Фонетический разбор слова

Образцы применения алгоритма фонетического разбора

Разбор слова «ПОЛЯНКА» —  

— звук согласный, глухой парный, твёрдый, на письме обозначен буквой п.

— звук гласный, безударный, на письме обозначен буквой о.

— звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме обозначен буквой л.

— звук гласный, ударный, на письме обозначен буквой я.

— звук согласный, звонкий непарный, твёрдый, на письме обозначен буквой н. 

— звук согласный, глухой парный, твёрдый, на письме обозначен буквой к.

— звук гласный, безударный, на письме обозначен буквой а.

В слове полянка 7 звуков, 7 букв.

2. Разбор слова «ЯМА» —

— звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме не обозначен отдельной буквой.

— звук гласный, ударный, два звука + на письме обозначены одной буквой я.

— звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме обозначен буквой м.

— звук гласный, безударный, на письме обозначен буквой а.

В слове яма 4 звука, 3 буквы.

3. Разбор слова  «КОНЬКИ»

— звук согласный, глухой парный, твёрдый, на письме обозначен буквой к.

— звук гласный, безударный, на письме обозначен буквой о.

— звук согласный, звонкий непарный, мягкий, на письме обозначен буквами н + ь.

— звук согласный, глухой парный, мягкий, на письме обозначен буквой к.

— звук гласный, ударный, на письме обозначен буквой и.

В слове коньки 5 звуков, 6 букв.

Образец фонетического разбора

Приведём несколько примеров.

корабль

ко-рА-бль, три слога, ударный второй

К — согласный, твёрдый, глухой, парный

О — гласный, безударный

Р — согласный, твёрдый, звонкий, непарный

А — гласный, ударный

Б — согласный, мягкий, звонкий, непарный

Л — согласный, мягкий, звонкий, непарный

Семь букв и шесть звуков.

гриб

грИб, один слог, ударный

Г — согласный, твёрдый, звонкий, парный

Р — согласный, мягкий, звонкий, парный

И — гласный, ударный

Б — согласный, твёрдый, звонкий, парный

Четыре буквы и четыре звука.

ёж

Ёж, один слог, ударный

Ё — согласный, мягкий, звонкий, непарный

— гласный, ударный

Ж — согласный, твёрдый, глухой, парный.

Две буквы и три звука.

Правила транскрипции

Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:

  • озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать , косьба );
  • оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег );
  • оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки и (ногти , легкий );
  • смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик );
  • смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять );
  • нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как , а «здн» – как (уездный );
  • сочетания букв «сч», «зч», «зщ» читается как (счеты );
  • сочетания «чн», «чт» произносятся (что , конечно );
  • суфиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются (кусаться );
  • окончания -ого/-его произносятся через звук (твоего );
  • в словах с удовенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса ); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн ).

А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.

Алгоритм фонетического разбора

Когда все термины изучены, единицы речи отсортированы по группам, можно переходить непосредственно к самому фонетическому разбору. Все результаты анализа обязательно записывают. По внешнему виду он похож на составление транскрипции при чтении и произношении слов из иностранных языков.

Чтобы провести разбор правильно, необходимо следовать алгоритму. Порядок действий:

  • Записать выбранное слово по правилам орфографии.
  • Выделить основные части — слоги. Например, азбука — аз-бу-ка.
  • Установить, какая из гласных является ударной. Лыжа — ударный звук «ы».
  • Составить схему (транскрипцию) звуков. Играть — .
  • Вывести подсчёт количества букв и звуков в слове. Елена — 5 букв, 6 звуков.

Разбор можно записывать не только по пунктам, но и в виде столбика. В таком случае каждая буква выписывается в отдельной строке и ей даётся своя характеристика.

Деление на слоги

Одним из пунктов разбора является поделить слово на слоги. Слоги — это самая маленькая единица строения речи. Существует небольшая хитрость: «чтобы сосчитать количество слогов в слове, можно просто посчитать гласные звуки». Например, в слове «астр» всего 1 слог.

Однако деление всё равно подчиняется строгим правилам, которые не всегда согласуются с требованиями переноса слова.

Первоначально важно знать, что слоги имеют несколько разновидностей:

  • Открытый — если заканчивается на гласный звук.
  • Закрытый — если в конце согласный (тетрадь).
  • Прикрытый, если в начале стоит согласный звук (ки-слый). Следовательно, если гласный — неприкрытый (окно).

Помимо видов, есть и другие правила разбора. Что необходимо знать о слогах:

  • В составе слога обязательно должно быть по одному гласному и согласному звуку. Например, роза (ро-за). При этом отдельные даже важные части не могут быть полноценными слогами. Например, приставка не является слогом.
  • В основном слоги начинаются с согласного, а после него должен идти гласный. Сам по себе согласный звук не может составлять слог. Например, в слове мир — один слог, а не два.
  • Если в слове имеется мягкий/твёрдый знак, он входит в состав предыдущего слога. Например, подъ-езд. К тому же твёрдый/мягкий знак не может быть отдельным слогом. Например, семь — 1 слог, мальчик — 2 слога.
  • Несколько букв, которые создают собой один звук, нельзя разделить на разные слоги. Например, кружиться — кру-жи-ться .

Как и любая другая наука, фонетика постоянно развивается. Поэтому правила фонетического разбора могут со временем изменяться. Последние изменения в анализе:

  • Двойные буквы в слове по старым правилам распределялись по разным слогам. Сегодня их принято записывать в слог, который они начинают. Например, кла-ссный.
  • По нововведениям глухие согласные записывают в следующий за ними слог (точка: то-чка). В это время звонкие остаются в предшествующем слоге (клубника: клуб-ни-ка).

Знание фонетики не только даёт орфографическую грамотность. Эта наука способствует развитию памяти и фонетического слуха, учит правильно и красиво произносить те или иные звуки, понимая детали их состава. А если выполнить анализ самостоятельно не получается, можно сделать звуковой разбор слова онлайн.

Образец (пример) звуко-буквенного разбора слова

  1. Записать слово по правилам орфографии.
  2. Разделить слово по слогам.
  3. Обозначить ударный слог.
  4. Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
  5. Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие — безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
  6. Подсчитать количество звуков и букв в слове.

Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами фонетического разбора: шестнадцатью, яростного, съестного, шестнадцатого, ерошиться, ёжиться, ёжится, ёршится, разъезжаться, съезжаться, для выполнения фонетического разбора других слов воспользуйтесь формой поиска:

Ёлоч­ный  — 3 слога, 7 букв, 8 звуков

ё-ло-чный  — 3 сло­га. Первый слог удар­ный.

  • бук­ва «ё» — — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • — глас­ный удар­ный;
  • бук­ва «л» — — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «о» — — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «ч» — — соглас­ный, глу­хой непар­ный, мяг­кий непар­ный;
  • бук­ва «н»— — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
  • бук­ва «ы» —  — глас­ный без­удар­ный;
  • бук­ва «й» — — соглас­ный, звон­кий непар­ный, мяг­кий непар­ный.

Бага́ж — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б  – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а  – гласный, безударный;

г  – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а  – гласный, ударный;

ж  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

я  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный.

Рожь – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р  – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о  – гласный, ударный;

ж  – согласный, парный, глухой, твёрдый;

ь

Её — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.

е  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, безударный;

ё  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный.

Ёжик – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный;

ж  – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и  –  гласный, безударный;

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Ель — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

е  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

    –  гласный, ударный;

л  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Ночь — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

н  – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о  – гласный, ударный;

ч  – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Обед — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

о  – гласный, безударный;

б  – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е  – гласный, ударный;

д  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Кольцо — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый;

о  – гласный, безударный;

л  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

ц  – согласный, непарный, глухой, твёрдый;

о  – гласный, ударный.

Чайка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

ч  – согласный, непарный, глухой, мягкий;

а  – гласный, ударный;

й  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый;

а  – гласный, безударный.

