопросы изменения деятельности и личности ребенка в
данной программе не оговариваются
Авторы программы не акцентируют внимание
педагогов на необходимости учета индивидуально-психологических особенностей
детей, а ребенок не рассматривается как личность со всем богатством ее
отношений с внешним миром. Слабым местом программы является недостаточное
внимание к формированию мотивов деятельности дошкольников, которые являются одним
из структурных элементов личности ребенка и без которых невозможно
гуманизировать его внутренний мир
«Учебный план детского сада не
показывает, как должен осуществляться образовательный процесс, чтобы обеспечить
детям необходимый уровень знаний, умений и навыков. Содержание программы не
показывает пути гуманизации методов обучения, недооценивает необходимость
использования таких методов, как сравнение, замещение, моделирование, а
императивный тон рекомендаций программы вызывает негативные эмоции у ее исполнителей.
Как написать рабочую программу
Составление рабочей программы вне зависимости от образовательного направления подчинено определённой структуре, установленной ФГОС:
- титульный лист;
- содержание документа;
- раздел целевого компонента;
- раздел содержания.
Две последние позиции, в свою очередь, также имеют определённый план оформления. С подробным описанием схемы составления рабочей программы можно ознакомиться здесь.
Особенности организации занятий по программам
Поскольку программы определяют лишь содержательную (!) сторону уроков, то есть выбор материала, приёмов работы, – структура их организации будет единой.
Таблица: схема организации занятий в ДОУ
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) | 2 минуты | 3 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основной (разработка теоретической и практической сторон темы с обязательной физкультминуткой) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия, по программам «Шаг за шагом» и «Вальдорфский детский сад» самооценка начинается с 3 лет). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Примеры занятий по программе «Сообщество»
Задачей программы «Сообщество» является формирование личности как субъекта того или иного вида активности. В плане (или «конструкте») занятия это отражается на форме организации практической деятельности основного этапа, когда каждый ребёнок может отработать знания по теме в наиболее близком ему виде активности. Как в примере конструкта по теме «Цветы» педагога О.А. Щербаковой.
Вводный этап может выстраиваться и на основе беседы с детьми, как это проиллюстрировано в конструкте «Вся семья вместе, так и душа на месте!» Ю.В. Поляковой.
На занятиях по программе «Сообщество» дети проявляют себе в том виде деятельности, который им ближе
Выращивать или воспитывать?
Слова о самоценности периода детства, развитии способностей и самосознания ребенка с сохранением и обогащением его индивидуальности встречаются в каждой программе дошкольного образования. Но воплощаются ли они на практике?
Программа – это просто. Два-три занятия в день по 20 минут: декоративно-прикладное искусство, развитие речи, математика, природоведение, музыка, физкультура. Один час из всего дня, что ребенок проводит в дошкольном учреждении. А остальное время?
Приемы пищи, прогулки, свободная игра – вот чем заполнены будни. В процессе обычного ухода за ребенком и происходит его воспитание – или не происходит, если педагоги не умеют и не хотят решать такую задачу. Поэтому регламентированная жизнь по режиму в большинстве детских садов настолько же скучна для малышей, насколько и для воспитателей.
Система Н.М. Крыловой предлагает целостный подход к игровой, познавательной, коммуникативной и бытовой жизни детей. Педагоги получают не только целевые ориентиры и план мероприятий, но и научно-методическую основу. Она помогает каждый день удивлять и радовать своих воспитанников, побуждая их осваивать различные виды деятельности.
Как утверждается рабочая программа
Порядок и сроки рассмотрения и утверждения рабочих программ определяются в локальном акте образовательной организации. В нем может быть предусмотрен следующий порядок:
- Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, где результаты экспертизы заносятся в протокол.
- Если документ соответствует всем требованиям, то его рекомендуют к согласованию с заместителем директора по учебной работе.
- После этого директор образовательного учреждения утверждает программу приказом.
Таким образом, рабочая программа представляет собой уже нормативный документ, обязательный к реализации в школе.
Образец титульного листа рабочей программы