Как научить ребенка вырезать ножницами

Возрастные особенности работы с ножницами

  • 2-3 года. Таким малышам лучше дать ножницы с фиксатором открытого состояния, чтобы рука не слишком уставала. Начните учить ребенка вырезать с самых простых заданий (например, попросить порезать на кусочки тонкую полоску). Также в продаже имеются рабочие тетради 2+ для обучения вырезанию. Никогда не оставляйте маленького ребенка, работающего с ножницами, без присмотра!
  • 3-4 года. В этом возрасте дети продолжают осваивать несложные приемы вырезания. Можно попробовать дать ребенку вырезать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб), а также активно использовать шаблоны для вырезания по линиям. Задания по вырезанию для возраста 3+ можно найти как в специальных рабочих тетрадях (например, фирмы KUMON), так и в большинстве пособий для детей, ведь именно с этого возраста большинство родителей начинают учить своего ребенка пользоваться ножницами.
  • Старше 4 лет. Известно, что начиная со средней группы (то есть в 4-5 лет) в детском саду детям дают ножницы. Там они учатся вырезать фигуры из цветной бумаги и делать аппликации. То же самое вы можете сделать дома с ребенком. В этом возрасте у детей обычно просыпается большой интерес к различным поделкам. Устроив дома выставку работ ребенка, вы отлично поддержите его мотивацию.

Техника безопасности

  • Даже если вы дали ребенку детские ножницы, сразу учите его тому, как он должен себя вести с настоящими. Объясните, почему нельзя ими размахивать, как не порезаться.
  • Ножницы нельзя грызть, тыкать ими себе или другому в лицо. В идеале их нужно держать подальше от лица.
  • Ножницы — это не игрушка. Их нужно использовать только по прямому назначению.
  • Для детей постарше, если необходимо разрезать ткань, ножницы для бумаги могут оказаться непригодными или просто неудобными. Возможно, придется воспользоваться другой моделью.
  • Если ножницы сломались, лучше их заменить, поскольку неисправным инструментом можно причинить кому-либо вред.

Приемы держания ножниц и расчески

Стрижка — сложный и ответственный процесс. Требуется много времени, чтобы овладеть этим навыком и научиться работать с клиентами. Никто не ждет от вас чудес. Теперь вы можете отрезать бахрому или помочь подруге отрезать ножницами.

Вам нужно будет научиться держать в руках ножницы и расческу. Чтобы потянуть за отрезаемую нить, необходимо использовать левую руку. Расческа должна переходить из правой руки в левую и наоборот. Держите ножницы так, чтобы кончик большого пальца находился на одном кольце, а тыльная сторона среднего пальца — на другом. Теперь попробуйте поработать ножницами: нажмите на концы (обычно разрез делается только на конце ножниц; ножницы не обрезают конец веточки). Если вы срезаете по одной веточке за раз, вам может понадобиться нажать на ножницы четыре или пять раз). Пальцы удобно закреплены на кольце ножниц (Рисунок 10). Это первый (и самый простой) способ держать ножницы. Освоив его, вы можете перейти ко второму, более сложному методу.

Снимите большой палец с кольца, положите средний палец на кольцо и вдавите ножницы в ладонь. Затем той же рукой возьмите расческу с длинной ручкой так, чтобы ручка могла сделать хохолок параллельно линии роста волос на лбу. Зажмите этот хохолок у основания волос между указательным и средним пальцами левой руки. Затем расческу поворачивают так, чтобы зубья захватили хохолок, и расчесывают перпендикулярно голове. Таким образом, попеременно захватывайте локоны у корня зубцами расчески и пальцами левой руки, тщательно расчешите 3-4 раза, затем остановите пальцы левой руки на нужном уровне (локоны) для определения длины), верните расческу в левую руку между большим и указательным пальцами и зажмите пальцами у корня. С помощью подушечки большого пальца снова зафиксируйте кольцо ножниц и обрежьте нить на конце ножниц. Нажмите четыре или пять раз при обрезании каждой нити (рис. 11).

