Как легко научить ребенка играть в шахматы

Окончание игры, шах и мат

Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.

Куда пойти учиться?

Потыркалась — помыркалась. Признаюсь, сухими инструкциями о правилах игры я не вдохновилась, а делать из моих детей подопытных кроликов не стала, так как усвоила первоначальный курс про ошибки. Есть, конечно, советы педагогов, как это сделать по шагам, в виде сказок и приключений, со стихами-прибаутками, но надо быть прирождённой актрисой, чтобы воплотить всё это в жизнь.

А ещё когда сама-то не умеешь да со временем свободным беда! Решила пойти другим путём и поручить эту ювелирную работу мастерам.

Свободного времени в нашей семье особо не имеется, чтобы впихнуть шахматную секцию в плотный детский график. На семейном совете было принято решение выделять имеющиеся пустые вечера не под социальные сети, а под видеокурсы.

Призывов на многочисленных сайтах прийти поучиться – «поле непаханое». Но раз уж пообещала, «беру в руки лопату», иду копать. Чтобы найти для себя и своих детей более подходящий видеокурс, перелопатила немало

Сразу отмечу, что в мой заветный список потенциальных учителей попали те, у которых методика особенная и выстроена с учётом детской психологии, что немаловажно в таком кропотном деле, как шахматы

На глаза попался курс «молодого бойца» Александра Борисова, который во всемирной паутине с завидной гордостью хвастается достижениями сына своего 4-х летнего сына Жорика.

Второй юношеский, 8 крупных турниров. Аж завидно стало. Из песочницы да прямо в шахматисты. Вот бы нам так! Ну что ж, уважаемый педагог, давайте знакомиться!

Польза шахмат

Существует несколько основных аргументов в пользу освоения шахмат. Игра развивает логику, память, пространственное мышление, волевые черты характера, а также улучшает когнитивные функции человека. Кроме того, она формирует в ребёнке усидчивость. Многие научные исследования подтвердили, что у детей, которые систематически занимаются, повышается общая успеваемость в школе.

Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал в своих работах формирование у детей 6—12 лет навыка осуществления действий в уме. Иными словами, они начинают мысленно прокручивать в голове всевозможные ситуации и их исходы

В этом возрасте формируется интеллектуальный потенциал ребёнка, поэтому очень важно не упустить этот момент. Соответственно, следует научить их шахматной игре

Частой ошибкой взрослых при обучении детей является самостоятельная расстановка фигур на доске, где уже со стартовых позиций они начинают объяснять, как ходит слон, ферзь и т. д. Однако правильно будет показывать каждую фигуру по отдельности на пустой доске, чтобы дети лучше усвоили особенности их движения в пространстве и самостоятельно их двигали. Это будет сложно, но позволит им всё запомнить.

Шахматы задействуют оба полушария головного мозга. Во время игры человек зрительно воспринимает доску, вспоминает прошлые ошибки, изученные дебюты и позиции. В это время работает правое полушарие. Когда же просчитывается стратегия, и анализируются ходы, то задействуется левое полушарие. Игра учит человека анализировать, ведь во время неё просчитывается большое количество информации. Сильные шахматисты способны решать сложные задачи. Кроме того, шахматы являются отличной профилактикой болезни Альцгеймера.

Как Играть в Шахматы: Подробное Руководство для Новичков

Watch this video on YouTube

Медицинские противопоказания

Занятия шахматами для детей не требуют интенсивных физических нагрузок. При этом приходится долго сидеть, много думать и анализировать. Поэтому у шахмат свои особенные противопоказания:

Вопрос от подписчика

Ребенок устает к середине турнира, игра становится слабее. Как с этим справиться?

  • нервно-психические заболевания;
  • эпилепсия;
  • сколиоз;
  • хронические заболевания в стадии обострения;
  • деформация костей таза в последних стадиях;
  • травмы головного мозга.

При поступлении в секцию шахмат могут потребовать справку от педиатра. Поэтому готовьтесь к визиту к детскому врачу.