Беречь — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

б  – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е  –  гласный, безударный;

р  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

е  –  гласный, ударный;

ч  – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Июнь – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

и  –  гласный, безударный;

ю  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

     –  гласный, ударный;

н  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Маяк – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

м  – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а  –  гласный, безударный;

я  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

     –  гласный, ударный;

к  – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Осень — 2 слога, 5 букв, 4 звука.

о  –  гласный, ударный;

с  – согласный, парный, глухой, мягкий;

е  –  гласный, безударный;

н  – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Жить — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

ж  – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и  –  гласный, ударный;

т  – согласный, парный, глухой, мягкий;

ь

Согласные буквы

В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.

Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:

  1. — : аушка – аа;
  2. — : ода – анера;
  3. — : олос – орова;
  4. — : ятел – уча;
  5. — : изнь – уба;
  6. — : има – оень.

Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.

А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:

  1. — : аочка – елка;
  2. — : ата – илка;
  3. — : амак – идрант;
  4. — : ож;
  5. — : олото – евать;
  6. — : уст – исть;
  7. — : асточка – истик;
  8. — : аа – иска;
  9. — : ос – юх;
  10. — : арча – иетка;
  11. — : ысь – ис;
  12. — : обака – еледка;
  13. — : апок – ень;
  14. — : отоаппарат – ехтование;
  15. — : оккей – ек.

Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.

Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:

  • – од;
  • – ама;
  • – ейка;
  • – орковка;
  • – юсли;
  • – осорог;
  • – етопырь;
  • – омашка;
  • – ебенок.

Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга»
.

А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:

  • – орек;
  • – ирург;
  • – апля;
  • – еловек;
  • – етина.

Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
и «Фока, хочешь поесть щец?»
.

Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:

  • – ук и даже елудь;
  • – уба и ило читаются одинаково твердо;
  • – арапать и ирк – то же самое, звук произносится твердо.

Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким : жюри юри, Жюльен юльен.

Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:

  • – огурт;
  • – ирикать и асы – звук одинаково мягкий;
  • – ека и упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.

Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как .

Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.

Примеры звуко-буквенного разбора

Бага́ж — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а – гласный, безударный;

г – согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а – гласный, ударный;

ж – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Рожь – 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о – гласный, ударный;

ж – согласный, парный, глухой, твёрдый;

ь

я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный.

Её — 2 слога, 2 буквы, 4 звука.

е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, безударный;

ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный.

Ель — 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

е – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный;

л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Ёжик – 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный;

ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и – гласный, безударный;

к – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Ночь — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

н – согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о – гласный, ударный;

ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Обед — 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

о – гласный, безударный;

б – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е – гласный, ударный;

д – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Кольцо — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

к – согласный, парный, глухой, твёрдый;

о – гласный, безударный;

л – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

ц – согласный, непарный, глухой, твёрдый;

о – гласный, ударный.

Чайка — 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;

а – гласный, ударный;

й – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

к – согласный, парный, глухой, твёрдый;

а – гласный, безударный.

Беречь — 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

б – согласный, парный, звонкий, мягкий;

е – гласный, безударный;

р – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

е – гласный, ударный;

ч – согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь

Июнь [ий’ун ’ – 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

и – гласный, безударный;

ю – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный;

н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Маяк [май’ак – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

м – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а – гласный, безударный;

я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, ударный;

к – согласный, парный, глухой, твёрдый.

Осень — 2 слога, 5 букв, 4 звука.

о – гласный, ударный;

с – согласный, парный, глухой, мягкий;

е – гласный, безударный;

н – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь

Жить — 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

ж – согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и – гласный, ударный;

т – согласный, парный, глухой, мягкий;

ь

Россия — — 3 слога, 6 букв, 6 звуков.

р – согласный, непарный, звонкий, твердый;

а – гласный, безударный;

с – согласный, парный, глухой, мягкий;

и – гласный, ударный;

я – согласный, непарный, звонкий, мягкий;

– гласный, безударный.

Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.

Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.

В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи , памяти и внимания. Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения. Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат , .
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение согласных. Позиции, при которых согласные становятся глухими, конец слова. Дуб .
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь .
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки .
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать , косьба .

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм. Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова пример.

Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги

К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв

Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные

Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.

Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками

Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.

Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы

Видео про фонетическую транскрипцию

Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух

Важно всегда проверять транскрипцию
Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе. Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости

Возможно, вам также понадобится Морфологический разбор.

Всё для учебы » Русский язык » Фонетический разбор слова – план, примеры

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

Источник статьи: http://uchim.org/russkij-yazyk/foneticheskij-razbor-slova

Примеры фонетического разбора слов онлайн.

Транскрипция(звучание слова). Ударение на 2 слогИтого 4 буквы и 5 звуков в слове.Подробный фонетический разбор слова языкТранскрипция(звучание слова). Ударение на 1 слогИтого 6 букв и 5 звуков в слове.Подробный фонетический разбор слова солнце с пояснением.Транскрипция(звучание слова). Ударение на 1 слогИтого 4 буквы и 3 звука в слове.Разбор слова день онлайнТранскрипция(звучание слова). Ударение на 1 слогИтого 7 букв и 6 звуков в слове.Фонетический разбор слова русский…Транскрипция(звучание слова). Ударение на 1 слогИтого 5 букв и 4 звука в слове.Разбор слова классщукавыполнитьобедсхемаднелистьевлистьязвуккрючокосеньчайкащукуключночьслезвексъемсъелчестьелькольцояблоковьюгадеревьяросаушиелкабуквенножизниполявдругюгдрузьяпятьпредложенияулыбкасемьясчастьетранскрипцияежикягодаслышитсядождьземляморозбездельяякорьпоемпоешьяркиймяччайбукваправиламаякпевецлеспоетлобберезаподъездвыделяетямабелыйлюлькавыделитьморозовтаблицаполныйкомокбагажбывшегоюлаежтаксиружьезайцевзаяцчашкапроизведитегляжуработавекилегкийзвукижирныйручьидругомснегмягкийпраздниккаккакойцветокобразецясныйобъявитуроксогласныхветершколамедведьтечетцирксердцелейвьюнвремяводастоящейстоитстоялагриблилльетсделайтебольшойслогиптичьимзаданияворобьевпамяткабьетворобьиберегбудетепутемтетрадьнашелтемаблизкомышьеллюдиоченьгласныхтекстаответоктябрьгуашьжелтыйпозднийжилжитьжиложилиживетецветкалачзябликнайтиярмарказвездыконькиглаздубвновьчерныхчерныйводойбелалишьанализомюбкалиниямедскользятдетикленобъявлениеосеннийбуквуидитешелбиллисалискрыльягрустнобелкабелоканализконтрольнаявесналеснойкраясъестьморковькомпьютерправитобсуждалистоятьстоящийстоялрусскомлитаясинтаксическийаллеякакиесознаниеберезкарекакнигароссияслогпиласогласнымистепьюлюбовьпоютбесплатнопеньящикподъемзолотойелочкаписьменныйсделатьзимаемпрочелогоньпомощьречьсъездсентябрькарточкиледдомалфавитпоздняязмейзмеялестницазеленаямесяцконьуткаречкаслучайсиньгрязьправильныйнебожизньосиналюбимыймоюсьсоставтекстсиниераскаленнымденькибегутенотсмотретьпорядокцифрасукадорогаутюгредкиепредложениемалониткиязыкемуравьевяблоняпеснямуравьямльютфлагметельгородпозднодятелперумашинаеловыйпросьбаморелюблюлюбящийсколькоперьяптицытвердыйфонетикатеньпалкаморфологическийсоловьевсоловьисучьярябинавскорестултешешьпрожигаловеселодает

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 46,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Упражнение 216,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 263,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 96,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 152,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 42,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 128,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 233,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 147,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 151,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 62,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 64,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 298,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 508,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 625,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 311,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 340,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 342,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 37,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 75,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 115,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 176,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 280,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 512,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 551,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 567,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 165,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 359,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 608,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 281,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 290,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 230,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 25,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 338,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 403,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 414,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 452,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 150,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 499,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 529,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 586,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 155,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 172,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 180,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 18,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 70,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 403,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 22,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 119,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 166,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков . Звук — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков , , . Согласный — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная произносится как — .

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.2) Слог «гру» составляют три звука . Первый — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук — гласн., ударн. (карточка алого цвета). 3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука . Звук — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук — гласн., безударный (алая карточка). 5) Ставится ударение в схеме.6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный (фонетический) разбор слова, необходимо придерживаться следующего плана:

  • Поставить в слове ударение и определить количество слогов в слове.
  • Выписать все буквы в слове, а напротив каждой буквы записать соответствующий ей звук.
  • Для каждого звука написать характеристику.
  • Записать транскрипцию слова, а также посчитать все буквы и звуки в слове.

Начинать разбор слова необходимо с постановки ударения в слове (необходимо правильно произнести слово). После этого определяют, сколько в слове слогов. Количество слогов и количество вариантов переноса слова — это не одно и то же. Количество слогов в слове совпадает с количеством гласных букв, именно поэтому, чтобы посчитать слоги, достаточно посчитать гласные буквы. Затем необходимо записать все буквы в слове, а к каждой букве подобрать соответствующий ей звук (то, как буква произносится). Существуют буквы, которые не обозначают звуков — ь, ъ. Однако, если гласная находится в начале слова или гласная расположена после мягкого или твердого знака, то такая гласная будет обозначать сразу два звука. Звуки записываются в квадратных скобках. После того, как все звуки выписаны, необходимо дать каждому звуку характеристику, то есть описать его. В русском языке звуки делятся на две большие группы: гласные и согласные. Гласные звуки делятся на ударные или безударные. Согласные звуки бывают твердые или мягкие (парные или непарные), звонкие или глухие (парные или непарные). Если звук мягкий, то над ним справа ставится черточка. Если звук парный, значит такой звук имеет себе пару, но только по данному признаку (например, если звук — парный звонкий, то звук — парный глухой). В самом конце записывают транскрипцию слова в квадратных скобках. Транскрипция слова — это совокупность всех звуков, то, как мы произносим это слово. Завершается звуко-буквенный разбор написание количества всех букв и звуков.

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые заканчиваются на гласный,
  • закрытые – на согласный,
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже , у- чи ться .

Внимание! Порядок разбора со временем меняется. Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила

В слоговом делении также появились новые правила

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса.
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные к предшествующему: бул-ка, то – чка.

https://youtube.com/watch?v=jTLWY780KWs

Уроки русского. Звуки и буквы

Вопросы и ответы

У ребенка не получается выполнить разбор, что делать?

Иногда дети, сколько бы не учили правила, не могут самостоятельно проанализировать звукобуквенный состав слов. Причина может скрываться в логопедических проблемах. Если есть другие признаки (стойкие ошибки в письме, путаница написании сходных по звучанию букв, нечеткая речь), рекомендуется проконсультироваться с логопедом.

Зачем детям фонетический анализ слова?

Звукобуквенный анализ слов развивает чуткость, фонематический слух. Дети со временем смогут видеть и слышать, где звуки озвончаются, и где оглушаются, осваивать новые правила русского языка, чтобы писать грамотно и без ошибок.

Русское письмо – не звуковое письмо. Первым делом фонетический разбор дает детям понять, что буквенная пропись не равна звуковой и писать слова, как они слышатся, неправильно. Поэтому изучать звуки начинают несколько раньше, чем буквы, или одновременно с ними

Важно углублять знания постепенно и согласно возрасту. Фонетический анализ слов в 3, 4, 5 классах и далее усложняется

Важно научить ребенка выполнять задания, которые ему задают на уроках. Пробелы в знаниях могут привести к проблемам в учебе и непониманию, как делать разбор слов в старших классах школы и сдавать ЕГЭ по русскому языку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школа мам
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: