Сущность и структура концепции воспитания
В XXI веке основными ценностями цивилизованного мира выступают демократизм, плюрализм мнений и возможность выбора. В современной педагогике данные принципы находят свое отражение благодаря разработке новых воспитательных подходов.
Воспитанием признается результат действий со стороны семьи, школы и окружающей среды в отношении индивида, направленных на прививание навыков для их осуществления во взрослой жизни. Для этого процесса характерно взаимодействие между субъектами, которое сопровождается уважением к индивиду-воспитаннику, а также передачей ему ценностей и норм, способствующих формированию его личности.
Определение
Концепция воспитания — это система принципов, направленных на усвоение основных составляющих воспитательного процесса (целей, форм, сути, задачи и методов), способствующих самоидентификации человека и превращению его в личность.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
После распада Советского Союза классический подход к воспитанию поменялся. В стране возникла проблема создания и введения в практику новой педагогической концепции с целью формирования единой программы воспитательного процесса. Сегодня в России существует около 30 различных подходов и интерпретаций. Вот некоторые из них:
- Социальное воспитание. Концепция базируется на идее системно-социального проектирования, рассматривающего процесс воспитания как целенаправленный и влияющий на поведение и всю последующую жизнь личности.
- Концепции коллективного воспитания. Процессы воспитания рассматриваются как управление развитием личности.
- Личностная концепция, базирующаяся на антропологическом подходе и основанная на восприятии воспитания как культурного процесса.
- Личностно-ориентированный подход самовоспитания, рассматривающий его в качестве процесса для решения проблем, возникающих в течение жизни.
В современной отечественной педагогике отсутствует единая концепция воспитания. На сегодняшний день это является актуальной проблемой, требующей решения.
Классические и современные концепции воспитания.
Концепция воспитания – идея или ряд идей автора или группы авторов относительно воспитательных проблем.
К классическим концепциям воспитания можно отнести концепции: А.С.Макаренко, Януша Корчака, В.А.Сухомлинского, И.П.Иванова.
А.С. Макаренко. Основные идеи теории воспитательного коллектива:
1) разновозрастные отряды – каждому отряду свой возраст, помощь младшим;
2) советы командиров- один из органов самоуправления, дети решали все сами;
3) самоуправление;
4) педагогика параллельного действия – воздействие со стороны Макаренко и командиров;
5) система перспективных линий – ближняя-завтрашняя радость ребенка, средняя, дальняя-воспитание нравственных людей;
6) создание отношение ответственной зависимости, м/у членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие единство целей деятельности (рабочее сплочение).
Януш Корчак. Основная идея: «Воспитатель должен любить детей»:
Нельзя мерить детей на взрослый аршин – нельзя сравнивать ребенка со взрослым, т.к. душа ребенка очень ранима, воспитатель должен любить, понимать детей;
Проступок ребенка по своему ценен, потому что в конфликтах с совестью и вырабатывается моральная стойкость. Пусть дитя грешит (дать ребенку возможность исправиться, прощать ребенка, помогать ребенку решать проблемы);
Всякое общение с ребенком без любви – это общение без внимания.
Общие закономерности
Все подходы имеют очевидные отличия. Вместе с тем они основаны на общих закономерностях:
- воспитание и обучение тесно связаны;
- активности ученика напрямую влияет на эффективность воспитания;
- результат зависит от всего комплекса мероприятий: целей, методов, форм.
Стратегия развития педагогики имеет несколько основных направлений:
- повысить роль учителя и сформировать у нового поколения правильные жизненные установки;
- восстановить соответствие между качеством, содержанием воспитания и потребностями личности;
- восстановить роль государства в этом процессе.
Современные концепции воспитания в педагогике направлены в первую очередь на формирование полноценной, самодостаточной личности. Система образования постоянно совершенствуется, и стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была возможность получить знания, навыки при помощи современных технологий и методов.
Современный подход к воспитанию детей
В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.
Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.
Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.
В основу концепции положены такие идеи:
- природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
- культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
- гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
- упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).
Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.
Базовые теории воспитания и развития личности
Эти концепции базируются на теории детоцентризма, согласно которой ребенок составляет центр воспитания и его главную цель.
Гуманистическая парадигма ориентирована на максимально полное раскрытие человеческой «самости», индивидуальности
Внимание педагога центрировано на реализации личностных функций воспитанника, на приобретении им внутреннего опыта. При этом жизненный путь каждого ребенка рассматривается как уникальный
В соответствии с этим воспитательная деятельность понимается как помощь ребенку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний. Гуманистическое воспитание опирается на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника.
Задачей воспитания является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов.
Одна из гуманистических концепций воспитания — концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития О. С. Газмана, который исходит из социализации и индивидуализации. Особо значим процесс индивидуализации. Педагогическую поддержку −превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). О. С. Газман советует воспитателям:
1) ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
2) самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка;
3) принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
4) трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
5) не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
6) дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур;
7) не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
доверяя — не проверяй;
9) признавай право на ошибку и не суди за нее;
10) умей признать свою ошибку;
11) защищая ребенка, учи его защищаться.
Сторонники нового гуманизма выступают за гуманизацию системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Цель гуманистического воспитания — это создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом, а необходимое условие самореализации личности — формирование ее базовой культуры.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Объект коррекционной педагогики
- Воспитание у детей культуры труда, дисциплинированности и аккуратности на уроках технологии
- Задачи родительского воспитания
- Коммерческое образование
- Обучение детей лепке в младшем дошкольном возрасте
- Народная педагогика и этнопедагогика
- Программированное обучение. Основные принципы и достоинства
- Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
- Теоретические основы и особенности публичного выступления
- Развитие профессиональной компетенции воспитателей ДОУ
Что такое концепция воспитания?
Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.
Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.
Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.
Важные нормы воспитания
Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:
- нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
- члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
- социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
- падает рождаемость;
- традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
- нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
- нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.
Внимание
Выходом из ситуации представляется восстановление традиционной ценности брака, возрождение религиозных традиций, воссоздание здорового общественного уклада, формирование государственных институтов педагогической поддержки, духовно-нравственного воспитания.
Принципы воспитания детей
Современный подход к процессам воспитания позволяет выделить следующие принципы воспитания:
- Принцип единства, целостности и взаимосвязи компонентов, слагающих воспитательный процесс. На личность необходимо воздействовать с разных сторон через взаимосвязь процесса воспитания и самовоспитания, систему целей, требование необходимости использования комплекса соответствующих воспитательных средств и методов. Принцип предполагает комплексное применение всех звеньев и составляющих многостороннего воспитательного процесса, а также требует учитывать факторы, участвующие в воспитании (семья, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив, согласованность и единство и их действия).
- Ведущая роль преподавателя в воспитательной деятельности. Преподаватель воплощает в себе целостность и единство воспитательного процесса, гарантирует согласованность его частей и последовательное использование его принципов. Наиболее эффективным средством воспитательного воздействия является личный пример преподавателя. Преподаватель организует все виды активности обучающихся, все виды деятельности, их учебу, труд, устанавливает порядок и объем упражнений и заданий, сроки их выполнения, обеспечивает материально и организационно возможность решения любой воспитательной задачи, осуществляет регулярную помощь в работе, учебе, оценку и контроль качества и количества труда, стимулирует морально и материально затраченные усилия.
- Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Активное руководство преподавателя должно сочетаться с активной деятельностью учащихся и воспитанников. Эффективное развитие личности возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Воспитатель выступает в роли организатора различных видов деятельности, поощрять их творчество.
- Принцип связи воспитания с жизнью. Воспитательная деятельность подчинена государственной стратегии воспитания согласно идеологическим установкам в государстве, на формирование необходимого социального типа личности, на всестороннее развитие личности, жизненное и профессиональное самоопределение.
- Принцип гуманизма в воспитании. Базируется на возможности получения положительных результатов воспитания и предполагает опору на положительные задатки, присутствующие в каждой личности. Необходимо выявлять и развивать положительные черты, опираясь на которые можно решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Эффективное решение воспитательных задач невозможно без сочетания доверия и уважения.
-
Принцип опоры на коллектив. Воспитательный эффект во многом обусловлен воздействием микрогрупп, в которых происходит процесс воспитания личности. Существенным фактором воспитательного процесса выступает микроклимат в данных группах. Данный принцип требует умения определять характер малых групп, разбираться в индивидуальных особенностях людей и регулировать социально-психологический климат групп.
1. Принцип использования самовоспитания. Самовоспитание — самостоятельная целенаправленная деятельность, которая ведет к наиболее полному развитию, реализации и совершенствованию личности. Принцип требует овладения воспитанниками главными приемами самовоспитания: саморегуляции, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Замечание 2
Все принципы воспитания тесно между собой взаимосвязаны, обнаруживают единство и целостность процесса воспитания, помогают понять пути повышения его эффективности.
Некоторые авторы выделяют также такие принципы воспитания, как: принцип культуросообразности, личностного функционирования, субъективного контроля, принцип веры в ребенка, принцип включения ребенка в значимую деятельность, принцип народности, трудолюбия, ориентации на ценностные отношения, принятия ребенка как данности. Отдельно выделяется демократизм как принцип воспитания.
Принципы гуманистического мировоззрения
Гуманизм превратился в основание мировоззрения эпохи Возрождения.
Основные характеристики гуманистического мировоззрения:
Интерес к человеческим нуждам
Философы-гуманисты постигали учения античных классиков, увлекаясь изучением внешнего образа и духовной сущности гомо сапиенса.
Развитие культа индивидуальности
Значимым орудием образования человека становится литература, в частности поэзия (поэзия воплощалась в единении всего лучшего, что есть в человеке, считалась блестящей формой проявления мыслей и чувств одновременно).
Философская система
Философы-гуманисты стали отрицать философско-теологическую основу средневековых мудрецов, они исследуют человека, принимая во внимание его речь и поведение, которые выражают его темперамент и последствия его действий. Интеллектуал-гуманист находится в центре гуманизма как системы, он выражает и оберегает свою неординарность, отделяя свои убеждения от иных философов, и пытается преподнести свою идеологию
Интеллектуал-гуманист находится в центре гуманизма как системы, он выражает и оберегает свою неординарность, отделяя свои убеждения от иных философов, и пытается преподнести свою идеологию.
Универсальность гуманистических ценностей
Философы-гуманисты переступили сословные и классовые границы и объявили о всеохватности представленных ими людских ценностей, которые, по их мнению, имели важное значение для всего образованного общества
Мир детства
Педагогическая действительность может быть понята более глубоко, если рассматривать её как состоящую из различных миров: мира образования, мира культуры, мира социальности, мира информации и т.д., мира взрослых людей и мира детства.
Думается, что отношение к миру детства является разграничительным моментом социоориентированных и гуманистических воспитательных концепций.
В социоориентированных концепциях детство не имеет самостоятельного значения, оно рассматривается как подготовительный этап жизни, вследствие чего и воспитанию придаётся функция подготовки к жизни путём формирования определённых знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок.
В гуманистических же концепциях детство наполнено особыми духовными смыслами, переживаниями, свободно избираемыми формами проживания жизни и самопроявления личности. В современных концепциях воспитания обозначилось новое понимание феноменов детства.
По мнению Ш.А. Амонашвили, феноменами мира детства являются три страсти: к развитию, взрослению, свободе.
Безусловным феноменом развития личности в детстве является «слой детского сознания». Этим термином мы обозначаем способность детей отражать мир, радуясь ему, в мажорных тонах, ярких красках, доверять ему, проявлять особую сензитивность к добру, красоте, творчеству, наивно и искренне верить во всё хорошее. Поэтому необходимо охранительное отношение к детству. Главная задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы сохранить мир детства в целости и неприкосновенности и помочь ребёнку прожить его в радости и полноте устремлений. Не менее важная задача — обеспечить постепенный и безболезненный переход ребёнка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры.
В психолого-педагогической литературе имеются попытки по-новому описать мир детства, но целостной концепции развития личности в детстве, основанной на идеях гуманно-личностного подхода и достижениях всех наук, изучающих ребёнка, ещё не создано. Может быть, поэтому в современных концепциях воспитания личность ребёнка представлена бедно, односторонне, несмотря на декларацию таких целей воспитания, как её всестороннее и разностороннее развитие.
Технологический подход к воспитанию
Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.
Современные технологии воспитания делятся на три типа:
- повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
- ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
- перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов
Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.
Задачи гуманистического воспитания
• философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
• оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
• приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
• раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
• развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
• возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
• формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;
• развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни. Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.
Развитие гуманистической педагогики
Современные гуманистические педагоги стремятся предать данному мировоззрению конструктивную этическую основу, которая направлена на обеспечение высокой жизнеспособности личности в обществе перед лицом насущных социальных, правовых и прочих проблем.
По сути гуманизм – эта выгодная альтернатива непреложным догмам и иррациональному мышлению.
Гуманистическая педагогика учитывает тот факт, что знание создается людьми, которые имеют разные убеждения и ценности.
Это означает, что современный образовательный процесс должен обладать плюралистическим характером, то есть иметь несколько независимых и несвязанных друг с другом основ знаний и методологий познаний.
Ребенок должен узнать о всех достижениях культуры и технологий, ознакомиться с альтернативными точками зрения видения картин мира.
Знания не должны быть основаны на главенствовании определенной доктрины и мышления, а вместе с ними и формирование единственно правильного выбора.
Личность сама делает свободный выбор в соответствии со своим мировоззрением и придерживается индивидуального образ мышления.
Гуманизм проповедует свободу выбора каждого человека, в том числе и ребенка
Выводы о ценности деятельности выносятся самим учеником.
Из всего многообразия идей человек выбирает те, которые наиболее походят ему по наклонностям и потребностям его сущности.
Индивид должен помнить о множестве имеющихся возможностей и разнообразии культурных ценностей.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что объективная независимая от догм подача информации ученику позволяет ему сделать определенные выводы самому, понять истинное богатство жизненных возможностей и создать индивидуальную картину мира.
Максимальная объективность и корректность – это добродетели, к которым должны стремится современные педагоги, так как любая личность или мировоззрение имеет право на уважительное отношение к себе, обладает равной ценностью и достоинством.
Гуманизм открывает большое поле для индивидуальной свободы, не ограниченное доминирующим политическим или социальным мировоззрением.
Главная задача стоит при этом в приобщении индивидуальной личности к общечеловеческим ценностям.
Возникновение и развитие теории обучения и образования
Обучение как особый вид социальной деятельности возникло в античности и в средние века. После изменения общественных потребностей были созданы условия для формирования теории обучения и воспитания, которая наиболее четко была сформулирована в работе великого чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670) «Дидактика великих» (1632).
Чешский педагог был первым, кто сделал своей миссией «научить всех всему». Он резко критиковал схоластическое догматическое учение Средневековья. То, что можно внедрить в сознание, отметил он, «…было навязано, вбито в него, даже вколочено силой». Я. А. Коменский указывал, что истиной всякого знания являются ощущения, чувственные восприятия; нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в органах чувств. Естественно, детей нужно учить, наблюдая за окружающими их вещами, чтобы увидеть причинно-следственные связи.
Великий чешский педагог требовал, чтобы каждый ученик все изучал сам, на ощупь, все пробовал, произнося и делая, все применял путем соответствующих упражнений в наблюдении, в говорении, в практике. Я. Я.А. Коменский первым установил принципы, правила воспитания, его формы и методы. Счастлив тот народ, у которого хорошие школы, учебники, институты и методы обучения и воспитания.
Английский педагог Д. Локк (1632-1704) в своих «Мыслях о воспитании» (1693) разработал концепцию воспитания джентльмена, его готовности к «взрослой жизни», ранней профессионализации.
Французский педагог Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) отстаивал идею развития познавательной самостоятельности ребенка. В своей работе «Эмиль, или о воспитании» (1762) он выдвинул концепцию, согласно которой воспитание детей должно быть организовано с учетом их интересов, нужд, потребностей. Ж.-Ж. Руссо критиковал современный ему книжный характер образования, необоснованные объяснения, представления. Мы, подчеркивал Ж.-Ж. Руссо, придаем слишком большое значение словам: своим лепетным образованием мы создаем только лепечущих. Он призвал широко использовать живое созерцание детей в изучении природы. Труд, по его мнению, позволяет сознательно развивать умственные силы ребенка и обеспечивает процесс социализации, ученик должен «работать как фермер, а думать как философ».
Немецкий педагог Й. Ф. Гербарт (1776-1841) разработал теорию «воспитывающего обучения», которая объединяет процесс обучения и воспитания личности. Он считал, что процесс обучения должен строиться на четырех этапах: 1) ясность — выделение материала, углубленное его рассмотрение; 2) ассоциация — связь нового материала с предыдущими знаниями; 3) системы — формирование выводов, понятий, законов; 4) методы — применение полученных знаний.
Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746-1827) основал теорию элементарного образования в своих работах «Лингард и Гертруда» (1781-1787), «Лебединая песня» (1826). Он открыл основные элементы всех знаний: число, форму, слово. Иоганн Генрих Песталоцци коснулся задачи воспитания в детях всех сил и способностей, умения говорить, писать, наблюдать, считать и измерять. Чтобы изменить людей, утверждал он, их нужно любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. Работа, утверждал И. Х. Песталоцци, является самым важным элементом всестороннего воспитания и развития детей.
Считая главной и высшей задачей обучения развитие у детей внимания, памяти и мышления, немецкий педагог А. Дистервег (1790-1866) в своем «Руководстве для немецких учителей» (1835) рекомендует приучать учеников самостоятельно выполнять эту задачу, развивать их дремлющие силы и способности. В школе должны царить мышление, вопросы, ответы, поиск и находки. Ценны только те знания и навыки, которые человек приобретает самостоятельно, собственными усилиями. Поэтому ученик должен сам добиваться всего того, что он не приобретает сам и не развивает в себе, то есть не становится и не имеет.
Подход профессора Н. М. Таланчука
Еще одна теоретическая концепция была разработана Н. М. Таланчуком. Он ключевую роль отдавал социуму. Только пробуя разные роли, человек усваивает нормы поведения и выбирает себя место в жизни. Например, он становится семьянином, профессионалом или надежным другом.
По мнению профессора, вне социума человек не способен формировать мировоззрение, выбирать потребности и удовлетворять их. Он полагал, что цель воспитания — формирование гармоничной личности, которая сможет выполнять все социальные роли. Основная задача — помогать ребенку пробовать себя в том или иной образе.
Особенностью концепции Н. М. Таланчука стало то, что он ставил перед педагогом необходимость получения быстрых результатов. Традиционная модель предполагает отдаленную перспективу. Новая же система была нацелена на другое: освоение и выполнение социальных ролей в соответствии с возрастом. Соответственно, результаты воспитания будут видны уже на дошкольниках.
Цели и задачи гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.
Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, охватившей и образовательную практику России. Осознание данной тенденции поставило педагогику перед необходимостью пересмотра сложившейся в ней ранее адаптивной парадигмы, апеллирующей к определенным личностным параметрам, среди которых наибольшую ценность представляли идейность, дисциплинированность, исполнительность, общественная направленность, коллективизм. Это и было основным содержанием «социального заказа», на который работала педагогическая наука в советский период своего существования.
Выход из «прокрустова ложа» такого социального заказа требует изучения и развития личности как целостного начала, интегрирующего в себе наиболее важные проявления ее духовности. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Такой выход как раз и связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, ведущей среди которых является развитие личности.
Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности, формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:
философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности;
оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество;
приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним;
раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра;
развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества;
формирование отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;
развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.
Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.