Диспансеризация детей: зачем, когда и как часто.Что развивают шахматы у детей 3-6 лет?

С чего начинать обучение?

Конечно, с правил игры: на первом уроке покажите, как ходят пешки и фигуры; на втором расскажите, что такое шах, мат, пат и что цель в игре — дать мат неприятельскому королю; на третьем — объясните рокировку, превращение пешки, взятие на проходе.

Учтите, что правила — наиболее сухая и скучная часть «шахматной науки». Поэтому оживляйте свою беседу и ведите ее как своеобразную игру — сопровождайте легкими, посильными для малыша вопросами и заданиями. Например, объяснив ход пешки, поставьте себе белую, ему — черную. «А ну, кто скорее дойдет до последнего ряда?» Или: «Тут стоит мой слон. Поставь свою пешку так, чтобы ты мог его побить». Объяснили шах… «Вот мой король. А у тебя — тут ладья, здесь — слон, там — конь. Какой фигурой можешь ты объявить шах и как?» Думаем, подобные несложные задания маленький ученик будет выполнять с интересом и удовольствием.

На четвертом уроке покажите, как: дают мат одинокому королю король с ферзем и король с ладьей. На пятом — начинайте играть. В игре, особенно в первое время, подчеркивайте, что каждый ход должен делаться с какой-нибудь целью и что хвататься за первую попавшую на глаза фигуру, передвигать ее, а затем лишь смотреть — что получится, плохо и ведет к проигрышу. Почаще напоминайте, что нужно сперва обдумать — чем, куда и для чего пойти, а только потом делать ход. У маленьких ребят поначалу следует искусственно замедлять темп игры и, разумеется, ни в коем случае не торопить их. После нескольких партий можно предложить легкие задачи и решать их совместно, помогая намеками, но так, чтобы сыну казалось, будто решил он вполне самостоятельно: на первых порах хорошо, чтобы он поверил в свою «шахматную силу».

Кроме того, стоит последить, чтобы победы в игре доставались не только старшему, чтобы маленький партнер не чувствовал себя в этой борьбе обреченным. Но не проигрывайте умышленно, а лучше давайте фору (то есть снимайте у себя перед началом партии ферзя, а то и больше). Доведите фору до такой, когда сами увидите, что чаша весов в игре колеблется. И так играйте, пока ваш ученин не начнет одерживать больше побед, чем вы. А тогда чуть уменьшите фору.

Не смейтесь при поражении малыша, не поддразнивайте его, не растравляйте болезненную рану… Наоборот! Убеждайте его, что проигрыш не так страшен, и каждый раз вскрывайте причину ошибки: «Вот тут ты поспешил…», «Если бы ты здесь подумал…» и т. п.

Как заинтересовать малыша игрой

Как известно, запретный плод сладок. Используйте этот принцип следующим образом. Перед тем, как приобщить ребенка к шахматам, периодически вынимайте игру, расставляйте фигуры, вы даже можете играть в разные игры с членом семьи или друзьями на глазах у ребенка.

На его вопросы и просьбы по игре ответьте, что она для детей постарше и что он обязательно сможет с ней поиграть, но позже, когда вырастет. После этого переместите игру так, чтобы ребенок не мог делать это в одиночку.

Через некоторое время (от 2 недель до двух месяцев) он торжественно сообщает ребенку, что он уже вырос и готов участвовать в этой большой игре.

Но первое знакомство должно быть непродолжительным (не более 10 минут). Дайте ребенку возможность трогать фишки, доску, задавать себе вопросы, но вам нужно начать изучать правила игры со следующего урока, который также должен быть коротким (не более 10-15 минут).

Поэтому ваш ребенок будет с нетерпением ждать первых познаний в шахматах и ​​каждого последующего урока. Помните, что все люди и особенно дети ценят то, чего не хватает.

Также можно заинтересовать ребенка, посмотрев мультик о шахматах, например «Фиксики».