Второе правило — сохранять длину бахромы или всю ее длину прямой. Начните от центра влево, а затем от центра назад вправо.

Это вводный текст.

Задания, которые помогут научить ребенка вырезать

  • Разрезаем полоску бумаги пополам.
  • Разрезаем полоску бумаги на кусочки.
  • Свободное вырезание. Дайте ребенку журнал, старую газету и ножницы. Поверьте, вашему малышу очень понравится разрезать их на кусочки.
  • Резать по линии. В интернете есть множество заданий – шаблонов для вырезания. Начните с простых упражнений, только когда ребенок их освоит, переходите к более сложным (сначала режем по прямой, затем по кривой и по изогнутой линии).

  • Режем тесто для лепки. Вы можете вместе с ребенком раскатать тесто для лепки, а затем предложить малышу порезать его на кусочки. Обратите внимания, что для этого подойдет только упругое тесто; пластилин прилипнет к ножницам.
  • Вырезаем фигуры, изображения, рисунки, раскраски. Когда ребенок уже научился резать по линиям разной сложности, попросите его вырезать какую-нибудь картинку. Для этого отлично подойдут рисунки самого малыша.
  • Делаем прически для кукол.

Вырезаем фигуры, изображения, рисунки, раскраски. Когда ребенок уже научился резать по линиям разной сложности, попросите его вырезать какую-нибудь картинку. Для этого отлично подойдут рисунки самого малыша.

Материалы для вырезания можно подготовить самостоятельно. Это могут быть заготовки из цветной бумаги и не очень плотного картона, газеты, журналы. Держите материалы для вырезания под рукой, тогда ребенок обязательно ими заинтересуется. Покажите ребенку пример, пусть он видит, как вы вырезаете. А потом вместе придумайте, что можно смастерить из вырезанных деталей. Развить свои творческие способности и научиться уверенно пользоваться ножницами ваш ребенок сможет на творческих мастер-классах в детском .

Первые шаги к умению вырезать ножницами

Казалось бы шаги эти довольно просты. Раз — открыли ножницы, два — закрыли их. Просто и понятно. Но для малыша это самое сложное, нудное и не интересное. Очень часто на этом самом начальном этапе родители терпят поражение и благое начинание откладывается  в долгий ящик.

Ведь ножницы нужно не просто открыть и закрыть, их нужно правильно держать. А не умелые детские пальчики так не хотят слушаться. Не получилось раз, не получилось два и малышу становиться скучно. Но ведь если не научить малыша правильно держать ножницы, открывать и закрывать их не меняя положения руки, то вырезать он ни чего не сможет.

Как же преодолеть этот скучный этап на пути к умению вырезать ножницами? Я предлагаю призвать на помощь театр теней и сказку о журавле и цапле. Ножницы будут выполнять роль длинных клювов журавля или цапли. Ну или просто придумайте историю про каких нибудь птиц с длинным клювом, а диалоги можно изобретать на ходу.

Вся фишка в том, что для того,  чтобы тень была похожа на клювы птиц, ножницы необходимо держать правильно. А для того чтоб клювы шевелились ножницы придется открывать и закрывать. Ребенок, заинтересованный в конечном результате, будет очень стараться. Если вы проявите фантазию и свой личный интерес, то это занятие точно не покажется ребенку скучным.

Правила пользования

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, как ребенка научить резать ножницами, необходимо ознакомить его с мерами безопасности.

  1. Объясните малышу, что ножницы – это не игрушка, а инструмент, которым можно пораниться. Донесите информацию о том, что они имеют острие, поэтому очень опасны. Пользоваться ножницами можно исключительно за столом.
  2. Инструмент должен использоваться только для создания разрезов на бумаге. Нельзя применять ножницы для того, чтобы резать волосы, шторы, скатерть, одежду и прочие вещи. Если ребенок ослушается этого правила, и попытается отрезать, допустим, домашнему коту усы, то заберите у него инструмент, и объясните, что он не готов ими еще пользоваться, так как не уяснил меры безопасности.
  3. С ножницами нельзя бегать, прыгать или ходить по квартире.
  4. Передавать ножницы можно, держась за сомкнутые лезвия так, чтобы товарищ смог их взять за кольца.
  5. Пользоваться инструментом можно только в присутствии родителей или взрослых.

Пожалуй, это основные меры безопасности, которые ребенок должен соблюдать.

Учим ребенка вырезать ножницами

Ножницы можно доверить малышу после того, как его ручка достаточно окрепнет и пальчики будут в состоянии удерживать их. При их выборе необходимо проследить за тем, чтобы они имели округлые кончики и фиксирующую пружинку, что обезопасит ребенка от травм. Покупку лучше производить вместе с малышом, чтобы выбрать подходящий размер. В это же время целесообразно приобрести запас белой и цветной бумаги, альбом для аппликаций, книжки с рисунками для вырезания, плоские фигурки куколок и зверюшек, кисточку и клей.

Несомненно, ребенка заинтересует новый вид творчества, особенно если родители покажут ему, как листочек бумаги превращается в белоснежную снежинку или красивый цветочек. Он захочет сделать то же самое. Для начала покажите малышу, как правильно расположить ножницы на ручке, как надо двигать пальчиками, придерживая кисть ребенка, сделайте несколько режущих движений. После этого дайте сыну или дочери проделать то же самое самостоятельно.

Не беда, если первая попытка будет неудачной. Повторите упражнение несколько раз. Если ребенок закапризничает, не заставляйте его вырезать насильно. Пусть он успокоится, вы же его не ругайте, а предложите поиграть в другую интересную игру.

Через несколько дней снова привлеките малыша к занятию с ножницами. Скорее всего, второе занятие будет более успешным. Чтобы ребенок видел результаты своего труда, следует самому родителю вырезать наиболее сложные предметы, а малыш пусть вырежет дополнения к ним. Например, мама вырезает цветочек, а ребенок из зеленой бумаги травку

Здесь не очень важно, чтобы травинки имели одинаковый размер и форму, поэтому ребенок не будет испытывать состояние неудачника. А когда вы вместе с ним наклеите аппликацию на лист белой бумаги или в альбом, то доставите малышу настоящую радость

Такую поделку можно будет подарить, например, бабушке на день рождения. При этом следует сказать, как ребенок старался и какой он молодец.

Когда ребенок довольно уверенно держит ножницы, можно учить его вырезать различные геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты, треугольники, которые послужат основой для конструирования различных домиков, пирамидок, коробочек. Покажите малышу рисунок с изображением того предмета, который намерены получить в результате проделанной работы. Предмет может располагаться на плоскости в виде аппликации или иметь объем. Во время занятия не забывайте называть форму и цвет вырезаемого предмета и его предназначение. Например: «Вырежем желтый квадратик. Это будет стенка домика. А из зеленого листочка вырежем треугольник для крыши». Такие занятия будут полезны не только для развития пальчиков, но и научат малыша ориентироваться в пространстве, распознавать форму и цвет предметов, расширят его словарный запас.

Наиболее сложным в обучении вырезанию является работа с мелкими деталями, имеющими округлую, сложную или неправильную форму. В таком случае помогут книжки с готовыми трафаретами. Пусть ребенок потренируется с наиболее крупными изображениями тех из них, которые вырезать проще всего, например, он может вырезать апельсины, яблоки, помидорки, огурчики. Затем можно будет вырезать лепесточки для цветочков, звездочки, узоры для коврика и пр.

Для вырезанных овощей и фруктов можно будет вырезать тарелочку, для цветочков — вазочку, украшенные вырезанными же более мелкими деталями. Девочки с увлечением будут конструировать одежду для бумажных куколок, а мальчики модели кораблей, автомобилей, самолетов, ракет.

Когда ручка ребенка окончательно окрепнет, можно будет вместо бумаги использовать картон или кусочки ткани. Картонные поделки не требуют наклеивания, их следует повесить на стену, поставить на стол или в шкаф. Из ткани можно сшить одежду не вырезанной, а для настоящей куклы. Это побудит девочку пользоваться швейными принадлежностями.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект интегрированного занятия в средней группе по художественно — эстетическому развитию «К нам в гости пришли ножницы»

Подготовила Малютина Оксана Александровна

Цель: Знакомить детей с ножницами как орудием труда, которыми режут.

Образовательные задачи:

  • Учить детей правильно держать ножницы.
  • Учить правилам безопасность при работе с ножницами.
  • Осуществлять ими «простые» движения;

Развивающие задачи:

Развивать мелкую моторику.

Воспитывающие задачи:

  • Воспитать выдержку, усидчивость, внимательность.
  • Закреплять у детей приемы аккуратного наклеивания.

Материалы:

Ножницы разных видов и размера. Цветная бумага, клей, кисть для клея, стихи, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа:

  • Рассматривание ножниц разных видов и размеров
  • Чтение стихов про ножницы

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку

Сделаны из железа, Умеют стричь и резать. Когда они встречаются, Части разделяются.

Дети: Ножницы

Воспитатель: правильно этот ножницы и показывает коробку, открывает её, а там различные виды ножниц. (Слайд № 2)

«Живут на свете разные ножницы. Все они приносят пользу человеку: ножницами стригут волосы, ногти на руках и ногах, разрезают ткань, когда шьют одежду, вырезают плавники рыбам, когда готовят кушать. (слайд № 3). А дети с помощью ножниц вырезают из бумаги разные фигурки, из которых потом делают красивые картинки. Но если играть с ножницами — размахивать ими, вертеть перед глазами, они могут рассердится и уколоть или поцарапать. Вообще ножницы хорошие. Если с ними правильно обращаться, они помогут во многих делах.

Воспитатель: Сейчас мы с вами познакомимся с ножницами поближе, я раздам вам их.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь внимательно посмотрите на свои ножницы. Сколько колечков у ножниц?

Дети: два.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А на, что они еще похожи?

ДЕТИ: На овал, на окошечки, на солнышко, на баранки, на блюдце (слайд № 4).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сколько ножей у ножниц?

ДЕТИ: два.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А на, что ножи похожи?

ДЕТИ: На птичку с клювиком, на крокодила. (слайд № 5)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите как я открываю и закрываю «ротик» ножниц.

ВОСПИТАТЕЛЬ: В колечке мы будем вставлять пальчики. Вот посмотрите как (показ). Сколько пальчиков я вставила?

ДЕТИ: два.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А еще в ножницах есть важная деталь – гвоздик. Посмотрите на него, он соединяет ножницы.

Сегодня мы будем учиться пользоваться ножницами и резать бумагу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Но прежде я вам хочу сказать, что ножницы — это не игрушка, ими можно пораниться. Поэтому я хочу Вам рассказать о правилах работы с ножницами:

  1. Брать и резать ножницами можно только с разрешения взрослых.
  2. Не играть с ножницами, не размахивать ими.
  3. Держать ножницы прямо от себя в горизонтальном положении.
  4. Передавать ножницы друг другу колечками вперед
  5. Закончив работу ножницы убрать в коробочку для ножниц. (слайд № 6)

Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками

Ножницы

Исходное положение. Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд.

Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.

Режу, режу, ткань верчу,

Научиться шить хочу!

Воспитатель: А теперь давайте поработаем с ножницами. Покажите, как правильно держать ножницы в руках, какие движения я показывала вам? Попробуйте пощелкать ножницами.

Дети пытаются работать с ножницами, у кого не получается воспитатель берет руку в свою и выполняют движения совместно с ребенком.

Воспитатель: «Наши ножницы устали и хотят тут отдохнуть. Аккуратно соберем все ножницы и положим их снова в коробку, мы с ними еще не раз встретимся».

Дети прощаются с ними. Занятие окончено.

Следующая >

Ой, что-то новенькое

Вопрос “когда впервые познакомить ребенка с новым инструментом” индивидуальный. Острый интерес к данному предмету может появиться внезапно.

Начинать правильнее всего в период, когда больше времени ребенок проводит в доме. Будет меньше соблазна бросить занятие и убежать с любимой игрушкой на улицу.

Расскажите основные правила работы:

  1. Ножницами нельзя играть. Это опасный инструмент, которым можно пораниться, если не аккуратно работать.
  2. Можно резать бумагу, газету, цветной картон, лоскутки разных тканей. Но только то, что разрешила мама.
  3. Нельзя бегать, прыгать, ходить, размахивать ножницами, бросать в кого-то, брать без ведома мамы или папы, резать себе или другому волосы, одежду, личные вещи.
  4. Работать с ними можно только за столом.
  5. Если нужно их передать, то только закрытыми, взяв за лезвие, ручкой вперед.

ВЫБОР РЕДАКЦИИ: ФИГУРНЫЕ НОЖНИЦЫ Набор фигурных ножниц 136 грн Фигурные ножницы 1 шт.14 грн Ножницы с фигурными насадками47 грн Фигурные ножницы + фигурные дыроколы73.34 грн

Игра в парикмахера


 

Игра для детей с ножницами «Вырежи змею»


 

Вырезаем перья 

Еще одно упражнение для развития мелкой моторики — это разрезание бумажных перьев. Вырежите из цветной бумаги перья и нарисуйте по центру линии. Задача ребенка — делать надрезы по направлению к центру пера, не заходя за линию.
 
 

Игра для детей с ножницами «Единорог и радуга» 

Чтобы детям было веселее, нарисуйте единорога (можно использовать наклейки) и вырежьте его. Затем приклейте на лезвие ножниц, как показано на видео. На полосках бумаги нарисуйте радугу и дорогу к ней в виде волнистой линии или зигзага. Затем предложите ребенку поиграть: сделать так, чтобы единорог доскакал до радуги. 

Учимся пользоваться ножницами на картонных втулках

Мы уже рассказывали о том, что можно сделать из картонных втулок от туалетной бумаги. Вот еще один способ их использования: нарисуйте на втулках забавные лица человесков, сделайте глубокие надрезы, имитирующие волосы. Пусть ребенок посредством ножниц сделает человечкам новые прически.

Фото из Инстаграма @acraftyliving
 

Учимся вырезать на бумажных тарелках

Играть в парикмахера, развивая мелкую моторику рук, можно и с помощью бумажной тарелки. Идея та же: нарисовать рожицу и «сделать» волосы, затем вручить ребенку ножницы и предложить сделать стрижку.
 
Фото из Инстаграма @acraftyliving
 
Надеемся, эти упражнения для развития навыка использования ножниц понравятся вашему ребенку и помогут ему в развитии мелкой моторики рук. Чтобы развить мелкую моторику и проприоцепцию, можно также попробовать использовать вибрирующую ручку и дырокол.
 

Читай также: Как научить ребенка лепить из пластилина

Читай также: Как сделать геоборд своими руками для детей

Читай также: Чем занять ребенка дома или в дороге: мастерим лабиринты на тарелках

Начинаем резать бумагу

Наш малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку цветной бумаги, сложенную пополам. Пополам сложенная бумага плотнее, а значит ее труднее порвать не правильными движениями ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски.

Ребенок должен держать прямоугольную заготовку сгибом к себе. Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами.

Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребенку небольшие кусочки журнальных обложек и пусть он режет их как ему угодно.

Первое время можно помогать ребенку справиться с ножницами и бумагой. Посадите своего малыша на коленки и в нужные моменты помогите придерживать бумагу, сделать шаг ножницами. Естественно, если наш всезнайка кричит «Я сам!» помогать ему не стоит. Пусть пыхтит и старается самостоятельно.

Почему детям бывает сложно научиться вырезать ножницами?

Часто маленьким детям вырезание дается нелегко, из-за этого они могут сильно расстраиваться и вовсе терять интерес к заданиям, где требуется работа с ножницами. Мы составили для вас список из основных причин, почему у ребенка не получается вырезать.

  1. Тугие ножницы. Это одна из главных трудностей, с которой может столкнуться ребенок. Если малышу тяжело смыкать и размыкаться колечки на ножницах, вырезание будет даваться ему с трудом. На начальном этапе обучения пользованию ножницами стоит снизить нагрузку на пальцы. Малышам 2-3 лет отлично подойдут ножницы с фиксацией открытого состояния. От обычных ножниц с пружинным механизмом их отличает то, что они раскрываются сами, а ребенку остается лишь их закрыть. Дети старше 4 лет уже сами могут раскрывать ножницы, но помните, что их механизм не должен быть слишком тугой.
  2. Недостаточная плавность движений. Начать работу с ножницами стоит с вырезанием по прямым линиям. После того, как ваш малыш это освоит, переходите к заданиям с изгибами. Тогда малыш научится вырезать плавные линии и окружности.
  3. Неспособность остановиться. Часто маленьким детям сложно сделать четкие разрезы, они получаются длиннее, чем нужно. Чтобы научиться делать разрезы необходимой длины, можно потренироваться, выполняя задания, где выделены точки, в которых нужно остановиться.

«Чик-чик» — первые результаты

Продемонстрируйте карапузу на своем примере правильность расположения ножниц в пальцах. Затем передайте ему инструмент, поставьте кисть в нужном положении, как описывалось выше, и сделайте первое упражнение – попытку открыть и закрыть ножницы, имитируя резание.

Если малыш будет слишком быстро уставать, то параллельно можно заниматься пальчиковыми играми для тренировки мышц.

Когда первый шаг (постановка кисти) освоен, можно переходить к процессу. Начать можно, предложив ребенку делать маленькие надрезы на листе, который вы держите в своих руках. Так малыш отработает скорость движений.

После можно учиться делать надрезы более длинными. Завершением урока станет создание ровной «бахромы».

Можно попытаться разрезать по ровной, заранее нарисованной, линии лист бумаги.

Пусть малыш это делает при использовании обеих рук, держа лист бумаги и ножницы.

Когда движения станут более умелыми, начинайте учиться красиво вырезать простые фигуры, содержащие ровные детали, зигзаги, и пробовать повторять их без шаблона.

Мамам на заметку: заготовьте заранее широкий круг материалов для вырезания: ткань, картон, газеты, глянцевые журналы, фольгу, пластик, частицы растений и другие. Купите альбом, где ребенок, разрезая заготовки, будет собирать их в аппликацию. Это будет развивать его фантазию и пополнять запасы тактильной памяти.

Ни в коем случае не критикуйте, если не все получаться. Лучше похвалите и поддержите, так как выраженное нетерпение может отбить охоту к данному занятию.

Раскраски, трафареты, шаблоны для вырезания и склейки

Краткая инструкция как распечатать картинку

Сборник раскрасок и шаблонов для поделок с возможностью распечатать картинку на компьютере. Для этого нажмите на кнопку Печать при просмотре изображения (после нажатия на нее курсором мыши, изображение увеличится и кнопка печати отобразится).

Если изображение не входит на один лист, измените масштаб или ориентацию листа: альбомная или книжная (раскладка).

Шаблоны для вырезания «Божьи коровки»

Не забывайте главный принцип при получении любого нового навыка для ребенка — двигаемся от простого к сложному. Эти простые шаблоны идеально подойдут для первых уроков вырезания.

Приемы работы с ножницами в ср группе. Показать практические приемы

Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, воспитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями — маленькие детали.

основные приемы вырезания, исходя из принципа постепенного нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп:

а) вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации;

б) симметричное вырезание предметов и элементов узора;

в) вырезание на глаз сложного контура предметов асимметричного строения.

вырезание разных геометрических форм на глаз, приемом складывания из различного вида заготовок, а также приемы тиражирования фигур (приемы тиражирования геометрических фигур путем сгибания заготовок на несколько частей используются на занятиях с детьми только старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет.) для узорных композиций. ак можно вырезать и два прямоугольника, и восемь. В первом случае заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез (рис. 1, 1). Во втором примере для получения восьми прямоугольников-полосок заготовку сгибают пополам трижды и разрезают по сгибам семь раз (рис. 1, 2). Такое тиражирование позволяет получить несколько одинаковых фигур. Это могут быть окна для многоэтажного дома или автобуса, флажки для составления гирлянды и т. д.

Квадрат вырезают также из полоски, предварительно рассчитав соотношение ширины и длины. Например, для получения двух фигур берут заготовку 4X8 или 3×6 см. Когда же требуется вырезать большее количество квадратов, то заготовку увеличивают по длине. Так, из полоски 4X16 см получают четыре фигуры, а из заготовки 4X32 см — вдвое больше (рис. 1, 3, 4).

Треугольник можно вырезать по-разному. Самым простым приемом является разрезание квадрата пополам по диагонали косым срезом от одного угла к противоположному (рис. 1, 5). Для тиражирования треугольников применяют тот же прием складывания полоски бумаги, но по-другому: сначала заготовку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой за сгиб, делают диагональный разрез, как и в первом случае (рис. 1, 6). Так, из полоски 4X16 см сразу получают семь треугольников.

Для изображения трапециевидной формы противоположные узкие стороны полоски соединяют друг с другом и по косой линии срезают угол (рис. 1, 7). А ромб можно вырезать двумя способами: сгибая прямоугольник пополам вдоль и поперек и отрезая после сгиба каждый угол с одного конца к другому (рис. 1,

Чтобы более точно вырезать многоугольник (шести- и восьмиугольник), квадрат складывают пополам два раза по вертикали и горизонтали, затем, отступя от центра сгиба, отрезают угол (восьмиугольник — рис. 1,10). Для изображения шестиугольника квадрат складывают сначала пополам, а затем еще на три части. После складывания косым срезом от одного конца к другому снимают угол (рис. 1,11).

Округлые формы (круг, овал, эллипс) вырезают из квадрата, прямоугольника и полоски, плавно закругляя все четыре угла (рис. 1, 12—14).

Описанные приемы вырезания геометрических фигур используются как при составлении геометрических орнаментов, так и при изображении предметов простой и сложной формы, части которых являются близкими к очертаниям тех или иных эталонных форм.

Наибольшую трудность для ребенка представляют приемы изображения округлой формы (круг, овал). Обучение надо начинать с развития умения закруглять углы в сочетании с уже усвоенными приемами прямолинейного и криволинейного разреза. Так, для изображения моркови, стручка перца, гороха детям дают полоску соответствующего цвета. Один конец такой заготовки заостряют двумя косыми линиями сверху и снизу. А другой конец закругляют. Дополнительно вырезают ботву и черенки из зеленой бумаги. Подобным образом вырезают листья, лепестки ромашки, ноготков, георгина, крылья стрекозы, птицы. Затем ребят учат последовательно закруглять оба конца заготовки при вырезании удлиненного овала (огурец, баклажан, кольца пирамидки), а потом короткого овала (дыня, слива, лимон, «золотое» яичко) и круга (шар, арбуз, мяч, колобок, бусы и др.).

Возрастные особенности работы с ножницами

  • 2-3 года. Таким малышам лучше дать ножницы с фиксатором открытого состояния, чтобы рука не слишком уставала. Начните учить ребенка вырезать с самых простых заданий (например, попросить порезать на кусочки тонкую полоску). Также в продаже имеются рабочие тетради 2+ для обучения вырезанию. Никогда не оставляйте маленького ребенка, работающего с ножницами, без присмотра!
  • 3-4 года. В этом возрасте дети продолжают осваивать несложные приемы вырезания. Можно попробовать дать ребенку вырезать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб), а также активно использовать шаблоны для вырезания по линиям. Задания по вырезанию для возраста 3+ можно найти как в специальных рабочих тетрадях (например, фирмы KUMON), так и в большинстве пособий для детей, ведь именно с этого возраста большинство родителей начинают учить своего ребенка пользоваться ножницами.
  • Старше 4 лет. Известно, что начиная со средней группы (то есть в 4-5 лет) в детском саду детям дают ножницы. Там они учатся вырезать фигуры из цветной бумаги и делать аппликации. То же самое вы можете сделать дома с ребенком. В этом возрасте у детей обычно просыпается большой интерес к различным поделкам. Устроив дома выставку работ ребенка, вы отлично поддержите его мотивацию.

Методика Монтессори: работа с ножницами

Монтессори занятие: учимся работать ножницами

Мои доченьки очень любят работать с ножницами. Бывает, зайду в комнату, а там всё в обрезках бумаги и довольные девчонки! Чтобы углубить эту деятельность, я решила создать специальные рабочие листы с обозначенными линиями, по которым девочки будут стараться резать полоски бумаги. Это уже второй материал по практике работы с ножницами на нашем блоге, первый был красочнее, но проще

Как подготовить занятие?

  1. Распечатайте рабочие листы на цветной бумаге, разрежьте их по пунктирным линиям, сложите стопочки полоски одинакового размера.
  2. Приготовьте поднос, ножницы и мисочку для обрезков.
  3. Положите несколько одинаковых полос (или полосы одного размера, но с разными линиями) на поднос с левой стороны, мисочку для обрезков с правой, а ножницы посередине.
  4. Пригласите малыша, покажите ему, как разрезать полоску по обозначенным линиям, и предложите ему попробовать самостоятельно. Обычно дети очень любят работать с ножницами, ведь часто это занятие ассоциируется у них с взрослостью

Надеюсь, что это занятие понравится вашим деткам и поможет им развивать мелкую моторику рук, координацию движений, внимание и целеустремлённость. Чтобы регулярно получать полезные материалы для занятий и игр с детьми, подписывайтесь на новости блога “Расти умным!”

Чтобы регулярно получать полезные материалы для занятий и игр с детьми, подписывайтесь на новости блога “Расти умным!”

Желаем вам увлекательных занятий с малышом!

Полезные лайфхаки и советы родителям по обращению с детскими ножницами

Обучение вырезанию и созданию поделок с помощью безопасных детских ножниц для творчества очень полезно для крох: в процессе работы у них развиваются мелкая моторика, внимание, малыши получают новые знания, впечатления, положительные эмоции. Чтобы занятия проходили легче и результативнее, специалисты советуют родителям использовать некоторые хитрости:

  • цель первых занятий — пробуждение у крохи интереса к ним. Поэтому они проводятся в игровой манере, недолго. В ходе них стоит сразу же показывать, как держать ножницы ребенку для формирования полезной привычки;
  • чтобы работа не утомляла малыша, к ней можно заранее готовиться: учить ребенка владеть пальцами с помощью разрывов бумаги и мини-упражнений;
  • осваивают приемы резки постепенно, понемногу, от простого к сложному, без серьезных требований к результатам;
  • при покупке в магазине новых детских ножниц с закругленными концами желательно, чтобы ребенок примерил их на свои пальцы. Если этого не сделать, есть риск приобрести вещь, которая будет натирать нежную кожу во время работы.

Заключение

Существует множество различных упражнений для работы с ножницами. Имеются специальные журналы, в которых линии и формы уже разработаны для резки. Вы также можете посмотреть картинки в Интернете и сделать свои собственные. Предпочитайте крупные фигуры и следите за тем, чтобы ребенок не уставал и не терял концентрацию, так как он может натолкнуться на них. Дети также могут вырезать из журналов любимых героев, машины и цветы для создания коллажей и плакатов.

Не затягивайте. Чем раньше вы научите ребенка пользоваться ножницами, тем больше он сможет делать это самостоятельно. Это развивает творческое мышление, мелкую моторику, терпение и внимательность. Это, безусловно, поможет, когда ребенок пойдет в школу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: