Принципы воспитания
Персонификация
Множество современных исследований ясно свидетельствует о чрезвычайной важности учета индивидуальных характеристик и возможностей ребенка. Определение 2
Определение 2
Персонификация – это воспитание с опорой на личностные качества: уже имеющиеся установки, предпочтения, ценностные ориентиры, «работающие» мотиваторы деятельности, направленность развития личности ребенка.
Принцип персонификации предполагает, что педагог:
- находится в процессе постоянного изучения индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек своих подопечных;
- умеет распознать реальный уровень сформированности у ребенка образа мышления, мотивов, интересов, установок, отношения к жизни и труду;
- регулярно привлекает каждого из подопечных к воспитательной деятельности, соответствующей текущим возможностям ребенка, но усложняющейся в процессе воспитания, что обеспечит необходимый прогресс в развитии личности;
- своевременно выявляет и устраняет факторы, являющиеся препятствием для достижения целей; изменяет тактику воспитания согласно новым условиям;
- осуществляет максимальную опору на активность собственной личности;
- создает сочетание воспитания подопечных и самовоспитания личности;
- способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческой составляющей своих воспитанников.
Указанные меры дают возможность избежать грубого упрощения возрастного и индивидуального подходов, позволяют педагогу видеть глубже развитие процессов. Индивидуальных черт, которые должен учитывать педагог, множество; особенно мы выделим такие как восприятие, мышление, темперамент, память, речь, характер, воля.
Природосообразность
Общеизвестным фактом является то, что существенное значение для развития человека играют наследственные факторы. Вообще это является основополагающим принципом педагогики и носит название принципа природосообразности.
В общем данный принцип отражает отношение к каждому человеку как элементу природы, предполагает взятие за основу природных сил индивидуума и создание благоприятного фона для их развития. Существенный период времени принцип природосообразности в педагогике незаслуженно игнорировался. Современные модели воспитательного и обучающего процессов возвращаются к этому принципу, что дает возможность для педагогов точно понимать возможности учащихся. Применение принципа природосообразности нивелирует противоречие одинаковых программ, созданных с условием равенства всех обучающихся.
Культуросообразность
Определение 3
Принцип культуросообразности в педагогике – это учет в воспитательной и образовательной деятельности внешних условий, в которых пребывает человек, а также культуры общества в целом.
Последнее является базой развития нового поколения людей. Степень развития культуры общества формирует определенные требования для воспитания интеллигентных и образованных людей. Необходимо отметить, что возможна ситуация, когда принцип природосообразности и принцип культуросообразности вступают в противоречие друг с другом: в таком случае нужно противодействовать влиянию ложного образования и культуры. Человек является носителем культурно-исторических ценностей, и в процессе жизнедеятельности должен «впитывать» и развивать эти ценности, создавать новые культурные реалии. Т.е. по сути человек есть центр культуры, а сама культура – творение человека.
Гуманизация
Результатом гуманистического воспитания должно стать всестороннее развитие личности, основанное на гуманном способе взаимодействия всех участников педагогического процесса. Гармония развитой личности выражается в равновесии самости и социумности и предполагает изменения в рациональной и эмоциональной сферах. Собственно, достижение этой гармонии и есть цель гуманистического воспитания.
Дифференциация
Определение 4
Дифференцированный подход подразумевает учет возрастных и индивидуальных особенностей человека.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Автократический и авторитарный стили воспитания
Эти два стиля образования часто отождествляют, однако между ними есть различия. Они имеют общую генеральную черту — сильное доминирование воспитателя над ребенком, что исключает партнерские отношения. Как правило, это общее относится к авторитарному стилю воспитания. Но не каждый авторитарный стиль является автократическим (от греч. autos — сам, kratos — власть). Она является таковой только тогда, когда это неограниченный воспитательный суверенитет человека, который диктует свою волю всем тем, кто в силу тех или иных обстоятельств должен ему подчиняться.
Таким образом, автократический стиль является жестким типом авторитаризма. Но если выделить жесткую разновидность, то придется использовать другие градации, и, например, выделить умеренную и ослабленную разновидности авторитарного воспитания. Такой возможностью обычно пренебрегают. В этом случае авторитарный стиль часто понимается как стратегия воспитания, не доведенная до крайней формы, которую как раз и называют автократической. Получается, что термин «авторитарный стиль воспитания» используется в двух значениях: как родовое понятие, которое конкретизируется в нескольких вариантах, и как умеренный или ослабленный вариант указанного родового понятия. Проиллюстрируем рассматриваемый концептуальный вопрос на конкретном примере. Предположим, что в школе есть директор и заместитель директора, оба из которых влиятельны и вызывают возражения. Директор школы четко подчиняется заместителю директора, но по сути является неформальным лидером.
Оба проповедуют авторитарный стиль образования, но директор школы более настойчива в его проведении, чем ее руководитель. В этом случае завуч является в большей степени автократическим лидером, чем директор школы. В дальнейшем обсуждении термин «авторитарный стиль воспитания» используется в качестве зонтичного термина.
В авторитарном образовании взгляды педагога считаются единственно верной теорией
Важность отношений между учителем и учениками определяется этими взглядами. Есть все основания сомневаться в их высоком научном статусе
Настоящей науки не существует без плюрализма теорий, а в данном случае это исключено. Это близко к идеологии, которая всегда, даже в случае образования, абсолютизирует какую-то одну теорию, не всегда научно сформулированную. Высокомерный семьянин может иметь поверхностные представления о теориях образования. У него может быть только здравый смысл. Тем не менее, он упорствует в своих идеях. Сотрудник отдела образования, хотя и хорошо начитан, тем не менее, далек от признания плюрализма. Он будет навязывать свою точку зрения и тем самым усваивать нормы авторитарного стиля воспитания.
Питательной средой авторитарного стиля образования является концептуальный промежуток, разделяющий теории педагога и учащегося. Учитель ошибочно считает, что ему нечему учиться у ученика, который уступает ему по уровню образования. Поэтому консультации со студентом бессмысленны. Более того, последний не способен понять высокие идеи педагога. Отсюда необходимость команд, внушений, убеждения, личного примера, часто ругани и даже телесных наказаний. Авторитарный педагог контролирует поведение своего ученика, с подозрением относится к его инициативам и, как правило, признает их только в том случае, если они строго соответствуют его ценностям. Ученик должен быть похож на воспитателя.
Авторитарный стиль воспитания формирует жесткий эмоциональный климат. За высокой строгостью не следует чуткое реагирование на потребности и проблемы ребенка. Высоко ценится личная заинтересованность студента в работе с преподавателем. Авторитарный лидер избегает проявления привязанности, предпочитая критиковать детей.
Авторитарное образование чрезвычайно вредно для личности воспитуемого, его интеллект подавляется, научное мышление подавляется. В классе учеников учат творчеству и поощряют инновации, в то время как авторитарный педагог действует в прямо противоположном направлении. Это приводит к развитию у учащихся неврозов, которые проявляются в страхе перед учителем, обиде, чувстве неполноценности и социальной изоляции, низкой самооценке, страхе перед будущими неудачами. Сиделки не обучены думать самостоятельно, и у них формируется отношение попустительства. Они не способны сопротивляться диктату. Им часто трудно противостоять авторитарному педагогу.
Что такое концепция воспитания?
Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.
Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.
Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.
Принцип дифференциации, или как воспитывать ребенка в зависимости от его типа темперамента?
Этот принцип учитывает особенности возраста каждого ребенка, отличительных качеств его характера и темперамента. Все дети разные, поэтому необходимо стараться уметь найти подход к каждому.
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента меланхолик – «Не навреди!».
Ребенок меланхолик очень чувствительный
Следует всегда помнить, что дети с таким типом темперамента очень уязвимы и ранимы. Не следует кричать на них. Если ребенок в чем-то провинился, то необходимо спокойно, ровным тоном объяснить ему, в чем его проступок. Категорически запрещено обзывать такого ребенка, особенно в присутствии других людей. Такие дети нуждаются в особом душевном тепле, заботе и ласке. Их нужно чаще хвалить и стараться одобрять и поощрять их действия, за самые незначительные успехи. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку. Старайтесь избегать ситуаций соревнования, так как они являются большим стрессом для детей-меланхоликов. Нервный срыв может вызвать даже банальная игра. Также не нагружайте ребенка, когда делаете домашнее задание, старайтесь чаще делать перерывы. Стимулируйте развитие самостоятельности и инициативы у ребенка. Старайтесь не пугать свое дитя. Оградите его от просмотра фильмов ужасов.
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента флегматик – “Не торопи!”.
Ребенка флегматика нельзя торопить
Помните, что детям с флегматичным типом темперамента очень трудно что-то сделать, когда их ограничивают во времени. Не торопите и не давите на ребенка. Не высмеивайте его медлительность, особенно при других людях. Учите ребенка правильному распределению своего времени. Старайтесь развить у ребенка заинтересованность в играх требующих быстроты реакции.
Старайтесь научить ребенка быстрее переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой. Делайте все возможное, чтобы привить ребенку коммуникативные способности и совместной деятельности
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента сангвиник – «Доверяй, да проверяй».
Ребенок сангвиник – черты
При воспитании ребенка сангвиника необходимо внимательно следить за тем, как он исправно выполняет свои обещания. Необходим контроль его поступков и действий. Часто такие дети не доводят начатое дело до конца, надо следить за этим тоже. Еще одна отличительная черта сангвиников – это нежелание доводить начатое до конца
Это важное качество очень пригодится в жизни ребенка, поэтому родителям надо приучать к этому с самого раннего возраста. Помните, что проявления жизнерадостности и общительности сангвиника могут стать причиной таких неприятных качеств личности как легкомыслие и непостоянство
Основным принципом при воспитании ребенка, у которого тип темперамента холерик – “Ни минуты покоя”.
Ребенок холерик как себя вести с ним
При воспитании ребенка холерика очень важно исключить все то, что способствует перевозбуждению нервной системы вашего чада. Стимулируйте его играть в спокойные игры, которые требуют концентрации внимания и усидчивости
Он должен научиться доводить начатое дело до конца. Должна соблюдаться последовательность и строгость в контроле поступков ребенка. Категорически запрещено использовать физическую силу в общении с ребенком. Если необходимо сделать замечание, то скажите его строгим и твердым тоном. Нет смысла в крике или телесных наказаниях. Ребенок-холерик намного лучше поймет замечание сказанное тактично и спокойно. Также для холериков очень важно, что к их мнению прислушиваются.
Возникновение и развитие теории обучения и образования
Обучение как особый вид социальной деятельности возникло в античности и в средние века. После изменения общественных потребностей были созданы условия для формирования теории обучения и воспитания, которая наиболее четко была сформулирована в работе великого чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670) «Дидактика великих» (1632).
Чешский педагог был первым, кто сделал своей миссией «научить всех всему». Он резко критиковал схоластическое догматическое учение Средневековья. То, что можно внедрить в сознание, отметил он, «…было навязано, вбито в него, даже вколочено силой». Я. А. Коменский указывал, что истиной всякого знания являются ощущения, чувственные восприятия; нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в органах чувств. Естественно, детей нужно учить, наблюдая за окружающими их вещами, чтобы увидеть причинно-следственные связи.
Великий чешский педагог требовал, чтобы каждый ученик все изучал сам, на ощупь, все пробовал, произнося и делая, все применял путем соответствующих упражнений в наблюдении, в говорении, в практике. Я. Я.А. Коменский первым установил принципы, правила воспитания, его формы и методы. Счастлив тот народ, у которого хорошие школы, учебники, институты и методы обучения и воспитания.
Английский педагог Д. Локк (1632-1704) в своих «Мыслях о воспитании» (1693) разработал концепцию воспитания джентльмена, его готовности к «взрослой жизни», ранней профессионализации.
Французский педагог Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) отстаивал идею развития познавательной самостоятельности ребенка. В своей работе «Эмиль, или о воспитании» (1762) он выдвинул концепцию, согласно которой воспитание детей должно быть организовано с учетом их интересов, нужд, потребностей. Ж.-Ж. Руссо критиковал современный ему книжный характер образования, необоснованные объяснения, представления. Мы, подчеркивал Ж.-Ж. Руссо, придаем слишком большое значение словам: своим лепетным образованием мы создаем только лепечущих. Он призвал широко использовать живое созерцание детей в изучении природы. Труд, по его мнению, позволяет сознательно развивать умственные силы ребенка и обеспечивает процесс социализации, ученик должен «работать как фермер, а думать как философ».
Немецкий педагог Й. Ф. Гербарт (1776-1841) разработал теорию «воспитывающего обучения», которая объединяет процесс обучения и воспитания личности. Он считал, что процесс обучения должен строиться на четырех этапах: 1) ясность — выделение материала, углубленное его рассмотрение; 2) ассоциация — связь нового материала с предыдущими знаниями; 3) системы — формирование выводов, понятий, законов; 4) методы — применение полученных знаний.
Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746-1827) основал теорию элементарного образования в своих работах «Лингард и Гертруда» (1781-1787), «Лебединая песня» (1826). Он открыл основные элементы всех знаний: число, форму, слово. Иоганн Генрих Песталоцци коснулся задачи воспитания в детях всех сил и способностей, умения говорить, писать, наблюдать, считать и измерять. Чтобы изменить людей, утверждал он, их нужно любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. Работа, утверждал И. Х. Песталоцци, является самым важным элементом всестороннего воспитания и развития детей.
Считая главной и высшей задачей обучения развитие у детей внимания, памяти и мышления, немецкий педагог А. Дистервег (1790-1866) в своем «Руководстве для немецких учителей» (1835) рекомендует приучать учеников самостоятельно выполнять эту задачу, развивать их дремлющие силы и способности. В школе должны царить мышление, вопросы, ответы, поиск и находки. Ценны только те знания и навыки, которые человек приобретает самостоятельно, собственными усилиями. Поэтому ученик должен сам добиваться всего того, что он не приобретает сам и не развивает в себе, то есть не становится и не имеет.
Виды воспитания и воспитательные задачи
Цели обучения и воспитания индивидуальны для конкретных социальных норм и направленности семьи. Они определяются в соответствии с общественно-государственной системой и моделью отношения окружающих ребенка людей.
Идеальная цель воспитания, единая для всех, вряд ли существует, но можно выделить следующие примерные задачи этого процесса:
- формирование осознания смысла существования, понимание своей позиции в мире, своей индивидуальности и индивидуальности каждого отдельного человека,
- прививание стремления изменять этот мир, трудиться и честно выполнять свои обязанности в учебе и работе,
- усвоение человеческих норм и ценностей.
Хочется отметить самые важные аспекты, без которых любые методы и методики любого вида воспитания будут безуспешны.
При воспитании имеют центральное значение дом, семья и взаимоотношения между родителями. По существенности эти факторы перевешивают все остальные отношения, в том числе и отношение родителей к ребенку.
Прежде чем пытаться изменить взаимоотношения ребенка в положительную сторону, пытаться его научить и воспитать, принципиально необходимо обратить внимание на отношения между супругами. Пока они сами себе позволяют хамить и грубить друг другу, ребенок никогда не станет вежливым
Второй важный аспект это безусловная любовь. Это значит любить не за какие-то заслуги, а любить независимо от плюсов и минусов ребенка, независимо от того, что мы от него ожидаем в будущем. Безусловная любовь базис, основа дальнейшего развития личности, ее жизненного пути, системы ценностей и отношений.
Инновационные подходы к воспитанию и их гуманистическая направленность
Со второй половины 20-го столетия в педагогике стали формироваться идеи, вносящие новшества в воспитательную деятельность.
Внедрение инноваций в педагогическую систему связано с применением новых технологий, методов и средств воспитания, разработкой новой идеологии организации учебно-воспитательного процесса и оценкой итогов совершенствования педагогической системы.
Замечание 2
Педагогический процесс в настоящее время пронизан гуманистическими идеями, связанными с ориентацией учебно-воспитательного процесса на развитие личности, ее основных качеств, применением индивидуального подхода к каждому воспитаннику, с учетом его персональных потребностей, стремлений, желаний, способностей.
Воспитание ориентируется на развитие духовно-нравственной стороны личности, формирование навыков самостоятельности, саморазвития, самосовершенствования.
Гуманистические пронизывают все инновационные подходы к воспитанию, предполагая их нацеленность на формирование таких качеств личности, как добродушие, милосердие, сострадание, терпение, трудолюбие, уважение к собственной личности, принятие ее значимости для общества, а также личности других людей.
К инновационным воспитательным подходам относятся следующие:
Возрастной подход – основан на учете закономерностей возрастного развития отдельной личности, ее физиологических, психических, социальных, качеств. Данный подход строится на основе принципа природосообразности воспитания.
Индивидуальный подход – основан на ориентации воспитательного воздействия на индивидуальные особенности личностного развития воспитанников.
Личностно-направленный подход – основан на постановке личности воспитанника в основу педагогического процесса и принятии ее в качестве ведущей общественной ценности. Воспитание направлено на развитие основных нравственных качеств личности, не противореча ее потребностям и стремлениям.
Деятельностный подход – основан на рассмотрении деятельности в качестве источника формирования субъектности воспитанника. Личность пребывает в единстве со своей деятельностью и ее направлениями.
Герменевтический подход – основан на философской герменевтике т.е. рассмотрении и интерпретации гуманитарных ориентиров развития личности. Процесс воспитания направляется на психический опыт воспитанника, на его переживания
На переживаниях ребенка основывается его понимания чувств и желаний других людей
Именно воспитанию переживаний уделяется приоритетное внимание.
Событийный подход – основан на рассмотрении воспитания в качестве диалектического процесса, объединяющего яркие, впечатляющие события с повседневными
Уделяется внимание формированию осознания важности повседневности, бытовых процессов и ценности праздничных мероприятий
Понятие принципов обучения
Принципы обучения давно привлекали внимание специалистов в сфере педагогики. Чешский педагог Яков Коменский заявлял, что принципы являют собой «…основоположения, на которых должен строиться весь педагогический процесс»
Кроме Коменского, принципы обучения изучали и обосновывали Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци.
Песталоцци |
Руссо |
---|---|
Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям. |
Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. |
Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому. |
Знания следует получать не из книг, а из жизни. |
Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлении, развития мышления и речи. |
Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, т.е. тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении. |
Необходимо бороться с вербализмом, «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов |
Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой. |
Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека. |
Среди отечественных педагогов большое влияние на современное восприятие принципов обучение оказал Ушинский. Его принципы перекликаются с трудами Якова Амоса Коменского.
Принципы обучения по Яну Каменскому |
Принципы обучения по Константину Ушинскому |
---|---|
Принцип сознательности и активности |
Принцип доступности |
Принцип наглядности |
Принцип народности |
Принцип постепенности и систематичности знаний |
Принцип научности |
Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками |
Принцип воспитывающего обучения |
Принцип систематичности и последовательности |
|
Принцип наглядности |
|
Принцип сознательности, активности и самостоятельности учащихся |
В современной дидактике придерживаются смешанной классификации принципов обучения:
- Принцип научности;
- Принцип системности и последовательности;
- Принцип преемственности;
- Принцип перспективности;
- Принцип доступности;
- Принцип сознательности;
- Принцип активности;
- Принцип наглядности;
- Принцип связи теории с практикой;
- Принцип прочности усвоения;
- Принцип индивидуального подхода;
- Принцип мотивации.
Данная классификация представлена в работе Т.М. Воителева «Теория и методика обучения русскому языку» .
Современные теории обучения (дидактические концепции)
Между тем, существуют две основные теории обучения: ассоциативная (ассоциативно-рефлекторная) и деятельностная. Ассоциативная теория обучения сформировалась в XVII веке. Его методологические основы были разработаны Дж. Локком, который предложил концепцию «ассоциации». Ассоциативная теория образования была окончательно сформирована в системе классных заданий И. А. Коменского. А. А. Коменский.
Основные принципы этой теории заключаются в следующем: Ассоциативный — это механизм всей учебной деятельности; все обучение основано на наглядности, т.е. на чувственном познании, поэтому главная задача учебной деятельности — обогатить сознание учащихся образами и понятиями; наглядные образы важны не только потому, что они необходимы, когда помогают учащимся поднять свое сознание к обобщениям на основе сравнения; основной ассоциативный метод обучения — упражнение.
Ассоциативные теории лежат в основе объяснительно-иллюстративного обучения, преобладающего в современной традиционной школе. Во многом именно по этой причине выпускники школ не получают полноценного образования: У них не формируется опыт творческой работы, способность самостоятельно приобретать знания, готовность свободно заниматься любой лидерской деятельностью.
Признавая ограниченность объяснительно-визуального обучения, современная педагогическая наука ориентируется не на пассивное приспособление к существующему уровню развития учащихся, а на формирование психических функций, создание условий для их развития в процессе обучения. Идея построения обучения с учетом «зоны ближайшего развития» личности, то есть ориентированного не на сегодняшний уровень развития, а на завтрашний, которого ученик может достичь под руководством и с помощью учителя (Л. С. Выготский), имеет непреходящее методическое значение.
Достаточно эффективный подход к повышению развивающей функции традиционного обучения был предложен Л. В. Занковым. Его дидактическая система, ориентированная на младших школьников, оказывает развивающий эффект как в работе с подростками, так и со старшими школьниками, если соблюдаются следующие принципы: Организация обучения на высоком уровне сложности (соблюдение четко определенной степени сложности); быстрый темп обучения (в разумных пределах, конечно); ведущая роль теоретических знаний; осознание учащимися процесса обучения.
Поиск путей совершенствования обучения на основе ассоциативных теорий направлен на выявление путей и условий развития познавательной самостоятельности, активности и творческого мышления учащихся. В этом отношении показателен опыт педагогов-новаторов: расширение дидактических единиц обучения (П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев), интенсификация обучения на основе принципа визуализации (В. Ф. Шаталов, С. Д. Шевченко и др.). ), опережающее обучение и комментирование (С.Н. Лысенкова), повышение воспитательного потенциала обучения (Е.Н. Ильин, Т.И. Гончарова и др.), совершенствование форм организации обучения и взаимодействия преподавателя и студента в обучении (И.М. Чередов, С.Ю. Кузнецов, В.В. Курганов, В.К. Дьяченко, А.Б. Резник, Н.П. Гузик и др.), индивидуализация обучения (И.П. Волков и др.). Ассоциативным теориям обучения, которые изначально не ориентированы на развитие творческого потенциала учащихся, противостоят теории, основанные на деятельностном подходе. К ним относятся теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.И. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).
Теория проблемного обучения основана на понятиях «задача» и «действие», то есть на том, что в полной мере характеризует деятельностный подход. Проблемная ситуация — это познавательная задача, характеризующаяся противоречием между имеющимися знаниями, умениями, навыками, установками учащихся и заданным требованием
Важность познавательной задачи заключается в том, что она заставляет учащихся самостоятельно искать ее решение, анализируя условия и мобилизуя имеющиеся у них знания. Познавательная задача вызывает активность, когда она основана на предыдущем опыте и следующим шагом является изучение предмета или применение усвоенного закона, понятия, метода, вида деятельности
Проблемы современного воспитания
Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.
Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.
Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.