Идем к победе в шахматах: какую стратегию выбрать?

В игре много двусмысленности жизни и много возможностей учиться через конфликты и игру. В этом разделе по очереди рассмотрим каждую из этих стадий игры.

1. Начало. «Цель» первой игры состоит в том, чтобы контролировать центр доски. Центр доски контролирует игру, поэтому игрок, который контролирует его –  контролирует игру.

Если достигнете контроля, не понимая, зачем это делать – можете потерять центр и контроль процесса игры. Освойте классические навыки. Именно внутреннее понимание оживит все элементы и сделает их действительно ценными. Мастерство в шахматах начинается не с внешних инструкций, а с собственного понимания, которое вдохнет жизнь в указатели, если им будет отдан приоритет.

2. Первое, что должен понять начинающий шахматист –  это где проходит линия между начальной и средней партией. Цель начала должна заключаться в том, чтобы контролировать центр доски и продвигать свои фигуры (выводить их в центр доски). Как только эта работа сделана (обычно за 8–12 ходов), вы официально находитесь в середине игры.

Эмоциональное состояние сильно влияет на психику, поэтому возьмите под контроль замешательство и сосредоточьтесь на результатах каждого шага, который можете сделать. Представьте себе ход, а затем посмотрите на три возможных хода вперед, которые оппонент может сделать в ответ.

Позже увеличьте количество ходов, которые может сделать противник, а затем потренируйтесь в прочитывании ходов. Предугадывать ход, который, скорее всего, сделает оппонент –  очень ценный навык, потому что он позволяет обдумывать ход, а это ключевой элемент игры. Возможность делать все больше и больше шагов наперед означает, что вы усиливаете свою способность контролировать игру.

3. Финал. Он станет величайшим испытанием для новичка, но следует помнить о двух вещах, независимо от того, как поначалу справляетесь. Выиграете или проиграете, но достижение добросовестного финала само по себе является достижением.

Эти навыки являются необходимыми для тех, кто хочет освоить шахматное обучение, и должен понимать, что это способности, которыми может овладеть каждый. Думать наперед и распознавать типы личности — это повседневные навыки. Только вам решать, сколько хотите над ними работать, но это навыки, которые принесут пользу в повседневной жизни.

Научиться играть в шахматы самостоятельно

Также всегда соблюдайте основные приемы стратегии:

  • защищайте Короля;
  • ни в коем случае не отдавайте фигуры, ведь каждая из них играет большую роль;
  • контролируйте центр доски;
  • задействуйте «в бою» все фигуры;
  • часто играйте.

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях?

Необязательно привлекать специалистов для того, чтобы обучить детей игре, вполне можно самостоятельно сделать это в домашних условиях, вооружившись доской с фигурами и некоторыми методическими знаниями, а также терпением.

Психологическая мотивация

Несмотря на то что по своей сути шахматы – серьезная тактическая игра, ее следует преподносить как вариант развлечения, ведь мотивация и настрой сыграют немаловажную роль в процессе обучения. Для того чтобы заинтересовать свое чадо можно использовать следующие приемы:

  • личный пример, поскольку желание подражать и копировать – естественная манера развития детей;
  • рассказ об истории шахмат и известных гроссмейстерах в доступной форме;
  • увлечение в игру посредством семейного турнира или приглашения для этого друзей малыша, которые уже знакомы с ней;
  • посещение шахматного кружка, где есть дети разного возраста, и царит атмосфера радости и интереса познания, дух соперничества.

На заметку!При обучении стоит иногда проигрывать, чтобы малыш чувствовал азарт и получал удовольствие, но не надо переусердствовать и давать ему побеждать постоянно.

Как объяснить, что такое шахматная доска и правила игры

Лучше всего для данной цели подойдет увлекательный рассказ, который можно найти на просторах интернета или придумать самому. Например, можно рассказать, что доска – это поле сражения двух королей, которые никак не могут поладить (причину ссоры желательно придумать самому)

Акцентировать внимание на двух цветах клеток и их принадлежности к каждому из соперников, а также озвучить основную цель – защитить короля, уничтожить всех соперников


На данном этапе главное – донести, что игра проходит между двумя соперниками и каждый имеет равные условия, не увлекаться деталями, которые перегружают восприятие и отвлекают.

Фигуры и их функции

Дальше следует обучать детей фигурам и специфике их использования. Желательно сначала просто выучить названия фигур, чтобы ребенок мог уверенно отличать их друг от друга и не путать. На помощь придут простые игры типа «Найди фигуру …», «Выбери … из 3-4 фигур» и т.п.

Лучше всего изучать по 1 шахматной фигуре в день и присваивать каждой из них ассоциативный ярлык, который поможет в будущем вспомнить и воспроизвести роль фигуры на доске. Специфику ходов также следует объяснять по одному и демонстрировать сразу, повторять и играть, не нарушая последовательность ходов и добавляя каждый раз новые фигуры.


Фигуры в шахматах

Необычные ходы и стимуляция интереса

Хорошо использовать нестандартные ходы и их комбинации в процессе обучения, чтобы показать малышу, какими разными и интересными могут быть шахматы, если подходить к ним обдуманно. Популярными вариантами доступных для детей ходов являются:

  • мат ферзем;
  • мат в три хода;
  • сицилианская защита.


Обучение таким приемам пробудит познавательный интерес у малыша и даст ему толчок к усовершенствованию собственного стиля игры.

Когда начинать обучение

Споры о том, сколько лет учить игре, не дают однозначного ответа.

  • Правила игры вводятся с 3-х летнего возраста, когда детям сильно интересно все, что их окружает.
  • В 4 года у ребенка более развиты коммуникативные навыки.
  • К 5 годам обученный ребенок уже сможет предугадывать ход соперника.
  • Многие из великих мастеров постигли азы игры, начав играть в шахматы в этом возрасте, а к 6-7 годам уже были достойными противниками взрослых игроков.

Есть фото будущего гроссмейстера Хосе Рауля Капабланки, на котором он играет со своим отцом, когда ему четыре года.

Но не стоит ставить перед собой цель вырастить нового чемпиона. Лучше ввести игровую форму обучения.

Главное — заинтересовать ребенка в любой момент. По возможности лучше начинать обучать детей шахматам дома. Во-первых, родители лучше всех умеют очаровать ребенка, во-вторых, нет привязанности к режиму, в-третьих, укрепляются семейные узы и экономится бюджет.

Хорошенько повеселиться

В самом начале важно не «перегрузить» ребенка правилами и терминами. Играйте и веселитесь! Например, ребенок может собирать с помощью фигурок конфеты на шахматной доске или играть в лабиринты, чтобы запоминать ход фигур

Вот еще парочка увлекательных методик:

  • Давай представим, что шахматная доска — это поле боя. Значит, у каждого «бойца» должна быть своя функция: пешки — это пехотинцы, король — генерал всей армии.
  • Представь, что твой слон — это рыцарь, который через препятствия (фигуры соперника) должен добраться до замка королевы. Как это лучше сделать?

Фантазируйте вместе с ребенком и веселитесь в процессе!

Объясняем шах, мат и пат

В чём смысл игры в шахматы? Пожалуй, именно это знает любой “чайник”: поставить мат сопернику. “Шах и мат!” — образное бытовое выражение, которое означает полную победу над соперником. Получается, в шахматах сначала надо поставить шах, а потом мат? Давайте разберёмся!

Цель игры — создать невозможные условия для короля противника. “Съесть” его нельзя, в этом вся загвоздка: короля можно только закрыть. Поэтому армия прилагает все усилия для создания такого положения, при котором главная фигура не сможет ничего сделать. Это и есть мат.

Шах — это серьёзная угроза королю, нападение на него.

В такой ситуации спрятаться от шаха можно: 

  • закрывшись другой фигурой, 

  • сделав ход королём, 

  • “съев” угрожающую фигуру. Поэтому не стоит делать шах фигурой, которую можно потерять.

Если вам объявлен шах, то армия должна среагировать на это, предприняв какое-то действие. Если защиты не будет и после этого сохранится угроза шаха (например, в иллюстрации выше будет сделан какой-то другой ход, не решающий проблему), то будет засчитан невозможный ход. В этом случае неверно сходившая фигура возвращается на место и игрок должен совершить действие, которое избавит его от шаха. В турнирах, чаще всего после второго невозможного хода, назначается поражение. Таким образом, партия может закончится не на мате, а на втором невозможном ходе.

Важное дополнение: начинающие игроки всегда обозначают шахи словами, в то время как более опытные не произносят этого слова. Поэтому надо быть вдвойне внимательным: следить на только за своими атаками, но и за атаками противника

Ещё один вариант невозможного хода — когда из-за неверного действия защищённый король оказывается под ударом, получается, что мы сами создаём своему королю шах.

Кроме шаха и мата есть третий вариант окончания игры — пат. В переводе с шахматного — ничья. Интересно, что игроки могут в любом месте после первого хода каждой стороны объявить ничью и добровольно закончить на этом сражение. А вот пат — эта такая ничья, при которой король не находится в угрозе, а ходить ему никуда нельзя. Он закрыт так, что его ход невозможен, то есть он сам себя подвергнет опасности, выйдя на шах. В таких ситуациях объявляется пат, ничья. “Патовая ситуация” — ещё одно выражение, которое вошло в обиход из шахматной игры, обозначающее безвыходное положение.

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

Правила хода каждой фигуры в шахматах

Теперь поговорим с вами о том, как ходят фигуры. Это, наверное, самое главное в шахматах. Если шахматную нотацию можно не знать для игры, то уж как ходят фигурки надо знать 100%.

Многие до сих пор играют в шахматы и не знают элементарных правил, так, например, как: пешка не ест назад и взятие пешки на проходе.

Для того, чтобы вы знали, как ходят фигуры в шахматах, то предлагаем вам почитать вот этот ряд статей, который мы для вас приготовили. Здесь все написано по каждой фигуре от А до Я, понятным и простым языком.

Кроме того, что вы теперь будете знать, как ходят фигуры, знайте еще и следующее:

  • Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык. Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку.
  • Король в шахматах не может быть съеденным
  • При правильной игре действует правило – «Взялся за фигуру – ходи именно ей»
  • Тот игрок который имеет право хода, может в любой момент предложить ничью, даже после того как сходил. Принять ничью соперник может только до того, как он сходит в ответ.

То есть после ответного хода, после которого он вдруг поймет, что совершил ошибку, принять ничью он не может.

Вернемся к нашим шахам, матам и патам. Так как теперь вы знаете как ходят фигуры в шахматах, можно показать вам картинками с комментариями, как выглядит шах, двойной шах, мат и пат.

Рассмотрим примеры того, как пешка, ладья, слон, конь или ферзь, ставят королю шах.

Пример шаха ферзем:

Ферзь нападает на короля. Королю ходить некуда, потому что поле g8 бьет слон белых, стоящий на c4. Но конь черных может перекрыть дорогу ферзю и так сказать защитить короля своим телом. Да, бедный коник будет скушанным на следующем ходу и будет мат. Но сейчас пока только шах от ферзя.

Пример шаха ладьей:

Ладья ставит шах королю, но король может уйти на h7 или же слон, встав на f8 может закрыть короля своим могучим телом.

Пример шаха конем:

Королю возможен отход только на f8. Поля h7 и f7 бьет пешка белых. А поле h8 бьет ферзь. И коня скушать не чем.

Пример шаха слоном:

Единственная защита от этого шаха – только перекрытие атаки слона ладьей. Отойти королем на g8 невозможно, так как это поле бьет ферзь.

Пример шаха пешкой:

Пешка ходит на h7 и ставит королю шах. Отход возможен только на h8 так как поле f8 бьет слон белых. Но есть еще одна защита от шаха. Можно королем просто сесть атакующую пешку, так как она без защиты.

Пример еще одного шаха ладьей:

При таком варианте шаха у черных есть огромный выбор защиты. Королем можно уйти на поле d6, а можно защититься своими же фигурами, то есть перекрыть атаку ладьи. Можно закрыться и конем на e6 и слоном на ne же e6, а можно ферзем или слоном на e7.

Ну и в заключение давайте рассмотрим вариант двойного шаха:

Для того, чтобы сделать двойной шах королю черных, белые просто прыгают конем на f7. В итоге шах идет как от коня, так и от ферзя на h7.

Единственная защита от шаха – это отход королем на g8. Да, ферзь черных может съесть ферзя белых, но шах от коня остается. Так же черные могут съесть коня слоном, но тогда шах остается от ферзя. Выход один при двойном шахе – ходить только королем.

Теперь давайте рассмотрим варианты мата.

Пример мата ферзем:

Королю нельзя кушать ферзя так как он под защитой ладьи. Уйти тоже некуда.

Пример мата ладьей:

Мат ставят черные. Королю невозможно бежать на 2линию, так как ее пробивает ладья на f2. И закрыться не чем.

Пример мата конем:

Очень красивый мат. Такой мат еще называют спертым. Король зажат своими собственными фигурами.

Пример мата слоном:

Слон направлен на короля. Королю уходить некуда. Поля h7 и h8 пробивают конь с ладьей белых. Закрыться то же нечем. Да, стоит ладья на f8 и по идее можно прикрыться ей, но увы, если она уходит со своего места, то открывает другой шах от ферзя, стоящего на b2. Если в настоящей партии будет сделан такой ход, то он будет считаться не возможным. А при невозможном ходу игроку автоматически присваивается поражение.

Пример мата пешкой:

Король снова сдавлен и пешку скушать нельзя, так как ее защищает слон на d3.

Ну и давайте покажу последний вариант красивого мата:

Его ставит ферзь. Королю белых некуда ходить так как короли не могут стоять рядом друг с другом.

Теперь давайте рассмотрим пат.

Это первый пример пата. Сейчас ход черных и им некуда ходить. Пешки уперлись в пешки белых, а королем ход запрещен, так как ферзь контролирует все поля.

Второй вариант пата:

Ход черных. Но они не могут никак сходить. Король не может встать рядом с другим королем и к тому же 7 линия пробивается ладьей, стоящей на a7. Конь тоже не может уйти со своего поля так как откроет шах королю от ладьи на c8.

Лучше поздно, чем никогда

Как и в любом другом виде спорта, в шахматах начинают с первого этапа – профессиональные тренеры не берут готовить ребенка с нуля. Им это неинтересно. Обычно они берут уже более-менее готовый «продукт», кем-то подготовленного ребенка-шахматиста, который хочет расти как профессионал и заинтересован в своем прогрессе. Или чьи родители хотят, чтобы он рос и заинтересованы в его профессиональном прогрессе.

Часто школы шахмат работают в связке. Одни набирают начинающих и работают с детьми от 5-ти лет (как моя шахматная школа, «Яблоко Ньютона»). Мы находим тех, у кого есть явный талант к этой игре (так как предрасположенность все равно у каждого ребенка индивидуальна) и передаем интересных, с точки зрения именно профессионального роста, ребят уже в другую школу, которая специализируется на подготовке спортсменов-шахматистов.

Стадия «передачи» может быть разная. Сейчас шахматы заметно омолодились. Лично я склоняюсь к мнению, что для всего есть определенные сензитивные периоды (периоды, наиболее благоприятные для развития) и слишком рано начинать не имеет особого смысла, в принципе шахматами я рекомендую начинать заниматься от 4,5-5 лет, не раньше. Не переживайте, что якобы упустите время, когда нужно было «вступать». В шахматах начинать никогда не поздно.

Ни разу за 17 лет карьеры в качестве детского тренера по шахматам я не встречала ребенка, которого было невозможно научить (я сейчас не беру какие-то специфические отклонения в развитии).

Польза шахмат для детей, и в каком возрасте начинать обучение

Игра в шахматы приносит пользу, так как интенсивно развивает интеллекта, поэтому некоторые дошкольные образовательные заведения используют ее в качестве альтернативной подготовки к школе. Основные плюсы обучения шахматам следующие:

  • развитие логики и мышления, поскольку ходы нужно постоянно обдумывать и рассчитывать наперед их потенциальный результат;
  • в процессе игры задействованы два полушария мозга, что помогает развивать творческое мышление и таланты малыша;
  • формирование усидчивости, выносливости и внимательности;
  • обучение ответственности и самостоятельности путем принятия решений и их последствий;
  • тренировка и улучшение памяти;
  • помощь в развитии критического мышления;
  • способность овладевать навыками анализа и самокритики.

Для родителей, решивших научить свое чадо данной игре, важно понимание того, когда и как это делать. Ведь попытки заставить могут привести к обратному результату и негативно повлиять на развитие ребенка в случае некорректного подхода к такому процессу

Однозначного ответа по поводу идеального возраста для начала обучения нет, поскольку надо учитывать индивидуальные особенности развития малышей. Но все же большинство педагогов и психологов согласны с тем, что знакомство с шахматами можно начинать с 3 лет. Важным фактором будет живой интерес малыша к фигурам на доске.

В возрасте 4 года можно уже полноценно изучать фигуры и ходы, а к 5 годам большинство уже способны самостоятельно вести игру и даже превосходить взрослых в ней. 

Совет!Постепенное обучение с 3 до 5 лет является универсальным, и в его процессе ребенок будет активно улучшать свои навыки и становиться маленьким профи.

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях

Чтобы родители смогли донести до ребёнка суть игры, им понадобится и самим освежить знания, заглянув в пособия по обучению шахматам. Объяснять малышу принцип построения ходов нужно простым и понятным языком. Ясно, что не все взрослые рождены педагогами, но в этом случае придётся постараться. Главное, делать всё последовательно и не торопиться.

Занятия должны проводиться в спокойной, дружеской обстановке, без посторонних звуков и отвлекающих действий со стороны других домочадцев. Если игре обучается ребёнок в дошкольном возрасте, время занятий не должно превышать 30 минут. Более длительная учёба может вызвать усталость и даже нежелание продолжать обучение, поэтому необходимо делать небольшие перерывы, во время которых дети могут отвлечься, побегать или сделать лёгкую зарядку.

Как научить ребенка играть в шахматы с нуля в домашних условиях, волнуются многие родители, а главное, с чего надо начинать занятия.

Прежде всего, ребёнку понадобится объяснить, что шахматная доска состоит из светлых и тёмных квадратиков, общим числом 64. Это поле, на котором сражаются белые и чёрные фигуры и во главе этих двух армий стоят белый и чёрный король. Всего у каждого игрока есть 16 фигурок, которые могут съедать своих противников, и тогда те удаляются с доски, в то время как победившие встают на их клетки.

Объяснить малышу назначение разных фигурок можно следующим образом:

Главная фигурка – это король. Несмотря на то, что это центральный персонаж, он может делать ходы только на один шаг и «есть» таким же способом

Малышу важно понять, что если погибает король, игра завершается.
Королева или ферзь – самая сильная фигура, которая может двигаться по прямым линиям и любым диагоналям.
У каждого игрока по две ладьи, которые ходят и «едят» по прямым линиям.
Слонов или офицеров тоже по два на каждого участника поединка. Эти фигурки двигаются только по диагонали

Получается, что у одного это только черные, а у другого только белые квадраты поля.
Два коня могут ходить в виде буквы «Г», благодаря чему они иногда перепрыгивают через другие фигурки.
Пешки – это пехота, в каждом лагере их по 8 штук. Это слабые персонажи игры, которые могут ходить только по прямой и на одно поле, за исключением первоначального хода – в этом случае разрешается продвижение пешки на две клетки.

Далее следует рассказать ребёнку о нестандартных ходах, например о рокировке короля и ладьи, возможной только однократно за партию, и взятии пешки на проходе.

Во время первого урока можно дать возможность ребёнку потренироваться в выставлении фигурок на шахматную доску. Также можно поиграть одними пешками, чтобы малыш понял принцип взятия вражеской фигуры.

Важно понятно донести до ребёнка цели, которые поставлены перед каждым игроком, а также значение шаха и мата, означающих для одной из сторон поражение. Порядок действий во время второго занятия:

Порядок действий во время второго занятия:

  • Ребёнку предстоит самостоятельно расставить все фигуры. Если малыш что-то забыл, можно напомнить ему расстановку, а также указать на место королевы – она всегда ставится на клетку своего цвета.
  • Можно ещё раз повторить основные правила игры и особенности движения шахматных персонажей.
  • Если малыш всё запомнил, следует ему объяснить, что победа не зависит от того, у кого фигурок больше. Один удачный ход может стать выигрышным даже при минимуме фигур.

Во время третьего урока малыш должен сам рассказать обо всём, что знает про шахматы.

Пусть он снова расставит фигурки в боевом порядке, ведь если материал усвоен, можно, наконец, провести и настоящую партию. В ходе игры ребёнку можно помогать, напоминая, как ходят те или иные фигуры, пока он не станет двигать их уверенно.

Не надо поддаваться малышу, но обязательно давайте ему время тщательно обдумывать свои действия. Взрослому понадобится много терпения и дружеского участия, пока кроха учится думать и принимать решения. Не стоит забывать разбирать ошибки, которые стали причиной его поражения. Очень возможно, что он уже не допустит их при следующей игре.

Игровой формат в домашних условиях

Вы решили играть в шахматы с ребёнком? Отлично! Главное — контролируйте продолжительность занятий. Ориентируйтесь на малыша: не допускайте скуки, 10 минут вначале будет достаточно. Если интерес сохраняется, можно заниматься и дольше. Обязательно устраивайте перерывы со сменой деятельности: поиграйте в ладушки, сделайте пальчиковую гимнастику. Следите за концентрацией внимания, не нагружайте сильно малыша.

Добавьте в домашние занятия эмоциональности: демонстрируйте больше красочных реакций во время игры: королю шах — “Ой-ой-ой, мне надо прятаться!”. Сыграйте в волшебный мешок: соберите все фигуры в шапку или пакет и попросите малыша с закрытыми глазами вытащить одну. Ребёнок должен назвать её и поставить на верное место в начальной позиции. Для тренировки логики и мышления также предлагайте угадывать цвет фигуры с закрытыми глазами. Да, это может показаться странным, но только на первый взгляд, ведь если на доске стоит два белых слона, то оставшиеся в мешке слоны — чёрные!

Обучающие YouTube каналы по шахматам

YouTube – это еще одно место, где взрослый человек может научиться играть в шахматы. Список каналов с которых можно начать:

  • Шахматные уроки для новичков (RUS), Дмитрий Соседов – название канала говорит само за себя.
  • Обучение шахматам, Олег Кислицын – наглядно, практично, разбирается техника на виртуальной шахматной доске.
  • Игорь Немцев мастер ФИДЕ тренер высшей категории.
  • Школа Шахмат ChessMaster – обзоры новостей, техник, стратегий, фатальных ошибок и матчей чемпионов, все из мира шахмат (270 тыс. подписчиков).

На самом деле YouTube каналов про шахматы огромное множество, как и отдельных видео. Будет полезно посмотреть матчи чемпионов, чтобы понять уровень игры профессионалов.

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: